Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИГИТАЛИЗАЦИИВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИГИТАЛИЗАЦИИВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
673
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / ЦИФРОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хурум Р. Ю., Птущенко Е. Б.

Проводится аналитический обзор использования информационных технологий в изобразительном искусстве, показаны особенности копирования оригиналов произведений в цифровом формате. В статье анализируется расширение возможностей художников с распространением цифровых технологий, рассмотрены такие формы искусства как традиционная, цифровая и традиционно-цифровая. Рассматривается актуальное на сегодняшний день применение технологий виртуальной и дополненной реальности, оживляющих фантазии художников и способных перемещать их в цифровое пространство. Художники цифровой живописи подражают традиционным инструментам мастеров: холст и мазки краски, фактура поверхности, игра света, а цифровая техника облегчает данный процесс, дает возможность ликвидировать ошибки, изменить композиции и пропорции изображения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR DIGITALIZATION IN FINE ARTS

The article is devoted to the peculiarities of the use of modern information technologies in the field of fine arts. The purpose of the article is to conduct an analytical review of the use of information technologies in the visual arts, showing the features of copying original works in digital format. The article analyzes the expansion of opportunities for artists with the spread of digital technologies, considers such forms of art as traditional, digital and traditional digital. The article discusses the current use of virtual and augmented reality technologies, which revive the fantasies of artists and are able to move them into digital art. Digital artists imitate the traditional tools of masters: canvas and strokes of paint, surface texture, play of light, and digital technology facilitates this process, makes it possible to eliminate errors, change the composition and proportions of the image. The significance of the analytical review of the article lies in the fact that the considered digital technologies and Internet resources can be used to study digital works of art, visit virtual museums and galleries. The article summarizes the material that digital technologies and author's concepts are becoming a step for the formation of a new perception of art - virtual

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИГИТАЛИЗАЦИИВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

Научная статья УДК 73.036:004.9 ББК 85.1,85 Х 98

DOI: 10.53598/2410-3489-2022-3-302-155-163

Перспективные цифровые технологии как инструмент дигитализации в изобразительном

искусстве

(Рецензирована)

Разиет Юнусовна Хурум1, Елена Борисовна Птущенко2

1,2Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3011-1820, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7820-9926

Аннотация:

Проводится аналитический обзор использования информационных технологий в изобразительном искусстве, показаны особенности копирования оригиналов произведений в цифровом формате. В статье анализируется расширение возможностей художников с распространением цифровых технологий, рассмотрены такие формы искусства как традиционная, цифровая и традиционно-цифровая. Рассматривается актуальное на сегодняшний день применение технологий виртуальной и дополненной реальности, оживляющих фантазии художников и способных перемещать их в цифровое пространство. Художники цифровой живописи подражают традиционным инструментам мастеров: холст и мазки краски, фактура поверхности, игра света, а цифровая техника облегчает данный процесс, дает возможность ликвидировать ошибки, изменить композиции и пропорции изображения.

Ключевые слова: цифровые технологии, сквозные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, цифровое искусство, цифровая живопись, цифровые ресурсы, цифровизация, компьютерная графика

Дляцитирования:Р.Ю.Хурум,Е.Б. Птущенко. Перспективныецифровые технологии как инструмент дигитализации в изобразительном искусстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2022. Вып. 3 (302). С.155-163. DOI 10.53598/2410-3489-2022-3-302-155-163

Original Research Paper

Promising digital technologies as a tool for digitalization in fine arts

Raziet Yu. Khurum1, Elena B. Ptushchenko2

1,2Adyghe State University, Maykop, Russia, 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3011-1820, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7820-9926

Abstract:

The article is devoted to the peculiarities of the use of modern information technologies in the field of fine arts. The purpose of the article is to conduct an analytical review of the use of information technologies in the visual arts, showing the features of copying original works in digital format. The article analyzes the expansion of opportunities for artists with the spread of digital technologies, considers such forms of art as traditional, digital and traditional digital. The article discusses the current use of virtual and augmented reality technologies, which revive the fantasies of artists and are able to move them into digital art. Digital artists imitate the traditional tools of masters: canvas and strokes of paint, surface texture, play of light, and digital technology facilitates this process, makes it possible to eliminate errors, change the composition and proportions of the image. The significance of the analytical review of the article lies in the fact that the considered digital technologies and Internet resources can be used to study digital works of art, visit virtual museums and galleries. The article summarizes the material that digital technologies and author's concepts are becoming a step for the formation of a new perception of art - virtual.

