Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
863
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / СУД / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / JUSTICE / DIGITALIZATION / JUDICIAL SYSTEM / CIVIL PROCEDURE / COURT / LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаймалеева Айсылу Тагировна

Мировая тенденция к всеобщей цифровизации не могла не затронуть и сферу правосудия. С учетом угрозы, с которой столкнулся мир в виде новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с введением в 2020 г. ограничений на доступ в здания судов актуальной и своевременной стала инициатива о внесении изменений в процессуальное законодательство, касающихся уравнивания правового положения письменных документов и документов, направленных в электронном виде, о способах извещения лиц, участвующих в деле, об использовании систем, позволяющих суду и сторонам участвовать в процессе дистанционно, соблюдая при этом все процессуальные нормы. В статье предпринята попытка изучить тенденции развития гражданского процессуального законодательства, руководствуясь законопроектом, который был вынесен на обсуждение Министерством юстиции РФ 19 октября 2020 г. Цель: анализ тенденций развития гражданского процессуального законодательства в современном мире. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ законопроекта позволил выявить положительные и некоторые спорные моменты, которые подлежат уточнению и более детальному раскрытию в случае его принятия. Отражена позиция исследователей, изучающих вопросы информатизации правосудия, указаны перспективы развития судебной власти в сфере дальнейшей цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE JUDICIAL SYSTEM: ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PROCEDURAL LEGISLATION (ON THE EXAMPLE OF DRAFT AMENDMENTS TO THE CIVIL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The sphere of justice has also been affected by the global trend of universal digitalization. In view of a threat facing the world in the form of the new coronavirus infection COVID-19, as well as restrictions on access to court buildings in 2020, the initiative to amend the procedural legislation is relevant and timely. These amendments concern equalizing the legal status of written documents and electronic documents, about the methods of notifying the persons involved in the case, about the use of systems that allow the court and the parties to participate in proceedings remotely, while observing all procedural norms. The article attempts to study the trends in the development of civil procedural legislation, guided by the draft law, which was submitted for discussion by the Ministry of Justice of the Russian Federation on October 19, 2020. Purpose: to analyze trends in the development of civil procedural legislation in the modern world. Methods: the author uses empirical methods of comparison, description, interpretation and theoretical methods of formal and dialectical logic. Special scientific methods are used: legal-dogmatic and the method of interpreting legal norms. Results: the analysis of the draft law reveals some positive and some controversial points that are subject to clarification and more detailed disclosure if it were adopted. The position of researchers studying the issues of informatization of justice is reflected, the prospects for the development of the judiciary in the field of further digitalization are indicated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

УДК 347.91/.95

DOI 10.33184/pravgos-2020.4.21

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

ГАЙМАЛЕЕВА Айсылу Тагировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Россия. E-mail: Lillas@yandex.ru

Мировая тенденция к всеобщей цифровизации не могла не затронуть и сферу правосудия. С учетом угрозы, с которой столкнулся мир в виде новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с введением в 2020 г. ограничений на доступ в здания судов актуальной и своевременной стала инициатива о внесении изменений в процессуальное законодательство, касающихся уравнивания правового положения письменных документов и документов, направленных в электронном виде, о способах извещения лиц, участвующих в деле, об использовании систем, позволяющих суду и сторонам участвовать в процессе дистанционно, соблюдая при этом все процессуальные нормы. В статье предпринята попытка изучить тенденции развития гражданского процессуального законодательства, руководствуясь законопроектом, который был вынесен на обсуждение Министерством юстиции РФ 19 октября 2020 г. Цель: анализ тенденций развития гражданского процессуального законодательства в современном мире. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ законопроекта позволил выявить положительные и некоторые спорные моменты, которые подлежат уточнению и более детальному раскрытию в случае его принятия. Отражена позиция исследователей, изучающих вопросы информатизации правосудия, указаны перспективы развития судебной власти в сфере дальнейшей цифровизации.

28

Ключевые слова: правосудие; цифровизация; судебная система; гражданский процесс; суд; правовая система.

