Научная статья на тему 'ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ?'

ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лищук Елена Николаевна, Капелюк Сергей Дмитриевич

Переход государственных служб занятости России на цифровой формат оказания услуг потребовал использования Единой цифровой платформы «Работа в России». Анализ зарубежного опыта и рекомендаций Международной организации труда показал, что данный формат соответствует передовым практикам, однако требует наличия цифровых компетенций у всех субъектов рынка труда. Целью исследования является выявление проблем, с которыми сталкиваются граждане при регистрации в службах занятости в условиях цифровизации. В ходе исследования авторами использованы следующие методы: статистический анализ обращений в Государственную трудовую инспекцию, контент-анализ отзывов граждан о деятельности служб занятости, а также включенное наблюдение. Объектом последнего выступил отдел занятости населения одного из районов г. Новосибирска. Авторами статьи установлено, что реформа ограничила доступность государственных услуг в сфере занятости и привела к занижению уровня регистрируемой безработицы. Последний снизился до минимальных значений, несмотря на сохранение максимального размера пособия по безработице и новый экономический кризис. Сформулированы рекомендации по повышению доступности услуг в сфере занятости в условиях цифровизации. Авторы считают, что своевременное выявление и оперативное решение подобных проблем позволят улучшить качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения. А значит, внесут значимый вклад в стабилизацию ситуации на российском рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лищук Елена Николаевна, Капелюк Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT EASY TO BECOME AN UNEMPLOYED?

The transition of the state employment services of Russia to the digital format of providing services to citizens required the use of the Unified Digital Platform "Work in Russia". Analysis of foreign experience and recommendations of the International Labour Organization has shown that this format corresponds to best practices, but requires digital competencies for all labour market participants. The purpose of the study is to identify the problems faced by citizens when registering with employment services in the context of digitalization. The authors used the following methods: statistical analysis of appeals to the State Labour Inspectorate, content analysis of job seekers' feedback on the activities of employment services, and participant observation. The authors of the article found that the reform restricted the availability of employment services and led to an underestimation of the registered unemployment rate. The latter fell to its lowest levels, despite the maximum amount of unemployment benefits and the new economic crisis. As a result, the article identifies the main obstacles to registering in the public employment service as an unemployed. The article suggests recommendations to improve the availability of public employment services, taking into account the digital transformation. The authors believe that the identification and solution of revealed problems will improve the quality of public employment services. This means that it will make a significant contribution to the stabilization of the Russian labour market.

Текст научной работы на тему «ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ?»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 9 • Номер 8 • Август 2022

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

легко ли стать безработным?

Лищук Е.Н. 12, Капелюк С.Д. 13

1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

2 Сибирский государственный университет водного транспорта, Новосибирск, Россия

3 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:

Переход государственных служб занятости России на цифровой формат оказания услуг потребовал использования Единой цифровой платформы «Работа в России». Анализ зарубежного опыта и рекомендаций Международной организации труда показал, что данный формат соответствует передовым практикам, однако требует наличия цифровых компетенций у всех субъектов рынка труда. Целью исследования является выявление проблем, с которыми сталкиваются граждане при регистрации в службах занятости в условиях цифровизации. В ходе исследования авторами использованы следующие методы: статистический анализ обращений в Государственную трудовую инспекцию, контент-анализ отзывов граждан о деятельности служб занятости, а также включенное наблюдение. Объектом последнего выступил отдел занятости населения одного из районов г. Новосибирска. Авторами статьи установлено, что реформа ограничила доступность государственных услуг в сфере занятости и привела к занижению уровня регистрируемой безработицы. Последний снизился до минимальных значений, несмотря на сохранение максимального размера пособия по безработице и новый экономический кризис. Сформулированы рекомендации по повышению доступности услуг в сфере занятости в условиях цифровизации. Авторы считают, что своевременное выявление и оперативное решение подобных проблем позволят улучшить качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения. А значит, внесут значимый вклад в стабилизацию ситуации на российском рынке труда.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Акторы, драйверы, последствия социальных изменений в современном обществе: теория и эмпирика»,

1 Institute of Economics and Industrial Organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia

2 Siberian State University of Water Transport, Russia

3 Novosibirsk State Technical University, Russia

№ 121040100280-1.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безработица, занятость, трудоустройство.

Is it easy to become an unemployed?

Lishchuk E.N. 12, KapelyukS.D. 13

Введение

ровень регистрируемой безработицы в России на протяжении длительного периода

времени оставался на низком уровне, не превышая 2-3%1. Пандемия Covid-19 и введенные ограничительные меры, а также меры социальной поддержки населения (в т.ч. увеличение пособия по безработице) способствовали тому, что данный показатель достиг в сентябре 2020 г. исторического максимума - 4,9%. С ослаблением принятых мер уровень регистрируемой безработицы снизился до 1,3% в августе 2021 г. и 0,9% в марте 2022 г. (рис. 1).

Аналогичная тенденция характерна для уровня общей безработицы. Он отражает долю лиц, использующих все способы поиска работы, а не только обращение в государственную службу занятости (ГСЗ). Однако это снижение было не таким значительным - с 6,3% в сентябре 2020 г. до 4,4% в августе 2021 г. и 4,1% в марте 2022 г.

1 В 1990-е гг. уровень регистрируемой безработицы колебался от 1 до 3% с наибольшим значением 3,6% в 1996 г. Следующий пик отмечен в период кризиса 2008-2009 гг. - 3,0% в апреле 2009 г. С июля 2012 г. по март 2020 г. уровень регистрируемой безработицы не превышал 1,5%.

