Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1626
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Ю. Ю.

В статье рассматриваются особенности применения цифровых образовательных технологий в обучении персонала. Отмечено влияние цифровой трансформации на разработку методик и инструментов образования в дистанционном формате. Обозначены проблемы внедрения образовательных технологий в компаниях и пути их решения. Выявлены преимущества цифровизации, влияющие на повышения уровня компетенций персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ»

2023, №1, часть 1 ISSN 2078-9661

УДК 355.237

Колодезникова Ю.Ю.

СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Цифровизация обучения персонала: новые технологии и

проблемы их внедрения

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения цифровых образовательных технологий в обучении персонала. Отмечено влияние цифровой трансформации на разработку методик и инструментов образования в дистанционном формате. Обозначены проблемы внедрения образовательных технологий в компаниях и пути их решения. Выявлены преимущества цифровизации, влияющие на повышения уровня компетенций персонала.

Ключевые слова: цифровизация, технологии, методика обучения, инновации, трансформация, внедрение, эффективность, корпоративная система образования. Образец цитирования: Колодезникова Ю.Ю. Цифровизация обучения персонала: новые технологии и проблемы их внедрения// Гуманитарный научный журнал. 2023. №1-1. C 30-39

Актуальность. В современных условиях цифровизации экономики меняется подход к обучению персонала в организациях, появляются новые задачи и способы их реализации. С развитием цифровых технологий становится актуальным вопрос о внедрении инноваций в процесс обучения и развития кадров. Компании становятся все более заинтересованы в освоении новых образовательных технологий с целью повышения конкурентоспособности и выживаемости на рынке. Цифровизация обучения помогает улучшить компетенции персонала, упростить и снизить затраты на процесс подготовки специалистов и сделать его более доступным и понятным. При правильно выстроенном процессе обучения с применением современных технологий достигаются не только цели компании, но и появляются возможности для продвижения и усовершенствования профессиональных качеств сотрудников.

В условиях постоянно меняющейся экономики происходит процесс адаптации и трансформации системы образования и моделей обучения, которые ориентированы на развитие навыков и умений в цифровой сфере, на формирование способности к постоянному и непрерывному обучению [2].

Цифровизация экономики поставила ряд задач для трансформации процесса обучения в корпорации. Для развития необходимых компетенций стало целесообразно использовать дистанционные технологии обучения [11].

Все больше персонала при работе используют личные гаджеты и устройства при выполнении работы, что позволяет необходимую информацию иметь всегда при себе и обучаться в любое время и непрерывно. Теперь не возникает необходимости использовать рабочее место для обучения, его может заменить цифровая платформа [5].

Цифровые платформы предполагают дистанционную форму обучения, входное тестирование, разбор кейсов, онлайн лекции и презентации, онлайн-встречи с тьютором, проработка образовательных и рабочих программ [6].

Самыми популярными видами цифрового обучения являются: обучение через сеть Интернет (55%), видеоконференции (46%), в учебных аудиториях (41%),

WEB-конференции (15%) и обучение через внутреннюю сеть компании (интранет) [20].

При корпоративном обучении могут использоваться такие платформы как искусственный интеллект, чат-боты, вебинары, Digital adoption -сервис интерактивных подсказок и др. [2].

В качестве примера образовательных платформ можно отнести:

- платформы пользовательского контента (creator's platforms);

- управление результативностью (performance management), например: Lattice или Culture Amp;

- «голос сотрудников» (voice of the employee);

- платформа Glint;

- Learning Experience Platform, LXP (платформа подбора и рекомендации обучения) [5].

- Learning Management Systems (Learning - обучение посредством создания единой базы электронных курсов и учебных материалов; Management - управление курсами и обучающимися; System - электронная система, позволяющая обучать и обучаться, автоматизировать монотонную работу). Преимущества использования LMS - экономия времени и денег на выезды тренеров, содействие в организации единых стандартов работы, составление индивидуальных планов развития, наглядная статистика успеваемости [10].