Keywords: Digital technologies, end-to-end technologies, virtual and augmented reality technologies, digital art, digital painting, digital resources, digitalization, computer graphics.

For citation: R.Yu. Khurum, E.B. Ptushchenko. Promising digital technologies as a tool for digitalization in fine arts // Bulletin of Adyghe State University, Ser.: Philology and Art Criticism, 2022. No.3 (302). P.155-163. DOI: 10.53598/2410-3489-2022-3-302-155-163

Введение.

Промышленная революция, базирующаяся на цифровых и сетевых технологиях, вызвала стремительные изменения во всех сферах жизни, и, в том числе, в образовании. Общество вступило в новый, постиндустриальный, период своего развития, когда на передний план выходят знания и информация.

Термин «Сетевое общество» означает выражение, придуманное в связи общественными, экономическими и культурными изменениями, порожденными распространением цифровых информационных и коммуникационных технологий.

«Цифровая революция, захватившая со второй половины ХХ века весь социум, коснулась и мира искусства, оказав огромное влияние на его становление и развитие. Взаимодействие технологий и искусства имело место на протяжении всей истории развития человечества. Технология в этом альянсе носила преимущественно прикладной характер, оставалась посредником между идеей художника

и ее материальным воплощением. Продолжая трансформировать плоскость традиционного искусства, технологии сегодня настолько захватывают творца, что его эксперименты с «материалом» заслоняют собой все иные смыслы и назначения искусства, создавая искусство технологий» [1].

«Конец ХХ - начало XXI вв. -эпоха компьютерных технологий, период технических открытий и информатизации. Все технические изобретения на протяжении истории человечества обретали непосредственное отражение и в художественной культуре, в частности в изобразительном искусстве. Каждая новая эпоха порождала новый вид искусства, где происходила трансформация, расширение и углубление выразительных средств и художественных критериев в искусстве, а также происходило слияние, взаимодействие и синтез искусств. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью постмодернистской культуры. Новаторство определяется в единстве содержания и формы,

более того, новаторство содержания не может быть без обновления формы, а обновление формы связано с новыми технологиями» [2].

В 2017 г. в программе «Цифровая экономика РФ» впервые был введен термин «сквозные цифровые технологии», к которым относятся:

♦ большие данные;

♦ нейротехнологии и искусственный интеллект;

♦ системы распределенного реестра;

♦ квантовые технологии;

♦ новые производственные технологии;

♦ промышленный интернет;

♦ компоненты робототехники и сенсорика;

♦ технологии беспроводной связи;

♦ технологии виртуальной и дополненной реальности [3].

Главное отличие нынешнего сетевого общества в том, что его формирование совершается во взаимодействии реальной, виртуальной и дополненной реальности. Сетевое общество характеризуется изменением отношения людей к окружающей среде, информации, современной технике.

В настоящее время в связи с быстро развивающимися цифровыми технологиями понятие цифрового искусства становится обширнее, оно включает в себя все произведения, сформированные с использованием цифровых технологий. С появлением компьютерного искусства цифровые технологии чрезвычайно повлияли на них, способствуя созданию новых художественных жанров и форм.

Давно и благополучно применяются в практике формирования произведений изобразительного искусства компьютерная техника и цифровые технологии создания и обработки изображений, которые дополняют традиционное изобразительное искусство и проникают почти во все его жанры и направления.

Материалы и методы.

Цель исследования - краткий обзор технологий, применявшихся в произведениях искусства, анализ процесса дигитализации и цифровой трансформации в искусстве, технологий виртуальной и дополненной реальности и их влияния на творческую деятельность цифровых художников, использования программного обеспечения и рассмотрения методов и способов применения и получения произведений изобразительного искусства.

Основными задачами являются следующие:

♦ определение понятия «цифровое» и «компьютерное искусство»;

♦ анализ взаимодействия цифрового искусства и цифровых технологий;

♦ раскрытие основных возможностей цифровой трансформации в искусстве;

♦ рассмотрение классификации технологий, применяемых цифровыми художниками и выявление самых значительных и существенных в представленной области;

♦ изучение существующих технологических разработок с целью осмысленного решения прикладных задач в области цифрового искусства.

