Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВАЯ СИСТЕМА ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ОПЫТ Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНА1 В СИТУАЦИИ ОТКАЗА ОТ ПРИВЫЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВАЯ СИСТЕМА ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ОПЫТ Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНА1 В СИТУАЦИИ ОТКАЗА ОТ ПРИВЫЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия повседневности / искусство / музыка / Н.Ф. Финдейзен / А. Эйнштейн / цифровизация. / philosophy of everyday life / art / music / N. F. Findeisen / A. Einstein / digitalization.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л.

Статья посвящена анализу состояния музыкального образования в критический период цифровизации жизни. Осознание необходимости инноваций рассматривается как путь к новому уровню мироосознания и мировоззрения, которые формируются уже в процессе освоения цифровых технологий, минуя подготовительный этап. Обращение к истории музыкальной культуры в переломные моменты бытия дает возможность понять, что давало людям силы преодолеть новые системы мышления и бытия. Анализ проводится на основе фактов биографии Н. Ф. Финдейзена и идей А. Эйнштейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A NEW SYSTEM OF APPROACHES TO LEARNING AND THE EXPERIENCE OF N. F. FINDEISEN IN A SITUATION OF REJECTION OF THE USUAL FORMS OF WORK

The article is devoted to the analysis of the state of music education in the critical period of digitalization of life. Awareness of the need for innovation is considered as a way to a new level of world consciousness and worldview, which are formed already in the process of mastering digital technologies, bypassing the preparatory stage. Turning to the history of musical culture at the crucial moments of existence makes it possible to understand what gave people the strength to overcome new systems of thinking and being. The analysis is based on the facts of the biography of N. F. Findeisen and the ideas of A. Einstein.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВАЯ СИСТЕМА ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ОПЫТ Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНА1 В СИТУАЦИИ ОТКАЗА ОТ ПРИВЫЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ»

УДК 37.01

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВАЯ СИСТЕМА ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ

И ОПЫТ Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНА1 В СИТУАЦИИ ОТКАЗА ОТ ПРИВЫЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ

© 2021 М. Л. Космовская

докт. искусствоведения, профессор, гл. науч. сотр. научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу состояния музыкального образования в критический период цифровизации жизни. Осознание необходимости инноваций рассматривается как путь к новому уровню мироосознания и мировоззрения, которые формируются уже в процессе освоения цифровых технологий, минуя подготовительный этап. Обращение к истории музыкальной культуры в переломные моменты бытия дает возможность понять, что давало людям силы преодолеть новые системы мышления и бытия. Анализ проводится на основе фактов биографии Н. Ф. Финдейзена и идей А. Эйнштейна.

Ключевые слова: философия повседневности, искусство, музыка, Н.Ф. Финдейзен, А. Эйнштейн, цифровизация.

DIGITALIZATION AS A NEW SYSTEM OF APPROACHES TO LEARNING AND THE EXPERIENCE OF N. F. FINDEISEN IN A SITUATION OF REJECTION OF THE USUAL FORMS OF WORK

© 2021 M. L. Kosmovskaya

Doctor of Art Criticism, Professor, Chief Researcher of the Research Laboratory of Music and Computer Technologies e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com

Kursk State University

The article is devoted to the analysis of the state of music education in the critical period of digitalization of life. Awareness of the need for innovation is considered as a way to a new level of world consciousness and worldview, which are formed already in the process of mastering digital technologies, bypassing the preparatory stage. Turning to the history of musical culture at the crucial moments of existence makes it possible to understand what gave people the strength to overcome new systems of thinking and being. The analysis is based on the facts of the biography of N. F. Findeisen and the ideas of A. Einstein.

Keywords: philosophy of everyday life, art, music, N. F. Findeisen, A. Einstein, digitalization.

1 Автор является руководителем проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-012-00226 а. Тема: «Дневники Н. Ф. Финдейзена 1925-1928 годов (расшифровка рукописи, исследование, комментирование и подготовка к публикации М. Л. Космовской)».

