Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ А.А. Кузнецов
Цифровизация РОССИЙСКОГО образования: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(Институт международных образовательных программ МГЛУ; e-mail: [email protected])
Исследование представляет собой обзор технических решений отечественного программного обеспечения для использования преподавателями дисциплин гуманитарного профиля. Автор обосновывает предположения по стратегии развития отечественных инструментов сети Интернет для организации дистанционного и смешанного обучения на основе исследований, опросов и документов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования подтверждается интересом педагогического сообщества к доступным современным отечественным решениям, которые смогут стать полноценными альтернативами западным программам в условиях санкций. В работе проанализировано содержание евразийского и российского реестров программного обеспечения для выявления количества отечественных решений в области лингвистики и педагогики. Выявлены наиболее популярные системы видеоконференцсвязи и управления обучением среди отечественных разработок, которые смогут в ближайшем будущем заменить западные решения на отечественном ИТ-рынке. В работе дается подробное описание функциональных возможностей следующих отечественных разработок: «Яндекс.Телемост», «Звонки Вконтак-те», «Звонки Mail.ru» и других ресурсов. В то же время в работе отражены мнения пользователей указанных систем: учителей школ, преподавателей вузов, студентов и школьников. Отмечаются достоинства и недостатки существующих программ. В качестве результатов исследования приведен сравнительный анализ технических решений. Данный анализ позволит в будущем определить перспективы модернизации отечественных решений с целью их улучшения и большей востребованности среди образовательных организаций на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: дистанционное обучение; смешанное обучение; отечественные программы; сравнительный анализ; учебный процесс.
Современный мир очень сильно связан с развитием информационных и мобильных технологий. Информационные технологии в настоящее время вошли в различные сферы нашей жизни. Без них не обходится медицина, образование, строительство, проектирование, торговля и т. д. Существует огромное количество технологических решений для указанных сфер деятельности человека. Данные решения в настоящее
время развиваются в рамках отечественного программного обеспечения. В условиях столь стремительного развития стоит выделить ряд регламентирующих документов и посмотреть, какие сроки в них указаны для сферы информационных технологий и сферы образования.
В России вопросы использования информационных технологий в различных сферах деятельности человека курирует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В 2015 г. указанным министерством был принят приказ «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» [10]. К данному приказу вышло приложение в виде таблицы, где подробно расписаны сроки внедрения отечественного программного обеспечения в сферы деятельности человека и процент участия западного ПО в этой деятельности [11]. В данной таблице стоит обратить внимание на строку 3 «58.29.12.000 Интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде (электронная почта, сервис файлового обмена, интернет-браузер, картографический сервис, сервис обмена мгновенными сообщениями и т. д.)». В этой графе указано, что доля импорта западных решений к 2025 г. должна составить 10%. Выбранная графа для анализа не является случайной. Этими сервисами повседневно пользуются учителя школ, преподаватели вузов, их обучаемые и люди других специальностей. Они являются наиболее востребованными на современном этапе. Указанный процент, на наш взгляд, практически недосягаем к настоящему времени по ряду причин.
В настоящей работе мы проведем анализ существующих решений отечественного программного обеспечения и проведем сравнительный анализ с западными решениями на основе государственного реестра программного обеспечения, созданного на основе положений статьи 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [15].
1. Теоретическое обоснование направлений развития отечественных онлайн-платформ для сферы высшего образования
В конце февраля 2022 г. в отношении Российской Федерации были введены международные санкции, которые затронули не только экономику, транспорт, но и другие значимые сферы, в том числе и образование. Большинство западных IT-компаний, таких как: Microsoft (в том числе Skype и Adobe, как структурные подразделения компании), Miro, Kahoot и ряд других компаний закрыли доступ рядовым российским пользователям к своим облачным решениям. Google и его
подразделение Youtube запретили монетизацию видеоконтента на своей платформе. Для государственных образовательных учреждений стали недоступны уже оплаченные подписки на ряд зарубежных сервисов. Среди них: самое популярное приложение для организации видеокон-ференцсвязи Zoom, которое начали использовать с начала 2020 г. для организации смешанного и дистанционного обучения в условиях развития пандемии по всему миру и приложение «Kahoot» для организации викторин и соревнований в образовательной среде.