ABSTRACT:_

The transition of the state employment services of Russia to the digital format of providing services to citizens required the use of the Unified Digital Platform "Work in Russia". Analysis of foreign experience and recommendations of the International Labour Organization has shown that this format corresponds to best practices, but requires digital competencies for all labour market participants. The purpose of the study is to identify the problems faced by citizens when registering with employment services in the context of digitalization. The authors used the following methods: statistical analysis of appeals to the State Labour Inspectorate, content analysis of job seekers' feedback on the activities of employment services, and participant observation. The authors of the article found that the reform restricted the availability of employment services and led to an underestimation of the registered unemployment rate. The latter fell to its lowest levels, despite the maximum amount of unemployment benefits and the new economic crisis. As a result, the article identifies the main obstacles to registering in the public employment service as an unemployed. The article suggests recommendations to improve the availability of public employment services, taking into account the digital transformation. The authors believe that the identification and solution of revealed problems will improve the quality of public employment services. This means that it will make a significant contribution to the stabilization of the Russian labour market. ACKNOWLEDGMENTS. The article was prepared according to the R&D plan of the Institute of Economics and Industrial Organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; the project No. 121040100280-1 " Actors, Drivers, Consequences of Social Change in Contemporary Society: Theory and Empiricism".

KEYWORDS: unemployment, employment, hiring

JEL classification: J63, J65, J68 Received: 02.06.2022 / published: 31.08.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Lishchuk E.N. (ane1e0ngs.ru)

Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2022) Legko 1i stat bezrabotnym? [Is it easy to become an unemployed?]. Ekonomika truda. 9. (8). - 1263-1280. doi: 10.18334/et.9.8.114905

CITATION:

8 6

—Уровень регистрируемой безработицы • Уровень общей безработицы

Рисунок 1. Уровень безработицы в Российской Федерации в 2020-2022 гг. Источник: составлено авторрми на основе данн ых Росстата.

Проблема безработицы ае является новой в исследованиях, посвященных изучению рынка труда. Но в данной теме исследователями расставнены новые акценты ввиду набирающей обороты цифровизации энономики. Развитие цифровизации влечет серьезные вызовы и ритки для рынка труда и занято сти различных групп населения [13, 15, 16] (Acemoglu, Restrepo, 2020; Balsmeier, Woerter, 2019; Frey, Osborne, 2017). В литературе отмечается, что появление масштабных инноваций (таких как ИКТ) оказывает значительное влияние на рынок труда. С одной стороны, их внедрение способствует экономии трудовых ресурсов, что может спровоцировать рост безработицы. С другой стороны, их использование можот обусловить создание нов ых рабочих мест [4] (Dreyzia, 2018).

В статье Нониковой И.В. обо бщаются результаты выборочного обследования Росстата по вопросам использования населением информационных технологий. Выявлено, что среди лиц в возрасте 15-72 лет 54% имеют навыки работы с текстовым редактором, 34% - передачи файлов между компьютером и периферийными устройствами, 28% - работы с электронными таблицами, 10% - подключения новых устройств, 9% - создания презентаций, 2% - самостоятельного написания программ. Автор делает вывод, чео низкая компьюсерная г]замотносте сдерживает развитие информационн ых технологий, и отмечает, что в России информационная компетентность работника коррелирует с молодым возрастом [10] (Novikova, 2017). В статье Лукьяновой А.Л. на данных РМЭЗ-НИУ ВШЭ показано, что среди женщин уровень

ОБ АВТОРЕ:_

Лищук Елена Николаевна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент, доцент (ane1e0ngs.ru)

Капелюк Сергей Дмитриевич, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики (skape1yuk0bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Легко ли стать безработным? // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 8. -С. 1263-1280. doi: 10.1833 4/et.9.8.114905

владения навыками использования интернета выше, чем среди мужчин: 90% и 85% соответственно [9] (Lukyanova, 2021).

Влияние внешней среды на занятость населения в условиях пандемии соу1^19 задало для ученых новый вектор в исследованиях рынка труда [3, 5, 6, 7, 11] (Gimpelson, 2022; Kapeliushnikov, 2022; Kopytok, Kuzmina, 2020; Leonidova, 2021; Odegov, Razinov, 2021). Копыток В.К. и Кузьмина Ю.В. на основе анализа административных данных делают вывод, что в пандемию уровень регистрируемой безработицы вырос в основном за счет регистрации в качестве безработных лиц, занятых в неформальном секторе, и лиц, длительное время не имевших работы. Капелюшников Р.И. отмечает, что в России прирост безработицы оказался не очень существенным из-за распространенности нестандартных форм занятости, сокращения продолжительности рабочего времени в качестве альтернативы увольнению и активного развития дистанционной занятости. Гимпельсон В.Е. на основе данных РМЭЗ-НИУ ВШЭ установил, что пособиями по безработице воспользовались менее 10% лиц, находившихся в поиске работы, т.е. эффективность мер поддержки безработных оказалась довольно низкой.

Несмотря на многогранность исследований занятости населения, в литературе недостаточно освещены проблемы, с которыми сталкиваются граждане для получения статуса безработного. В данном исследовании ставится цель внести вклад в их изучение.

Для выявления проблем, с которыми сталкиваются граждане при получении услуг в области занятости в условиях электронного документооборота, нами выполнено исследование, основу которого составили: официальные статистические данные Росстата; информация Государственной инспекции труда (ГИТ); проведенное включенное наблюдение; отзывы граждан, размещенные в открытом доступе в справочнике 2ГИС.

Росстат осуществляет функцию по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических и других общественных процессах в РФ. Нами использованы данные, размещенные на сайте Росстата в разделе «Трудовые ресурсы, занятость и безработица».

В статье представлены официальные данные ГИТ с сайта Ьйр8://онлайнинспекция. рф [12]. Ресурс позволяет обратиться в инспекцию труда как работникам, так и работодателям, получить бесплатную консультацию по вопросам трудовых отношений или провести самопроверку организации. С исследовательской точки зрения ресурс представляет интерес, поскольку позволяет проанализировать проблемы, затрагивающие занятость граждан [8] (Lishchuk, Kapelyuk, 2020).