The author is the project Manager 19-012-00226 a., supported by Russian Foundation for basic research. The Topic: Diaries of N.F. Findeizen of 1925-1928 (transcript of the manuscript, study, comment and preparation for publication by M.L. Kosmovskaya).

Проблемы образования в эпоху компьютеризации и стремительного умножения информации привели к реформам, порой несущим ощущение полного крушения лучшей в мире системы всех сфер и направлений передачи знаний - школы эпохи СССР. Многоуровневая, непрерывная, поступенная и логично выстроенная, к тому же государственная (то есть без дополнительных материальных затрат), система образования давала прекрасные результаты и высокий уровень научных кадров. Зачем ее разрушать - вопрос, который рождается у всех, рожденных в СССР и прошедших хотя бы общеобразовательную школу в доперестроечный период.

Во многом сегодня, после пережитого человечеством первого периода пандемии в марте-июне 2020 г. и второго - в ноябре 2020 - феврале 2021 г., этот вопрос становится риторическим. Вброшенные без особой подготовки в систему дистанционного образования, и педагоги и обучающиеся пережили первоначальный шок - отрицание - неприятие происходящего с уверенностью, что «это же ненадолго», и даже несогласие педагогов с выходом на постоянный и систематический видеоконтакт с «потребителями знаний», то есть с обучающимися.

Опыт истории культуры показывает, что ситуация современности не нова. И столетие тому назад, после революции октября 1917 г., российская культура и образование переживали еще более странные и даже страшные преобразования, чем сегодня. И лучшим представителям музыкального искусства казалось, что совсем скоро все вернется «на круги своя». Жизнь же показала, что такой возврат оказался для страны невозможным на ближайшие 70 лет.

Многочисленные примеры вхождения отечественной интеллигенции в новую, советскую культуру в 1918 - начале 1920 года показывают, как сложен был этот процесс. Остановимся на позитивном примере деятельности Н.Ф. Финдейзена (18681928) - ученого, историка, педагога; инициатора и бессменного редактора «Русской музыкальной газеты» (1894-1918) и автора первых, основанных исключительно на первоисточниках «Очерков по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» (Л., 1928-1929) [Финдейзен 1928, 1928-1929], который нашел свою стезю в музыкальной жизни советской России.

Для осознания тех постулатов, которые дали ему возможность выстоять и если не принять новую повседневность, , то хотя бы просто и органично вписаться в неё, обозначим самые болезненные факты его биографии и последовательность преодоления им, казалось бы, тупиковой ситуации.

1918 год. Постепенно, со все увеличивающимися перерывами выходят последние шесть сдвоенных номеров «Русской музыкальной газеты» 2 (№1-12)3 -центрального детища Н. Ф. Финдейзена, заботой о котором заполнялась жизнь его семьи. Приходит осознание крушения надежд на стабильное продолжение основных тем его деятельности - истории музыки, словаря музыкальных деятелей в России и упрочения имен отечественных музыкантов. Вся общественно-музыкальная деятельность парализуется новыми порядками, включая запрет веры и религии [Декрет... 1918: 371-374].

2 Далее - РМГ.

3 Благодаря стремительному развитию цифровизации и Интернету сегодня большая часть работ

Н. Ф. Финдейзена стала доступной в подлинном виде в формате PDF. Причем это не только его книги и брошюры, но и РМГ Грандиозный проект центральных библиотек России по оцифровке периодической печати сделал доступными все номера этого издания на сайте: Газете в сети и вне ее. URL: http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/structure full.php (дата обращения 31.03.2021). Наиболее удобный выход на РМГ - через статью в Википедии «Русская музыкальная газета», в конце которой даются ссылки не только на РМГ, но и на все систематизаторы (указатели статей и содержания по годам), а также на приложение к журналу - Библиографический листок, выходивший в 1913-1916 гг.

1919 год. Голод, грабежи, коснувшиеся его напрямую (умирает мама, убитая грабителями ударом в висок на улице Петрограда). Попытка сохранить личный архив, подготовив его к передаче в Публичную библиотеку (ныне - в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки), состоялась в 1920 г.

