Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
997
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ / ЕПГУ / ЕГИССО / ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОАКТИВНОЕ ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуева Н.Л.

В попытке не отстать от передовых стран в вопросах цифровизации экономики (в настоящее время отставание оценивается в 8 лет) наше государство на современном этапе развития определило в качестве приоритетной задачи - развитие в России цифровой трансформации, выраженной в достижении «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, в том числе социальной сферы. Повсеместное применение ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции COVID-19, выраженных в максимальной минимизации личного приема граждан, с одной стороны, резко увеличили интерес граждан в реализации своих прав и обязанностей через информационные каналы, а с другой - побудили государство перевести в «цифру» все большее количество сфер для взаимоотношения государства и граждан. Цифровые решения, по мнению премьер-министра М. Мишустина, в условиях пандемии стали основным связующим звеном общества и позволили обеспечить работу всех государственных органов. Особое внимание государства обращено на цифровизацию социальной сферы. Наглядным примером тому служат «президентские выплаты» на детей, которые были проведены без личного обращения граждан за их получением, введение электронных трудовых книжек, проактивная выдача сертификата на материнский семейный капитал и т. д. Рассматриваются практические и теоретические вопросы (реалии, проблемы, перспективы) реализации социальных прав граждан с использованием цифровых платформ, не исключая и личного обращения граждан в конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE SOCIAL SPHERE

In an attempt to keep up with the advanced countries in matters of digitalization of the economy (currently the lag is estimated to be about 8 years) our state at the present stage of development has identified as a priority task the development of digital transformation in Russia, expressed in achieving «digital maturity» of key sectors of the economy, including the social sphere. The widespread use of restrictive measures related to preventing the spread of COVID-19 coronavirus infection, expressed in maximizing the minimization of personal reception of citizens, on the one hand, sharply increased the interest of citizens in exercising their rights and obligations through information channels, and on the other hand, prompted the state to translate into a «digit» an increasing number of areas for the relationship between the state and citizens. According to Prime Minister Mikhail Mishustin, digital solutions have become the main link of society in the conditions of the pandemic and have made it possible to ensure the work of all state bodies. The state pays special attention to the digitalization of the social sphere. A clear example of this is the «presidential payments» for children, which were carried out without a personal request from citizens for their receipt, the introduction of electronic workbooks, the proactive issuance of a certificate for maternal family capital, etc. The article deals with practical and theoretical issues of the realization of social rights of citizens using digital platforms, not excluding personal appeals of citizens in conflict situations: realities, problems and prospects.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО

УДК 349.3

Б01: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/277-287

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Н. Л. Зуева

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 10 апреля 2022 г.

Аннотация: в попытке не отстать от передовых стран в вопросах цифро-визации экономики (в настоящее время отставание оценивается в 8 лет1) наше государство на современном этапе развития определило в качестве приоритетной .задачи - развитие в России цифровой трансформации, выраженной в достижении «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, в том числе социальной сферы2. Повсеместное применение ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции СОУЮ-19, выраженных в максимальной минимизации личного приема граждан3, с одной стороны, резко увеличили интерес граждан в реализации своих прав и обязанностей через информационные каналы, а с другой - побудили государство перевести в «цифру» все большее количество сфер для взаимоотношения государства и граждан. Цифровые решения, по мнению премьер-министра М. Мишустина, в условиях пандемии стали основным связующим звеном общества и позволили обеспечить работу всех государственных органов4. Особое внимание государства обращено на цифровиза-цию социальной сферы. Наглядным примером тому служат «президентские выплаты» на детей, которые были проведены без личного обращения граждан за их получением, введение электронных трудовых книжек, проак-тивная выдача сертификата на материнский семейный капитал и т. д. Рассматриваются практические и теоретические вопросы (реалии, проблемы, перспективы) реализации социальных прав граждан с использованием цифровых платформ, не исключая и личного обращения граждан в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: Конституция РФ, цифровизация, электронные трудовые книжки, ЕПГУ, ЕГИССО, единая цифровая платформа, цифровая

1 См.: Ли И. Цифровая экономика увеличит к 2025 году ВВП России на

8,9 трлн руб. // Ресурсы Интернет. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/ 277 05/07/2017/595cbefa9a7947374 ff375d4

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газета. 2020. № 159.