Включенное наблюдение предполагало прохождение процедуры регистрации в ГСЗ в целях поиска подходящей работы, признания безработным с выплатой пособия. В ходе эксперимента авторами реализована процедура подачи документов с использованием Единой цифровой платформы (ЕЦП) и Единого портала государственных услуг (Госуслуг). Наряду с этим мы обращались в ГСЗ путем личного посещения как

по собственной инициативе, так и по предложению сотрудника. Это не противоречит ст. 15 Закона № 1032-1 и является нормой. Следует также отметить, что мы не изучали вопросы предоставления услуг, оказываемых по направлению органов службы занятости в части:

• содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства (в соответствии со ст. 22 Закона № 1032-1);

• профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (ст. 23 Закона № 1032-1).

Вышеперечисленные вопросы остались вне поля нашего эксперимента и будут интересны для проведения дальнейших исследований.

Дополнительным источником информации послужили отзывы граждан, обращавшихся в районные отделы занятости населения г. Новосибирска, которые нашли отражение на сайте flamp.ru в справочнике 2ГИС. Справочник содержит информацию о 20,5 тыс. населенных пунктов (из них 790 городов) в 12 странах. Сервис ежедневно обрабатывает более 20,5 млн запросов, среди которых: поиск по адресу, телефоны, отзывы и др. Контент-анализ текстов отзывов, размещенных на данном сайте, о качестве услуг бюджетных учреждений Новосибирска уже использовался ранее в академической литературе [1] (Alekseeva, 2015).

Полученные результаты свидетельствуют о наличии трудностей у граждан при регистрации в качестве безработных в результате цифровой реформы служб занятости 2021 г., в том числе из-за нехватки необходимых цифровых компетенций. В связи с этим получение населением услуг по содействию занятости стало менее доступным, что привело к снижению регистрируемой безработицы.

Как это было...

Активизация деятельности государства по содействию занятости населения посредством бирж труда, которая позволила номинально снизить масштабы и ликвидировать безработицу, уже имела место в отечественной истории 100 лет назад.

Развитие деятельности бирж труда началось при Временном правительстве. С введением закона «О биржах труда» в 1917 г. органы местного самоуправления обязаны были открыть биржу труда при численности проживающего населения не менее 50 тыс. чел.; в 1918 г. - не менее 10 тыс. чел. После Октябрьской революции в стране, объявленной Республикой Труда, провозглашен курс на искоренение безработицы. Трудоустройство рабочей силы осуществлялось только через биржи труда, нарушение расценивалось как уголовное преступление. Таким образом, биржи труда стали инструментом монополии государства на дистрибуцию рабочей силы [2] (Baranova, 2016).

В период «военного коммунизма» биржи труда заменены на органы перераспределения рабочей силы, подведомственные городским, уездным и губернским Народным

революционным комитетам. Они регистрировали безработных независимо от их желания трудиться. Установлена трудовая повинность городских жителей в возрасте от 16 до 50 лет. Для борьбы с «дезертирами трудового фронта» разработан ряд наказаний (штрафные батальоны, концентрационные лагеря) [2] (Baranova, 2016).

Пособие по безработице начали выплачивать в 1920-е гг. В 1930 г. его выплата прекращена, биржи труда закрыты. Официально считалось, что безработица в СССР отсутствует. Вновь пособие по безработице введено в 1991 г. с принятием Закона о занятости. В этом же году возобновилась деятельность служб занятости, которая к настоящему времени активно вовлечена в цифровизацию оказания государственных услуг.

Цифровизация деятельности ГСЗ является глобальным трендом. Международной организацией труда (МОТ) в 2020 г. проведено обследование 69 государственных служб занятости в 64 странах мира. Установлено, что для всех обследованных характерна цифровизация услуг, однако ее масштабы существенно отличаются. Так, 28% служб еще до пандемии оказывали услуги преимущественно с использованием цифровых технологий. В докладе МОТ отмечено, что цифровизация деятельности обеспечила оказание помощи безработным в условиях пандемии. Улучшить подбор вакансий можно с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Однако для широкого применения его возможности пока ограничены. Прогнозируется масштабное внедрение ИИ в деятельность служб занятости в течение ближайших 10 лет [17].

совершенствование законодательной базы по содействию занятости населения в свете цифровизации

Законодательное совершенствование регулирования занятости населения с принятием Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» осуществляется постоянно. Внесенные в данный закон изменения свидетельствуют об усилении роли цифровизации в деятельности ГСЗ. Так, оказание государственных услуг в области содействия занятости населения осуществляется посредством электронного документооборота с использованием ЕЦП в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (ст. 16-2 Закона № 1032-1). Наряду с этим базовым государственным информационным ресурсом выступает государственный информационный ресурс «Справочник профессий», содержащий информацию о востребованных на рынке труда перспективных и новых профессиях (ст. 16-3 Закона № 1032-1).

Для получения услуг в области содействия занятости населения в соответствии со ст. 15 Закона № 1032-1 граждане и работодатели подают в органы службы занятости документы в электронной форме с использованием ЕЦП и портала Госуслуг. Предоставление информации возможно посредством сети Интернет. Новый порядок взаимодействия граждан и служб занятости введен в 19 субъектах РФ с ноября 2021 г., в 65 регионах - с 1 января 2022 г., и только в г. Москве будет введен с 1 января 2023 г.

Таким образом, очевидна необходимость наличия соответствующих компьютерных навыков у всех участников: специалистов ГСЗ; работодателей; граждан, которые обращаются в ГСЗ.