Центром развития современного права был подготовлен доклад «Информационные технологии в правосудии: состояние и перспективы. Россия и мир. Аналитический доклад», основанный на результатах Программы фундаментальных исследований НИУ «ВШЭ» в 2020 г.1, согласно которому информатизация судебных систем посредством использования ^-технологий является сегодня одним из наиболее передовых методов улучшения уровня доступности и качества правосудия не только в России, но и в мире. По мнению исследователей, внедрение электронных сервисов правосудия повлечет за собой ускорение процесса судопроизводства, сокращение нагрузки на аппарат суда, повысит уровень открытости судебной системы и, что самое главное, облегчит доступ физических и юридических лиц к судебной процедуре в результате сокращения расходов на физическое присутствие сторон в процессе или же на оплату профессионального представителя. Кроме этого, применение информационных технологий поможет расширить практику досудебного и внесудебного урегулирования споров, разрешать их на начальных стадиях, а также поможет гражданам, не имеющим юридического образования, эффективно защищать свои права. Также сделан вывод о том, что использование информационных технологий позволит существенно сократить временные, трудовые и финансово-экономические затраты на выполнение повторяющихся, рутинных процессов, характерных для различных этапов судопроизводства, на которые уходит много времени не только у участников судебных споров, но и у самих судей.

В настоящее время судебной системой используются системы электронной подачи документов и онлайн-взаимодействия сторон спора и судей, видео-конференц-связи, автоматического протоколирования и транскрибирования судебных заседаний. Исследователи полагают, что в ближайшем будущем развитие информационных технологий приведет к тому, что очные слушания по широкому перечню дел на небольшие суммы, а также по бесспорным делам перейдут в онлайн-формат, что обеспечит оперативность и доступность правосудия для участников процесса. При этом отмечается, что Российская Федерация характеризуется высоким

1 Информационные технологии в правосудии: состояние и перспективы. Россия и мир. Аналитический доклад / НИУ «ВШЭ» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--o1abds.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/07/tezis-informacionnie-tehnologii-v-pravosudii.pdf (дата обращения: 28.10.2020).

29

уровнем информатизации судебной системы. Лидером и пионером по внедрению и использованию новейших технологий является система арбитражных судов, в которых онлайн-правосудие можно считать состоявшимся фактом. Уровень информатизации российской системы экономического правосудия, по результатам экспертной оценки, составляет 7,5 баллов из 11, что превосходит показатели Австралии, Германии, Канады и соответствует уровню Сингапура и Китая.

Исследователи пришли к выводу о том, что в период ограничений, связанных с коронавирусом, судебная система Российской Федерации сделала значительный шаг вперед в цифровизации правосудия, прежде всего в арбитражных судах. В частности, успешно внедрена и подтвердила свою эффективность практика проведения онлайн-заседаний с использованием веб-конференции. С 21 апреля 2020 г. к рассмотрению дел с использованием системы веб-конференции приступил Верховный Суд РФ, далее практика рассмотрения дел с использованием личных средств видеотрансляции была распространена и на нижестоящие суды. Постановлением от 29 апреля 2020 г. президиумы Верховного Суда РФ и Совета судей РФ официально поддержали и рекомендовали проведение всех судебных заседаний в формате веб-конференции с использованием личных средств связи.

Как уже упоминалось, наиболее широко ^-технологии внедрены в арбитражных судах. Сервис дистанционного веб-участия в судебном заседании был совмещен с Картотекой арбитражных дел и системой «Мой арбитр», которые обеспечивают возможность подачи документов и доказательств в электронном виде с соблюдением требований к их аутентичности, возможность дистанционного ознакомления с материалами дела, установления личности участников через Единый портал государственных услуг. Совокупность произведенных действий позволяет полноценно рассматривать любые категории дел в онлайн-режиме с соблюдением всех прав участников процесса и требований к судебной процедуре. Согласно данным портала «Право.ги» на 13 июля 2020 г. к системе веб-конференции было подключено 90 арбитражных судов, проведено 19 213 он-лайн-заседаний, при этом назначено к рассмотрению еще 30 131 заседание, а всего подано 59 381 ходатайство о проведении судебных заседаний в онлайн-режиме1. Безусловно, все это привело к необходимости урегулирования электронного документооборота и приведения процессуального законодательства в соответствие со сложившимися реалиями.