Такие цифровые инструменты как ИНТУИТ, Деловая среда, Eduson, Открытое образование, LektoriumTV, Zillion, Lendwings способны наиболее быстро и эффективно адаптироваться к внешним изменениям рынка. Но такие порталы ориентированы на обучение конкретных специалистов и определенную должность

[15].

Известный метод обучения как геймификация, по мнению Кауфман Н.Ю., повышает вовлеченность и мотивацию сотрудников. VR-система (виртуальная реальность) показал свою эффективность среди рабочих профессий (тренажеры и симуляции для промышленности). Используются ОАО «РЖД», «Леруа Мерлен», ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк» и др. [5].

Геймификация как технология, повышает эффективность и производительность персонала. Такие элементы игрофикации как бейджи, баллы, виртуальная валюта, уровни, рейтинги, отображение сотрудников лидеров, визуализация, дайджесты успеха помогают быстрее обучаться и адаптироваться адаптируют к изменениям в бизнес-процессах [18].

Концепция обучения Edutainment (эдутейнмент)- применение обучающего контента через развлекательный подход, включает игровые методики, виртуальных помощников, нестандартные лекции. Информация усваивается легко и эффективно [5].

Есть исследовательские работы по применению цифровых технологий при обучении в службах экстренного реагирования. Здесь хорошо себя показали

компьютерные тренажеры, моделирующие ЧС. Такие технологии незаменимы при обучении, так как невозможно пройти тренировку в реальных условиях [7].

Все больше компаний переходит от традиционных методов к цифровым, адаптируясь к всемирной глобализации в экономике и оптимизируя процессы взаимодействия с внешним миром.

Основной принцип образования XXI века был сформулирован ЮНЕСКО -"образование для всех" и "образование через всю жизнь" - "Life Long Learning (LLL)". Smart -обучение (Self-directed, Motivated, Adaptive, Resource free) подразумевает интерактивное обучение с помощью контента со всего мира, таким образом предоставляется возможность проходить обучение в любой точке мира в любое удобное время [12].

В потоке непрерывно поступающей информации извне ключевое значение приобретает умение эффективно использовать цифровые ресурсы при организации мероприятий по обучению и развитию персонала без отрыва от выполнения основных функций.

Существуют различные подходы к рассмотрению цифровой образовательной среды в организации и способах ее внедрения.

Ладыкова О.В. рассматривает использование цифровых образовательных технологий в бизнес-среде как основной способ наработки ключевых компетенций для профессиональной деятельности. Корпоративная социальная сеть транслирует ценности корпоративной культуры, обеспечивает коммуникацию, помогает в управлении кадрами и обучении персонала [9].

Гилева Т.А. использует термин «цифровая зрелось» при характеристике организации, использующей инновационные технологии в процессе обучения сотрудников. Существует определенный уровень «цифровой зрелости», который позволяет без проблем внедрять образовательные платформы. Чтобы достичь нужного уровня необходимо обладать соответствующими ресурсами и компетенциями [3].

Верна В.В. в своей работе предлагает рассмотреть вопрос о цифровизации обучения персонала в виде «образовательной экосистемы», которая подразумевает создание единой образовательной системы для всех организаций, в которой будут отражаться изменения в обществе, экономике и информационном образовательном пространстве, а также методы их освоения и внедрения в текущую деятельность. Внедрение данной системы направлено на развитие сотрудничества и расширение корпоративной системы обучения [2].

Следует отметить, что при цифровизации происходит не только формирование цифровых навыков и компетенций, но и внедрение новых методов и принципов обучения.

Можно выделить два этапа на пути к цифровой трансформации обучения [3]:

1 этап: электронное обучение (E-Learning) - включает содержание обучения, технические возможности;

2 этап: цифровизация (Digitalization) - сюда относятся персонализация обучения, цифровая грамотность, цифровые сообщества.

Эффективность использования цифровых технологий в обучении включает три компонента [10]:

-электронные учебные материалы для развития компетенций;

-современные методы обучения;

- технологическое оснащение.

