DOI:10.38197/2072-2060-2023-243-5-290-309
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ DIGITALIZATION OF RURAL AREAS: PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье исследуются вопросы цифровизации сельских территорий в РФ, оцениваются проблемы и перспективы их развития. Изучены функции сел в народном хозяйстве, проведен мониторинг численности сельского населения, в том числе в Волгоградской области. Осуществлен анализ основных показателей, отражающих уровень современной цифровизации сел. Предлагается внедрение концепции «умное село» на сельских территориях РФ с учетом предпосылок, обуславливающих необходимость ее реализации. Даны рекомендации по подбору основных
КОНЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и экономики инноваций Волгоградского государственного университета
DARIA A. KONEVA
Senior Lecturer of the Department of State and Municipal Administration and Economics of Innovation of the Volgograd State University
АННОТАЦИЯ
компонентов «умного села», приведено их описание. Исследование подтверждает возможность решения проблем сел за счет цифровиза-ции их экономических процессов. ABSTRACT
The article examines the issues of digitization of rural areas in the Russian Federation, assesses the problems and prospects of their development. The functions of villages in the national economy were studied, the number of rural population was monitored, including in the Volgograd region. The analysis of the main indicators reflecting the level of modern digitalization of villages is carried out. It is proposed to introduce the concept of "smart village" in rural areas of the Russian Federation, taking into account the prerequisites that determine the need for its implementation. Recommendations on the selection of the main components of the "smart village" are given, their description is given. The study confirms the possibility of solving the problems of villages by digitalizing their economic processes.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Сельская территория, село, цифровые технологии, цифровизация, социально-экономическое развитие, сельское хозяйство, экономика села, умное село. KEYWORDS
Rural territory, village, digital technologies, digitalization, socio-economic development, agriculture, rural economy, smart village.
Введение
Эффективное ведение экономической деятельности государства не представляется возможным без сельскохозяйственного производства, актуальные социально-экономические условия последних лет, характеризующиеся сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией, а также внедрени-
292
ем экономических санкций, это подтверждают. Сельское хозяйство не сможет осуществлять свои функции в полной мере без решения вопросов и проблем социально-экономического развития сельских территорий. Одним из самых актуальных путей развития в настоящее время может стать цифровизация сельских территорий.
В Российской Федерации регулярно поднимается вопрос о значимости сельских территорий для развития экономики регионов и государства в целом, органы государственной и муниципальной власти долгое время ведут работу по формированию эффективных механизмов развития села.
Наиболее привычным методом выстраивания государственной и муниципальной политики является реализация государственных и муниципальных программ. В настоящее время на развитие сельских территорий в Российской Федерации оказывают существенное влияние:
— «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»;
— Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», реализуемая в период с 2020 по 2025 год;
— Федеральный проект «Устранение цифрового неравенства 2.0» и др.
Целью исследования является анализ факторов цифрови-зации сельских территорий Российской Федерации в настоящее время, выявление существующих проблем, определение перспектив развития цифровизации сел.
Задачами исследования, обуславливающими достижение поставленной цели, являются: анализ функций сельских территорий в народном хозяйстве; мониторинг численности сельского населения; анализ основных показателей,
отражающих уровень современной цифровизации сельских территорий; оценка предпосылок, обуславливающих необходимость реализации концепции «умное село»; подбор основных компонентов концепции «умное село» и их описание.
Наличие мощного экономического, демографического, экологического, природного и духовно-нравственного потенциала, бесспорно, доказывает факт существенного вклада сельских территорий в обеспечение стабильности социума. Доказательством являются и те основные народнохозяйственные функции, которые выполняют данные территории на протяжении всей истории развития российского государства:
— социально-демографическая, которая направлена на формирование человеческого капитала страны и расширенное воспроизводство населения;
— экономическая, подразумевающая удовлетворение различных потребностей граждан;
— экологическая, нацеленная на обеспечение рационального воспроизводства природных ресурсов с учетом применения большого числа технических средств, загрязняющих атмосферу;
— этническая и культурная, направленные на разработку и реализацию процессов сохранения самобытных национальных культур, языков, традиций различных народов, на охрану старинных и современных исторических и природных памятников;
— функция сельскохозяйственного производства, подразумевающая территориальную и кадровую зависимость ядра агропромышленного комплекса и сельских жителей, сельской местности и др. [1].