Отметим два неожиданных и весьма существенных шага Н.Ф. Финдейзена в ситуации постоянных утрат и невозможности элементарного материального обеспечения семьи.

Во-первых, сентябре 1918 г. Н.Ф. Финдейзен пишет докладную записку (адресат в рукописи, к сожалению, не указан), в которой обосновывает необходимость введения в программу учебного плана Народной школы курса «Всеобщая история музыки» и предлагает краткую программу для конкретной работы с детьми [Финдейзен О введении]. Анализ этого документа показывает утопичность предлагаемого им охвата музыки в школе, однако обращение маститого лектора, музыкального писателя и критика было замечено в Наркомпросе, и два года спустя, в 1920 г., он получает место в 25-й Советской единой трудовой школе, открывая новую, весьма значимую для отечественной музыкальной педагогики страницу4, включая и конференции кафедры музыкального образования и исполнительства (современное название; ранее кафедра методики преподавания музыки и изобразительного искусства - с 1998 по 1917, кафедра музыкального искусства и образования - в 2017/2018 уч. г.).

Во-вторых, выход на ректорат Археологического института с предложением курса «Музыкальная археология» - дисциплины, которая до Н.Ф. Финдейзена, да, пожалуй, и после него, никогда уже в том объеме не читалась: с 1919 по 1925 г. он был профессором этого учебного заведения, с 1922 г. преобразованного в факультет общественных наук Петроградского университета. Богатейший финдейзеновский опыт по музыкальной археологии и музыкальной палеографии и сегодня остается мало освоенным - исключительно в рамках отдельных статей5, хотя в фондах Отдела рукописей РНБ хранятся многотомные тексты его лекций и материалов для подготовки к педагогической работе по этой дисциплине.

Вскоре последовало неожиданное для Н. Ф. Финдейзена назначение на работу в Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) - первую государственную службу в его жизни, и воспринято это было как что-то нереальное: «Чудеса в решете: Р<узский>6 передал мое письмо Зилоти7, который сейчас же свез его Лурье8 и просил меня быть, вместе с ним, в понедельник у последнего. Познакомились, и через

4 См.: [Космовская 1991, 2000, 2001, 2002, 2010, 2011, 2018].

5 В статьях автора статьи [Космовская Урок 2017, Музыкальная 2017].

6 Рузский Николай Павлович (1865-1927) - крупный промышленник, коллекционер, меценат, член

Главной Дирекции ИРМО, предложивший Н. Ф. Финдейзену написание Очерка деятельности СПб. ИРМО (СПб., 1909) и поддерживавший материально издание РМГ в 1916-1918 годах. По характеристике Н.Ф. Финдейзена, данной им в 1919 г. (запись от 5 мая), - «типичный представитель прекраснодушной, но недальновидной русской интеллигенции». Был старшим сыном потомственных дворян Костромской губернии, где построил усадьбу «Студеные ключи» и собрал картинную галерею.

7 Зилоти Александр Ильич (1863-1945) - русский пианист, дирижер и музыкальный деятель.

Сохранилась корреспонденция: ЗилотиОшибка! Закладка не определена. А. И. Письма (7+12+8+8+6+11) Н. Ф. Финдейзену. 1901-1917 // ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 2. Ед. хр. 1388-1393. 12+41+22+34+18+36 л.

8 Лурье Артур Сергеевич (наст. имя - Наум Израилевич; 1892-1966) - российско-американский

композитор, писатель, теоретик и практик музыкального футуризма и русского авангарда ХХ столетия. Изобретал свою систему нотации и работал в микротоновой технике. По духу близок Хлебникову, Маяковскому, Крученых. Среди его окружения - Блок, Сологуб, Мандельштам. По воле А. ЛуначарскогоОшибка! Закладка не определена. в 1918 г. 26-летний композитор фактически становится его заместителем, поскольку получает должность заведующего музыкальным отделом Наркомпроса. В 1922 г. эмигрировал.

