Научная статья на тему 'Обучение безработных в корпоративных образовательных системах: зарубежный опыт'

Обучение безработных в корпоративных образовательных системах: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безработица / занятость / навыки / трудоустройство / корпоративное обучение / государственные органы занятости населения / unemployment / employment / skills / employment / corporate training / state employment agencies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананченкова П.И., Котовская М.Г., Коршунов А.М., Кузнецов М.Ю.

В статье рассматривается опыт зарубежных стран в организации обучения безработных граждан в корпоративных системах внутрифирменного обучения. Выделены примеры, отражающие разные подходы к организации образовательного взаимодействия коммерческих компаний и государственных органов занятости населения по вопросам развития и повышения навыков, необходимых безработным гражданам для успешного трудоустройства и стабильной занятости. Определены функции сторон, участвующих в интеграционных практиках, а также формы и условия взаимодействия государственного и корпоративного сектора по решению проблемы трудоустройства безработных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ананченкова П.И., Котовская М.Г., Коршунов А.М., Кузнецов М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the unemployed in corporate educational systems: foreign experience

The article examines the experience of foreign countries in the organization of training of unemployed citizens in corporate systems of in-house training. Examples reflecting different approaches to the organization of educational interaction between commercial companies and state employment agencies on the development and improvement of skills necessary for unemployed citizens for successful employment and stable employment are highlighted. The functions of the parties involved in integration practices are defined, as well as the forms and conditions of interaction between the state and corporate sectors to solve the problem of employment of unemployed citizens.

Текст научной работы на тему «Обучение безработных в корпоративных образовательных системах: зарубежный опыт»

Ананченкова П.И.

Кандидат экономических наук, профессор кафедры Экономики труда и управления персоналом ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений».

Котовская М.Г.

Доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры Социологии и рекламных коммуникаций ФГБОУ «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство»).

Коршунов А.М.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Социологии и рекламных коммуникаций ФГБОУ «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство»).

Кузнецов М.Ю.

Руководитель отдела ординатуры и аспирантуры ГБРУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента при Департаменте здравоохранения города Москвы».

обучение безработных в корпоративных образовательных системах: зарубежный опыт

Современный российский (как и многие зарубежные) рынок труда испытывает серьезное влияние со стороны общеэкономических процессов, происходящих не только на территории Российской Федерации, но и в глобальном, общемировом масштабе, что, с одной стороны, приводит к с сокращению численности персонала действующих хозяйствующих субъектов и - как следствие - повышение безработицы; а с другой стороны - повышает требования к персоналу, уровню их профессиональной компетентности, что актуализирует необходимость переподготовки безработных граждан по программам, в наибольшей степени отвечающим потребностям работодателей.

Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы и рекомендации, принятые Генеральной конференцией Международной организации труда (1988г., г. Женева) ориентируют каждое государство на активную политику развития человеческих ресурсов путем профессиональной ориентации и профессионального обучения, защиты от безработицы и создание полной, продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (1991) декларировал статус безработного, права граждан на трудоустройст-

во и профессиональное обучение, определил, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных должны «осуществляться в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах государственной службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций в соответствии с заключенными со службой занятости договорами» (ст. 23 п. 2).

Активная политика занятости населения, предполагающая организацию профессионального обучения и переподготовки безработных граждан, должна быть ориентирована на создание соответствующей образовательной среды. Традиционно образовательные услуги для безработных граждан реализуются образовательными организациями по заказу органов государственной службы занятости населения на основе заключенных с ними договоров.

Однако, существуют примеры иных подходов к организации условий для профессионального обучения и переобучения безработных граждан - на основе интеграции государственных органов занятости населения и коммерческих структур посредством предоставления доступа безработным к корпоративному обучающему контенту: учебным программам, курсам, учебно-методическим и дидактическим материалам и пр.

Рассмотрим примеры зарубежной практики организации профессионального обучения безработных граждан в системах корпоративного обучения.

Интересной представляется программа Digital Skills For Tomorrow Jobs («Цифровые навыки для рабочих мест завтрашнего дня»)1, инициированная и впервые реализованная в Малайзии в первое десятилетие нового века и в дальнейшем распространенная по всей Юго-Восточной Азии. Изначально эта программа рассматривалась как инициатива по подготовке безработных молодых людей по к работе в XXI веке, но в настоящее время она доступна и другим категориям граждан. Эта программа обеспечивает обучение цифровым навыкам для наиболее востребованных рабочих мест в области анализа данных, обработки данных, разработки, разработки программного обеспечения и ИТ-поддержки.

