ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
PLACE OF PERFORMANCE MEASUREMENT IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION
ПОЛУЧЕНО 15.03.2021 ОДОБРЕНО 22.03.2021 ОПУБЛИКОВАНО 30.04.2021 УДК 331.1 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-2-36-39
соболь о.в.
Канд. экон. наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
SOBOL O.V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personal Management, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена выявлению основных проблемных зон современного дистанционного обучения, а также определению дальнейших направлений развития образовательной сферы. В статье проводится анализ данных, полученных в ходе практического исследования в виде online опроса с ноября 2020 года по март 2021 года. Участники исследования — студенты высших учебных заведений, работающие специалисты из разных направлений коммерческой и некоммерческой деятельности. Особый фокус делается на изучение сложностей, с которыми сталкиваются слушатели дистанционных образовательных курсов и программ: техническое обеспечение, поддержание высокого уровня мотивации, проблемы с восприятием информации и внешними отвлекающими факторами. При этом в целом участники исследования высоко оценили свой уровень удовлетворенности от прохождения опНпе обучения, качество преподавания и иллюстративного материала, удобства цифровых образовательных платформ и специализированных приложений. В статье рассматривает концепция смешанного обучения или «Blended Learning» как одно из возможных направлений развития образовательной сферы, приводятся определение и данные о степени информированности и вовлеченности в данный образовательный процесс. Данный подход позволяет эффективно сочетать все плюсы традиционных очных образовательных методик и современных цифровых технологий, возможности дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, управление персоналом. Abstract
The article is devoted to the study of identifying the main problem areas of modern distance learning, as well as defining further directions for the development of the educational sphere. The article analyzes the data obtained in the course of practical research in the form of an online survey from November 2020 to March 2021. The research participants are both university students and working specialists from various areas of commercial and non-commercial activities. A special focus is on studying the difficulties that students of distance education courses and programs face: technical support, maintaining a high level of motivation, problems with the perception of information and external distractions. At the same time, in general, the study participants highly rated their level of satisfaction from passing online training, the quality of teaching and illustrative material, the convenience of digital educational platforms and specialized applications. The article considers the concept of blended learning or "Blended Learning" as one of the possible directions for the development of the educational sphere, provides a definition and data and the degree of awareness and involvement in this educational process. This approach allows you to effectively combine all the advantages of traditional full-time educational methods and modern digital technologies, distance learning opportunities.
Keywords: distance learning, blended learning, human resource management.
С каждым годом тренд на дистанционные форматы проведения обучения, как корпоративного, так и персонализированного, растет и набирает силу, расширяя зоны влияния. Пандемия 2020 года подтолкнула очень много компаний перейти на удаленные форматы работы и стимулировала повышенный интерес к online образовательным ресурсам. И если до периода самоизоляции дистанционное обучение рассматривалось компаниями и в целом людьми как более экономичный и доступный способов получения знаний, развития компетенций и прохождения сертификации по сравнению с очными форматами, то в 2020 году это перешло в разряд одной из главных форм организации обучения [7]. При этом большинство образовательных ресурсов и организаций, специализирующихся на образовательных трендах, были к этому не готовы как с точки зрения методологии построения обучающих курсов, так и с точки зрения инструментов реализации и информационного наполнения. И поскольку сейчас фокус внимания общества и бизнеса перешел с очного обучения на дистанционное, на первый план вышли как положительные, так и отрицательные сто-
роны online форм организации и реализации образовательных программ [5].
В связи с этим было принято решение провести исследование среди активных пользователей дистанционных образовательных ресурсов с целью изучения и анализа их отношения к цифровому формату получения знаний и развития компетенций. Таким образом, основная цель проведенного исследования — выявление основных проблемных зон современного дистанционного обучения, а также определение дальнейших направлений развития.
В данном контексте под дистанционном образованием понимается форма получения знаний, навыков и развития компетенций, отличающаяся взаимодействием преподавателя, тренера и обучающихся с помощью различных информационных технологий, платформ и специализированных цифровых программ и интерактивным и удаленным способом коммуникации [5].
Исследование проходило в формате online опроса на платформе Google Form с ноября 2020 года по март 2021 года. Стоит отметить, что данные были получены в период час-
тичного снятия ограничений на проведение платных очных образовательных программ и временного повторного перехода среднего и высшего образования на дистанционную форму обучения. При этом у всех участников опроса был опыт получения знаний и развития навыков в online. В исследовании приняло участие 168 человек в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих как в Москве и других крупных городах Российской Федерации, так и в небольших городах и в странах СНГ
В табл. 1 представлены основные статистические данные об участниках проведенного в период с ноября 2020 года до конца марта 2021 года исследования в формате электронного опроса. Все данные представлены в обобщенном виде и в процентном отношении от общего числа участников исследования. Анализ полученных статистических сведений позволил составить портрет целевой аудитории исследования.