В документах МОТ акцентируется на возможных ограничениях, связанных с циф-ровизацией. Только 40% граждан стран, которые были охвачены обследованием, обладают необходимыми цифровыми навыками. К их числу относятся базовые навыки работы в сети Интернет, навыки регистрации и заполнения форм, осуществления поиска с помощью фильтра или поисковой системы, а также навыки в сфере цифровой безопасности [14] (Avila, 2021).

Современное состояние рынка труда

По данным Росстата, несмотря на положительную динамику 2021 г., по сравнению с 2020 г. федеральные округа России так и не смогли восстановить в полной мере численность занятых и выйти на значения прошлых лет (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности занятых в возрасте 15 лет и старше в Российской Федерации и федеральных округах в 2017-2021 гг.

Федеральные округа 2017 2018 2019 2020 2021 Темп изменения 2021 к 2020, % Темп изменения 2021 к 2019, %

Центральный 20640,7 20769,0 20723,6 20403,0 20549,4 100,7 99,2

Северо-Западный 7254,2 7222,6 7212,1 7064,9 7195,3 101,8 99,8

Южный 7703,4 7762,4 7696,4 7662,9 7781,5 101,5 101,1

Северо-Кавказский 4075,7 4173,9 4109,2 3889,1 4064,7 104,5 98,9

Приволжский 14502,9 14405,0 14152,6 13889,9 14142,9 101,8 99,9

Уральский 6037,3 6065,8 6050,6 5938,5 6034,9 101,6 99,7

Сибирский 8063,6 8085,5 8023,1 7795,8 7966,6 102,2 99,3

Дальневосточный 4038,1 4047,5 3965,4 3957,3 3984,1 100,7 100,5

Российская Федерация 72315,9 72531,6 71933,1 70601,4 71719,4 101,6 99,7

Источник: данные Росстата, расчеты авторов.

Зеркальным показателем оценки ситуации на рынке труда выступает показатель численности безработных (табл. 2).

В 2021 г. по сравнению с 2020 г. наиболее низкие значения темпов изменения численности безработных характерны для следующих федеральных округов: на 1-м месте - Уральский (77,0%); на 2-м месте - Северо-Западный (77,1%); на 3-м месте -Сибирский (79,1%). Анализируя темп изменения показателя в 2021 г. по сравнению с

2019 г., можно сделать вывод, что лидером стал Дальневосточный федеральный округ (94,2%), на 2-м месте - Сибирский федеральный округ (97%). Приволжский и Южный федеральные округа со значением в 97,7% разделили 3-е место. Центральный, СевероКавказский и Северо-Западный федеральные округа демонстрируют прирост по сравнению с 2019 г. Таким образом, ситуация на рынке труда в ряде регионов РФ остается напряженной.

Таблица 2

Динамика численности безработных в возрасте 15 лет и старше в Российской Федерации и федеральных округах в 2017-2021 гг.

Федеральные округа 2017 2018 2019 2020 2021 Темп изменения 2021 к 2020, % Темп изменения 2021 к 2019, %

Центральный 692,1 620,2 612,1 828,9 743,8 89,7 121,5

Северо-Западный 320 294,6 265,7 374,7 289 77,1 108,8

Южный 494,6 458,8 430,5 498,9 420,6 84,3 97,7

Северо-Кавказский 501,4 491,1 509,3 625,6 576,9 92,2 113,3

Приволжский 714,5 664,7 620 754,9 606 80,3 97,7

Уральский 355,6 300,6 271 348,3 268,1 77,0 98,9

Сибирский 603,1 556,7 502,1 615,7 486,8 79,1 97,0

Дальневосточный 288,3 271,8 254,2 274,3 239,4 87,3 94,2

Российская Федерация 3969,5 3658,5 3464,8 4321,3 3630,5 84,0 104,8

Источник: данные Росстата, расчеты авторов.

Полученные результаты и их оценка

Анализ данных на сайте ГИТ позволил установить основные категории проблем граждан, ранее обратившихся в органы службы занятости. К ним относятся «Пособие по безработице» (166 обращений); «Регистрация в службе занятости» (26 обращений); «Государственная поддержка безработных граждан» (7 обращений). Перечисленные категории проблем напрямую связаны с качеством оказания данной услуги (рис. 2-4).

Очевидно, что в категории «Пособие по безработице» наибольший удельный вес составляет проблема «Неправильное исчисление размера пособия по безработице» (67%). Далее следует «Нарушение сроков выплаты пособия по безработице» (22%). Замыкает тройку проблема «Незаконное прекращение или приостановка выплаты пособия, незаконное сокращение размера пособия» (11%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что лидером по числу обращений граждан по вопросу «Регистрация в службе занятости» выступает проблема «Отказано в признании безработным» - 58%. На 2-м месте находится проблема «Незаконное снятие с учета в качестве безработного» - 27%. На 3-м месте - «Отказ в приеме документов или требование лишних документов» - 15%.

67%

- Нарушение сроков выплаты пособия по безработице

8 Неправильное исчисление размера пособия по безработице

Незаконные прекращение или приостановка выплаты пособия, незаконное сокращение размера пособия

Рисунок 2. Удельный вес видов проблем в категории «Пособие по безработице», 1 Источник: составлено авторами по данным Ьйр8://онлайнинспекция.рф [12].

15%

27%

■ЖЙЖЖЩЖВДЙЫ ■

Г ■ '

58%

Отказано в признании безработным

II Незаконное снятие с учета в качестве безработного

■ Отказ в приеме документов или требование лишних документов

Рисунок 3. Удельный вес видов проблем в категории «Регистрация в службе занятости», Источник: состаилено авторами по данным Ьйр8://онлайнинспекция .рф [12].

14%

V Отказывают в приеме документов или требуют оишние документы

с Нарушен срок рассмотрениг заявления

■ Отказывают или не предоставляют содействие в трудоустройстве

Рисунок 4. Удельный вес видов проблем в катевории «Государственная поддержка безрбботных грмждан», % Источник: составлеоо авоорами по данным https://оноайнинcпткция.рф [12].