3 минуты, буквально, он предложил место, а затем и написал приказ о назначении меня заведующим центр<альной> госуд<арственной> нотной библиотекой и библ<иотечным> подотд<елом> Муз<ыкального> отд<ела> комисс<ариата> народного просвещения - и даже с казенной - Коптяевской9 квартирой!», - читаем в дневниковой записи от 6 марта 1919 г. [Финдейзен 2016: 283].

На этой должности в ведении Н.Ф. Финдейзена оказались брошенные коллекции личных библиотек многих музыкальных деятелей отечественной культуры. Собирая и восстанавливая самые ценные из них, он выступил создателем фонда старопечатных нот филармонии.

И все же к 1920 г. он избрал свою, очень желанную для него нишу, о которой мечтал с 1901 г., когда был создан музей Придворного оркестра, о чем постоянно говорилось в его Дневниках [Финдейзен 2004, 2010], - заведующего Музыкально-историческим музеем Петроградской-Ленинградской филармонии, ставшую основным местом его работы до последних дней жизни, в рамках которой он развернул обширнейшую музыкально-просветительскую работу, о чем говорится в Дневниках 1925-1928 гг.10

Оперативное включение в новые для него музыкально-педагогические сферы позволило Н.Ф. Финдейзену реализовать собственное призвание, активизируя в новых руслах наработки предшествующих десятилетий, сберечь, сохранить, приумножить и подарить любителям музыки систематические встречи, которые несли радость людям в их весьма непростую эпоху трансформации общественного сознания небывалой силы - ломки, по сравнению с которой современная цифровизация видится увлекательной коррекцией, игрой и исключительно потребностью времени.

Пример Н.Ф. Финдейзена дает возможность понять те христианские истины, о которых мы почему-то забываем (может быть по недостаточному их знанию и осознанию). Библейская Книга Бытия. Во что превратилась жена Лота при бегстве из Содома, когда ослушалась ангельского запрета и оглянулась назад (Быт. 19:17-26). В соляной столп. Так мы и живем, забыв про завет: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся ... чтобы тебе не погибнуть» (Быт.19:17).

Установка запрета пронизывает искусство с древнейших имен: «Не оглядывайся», - говорят Орфею, «Ты все сомненья бросишь, ты никогда не спросишь, откуда прибыл я и как зовут меня», - убеждает возлюбленную вагнеровский Лоэнгрин. Однако мы вновь и вновь пытаемся вернуться в прошлое, оглядываясь и сетуя на современность, требуя возвращения в прежние системы-времена, тем самым тормозя эволюционный ход исторического процесса.

Прошлое - прошло, ушло, кануло в Лету, оставив нам опыт движения вперед, который нам и надо претворять в жизнь и на основе которого выстраивать новые структуры и бытия, и образования.

Обратимся к краткому анализу современности для осознания этого тезиса. Вброшенные без надлежащей подготовки в систему дистанционного образования, и педагоги и обучающиеся пережили первоначальный шок - отрицание и неприятие происходящего с уверенностью, что «это же ненадолго», «это скоро прекратится»,

9 Коптяев Александр Петрович (1868-1941) - русский музыкальный критик и композитор. Сотрудничал с

редакцией РМГ с 1896 по 1900 гг. См.: Коптяев А. П. Письма (44) Н. Ф. Финдейзену. 1895-1916 // ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 2. Ед. хр. 1492. 63 л. В период кризиса РМГ, в 1897 г., предлагал купить издание. В 1898 г. учредил журнал «Вестник театра и музыки» (просуществовал всего три номера). В 1901 г. А. П. Коптяев был принят С. Ф. Шлезингером библиотекарем Придворного оркестра. Эта должность и предполагала предоставление квартиры.

10 Работа над шестым томом Дневников Н. Ф. Финдейзена должна быть завершена к концу 2021 г.

и даже несогласие педагогов с выходом на постоянный и систематический видеоконтакт с «потребителями знаний», то есть с обучающимися.

А ведь еще в первой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» читаем: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» (гл. 13, ст. 2), а в главе 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» дается подробная характеристика этой системы. То есть уже более 8 лет мы живем, имея четкие указания в Законе РФ на освоение дистанционного образования, и переход в эту систему не должен был бы стать таким болезненным, как это случилось во второй половине марта 2020 г.