3 О приостановлении личного приема граждан в судах : постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821 ; О способах подачи декларации по форме 3-НДФЛ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции : письмо ФНС России от 31 марта 2021 г. № АБ-3-19/2426@ ; Об организации работы по назначению пенсий в период распространения новой коронавирусной инфекции : письмо ПФР от 31 марта 2020 г. № МТ-25-24/7004. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 См.: Кузьмин В. Кадры уходят в цифру // Рос. газета. 2021. № 230.

© Зуева Н. Л., 2022

экономика, цифровая трансформация, проактивное оказание государственных услуг, искусственный интеллект.

Abstract: in an attempt to keep up with the advanced countries in matters of digitalization of the economy (currently the lag is estimated to be about 8 years) our state at the present stage of development has identified as a priority task the development of digital transformation in Russia, expressed in achieving «digital maturity» of key sectors of the economy, including the social sphere. The widespread use of restrictive measures related to preventing the spread of COVID-19 coronavirus infection, expressed in maximizing the minimization of personal reception of citizens, on the one hand, sharply increased the interest of citizens in exercising their rights and obligations through information channels, and on the other hand, prompted the state to translate into a «digit» an increasing number of areas for the relationship between the state and citizens. According to Prime Minister Mikhail Mishustin, digital solutions have become the main link of society in the conditions of the pandemic and have made it possible to ensure the work of all state bodies. The state pays special attention to the digitalization of the social sphere. A clear example of this is the «presidential payments» for children, which were carried out without a personal request from citizens for their receipt, the introduction of electronic workbooks, the proactive issuance of a certificate for maternal family capital, etc. The article deals with practical and theoretical issues of the realization of social rights of citizens using digital platforms, not excluding personal appeals of citizens in conflict situations: realities, problems and prospects.

Key words: the Constitution of the Russian Federation, digitalization, electronic workbooks, EPSU, EGISSO, unified digital platform, digital economy, digital transformation, proactive provision of public services, artificial intelligence.

Стремительное развитие научно-технического прогресса, особенно в части информационно-телекоммуникационных технологий, явилось основанием появления нового термина «цифровая экономика». Данное по-041 нятие ввел в научный оборот канадский предприниматель Дон Тапскотт, Z который в 1994 г. предложил все отдельные элементы современных ин-^ формационных и коммуникационных технологий (например, интернет, q смартфон и т. д.) связать с экономикой и отнести к новому термину. В

CN 5

своем труде он определил ее основные черты .

_ — активное внедрение цифровых способов учета, сбора, хранения, об-

278 работки, преобразования и передачи информации;

— массовое использование информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ);

— усложнение бизнес-процессов традиционных форм экономической деятельности с целью повышения их эффективности.

По его мнению, главное преимущество цифровой экономики заключается в радикальном снижении транзакционных издержек поиска информации и, как следствие, неизбежность исключения из экономических отношений посредников и формирование прямого взаимодействия по-

5 См.: Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество : плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / пер. с англ. И. Дубинского ; под ред. С. Писарева. Киев ; М., 1999. С. 64-65.

