— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-25 УДК 330.341:004 (575.2)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСКОРЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Островская Е.С., Сулеева Д.А., Рахманалиева А.А., Кочербаева А.А.
Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина
Аннотация. В данной статье рассмотрен процесс цифровой трансформации в ведущих отраслях экономики Кыргызской Республики, проведена оценка уровня цифрового развития на предприятиях реального сектора, в том числе в сельском хозяйстве. Исследования использования информационно-коммуникационных технологий в хозяйственной деятельности предприятий показывают динамику роста приоритетных отраслей государства. Целью исследования внедрения цифровых инноваций в экономику Кыргызской Республики является изучение проблем и перспектив цифровизации на пороге коммерциализации цифровых инноваций в стратегических отраслях экономики. Методами исследования являются статистический анализ и контент-анализ обзора литературы по теме исследования. Результаты исследования: рассмотрена динамика продвижения цифровизации в ведущих отраслях экономики Кыргызской Республики; обозначены перспективы цифровизации в соответствии с Концепцией цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 гг.; определены проблемы цифровизации экономики по регионам Кыргызской Республики и предложены рекомендации по их решению.
Ключевые слова: Цифровизация, цифровая экономика, цифровые инновации, информационно-коммуникационные технологии, банковский сектор, сельское хозяйство, промышленность.
DIGITALIZATION AS A FACTOR IN ACCELERATED ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Elena S. Ostrovskaya, Dilyara A. Suleeva, Aizhan A. Rakhmanalieva,
Ainura A. Kocherbaeva
Kyrgyz-Russian Slavic University named after the first President of the Russian Federation B.N. Yeltsin
Abstract. This article examines the process of digital transformation in the leading sectors of the economy of the Kyrgyz Republic, assesses the level of digital development at enterprises of the real sector, including agriculture. Studies of the use of information and communication technologies in the economic activities of enterprises show the dynamics of growth of priority sectors of the state. The purpose of the study on the introduction of digital innovations in the economy of the Kyrgyz Republic is to study the problems and prospects of digitalization on the threshold of commercialization of digital innovations in strategic sectors of the economy. The research methods are: statistical analysis and content analysis of the literature review on the topic of the study. Results of the study: the dynamics of promoting the digitalization of the leading sectors of the economy of the Kyrgyz Republic are considered; outlined the prospects for digitalization in accordance with the Concept of Digital Transformation of the Kyrgyz Republic for 2024-2028; the problems of digitalization of the economy in the regions of the Kyrgyz Republic are identified and recommendations for their solution are proposed.
Keywords: Digitalization, digital economy, digital innovations, information and communication technologies, banking sector, agriculture, industry.
Введение.
Ни для кого не секрет, что цифровизация является длительным и сложным процессом, хотя и объективно необходимым, который в перспективе должен способствовать развитию отдельных отраслей экономики. Цифровой переход к техно-
логиям будущего охватывает реальный сектор страны и создает возможности индустриализации экономики на основе автоматизации сложных процессов, улучшения экономических показателей, прогрессивного роста экономики. Важную роль цифровизация занимает в сельском хозяйстве, адаптируя местные фермы и хозяй-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ства в единую информационную платформу местных производителей и фермеров в вопросах автоматизации и коммерциализации хозяйственной деятельности, в том числе в отдаленных регионах страны.
Проникновение цифровых инноваций в различные сектора экономики способствует ускоренному экономическому развитию в долгосрочной перспективе. Этот фактор становится сдерживающим препятствием на пути предприятий малого и среднего бизнеса, стремящегося к получению максимальной прибыли в короткие сроки на вложенный капитал.
Для крупных компаний, среди которых следует выделить банковский сектор, внедрение цифровых технологий становится условием существования в условиях цифровой конкуренции. Но оставаться лидером рынка цифровых инноваций банковский сектор может только, благодаря ускоренному процессу цифровизации в реальном секторе экономики, повышая уровень капитализации их цифровых инноваций. Тем не менее, многие исследователи и практики сходятся во мнении о возникновении трудностей при внедрении цифровых инноваций как на уровне организации предприятия, так и на уровне государства.