Посредством реализации поставленных задач в ходе работы представляется вероятным определить специфику процесса дигитализации и обнаружить его воздействие на развитие цифрового искусства.

Предметом исследования является творческая деятельность современных цифровых художников и их произведения как продукт компьютерных технологий.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования: изучение, обобщение, сравнение компьютерных технологий, применяемых цифровыми художниками, а также метод анализа полученной информации.

Методологической базой нашего исследования является обобщение аналитических данных о способах

и приемах цифровизации художественной среды.

Как правило, под искусством понимают образное осмысление реального мира, где результатом является выражение внутреннего и внешнего мира по отношению к созидателю.

Цифровое или компьютерное искусство — направление в медиа искусстве, основанное на использовании информационных технологий, результатом которого являются художественные произведения в цифровой форме. С помощью специальных программ художник создает изображение и воплощает свой творческий замысел в жизнь.

Программы для редактирования цифровых изображений возникли ещё в 90-х годах прошлого века. Несмотря на различные обновления и усовершенствования за последний период времени, данную технологию невозможно назвать новой.

Результаты исследования и обсуждение.

Благодаря процессу развития компьютерных технологий существенно расширились возможности традиционного визуального искусства, при этом воздействующего на формирование компьютерного изобразительного искусства.

В основном видоизменяются такие виды изобразительного искусства как живопись, графика, скульптура и появились голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф.

Первостепенными качествами современного искусства, формировавшимися под влиянием технологий, являются:

♦ Интерактивность - обратная связь и возможность зрителя вступать в контакт с художником, участвуя в создании произведений.

♦ Новые художественные средства.

♦ Элитарность цифрового искусства [4].

С середины XX века в арт-процесс проникли видео и аудио, чуть позже - компьютерные

технологии, а в конце XX века -глобальная сеть Интернет. Был произведен анализ новых технологий, которые стали исходной точкой новых форм искусства.

В начале третьего тысячелетия были созданы гибкие дисплеи, нано-технологические покрытия, планшетный компьютер, стереоскопический 3D-дисплей, робот-репликатор, первый биологический 3D-принтер.

Современные технологии позволили художникам много экспериментировать и добиваться высоких результатов в традиционных и новых формах искусства.

«Открывающиеся возможности манипуляции с пространством, интерактивные системы и интернет, а также инновационные сенсорные технологии (3D) расширили и художественную реальность, обнаружили неограниченные творческие возможности для большинства художников. В медиа-арт входят такие инновационные формы искусства как нет-арт, био-арт, нано-арт, WEB-дизайн, технология дополненной реальности и другие» [5].

На смену традиционным средствам коммуникации пришли новые технологии с современным инструментарием искусства.

Цифровая живопись - электронное произведение изображений, при котором художник применяет компьютерные инструменты, аналогичные традиционным инструментам художника. Компьютер в цифровой живописи заменяет художнику кисть с мольбертом. Цифровые художники знают и имеют опыт традиционного художника, сочетая его с умением использовать весь инструментарий программного обеспечения компьютера для рисования.

В компьютерной графике в качестве инструмента применяются компьютеры со специальным программным обеспечением для создания и редактирования изображений, для оцифровки визуальной информации и дальнейшей её обработки, и хранения.

Появилось и в художественной сфере специальное программное обеспечение. Проанализируем некоторые области искусства, где используются эти программы.

Графический редактор - это специализированная компьютерная программа для работы с графическим изображением. Он отлично подходит для простого редактирования. С помощью этой программы художник может создавать стандартные изображения, обрабатывать изображение с применением разнообразных графических эффектов, изменяя атрибуты, палитру, масштаб, а также работать с многослойными изображениями и получать изображения со сканера и другой цифровой техники и т.д. Компьютерная графика представляет собой «синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, живописи и композиции, и других пластических искусств с компьютерными технологиями» [6].

Существуют специализированные пакеты иллюстративной графики, предназначенные, в основном, для создания и редактирования рисунков. «Безусловно, рисунок -важнейшая и определяющая часть любого творческого процесса в изобразительном искусстве. Его художественная ценность не представляется без предшествующей длительной практики и глубокого осмысления» [7]. С помощью таких прикладных программ как Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, CorelDRAW -можно создавать двумерные изображения, 3Ds Max - трехмерные изображения, Adobe Flash применяется для создания анимационных фильмов. Наиболее популярными программами, работающими с растровыми изображениями, в приложении которых имеется некоторое количество векторных инструментов, являются Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, созданные компанией Adobe Systems..