требителя и поставщика6. Вслед за экономикой «цифра» прочно вошла и в социальную сферу жизни, что повлекло за собой реальное воздействие цифровых технологий на экономику, право, социально-культурную сферу и политику и не до конца определенное, а иногда и противоречивое р отношение к этому явлению. Даже разные религиозные течения изоби- р луют как положительным7, так и отрицательным8 отношением к циф- 3 ровой виртуальности. Нет единства и между представителями юридиче- е ских наук. Одни считают, что пришло время для выделения отдельной р отрасли цифрового права9, другие10 предостерегают от создания очеред- ц ной псевдоотрасли права, «застарелой болезни» нашего права11. Между ф тем нормативно термин «цифровая экономика» закреплен еще в 2017 г.12 о и под ним понимается хозяйственная деятельность, в которой ключевым 3 фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка Ц больших объемов и использование результатов анализа которых по срав- я нению с традиционными формами хозяйствования позволяют существен- о но повысить эффективность различных видов производства, технологий, и оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. В настоя- ь щее время нормативную базу «цифровой экономики» государственного о управления составляет значительное число одновременно действующих и различных по юридической силе нормативных актов13. Различие ф в правовом статусе этих документов, отсутствие структурного единства р

6 См.: Тапскотт Д. Указ. соч.

7 Папа Римский Франциск назвал Интернет божьим даром // Ресурсы Интернет. ЦК,Ь: https://tass.ru/ obschestvo/2610603

8 Материалы V Научной конференции «Цифровизация общества и будущее христианства» // Ресурсы Интернет. ЦК,Ь: http://pstgu.ru/news/ сошт§/2018/12/07/77573 ; К каким грехам приводит Интернет? ИКЬ: Ы^р:/^1аш. ru/content/veroeshenie/43875 и др.

9 См.: Талапина Э. В. Сравнительное цифровое право : становление и перспективы // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 18-32 ; Солдаткина О. Л. Цифровое право : особенности цифровой среды и субъекты // Государство и право. 2019. № 12. С. 113-123 ; и др.

10 См.: Кукушкин В. М. Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России // Предпринимательское право. 2020. № 4. _

С. 25-33;и др. 279

11 См.: Суханов Е. А. Осторожно - гражданско-правовые конструкции! // Зако--

нодательство. 2003. № 9. С. 60-65.

12 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

13 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : принят президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 46. Ст. 5954 ; и др.

между ними и сама «размытость» этой структуры, непризнание человека главной целью цифровой экономики — это лишь некоторые злободневные вопросы реализации цифровой экономики в нашей стране14. Основными нормативными актами, регулирующими цифровую экономику в настоящее время, являются Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 47415 и паспорт национального проекта «Цифровая экономика»16. Исследование структуры вышеуказанного паспорта выявило необходимость принятия планов цифровой трансформации отраслей экономики и секторов социальной сферы. И такой «план-концепция» в отношении цифровой трансформации в социальной сфере был принят17. В дополнение к нему принято распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г.18

Предварительный анализ термина «цифровая трансформация» показал, что ни один российский нормативный акт не дает точного определения этого понятия. Этимологически понятие «трансформация» подразумевает изменение, превращение19, а в сочетании с термином «цифровая» означает изменения, происходящие в связи с внедрением цифровых технологий. Таким образом, термин «цифровая трансформация» представляет собой процесс внедрения цифровых технологий, в связи с чем некоторые авторы отождествляют его с термином «цифровизация»20. Вместе с тем юриспруденция разделяет эти понятия и отмечает, что цифровиза-цию можно рассматривать как процесс применения цифровых технологий в различных сферах, тогда как цифровая трансформация предполагает наступление конкретных результатов от их применения21. Не совсем однозначен и термин «цифровизация», под которым некоторые авторы подразумевают перевод информации из аналоговой в цифровую форму

14 См.: Зубарев С. М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 23—32. сч 15 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030

о: года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газета. 2020. № 159.

16 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». О 17 Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и со_циальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года : распоряжение

280 Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 431-р // Собр. законодательства Рос. -Федерации. 2021. № 10. Ст. 1634.

18 О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. № 3144-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 См.: Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с пер., этимологией и толкованием). М., 1995.

20 См.: Саурин А. А. Цифровизация как фактор трансформации права // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 26—31.