Как показывает оценка зарубежных авторов в публикациях о цифровых инновациях, «несмотря на значительные усилия и вложенные ресурсы, согласно последним отраслевым оценкам, около 75 % 0! все еще застопорились, не достигнув желаемого масштаба» [1]. Для всего мира цифровая революция стала основой преобразования и трансформацией традиционных форм бизнеса в наиболее прогрессивные технологичные предприятия. В таком процессе не могут быть исключены не только длительный период окупаемости вложенных средств, но и потери инвестиций в низкоприбыльный бизнес.
По мнению авторов публикации о развитии новых корпоративных видах бизнеса, «если новые предприятия остаются запертыми в своих первоначальных исследовательских усилиях, организации рискуют потерять отдачу от своих дорогостоящих инвестиций, способствуя нисходящему циклу поиска и неудач» [2]. Соответственно, естественный процесс отбора, характерный для перехода к новом цифровому порядку, порождает появление достаточно сильных предприятий, способствующих переходу к новому индустриальному обществу.
Цифровое содействие прогрессивному экономическому росту прослеживается в развитии цифровых технологий банковских услуг, в создании кластеров цифровизации: «банк-предприятие» и «банк-ферма». Постоянное взаимодействие банковского и реального секторов становится наиболее эффективным в цифровом формате, обеспечивая «прозрачный» переход к изменениям в налоговой и экономической политике государства.
© Островская Е.С., 211
Обсуждение.
Внедрение цифровизации в реальном секторе экономики Кыргызской Республики осуществляется независимо от форм собственности как фактор ускоренного экономического развития государства. Правительством утвержден порядок внедрения цифровых технологий на основе Концепции цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 гг., а также Национальной программы развития до 2026 года, проведен ряд мероприятий по финансовой грамотности населения, особенно в отдаленных регионах страны.
Основными приоритетами Концепции цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 гг. стали предприятия энергетической отрасли, горной промышленности, строительства и телекоммуникаций [3].
Использование цифровых технологий на предприятиях и в организациях Кыргызской Республики позволяет повышать производительность труда, совершенствовать производство и расширять объемы продаж. Стоит отметить широкое применение цифровых технологий в маркетинговых коммуникациях, появление новых участников рынка, предлагающих широкий ассортимент товаров и услуг на онлайн-площадках.
Цифровые технологии позволили фермерам и аграриям страны увеличить объемы онлайн-продаж, модернизировать оборудование, внедрить очистные сооружения, построить экосистему, создать информационную логистику сбора урожая. Такой переход от ручного труда и механизации к автоматизации производства и формирования информационного сообщества, мы вправе называть «цифровой экономикой». С точки зрения авторов об анализе развития циф-ровизации экономики в Кыргызской Республике, «цифровая экономика - это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят сервисы по предоставлению онлайн-услуг, важнейшие из которых: интернет-банкинг, интернет-торговля, интернет-маркетинг, интернет-игры, краудфандинг и прочее» [4]. В определении цифровой экономики ряда авторов прослеживается информатизация хозяйственной деятельности предприятий, построенная на использовании информационно-коммуникационных технологий в комплексе финансирования, осуществления производственной и коммерческой деятельности предприятий.
Результаты.
Исследование роли и значения цифровизации в ускоренном экономическом развитии Кыргызской Республики проводилось по трем направлениям: цифровому банкингу, цифровизации сельского хозяйства и промышленности, в том числе в создании цифровых кластеров: «банк-предприятие» и «банк-ферма».
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Цифровой банкинг в Концепции Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы рассмотрен в предоставлении сервиса мобильных приложений для внедрения банковских услуг по социальной защите и интеграции информационных систем в сфере труда и занятости населения [3].
С применением цифрового банкинга Правительством Кыргызской Республики возложены следующие задачи:
• отслеживание социальных выплат на банковские счета для проведения дальнейшего мониторинга и аналитики с помощью цифровых технологий;
• оплата налогов, штрафов и госуслуг в одном мобильном приложении;
• доступ к цифровым документам государственного портала электронных услуг «Тундук» и др.
При этом стоит отметить, что основной задачей коммерческих банков является обеспечение ки-бербезопасности в предоставлении услуг государственного управления.