Однако социум все еще пугают «перспективы» электронного обучения, которые грозят очень многими отрицательными моментами, весьма четко прописываемыми в статьях российского физика и философа, профессора Саратовского государственного научно-исследовательского университета Веры Владимировны Афанасьевой [Афанасьева]: от резкого сокращения педагогов на всех уровнях образования до полного его развала, что порой кажется весьма реальным предупреждением. Посмотрим же на ворвавшуюся в нашу жизнь необходимость дистанцироваться от социума с другой стороны и проанализируем случившееся в ракурсе музыкального образования.

Во-первых, обратим внимание на философский аспект проблемы. Вспомним одно из актуальнейших для современности предупреждений: «Новые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, который их породил» / «A new type of thinking is essential if mankind is to survive and move toward higher levels», - совершенно справедливо утверждал Альберт Эйнштейн (1879-1955), легендарный физик, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии по физике, полученной им в 1921 г., 100 лет тому назад. Его слова стали настолько популярны, что сейчас звучат в десятках переводов и вариаций, разбросанных по тысячам сайтов: они востребованы, они осознаются нашими современниками. Выход в открытое информационное пространство - это реалии времени. Осознание возможности разнообразной изменчивости во всех сферах нашего бытия - это естественная потребность эволюции человечества. В этом, вечном, изменении и рождается новое, а чтобы оно стало лучшим, надо принять ситуацию и понять, что нашему поколению предназначено справиться со стремительным потоком информации и выстроить новую систему образования.

Благодаря скачку в дистанционную систему из-за пандемии COVID-19 педагогика получила реальную возможность в четкой и логичной форме сложить самое ценное и существенное из наработок нашего поколения, постепенно становящегося старшим на планете. И это трудно осознаваемый факт для каждого из нас. Для выполнения этой насущной работы прежде всего необходимо выйти из зоны комфорта и изменить мироосознание каждому педагогу, понять значение его работы как миссию нового уровня и выполнить назначенное для нас сегодняшних как данность.

При современной множественности и доступности информации по всем направлениям знаний стандартный урок должен стать импульсом для постижения информации в огромном объеме, стать стимулом к умственной самостоятельной работе в процессе самоподготовки, обозначенной согласно федеральным государственным образовательным стандартам в вузовских учебных планах, но далеко не всегда реализующейся студентами, расширяя которую человек и выполняет функцию

самообразования и формирования личности в профессионально подготовленного специалиста по всем отраслям деятельности.

Какие же перспективы дает в этом плане дистанционная система для музыкального образования и просвещения? Прежде всего постараемся проанализировать проблемы и ответить на вопросы, обострившиеся в 2020 г.

Что сегодня необходимо нашему социуму? Здоровье, движение, пробуждение радости бытия, несмотря ни на что и порой вопреки ситуации момента: от «Мы живы -и это уже успех!» - к радости, через преодоление боли и страха, к осознанию ценности и хрупкости жизни, к новым знаковым явлениям в традиционной культуре.

Все это возможно и реально посредством формирования звукового пространства бытия, его самостоятельного постижения и погружения в мир искусства, искусства подлинного, возвышающего душу, а не наносного, проходящего. Потребность в этом заметно пробуждается у современного общества. Люди самых разных возрастов и профессий хотят петь и играть на музыкальных инструментах. Об этом говорят не только все возрастающие обращения к нам с вопросом о возможности таких занятий в Курске, но и стремительный рост предложений, особенно из Китая, об онлайн-курсах и виртуальном обучении. Казалось бы, логичными должны были уже стать курсы по истории и теории музыки, однако мы видим в основном объявления о вокальных и инструментальных онлайн-курсах по дисциплинам, которые в самом деле нуждаются в постоянном личном контакте с педагогом.

