ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ОСОБЕННОСТИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
С.М. Касымова, старший преподаватель М.А. Арзыбаева, канд. экон. наук, доцент Ошский технологический университет (Кыргызстан, г. Ош)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-1-159-161
Аннотация. В предлагаемой научной статье исследованы современные основы и состояние предоставления социальных услуг в КР в процессе цифровизации. В качестве объекта исследования выступает система комплексного внедрения современных цифровых технологий в социальную сферу. По результатам исследования на основе анализа текущей ситуации электронного предоставления социальных услуг и выявление проблем цифровизации формулированы рекомендации цифровой трансформации государственного управления, развитие информационно коммуникационной инфраструктуры на основе новых технологий.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая экономика, социальные услуги, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, благосостояние населения.
Основная стратегическая цель построения модели информационной экономики состоит в повышении качества жизни граждан страны посредством внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в повседневную жизнь общества. На сегодня в Кыргызстане врамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 20182040 гг., Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», в стране запущена система межведомственного взаимодействия, внедряется электронный документооборот между ведомствами, у граждан появилась возможность получения электронных госуслуг. Создание и развитие цифровой ИКТ-инфраструктуры (телекоммуникационные сети, центры обработки данных, облачные технологии, центры доступа к информации и услугам, цифровые платформы), включая широкополосную связь, доступность услуг связи для всех категорий граждан, включая группы с особыми потребностями, преодоление цифрового разрыва в доступе, стандартизации [1]. Цифровая трансформация всех отраслей экономики и переход системы государственного управления в электронный формат посредством системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» позволят значительно сократить бюрократию, оптимизировать систему государственного управления, создать мобильное и гибкое государство и оперативно реагиро-
вать на любые современные вызовы, запросы граждан и бизнеса [3].
На сегодняшний день, в Социальном фонде успешно внедрены и функционирует следующие автоматизированные информационные системы:
- информационная система управления человеческими ресурсами "е-Kyzmat";
- информационная система электронного документооборота «InfoDocs»;
- автоматизированная информационная система «Электронный кабинет застрахованных лиц».
Социальный фонд посредством системы межведомственного электронного взаимодействия «ТYндYк», в соответствии законодательством Кыргызской Республики предоставляет необходимые информации 14 государственным органам, 17 коммерческим банкам и 10 микрокредитным компаниям. Социальный фонд проводит дальнейшие соответствующие работы по заключению Соглашений с остальными государственными органами, коммерческими банками и микрокредитными компаниями по мере их готовности по обмену информацией в системе межведомственного электронного взаимодействия «ТYндYк» [6].
С 2024 года в КР в мобильном приложении «ТYндYк» доступен новый цифровой документ «Пенсионное удостоверение». Новый цифровой документ «Пенсионное удостове-
рение» имеет такую же юридическую силу, как и другие цифровые документы и может использоваться во всех случаях, когда требуется предъявление официального документа в государственных органах, а также в юридических организациях. Также около 1,9 тыс. человек получили статус «Цифровой кочевник», пилотный проект по присвоению данного статуса реализуется с 29 сентября 2022 года. Получатель статуса «Цифрового кочевника» освобождается от получения разрешения на работу сроком на 1 год, регистрации по месту временного проживания, автоматически получает ПИН-код, а также получает государственные услуги в порядке, установленном Министерством юстиции и в Налоговой службе [8].
В рамках программы «Правительственные акселераторы» в целях повышения качества, адресности и эффективности предоставляемых услуг населению, автоматизированы бизнес-процессы МСЭК по упрощению процедур освидетельствования, переосвидетельствования, установления факта инвалидности (форма 088/у). За прошлый год в ходе предоставления государственных услуг в автоматизированном режиме было произведено более 7,2 млн транзакций.
Между тем, по данным Нацстаткома КР, 99% кыргызстанцев сегодня охвачены мобильными сетями, из которых 70% имеют доступ к высококачественному 40 интернету, 62,8% населения Кыргызстана в возрасте от 15 и старше пользуются глобальной сетью [9].