Как и в любой системе, у цифрового образования есть как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным моментам дистанционного образования относятся [20]:

- гибкий график обучения;

- качество обучения;

- автоматизация учебного процесса;

- экономия бюджета;

- скорость обучения;

- доступность;

- электронное тестирование.

Приемуществом использования виртуальной реальности в корпоративном обучении является формирование у персонала таких качеств, как вовлеченность, погружение, фокусировка, контроль процесса [10].

Цифровые технологии позитивно воспринимаются молодым поколением. Авторы исследовательских работ часто рассматривают взаимосвязь поколений с их способностью овладеть и применить цифровые технологии в процессе обучения. Отмечено, что наиболее эффективно такое обучение применяет поколение Y, так как вся их повседневная жизнь неразрывно связана с использованием различных гаджетов, они хорошо ориентируются в новинках техники и всегда открыты новым знаниям [1].

Цифровизация обучения способствует появлению новых профессий и компетенций, формата дистанционной занятости, снижению расходов, повышению производительности труда. Действия персонала легко поддаются контролю и корректировке, снижается риск «человеческого фактора» [14, с.4].

Цифровизация оптимизирует процесс обмена информацией и опытом между участниками образовательного процесса. Цифровизация не только способствует облегчению процесса обучения, но и повышает его качество [8].

К отрицательным сторонам цифровизации можно отнести:

- сокращение рабочих мест и появление невостребованных профессий;

- в кибер - пространстве всегда есть риск утечки информации и личных данных;

- сложность внедрения новых технологий не всегда с энтузиазмом приветствуется персоналом [14].

У дистанционного формата обучения есть такой недостаток, как отсутствие внешнего контроля со стороны руководства. Сюда можно отнести отсутствие

должной мотивации у персонала, может снижаться интерес из-за отсутствия практических занятий [19].

Также негативное воздействие цифровизации на человека заключается в том, что объем информации увеличивается с большой скоростью, и это создает невозможность полного ее освоения. Такую проблему может решить хорошо разработанная система образования, которая позволять фильтровать только необходимую и нужную информацию в каждой ситуации. Помогают в этом технические устройства, выполняющие необходимый функционал [8].

Уровень цифровизации в России на данный момент ниже, чем в странах Европы и США, но отмечается рост готовности российских организаций к цифровым изменениям. Причиной низкого уровня является отсутствие необходимых компетенций и навыков у персонала, а также отсутствие квалифицированных кадров [3].

На современном этапе разрабатываются новые технологии и системы обучения, но их внедрению на российский рынок препятствуют законодательные и политические ограничения [5].

Разные сферы экономики имеют неравные возможности в освоении цифровых технологий в обучении персонала. Наиболее высокий уровень наблюдается в банковской сфере, торговле и телекоммуникациях [5].

Во многих компаниях многие руководители выбирают традиционные способы цифрового обучения, которое подразумевает онлайн обучение без участия преподавателя, что позволять сэкономить время, ресурсы и уложиться в короткие сроки [11].

Внедрение дистанционной работы недостаточно развито на данный момент. Организации не готовы перейти на такой формат, так как существует риск распространения коммерческой тайны, недостаточно технических возможностей для внедрения системы или неготовность персонала перейти на удаленный режим [19].

Все нововведения, связанные с использованием инновационных технологий в процессе обучения могут создавать риск для организации. Не все технологии могут быть реализуемы в условиях деятельности конкретной компании. Практически все новшества - это риск для компании, ведь далеко не все проекты с использованием цифровых технологий можно назвать успешными, часть из них может оказаться убыточными или вовсе не реализуемыми в условиях деятельности конкретной компании [4].

Такие риски, как недостаточное финансирование, отсутствие программ для индивидуальных потребностей, неэффективной организацией учебного процесса не способствуют развитию цифровизации обучения персонала. Решаются данные проблемы с помощью привлечения грантов, разработка авторских программ для индивидуальных запросов, проведение конкурсов для разработчиков методик обучения [17].