Потенциал цифрового банкинга увеличил количество пользователей мобильных приложений, создающих платежную инфраструктуру для предоставления банковских услуг населению и предприятиям всех форм собственности. Банковский сектор Кыргызской Республики в рамках реализации Национальной программы развития до 2026 года расширил платежную инфраструктуру «по развитию единого платежного пространства и обеспечению более широкого охвата приема платежей за товары и услуги с использованием двухмерных символов штрих кода (ОЯ-кода) в торгово-сервисных предприятиях» [5].
Национальный банк утвердил Концепцию системы быстрых платежей в Кыргызской Республике. «В 2023 году по всей республике установлено более 38,9 тысяч унифицированных ОЯ-кодов в торгово-сервисных предприятиях. По сравнению с 2022 годом количество унифицированных ОЯ-кодов увеличилось в 11 раз. С момента запуска цифрового проекта (май 2022 г.) посредством ОЯ-кода проведено 3,1 млн платежей на сумму более 3,3 млрд сомов» [5].
Цифровые инновации банков позволяют не только ускорить платежный оборот предприятий реального сектора, но и обеспечить государственную регистрацию предприятий малого и среднего бизнеса, получить необходимый пакет документов, оплатить налоги и патент, используя мобильное приложение.
Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений экономики Кыргызстана в ближайшей и отдаленной перспективе, хотя и испытывает огромные трудности в своем развитии. Обеспечить конкурентоспособное развитие
сельского хозяйства и аграрного производства можно путем цифровизации.
Правительством рассмотрена Концепция цифровой трансформации «Таза Коом» до 2040 года, которая призвана обеспечить «качественный и быстрый прорыв в своем развитии из разряда стран с факторной экономикой, основанной на низкоквалифицированном труде и использовании природных ресурсов, в инновационную, основанную на цифровой экономике, технологиях, инновациях и знаниях» [9].
В Концепции Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы, цифрови-зация сельского хозяйства должна обеспечить создание системы сбора, анализа и распространения данных в сельскохозяйственном секторе, включая создание платформ обмена данными и отчетности для фермеров. Цифровизация сельского хозяйства поможет увеличить производительность, снизить потребление ресурсов и повысить качество сельскохозяйственной продукции, что в конечном итоге будет способствовать улучшению экономического положения сельских районов и обеспечению продовольственной безопасности [3].
По мнению А.О. Океновой, автора публикации о роли цифровизации в конкурентоспособности сельского хозяйства в Кыргызской Республике, «современное состояние сельского хозяйства Кыргызской Республики вызывает серьезную обеспокоенность; недостаток научно-практических знаний по инновационным современным агротехно-логиям и методологии; отсутствие глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию, а также неразвитость системы логистики, хранения и доставки приводят к высоким издержкам производства» [7].
Для решения обозначенных проблем предложен ряд проектов по совершенствованию сельского хозяйства страны на основе цифровизации. Среди которых особенно стоит выделить содействие государственно-частному партнерству с целью создания онлайн сельскохозяйственных маркетплейсов, онлайн-рынков для продажи и покупки сельскохозяйственной продукции, животных и продукции животноводства, что способствует расширению бизнеса и доступу к новым клиентам [3].
Низкий темп роста количества информационно-коммуникационных технологий на предприятиях и в организациях Баткенской, Нарынской, Таласской и Иссык-Кульской областей свидетельствует о медленном процессе цифровой трансформации. Ускорить данный процесс помогут мероприятия по финансовой грамотности населения по продвижению проектов Концепции Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы.
Использование информационно-коммуникационных технологий на предприятиях и в организациях Кыргызской Республики находится на этапе становления (табл. 1).
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Таблица 1
Использование информационно-коммуникационных технологий на предприятиях и в организациях Кыргызской Республики (единиц)
Регионы 2019 2020 2021 2022
Баткенская область 648 647 660 710
Джалал-Абадская область 1294 1260 1313 1289
Иссык-Кульская область 746 740 776 746
Нарынская область 625 583 603 599
Ошская область 1207 1131 1188 1200
Таласская область 496 448 523 661
Чуйская область 1728 1557 1620 1575
г. Бишкек 4312 106703 130616 4312
г. Ош 1165 15767 19823 1165
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что использование информационно-коммуникационных технологий на предприятиях Кыргызской Республики особенно быстро происходит в городах Бишкек и Ош [8]. Вполне очевидно, что эти города развиваются особенно активно, по сравнению с областями.