По данной категории проблем основная доля обращНеанриуйшепнрсирохкордаисстмсоятрненаипя роблему

«Нарушение сроков рассмотрения заявления» - 57%. На проблемы «Отказ в приеме

документов или требование лишних документов» и «Отказ или непредоставление содействия в трудоустройстве» - 29% и 14% соответственно.

Данные онлайнинспекции.рф позволяют получить представление об актуальных проблемах граждан, обратившихся в ГСЗ. Проведенное нами включенное наблюдение позволило убедиться в наличии проблем.

Наиболее распространенными причинами обращения граждан в ГСЗ являются поиск подходящей работы и получение пособия по безработице. Для этого, в соответствии с законодательством РФ, трудоспособные граждане должны быть признаны безработными через процедуру постановки на учет в ГСЗ посредством подачи заявления на портале «Работа в России» (https://trudvsem.ru).

Граждане могут обращаться в органы службы занятости и по другим вопросам. Например, в целях профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, а также для участия в оплачиваемых общественных работах. Перечисленное так или иначе связано с содействием занятости населения, в том числе «гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы».

В таблицах 3 и 4 отражены характер и содержание проблем, с которыми сталкиваются граждане, а также предложены пути их решения. Указанные проблемы установлены авторами статьи в процессе включенного наблюдения.

Таблица 3

Проблемы, с которыми сталкиваются граждане ввиду ограниченных финансовых возможностей и (или) цифровых и иных компетенций

Характер проблем Описание проблемы Рекомендации и предложения

Отсутствует финансовая и (или) техническая возможность для регистрации на портале «Работа в России» Требуются технические средства: - смартфон (желательно с камерой, так как в резюме необходимо разместить фото); - компьютер; - модем; - доступ в Интернет Оборудованные компьютерные залы в ГСЗ. Повышение компьютерной грамотности населения. Оказание содействия гражданам в регистрации и подаче заявления на портале «Работа в России» непосредственно под кураторством специалиста непосредственно в ГСЗ

Отсутствие или недостаточность цифровых (технических) навыков Гражданину требуются навыки работы с техническими средствами на уровне уверенного пользователя. Необходимы: регистрация на госуслугах, личный e-mail. Кроме того, процесс подачи заявления может сопровождаться вопросами технического характера

Отсутствие или недостаточность профессиональных знаний При заполнении резюме необходимы знания для определения профессиональных и гибких навыков Доработка портала разработчиками. Предлагается ввести унифицированный справочник

Таблица 4

Проблемы, с которыми сталкиваются граждане при заполнении резюме на портале «Работа в России»

Характер проблем Описание проблемы Рекомендации и предложения

По причине несовершенства формы резюме

Раздел «Опыт работы» Автоматический перенос информации с Госуслуг носит частичный характер. В разделе «Основная информация» автоматически отражаются дата рождения, пол, гражданство, а в разделе «Контактная информация» - регион, e-mail. Не переносится информация с Госуслуг в раздел «Опыт работы»: организация, должность, начало и окончание работы. Это увеличивает продолжительность заполнения резюме Доработка раздела

Раздел «Ключевые навыки» Отсутствует унифицированный справочник. Имеет место дублирование компетенций в силу профессиональной специфики. Проблема рассмотрена ранее в таблице 3. Ввиду недостаточных профессиональных знаний может иметь серьезный характер, влиять на достоверность данных Доработка раздела. Введение справочника позволит формировать достоверную информацию. Заполнение данного раздела резюме станет более оперативным

Раздел «Образование» Раздел не учитывает современные уровни подготовки: бакалавриат, магистратура. Акцент формы сделан на специалитет. Форма предусматривает указание ученой степени, но не запрашивает тему диссертации, в то время как имеется запрос о теме ВКР. Для врачей и учителей логично предусмотреть указание категории (первая/высшая) Доработка раздела

Раздел «Иные документы» В разделе требуется указать звание. Однако если данная информация связана с профессиональными достижениями, она будет уместна в другом разделе Доработка раздела

Все разделы Очевидна недостоверная оценка эффективности резюме. При указании минимальных сведений (ФИО, дата рождения, пол, гражданство, регион, e-mail) эффективность резюме автоматически оценивается в 42% Доработка раздела в целях объективности и достоверности информации. В одном из разделов Резюме предусмотреть указание: район проживания и (или) желаемый район нахождения организации; желаемая сфера деятельности организации. Информация позволит соискателям снизить трудозатраты при поиске работы, а работодателям - оперативно найти работника

Прочие

Длительное заполнение формы резюме - 4 часа при наличии готового резюме; имеют место технические сбои. Например, автоматически всплывает информация, которую соискатель не заполнял (случай с заполнением раздела «Социальное положение» - Социально-незащищенная группа); пробелы в заполненной ранее информации, когда она не отображается при предварительном просмотре (как, например, с профессией)

Решение изложенных проблем, достижение высокой эффективности резюме посредством размещения максимально полной информации служит основанием для перехода к следующему этапу регистрации - заполнению заявления. Оформление данного документа в электронной форме, на наш взгляд, также должно быть более оперативным и совершенным. Поскольку регистрация граждан осуществляется через портал «Работа в России» и выполняется в связке с Госуслугами, то, как было отмечено ранее в таблице 3, часть информации может быть автоматически перенесена. Так, не переносятся с Госуслуг данные о детях до 18 лет. Повторно требуется набирать сведения о последнем месте работы, дате увольнения и т.п. Эти данные не только есть на Госуслугах, были уже заполнены в резюме, но и дополнительно запрашиваются сотрудниками ГСЗ.