На государственном уровне происходит активное внедрение цифровых образовательных технологий. Например, федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» направлен на повышение эффективности и качества образования, развитие цифровых компетенций, формирование команды в цифровом пространстве. Существуют специализированные Центры подготовки и повышения квалификации, использующие такие инструменты корпоративного обучения сотрудников: геймификация, скиллинг (upskilling, reskilling), кросс-функциональное обучение, Microlearning (мобильное обучение), условно «новые» технологии (VR, AR, AI, Big Data), гибридное обучение (микс онлайн и офлайн) [6].

Однако, не все организации имеют возможность обучать персонал в таких центрах. Одним из способов решения данной проблемы является сотрудничество учебных заведений с компаниями, предоставляющими доступ к образовательным платформам. Таким образом, образовательный процесс становится практикоориентированным.

Проблемы, возникающие при внедрении цифрового обучения [20]:

- организационные (кого и чему учить);

- технологические (правильное внедрение программного продукта);

- финансовые (стоимость внедрения).

К проблемам в системе цифрового образования относится также возможность осуществления контроля на каждом этапе обучения. Перед тем, как начать внедрение новой системы цифрового обучения, необходимо провести мониторинг готовности предприятия с оценкой информационно-технического и учебно-методического обеспечения. Также важно контролировать процесс обучения, как происходит передача учебного материала, какие недочеты выявляются и как быстро удается на них реагировать. Отслеживается уровень достижений и эффективность. Финансовый отдел сопоставляет траты и экономическую выгоду [16].

Можно обозначить следующие рекомендации по внедрению цифровых технологий:

1. При недостаточном уровне цифровизации в организации рекомендуется использовать комбинированные методы обучения -как электронные, так и очные. Таким образом можно снизить расходы предприятия, заменив часть обучающей программы на электронный формат (тестирование, задания) [15].

2. В онлайн-образовании существует такое понятие как микрообучение, которое подразумевает разделение процесса обучения на интервальные занятия по 10-15 минут. В течение такого периода сотрудник получает самую актуальную информацию, которая имеет практическое применение в работе. Так формируется уровень компетенций, необходимый на определенном рабочем месте в конкретной организации [19].

3. Цифровизацию образования следует рассматривать с точки зрения умений не только освоить необходимый объем информации, но и способность применить

ее в дальнейшем на практике. Развивается не только цифровая реальность, но и внешняя среда. Необходимо уметь адаптировать полученные навыки под реальность. Возникает потребность психологической подготовки персонала. Переизбыток информации и ускоренный темп жизни может повлиять на психику человека [8].

4. При выборе обучающего цифрового средства необходимо ориентироваться на ее эффективность, а также стоимость его внедрения и обслуживания. Среди самых доступных вариантов используется чат-бот, а вот технологию «виртуальной реальности» не все компании могут себе позволить [4].

5. При внедрении цифрового обучения персонала важно подобрать подходящие технологии при использовании в конкретной компании [4].

6. Традиционные образовательные программы в корпоративном обучении все меньше используются в современных компаниях, теперь более приемлемо использовать «точечную» методику, при которой программа создается для конкретного сотрудника [14, с.8].

7. Чтобы образовательный процесс был эффективным, обучение должно быть персонализированное, при котором существует возможность использовать творчество и индивидуальные способности [6].

8. В цифровой образовательной сфере существует такое понятие, как Понятие EdTech - то набор цифровых инструментов, позволяющий систему обучения перевести в функциональный и эффективный формат, подстроенный под конкретные задачи. Данная система предоставляет различные технологии обучения, которые ориентированы на каждого работника, который в свою очередь имеет возможность обратной связи [5].

9.Для контроля и отслеживания учебной деятельности каждого сотрудника благодаря развитиям технологий появляются возможности использовать более продвинутые программы (программы LMS заменяют более новыми X-API (application programming interface, API) [15].

10. Современное образование, основанное на применении цифровых технологий, должно не только давать знания и развивать навыки, но и предоставлять информацию о компании, ее задачах и стратегии, перспективах ее развития, понимании персонала своих функций [13].