294
Актуальность темы исследования подтверждается также тем, что период пандемии COVID-19 и постпандемический период дали толчок к потенциальной дезурбанизации территорий в силу возможности удаленной работы, а также необходимости роста уровня продовольственной безопасности.
Особое внимание привлекает и тот факт, что наблюдается постоянное снижение численности сельского населения, в том числе в Волгоградской области (таблица 1) [2].
Таблица 1
Численность населения Волгоградской области
по состоянию на 1 января
Год Численность населения, тыс. чел. Городское, тыс. чел. Сельское, тыс. чел.
2013 2583,0 1970,5 612,5
2014 2569,1 1963,0 606,1
2015 2557,4 1957,2 606,1
2016 2545,9 1951,8 594,1
2017 2535,2 1947,2 588,0
2018 2521,3 1940,3 581,0
2019 2507,5 1933,7 573,8
2020 2491,0 1925,2 565,8
2021 2474,6 1915,8 558,8
2022 2449,8 1901,8 548,0
Учитывая тот факт, что доля сельского населения Волгоградской области последние десятилетия колеблется в пределах четверти от общей численности населения региона, необходимо отметить, что эта доля всегда ниже общероссийского уровня (таблица 2).
Таблица 2
Сельское население в общей численности населения
Волгоградской области
Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Доля, % 23,71 23,59 23,47 23,34 23,19 23,04 22,88 22,70 22,59 22,37
Анализируя данную динамику, следует отметить, что наблюдаемые тенденции в том числе являются отражением дифференциации уровня жизни населения в городах и на сельских территориях. Также в этом есть роль и уровня доступности для сельских граждан различных общественных благ, предоставляемых в городских территориях гораздо большему количеству жителей. Здесь подразумеваются и образовательные, и медицинские услуги, а также культурно-досуговые и др.
Материалы и методы
Объектом исследования являются сельские территории в разрезе внедрения цифровых технологий в основные экономические процессы на селе. Предметом исследования являются процессы и отношения, складывающиеся в рамках современного состояния и уровня цифровизации сел, а также прогнозируемые тенденции.
Проведенное исследование по вопросу цифровизации сельских территорий базируется на методе системного анализа, который позволил установить прямую взаимосвязь развития государства и решения проблем сельских территорий, в том числе посредством внедрения цифровых технологий в экономические процессы сельских территорий. В качестве вспомогательных были использованы монографический и статистический методы, представившие
296
широкие возможности для исследования проблем и перспектив цифровизации сельских территорий в современных условиях.
Результаты, обсуждение
В век информационных технологий одной из важнейших задач государства общество и власть признают выход села на качественно новый уровень развития, что невозможно, если не внедрять новые технологии и не совершенствовать государственную и муниципальную политику.
В то же время слабая закрепляемость молодежи и отток квалифицированных кадров из села препятствуют инновациям в аграрном производстве, модернизационному импор-тозамещению, что угрожает не только продовольственной, но и национальной безопасности [3]. Это подтверждает необходимость серьезных изменений в процессах экономики сел.
Проанализируем основные показатели, отражающие уровень современной цифровизации сельских территорий [4]. Так, сейчас цифровые навыки населения в городской и сельской местности значительно отличаются по уровню. Однако отрыв развития навыков городского населения от навыков сельского не является таким большим, как может показаться на первый взгляд (рис. 1).
Это подтверждается и уровнем доступа к интернету в домашних хозяйствах в городах и селах: 86% городского населения к 78% граждан, проживающих на селе (рис. 2).