Таблица 1
Статистические данные об участниках исследования*
Показатели Кол-во участников исследования Удельный вес в общем количестве, %
Гендерная структура:
Женщины 132 79%
Мужчины 36 21%
Итого 168 100%
Возрастная структура:
Меньше 18 лет 2 1%
18-20 лет 90 54%
21-25лет 22 13%
26-30 лет 12 7%
31-35 лет 22 13%
36-40 лет 11 7%
41-50 лет 5 3%
51-60 лет 2 1%
Старше 60 лет 2 1%
Итого 168 100%
Территориальное распределение:
Москва 143 85%
Крупные города России 11 7%
Малый город России 12 7%
Страны СНГ 2 1%
Итого 168 100%
Сфера деятельности:
Студенты 45 27%
Управление персоналом 29 17%
Маркетинг и графический дизайн 23 14%
Образование 10 6%
Информационные технологии 9 5%
Консалтинг 9 5%
Сфера услуг 8 5%
Продажи 6 4%
Нет работы 6 4%
Логистика и транспорт 5 3%
Финансы, бухгалтерия, налоги 5 3%
Государственная служба 4 2%
Медицина и фармацевтика 3 2%
СМИ и сфера развлечений 3 2%
Спорт, туризм 3 2%
Итого 168 100%
* Составлено автором.
Большинство участников исследования — женщины (79%). Также необходимо обратить внимание, что большая часть респондентов в возрасте до 35 лет (88%) и порядка 85% проживают и работают в Москве. Следовательно, в силу возраста и места проживания они более лояльны к изменениям и цифровизации (в столице активно внедряются online ресурсы, ритм жизни и высокая конкуренция на локальном рынке труда требуют непрерывного профессионального развития) и обладают доступом к цифровым технологиям. Стоит отметить, что 27% респондентов — студенты, которые практически весь 2020 год проходили обучение в дистанционном формате. Помимо этого 17% опрошенных заняты в сфере управления персоналом, а 14% — в маркетинге. Данные сферы традиционно отличаются высоким уровнем цифровизации и активным использованием дистанционных форм обучения. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство участников опроса в своей повседневной и профессиональной жизни так или иначе сталкивались с дистанционным обучением и могут выделить как очевидные плюсы, так и сложности данной формы приобретения знаний и навыков.
При несомненных преимуществах дистанционного обучения исследование показало ряд сложностей, с которыми сталкиваются слушатели online обучающих программ (рис. 1). Так, 55% респондентов отметили, что существенным ограничением при получении знаний и развитии навыков в цифровом формате стали технические проблемы: отсутствие необходимого оборудования (наушники и гарнитура, видеокамера и т.д.) и не всегда стабильное подключение к сети Интернет. Безусловно, техническое оснащение обучающегося является одним из ключевых факторов успешности любого дистанционного курса. Полученные в ходе исследования данные позволили акцентировать внимание на том, что при планировании и моделировании online обучения необходимо учитывать наличие у участников необходимого оборудования, а также технические требования образовательной платформы или программного обеспечения. Данное утверждение равнозначно для всех форм удаленной работы и обучения и может вызывать высокий уровень тревоги и сопротивления у персонала [2].
Помимо этого 47% участников исследования при online обучении сталкивались со сложностями мотивационного характера. Так, больше 52% опрошенных не завершили дистанционные обучающие программы и курсы вне зависимости от того, оплачивали они их самостоятельно или за счет средств организации. В связи с этим стоит особое внимание уделять поддержанию интереса, вовлеченности и уровня мотивации обучающихся при использовании online инструментов обучения и развития. Помимо этого стоит учитывать, что при данном формате получения знаний и навыков сильно влияние внешних отвлекающих факторов, которые можно свести к минимуму при очном обучении. Исследование показало, что 40% обучающихся сталкивались со сложностями концентрации внимания и высоким риском отвлечения от процесса развития компетенций, когда они проходили дистанционные образовательные программы. К сожалению, крайне затруднительно свести к минимуму все внешние факторы при online обучении, но благодаря применению активных обучающих методов и геймификации при педагогической и методологической модели удаленных образовательных программ появляется возможность сместить фокус внимания на процессе получения новых знаний и развития навыков.