Сокращение численности занятых в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, использующих компьютерную технику и информационно-коммуникационные технологии в период с 2019 по 2022 гг. свидетельствует о начальной стадии цифровизации (рис. 1) [8].
Рисунок 1 - Численность занятых в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, использующих компьютерную технику и информационно-коммуникационные технологии
Как видно из рисунка 1, уход специалистов, использующих компьютерную технику, пришелся на период COVID-19 и, не достигнув прежних показателей, продолжает оставаться низким.
По мнению А.О. Океновой: «Учитывая специфические особенности АПК, для современного уровня цифровизации сельского хозяйства характерен ряд недостатков:
- отсутствие мобильного прогноза по ценам сельскохозяйственной продукции; неразвитость системы логистики, хранения и доставки продукции;
- высокие издержки производства;
- отсутствие финансовых возможностей большинства сельхозпроизводителей по закупке новой техники, использовании IT-оборудования и платформ;
- недостаточные научно-практические знания по инновационным, современным агротехноло-
гиям и методологии» [7].
Недостаточное количество специалистов, использующих компьютерную технику, отмечается также и в других секторах экономики, работающих в традиционных условиях и отвергающих цифровые технологии по причине отсутствия знаний о возможностях цифровизации.
Рассматривая количество точек доступа в сеть Интернет по видам экономической деятельности, отмечается следующая тенденция (рис. 2) [8].
Наиболее активными интернет-пользователями из представленных на рисунке 2, являются предприятия государственного назначения -20 %, образовательные учреждения - 17 %; предприятия здравоохранения и торговли имеют не более 8 %, в профессиональной, научной и технической деятельности - 7 % (из них на научные исследования и разработки приходится 0,7 % всех точек доступа) [8].
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Рисунок 2 - Количество точек доступа в сеть Интернет по видам экономической деятельности в 2022 г., в %
Процесс цифровой трансформации, тесно связанный с внедрением информационно-коммуникационных технологий и интернетизацией хозяйственной деятельности предприятий, по-прежнему испытывает трудности финансирования и эксплуатации из-за отсутствия квалифи-
цированных специалистов, желающих работать в отдаленных регионах Кыргызской Республики.
По количеству точек доступа в интернет наилучшую позицию занимает г. Бишкек, отстающими регионами считаются Таласская и Нарынская области (табл. 2) [8].
Таблица 2
Количество точек доступа в сеть Интернет (единиц)
2018 2019 2020 2021 2022
Кыргызская Республика 13752 15375 18383 22160 24263
Баткенская область 992 1264 1161 1266 1628
Джалал-Абадская область 1062 1211 1381 1756 1967
Иссык-Кульская область 849 865 1098 1328 1407
Нарынская область 422 406 612 723 705
Ошская область 641 466 803 1064 1234
Таласская область 393 690 1101 1107 595
Чуйская область 1283 2084 2465 2568 2986
г. Бишкек 7511 7399 8726 11160 12490
г. Ош 599 990 1036 1188 1251
Из представленных данных в таблице 2, стоит отметить высокие темпы роста точек доступа в сеть Интернет в период с 2018 по 2022 гг. в Бат-кенской области - на 64 %, Джалал-Абадской области - на 85 %, Иссык-Кульской области -
на 65 % и отмечается рост в других областях. В центральных городах Бишкек и Ош можно судить о прогрессирующих масштабах цифровизации от 65 до 200 % [8].
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
О проникновении цифровизации в реальный сектор экономики можно судить, исходя из возможностей интернетизации. В Кыргызской Республике недостаточно интернет-сетей в отдаленных регионах страны. Основной причиной является доступность и уровень развития интернет-сетей. Этот фактор сдерживает присутствие цифровых инноваций в хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей, необходимых для планирования посевных работ, замера почвы и других видов деятельности.
Как отмечает автор А.А. Айтпаева: «В настоящее время созданы умные устройства, передающие
и обрабатывающие текущие параметры каждого объекта и его окружения (оборудование, датчики, измеряющие параметры почвы, растений, микроклимата, характеристик животных и т.п.)» [15].
