Халимбеков Х.З.
Доктор экономических наук, профессор, международный эксперт.
Цифровизация как инструмент
повышения эффективности деятельности субъектов сферы социально-трудовых отношений (на примере ФГИС «работа России»)
Цифровизация как современный глобальный тренд охватывает практически все сферы объективной социальной реальности, глубоко внедряясь и трансформируя содержание экономических, социально-трудовых, технологических, производственных и иных процессов. Российская государственная политика, ориентируясь на стратегические цели экономического развития государства, целенаправленно и фокусировано решает вопросы цифровизации народного хозяйства.
Основным механизмом цифровизации народохозяйственного пространства в государственном масштабе выступает национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках проекта, реализуется несколько направлений, а в сфере социально-трудовых отношений и для реализации задач повышения эффективности политики занятости населения выделен целый блок «цифровая занятость», в рамках которого предусмотрено создание единой платформы по трудоустройству на базе существующих ресурсов.
Развитие современных методов получения и анализа информации о рынке труда с применением технологий «больших данных» позволит службам занятости принимать своевременные управленческие решения по организации работы, содействующей стабилизации ситуации на рынке труда, выстроить грамотную политику по его регулированию. В этом направлении и развивается портал «Работа России», объединивший в одной информационной системе вакансии со всей страны и обеспечивающий прямой доступ к этой базе всех категорий пользователей.
Драйверами цифровизации служб занятости населения послужили активная цифровизация сферы управления кадрами, принятие мер против распространения COVID-19 и изменения в законодательстве, а также прикладной задачи: обеспечение удобства для пользователей цифровой платформы. посредством использования
цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, было обеспечено решение этой задачи.
Информационная система «Работа России» функционирует с целью обеспечения реализации государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения на всей территории Российской Федерации в электронной форме1.
Ключевое значение информационной системы в содействии работодателям в подборе сотрудников, а соискателям - в поиске работы. Цифровая платформа является бесплатной для всех пользователей, а ежедневное число пользователей составляет около 200 тыс. На ней размещено порядка 4 млн резюме, 700 тыс. вакансий и зарегистрировано более 10,5 млн человек. Одними из достоинств платформы являются отсутствие рекламных блоков и обеспечение надежности контрагентов - осуществляется основательная проверка работодателей при их регистрации в системе.
По задумке разработчиков портала предполагается создание своеобразной цифровой экосистемы, модификация и интеграция ряда технических решений, направленных на перевод отдельных составляющих функций по поиску работы в электронный вид в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей. В частности, планируется, что пользователи «Работы России» и соцсети деловых контактов «Skillsnet» смогут использовать легко доступные инструменты подтверждения имеющихся компетенций и оценок квалификации. Такой функционал уже реализован в части подтверждения компетенций по стандартам Worldskills.
За 2020 год и первую половину 2021-го в Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Работа России» произошли как функциональные перемены, так и организационные. Среди организационных изменений стоит отметить работы по совершенствованию визуальной составляющей системы: оформление интерфейса, фирменный стиль бренда службы занятости населения и новый логотип. В свою очередь, функциональные изменения, внедренные разработчиком - компанией БФТ (Бюджетные и финансовые технологии - российский разработчик программных продуктов и заказных решений для государственного сектора России), включают цифровые решения, позволяющие осуществлять новые функции по реализации мероприятий в сфере трудоустройства и занятости населения2.
1 Работа России. Общероссийская база вакансий и резюме. // URL: https:// trudvsem.ru (Дата обращения: 12.07.2022 г.)
2 Официальный сайт компании БФТ-разработчика российских программных продуктов для госсектора // URL:https://bftcom.com/
В ходе реализации нескольких масштабных проектов компанией БФТ в работу платформы были внедрены инновационные сервисы, обеспечивающие:
- для работодателей, образовательных организаций, выпускников и студентов - помощь в подборе стажировки или практики;
- для работодателей, принимающих участие в эксперименте по переходу на электронный кадровый документооборот - сформирован в «цифре» функционал для деятельности с кадровыми документами;
- для соискателей - отправление в режиме онлайн заявления для постановки на учет в качестве безработного. Не требуется выходить из дома как для подачи заявления, так и для получения пособия;
- для всех пользователей цифровой платформы - обновление мобильного приложения, в котором осуществляется «умный» поиск актуальных резюме и вакансий, обновлен дизайн.
Рассмотрим эти сервисы более подробно.
1. ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПУСКНИКОВ И СТУДЕНТОВ.
Компанией БФТ на единой цифровой платформе «Работа России» был разработан и внедрен инновационный сервис, представляющий собой маркетплейс для подбора места прохождения практики или стажировки. Функциональные решения сервиса предоставляют возможность заключить и оформить на цифровой платформе электронный договор. Работодатели, в свою очередь, найти студентов, которые заинтересованы в прохождении практики.
2. ДЛЯ СОИСКАТЕЛЕЙ: ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ пОСОБИЯ пО БЕЗРАБОТИЦЕ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительство РФ 8 апреля 2020 года постановлением № 460 утвердило «Временные правила регистрации граждан для поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также порядок получения социальных выплат в случае признания их безработными». Центрам занятости населения, согласно данному постановлению, необходимо предоставить возможность дистанционно реализовать:
- выплату и назначение пособий по безработице;
- помощь в подборе работы;
- регистрацию в качестве безработных.
Граждане России впервые получили возможность подать заявление онлайн. Компанией БФТ был разработан и внедрен сервис для подачи заявления о предоставлении государственной услуги гражда-
нину по выплате пособия по безработице и подбору работы на Единой цифровой платформе «Работа России».
Порядка 6 млн заявлений в общем было подано посредством сервиса за период ограничительных мер. Органами службы занятости населения осуществлена выплата пособий по около 2 млн заявлений.
3. ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРОВЫМИ ДОКУМЕНТАМИ.
Единая цифровая платформа «Работа России» выступает в качестве платформы для реализации федерального эксперимента по переходу на электронный кадровый документооборот. Ключевая задача эксперимента состоит в формировании и внедрении механизмов заполнения и использования электронных кадровых документов без применения бумажных носителей, исключительно в электронном формате. С целью технологического обеспечения данного эксперимента компания БФТ создала и внедрила подсистему электронного кадрового документооборота (ЭКД), посредством которой на цифровой платформе обеспечиваются и реализуются:
- подписание электронной подписью электронных документов;
- ход создания, оформления, и обработки около 70 видов электронных документов;
- обеспечение хранения подписанных и оформленных в электронном виде кадровых документов и пр.
4. ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД СОУЮ-19.
В области занятости и труда регионам вследствие введения ограничений из-за СОУШ-19 была необходима поддержка от органов власти. С целью определения предприятий, отраслей и регионов, на которых больше всего отразились введенные ограничения требовалось регулярно отслеживать важнейшие показатели рынка труда в регионах РФ.
Так, компанией БФТ был разработан функционал с целью предоставления такой информации заинтересованным субъектам на Единой цифровой платформе «Работа России»:
- о деятельности, в связи с введением ограничений в субъектах РФ, временно в удаленном формате;
- об установлении режимов неполной занятости;
- об изменении количества сотрудников.
Работодатели, заполняя с помощью инструкции отчетные бланки, предоставляли необходимую информацию в Центр занятости населения посредством Личного кабинета на платформе.
Разработчики предусмотрели функционал, оказывающий содействие не только соискателям и работодателям, но и органам власти в:
- анализе важнейших показателей изменений, происходящих на рынке труда: перемены в форме занятости работников, количество уволенных и принятых на работу, общее количество предприятий и пр.;
- мониторинге положения дел по постановке граждан в качестве безработных на учет;
- поиске и предоставлении помощи отраслям и предприятиям, наиболее пострадавшим в связи с COVID-19.
В результате посредством Единой цифровой платформы «Работа России» сведения были предоставлены 212 648 работодателями, в том числе 1 392 - системообразующими предприятиями РФ. На сегодняшний день 23 705 277 работников выступают участниками проводимого с апреля 2020 года ежедневного мониторинга рабочей силы.
Поскольку в 2020 году наблюдалось достаточно быстрое развитие ситуации с пандемией COVID-19, для обеспечения пользователей цифровой платформы - граждан и органов власти - требуемыми ресурсами необходима была быстрая и эффективная реакция. Благодаря оперативным действиям разработчика, функционал цифрового сервиса «Работа России» обеспечил полное исполнение всех принятых в области занятости и труда в связи с пандемией COVID-19 законодательных требований. Помимо всего прочего, современные цифровые инструменты получилось внедрить эффективно и в максимально короткие сроки.