Выводы. Изучив проблематику вопроса о внедрении цифровых технологий в процесс обучения персонала в организации можно сформулировать такие меры для развития корпоративных образовательных технологий:

1. Необходимо непосредственное участие государства в предоставлении доступного цифрового образовательного контента, а также обеспечение муниципальных организаций цифровыми современными технологиями. Предоставление квот на приобретение технических цифровых средств будет способствовать развитию цифровизации образования.

2. Считаю целесообразным, как и авторы изученной статьи о цифровых технологиях в сфере обучения персонала [17], проведение конкурсов для

разработчиков образовательных платформ с предоставлением грантов на внедрение.

3. Для развития технологического процесса в образовательной среде помогает глобализация экономики, о которой упоминают в своих работах многие авторы [2, 10, 13]. Необходимо сотрудничество с зарубежными компаниями - разработчиками цифровых технологий в сфере корпоративного обучения.

Цифровизации экономики оказывает большое влияние на бизнес-среду и процесс обучения и развития персонала организации. Традиционные подходы к образованию уже не столь эффективны. Новые технологии в корпоративном обучении позволяют выработать необходимые компетенции за короткие сроки и без финансовых потерь. Цифровой формат позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, а также оптимизируем

Чтобы внедрить современные образовательные технологии в процесс обучения многие организации сталкиваются с трудностями, но получив доступ к новым платформам

Электронный формат обучения увеличивает производительность труда сотрудников, создают нужную мотивацию и усиливают вовлеченность персонала в работу. Автоматизация образовательного процесса позволяет адаптироваться к новым тенденциям на рынке труда и обеспечивает непрерывное развитие профессиональных компетенций.

Применение цифровых технологий и инструментов изменило подход к разработке методов и подходов обучения, к системе контроля полученных знаний и эффективного использования их на практике.

Библиографический список

1. Борзенкова, О. О. Систематизация подходов к повышению эффективности цифровых технологий в корпоративном обучении, относительно поколений персонала / О. О. Борзенкова // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - № 53. - С. 1409-1413. - EDN ODRCJP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Верна, В. В. Развитие цифровых технологий в корпоративном обучении персонала: перспективы использования образовательных экосистем / В. В. Верна, А. В. Сорока // Век качества. - 2022. - № 1. - С. 238-252. - EDN QWWLAF.

3. Гилева, Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т. А. Гилева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2(28). - С. 22-35. - DOI 10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35. - EDN ZYDKQX.

4. Кабитова, Е. М. Использование цифровых технологий в обучении персонала предприятий / Е. М. Кабитова // Молодежная неделя науки ИПМЭиТ : Сборник трудов Всероссийской студенческой научно-учебной конференции, Санкт-Петербург, 02-04 декабря 2021 года. -Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 189-192. - EDN WEGSWI.

5. Кауфман, Н. Ю. Взаимодействие HR Tech и обучения персонала / Н. Ю. Кауфман, С. Ю. Зеленцова // Вестник университета. - 2022. - № 6. - С. 23-30. - DOI 10.26425/1816-4277-20226-23-30. - EDN ENVXBO.

6. Ключевые операционные и маркетинговые аспекты обучения персонала в цифровой среде / А. Ж. Е. Махметова, И. М. Кублин, Н. В. Демьянченко, Н. Н. Зубарева // Экономика

устойчивого развития. - 2022. - № 1(49). - С. 54-58. - DOI 10.37124/20799136_2022_1_49_54.

- EDN NPBWSP.

7. Котельникова, А. Ю. Научно-методические основы моделирования сценариев чрезвычайных ситуаций для тренажеров совместного обучения / А. Ю. Котельникова, Д. А. Котельников, С. Ю. Устюжанина // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2019.

- № 3. - С. 6-30. - DOI 10.17122/ogbus-2019-3-6-30. - EDN EQJTYM.