Основной проблемой является то, что очевидные преимущества цифровизации не способны в полной мере ощутить предприятия реального сектора, так как, в совокупности, использование инструментов информационно-коммуникационных технологий в сельской местности значительно меньше, чем в городских поселениях (табл. 3) [8].
Таблица 3
Наличие средств компьютерного сервиса на предприятиях и в организациях Кыргызской Республики в 2022 году (единиц)
Всего в том числе
городские поселения из них г. Бишкек сельская местность
- локальные вычислительные сети; 8554 7565 4712 989
- электронная почта; 8421 5238 2962 3183
- точки доступа в Интернет; 30057 23347 14124 6710
- собственные WEB-сайты 2501 2043 1309 458
Как представлено в таблице 3, на предприятиях и организациях Кыргызской Республике всего разработано 2,5 тысяч собственных WEB-сайтов, из которых более 18 % собственных WEB-сайтов создано предприятиями и организациями сельской местности. В сельской местности функционирует более 37 % электронных адресов. Но при этом точек доступа в сеть Интернет насчитывается не более 23 % от всего объема интернет-сетей. Данные показатели свидетельствуют о слабом уровне заинтересованности к цифровым технологиям хозяйствующих субъектов сельской местности.
В Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 г. предусмотрено развитие цифровой инфраструктуры, которая будет
«включать сети, центры обработки данных, облачные технологии, центры доступа к информации и услугам, цифровые платформы, включая широкополосную связь и расширение. Цифровая инфраструктура должна быть в состоянии поддерживать быстрый рост трафика, обеспечивать покрытие с достаточной пропускной способностью для удовлетворения новых потребностей» [5].
При этом сохраняется низкий уровень государственных инвестиций на внедрение информационно-коммуникационных технологий в реальный сектор экономики (рис. 3) [8].
Рисунок 3 - Структура источников финансирования на развитие и использование информационных технологий в 2022 г., в %
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Затраты предприятий и организаций на развитие и использование информационных технологий и вычислительных средств по источникам финансирования в 2022 году составили 4,2 млрд сомов (74 %), что значительно превышает средства государственного бюджета в размере 1,5 млрд сомов (26 %). При этом значительная доля финансирования собственных средств на затраты предприятий и организаций по использованию информационных технологий и вычислительных средств остается в г. Бишкек - 3,6 млрд сомов (86 %), остальные 600 млн сомов неравномерно распределены по областям и в г. Ош.
Государственное финансирование информационных технологий на данном этапе цифровой трансформации становится очевидно необходимым в рамках сложившихся условий развития сельского хозяйства и промышленности.
Несмотря на наличие определенных особенностей цифрового развития сельского хозяйства и промышленности, стоит отметить ряд общих недостатков:
• значительная доля мелких фермерских хозяйств и производителей не имеют возможности самостоятельно внедрять цифровые технологии, требующие высокие затраты и привлечение специалистов по сравнению с крупными производителями;
• крупные производственные компании и сельхозпроизводители достигли достаточного уровня цифровизации для местных рынков. Выход на зарубежные рынки является для многих недоступным по объективным причинам несоответствия качества продукции, а местные рынки не требуют его повышения.
Заключение.
В завершение нашего исследования следует отметить, что цифровизация является одним из ключевых факторов устойчивого экономического развития Кыргызской Республики, так как цифровые инновации создали новые возможности для банковского и реального секторов экономики. Основные направления и задачи цифровизации отражены в государственных программах, утвержденные Постановлением Правительства Кыргызской Республики на 2024-2028 гг.
Результаты исследования показали, что в стране идет начальный этап цифровизации реального сектора, а также позволили определить перспективы цифровой трансформации реального и банковского сектора. При этом взаимодействие банковского и реальных секторов экономики остается на начальном этапе развития, оставляя значительный потенциал на будущее цифровой трансформации Кыргызской Республики.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Лима В.М.С. Цифровые инновации: изучение режимов интеграции и перехода для масштабирования успеха / В.М.С. Лима, А.-Л. Ментион, Дж. Домбровска // Международный журнал инновационного менеджмента. № 27(05), 2340001. URL : https://doi.org/10.1142/S1363919623400017
2. Райш С. Развитие новых корпоративных бизнесов: от начала до выпуска / С. Райш, М.Л. Тушман // Организационная наука. 2016. № 27(5). С. 1237-1257.