21 Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года : решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

на основе двоичного кода. Следует согласиться с Т. Ю. Кудрявцевой22, что такой перевод информации правильнее всего называть оцифровкой. Не вызывает сомнений, что именно оцифровка дала толчок развитию цифры благодаря большому увеличению объема и скорости передаваемой . информации, гарантирующих ее идентичность при переносе с одного . носителя на другой, а также возможность передачи такой информации ш на большие расстояния. Все сомнения описываемых выше понятий в ос- е новном связаны, в сущности, с отсутствием их легального закрепления, . а также не до конца сформировавшегося мнения об их роли в обществен- ц ной жизни. ф

Согласно принятым распоряжениям предлагается на основе единой о цифровой платформы, где будут собраны все возможные данные о граж- 3 данине, и с использованием искусственного интеллекта предоставлять ц меры социальной поддержки проактивно, дистанционно с использовани- я ем различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-ре- о жиму, без личного посещения территориальных органов, оказывающих и эти меры социальной поддержки. С внедрением этого процесса уберутся ь застарелые проблемы социальной сферы, связанные как с необходимо- о стью личной явки в органы, оказывающие меры социальной поддержки, так и непосредственно с громоздким, длительным и неудобным процессом ф получения мер социальной поддержки. Для решения этой большой зада- р чи в рамках распоряжения № 431-р необходимо довести до абсолютной цифровизации внутренние процессы, достичь интегрированности в среду цифровой экономики и консолидации процессов различных ведомств. Необходимое условие работоспособности данной системы — это внесение сведений в электронном, пригодном для автоматического считывания и обработки виде. Для этого были внедрены индивидуальный персонифицированный учет23, ЕГИССО24, ФРИ25, ЕГР ЗАГС26, ЕПГУ27 и др.

22 См.: Кудрявцева Т. Ю. Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 149-151.

23 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного

пенсионного страхования : федер. закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ // Собр. зако-_

нодательства Рос. Федерации. 1996. № 14. Ст. 1401. 281

24 О Единой государственной информационной системе социального обеспе--

чения : постановление Правительства РФ от 16 августа 2021 г. № 1342 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 35. Ст. 6282.

25 О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений : постановление Правительства РФ от 16 июля 2016. № 674 // Рос. газета. 2016. № 165.

26 Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния : постановление Правительства РФ от 27 июня 2018 г. № 738 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 27. Ст. 4089.

27 О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) : постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 // Рос. газета. 2011. № 246.

Первый опыт предоставления мер социальной поддержки без личного обращения и упрощенного порядка получения выплат на детей28, используя только автоматические алгоритмы проверки правоустанавливающих документов (паспорта и свидетельств о рождении), показал в целом неплохой результат. Так, указанные выплаты получили родители свыше 20 млн детей, что составляет 98 % всех, кому положена такая поддержка29. Вместе с тем упрощенный алгоритм, определяющий право на эту выплату, не учел ситуацию с разведенными детьми, где указанную выплату получили родители по принципу «кто первый», которые не только не проживают со своими детьми, но и имеют обязанность по уплате алиментов в отношении детей. На практике только суд (и то не во всех случаях) помог в восстановлении справедливости. Налицо не до конца продуманный алгоритм предоставления указанных выплат, в который не был заложен механизм проверки жизненных условий и семейного положения заявителей. Также отсутствие в автоматическом алгоритме определения права на выплаты использования данных ЕГИССО в части установления лиц, являющихся опекунами, не позволило указанным лицам реализовать право на эти выплаты в электронном виде. Самое удивительное, что при принятии очередного решения о «школьных выплатах»30 эти проблемы до сих пор не нашли своего нормативного разрешения.

Новым законодательством31 предусмотрены дополнительные пособия лицам, ставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, а также малоимущим гражданам, имеющим детей от 8 до 17 лет. Следует согласиться с мнением отдельных ученых, что в целях усиления адресности оказания государственной помощи при определении совокупного дохода рекомендуется использовать систему электронного взаимодействия и для определения расходов каждой семьи, претендую-см щей на эти выплаты32.