Несмотря на выявленные проблемы, с которыми сталкиваются граждане в ходе прохождения процедуры регистрации в условиях электронного документооборота, следует указать и положительные моменты. К ним относятся оперативное уведомление о смене статуса заявления и резюме по электронной почте и в личном кабинете, а именно: «Заявление отправлено на рассмотрение»; «Заявление принято в работу»; «Резюме прошло модернизацию на портале «Работа России»; «Резюме успешно прошло проверку и опубликовано на портале «Работа России» и т.п. Аналогичным способом осуществляется напоминание о назначенной дате перерегистрации с указанием даты, времени и места. Наряду с этим на сайте в разделе «Информационные страницы» - «Содействие в поиске подходящей работы по месту постоянной регистрации с выплатой пособия» имеется пошаговая инструкция.

Нельзя не отметить неоправданно высокие ожидания граждан по поводу содействия специалистов ГСЗ в поиске работы. По сути, данные специалисты выполняют роль координаторов, а не менеджеров. В этом их принципиальное отличие. Соискателю необходима высокая самоорганизация при поиске работы. Используя портал «Работа в России», гражданин может осуществить поиск работы. Предлагаемые вакансии имеют подробное описание, а месторасположение работодателя отмечено на карте, что очень удобно для соискателя. Если интерфейс портала не удовлетворяет требованиям соискателя, он может воспользоваться альтернативными способами поиска работы. Например, через сайт https:/hh.ru или по личным связям.

В разделе «Мой кабинет» у соискателя отражены «Рекомендуемые вакансии». Наблюдение показало: во-первых, рекомендуемые вакансии не относятся к сфере деятельности соискателя. Предполагаем, что их отбор осуществляется искусственным интеллектом2 на основе навыков, указанных при составлении резюме. Таким образом,

2 В апреле 2022 года Роструд отчитался о запуске системы подбора вакансий и резюме на основе искусственного интеллекта (Искусственный интеллект будет помогать россиянам искать работу. Российская газета. 2022. 7 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/04/07/iskusstvennyj-intellekt-budet-pomogat-rossiianam-iskat-rabotu.html (дата обращения: 02.06.2022)). По сообщениям в прессе бюджет разработки - 147,5 млн руб. (Роструд создаст умную систему трудоустройства. Ведомости. 2020. 6 августа [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/career/ articles/2020/08/05/836044-rostrud-umnuyu (дата обращения: 02.06.2022)).

система ИИ не учитывает сферу деятельности соискателя. Во-вторых, отмечена завышенная оценка процента соответствия предлагаемых вакансий пожеланиям резюме. Например, для соискателя в сфере образования предлагаются вакансии слесаря механосборочных работ (соответствие - 42%), слесаря аварийно-восстановительных работ (40%). В-третьих, количество рекомендуемых вакансий ограничено. В нашем случае -не более 9. Кроме того, отмечены технические несовершенства по отбору вакансий (их нельзя удалить, обновить). Отсутствует инструкция по ранжированию подходящих вакансий. Зачастую система выдает, что «информация временно недоступна». При обращении за технической поддержкой установлено, что разработчики требуют предоставить по электронной почте скриншоты проблем, указать время обращения и прочую информацию. Следовательно, отсутствие электронного помощника или консультационного онлайн-центра не позволяет оперативно решать возникающие проблемы.

При размещении резюме нами как соискателями отмечена высокая активность откликов через мессенджеры WhatsApp, Telegram со стороны работодателей в сфере сетевой и интернет-торговли, предлагающих удаленный заработок. Отсутствие опыта работы в торговой сфере не имеет значения. Заметим, что сфера деятельности соискателя - образование. Предложения поступают активно, в том числе в формате аудио-сообщений, формулировки стандартны и расплывчаты.

Взаимодействие специалиста ГСЗ с соискателем сводится к уведомлению посредством электронной почты и очным явкам для фиксации факта нетрудоустройства на определенную дату. Сотрудник ГСЗ направляет на электронную почту соискателя файлы с рекомендуемыми вакансиями. Установлен факт недостоверности информации, размещаемой на сайте и запрашиваемой специалистами ГСЗ, который ведет к возникновению проблем, описанных выше.

По электронной почте сотрудником ГСЗ запрашивается список документов, которые следует предоставить при очной явке: паспорт, трудовая книжка, документ, подтверждающий квалификацию. В списке отсутствует бланк направления с результатом собеседования. В это время в личном кабинете в процедуре «Содействия гражданам в поиске подходящей работы» отображается информация о том, что изменен статус на «Прохождение собеседования» с указанием даты, до которой необходимо выполнить данное действие. В случае, если соискатель нарушит срок, он не сможет претендовать на признание безработным и выплату пособия. При уточнении информации посредством звонка специалист ГСЗ уверяет, что «подходящей работы нет, поэтому бланк направления с результатом собеседования не прикреплен и волноваться не стоит». В ходе беседы выясняется, что необходим СНИЛС (в перечне документов он не указан). Возникает вопрос, почему на портале отсутствует перечень документов, которые необходимо представить в ГСЗ? Недоработка разработчиков или пакет документов может отличаться? Отсюда возникает проблема, которая отражена на сайте ГИТ -«Отказ в приеме документов или требование лишних документов». Как итог, недо-

стоверность информации: на портале соискатель якобы проходит собеседование, а по факту специалист ГСЗ запрашивает перечень документов. При этом имеются законные основания отказать гражданину в признании безработным.

На наш взгляд, процедура получения статуса безработного не только удлинилась до 11 дней, но и усложнилась. Наиболее уязвимыми являются лица с низкой компьютерной грамотностью и слабым владением техническими навыками. Это относится как к соискателям, так и специалистам ГСЗ.