В связи с этим в конце марта Министерство высшего образования и науки Российской Федерации разработало методические рекомендации по переходу образовательных организаций на преимущественное использование отечественного программного обеспечения [4]. В этом документе расписаны требования, которые должны быть соблюдены при переходе на отечественное программное обеспечение. Среди них:
- замена иностранных технических решений на отечественные без срыва образовательного процесса учебного заведения;
- допускается использование ПО из Российского реестра программного обеспечения и единого Евразийского реестра программного обеспечения [12];
- при переходе на отечественное ПО должны быть сохранены способы достижения целевых показателей образовательной организации в полном объеме;
- требования по планированию процесса перехода образовательных учреждений с учётом финансовой и экономической составляющей и др.
Отдельно стоит обратить внимание на два упоминаемых выше реестра программного обеспечения и разобраться, что они из себя представляют, чтобы впоследствии перейти к существующим техническим решениям в области смешанного и дистанционного обучения. Российский реестр программного обеспечения представляет собой набор документов и баз данных об отечественных разработках в сфере информационных технологий. На сегодняшний день в реестре содержится более 13 тыс. наименований различных программ: от офисных программ и систем документооборота до систем управления обучением. Для удобства поиска существует система фильтров: по названию разработки; по дате регистрации или регистрационному номеру; по потребностям пользователей.
Современные российские информационные технологии позволяют создавать высокотехнологичные продукты и проводить комплексные исследования в различных областях науки и техники. Отечественные разработки в области смешанного и дистанционного обучения, о которых пойдет речь далее, не уступают западным решениям: LMS Moodle,
Schoology, Coursera, EdX и других приложений в эффективности и качестве исполнения.
В классификаторе реестра существует отдельный класс, посвященный лингвистическому программному обеспечению. В него входят: средства автоматизированного перевода, электронные словари, средства распознавания речи, средства речевого перевода, средства проверки правописания и многое другое. В указанный класс входит 138 наименований продуктов, включая системы фиксации результатов обучения, домашних заданий, и журналов занятий и системы автоматизации перевода. В качестве примеров таких сервисов из Реестра можно привести автоматизированную информационную систему «Дневник-ПОО» [8], информационно-коммуникационную образовательную платформу «СФЕРУМ» [9], систему цифровой автоматизации процессов организации «Mirapolis» [6], системы автоматизации перевода ABBYY Lingvo [5], «Prompt» [7] и многое другое. Каждый из указанных ресурсов будет подробно рассматриваться в следующем разделе нашего исследования, как и некоторые другие ресурсы, которые по тем или иным причинам не входят в реестры программного обеспечения, но тем не менее имеют обширную пользовательскую базу по всему миру.
Помимо российского реестра программного обеспечения существует и евразийский реестр, который включает разработки в области управления проектами. К сожалению, данный реестр на настоящее время содержит всего лишь 61 наименование продуктов.
На наш взгляд, это очень важно, что в настоящий момент в условиях санкций развивается отечественное программное обеспечение для получения гуманитарного образования, также стоит обратить внимание на существующие технические решения в области получения образования в дистанционном формате и определить перспективы их развития.
2. Существующие технические решения в области смешанного и дистанционного обучения и перспективы их развития
В настоящее время существует большое количество технических решений для организации смешанного и дистанционного обучения. Любое приложение, которое используется, должно соответствовать моделям смешанного обучения. Среди моделей смешанного обучения выделяют: перевернутый класс и перевернутое обучение; модель ротация станций; модель ротации лабораторий; гибкая модель; модель индивидуальной ротации; расширенная виртуальная модель; смешанное онлайн обучение. Как правило, указанные модели нереализуемы без использования сети Интернет. Все прекрасно понимают, что такое смешанное обучение как общее понятие для школ и вузов. С научной точки зрения, смешанное обучение - способ организации образовательной программы, в котором учащиеся учатся:
- онлайн с элементами самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения;
- с участием учителя в школе (лицом к лицу);
- способы обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны, чтобы обеспечить интегрированный опыт обучения. (Определение Института Клейтона Кристенсена) [1].