1 Развитие российского правосудия: информатизация и технологизация [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/story/223787 (дата обращения: 27.10.2020).

30

Министерством юстиции РФ 19 октября 2020 г. был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства и иные законодательные акты» № 01/05/10-20/001094981 (далее - законопроект). Основные изменения, изложенные в нем, касаются удаленного участия в судебных заседаниях, электронного документооборота, извещения участников судебного процесса. С учетом того, что вот уже почти год мы живем под гнетом СОУГО-19 и возникших в связи с распространением данной инфекции ограничений, в том числе и некоторых ограничений физического доступа к судебной власти, указанные изменения являются вполне ожидаемыми и оправданными.

Разберем подробнее, что предлагает законодатель в целях улучшения электронного документооборота в судах. Хотелось бы отметить, что в данной статье я коснусь лишь изменений, вносимых в ГПК РФ, поскольку именно суды общей юрисдикции на фоне арбитражных судов выглядят как субъекты, требующие наиболее пристального внимания в части циф-ровизации документооборота.

Документооборот в судах общей юрисдикции регулируется приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов». Судами также используется приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа», который регламентирует порядок подачи именно электронных документов и согласно которому под электронным документом понимается документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 1 ст. 3 ГПК РФ устанавливает возможность подачи в суд искового заявления, заявления, жалобы и иных документов двумя способами - в бумажном и в электронном виде, в том числе в форме электронно-

1 О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства и иные законодательные акты : проект федер. закона [Электронный ресурс]. URL: https://regula-tion.gov.ru/projects#npa=109498 (дата обращения: 28.10.2020).

31

го документа. Законопроект предлагает внести в ч. 1 ст. 3 ГПК РФ изменения, позволяющие участнику судебного процесса подавать документы через личный кабинет - информационный ресурс, который размещен в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (всем известный портал «Госуслуги»), или через системы электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Ранее направление электронного документа было возможно лишь посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет, а именно через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие».

Нужно отметить, что из текста законопроекта не совсем ясно, что именно подразумевает законодатель под единой системой межведомственного электронного взаимодействия, поскольку в настоящее время в судах имеется ГАС «Правосудие», являющаяся информационной системой для участников судебного процесса, работающая совместно с ЕСИА - Единая система идентификации и аутентификации, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая позволяет идентифицировать физическое лицо путем создания ему учетной записи ЕСИА. Возможно, в данном случае подразумевается какая-то иная новая система, которая будет разрабатываться специально для таких целей, однако законодателем ее название не упомянуто. При этом законопроект указывает, что в случае подачи электронных документов через «Госуслуги» необходимо будет использовать простую электронную подпись, тогда как подача документов через систему электронного документооборота будет требовать усиленной квалифицированной электронной подписи.

Таким образом, способы подачи электронных документов законодателем расширяются. Это личный кабинет на «Госуслугах», а также система электронного документооборота участника процесса в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Какую роль в этой цепочке будет играть ГАС «Правосудие», пока неизвестно.

В законопроекте появился и новый термин - «системы веб-конференции», о которых в ГПК РФ не говорится. Посредством систем веб-конференции и уже указанных в ГПК РФ систем видео-конференц-связи могут быть получены объяснения сторон и третьих лиц, показания свиде-

32

телей, которые в силу ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами. Также предлагается дополнить ГПК РФ новой ст. 155.2, которая разъясняет, каким образом судом будет использована система веб-конференции. При этом предполагается, что участие в судебном заседании путем использования веб-конференции будет осуществляться при условии заявления лицами, участвующими в деле, и другими участниками процесса ходатайства об этом, подаваемого в суд в электронном виде, и при наличии в судах технической возможности организации веб-конференции. Личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующего в судебном заседании, при использовании системы веб-конференции осуществляется по документам, удостоверяющим личность гражданина, с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих дистанционную идентификацию и аутентификацию лица, включая Единую систему идентификации и аутентификации и Единую информационную систему персональных данных, обеспечивающую обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации. Предполагается, что об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования системы веб-конференции суд выносит определение, в котором указывается время проведения судебного заседания.