28 Об утверждении правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнитель-

О ных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате

_семьям, имеющим детей : постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г.

282 № 474 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 16. Ст. 2586.

29 «Школьные» выплаты к началу учебного года получили родители свыше 20 млн детей. ШЬ: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/08/20/883204-shko1nie-vip1ati-nacha1u

30 О единовременной выплате семьям, имеющим детей : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 396 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5348 ; Об утверждении Правил осуществления выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей : постановление Правительства РФ от 12 июля 2021 г. № 1158 // Рос. газета. 2021. № 158.

31 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 26 мая 2021 г. № 151-ФЗ // Рос. газета. 2021. № 117.

32 См.: Каменская С. В. Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 78-88.

Нельзя обойти вниманием и такое новое явление в трудовом праве, как электронные трудовые книжки33. Теперь на каждое кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение) в тот же или на следующий день должна быть сформирована форма СЗВ-ТД и направлена в органы . Пенсионного фонда России34. Таким образом, электронные ресурсы Пен- . сионного фонда содержат актуальную онлайн-информацию о каждом ш работающем гражданине, включая его должность, профессию. В даль- е

СЭ

нейшем, планируя использовать эти данные при определении права на .

страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию, с примене- ц

нием искусственного интеллекта будет затруднительно по нескольким ф

причинам. Во-первых, это отсутствие какого-либо форматно-логического о

контроля внесенной в форму СЗВ-ТД информации, касающейся должно- 3

сти или профессии работающего, которая имеет юридически определяю- Ц

щее значение при определении права на досрочную пенсию. Во-вторых, я

невозможность исправления внесенной ошибочной ранее информации о

при ликвидации юридического лица, подавшего первоначальную ин- и

формацию, так как текущим законодательством35 предусмотрена воз- л

сг

можность корректировки поданных ранее сведений только тем страхова- о телем (работодателем), который первоначально подал эти сведения или в крайнем случае его правопреемником. Эта проблема возникнет совсем ф скоро. Уже сейчас приняты поправки в закон о страховых пенсиях36, в р соответствии с которыми с января 2022 г. предусмотрено проактивное (без обращения заявителя) назначение страховых пенсий по инвалидности и автоматическое назначение страховых пенсий по старости. При установлении указанных пенсий будет использоваться исключительно информация, находящаяся на информационных ресурсах. При возникновении неточности на электронных ресурсах утвержденный механизм сдаст сбой и не позволит назначить положенную пенсию в автоматическом порядке.

Непонятно почему Пенсионный фонд, ставя перед собой цель полной автоматизации внутренних процессов, не использует оперативные данные СЗВ-ТД для своевременного прекращения отдельных видов социального обеспечения, выплата которых связана с фактом наличия трудовых отношений. Например, в соответствии с Указом Президента

283

33 Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 06.10.2021) // Рос. газета. 2001. № 256.

34 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования : федер. закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 14. Ст. 1401.

35 Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений : постановление Правления ПФ РФ от 25 декабря 2019 г. № 730п (в ред. от 27.10.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

36 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ // Рос. газета. 2021. № 117.

РФ № 145537 компенсационная выплата подлежит прекращению в случае заключения ухаживающим лицом трудового договора. Обязанность по представлению сведений о трудоустройстве в настоящее время лежит на ухаживающем лице (п. 10 Правил38). Использование данных персонифицированного учета предусмотрено только при первичном назначении указанной выплаты (п. 6.1 Правил39). Несвоевременное прекращение компенсационной выплаты влечет не только сам факт незаконного использования государственных средств, но и материальные затраты на возвращение этих средств в бюджет.