Указанные в первом разделе нашего исследования ресурсы и информационно-коммуникационные платформы способствуют развитию функциональных возможностей для развития дистанционного обучения. Запросы и требования пользователей к существующим системам дистанционного и смешанного обучения возросли с появлением пандемии Covid-19 и впоследствии необходимости перевода всей системы общего и высшего образования в дистанционный формат по всей территории Российской Федерации. Руководство каждого вуза в индивидуальном порядке определяло, какими техническими средствами будет организовано дистанционное обучение. Интернет на тот момент представлял широкие возможности для реализации учебных программ по различным дисциплинам, как гуманитарного, естественно-научного, так и многих других профилей подготовки. Большинство сервисов ви-деоконференцсвязи, которые использовались до начала февраля этого года представляли собой западные разработки. Например, приложение Zoom, до начала пандемии Covid-19 не было известно широкой аудитории, хотя первая версия была представлена ещё в 2013 г.
В период пандемии данный сервис стал самым популярным сервисом для организации вебинаров и онлайн-конференции, как в бесплатном, так и в платном форматах. Часто указанное приложение сравнивают с Microsoft Skype и Google Hangouts. Австралийское издание «EMILY -BRISBANE COPYWRITER & PROOFREADER» провело сравнительный
Zoom vs. Skype vs. Google Hangouts
Zoom Skype Hangouts
Mirrtar of *dao col рагисфагса Up to »«a t«n* ? on a tr— account, we «о >0 at a Wn» UptoWatawno a M кмич
M0t*»%M4a< к«« v»» v»» vv»
Sown hctM phcn« к>мл| Yr* Но >*»
1офп uUng юОЫ account» Гас «Сое* о» Своди о» «О (acafeocfc о» Coogtoorty
Г4а«Г*гтд Но w» w»
Г«аа account слё чггш irr* Nelimlmtlicrafnerwul» rrw-vto» Ч» 0>«х> C**k wn* <k<«i Ig» дгою (a «Vi a pw> ксмя) Notonol«** Notrr«lmt
wmAm« сав nwtfng vr» f»> - not йФМ l^yWjtti н> ■ not anccna« c^/w««
vaot mum ьфл account M» - tfvw yow c«a oo пм to Юфп » hfi« «n К(ОиШ (wt tvml v»t - ■re»a*t"*<l vwn can vw ичм («(«took or Cooç^o account 'if* Dim a >»» accost v»» • tf »m»» "vd >M а Сйодк account
Рис. Сравнительный анализ Zoom, Skype и Hangouts
анализ указанных платформ, с которым можно познакомиться ниже (материал представлен на английском языке) [2] (см. рис.).
Сервисы сравнивались по следующим параметрам: бесплатные видео и аудиозвонки, число участников, наличие мобильной версии, возможность демонстрации экрана, формат регистрации в сервисе, отправка файлов, длительность сеанса. По результатам этого анализа по большинству параметров выиграло приложение Zoom и стало наиболее востребованным средством видеоконференцсвязи среди российских вузов.
Рассмотрев сравнительный анализ зарубежных решений в области видеоконференцсвязи, следует провести обзор отечественных аналогов. Для нашего исследования мы отобрали три наиболее популярных отечественных решения для организации видеоконференций: «Яндекс. Телемост» «Видеозвонки Mail.ru», «Видеозвонки Вконтакте». За основу нашего анализа взяты критерии, описанные выше.