Что это будут за системы веб-конференции - всем известные Whatsapp, Zoom, Skype или же будет создана отдельная защищенная система, позволяющая судам проводить судебные заседания, - из законопроекта неясно. К примеру, 30 марта 2020 г. судьей Невьянского городского суда было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ИП Чуми-чева В.Г. с применением видеозвонка в мессенджере Whatsapp, на что указано в тексте постановления1. Данных о пересмотре данного дела вышестоящей инстанцией в открытом доступе на сайте Свердловского областного суда не имеется.

Согласно изменениям в ч. 1 ст. 35 ГПК РФ законодатель предлагает получать в электронном виде не только копии судебных постановлений, выполненных в форме электронного документа, что было и ранее, но

1 Постановление судьи Невьянского городского суда Свердловской области от 30.03.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://neviansky--svd.sudrf.ru/modules.php?name= sud_delo&srv_num= 1 &name_op=doc&number= 106111874&delo_id= 1500001&new=&text_ number=1 (дата обращения: 28.10.2020).

33

и их оригиналы в электронном виде. Кроме того, в электронной форме предлагается получать судебные повестки и иные судебные извещения, что также является нововведением.

К числу абсолютно новых процессуальных прав для лиц, участвующих в деле, предусмотренных законопроектом, относится право на доступ к материалам дела в электронном виде при наличии в суде такой технической возможности (ст. 35 ГПК РФ).

Статью 169 ГПК РФ предлагается дополнить таким основанием для отложения судебного заседания, как возникновение у суда обоснованных сомнений относительно аутентификации лица, участвующего в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.

Часть 1 ст. 177 ГПК РФ «Порядок допроса свидетеля» законопроект предлагает дополнить порядком установления личности свидетеля при его допросе путем использования системы веб-конференции, это осуществляется по документам, удостоверяющим личность гражданина с использованием информационно-технических средств, обеспечивающих дистанционную идентификацию и аутентификацию лица, включая Единую систему идентификации и аутентификации и Единую биометрическую систему. Подписка, которая берется у свидетеля о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью свидетеля либо усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. «Допрос свидетеля проводится судом, рассматривающим гражданское дело по существу, по общим правилам, установленным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 155.2 настоящего Кодекса».

Большие изменения предусматривает законопроект и в области судебных извещений и вызовов. Так, предлагается направлять судебные извещения в электронном виде в личный кабинет на «Госуслугах», в систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи. Также законопроект вновь исключает из способа доставки информации о принятии искового заявления и заявления к производству суда данных о времени и месте судебного заседания, а также совершении отдельных процессуальных действий путем указания данной информации на официальном сайте соответствующего суда. Законопроект предполагает размещение этих данных в сети Интернет. Это вызывает некоторые сомнения в юридической технике написания нормы права, поскольку непонятно, где же в Интернете должна быть указана данная информация,

34

ведь понятие «Интернет» очень обширно и неконкретно. В данном случае, на мой взгляд, должно быть четкое указание на конкретное место размещения указанной информации, доступное для участников процесса.