Развитие «цифры» в России тормозится отношением самих граждан к этим нововведениям. Наглядным примером тому является количество граждан, перешедших на электронную трудовую книжку. Так, согласно данным Пенсионного фонда на январь текущего года, из 47 млн работающих граждан только 6 млн выбрали ведение электронной трудовой книжки40. Основным мотивом такого выбора является недоверие к качеству работы госсервисов и сомнение в возможностях бюджетных организаций долгосрочно хранить огромный массив данных. В связи с интенсивным внедрением цифровых технологий у людей появились новые страхи. Их можно свести к трем направлениям:

- риск отказа от бумажного документооборота;

- риск утечки персональных данных;

- риск сбоя техники и удаления или искажения персональных данных.

В связи с неприятием новых цифровых технологий в науке заговорили о социальном неравенстве тех, кто не принял эти технологии41. Приводятся конкретные цифры, что уже сегодня из-за «цифры» поражены в гражданских правах более 40 млн человек42. Самый острый вопрос циф-041 ровизации - защита персональных данных. Ученые отмечают низкий уровень ответственности операторов, имеющих доступ к персональным

О!

СМ СМ

о см

284

37 О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами : указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 201.

38 Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов I группы с детства), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет : постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. № 343 // Рос. газета. 2007. № 124.

39 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 См.: Акиньшина Ю. Трудовая книжка не сдается // Рос. газета. 2021. № 140.

41 См.: Васильева Л. Н., Григорьев А. В. Цифровизация общества и перспективы конституционного развития // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 40-58.

42 См.: Емельяненко В., Новоселова Е., Яковлева Е. Человек важнее цифры // Рос. газета. 2021. № 246.

данным43, а также пробелы правового характера в части отнесения информации к персональным данным44 и т. д.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить:

1. Цифровые технологии надолго вошли в современный мир, и то р государство, которое будет их больше использовать, останется конку- р рентным относительно других государств. Главная задача государства 3 в продвижении цифровых технологий - поставить в фокусе внимания е преимущества граждан, их заинтересованность в этом вопросе, но никак р неумаление их прав в связи с неиспользованием цифровых новшеств. ц Для каждого человека должна быть предоставлена возможность выбора ф реализации идентичных прав в «цифровом мире». о

2. Чтобы не возникало серьезных проблем, необходимо обеспечить 3 оперативное правовое сопровождение внедряемым цифровым техноло- ц гиям. я

3. В настоящее время государство накопило на государственных сер- о верах огромный объем данных. Применительно к работе Пенсионного и фонда уже сейчас можно автоматизировать и упростить как внутренние, л

сг

так и внешние процессы, связанные с получением мер социальной защи- о ты. В связи с этим в скором времени нас ожидает коренная перестройка процедур предоставления мер социальной защиты, направленных на их ф оперативность, удобство и адресность: р

- максимальный перевод оказания мер социального обеспечения в проактивном порядке;

- доступность дистанционных каналов обращения за мерой социальной защиты;

- сокращение за счет автоматизации внутренних процессов сроков рассмотрения вопросов установления выплат;

- автоматический анализ, в том числе с использованием искусственного интеллекта, права на меры социального обеспечения;

- сокращение количества предоставляемых заявителем документов, необходимых для установления меры социального обеспечения.

Библиографический список

Акиньшина Ю. Трудовая книжка не сдается // Рос. газета. 2021. № 140.

Васильева Л. Н., Григорьев А. В. Цифровизация общества и перспективы 285 конституционного развития // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 40-58.

Емельяненко В., Новоселова Е., Яковлева Е. Человек важнее цифры // Рос. газета. 2021. № 246.

Каменская С. В. Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 78-88.

Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с пер., этимологией и толкованием). М. : Изд-во Моск. ин-та, 1995. 143 с.

43 См.: Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий : проблемы и предложения / Ю. В. Грачева [и др.] // Lex Russica. 2020. № 1. С. 145-159.

44 См.: Солдатова В. И. Проблемы защиты персональных данных в условиях применения цифровых технологий // Право и экономика. 2019. № 12. С. 24-34.