Тем не менее это не что иное, как реакция на запрос социума. Впишемся ли мы в новую систему бытия, которая диктует, да, пожалуй, уже и приказывает дать общедоступную и увлекательную систему познания музыки по всем параметрам -и для самообразования, и для музицирования, обеспечить не только и уже не столько учебные дисциплины надлежащими онлайн-учебниками (их создание - реалии сегодняшнего дня, вот сутки бы еще сделать не 24-часовыми, а хотя бы в 96 часов)? Но современное общество, особенно люди зрелого возраста, получившие по 2-3 высших образования и сформировавшие стремление к последующему самообразованию, ставят нас, музыкантов, перед новой проблемой - обеспечением полной и открытой доступности образования в этой сфере.

Дать миру возможность постижения звукового пространства - любому человеку, в системе, в лучших образцах, в самых метких словах, в собственном звукотворчестве и исполнительском мастерстве - задача весьма непростая, но очень актуальная. Как же сделать так, чтобы человек любой профессии, самой высшей категории и уровня образования мог сказать, подобно Альберту Эйнштейну - и в шутку, и всерьез: «Я не физик. Я знаменитый скрипач».

Таким образом, сегодня перед профессиональными музыкантами-педагогами стоит целый комплекс актуальных задач, решение которых зависит, прежде всего, от понимания ими особенностей нового исторического поворота, вызванного развитием цифровых технологий с бурным ростом и все большей открытостью информации в Интернете. В этой ситуации без христианского мироосмысления собственного предназначения и роли поступательного движения вперед, без оглядок на прошлое и сетования об утрате отдельных и таких привычных аспектов бытия уже немыслима эволюция педагогики.

Сегодня меняется система постижения знаний. Автоматически. Старая просто перестает работать. И как бы мы не требовали остановить этот процесс... «Tempora mutantur» - «Времена меняются»!

Однако надо помнить, что это - только первые два слова латинской крылатой фразы, которую приписывают Овидию: «Tempora mutantur et nos mutamur in illis» / «Времена меняются, и мы меняемся с ними». И от того, как скоро мы это услышим и поймем, а главное, примем и начнем работать в новой системе, зависит будущее музыкальной педагогики. Подчеркнем, что онлайн-учебники отнюдь не исключают роли педагога в личном общении со студенческой аудиторией в ходе лекционно-практической работы, а во много раз ее усиливают, так как охват обучающимися наиболее значимых явлений в музыкальной культуре сделает их более критичными и самостоятельно осваивающими историю и практику музыкального искусства. Речь идет о системе, позволяющей осваивать знания самостоятельно и в большом объеме для последующего обсуждения с педагогом полученного импульса.

100 лет назад Н.Ф. Финдейзен своевременно осознал необходимость освоения и систематизации собственных обширнейших знаний по музыке для единой трудовой школы и профильной музыкально-исследовательской работы в высшем учебном

заведении; стал заведующим Музыкально-историческим музеем и создал музыкальный оазис для любителей музыки, причем именно на музее он сосредоточился в последние годы своей жизни, всю свою энергию отдавая музыкально-просветительской работе и изданию главного труда его жизни - «Очерков по истории музыки в России» [Финдейзен История]. На титульном листе одного из первых вариантов (1918 г.) рукописи фраза пушкинского Пимена: «Исполнен долг, завещанный от Бога мне, грешному...» [Там же, л. 1]. Так реализовал он свое призвание после октябрьской революции.

Принимаем ли мы новую революцию -цифровизацию, к счастью, бескровную, а только научно-техническую, как закономерный этап прогресса и процесс создания всеобъемлющей информационной паутины, открывшей доступ к знаниям по всем направлениям человеческого бытия и вызвавшей необходимость существенных реформ в системе передачи знаний? А понять, принять и осуществить свою миссию надо сегодня, чтобы наш опыт и знания не канули в Лету. Готовы ли мы «исполнить долг, завещанный от Бога», по Пушкину, нам, грешным, и передать потомкам накопленный опыт? Покажет время. Ответ на этот вопрос индивидуален. Не словом, а делом мы должны подкреплять его новыми, интересными учебниками, помогающими систематизировать бескрайнюю информацию по нашим дисциплинам, даря социуму как путь профессионального становления личности будущим музыкантам, так и радость погружения в звуковое пространство любителям музыки.