Важным также является вопрос о том, когда лицо будет считаться надлежаще извещенным. Этому в законопроекте посвящена ст. 117, которая изложена полностью в новой редакции. Законодатель увеличивает количество оснований, когда лица, участвующие в деле и другие участники, считаются надлежаще извещенными. К имеющимся в настоящее время в законодательстве основаниям добавляются также и те, когда у суда имеются доказательства доставки судебного извещения в систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; имеются доказательства доставки судебного извещения в личный кабинет участника процесса, давшего согласие в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» на уведомление через личный кабинет, если адресат не ходатайствовал о направлении ему судебных извещений на бумажном носителе; также имеются доказательства доставки копии судебной повестки или иного судебного извещения на бумажном носителе по почтовому адресу пользователя, направленных посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Данная норма также необходима для того, чтобы участники процесса не злоупотребляли своими процессуальными правами, как на то ранее указал Конституционный Суд РФ в Определении от 19 октября 2010 г. № 1286-О-О: «часть вторая статьи 117 ГПК Российской Федерации, устанавливающая, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, направлена на пресечение злоупотреблений со стороны участников процесса принадлежащими им процессуальными правами, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы, перечисленные в жалобе»1. Таким образом, законопроект существенно расширяет основания для признания участника процесса надлежаще извещенным, что является, безусловно, положительной тенденцией для судов, поскольку ранее им приходилось давать оценку тому, яв-

1 Определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1286-О-О [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс (дата обращения: 28.10.2020).

35

ляется ли лицо надлежащим образом извещенным на основании совокупности установленных данных, а также определять, не имеется ли в каждом конкретном случае ненадлежащего извещения недобросовестности со стороны участника процесса. С другой стороны, участникам процесса придется сложнее в доказывании своего ненадлежащего извещения, что приведет к количественному уменьшению отмен судебного акта по такому основанию.

Также следует отметить и нововведение, которое предлагает законопроект в части изменения приказного производства.

Так, расширяются способы подачи заявления о вынесении судебного приказа и документов, приложенных к нему. Они могут быть поданы не только в письменном виде, как это сейчас предусмотрено ст. 124 ГПК РФ, но и в форме электронного документа. Также законопроект предусматривает возможность выполнения судебного приказа в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в двух экземплярах на бумажном носителе. Указанное, безусловно, положительно отразится на документообороте с иными ведомственными органами, в частности сократит бумажный документооборот с органами службы судебных приставов. Тем не менее законопроект не урегулировал иные способы уведомления лица, в отношении которого вынесен судебный приказ, кроме отправки его копии должнику путем направления почтового отправления, оставив ст. 128 ГПК РФ «Извещение должника о вынесении судебного приказа» без изменений. При необходимости отмены судебного приказа должнику также не предоставлено право направления заявления об отмене путем направления электронного документа, поскольку законопроект оставил ст. 129 ГПК РФ «Отмена судебного приказа» в действующей редакции.

Что касается изменений в ст. 131 ГПК РФ «Форма и содержание искового заявления», то законопроект расширяет возможность для истца обратиться в суд в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. В настоящее время ГПК РФ предусматривает возможность обращения в суд в письменной форме, без уточнения конкретных способов доставки иска в суд.

Внесены изменения и в ч. 2 ст. 214 ГПК РФ «Выдача и направление копий решений суда». Действующей нормой предусматривается, что решение суда, выполненное в форме электронного документа, с согласия лиц, участвующих в деле, их представителей направляется им посредством его размещения на официальном сайте суда в сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее пяти дней после дня его принятия и

36

(или) составления. Законопроект же предлагает внести изменения в указанную часть статьи и изложить ее в следующей редакции: «Решение, выполненное в форме электронного документа, с согласия лиц, участвующих в деле, их представителей направляется им посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня составления мотивированного решения.

Решение или копия решения в электронном виде могут быть направлены участнику процесса в личный кабинет, в систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи.

В случае, если решение суда выполнено только на бумажном носителе, суд направляет копии решения суда лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее пяти дней после дня принятия и (или) составления решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении или по ходатайству указанных лиц вручает им под расписку».

Таким образом, законодатель вновь предлагает исключить такой способ размещения судебного акта, как размещение на официальном сайте суда, заменив его тремя иными способами доставки участнику процесса - в личный кабинет на «Госуслугах», в систему электронного документооборота посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи.

Аналогичные изменения в способах доставки предлагаются законопроектом и в отношении высылки лицам, участвовавшим в деле, определений суда.