Исследование показало, что ряд участников (35%) сталкивались с проблемами восприятия информации при online формах обучения. Данные сложности можно связать как
100% 80% 60% 40% 20% 0%
s.s%
47% 1 40% 1 38%
1 1 17%
■
Технические Отсутствие Проблемыс Внешние Не соответствие Сложности при проблемы мотивации восприятием отвлекающие обучения взаимодействии информации факторы ожиданиям с куратором
преподавателем
Рис. 1. Основные сложности при организации дистанционного обучения (составлено автором)
с содержанием, визуализациеи и подходами к предоставлению информации, так и с вполне объективной и эволюци-онно сформированной предрасположенностью сознания и всей мыслительной деятельности человека к очному обучению в тесном контакте с преподавателем, тренером или наставником. При этом со сложностями при дистанционном взаимодействии с куратором или преподавателем при online обучении столкнулись только 17% участников, что свидетельствует о приемлемом уровне организации удаленного взаимодействия, но не отменяет необходимости «живого общения».
Стоит отметить, что при несомненных сложностях, с которыми могут столкнуться слушатели дистанционных образовательных курсов и программ, в целом они оценивают удовлетворенность от данной формы получения знаний и развития навыков выше среднего (табл. 2). Так, больше 57% респондентов оценили уровень своей удовлетворенности после прохождения online обучения выше среднего (под средними значениями в данном исследовании понимались оценки 5—6 баллов по 10-балльной шкале). Уровень преподавания, качество раздаточного и иллюстративного материала, а также удобство работы с платформой, приложением или иным информационным ресурсом при прохождении дистанционного обучающего курса так же получили оценки выше среднего от большинства участников оценки (свыше 50%). Следовательно, можно сделать вывод, что за последние несколько лет качество оказания услуг по дистанционному обучению значительно выросло как с точки зрения преподавания, так и с точки зрения технической оснащенности и визуализации. Данное предположение подтверждается в том числе и международными исследованиями, которые говорят о значительном качественном скачке образовательных online технологий [8].
Таблица 2
Оценка качества и удовлетворенности дистанционного обучения*
Параметры оценки Уровень оценок по шкале от 1 до 10
Ниже Среднее Выше
среднего среднего
Уровень удовлетворенности дистанционным обучением в целом 13% 31% 57%
Уровень преподавания при дистанционном обучении 18% 26% 54%
Качество раздаточного материала 16% 30% 53%
Качество платформы / приложения / ^ ресурса, где проходило дистанционное обучение 13% 27% 60%
Составлено автором.
Как одно из дальнейших направлений развития дистанционного обучения в рамках исследования была рассмотрена возможность перехода к модели смешанного обучения. Понятие «смешанное обучение» или «Blended Learning» в современной интерпретации впервые было раскрыто в 2006 году в книге К. Бонка и Ч. Грэхэма «Справочник смешанного обучения: глобальные перспективы, локальные проекты» (The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs) [1, C. 43]. Blended Learning, или смешанное обучение — это образовательная концепция, в рамках которой обучающийся (школьник, студент, работник) получает знания и самостоятельно online, и очно с преподавателем, тренером, наставником. Данный подход позволяет совмещать традиционные методики очного обучения и актуальные информационные технологии и возможности дистанционного обучения [3].
Исследование показало, что 60% респондентов знакомы с образовательной концепцией смешанного обучения. При этом только 37% проходили когда-нибудь обучающие программы в формате Blended Learning. Это свидетельствует о том, что данная тенденция в образовательной среде школьников и студентов, специалистов и профессионалов находится на стадии активного распространения и пока не везде используется. При этом большинство экспертов в области обучения персонала склоняются к тому, что именно за Blended Learning будущее в сфере системного и целенаправленного получения знаний и развития навыков как эффективным сочетанием всех плюсов традиционных очных образовательных методик и современных цифровых технологий и возможностей дистанционного обучения [9; 10].
Таким образом, дистанционные форматы и технологии обучения сегодня находятся на стадии активного развития и распространения. Безусловно, тренд на цифровизацию общества и образования, как общеобразовательного и высшего, так и специализированного и профессионального, будет сохраняться в течение нескольких следующих лет. Исследование показало, что у дистанционного обучения есть ряд весьма очевидных сложностей: техническое обеспечение, поддержание высокого уровня мотивации, проблемы с восприятием информации и внешними отвлекающими факторами. Однако в целом качество online образовательных технологий, специализированных обучающих платформ и приложений, уровень педагогического мастерства при дистанционном обучении растет. Это свидетельствует о том, что образовательные организации тратят значительную часть своих ресурсов на развитие методологии, визуализации и техническое сопровождение online образовательных программ. При этом большинство современных экспертов в области среднего и высшего образования, а также обучения
*
и развития персонала видят будущее за концепцией смешанного обучения или Blended Learning как альтернативного пути совмещения всех преимуществ и нивелирования недостатков традиционного очного и актуального дистанционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байдикова Н.Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход // Концепт. 2020. № 1. — С. 39-50.