Данные показатели достигнуты в том числе за счет реализации Федерального проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0». Так, к примеру, ежегодно проходит голосование на портале государственных услуг Российской Феде-
I (нфрогае навыки населения (н иронеиш* (iT twiicrt численности шселсши ь возрасте LVsci и старше)
l4u|icxtm<.iutuc нниашис ¡чьитчиишнц LIJ-3 HfKumiillllH [ av
H "II'UCMHC USCIpiKK mii-T'Pij k |ia J^T 6.4
Kl 1НС1РЛ1НГ luiripocA .lucijun к учи i HU4 nnni'PH Ц^Е 7y
г-ккирти ичи пйлняцщ
Khll 111^*441.11! IIl' Н.1И fjl^n.U JI.IJI Е1Ш1Ш
1 '
lh.ii\ii^L il^v гi:■ кij i [v1
OlIlfUU IhJTIW С ППИКрСЯЩ'НИЧШ!
ф»П.чми
и rsi .iu m ?o «u in
Рис. 1. Цифровые навыки городского и сельского населения
рации или по Почте России по выбору населенных пунктов, которые будут обеспечены высокоскоростным интернетом. Голосовать могут не только жители самих сельских территорий, но и все заинтересованные лица. Отметим, что жители Волгоградского региона голосуют не так активно, как жители многих других регионов.
В то же время сейчас активно ведутся работы по совместной деятельности региональной Администрации и ПАО «Ростелеком» по организации сетей мобильной связи в малых населенных пунктах региона. Для участия в действующем проекте важно соблюдение четырех критериев: численность постоянно проживающих граждан в сельском
298
Доступ х 1 Интернету п домииннх (вфИстш я гпрсмыя»! л сс.ии'кси! Ш1Ш1Н [в процентах ш оЕндого чне;га даиящни* чькьн нстл!
ЦК)
Лостуи к* И|гсср«|[пу Допум хН>пс|11К|ус1]К
■ ■ | ■ 1чп:1 миыь ■ ^ 1\ш'к.|м чй 11 мч-| к
Рис. 2. Доступ к интернету в ДХ в городской и сельской местности
муниципальном образовании должна варьироваться от 100 до 500 человек; за данный населенный пункт по результатам голосования должно быть собрано большое количество голосов; населенные пункты должны быть включены в региональные квоты; в сельской местности должны быть технические возможности подключения к интернету.
Известно, что необходимая инфраструктура будет создана во всех населенных пунктах с количеством жителей от 100 до 500 человек до 2030 г. То есть внедрение цифровых технологий во все сферы жизни и экономики региона ведется последовательно. За счет этого качество жизни жителей также постепенно будет улучшаться, ведь они получат возможность пользоваться гораздо большим количеством государственных и муниципальных услуг, коммерческих онлайн-услуг, телемедицинских и образовательных услуг, различными электронными интер-
нет-сервисами, что позволит встать на путь устранения цифрового неравенства [5].
Отметим, что благодаря национальному проекту «Цифровая экономика», инициированному Президентом России В.В. Путиным в 2019 г. во всех регионах страны активно разрабатываются и реализуются проекты по решению вопросов ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, в том числе и на сельских территориях [6].
Из перечня факторов, сдерживающих использование интернета в домашних хозяйствах, особое внимание стоит уделить тому, что всего лишь 1,9% сельских жителей определили фактор отсутствия технической возможности подключения к интернету как основной. В то время как фактор отсутствия необходимости стал решающим для 14,6% жителей села (рис. 3).
Фэнпвры, мвржимншш^ нсшыыпшнф Иштфют* в ДХ (и процентах шч1Е1ч II чноИ ДХ)
11,1 ч ГтКЧИЛЧКНЛ П И
|)ГСТ1СГ1НС ТС*НИЧМ1Й1Й ВЛ 11М1ЖН1К.~Г1Н ПГ(Л^ЛПЧСЦШ> к
ТТииКИИС I ■||""-1,|11—1 1Ш Г, I II К1нМ^11Е^1и
Кфрсппж ш тон ряЯотн и Нптерное £киу|сш|к цсй&итдоиосп
• С^ЛДСВД 7№'1Р1ЦСГ1. * I '^МИ'КДЛ 11МЛ.1 г ■ 14*л.ти
Рис. 3. Факторы, сдерживающие использование интернета в городской и сельской местности
Как показывает статистика, жители сельских территорий активно пользуются возможностью получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с каждым годом значительно увеличивая общее количество обращений за услугами (рис. 4).