3. Концепция Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы (к Указу Президента КР от 05 апреля 2024 года № 90). URL : https://cbd.minjust.gov.kg/30-164/edition/6414/ru
4. Кадыров Т.А. Анализ цифровизации экономики Кыргызской Республики в современных условиях и направления ее развития / Т.А. Кадыров, Г.Т. Пулатова // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 11. № 1. С. 45-51.
5. Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года. URL : https://www.gov.kg/ ru/programs/16
6. Годовой отчет НБКР КР за 2023 г. URL : https://www.nbkr.kg/D0C/17042024/000000000062245.pdf
7. Окенова А.О. Цифровизация как фактор повышения эффективности производства и усиления конкурентоспособности сельского хозяйства Киргизской Республики / А.О. Окенова // Экономика Центральной Азии. 2020. Т. 4. № 4. С. 329-346.
8. Информационно-коммуникационные технологии Кыргызской Республики (2018-2022) // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. 2023. URL : https://stat.gov.kg/ru/publications/informac ionno-kommunikacionnye-tehnologii-v-kyrgyzskoj-respublike
_— ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ НАУКИ —_
9. Концепция цифровой трансформации «Таза Коом» до 2040 года. URL : https://www.gov.kg/wp-content/ uploads/2017/09/kontseptsiya
10. Цифровая трансформация в сельском хозяйстве. URL : https://cdto.ranepa.ru/sum-of-tech/materials/136
11. Внедрение цифровых технологий в сельском хозяйстве и сельских районах путем осуществления национальных стратегий и создания систем электронного правительства и цифровых деревень - обновленная информация о регионе Европы и Центральной Азии. Европейская комиссия по сельскому хозяйству. URL : https://openknowledge.fao.org/server/api/core/bitstreams/fd78f81e-ecfd-42e5-a615-01a54 b3904ae/content.
12. Стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства - «Моя цифровая ферма» или «Привет, ферма!». Утверждено Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25 июня 2021 г. № 20).
13. Аналитический обзор: Оценка уровня цифрового развития в Кыргызской Республике. Бишкек : Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2023. 16 c.
14. Продвижение цифровой трансформации в Кыргызстане: Совместные усилия для устойчивого развития. URL : https://www.undp.org/ru/kyrgyzstan/press-releases/prodvizhenie-cifrovoy-transformacii-v-kyrgyzsta ne-sovmestnye-usiliya-dlya-ustoychivogo-razvitiya
15. Айтпаева А.А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного АПК / А.А. Айтпаева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 3. С. 56-63.
References:
1. Lima V.M.S. Digital innovation: Exploring integration and transition modes in scaling success / V.M.S. Lima, A.-L. Mention, J. D^browska // International Journal of Innovation Management. № 27(05). 2340001. URL : https://doi.org/10.1142/S1363919623400017
2. Reisch S. Development of new corporate businesses: from inception to release / S. Reisch, M.L. Tushman // Organizational Science,. Organization Science. 2016. № 27(5). P. 1237-1257.
3. Concept of Digital Transformation of the Kyrgyz Republic for 2024-2028 (to the Decree of the President of the Kyrgyz Republic dated April 05, 2024 № 90). URL : https://cbd.minjust.gov.kg/30-164/edition/6414/ru
4. Kadyrov T.A. Analysis of digitalization of the economy of the Kyrgyz Republic in modern conditions and directions of its development / T.A. Kadyrov, G.T. Pulatova // Economy and management: problems, solutions. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 45-51.
5. National Development Program of the Kyrgyz Republic until 2026. URL : https://www.gov.kg/ru/programs/16
6. Annual Report of the National Bank of the Kyrgyz Republic for 2023. URL : https://www.nbkr.kg/ DOC/17042024/000000000062245.pdf
7. Okenova A.O. Digitalization as a factor in increasing production efficiency and strengthening the competitiveness of agriculture in the Kyrgyz Republic / A.O. Okenova // Economy of Central Asia. 2020. Vol. 4. № 4. P. 329-346.