С учетом того, что в 2019 г. проведена процессуальная реформа, выразившаяся в создании новых апелляционных и кассационных судов, и данные суды, как правило, расположены в разных субъектах Российской Федерации, то возможность направления апелляционных и кассационных жалоб не только в письменном, но и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, представляется очень своевременной и удобной для подателя апелляционной или кассационной жалобы. Такая возможность предоставляется заявителям ст. 321 законопроекта. Также законопроект устанавливает и возможность подачи заявления об отказе от апелляционных жалобы, представления в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, тогда как ранее они могли быть поданы только в письменном виде.

37

Аналогичные возможности законопроект предоставляет и тем заявителям, которые планируют подавать надзорную жалобу или заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам - все они также могут обратиться в соответствующий суд в форме электронного документа.

Вновь возвращаясь к результатам исследования Центра развития современного права, следует отметить, что, по мнению исследователей, наиболее перспективными направлениями развития информатизации правосудия в настоящее время являются: упрощение требований закона к проведению онлайн-процессов и расширение практики их использования; стремление к дальнейшей автоматизации и цифровизации рассмотрения дел, а именно в порядке упрощенного и приказного производства; перевод рассмотрения некоторых категорий споров полностью в онлайн-формат, как это уже сделано в Китае, Канаде и Австралии. Также в докладе предлагается распространить требования о представлении документов и доказательств в арбитражные суды в электронном виде на исковое производство, чтобы предоставить участникам процессов возможность дистанционно ознакомляться с материалами дела. Указывается на необходимость активнее распространять передовой опыт информатизации арбитражных судов и на суды общей юрисдикции - как в части внедрения прогрессивных электронных сервисов, так и в части повышения их доступности.

Таким образом, исследователями подтверждается тот факт, что суды общей юрисдикции находятся на более низкой ступени своей цифро-визации, уступая в первенстве арбитражным судам. В этой связи внесение изменений в гражданское процессуальное законодательство представляется весьма своевременным. Несмотря на некоторые неточности в формулировках юридических норм, данные изменения положительном повлияют на законодательство.

Кроме того, нужно отметить тот факт, что движение законодателя в сторону легитимации электронных процессуальных документов путем приравнивания их по своему юридическому значению к письменным, является прогрессивным и отражает тенденции современного мира к оцифровке документооборота, что стало особенно актуальным во время вынужденного карантина по причине пандемии, вызванной СОУГО-19.

Дата поступления: 02.11.2020

38

DIGITALIZATION OF THE JUDICIAL SYSTEM: ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PROCEDURAL LEGISLATION (ON THE EXAMPLE OF DRAFT AMENDMENTS TO THE CIVIL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

GAYMALEEVA Aisylu Tagirovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Civil Law of the Institute of Law, Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: Lillas@yandex.ru

The sphere of justice has also been affected by the global trend of universal digitalization. In view of a threat facing the world in the form of the new coro-navirus infection COVID-19, as well as restrictions on access to court buildings in 2020, the initiative to amend the procedural legislation is relevant and timely. These amendments concern equalizing the legal status of written documents and electronic documents, about the methods of notifying the persons involved in the case, about the use of systems that allow the court and the parties to participate in proceedings remotely, while observing all procedural norms. The article attempts to study the trends in the development of civil procedural legislation, guided by the draft law, which was submitted for discussion by the Ministry of Justice of the Russian Federation on October 19, 2020. Purpose: to analyze trends in the development of civil procedural legislation in the modern world. Methods: the author uses empirical methods of comparison, description, interpretation and theoretical methods of formal and dialectical logic. Special scientific methods are used: legal-dogmatic and the method of interpreting legal norms. Results: the analysis of the draft law reveals some positive and some controversial points that are subject to clarification and more detailed disclosure if it were adopted. The position of researchers studying the issues of informatization of justice is reflected, the prospects for the development of the judiciary in the field of further digitalization are indicated. Keywords: justice; digitalization; judicial system; civil procedure; court; legal system.

Received: 02.11.2020

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.