Таблица 1. Сравнение сервисов видеоконференций
Критерии Яндекс.Телемост Видеозвонки Mail.ru Видеозвонки ВК
Бесплатные видео и аудиозвонки да да да
Число участников до 40 участников до 100 участников до 128 участников
Наличие мобильной версии да да да
Возможность демонстрации экрана да да да
Формат регистрации в сервисе регистрация через социальные сети или профиль Яндекс ГО регистрация через социальные сети или профиль Mail.ru регистрация через социальную сеть Вконтакте
Отправка файлов да да да
Запись встречи да нет нет
Длительность сеанса без ограничений без ограничений без ограничений
Из Табл. 1 следует, что отечественные сервисы обладают несомненными существенными преимуществами перед западными решениями: по большему количеству одновременных участников видеоконференции и бессрочной длительности сеанса. Эти достоинства способствовали их широкому применению в Крыму с 2014 г., когда описанные выше западные компании запретили использовать свои ресурсы на указанной
территории. Однако на остальной территории Российской Федерации в тот момент таких ограничений не было, что справедливо отметили исследователи из Крыма Е.М. Шахова, М.А. Паутов и К.А. Паутова. Они отмечают важность использования интернет-технологий, как на этапе освоения нового материала, так и на этапе закрепления и контроля, подтверждая свои выводы многолетними исследованиями учёных государственного института русского языка имени А.С. Пушкина [16].
На начало марта 2022 г. возникла необходимость разработки не просто сервисов для видеоконференций, а цельных отечественных автономных решений для управления образованием в дистанционном и смешанном форматах. Отечественные разработки в области систем дистанционного обучения начали появляться во втором десятилетии XXI в. За последнее время вышел целый ряд систем управления обучением. Мы отобрали три отечественные разработки: «Сферум», «Mirapolis» и «Elearn Eclass» и сравним их по некоторым критериям, предложенным в работе Е.С. Исаевой «Современные LMS платформы дистанционного обучения: анализ и сравнение» [3].
Таблица 2. Сравнение платформ дистанционного обучения
Критерии Сферум Mirapolis Elearn Eclass
Возможность добавления элементов + + +
Проведение вебинаров + + +
Поддержка мобильных устройств + + +
Формы коммуникации внутри курса + + +
Возможность интеграции - + +
Удобство интерфейса + + +
Администрирование + + +
Адаптивность системы на любом устройстве + + +
Собственное приложение - + +
Группировка обучающихся + + +
Уведомления пользователей + + +
Возможность разработки учебных материалов внутри платформы - + +
Формирование отчетов + + +
Автоматическое оценивание - + +
Подробное описание платформы «Сферум» представлено в виде презентации на сайте Министерства Просвещения [13]. Отдельно стоит отметить, что платформа построена на технологиях, которые используются в популярной социальной сети Вконтакте. Система регистрации позволяет войти в среду с помощью своего профиля в указанной социальной сети. В настоящее время данная среда активно используется в школах Российской Федерации на ряду с порталом «Днев-ник.ру».
Портал «Дневник.ру» предоставляет пользователям круглосуточный доступ к оценкам, расписанию и домашним заданиям. Он предоставляет следующие возможности и создает следующие элементы:
- страница школы;
- расписание и уроки;
- электронный журнал;
- управление домашними заданиями;
- отчёты;
- мобильные приложения для Android OS и Apple OS.
В настоящее время к этому сервису подключено 890 тыс. преподавателей, 8,5 млн учеников и 6,5 млн родителей. На наш взгляд, указанный ресурс охватит все школы на территории Российской Федерации и будет единой системой контроля образовательного процесса по всей стране, как со стороны образовательных организаций, так и со стороны родителей обучаемых.
Системы управления обучением Elearn Eclass и Mirapolis обладают рядом преимуществ над существующими западными аналогами:
- наличие системы видеоконференцсвязи внутри среды;
- наличие интерактивной доски для совместной работы;
- возможность записи встреч и проведение трансляций на Youtube и Rutube без подключения сторонних приложений.
Данный анализ функциональных возможностей отечественного программного обеспечения показывает, что в настоящий момент в Российской Федерации разрабатываются высококачественные ресурсы для методического и технологического обеспечения педагогической деятельности. Далее обратимся к опыту использования указанных ресурсов на уровне школ и вузов глазами пользователей.
3. Опыт вузов и школ по применению отечественного программного обеспечения: достоинства и недостатки
В предыдущем разделе мы рассмотрели ряд отечественных разработок, которые сейчас используются в вузах и школах Российской Федерации для организации смешанного и дистанционного обучения. Однако достаточно обширный опыт их использования показывает не только достоинства, но и недостатки современных Интернет-ресурсов.