Особенностью этой программы является то, что реализуется она на основе партнерства отдельных коммерческих компаний и органов государственной системы содействия занятости. Со стороны корпоративного сектора участниками являются филиалы таких известных на локальном и международном рынках IT-компании, как Microsoft, Cloud Swift, Junior Achievement Malasia и другие.

1 Digital Skills For Tomorrow's Jobs. // URL: https://myfuturejobs.gov.my/up-skilling-reskilling (Дата обращения: 1.12.2022)

Программа обеспечивает достижение 2 целей:

- оказание помощи малазийцам в повышении квалификации и цифровых навыков для наиболее востребованных рабочих мест;

- повышение возможностей трудоустройства лиц, ищущих работу, в IT-сфере.

Первая цель достигается в отношении безработных граждан, чье эффективное трудоустройство затруднено в силу отсутствия сформированных цифровых навыков. Как правило, это граждане предпенсионного возраста, граждане, завершившие отбывание срока заключения в учреждениях пенитенциарной системы, инвалиды, внутренние мигранты, прибывшие в урбанизированные агломерации из дальних провинций, где занятость фокусируется преимущественно в сельском хозяйстве и не требует цифровых компетенций.

Вторая цель реализуется в отношении иной категории граждан. Это безработные граждане, имеющие базовое профессиональное образование в IT-области, но по тем, или иным причинам, недостаточное для трудоустройства по специальности.

В рамках программы коммерческие компании - участники предоставляют открытый доступ к корпоративным программам обучения всем желающим, подавшим заявку на участие в обучении посредством регистрации в органах занятости. В свою очередь органы занятости аккумулируют заявки от безработных на тематические курсы, осуществляют профориентационные и консультационные мероприятия, помогают с выбором программ, проводят в случае необходимости, первичное тестирование для определения базовых цифровых навыков соискателей и их способность к освоению более продвинутых компетенций, необходимых для эффективного трудоустройства в IT-отрасли.

В соответствии с условиями участия в программе органы занятости обязаны предоставить не менее 5 вакансий соискателям, успешно освоившим корпоративные учебные программы и подтвердившие уровень новых цифровых компетенций сертификатом.

В настоящее время программа расширила сферу своего влияния, а компании, участвующие в программе обучения безработных, предоставляют отдельные корпоративные курсы к освоению, размещая их в открытом доступе, через платформу e-LATiH - ведущая в Малайзии платформа-агрегатор обучения, которая предлагает всем малазийцам неограниченный доступ к БЕСПЛАТНЫМ онлайн-курсам, отвечающим требованиям различных отраслей промышленности. Доступ к курсам, размещенным на платформе, открыт для всех малазийцев без каких-либо минимальных возрастных ограничений.

Опыт программы Страхование занятости (Employment Insurance)2,

2 Employment Insurance (EI) and courses or training programs. // URL: https://

реализуемой служба занятости и социального развития Канады, показывает, что эффективное взаимодействие государства и коммерческого сектора посредством корпоративного обучения безработных граждан обеспечивает эффективное трудоустройство.

Программа страхования занятости (Е1), позволяет безработным гражданам пройти обучение, реализуемое коммерческими компаниями, получая при этом пособие и имея практически гарантированные перспективы трудоустройства. Речь идет об учебных программах, стимулирующих трудоустройство в отдельных трудодефицитных отраслях: рыболовство, оленеводство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и пр.

Участниками программы выступают коммерческие и государственные компании, ведущие коммерческую деятельность в отдельных отраслях, занятость в которых характеризуется более сложными и опасными условиями работы и относительно низкой заработной платой. Такие компании проводят собственное обучение безработных граждан, предоставляя им корпоративные ресурсы для развития навыков и компетенций. провинции, территории в лице органов государственной власти, осуществляющие политику занятости, и организации коренных народов имеют право по своему усмотрению предлагать заявителям дополнительную поддержку и консультации по трудоустройству.

Безработным, участвующим в программе, предоставляется право пройти обучение непосредственно в компаниях, на рабочих местах, которые потенциально могут быть в дальнейшем заняты соискателем. Обучающийся вместе с официальными сотрудниками компании выходит в море для отлова рыбы, перегоняет скот, или участвует в вырубке и/ или посадке зеленых насаждений на территориях нефтедобычи и пр. Такое обучение по своей сути является обучением на рабочем месте без отрыва от производства и позволяет в очень сжатые сроки освоить необходимые навыки.