Однако нельзя забывать звучащие сегодня актуально и остро, как никогда ранее для педагогики, гениальные строки ленинградского поэта Александра Семеновича Кушнера: «Времена не выбирают. В них живут.»

Библиографический список

Афанасьева В. В. Дистанционное образование - @ ноу-хау XXI века или крах системы образования? // Образование в Москве: Калейдоскоп. URL: https://obrmos.ru/go/go vys/Articles/el ob.html (дата обращения: 31.03.2021).

Финдейзен Н. Ф. История

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 20 января (2 февраля) 1918 г. // Декреты советской власти: сб. док. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; Ин-т истории АН СССР: [многотомное изд.]. М.: Политиздат, 1957— 1997. Т. 1: 25 октября 1917 г. 16 марта 1918 г. С. 371-374. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/religion.htm (дата обращения: 31.03.2021).

Космовская М. Л. Архив Н.Ф. Финдейзена как источник идей для музыкальной педагогики современности // История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития: материалы первой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В. И. Адищев. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2010. С. 92-98.

Космовская М. Л. Идеи Н.Ф. Финдейзена как основа открытия новых направлений в развитии музыкальной педагогики // Педагогика искусства: сборник науч. Трудов преподавателей кафедры художественного образования / под ред. Н. А. Асташовой. Брянск: Курсив, 2011. С. 52-59.

Космовская М. Л. Из истории эстетического воспитания: По страницам «Русской музыкальной газеты» // Искусство в школе. 1991. № 2. С. 59-64.

Космовская М. Л. История музыки в школе (из неопубликованных рукописей Н. Ф. Финдейзена) // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 6-8 дек. 2001 года). Курск: КГПУ, 2002. С. 315-326.

Космовская М. Л. Курс «слушанья музыки» Н. Ф. Финдейзена в единой трудовой школе // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. М. Л. Космовской (отв. ред.), З. И. Гладких, Е. Н. Кирносовой. Курск: КГПУ, 2001. С. 184-197.

Космовская М. Л. Музыкальная археология и палеография как учебные дисциплины: из опыта работы Н. Ф. Финдейзена в 1920-е годы // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: сб. тр. Международной научной конференции 23-28 апреля 2017 г. / ред.-сост. Г. Р. Консон. М.: ООО «Согласие», 2017. С. 503-521.

Космовская М. Л. Основные аспекты изучения темы «Н. Ф. Финдейзен -музыкальный педагог» (по архивным материалам) // Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области «Искусство» в начальной школе (вопросы истории, теории, практики): материалы региональной научно-практической конференции. Курск: КГПУ, 2000. С. 178-188.

Космовская М. Л. Педагогическая практика Н. Ф. Финдейзена 1920-х годов, ее роль в истории музыкальной культуры России // Художественное образование и наука. 2018. № 1. С. 35-44.

Космовская М. Л. Урок истории Санкт-Петербургского археологического института: по материалам дневников Н.Ф. Финдейзена (к проблеме слияния вузов и «оптимизации» факультетов) // Российское общество и Православная Церковь: уроки истории: материалы XIII Международных научно-образовательных Знаменских чтений / гл. ред. М. Л. Космовская, техн. ред. О. М. Молодых, филолог-корректор Л. Г. Горшкова. Курск, 2017. С. 28-35.

Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Гл. 10. Ст. 75. М., 2012.

Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1892-1901 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М. Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 430 с.

Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1902-1909 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М. Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 392 с.

Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1915-1920 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М. Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 1915-1920. 576 с.

Финдейзен Н. Ф. История музыки в России XVII и XVIII веков. 1918 // ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 1. Ед. хр. 492. 191 л.

Финдейзен Н. Ф. О введении в программу учебного плана Народной школы курса Всеобщей истории музыки. Докладная записка и программа одногодичного курса. (18 сент. 1918 г.) // ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 1. Ед. хр. 258. 7 л.

Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. Т. 1. Вып. 1-3. М.-Л.: 1928. 364 с.; Т. 2. Вып.4-7. М.-Л., 1928-1929. 376 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.