В векторной графике изображение строится с помощью набора

геометрических фигур (точки, линии, круги, кривые, прямоугольники, многоугольники и другие простые математические объекты, расположенные по координатам), которым присваиваются некоторые атрибуты: толщина линий, цвет заливки. Изображение хранится как набор координат, векторов, может без потерь поворачиваться, масштабироваться, деформироваться. Для создания иллюстрации необходимо указать его вершины, обводку, цвет заполнения. В векторной графике имитация трехмерности примитивнее, чем в растровой, и каждое такое преобразование происходит таким образом: убирается старый фрагмент изображения и вместо него создается новое.

Растровая графика строится двумерным массивом пикселей и любому пикселю сопоставляется значение яркости, цвета, прозрачности. Растровые изображения можно уменьшать без потерь, но могут исчезнуть некоторые детали изображения навечно, а увеличение изображения оборачивается внешним видом на увеличенные квадраты, которые прежде были пикселями. В растровом виде можно сохранить любое изображение, но он имеет свои недостатки: это потери при редактировании, занимает большой объем памяти, необходимой для работы с изображениями [8].

Образуемые в растровом изображении строки и столбцы формируют растр (матрицу), у каждого пикселя свой цвет и место, и все пиксели в комплексе создают изображение. Растровые изображения обладают следующими достоинствами: автоматизированный ввод информации, обработка трудных иллюстраций, адаптивность под разнообразные устройства и программы просмотра. Недостатком можно считать значительный объем занимаемой памяти, неисполнимость масштабирования и деформации без утраты качества изображения.

Существует достаточное количество компьютерных технологий, которые могут прийти на помощь будущему художнику воплотить в жизнь свои творческие замыслы. Одним из таких помощников, является многофункциональная программа - Paint, представляющая собой графический редактор, входящий в состав операционных систем Windows, позволяющих создавать рисунки и редактировать их. Paint заключается в том, что его можно использовать как цифровой мольберт.

Для начинающих художников программы Adobe Photoshop, Corel Draw слишком сложны из-за своего интерфейса и большого числа возможностей, поэтому для создания своих произведений они применяют графический редактор Paint Tool SAI. Многие художники предпочитают данную программу из-за её простоты, интерфейс приложения понятен и не загружен ненужными инструментами, высокая скорость работы, в дополнение к своему формату sai изображения можно сохранять в графических форматах.

Преимуществами векторной графики является небольшой объём памяти на персональном компьютере, изменение и масштабирование рисунка без утраты качества, независимо от характеристики устройства отображения изображение выглядит одинаково. К недостаткам относятся проблемы с совместимостью программ создания и просмотра, оказывается трудоемким процесс перевода растровых изображений в векторные.

В настоящее время 3D изображения широко распространены в дизайне, используются для создания мультипликационных фильмов, спецэффектов в фильмах. В дизайне при помощи компьютерной графики 3D изображения создают абстрактные геометрические формы. Стоит упомянуть также, что процесс анимации занимает много времени у специалистов, и требует разнообразного программного обеспечения.

Например, анимационная студия Disney для моделирования своих персонажей применяет приложения Autodesk Maya, Pixologic Zbrush

- для скульптурирования, для визуальных эффектов - Side Effects Houdini.

Компьютерная анимация - формируемый с помощью компьютера вид анимации, получивший широкое распространение в научной сфере, а также в среде развлечений. Анимация унаследовала от компьютерной графики способы формирования изображений: векторная графика, растровая графика, трехмерная графика. Существуют покадровая классическая анимация, Flash-анимация и 3D анимация. Flash-анимация работает по принципу анимации по ключевым кадрам. Ключевые кадры расставляется аниматором, а все промежуточные кадры обрабатывает специальная программа автоматически, только роль фазовщика исполняет компьютер. Такая анимация может быть двух видов: анимация движения и анимация формы. Для первого вида анимации изменяются свойства, связанные с движением объекта - положение, размер, поворот, а для второго - форма объекта. В основе любой анимации лежит фиксация фаз движения объектов -определение в каждый момент времени их положения, формы, размеров и иных свойств, и эту операцию называют фазовкой. Очень интересные визуальные эффекты получаются при комбинировании различных типов анимации. Процесс формирования мультфильмов состоит из нескольких этапов: первый этап заключается в создании идеи и сценария, второй - раскадровка, третий

- в создании макета мультфильма, четвертый - анимация, пятый - чистовая обрисовка и шестой - монтаж и сборка фильма [9].