Органы государственной власти обеспечивают финансирование затрат на подготовку безработных в условиях корпоративных обучающих систем. Механизм финансирования следующий:

- компания размещает в службе занятости населения заявку на подбор кадров на соответствующие вакансии, определяет базовые требования к соискателям и предоставляет программу внутрифирменного обучения кадров для этой вакансии;

- орган занятости населения объявляет набор на программу обучения с возможностью последующего трудоустройства;

- безработные, стоящие на учете в службе занятости, желающие пройти обучение и готовые, в случае необходимости, организовать

www.canada.ca/en/employment-social-development/programs/ei/ei-list/courses-train-ing.html (Дата обращения: 2.12.2022).

переезд к месту работы, подают заявку на участие в программе;

- орган службы занятости проводит первичную оценку кандидата (данные медицинских осмотров, наличие профессиональных дипломов, сертификатов и иных документов, подтверждающих наличие каких-либо навыков и компетенций (например, лицензии на допуск к работам с электричеством и пр.);

- отобранные кандидаты проходят обучение в компании, срок которого не должен превышать 3 месяцев;

- по итогам обучения компания проводит отбор среди обученных кадров и оформляет с ними срочный трудовой договор продолжительностью не менее 18 месяцев;

- орган службы занятости на период проведения обучения всем участникам обеспечивает выплату пособия по безработице, а по окончании обучения выплачивает компании, трудоустроившей безработного по итогам обучения, субсидию, покрывающую затраты на его подготовку.

Следует отметить, что не смотря на низкий уровень заработной платы в компаниях, участвующих в данной программе, она пользуется высокой популярностью. Среди нематериальных методов мотивации персонала и стимулирования трудоустройства новых работников, компании предоставляют служебное жилье, оплату медицинской страховки и страхование жизни, предоставляет дополнительные выходные и отгулы, а также иные корпоративные бонусы, компенсирующие низкий уровень зарплаты при высоком уровне сложности и рискованности выполняемых работ.

Проблема нехватки навыков у отдельных категорий безработных граждан ЮАР решаются на основе интегрированных корпоративно-университетских программ и сочетают в себе курсы с обучением и подготовкой на рабочем месте. Обучение безработной молодежи, например, поддерживается структурированным или институциональным обучением. Таким образом, это дает возможность безработным выпускникам колледжей и университетов, получившим диплом об образовании, участвовать в корпоративных учебных программах, способствующих ап- и рескиллингу и получить национально признанную квалификацию. Одним из провайдеров такого обучения является Boston City Campus & Business College3 - лидер в области организации корпоративного обучения для разных категорий потребителей, и по многочисленным наградам за выдающиеся достижения, является одним из ведущих учебных заведений Южной Африки.

Некоторые из ведущих компаний Южной Африки участвуют в обучении безработной молодежи по широкому спектру дисциплин. Одним из результатов участия в обучении становится тот вклад, ко-

3 Boston city campus // URL: www.boston.ac.za (Дата обращения: 2.12.2022)

торый корпорации вносят в экономику, повышая квалификацию тех, кто находится в неблагоприятном положении, безработных или занятых в настоящее время.

Соглашения об обучении заключаются между учащимся (сотрудником), Компанией (работодателем) и поставщиком обучения (Boston City Campus & Business College), при этом каждая сторона заинтересована в успехе учебного мероприятия. Эти программы обучения имеют множество других преимуществ для всех вовлеченных сторон. При этом участие компании заключается в предоставлении права соискателю пройти обучение в корпоративном учебном центре по программам корпоративного обучения сотрудников, или в колледже - по программам, аккредитованным компанией.

«Компании, проводящие корпоративное обучение, получают значительные налоговые льготы. С финансовой точки зрения это означает, что работодатель может потребовать 80 000 реалов из своей валовой прибыли за каждого сотрудника, прошедшего корпоративную программу обучения, и за каждого сотрудника с ограниченными возможностями они получают 120 000 реалов в качестве скидки от Налоговой службы SA. Обучение - это реальный способ привить навыки и получить опыт работы на рабочем месте, в то же время решая задачу снижения безработицы среди молодежи», - говорит Деониты Деймонс, HOD Learnerships в Бостоне, «Жизненно важно, чтобы эти усилия включали в себя существенное финансовое вознаграждение для компании».