Ранее говорилось о двух наиболее важных типах сервисов для образования: приложения для видеоконференцсвязи и системы управления обучением. Сейчас мы посмотрим на эти сервисы глазами преподавателей и родителей учащихся и начнём с сервисов для организации видеоконференций, а потом разберем особенности взаимодействия с системами управления обучением.
3.1. Приложения для видеоконференцсвязи: достоинства и недостатки
Как было уже отмечено ранее, существует значительное количество отечественных альтернатив Cisco Webex, Zoom и Skype. Нами были проанализированы отзывы пользователей Яндекс.Телемост, Звонки Mail.ru и Звонки Вконтакте на популярных сайтах рецензий и сайтах разработчиков приложений.
В настоящее время Яндекс.Телемост является наиболее популярным сервисом для организации видеоконференций по ряду причин:
- отсутствие рекламы;
- отсутствие ограничений на длительность сеанса;
- интерфейс практически идентичен Zoom, что облегчает переход на указанное приложение;
- поддержка мобильных устройств на Android OS и Apple OS.
Однако некоторые пользователи отмечают, что для создания видеоконференции требуется регистрация в Яндексе, но этот минус является несущественным.
Следующим по популярности и эффективности сервисом для видеоконференций является «Звонки Вконтакте». Ранее в нашем исследовании отмечалось, что наибольшую популярность «Звонки Вконтакте» обрели после 2014 г., так как на территории Крыма западные сервисы стали недоступны и единственным доступным средством интернет-коммуникации стала отечественная социальная сеть.
Среди достоинств указанного ресурса стоит отметить следующие:
- неограниченность длительности видеозвонка;
- возможность демонстрации экрана пользователя;
- возможность добавления фонового изображения.
Некоторые пользователи отмечают неудобство пользования чатом при видеозвонке, когда приходится выходить, чтобы написать или прочитать сообщение и потом возвращаться в конференцию.
Звонки Mail.ru является наименее популярным средством для организации видеоконференции среди представленных. В настоящем сервисе, как и во всех описанных выше есть возможность демонстрации экрана и чата. Однако есть существенный минус для проведения практических занятий и онлайн-конференций - это отсутствие возможности записи видеовстречи.
В настоящее время в республике Татарстан проходит апробацию ещё один сервис для организации видеоконференций отечественного производства IZUM. В настоящее время сервис проходит апробацию в Правительстве Республики. Разработчики отмечают следующие достоинства сервиса:
- возможность предоставления доступа любым организациям к системе планирования и проведения совещаний в режиме видеокон-ференцсвязи;
- способность осуществления перехода и полной замены иностранных сервисов, таких как ZOOM и др.;
- подключение абонентов, не имеющих профессионального оборудования ВКС, не требует установки специального ПО;
- наличие приложения для мобильных устройств iOS и Андроид;
- наличие функций: синхронный перевод, чат, демонстрация слайдов, запись;
- кастомизация интерфейса под требования заказчика [14].
Указанный продукт пока не поступил в продажу для широкой аудитории на территории Российской Федерации.
Подводя итог, стоит отметить, что сейчас идет поступательный отказ от западных решений в сфере видеоконференцсвязи и переход на полнофункциональные отечественные решения. На наш взгляд, отечественная видеоконференцсвязь не уступает по качеству своим конкурентам, и в будущем завоюет огромную аудиторию, в том числе и за рубежом.
3.2. Системы управления обучением: достоинства и недостатки
Ещё одним не менее важным компонентом дистанционного обучения является система управления обучением. На настоящий момент существует большое количество различных технологических решений, которые мы упоминали выше. На основе отзывов, рецензий и материалов форумов было проанализировано отношение пользователей к отечественным продуктам: «Сферум», «Дневник.Ру» «Mirapolis» и «Elearn Eclass».
Как мы уже писали, указанные выше сервисы являются наиболее популярными системами управления и контроля обучения в сложившихся условиях. О технических особенностях каждого ресурса говорилось в предыдущем разделе настоящего исследования. Сейчас стоит обратить внимание на отношение преподавателей, учащихся и их родителей к указанным ресурсам. Для этой цели мы изучили отзывы пользователей на разных платформах и форумах.