Аддитивные технологии или технологии послойного наращивания и синтеза объектов с помощью компьютерных 3D-технологий.

Широкое применение получили фаббер-технологии или «3D-печать». Существуют различные аддитивные технологии, но процесс создания 3D модели один: производство путем послойного наложения материала и корректирование (полировка, удаление стержня и т.д.). Аддитивные технологии используются в скульптуре, а также в качестве элемента визуализации проектов в дизайне, архитектуре и строительстве, стоматологии и т.д. На современном этапе основной целью аддитивных технологий является производство органов человека для трансплантации.

Особое место в Интернет-пространстве отводится web-проектам по созданию виртуальных музеев, галерей. Виртуальная среда - это искусственно созданная реальность, которая отличается от реального мира, когда компьютер копирует интерьер, моделирует трехмерное пространство. Экскурсанты могут исследовать трехмерные объекты, окружающую среду, путешествовать по историческим местам, т.е. заниматься всем тем, что в реальной жизни недоступно по каким-либо причинам. Очень востребованы в обществе виртуальные музеи, которые позволяют не только увидеть картины известных художников и другие произведения искусств, но и погрузиться в эстетическую атмосферу различных эпох.

Технологии мультимедиа - это компьютерная технология, объединяющая различные виды медиа: текст, аудио, видео, анимация. Интерактивные технологии и мультимедиа приходят на помощь в организации развлекательных информационных мероприятий, что вызывает у посетителей яркие эмоции. Актуальным решением взаимодействия с посетителями музеев стали интерактивные устройства, позволяющие визуализировать информацию в цифровой форме: сообщение о картине, или информация о другом объекте в экспозиции может быть представлена с помощью

интерактивного стола в текстовом или в звуковом формате.

При выставке экспонатов музеи все чаще стали использовать интерактивные мультимедийные элементы. Одной из моделей виртуального музея является помещение с интерактивными объектами, такими как 3D-панорамы, голограммы, разнообразные виды трехмерных и плоских проекций. Интернет-технологии позволяют обеспечить сохранность, безопасность и быстрый доступ к экспонатам.

«Виртуальная реальность - цифровой мир, полностью созданный с помощью современных компьютерных технологий. Виртуальная реальность, естественно, полностью виртуальна, заменяет реальный мир, стремится к абсолютной им-мерсивности (достижению эффекта полного погружения) [10].

По мере распространения виртуальных технологий возник логичный вопрос: можно ли соединить два мира - реальный и виртуальный? Ответом стала технология «дополненная реальность», смысл которой заключается в том, что с помощью различных гаджетов реальный мир дополняется виртуальными объектами. Дополненная реальность - это технология, позволяющая в реальном времени дополнять физический мир цифровыми объектами и с помощью алгоритмов распознавания образов считывать изображение окружающей действительности. Потом реальный образ обрабатывается и дополняется виртуальным.

Отличие дополненной реальности от виртуальной реальности в том, что дополненная реальность лишь добавляет отдельные элементы в существующий мир, виртуальная же реальность искусственно создает целый мир заново [11].

Использование виртуальной и дополненной реальности в цифровом искусстве требует наличия специального оборудования и программного обеспечения. Одной из наилучших сред для разработки

виртуальной реальности является популярное приложение для создания видеоигр Unity 3D, а для рисования в виртуальной реальности было разработано приложение Google Tilt Brush.

Заключение.

В современном обществе все более востребованным и важным становится использование цифровых технологий в искусстве. Циф-ровизация не меняет искусство, а обогащает и делает его разнообразнее и доступнее. Основная причина цифровизации искусства в том, что художники отражают реальность, а технологии являются ее

неотъемлемой частью. Появление цифровых технологий позволило создавать и обрабатывать статические и движущиеся изображения и звук, в связи с чем современное искусство выходит на новый уровень, возникает масса возможностей и способов проведения мультимедийных выставок, формируется компьютерное и сетевое искусство. Цифровизация позволяет вывести искусство на новый уровень, существенно расширяя границы для всех желающих ознакомиться с ним, при этом очень важно сохранить истинную ценность изобразительного искусства.