Во время пандемии СОУГО-19 наличие доступа к цифровой связи быстро становится глобальным показателем инклюзивности и изоляции.Внедрение цифровых технологий ускорилось из-за СОУГО 19 и его влияния на людей во всем мире, пользующихся социальными услугами.При обеспечении их соответствующими навыками цифровые технологии открывают новые возможности для включения уязвимых групп населения в процессы экономического развития страны [5].
На сегодня количество услуг, предоставляемых Государственным порталом электронных услуг КР по социальным выплатам составляет -25 услуг.Стоит отметить, что в Кыргызской республике функционирует свыше 150 информационных систем, внедренных в
более чем 70 государственных органах.На январь 2024 года - 711,34 млн сомов сэкономлено пользователями Госпортала; 99 024 посетителей Госпортала на январь 2024 года; 10 962 273 услуг получено пользователями Госпортала; 131 532 посетителей Госпортала за 2024 год; 9 135 234 часов сэкономлено пользователями Госпортала.
По оценке экспертов, к 2030 г., рост ВВП будет более чем наполовину связан с цифро-визацией (1,47% из 2,75% ежегодного прироста ВВП), в первую очередь в результате повышения эффективности и конкурентоспособности всех секторов экономики.
Таким образом, по результатам исследования следует что, развитие цифровых технологий в течение продолжительного периода определяет вектор развития экономики и общества, что приводит к кардинальным изменениям в жизни людей. Особенность развития цифровой экономики - высокая возможность монополизации новых рынков, и концентрация развивающихся и реорганизованных компаний в нескольких государствах.
Основная стратегическая цель построения модели информационной экономики состоит в повышении качества жизни граждан страны посредством внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в повседневную жизнь общества. Для достижения главной цели на государственном уровне разрабатываются и утверждаются целевые индикаторы, достижение которых будет считаться успешным итогом реализации государственных программ.
Становление и развитие отраслей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и расширение внедрения их продукции в различные сферы экономики даст возможность существенно повысить качество оказываемых услуг населению, увеличить эффективность и результативность управленческих процедур, укрепить устойчивость и безопасность национальной экономики.
Социальная сфера должна быть готова к цифровой трансформации, вместе с этим должным образом назреть и оформиться стратегии развития, предполагающие коренное изменение способов организации и ведения деятельности за счет планируемого интенсивного внедрения цифровых технологий.
Библиографический список
1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы Бишкек ноябрь, 2018 г.
2. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». - Бишкек, 2020.
3. Оценка цифровой трансформации в Кыргызской Республике. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - Бишкек, 2020.
4. Указ Президента Кыргызской Респуьлики от 17 декабря 2020 года УП № 64 О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики, г. Бишкек.
5. Бужинская Н.В., Васева Е.С. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих специалистов ИТ-сферы в условиях цифровой трансформации экономики // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2021. - № 1 (46). - С. 28-33.
6. Краковская И.Н., Казаков Е.А. Международная и российская практика государственного регулирования цифровой трансформации промышленности // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Т. 13. - № 1. - С. 11-28.
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socfond.kg/.
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mlsp.gov.kg/.
9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stat.kg/.
10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/261078389.html.
DIGITALIZATION OF SOCIAL SERVICES IN KYRGYZSTAN: FEATURES AND
PROSPECTS
S.M. Kasymova, Senior Lecturer
M.A. Arzybaeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Osh Technological University (Kyrgyz Republic, Osh)
Abstract. The proposed scientific article examines the modern foundations and the state of the provision of social services in the Kyrgyz Republic in the process of digitalization. The object of the study is the system of integrated implementation of modern digital technologies in the social sphere. Based on the results of the study, based on the analysis of the current situation of the digitalization process and the identification of digitalization problems, recommendations for the digital transformation of public administration, the development of information and communication infrastructure based on new technologies are formulated.
Keywords: digital technologies, digital economy, social services, information and communication technologies, digitalization, welfare of the population.