Начнём с обзора ресурса «Сферум». Этот сервис является сейчас одной из самых быстроразвивающихся платформ для организации дистанционного обучения в формате социальной сети. О достоинствах
среды мы писали ранее. Однако не всем пользователям понравился интерфейс среды и её функциональные возможности. Они отмечают следующие неудобные моменты:
- для работы на платформе обязательно требуется создать профиль в социальной сети Вконтакте;
- отсутствие поддержки браузеров мобильных устройств для участия в уроке;
- нет единой системы расписаний для школы;
- нет фиксации участников занятий и записи проведенных уроков.
В настоящее время проводится модернизация ресурса и добавляются новые функции. Наряду с платформой «Сферум» используется коммерческая онлайн-платформа «Дневник.ру» для фиксации домашних заданий, составления отчётов и школьных расписаний. Это многофункциональный инструмент с широким спектром возможностей, однако большинство функций, как пишут пользователи, доступны лишь в платной подписке на сервис. Среди достоинств платформы участники отметили:
- большое количество необходимых инструментов;
- доступность информации о посещаемости, оценках и домашних заданиях школьника;
- возможность связи с учителем;
- наличие ссылок на дополнительные информационные ресурсы.
Среди недостатков платформы некоторые пользователи отмечают
наличие рекламы и платной подписки на полнофункциональную версию и ненастроенную автоматическую систему оценивания выполненных заданий.
Далее стоит обратить внимание на системы управления обучением МкароНБ и Б1еагп Бс1а$$. Обе платформы являются отечественными разработками в области дистанционного обучения. О достоинствах указанных платформ написано выше и сейчас мы посмотрим, какие достоинства и недостатки отмечают пользователи. Пользователи «МкароНБ» выделили следующие плюсы платформы:
- большое количество функций;
- возможность демонстрации экрана;
- большое количество шаблонов.
В то же время пользователи отметили следующие недостатки:
- организация технической поддержки образовательного процесса;
- проблемы с воспроизведением звука на вебинарах.
Стоит отметить, что таких недостатков у его аналога Б1еагп Бс1а$$ нет. На наш взгляд, данная платформа может стать полноценной заменой МооШе и уже превосходит её по функционалу, так как в этой среде можно создавать видеоконференции в форматах лекций и семинаров, не пользуясь сторонними приложениями.
4. Общие выводы
На основе проведенного исследования существующих отечественных решений в области смешанного и дистанционного обучения можно сказать о том, что в настоящее время разработана достаточная нормативная база по использованию различных информационно-коммуникационных технологий. Они способствуют расширению возможностей преподавателей вузов, учителей школ, студентов и школьников в использовании средств сети Интернет в образовательной и педагогической деятельности. Указанные в исследовании решения позволяют удовлетворить запросы широкого круга лиц, связанных со сферой образования.
Дальнейшее развитие санкционной политики западных стран будет способствовать повышению спроса на отечественные цифровые ресурсы, не только в России, но и за рубежом. Повышенный спрос позволит сохранить мотивацию к совершенствованию образовательных интернет-систем российского производства. В ближайшем будущем будет наблюдаться гонка цифровых решений, как между аналогами внутри российского рынка ИТ-решений, так и на внешних рынках зарубежных стран.