8. Куликова, А. А. Особенности внутрифирменного обучения персонала в условиях цифровой экономики / А. А. Куликова // Юность науки : Сборник студенческих научных статей, Москва, 14-16 апреля 2021 года / Под редакцией Н.И. Архиповой. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2021. - С. 100-107. - EDN KXLPZW.

9. Ладыкова, О. В. Концептуальные подходы к развитию профессиональной компетентности у сотрудников организации с использованием инновационных форм обучения / О. В. Ладыкова, Е. В. Сидорина, М. А. Сарычева // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 61-1. - С. 372-376. - EDN MIUJMD.

10. Окладникова, К. В. Цифровые технологии в корпоративном обучении персонала / К. В. Окладникова // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики : Материалы X Международной научно-практической конференции, Красноярск, 25-27 марта 2021 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2021. - С. 272-278. - DOI 10.53374/9785864338810_272. - EDN YKNAEJ.

11. Петров, И. А. Цифровые технологии в управлении развитием персонала / И. А. Петров // Homo instagramus : человек в цифровом обществе : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Москва, 01-02 марта 2018 года. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. - С. 231-235. - EDN HQJGAL.

12. Сакова, Т. Г. Перспективы использования Smart-технологии в обучении персонала / Т. Г. Сакова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 45-48. -EDN YPVKHJ.

13. Смирнова, А. Д. Обучение персонала «поколения у» в эпоху диджитализации и цифровых технологий / А. Д. Смирнова // Управление персоналом. Социальные измерения эффективности и качества труда. Вызовы цифровой экономики : сборник научных трудов. -Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020.

- С. 77-81. - EDN YQMZQP.

14.Соловьева, М. В. Управление человеческими ресурсами с использованием HR-технологий в условиях цифровизации экономики / М. В. Соловьева, И. Е. Белоус, К. Д. Филиппова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2022. - Т. 12. - № 2. - С. 194-205. - DOI 10.21869/2223-1552-2022-12-2-194205. - EDN RLFTKG.

15. Технологии повышения качества обучения персонала в условиях цифровой экономики / С. В. Егоров, А. С. Душейко, А. В. Рудницкая, Д. С. Арутюнов // Транспортное дело России. -2021. - № 2. - С. 116-117. - DOI 10.52375/20728689_2021_2_116. - EDN GZFBCO.

16. Токарева, Ю. А. Методы оценки эффективности цифрового обучения персонала / Ю. А. Токарева, В. Р. Аминова // Социально-экономические и гуманитарные науки : Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 27 декабря 2019 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2020. - С. 100-102. - EDN BPWTVS.

17. Цифровые технологии в сфере обучения персонала / М. С. Усатова, Е. Л. Чазов, О. Л. Симченко [и др.] // Выставка инноваций - 2020 (осенняя сессия) : Сборник материалов XXX Республиканской выставки-сессии студенческих инновационных проектов, Ижевск, ИжГТУ

2023, №1, часть 1

ISSN 2078-9661

имени М. Т. Калашникова, 19 ноября 2020 года. - Ижевск, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 2021. - С. 212-216. - EDN UYHNXW.

18. Чуланова, О. Л. Интеграция программного продукта §ате&^атт§ как технологического тренда в обучение персонала организации в условиях цифровой трансформации / О. Л. Чуланова, М. Е. Данькина // Вестник Сургутского государственного университета. - 2021. - № 2(32). - С. 79-90. - DOI 10.34822/2312-3419-2021-2-79-90. - EDN KAGMBX.

19. Чуланова, О. Л. Трансформация обучения персонала организаций: разработка программы внедрения технологии микрообучения в условиях удаленной работы персонала, обусловленной пандемией COVID 19 / О. Л. Чуланова, О. А. Хоробрых // Вестник евразийской науки. - 2020. - Т. 12. - № 3. - С. 62. - EDN ZQURGP.

20. Шарипова, Э. Х. Цифровые технологии в обучении персонала / Э. Х. Шарипова, А. Р. Кудлаева // Управление экономикой, системами, процессами : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 16-17 октября 2020 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. - С. 213-215. - EDN ОАККЬК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.