Во-первых, благодаря системе электронного взаимодействия в области практики, обучения и стажировки, обеспечивается прямое общение студентов с работодателями.
Во-вторых, система электронного кадрового документооборота способствует дальнейшему развитию цифрового будущего в области кадрового делопроизводства.
В-третьих, инструментами обеспечивается увеличение эффективности поиска сотрудников работодателями, а также потенциальными сотрудниками подходящего места работы.
В-четвертых, поскольку эти инструменты предназначены для осуществления регулярного отслеживания и аналитики в области занятости и труда, это способствует представлению положения дел для граждан и органов власти.
Благодаря осуществленным цифровым проектам ФГИС «Работа России» является не только удобным сервисом для поиска сотрудников и места работы, но многофункциональной платформой, с помощью которой возможно реализовать:
- коммуникацию между потенциальными и реальными субъектами рынка труда с целью налаживания и развития деловых контактов,
- каналы взаимодействия между органами власти, работодателями и гражданами,
- проводить мониторинг положения на рынке труда РФ в целом и по регионам,
- механизм взаимодействия служб занятости, работодателей и работников с образовательными организациями, оказывающим услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации,
- иные государственные услуги в рамках политики занятости населения.
Органы службы занятости населения - ключевой источник сведений Единой цифровой платформы «Работа России», которая выступает наиболее масштабной электронной площадкой для формирования базы вакансий в стране. Таким образом, порталу «Работа России» удается обеспечивать нужды работодателей (в том числе являющихся представителями государственных или муниципальных организаций, малого бизнеса), которые не могут по каким-либо причинам пользоваться услугами, предоставляемыми платными сайтами.
Платформа «Работа России» характеризуется социальной направленностью. Он предоставляет сведения не только о потенциальной карьере и заработной плате, но и об иных условиях (предоставление места проживания, содействие адаптации, помощь в переезде семьи и пр.), которые могут иметь важное значение для соискателя той, или иной позиции. Для программы трудовой миграции населения это имеет важное значение. Так, при принятии решения о смене региона проживания, люди учитывают в том числе и сложившиеся там условия жизни, действующие учреждения социальной инфраструктуры, образования, культуры, здравоохранения, среднюю заработную плату. При трудовой миграции «наиболее приемлемый способ обретения новой позитивной профессиональной идентичности - это путь интеграции, предполагающий как освоение новых норм, ценностей, образцов поведения новой профессиональной культуры, так и сохранение имеющихся»3 профессиональных качеств и компетенций, приобретенных во время обучения и трудовой деятельности.
Сайт объединен с партнерскими проектами: к примеру, с помощью службы «Яндекс.Карты» есть возможность найти необходимый путь и оценить количество времени, которое необходимо, чтобы
3 Волкова О.А. Профессиональная маргинализация в условиях глобального экономического кризиса // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 3. С. 93.
добраться до рабочего места. Также размещены сведения о показателях, важных при поиске места работы (помимо условий деятельности) - детских садах в регионе, уровне цен, осуществляемых инвестиционных проектах.
Благодаря интеграции с сервисом «Яндекс.Карты», на платформе имеется возможность изучить регионы, которые активно занимаются привлечением кадров: Север России, Сибирь, Дальний Восток. В этих регионах особо ощущается потребность в рабочей силе, а органы региональной власти реализуют программы поддержки работодателей, привлекающих рабочую силу извне - в частности, обеспечивают финансовую поддержку работодателю, которая может быть использована на оплату жилья сотрудника, переезда, обустройство и т.д. Таким образом, Единая цифровая платформа «Работа России» выступает в качестве элемента осуществления государственной программы увеличения мобильности рабочей силы.
В качестве особенности данного портала можно отметить предложение проживания при трудоустройстве. На сегодняшний день на платформе опубликовано 189 тысяч вакансий с условием предоставления жилья.
Помимо всего прочего, для слабозащищенных категорий граждан присутствует специальный раздел. Он может использоваться как работодателями, так и потенциальными работниками. Среди представителей таких категорий несовершеннолетние работники, члены многодетных семей, граждане, освобождаемые из мест лишения свободы и пр. Лица с ограниченными возможностями здоровья на портале могут подобрать работу при учете какого-либо ограничения функции жизнедеятельности. На данный момент размещено около 86 тысяч подобных вакансий. Имеется также голосовой сервис, посредством которого граждане с ограничениями по зрению могут использовать все функции платформы. Одновременно, возможность предоставления в резюме потенциального работника сведений об инвалидности делает легче ход поиска работодателями сотрудников на квотированные места.