Кудрявцева Т. Ю. Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 149-151.

Кузьмин В. Кадры уходят в цифру // Рос. газета. 2021. № 230.

Кукушкин В. М. Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 25-33.

Ли И. Цифровая экономика увеличит к 2025 году ВВП России на 8,9 трлн руб. URL: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/05/07/2017/595cbefa 9a7947374 ff375d4

Саурин А. А. Цифровизация как фактор трансформации права // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 26-31.

Солдаткина О. Л. Цифровое право : особенности цифровой среды и субъекты // Государство и право. 2019. № 12. С. 113-123.

Солдатова В. И. Проблемы защиты персональных данных в условиях применения цифровых технологий // Право и экономика. 2019. № 12. С. 2434.

Талапина Э. В. Сравнительное цифровое право : становление и перспективы // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 18-32.

Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество : плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. Киев : INT Пресс, 1999. 403 с.

Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / пер. с англ. И. Дубинского ; под ред. С. Писарева. Киев : INT Пресс ; М. : Релф-бук, 1999. 432 с.

Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий : проблемы и предложения / Ю. В. Грачева [и др.] // Lex Russica. 2020. № 1. С. 145-159.

References

Akinshina Yu. The work book does not give up // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 140.

CN

! Vasilyeva L. N., Grigoriev A. V. Digitalization of society and prospects of con-Z stitutional development // Journal of Russian Law. 2020. № 10. P 40-58. c\i Emelianenko В., Novoselov E., Yakovleva E. Person is more important than о the numbers // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 246.

Kamenskaya S. V. Social security of citizens in the digital economy // Journal _of Russian Law. 2021. № 9. P. 78-88.

286 Komlev N. G. Dictionary of new foreign words (With translation, etymology -and interpretation). M. : Publishing House of Moscow. Book, 1995. 143 p.

Kudryavtseva T. Yu. Basic concepts of digitalization // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. № 44 (3). P. 149-151.

Kuzmin V. Cadres go into the digital // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 230.

Kukushkin V. M. Some controversial issues of legal regulation of the digital economy in Russia // Entrepreneurial law. 2020. № 4. P. 25-33.

Lee I. Whether the Digital economy will increase by 2025, Russia's GDP to 8.9 trillion rubles. URL: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/05/07/2017/595c-befa9a7947374 ff375d4

Saurin A. A. Digitalization as a factor of transformation of law // Constitutional and municipal law. 2019. № 8. P. 26-31.

Soldatkina O. L. Digital law: features of the digital environment and subjects // State and Law. 2019. № 12. P. 113-123.

Soldatova V. I. Problems of personal data protection in the conditions of application of digital technologies // Law and economics. 2019. № 12. P. 24-34.

Talapina E. V. Comparative digital law: formation and prospects // Journal of Russian Law. 2021. № 9. P. 18-32.

Tapscott D. Electronic and digital society: Pros and cons of the era of network intelligence. Kiev : INT Press, 1999. 403 p.

Tapscott D. Electronic Digital Society: pros and cons of the era of network intelligence / Translated from English by I. Dubinsky: edited by S. Pisarev. Kiev : INT Press ; Moscow : Relf-buk, 1999. 432 p.

Criminal and legal risks in the field of digital technologies: problems and suggestions / Yu. Grachev [et al.] // Lex Russia. 2020. № 1. P. 145-159.

Для цитирования:

Зуева Н. Л. Цифровизация социальной сферы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2 (49). С. 277-287. DOI: https://doi. org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/277-287

Recommended citation:

Zueva N. L. Digitalization of the social sphere // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2 (49). Р. 277-287. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2022/2/277-287

Воронежский государственный университет

Зуева Н. Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Е-таИ: Zueva.nl@mail.ru

Voronezh State University Zueva N. L., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Labor Law Department

Е-mail: Zueva.nl@mail.ru

287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.