Изучение проблем, с которыми сталкиваются граждане при признании их безработными, мы продолжили, обратившись к еще одному источнику - отзывам, размещенным на сайте flamp.ru. Отзывы собраны методом сплошной выборки с января 2020 по май 2022 г. по всем учреждениям Новосибирска, отнесенным в категорию «Службы занятости населения». После исключения случаев дублирования выборка составила 56 отзывов.

При подаче отзыва необходимо указать оценку по шкале от 1 за 5. В 20202022 гг. отмечено снижение среднего балла в отзывах о посещении служб занятости Новосибирска. В 2020 г. средний балл составил 3,23; в 2021 г. снизился до 2,92; за анализируемые месяцы 2022 г. - 2,80.

Мы провели контент-анализ текстов отзывов для определения причин недовольства граждан. Выяснилось, что с августа 2021 года в негативных отзывах отмечаются сложности, связанные с необходимостью регистрации на ЕЦП. Таким образом, службы занятости Новосибирска начали осуществлять переход на использование ЕЦП ранее 2022 г.

В отзывах указывается, что ГСЗ отказываются принимать граждан без предварительной регистрации на ЕЦП: «...у меня были все документы, чтобы встать на учет. Но мне отказали в приеме, ссылаясь на какие-то постановления Правительства РФ ... меня не приняли и отправили оформляться через сайт trudvsem.ru»; «Я снова прошу принять мои документы, мне отказывают и говорят, что пока не будет у них информации в какой-то системе, они делать ничего не собираются»; «Мне сразу сказали: «Через сайт Госуслуги сами регистрируйтесь, после мы вас через почту оповестим, когда к нам обратиться»; «Отправляют на сайт Госуслуг!». Отметим, что в отзывах граждане путают сайт Госуслуг и ЕЦП.

Граждане указывают, что обращались за помощью к специалистам ГСЗ, но получили отказ: «Не смогли ответить, что мне делать, если нет интернета или я вообще не умею подавать заявления через интернет»; «Раньше они хотя бы помогали: регистрировали, назначали пособие. Сейчас ничего». В отдельных случаях удается получить помощь от специалистов ГСЗ: «Я объяснила: «У меня проблемы с интернетом», меня со скрипом зарегистрировали».

Имеют место технические сложности, связанные с самостоятельной регистрацией на ЕЦП: «А если нет компьютера? В телефоне очень неудобно!Проконсультироваться не с кем!»

В отзывах отмечается, что после регистрации поступают неподходящие вакансии: «Зарегистрировалась через госуслуги в службе занятости. Через 2 дня на почту приходит письмо с предложением работы по стирке, глажке и ремонту белья в двух организациях. Я отказалась по состоянию здоровья»; «Я начала звонить по вакансиям: то вакансия уже не актуальна (ставка на лето), то ошибки в данных»; «У меня нет высшего образования, но разве это означает, что надо соглашаться на любую работу, тем более что прислали вакансии, находящиеся за чертой города!». В итоге граждане не выполняют требование о посещении 2 собеседований в течение 11 дней после регистрации.

В ряде отзывов отмечается, что не удалось получить статус безработного: «В результате человек не может встать на учет и находится без работы и поддержки государства!».

Проведенный контент-анализ подтверждает наличие проблем у граждан, желающих получить статус безработного, при регистрации на ЕЦП.

Заключение

Авторы статьи приходят к выводу, что цифровая реформа деятельности служб занятости привела к снижению регистрируемой безработицы в конце 2021 г. и начале 2022 г. По мнению авторов, в условиях цифровизации качество предоставляемых органами служб занятости услуг по содействию в трудоустройстве требует постоянного мониторинга и улучшения. Оперативное реагирование на возникающие проблемы, своевременная доработка разработчиками портала «Работа в России», повышение компьютерной грамотности населения, личное участие специалистов ГСЗ в оказании помощи гражданам при подаче заявления и иных сведений в электронной форме с использованием ЕЦП и Госуслуг являются первоочередными мерами в области содействия занятости населения.

В целом деятельность Роструда по цифровизации служб занятости соответствует мировому тренду и оценивается положительно. Однако следует учитывать, что новый формат взаимодействия соискателей и служб занятости может иметь ограничения для значительной части лиц, находящихся в поиске работы. Это следует учитывать для совершенствования данной деятельности и при анализе статистических данных по регистрируемой безработице.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алексеева А.А. Отзывы пациентов родильных домов Новосибирска и Лондона: репрезентация оценки (на материале сайтов flamp.ru и nbs.uk) // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - № 5(37). - с. 5-25. -10.17223/19986645/37/1.

2. Баранова Н.С. История трудового законодательства в России в 1917-1920 гг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение:

философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2016. - № 1(174). - с. 31-34.

3. Гимпельсон В.Е. Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях коро-накризиса // Вопросы экономики. - 2022. - № 2. - с. 69-94. - doi: 10.32609/00428736-2022-2-69-94.

4. Дрейзис Ю.И. Влияние современных информационных технологий на динамику занятости населения в России // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 1(24). -с. 65-74.

5. Капелюшников Р.И. Анатомия коронакризиса через призму рынка труда // Вопросы экономики. - 2022. - № 2. - с. 33-68. - doi: 10.32609/0042-8736-2022-233-68.

6. Копыток В.К., Кузьмина Ю.В. Безработица времен COVID-19: что могут рассказать административные данные? - М.: Центр перспективных управленческих решений, 2020. - 38 с.

7. Леонидова Г.В. Качество трудового потенциала и занятости в условиях пандемии коронавируса Covid-19 // Социальное пространство. - 2021. - № 5. - doi: 10.15838/ sa.2021.5.32.2.

8. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика региона. -2020. - № 1. - с. 97-113. - doi: 10.17059/2020-1-8.

9. Лукьянова А.Л. Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда // Экономическая политика. - 2021. - № 2. - с. 88-117. - doi: 10.18288/1994-5124-2021-2-88-117.