Литература
1. Веб-сайт «Смешанное обучение». [Электронный ресурс] URL: http:// blendedlearning.pro/blended_learning_models/what-is-blended-learning/ (Дата обращения 29.06.2022)
2. Издание «EMILY - BRISBANE COPYWRITER & PROOFREADER». [Электронный ресурс] URL: https://www.brisbanecopywriter.com.au/2013/09/30/ zoom-video-conferencing-and-video-calls/ (Дата обращения 29.06.2022)
3. Исаева Е.С. Современные lms платформы дистанционного обучения: анализ и сравнение // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-lms-platformy-distantsionnogo-obucheniya-analiz-i-sravnenie (Дата обращения 08.05.2022)
4. Методические рекомендации по переходу образовательных организаций на преимущественное использование отечественного программного обеспечения. [Электронный ресурс] URL: https://minobrnauki.gov.ru/ importozameshcheniye/Метод_рекомендации_отеч_ПО_ВУЗы.pdf_(Дата обращения 29.06.2022)
5. Официальный сайт платформы «ABBYY Lingvo». [Электронный ресурс] URL: https://www.lingvolive.com/ru-ru (Дата обращения 29.06.2022)
6. Официальный сайт платформы «Mirapolis». [Электронный ресурс] URL: https://www.mirapolis.ru/ (Дата обращения 29.06.2022)
7. Официальный сайт платформы «Prompt». [Электронный ресурс] URL: https://www.promt.ru/ (Дата обращения 29.06.2022)
8. Официальный сайт платформы «Дневник.ру». [Электронный ресурс] URL: https://dnevnik.ru/ (Дата обращения 29.06.2022)
9. Официальный сайт платформы «Сферум». [Электронный ресурс] URL: https://sferum.ru/ (Дата обращения 29.06.2022)
10. Приказ «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения». [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/ documents/4548/ (Дата обращения 29.06.2022)
11. Приложение к приказу: План импортозамещения программного обеспечения. [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/ plan-importozamescheniya.pdf (Дата обращения 29.06.2022)
12. Реестры программного обеспечения. [Электронный ресурс] URL: https:// reestr.digital.gov.ru/^Дата обращения 29.06.2022)
13. Сайт Министерства Просвещения. [Электронный ресурс] URL: https:// edu.gov.ru/press/3558/minprosvescheniya-rossii-prezentovalo-besplatnuyu-informacionno-kommunikacionnuyu-platformu-sferum-dlya-uchenikov-uchiteley-i-roditeley/ (Дата обращения 29.06.2022)
14. Сайт Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. [Электронный ресурс] URL: https://digital.tatarstan.ru/platformaizum.htm (Дата обращения 29.06.2022)
15. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_61798/2fe6eb6774cbaae1a62e4c317f27a1350b504280/ (Дата обращения 29.06.2022)
16. Шахова Е.М. Инновационные технологии в международном образовательном пространстве (на примере преподавания гуманитарных дисциплин) / Е.М. Шахова, К.А. Паутова, М.А. Паутов // Севастопольские Ки-рилло-Мефодиевские чтения. 2021, № 14. С. 272-282.
Сведения об авторе
Кузнецов Андрей Андреевич - преподаватель кафедры РКИ Института международных образовательных программ и кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в информационных науках Института информационных наук Московского Государственного Лингвистиче-скогоУниверситета. E-mail: [email protected]
DlGITALIZATION OF RUSSIAN EDUCATION: PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT
Kuznetsov A.A.
The study is an overview of technical solutions of domestic software for use by teachers of humanities disciplines. The author substantiates the assumptions on the development strategy of domestic Internet tools for the organization of distance and blended learning based on research, surveys and documents of the Ministry of Digital Development, Communications and
Mass Communications, and the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation. The relevance of this study is confirmed by the interest of the pedagogical community in affordable modern domestic solutions that can become full-fledged alternatives to Western programs in the face of sanctions. The paper analyzes the content of the Eurasian and Russian software registries to identify the number of domestic solutions in the field of linguistics and pedagogy. The most popular videoconferencing and learning management systems among domestic developments have been identified, which will be able to replace Western solutions in the domestic IT market in the near future. The paper provides a detailed description of the functionality of the following domestic developments: «Yandex.Teleconference», «Vkontakte calls», «Calls Mail.ru» and other resources. At the same time, the work reflects the opinions of users of these systems: school teachers, university teachers, students and schoolchildren. The advantages and disadvantages of existing programs are noted. A comparative analysis of technical solutions is presented as the results of the study. This analysis will make it possible in the future to determine the prospects for the modernization of domestic solutions in order to improve them and make them more popular among educational organizations in the territory ofthe Russian Federation.
Keywords: distance learning; blended learning; domestic programs; comparative analysis; educational process.