Попечение ниселсцйвц жуярстцнишн муннцм1|^|1<ныч услуг к мектронмой форме (в процентах от численврли ваеяд^жя и возрасте 1> 73.ici, |1А1}ЧИ1СГП государственные H MvIII-:I11117:t.ii>IHE.IU услуги)
STA
Ш|_ щ:
III
t 4J|HMÇKT1J4 (Г1ЦТП11 tlLY TlhlLTI.
«103(3 ■mil
Рис. 4. Доля городских и сельских граждан, получивших государственные и муниципальные услуги в электронной форме
Удовлетворенность качеством предоставленных услуг в электронной форме у сельских жителей также достаточно высокая. Так, 40,7% граждан полностью удовлетворены качеством предоставленных государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в то время как в городской местности этот показатель достигает 42%. Не удовлетворены предоставленными услугами в сельской местности остались 0,7% от граж-
lurt «
80 70 Ы) Л1 ■1(1 30
и о
дан, получивших услуги в электронной форме, а в городской — 0,8%.
Более того, сельские жители, несмотря на многие ограничивающие факторы, связанные с инфраструктурой, активно используют интернет для заказа товаров и услуг, то есть пользуются возможностями электронной торговли (рис. 5).
Нсииыьэиишмп; Нширмсш ииклшшсм :ын здки'» "шшрии и услуг (в и[нм1снта<1 от численности населения н жпрастс 16-72 лет)
» 10
4 -
201 и ¿01» :о:о :u:i
I P|M*ILK JM MCCIIIDCIL 11 'CIUJKU^ ЧПЛ 1ГСМЛ L
Рис. 5. Использование интернета городским и сельским населением для заказа товаров и услуг в 2018-2021 гг.
Конечно, проблема отставания села от города по-прежнему наблюдается, в том числе в вопросах цифро-визации. Одна из концепций, в которой находит свое отражение представление о будущем развитии сельской местности и способах решения проблем развития сельских населенных пунктов посредством совершенствования ин-
302
формационно-коммуникационных технологий, является концепция «умное село».
Базовые предпосылки, обуславливающие необходимость реализации концепции «умное село»:
Первая предпосылка заключается в необходимости модернизации аграрного производства, представляющего собой основную функцию сельских территорий.
В качестве второй предпосылки видится мнение и оценки исследователей, определяющие необходимость приложения значительных усилий как со стороны органов государственной и местной власти, так и со стороны академического сообщества по реализации комплексного подхода для достижения целей по внедрению цифровых технологий в социально-экономическую сферу отечественных сел [7].
Следует отметить, что идеи «умного села» должны использовать принципы территориального самоуправления, которые повышали бы социально-политический статус сельских жителей, в частности, в решении вопросов планирования и хозяйственного использования местных территорий.
Одна из главных целей создания таких сел — предотвращение урбанизации. То есть для людей в сельской местности следует создать такие условия, чтобы все необходимые услуги, оказываемые в городах, предоставлялись и в селах.
Основные компоненты реализации Концепции «умное село» представлены на рисунке 6.
Говоря о применении элементов «умного сельского хозяйства», стоит подчеркнуть, что в России некоторые из элементов применяются, однако для полноценного су-
Рис. 6. Компоненты реализации концепции «умное село»
ществования концепции «умное село» необходим комплексный подход. Так, к примеру, дроны, которые могут применяться в сельском хозяйстве, могли бы анализировать почву для определения отдельных участков, требующих полива или применения удобрений.
Умные тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника отечественного производства в будущем могут быть усовершенствованы, а их производство оптимизировано, что позволило бы сократить издержки и снизить стоимость оборудования и техники для сельскохозяйственных производителей.