10. Новикова И.В. Оценка информационного потенциала занятости населения в России // Информационное общество. - 2017. - № 4-5. - с. 28-34.

11. Одегов Ю.Г., Разинов А.Е. Пандемия COVID-19 и ее влияние на мировой рынок труда: анализ складывающихся тенденций (Часть первая) // Уровень жизни населения регионов России. - 2021. - № 1. - с. 9-20. - doi: 10.19181/lsprr.2021.17.1.1.

12. Онлайнинспекция.рф. Федеральная служба по труду и занятости. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://онлайнинспекция.рф (дата обращения: 18.05.2022).

13. Acemoglu D., Restrepo P. Robots and Jobs: Evidence from US Labor Markets // Journal of Political Economy. - 2020. - № 6. - p. 2188-2244. - doi: 10.1086/705716.

14. Avila Z. Public Employment Services pressing ahead with digitalization should beware of the digital divide. International Labour Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/publication/ wcms_814289.pdf (дата обращения: 02.06.2022).

15. Balsmeier B., Woerter M. Is this time different? How digitalization influences job creation and destruction // Research Policy. - 2019. - № 8. - doi: 10.1016/j.respol.2019.03.010.

16. Frey C.B., Osborne M.A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. - 2017. - p. 254-280. - doi: 10.1016/j.techfore.2016.08.019.

17. Global report: Technology adoption in public employment services: Catching up with the future. International Labour Organization. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/publication/wcms_840767. pdf (дата обращения: 02.06.2022).

REFERENCES:

Acemoglu D., Restrepo P. (2020). Robots and Jobs: Evidence from US Labor

Markets Journal of Political Economy. 128 (6). 2188-2244. doi: 10.1086/705716. Alekseeva A.A. (2015). Otzyvy patsientov rodilnyh domov Novosibirska i Londona: reprezentatsiya otsenki (na materiale saytov flamp.ru i nhs.uk) [Reviews by patients of Novosibirsk and London maternity hospitals (on the material of flamp.ru and nhs.uk)]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta. Filologiya. (5(37)). 5-25. (in Russian). doi: 10.17223/19986645/37/1. Avila Z. Public Employment Services pressing ahead with digitalization should beware of the digital dividelnternational Labour Organization. Retrieved June 02, 2022, from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/ publication/wcms_814289.pdf Balsmeier B., Woerter M. (2019). Is this time different? How digitalization influences job

creation and destruction Research Policy. 48 (8). doi: 10.1016/j.respol.2019.03.010. Baranova N.S. (2016). Istoriya trudovogo zakonodatelstva v Rossii v 1917-1920 gg [History of the labor legislation in Russia in the 1917-1920s]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya. (1(174)). 31-34. (in Russian).

Dreyzis Yu.I. (2018). Vliyanie sovremennyh informatsionnyh tekhnologiy na dinamiku zanyatosti naseleniya v Rossii [The impact of modern information technologies on the dynamics of employment in Russia]. Vestnik Akademii znaniy. (1(24)). 65-74. (in Russian).

Frey C.B., Osborne M.A. (2017). The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? Technological Forecasting and Social Change. 114 254-280. doi: 10.1016/j.techfore.2016.08.019. Gimpelson V.E. (2022). Zarplata i potoki na rossiyskom rynke truda v usloviyakh koronakrizisa [Wages and labor market flows in times of the corona crisis]. Voprosy Ekonomiki. (2). 69-94. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2022-2-69-94. Global report: Technology adoption in public employment services: Catching up with the future. International Labour Organizationllo. Retrieved June 02, 2022, from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/ publication/wcms_840767.pdf

Kapelyushnikov R.I. (2022). Anatomiya koronakrizisa cherez prizmu rynka truda [The anatomy of the corona crisis through the lens of the labor market adjustment]. Voprosy Ekonomiki. (2). 33-68. (in Russian). doi: 10.32609/00428736-2022-2-33-68.

Kopytok V.K., Kuzmina Yu.V. (2020). Bezrabotitsa vremen COVID-19: chto mogut rasskazat administrativnye dannye? [Unemployment since COVID-19: what can administrative data tell?] M.: Tsentr perspektivnyh upravlencheskikh resheniy. (in Russian).

Leonidova G.V. (2021). Kachestvo trudovogo potentsiala i zanyatosti v usloviyakh pandemii koronavirusa Covid-19 [The quality of labor potential and employment in the context of the Covid-19 pandemic]. Social space. 7 (5). (in Russian). doi: 10.15838/sa.2021.5.32.2.

Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2020). Problemy regulirovaniya oplaty truda rabotnikov Kraynego Severa i priravnennyh k nemu mestnostey [Problems of wage regulation in the Russian Far North and similar localities]. Economy of the region. 16 (1). 97-113. (in Russian). doi: 10.17059/2020-1-8.

Lukyanova A.L. (2021). Tsifrovizatsiya i gendernyy razryv v oplate truda [Digitalization and the gender wage gap in Russia]. "Economic Policy" Journal. 16 (2). 88-117. (in Russian). doi: 10.18288/1994-5124-2021-2-88-117.

Novikova I.V. (2017). Otsenka informatsionnogo potentsiala zanyatosti naseleniya v Rossii [Assessment of the information potential of employment in Russia]. Information society. (4-5). 28-34. (in Russian).

Odegov Yu.G., Razinov A.E. (2021). Pandemiya COVID-19 i eyo vliyanie na mirovoy rynok truda: analizskladyvayushchikhsya tendentsiy (Chastpervaya) [The Covid-19 pandemic and its impact on the global labour market: an analysis of emerging trends (Part one)]. Living standards of the population of Russian regions. 17 (1). 9-20. (in Russian). doi: 10.19181/lsprr.2021.17.1.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.