2. Михеенкова Т.А., Морозова К.В., Лобачёва А.С. Отношение сотрудников организаций к удаленной работе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020 — № 1 (46) — С. 54-60.
3. Подберезкина А. Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов. [Электронный доступ]. — URL: https://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov# (дата обращения: 28.03.2021)
4. Свистунов В.М., Каштанова Е.В. Современные проблемы оценки и повышения эффективности профессионального развития персонала организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т 7. - № 3. — С. 29-33.
5. Собирова Г.Э. Преимущества и недостаки дистанционного обучения в высших учебных заведениях // Academic research in educational sciences. — 2021. — № 1. — С. 55-61.
6. Чуланова О.Л. Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well-being // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 2. — URL: https://esj.today/PDF/22ECVN219.pdf (дата обращения: 28.03.2021)
7. Чуланова О.Л. Вызовы и тренды на рынке труда: синергия цифровизации и soft skills // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т. 7. — № 3. — С. 66-72.
8. Bunlot Khoy. Blended Learning: Investigative the Role of San-gapac Online Learning Platform in the Growth of First Grade Student's Khmer Vocabulary Scores. International Journal of Science and Research (IJSR), 2019, Volume 9 Issue 12, pp. 319-328.
9. Dr. Poonam Dhull, Rajesh Beniwal. Blending Learning: Effective Use of Technology in Classrooms. International Journal of Science and Research (IJSR), 2019, Volume 8 Issue 7, pp. 1593-1595.
10. Makarova Elena A., Makarova Elena L. Blending Pedagogy and digital technology to transform educational environment // IJCRSEE. — 2018. — № 2. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/blending-pedagogy-and-digital-technology-to-transform-educational-environment (дата обращения: 28.03.2021).
REFERENCES
1. Bajdikova N. L. Ciklichnaya model' smeshannogo obucheniya: tekhnologicheskij podhod [Blended Learning Cycle Model: Technological Approach]. Koncept Publ. 2020, I.1, pp. 39—50.
2. Miheenkova T.A., Morozova K.V., Lobachyova A.S. Otnoshenie sotrudnikov organi-zacij k udalennoj rabote [Attitude of employees of organizations to remote work]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [ Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2020, I.1(46), pp. 54—60. (in Russian)
3. Podberezkina A. Blended Learning: perekhod k smeshannomu obucheniyu za 5shagov [Blended Learning: Moving to Blended Learning in 5 Steps]. Available at: https://zillion.net/ru/ blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov#
4. Svistunov V.M., Kashtanova E.V. Sovremennye problemy ocenki i povysheniya ef-fektivnosti professional'nogo razvitiya personala organizacii [Modern problems of assessing and improving the effectiveness of professional development of the organization's personnel]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2018., V. 7, I. 3, pp. 29—33.
5. Sobirova G.E. Preimushchestva inedostaki distancionnogo obucheniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Advantages and Disadvantages of Distance Learning in Higher Education]. Academic research in educational sciences Publ., 2021, I/ 1, pp. 55—61.
6. CHulanova O.L. Kompetencii personala v cifrovoj ekonomike: operacionalizaciya soft skills personala organizacii s uchetom ortobioticheskih navykov i navykov well-being [Personnel Competencies in the Digital Economy: Operationalization of Soft Skills of Organization Personnel Taking into Account Ortho-biotic Skills and Well-Being Skills]. Vestnik Evrazijskoj nauki [ Bulletin of Eurasian Science]. 2019, I.2. Available at: https:// esj.today/PDF/22ECVN219.pdf
7. CHulanova O.L. Vyzovy i trendy na rynke truda: sinergiya cifro-vizacii i soft skills [Challenges and trends in the labor market: synergy of digitalization and soft skills]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2018, V. 7,I. 3, pp. 66-72.
8. Bunlot Khoy. Blended Learning: Investigative the Role of Sangapac Online Learning Platform in the Growth of First Grade Student's Khmer Vocabulary Scores. International Journal of Science and Research (IJSR), 2019, Volume 9 Issue 12, pp. 319-328.
9. Dr. Poonam Dhull, Rajesh Beniwal. Blending Learning: Effective Use of Technology in Classrooms. International Journal of Science and Research (IJSR), 2019, Volume 8 Issue 7, pp. 1593-1595.
10. Makarova Elena A., Makarova Elena L. Blending Pedagogy and digital technology to transform educational environment // IJCRSEE. 2018. I. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/blending-pedagogy-and-digital-technology-to-trans-form-educational-environment