Интернет вещей может сыграть значимую роль в животноводстве, так как технологии радиочастотной идентификации позволили бы в перспективе повысить уровень
304
продовольственной безопасности. Кроме того, интернет вещей уже сейчас точечно применяется при создании «умных ферм», «умных теплиц».
Геоинформационные технологии с учетом их своевременного и рационального развития могут быть задействованы при планировании и мониторинге агротехнических операций, при прогнозировании урожайности культур и т.д. [8].
В рамках компонента «Развитие сельской электронной торговли» особое внимание стоит уделить такому предлагаемому мероприятию, как создание интернет-платформы, где сельскохозяйственные товаропроизводители могли бы ре-ализовывать свою продукцию. Но данная платформа могла бы решить гораздо большее количество проблем, транслируя мощный социально-положительный эффект:
— анализ спроса на продукцию сельского хозяйства;
— нормативно-правовая база по ведению коммерческой деятельности;
— контактные данные органов государственной и муниципальной власти;
— форум для общения сельских жителей по вопросам предпринимательской деятельности;
— форма для обращений граждан по решению вопросов местного значения.
То есть такой портал должен содержать большое количество информации, в т.ч. о поддержке малого и среднего бизнеса на селе. Детальная структура портала пока находится в разработке. Данное предложение большие перспективы, так как сельские жители могли бы за счет него реализовать свой потенциал и одновременно удовлетворить многие свои потребности.
Реализация предложенного мероприятия может осуществляться субъектами Российской Федерации самостоятельно,
объединяя в таком случае представителей сельских территорий и малых муниципальных образований всего региона в целом, либо интернет-платформа может быть создана на федеральном уровне, что обеспечит более продуктивные связи между пользователями, несмотря на усложненный процесс создания и обслуживания такой платформы.
Кроме того, внедрение концепции «умного села» на сельских территориях потребует частичного развития социальной инфраструктуры, что положительно скажется на уровне жизни сельских жителей, на создании благоприятного отношения к сельскому образу жизни. Это может быть реализовано в том числе за счет разработки новых федеральных и региональных целевых программ, муниципальных программ, которые могли бы позволить преобразовать недостатки современной социальной инфраструктуры сельских территорий в их преимущества за счет комплексного подхода. Ведь если смотреть на проблемы сельской местности с точки зрения ее устойчивого развития, то можно отметить необходимость эффективной работы всех элементов в совокупности.
Заключение
Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий выступает гарантом стабильности, независимости и продовольственной безопасности страны. Традиционно их развитие происходило с отставанием от города. Именно в этом проявлялась действительно низкая привлекательность жизни на сельских территориях. Но эту проблему действительно можно решить за счет цифровизации на сельских территориях.
Появление «умных сельских поселений» призвано не только обеспечить эффективное использование ресурсного
30
потенциала АПК и сельских территорий, но также прогнозировать поведение сельских жителей с целью обеспечения их конкурентоспособного развития.
Комплексный подход к цифровизации сельской экономики потребует качественной структурной перестройки не только сельского хозяйства, но и сельской экономики в целом. Несмотря на постепенное поступательное развитие вопросов цифровизации сел, существенные инвестиции в это сейчас обеспечат качественно новый уровень жизни на сельских территориях в будущем.
Основными рекомендуемыми направлениями в рамках программно-целевого управления сельскими территориями за исключением цифровизации определены: развитие межмуниципального сотрудничества, комплексное освоение территорий, формирование благоприятной среды для развития предпринимательства, инклюзивная доступность среды жизнеобеспечения [9].
Таким образом, решение задач исследования позволило достичь цели, поставленной в начале исследования. Факторы цифровизации сельских территорий Российской Федерации в настоящее время проанализированы, выявлены существующие проблемы цифровизации сел, определены перспективы развития и предложены основные направления цифровиза-ции сельских территорий Российской Федерации.