8. Information and Communication Technologies of the Kyrgyz Republic (2018-2022). // National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2023. URL : https://stat.gov.kg/ru/publications/informacionno-kommunika cionnye-tehnologii-v-kyrgyzskoj-respublike
9. Taza Koom Digital Transformation Concept until 2040. URL : https://www.gov.kg/wp-content/uploads/2017/ 09/kontseptsiya
10. Digital transformation in agriculture. URL : https://cdto.ranepa.ru/sum-of-tech/materials/136
11. Digitalization in agriculture and rural areas through the implementation of national strategies and the creation of e-government systems and digital villages - an update on the Europe and Central Asia region. European Commission on Agriculture. URL : https://openknowledge.fao.org/server/api/core/bitstreams/fd78f81e-ecfd-42e5-a615-01 a54b3904ae/content
12. The strategy for the digital transformation of agriculture is «My Digital Farm» or «Hello Farm!». Approved by the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and the Business Environment (протокол от 25 июня 2021 г. № 20).
13. Policy Brief: Assessing the Level of Digital Development in the Kyrgyz Republic. Bishkek : National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2023. 16 p.
14. Advancing Digital Transformation in Kyrgyzstan: Joint Efforts for Sustainable Development. URL : https:// www.undp.org/ru/kyrgyzstan/press-releases/prodvizhenie-cifrovoy-transformacii-v-kyrgyzstane-sovmestnye-usiliya-dlya-ustoychivogo-razvitiya
15. Aitpaeva A.A. Digitalization of agriculture in the context of improving the competitiveness of the domestic agro-industrial complex / A.A. Aitpaeva // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019. № 3. P. 56-63.
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 10 (октябрь)
_— ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ НАУКИ —_
Информация об авторах
Островская Елена Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент,
руководитель образовательной программы
«Управление маркетингом»,
направления менеджмента
экономического факультета,
Кыргызско-Российский Славянский университет
имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина,
Бишкек, Кыргызская Республика
ORCID https://orcid.org/0009-0000-5003-4709
SPIN-код: 1343-8425
Сулеева Диляра Аюевна
кандидат экономических наук, доцент,
экономический факультет, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызская Республика ORCID https://orcid.org/0009-0004-5302-1021 SPIN-код: 4166-2305 [email protected]
Рахманалиева Айжан Алмазовна
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры менеджмента экономического факультета, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызская Республика ORCID ID: 0009-0006-5274-5284 SPIN-код: 8223-8366 [email protected]
Кочербаева Айнура Анатольевна
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры менеджмента
экономического факультета,
директор Международного аналитического клуба
«Иссык-Куль - Большая Евразия»,
Кыргызско-Российский Славянский университет
имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина,
Бишкек, Кыргызская Республика
ORCID ID: 0000-0003-4205-8940
SPIN-код: 3153-1512
Scopus Author ID:57202029218
Web of Science Researcher ID: AAD-1263-2019
Web of Science Researcher ID: V-3329-2017
Elena S. Ostrovskaya
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor,
Head of the Educational Program
«Marketing Management»,
direction of Management
of the Faculty of Economics,
Kyrgyz-Russian Slavic University named B.N. Yeltsin,
Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID https://orcid.org/0009-0000-5003-4709
SPIN code: 1343-8425
Dilyara A. Suleeva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics,
Kyrgyz-Russian Slavic University named B.N. Yeltsin,
Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID https://orcid.org/0009-0004-5302-1021
SPIN code: 4166-2305
Aizhan A. Rakhmanalieva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management of the Faculty of Economics,
Kyrgyz-Russian Slavic University named B.N. Yeltsin,
Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID ID: 0009-0006-5274-5284
SPIN code: 8223-8366
Ainura A. Kocherbaeva
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Management,
Faculty of Economics,
Director of the International Analytical Club
«Issyk-Kul - Greater Eurasia»,
Kyrgyz-Russian Slavic University named B.N. Yeltsin,
Bishkek, Kyrgyz Republic
ORCID ID: 0000-0003-4205-8940
SPIN code: 3153-1512
Scopus Author ID:57202029218
Web of Science Researcher ID: AAD-1263-2019
Web of Science Researcher ID: V-3329-2017