Также, в текущем году был создан раздел «Опытные кадры». Некоторые организации склонны подбирать более молодых работников, однако, есть и такие, для которых важен профессиональный опыт соискателя и которые с удовольствием принимают на работу граждан старшего возраста. Таким образом, на платформе выделены работники, стаж которых более 30 лет. Это позволяет решать «проблемы профессиональной идентичности и маргинальности
индивидов, а также социальных групп»4, относящихся к старшим возрастным категориям.
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минтрудом России5 готовится суперсервис «Трудовые отношения онлайн», который предусматривает формирование документов, связанных с работой в электронном виде. Его центральным элементом является цифровой трудовой договор. С его помощью можно будет подтвердить конкретный факт трудоустройства. В перспективе может рассматриваться интеграция с Пенсионным фондом России в рамках законодательства об электронной трудовой книжке. Все это позволит работодателю получить подтвержденную информацию о трудовом стаже соискателя. Естественно, все это взаимодействие может осуществляться только с согласия владельца этих данных.
Кроме функционала, ориентированного на трудоустройство, платформа предусматривает такое важное направление, как организация стажировок и практик, взаимодействие между студентами, вузами и работодателями. В настоящее время формируется функционал для формирования профилей образовательных организаций и профилей студентов. Профиль студента - это не совсем резюме, если мы понимаем под студентом человека, который впервые получает образование. Это не опыт работы, а его личные качества, заслуги, проекты, что может идти параллельно с траекторией трудовой деятельности. Особенно важным в рамках данного функционала является формирование связи между предприятиями и учащимися еще до окончания последними учебного заведения. Это напрямую будет способствовать быстрому трудоустройству выпускников по полученной профессии.
Федеральная служба по труду и занятости, развивая уникальный портал «Работа России», осуществляет мероприятия по важнейшим приоритетным направлениям, ориентированным на содействие трудоустройству и развитие трудовой миграции в рамках предложений региональных работодателей. Ресурс содержит вакансии с жильем, пул предприятий, которые принимают к себе на работу граждан старшего возраста, а также планирует предоставлять доступ к информации о результатах проверок российских работодателей и выявленных нарушениях. Таким образом, платформа
4 Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и маргиналь-ности индивидов и социальных групп. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 3 (21). С. 45.
5 Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости // URL: https://www.rostrud.ru/press_center/novosti/716037 (Дата обращения: 12.07.2022)
«Работа России» является многофункциональной системой, прикладным инструментом действий в рамках реализации программы содействия занятости населения.
Библиографический список:
1. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.
2. Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов и социальных групп. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 3 (21). С. 45-48.
3. Волкова О.А. Профессиональная маргинализация в условиях глобального экономического кризиса. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 3. С. 86-94.
4. Гриднев А.А., Ананченкова П.И. Кадровый консалтинг для малого бизнеса: основные услуги и виды деятельности. Путеводитель предпринимателя. 2013. № 20. С. 70-76.
5. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости // URL: https:// www.rostrud.ru/press_center/novosti/716037/ (Дата обращения: 12.07.2022)
6. Работа России. Общероссийская база вакансий и резюме. // URL: https://trudvsem. ru (Дата обращения: 12.07.2022)
7. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Анализ потребности малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в программах бизнес-образования. Труд и социальные отношения. 2013. Т. 24. № 4. С. 78-91.
References
1. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training of the unemployed in the system of the employment service. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.
2. Volkova O.A. Problems of professional identity and marginality of individuals and social groups. News of the Volgograd State Pedagogical University. 2007. № 3 (21). P. 45-48.
3. Volkova O.A. Professional marginalization in the context of the global economic crisis. STAGE: economic theory, analysis, practice. 2010. № 3. P. 86-94.
4. Gridnev A.A., Ananchenkova P.I. Personnel consulting for small businesses: basic services and activities. Entrepreneur's Guide. 2013. № 20. P. 70-76.
5. Official website of the Federal Service for Labor and Employment // URL: https://www. rostrud.ru/press_center/novosti/716037/ (07.12.2022)
6. The work of Russia. All-Russian database of vacancies and resumes. // URL: https://trud-vsem.ru (07.12.2022)
7. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. Analysis of the needs of small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory in business education programs. Labor and social relations. 2013. Vol. 24. № 4. P. 78-91.