References
1. Veb-sajt «Smeshannoe obuchenie». [E"lektronny"j resurs] URL: http:// blendedlearning.pro/blended_learning_models/what-is-blended-learning/ (Accessed 29.06.2022)
2. Izdanie «EMILY - BRISBANE COPYWRITER & PROOFREADER». [E"lektronny"j resurs] URL: https://www.brisbanecopywriter.com. au/2013/09/30/zoom-video-conferencing-and-video-calls/ (Accessed 29.06.2022)
3. Isaeva E.S. Sovremenny"e lms platformy" distancionnogo obucheniya: analiz i sravnenie. Pedagogika. Voprosy" teorii i praktiki. 2021. №6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-lms-platformy-distantsionnogo-obucheniya-analiz-i-sravnenie (Accessed 29.06.2022)
4. Metodicheskie rekomendacii po perexodu obrazovatel"ny"x organizacij na preimushhestvennoe ispol"zovanie otechestvennogo programmnogo obespecheniya. [E"lektronny"j resurs] URL: https://minobrnauki.gov.ru/ importozameshcheniye/Metod_rekomendacii_otech_PO_VUZy\pdf (Accessed 29.06.2022)
5. Oficial"ny"j sajt platformy" «ABBYY Lingvo». [E"lektronny"j resurs] URL: https://www.lingvolive.com/ru-ru (Accessed 29.06.2022)
6. Oficial"ny"j sajt platformy" «Mirapolis». [E"lektronny"j resurs] URL: https:// www.mirapolis.ru/ (Accessed 29.06.2022)
7. Oficial"ny"j sajt platformy" «Prompt». [E"lektronny"j resurs] URL: https:// www.promt.ru/ (Accessed 29.06.2022)
8. Oficial"ny"j sajt platformy" «Dnevnik.ru». [E"lektronny"j resurs] URL: https:// dnevnik.ru/ (Accessed 29.06.2022)
9. Oficial"ny"j sajt platformy" «Sferum». [E"lektronny"j resurs] URL: https:// sferum.ru/ (Accessed 29.06.2022)
10. Prikaz «Ob utverzhdenii plana importozameshheniya programmnogo obespecheniya». [E"lektronny"j resurs] URL: https://digital.gov.ru/ru/ documents/4548/ (Accessed 29.06.2022)
11. Prilozhenie k prikazu: Plan importozameshheniya programmnogo obespecheniya. [E"lektronny"j resurs] URL: https://digital.gov.ru/uploaded/ files/plan-importozamescheniya.pdf (Accessed 29.06.2022)
12. Reestry" programmnogo obespecheniya. [E"lektronny"j resurs] URL: https:// reestr.digital.gov.ru/ (Accessed 29.06.2022)
13. Sajt Ministerstva Prosveshheniya. [E"lektronny"j resurs] URL: https://edu. gov.ru/press/3558/minprosvescheniya-rossii-prezentovalo-besplatnuyu-informacionno-kommunikacionnuyu-platformu-sferum-dlya-uchenikov-uchiteley-i-roditeley/ (Accessed 29.06.2022)
14. Sajt Ministerstva cifrovogo razvitiya gosudarstvennogo upravleniya, informacionny"x texnologij i svyazi Respubliki Tatarstan. [E"lektronny"j resurs] URL: https://digital.tatarstan.ru/platformaizum.htm (Accessed 29.06.2022)
15. Federal"ny"j zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ (red. ot 30.12.2021) "Ob informacii, informacionny"x texnologiyax i o zashhite informacii" [E"lektronny"j resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/2fe6eb6 774cbaae1a62e4c317f27a1350b504280/ (Accessed 29.06.2022)
16. Shaxova E.M. Innovacionny"e texnologii v mezhdunarodnom obrazovatel"nom prostranstve (na primere prepodavaniya gumanitarny"x disciplin) / E.M. Shaxova, K.A. Pautova, M.A. Pautov. Sevastopol"skie Kirillo-Mefodievskie chteniya. 2021, № 14. pp. 272-282.
About the Author
Kuznetsov Andrey A. - Lecturer of the Department of Russian as a Foreign
Language of the Institute of International Educational Programs and the
Department of Linguistics and Professional Communication in Information
Sciences of the Institute of Information Sciences of the Moscow State
Linguistic University, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]