Примечания:

1. Сколота З. Н. Современное искусство: формы и технологии // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 852-856.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Турлюн, Л.Н. Цифровая живопись как вид компьютерного искусства / Л.Н. Турлюн // // Молодой ученый. - 2016. - №4(108). - С. 876-879. - URL: https:// moluch.ru/archive/108/26005 (дата обращения: 14 июня 2022).

3. Развитие цифровых сквозных технологий [Электронный ресурс]. - URL: https://cdto.wiki (дата обращения 10 июня 2022).

4. Сечень Е. Информационные технологии в искусстве / Е. Сечень. [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/site/secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (дата обращения: 11 июня 2022)..

5. Ларина, Е. Технологическая революция: итоги и прогнозы / Е. Ларина, В. Ов-чинский (Электронный ресурс). - URL: http://svop.ru/main/40740 (дата обра-ще-ния: 12 июня 2022).

6. Клеопатрова, О.Взаимодействие традиционных и инновационных технологий в процессе обучения ИЗО / О. Клеопатрова [Электронный ресурс]. - URL: https://pandia.ru/text/77/271/39483.php (дата обращения 30 июня 2022).

7. Кауненко, Н.В. Рисунок и техника печатной графики / Н.В. Кауненко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение», ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал Адыгейского государственного университета. - 2021. - №1. - С.188-194.

8. Двумерная графика [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/ site/dvumernayagrafika/home/teoreticeskaa-cast/lekcia-1-dvumernaa-grafika (дата обращения 30 июня 2022).

9. Сечень, Е. Информационные технологии в искусстве / Е. Сечень [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sites.google.com/site/secenelena/ informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (дата обращения 25 июня 2022).

10. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А.В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(3):88-107. - URL: https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107 (дата обращения: 24 июня 2022).

11. Искусство в цифре: как технологии меняют искусство (Электронный ресурс). - URL: https://robb.report/stil-zhizni/56115-iskusstvo-v-cifre-kak-tehnologii-

menyayut-iskusstvo/?ysclid= I4mq60txt6510051881 (дата обращения: 25 июня 2022).

References:

1. Skolota Z.N. Modern art: forms and technologies // The young scientist. 2013. No. 11. P. 852-856.

2. Turlyun L.N. Digital painting as a kind of computer art // The young scientist. 2016. No. 4 (108). P. 876-879. URL: https://moluch.ru/archive/108/26005 (access date: June 14, 2022).

3. Development of digital end-to-end technologies. URL: https://cdto.wiki (access date: 10.06.2022).

4. Sechen E. Information technologies in art. URL: https://sites.google.com/site/ secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (access date: 11.06.2022).

5. Larina E., Ovchinsky V. Technological revolution: results and forecasts. URL: http://svop.ru/main/40740 (date of access: 12.06.2022).

6. Kleopatrova O. Interaction of traditional and innovative technologies in the process of teaching fine arts. URL: https://pandia.ru/text/77/271/39483.php (date of access: 30.06.2022).

7. Kaunenko N.V. Drawing and printing technique // Bulletin of the Adyghe State Uni-versity. Ser.: Philology and the Arts. 2021. Iss. 1. P. 188-194.

8. Two-dimensional graphics. URL: https://sites.google.com/site/ dvumernayagrafika/home/teoreticeskaa-cast/lekcia-1-dvumernaa-grafika (access date: 30 June 2022).

9. Sechen E. Information technologies in art. URL: https://www.sites.google. com/site/secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (access date 25.06.2022).

10. Ivanova A.V. VR and AR Technologies: Opportunities and Application Obstacles // Strategic Decisions and Risk Management. 2018. No. 3. P. 88-107. URL: https://doi. org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107 (access date: 24.06.2022).

11. Art in digital: how technology is changing art. URL: https://robb.report/stil-zhizni/56115-iskusstvo-v-cifre-kak-tehnologii-menyayut-iskusstvo/?ysclid=l4mq60t xt6510051881 (access date: 25.06.22).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.08.2022; одобрена после рецензирования 17.09.2022; принята к публикации 21.09.2022.

The paper was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 17.09.2022; accepted for publication 21.09.2022.

© Р. Ю. Хурум, Е. Б. Птущенко, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.