Библиографический список
1. Batmanova V.V., Ivanov A.S., Kalacheva D.G., Klenova T.V., Koneva D.A. Role of agrarian policy in the formation of conditions for an efficient implementation of rural areas' functions of Russian regions // Competitive, sustainable and safe development of the
regional economy (CSSDRE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research. — 2019. — Vol. 83. P. 169.
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс] // URL: https://34.rosstat.gov.ru (Дата обращения: 29.03.2023).
3. Блесков Д.А. Модернизационное импортозамещение: роль и значение развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т. 193. № 4. — С. 232-238.
4. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; И60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 332 с.
5. Цифровое село: «Ростелеком» в Волгоградской области расширил оптическую инфраструктуру // Комсомольская правда Волгоградской области. [Электронный ресурс] // URL: https://www.volgograd. kp.ru/daily/27492/4751338/ (Дата обращения: 25.04.2023).
6. Официальный сайт национального проекта «Цифровая экономика». [Электронный ресурс] // URL: https://национальны-епроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika (Дата обращения: 14.04.2023).
7. Klenova T.V., Ivanov A.S., Koneva D.A. Development of rural areas by means of "smart village" concept // "Smart technologies" for society, state and economy. «Lecture Notes in Networks and Systems». — 2021. — Pp. 998-1006.
8. Магомедов А.М. Цифровизация как ключевой фактор развития сельских территорий и сельского хозяйства // Современные технологии управления. — 2020. — № 2 (92). — С. 4.
9. Усенко Л.Н. Создание агломераций как фактор социально-экономического инклюзивного развития экономики сельских
308
территорий // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - Т. 216. № 2. - С. 350-362.
References
1. Batmanova V.V., Ivanov A.S., Kalacheva D.G., Klenova T.V., Koneva D.A. Role of agrarian policy in the formation of conditions for an efficient implementation of rural areas' functions of Russian regions // Competitive, sustainable and safe development of the regional economy (CSSDRE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - Vol. 83. P. - 169.
2. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarst-vennoj statistiki po Volgogradskoj oblasti. Available at: https://34. rosstat.gov.ru (accessed March 29, 2023).
3. Bleskov D.A. Modernizacionnoe importozameshhenie: rol' i znache-nie razvitija social'noj infrastruktury sel'skih territorij // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2015. - Vol. 193. № 4. - P. 232-238.
4. Indikatory cifrovoj jekonomiki: 2022: statisticheskij sbornik / G.I. Ab-drahmanova, S.A. Vasil'kovskij, K.O. Vishnevskij, L.M. Gohberg i dr.; I60 Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - M. : NIU VShJe, 2023. - 332 p.
5. Cifrovoe selo: «Rostelekom» v Volgogradskoj oblasti rasshiril optich-eskuju infrastrukturu // Komsomol'skaja pravda Volgogradskoj oblasti. Available at: https://www.volgograd.kp.ru/daily/27492/4751338/ (accessed April 25, 2023).
6. Oficial'nyj sajt nacional'nogo proekta «Cifrovaja jekonomika». Available at: https ://nacional'nyeproekty. rf/projects/tsifrovaya- ekonomi-ka (accessed April 14, 2023).
7. Klenova T.V., Ivanov A.S., Koneva D.A. Development of rural areas by means of "smart village" concept // "Smart technologies" for soci-
ety, state and economy. "Lecture Notes in Networks and Systems". — 2021. — Pp. 998-1006.
8. Magomedov A.M. Cifrovizacija kak kljuchevoj faktor razvitija sel'skih territorij i sel'skogo hozjajstva // Sovremennye tehnologii upravleni-ja. — 2020. — № 2 (92). — P. 4.
9. Usenko L.N. Sozdanie aglomeracij kak faktor social'no-jekonomi-cheskogo inkljuzivnogo razvitija jekonomiki sel'skih territorij // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. — 2019. — Vol. 216. № 2. — P. 350-362.
Контактная информация / Contact information
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100.
Federal State Autonomous Education Institution of Higher Education
"Volgograd State University"
100, University Prospect, Volgograd, 4000062, Russia.
Конева Дарья Александровна / Daria A. Koneva