Обучение по корпоративным программам длится до 12 месяцев, при этом 30% составляют знания, основанные на контактных формах работы с учащимися, а 70% - опыт отработки профессиональных навыков, основанный на обучении на рабочем месте.

Для компаний встает вопрос о том, какой поставщик обучения наилучшим образом удовлетворит потребность в расширении возможностей своих сотрудников. На это Деймонс говорит, что «во-первых, все дело в успешном размещении. Например, корпоративные программы обучения в Бостоне настолько успешны, что для обучения по взысканию долгов достигается 70% зачислений. Также важно обеспечить большую гибкость, особенно при том, что обучение может быть запланировано на выходные или по сменной программе, или путем предложения программы по месту работы работодателя. Не менее важным является объем предлагаемых различных программ»4.

В настоящее время колледж предлагает 46 различных интегрированных программ под эгидой корпоративно-образовательного взаимодействия, направленных на содействие отдельным категориям безработных граждан в формировании профессиональных компе-

4 Там же.

тенций и успешного трудоустройства.

Таким образом, приведенные примеры показывают, что проблема дефицита профессиональных навыков у работников и как следствие - невозможность обеспечить себе устойчивую занятость в зарубежных странах решается не только посредством государственных инициатив, реализуемых уполномоченными органами, деятельность которых направлена на снижение безработицы и содействие занятости. Корпоративный сектор также может участвовать в обучении безработных по программам, традиционно реализуемым во внутреннюю корпоративную среду - сотрудникам.

По нашему мнению, подобная практика имеет хорошие перспективы развития и расширения.

Отсутствие возможностей получения образования и профессиональной подготовки ранее сказывалось не только на возможности трудоустройства граждан, но и на работодателях и устойчивости и эффективности их бизнеса. Дефицит навыков, особенно в области цифровых технологий, математики и естественных наук как таковых, означает, что сотрудникам трудно понимать, использовать и применять новейшие производственные и информационные системы. Обучение является предпочтительным вмешательством для многих безработных, оказавшихся в ситуации, когда отсутствие необходимых навыков при наличии базового профессионального образования, затрудняет поиск работу и трудоустройство.

Корпоративные системы обучения сотрудников выполняют функцию «возмещения ущерба». Это помогает сотруднику и потенциальному сотруднику эффективно продвигаться к трудоустройству и дальнейшему развитию. И это касается навыков, необходимых практически во всех сферах бизнеса.

Когда речь идет не о сотрудниках, а о безработных, которые потенциально могут быть трудоустроены в компанию, предоставление им доступа к корпоративным обучающим ресурсам позволяет в дальнейшем сократить период адаптации этого работника в компании уже после заключения с ним трудового договора.

Компании ускоряют развитие сотрудников и достижение стратегических целей, используя надлежащим образом структурированные программы обучения на рабочем месте. при разработке программ обучения для безработных в рамках формальной занятости особенно важно учитывать следующее:

- безработные свободны от какой-либо политики на рабочем месте и более открыты для изучения новых подходов;

- цель обучения - превратить учащихся в продуктивных и независимых работников, которые будут полезными сотрудниками и уве-

ренными в себе людьми с новыми навыками;

- члены сообщества должны узнать о нормах, ценностях и взглядах, которые требуются в официальной рабочей среде на благо общества и их собственной возможности трудоустройства;

- сообщества, обладающие отличными знаниями в отрасли и необходимыми навыками, приносят большую пользу работодателю, поскольку это способствует инновациям и повышению производительности;

- программы обучения вносят вклад во все аспекты жизни общества, включая области обучения, имеющие национальное значение;

- обучение максимально увеличивает элемент развития навыков в системе показателей компаний;

- безработные учащиеся доступны для программ полного дня, что ускоряет их развитие и достижение необходимых результатов;

- безработными учащимися легче управлять, потому что у них, как правило, нет трудовых обязательств, которые «мешают» обучению.

Таким образом, практика организации профессионального обучения безработных граждан в корпоративных системах обучения имеет большие перспективы для внедрения и распространения, в том числе - в рамках практической деятельности органов государственной службы занятости населения по реализации активной политики занятости.

Библиографический список / References

1. Ананченкова П.И., Бураков В.И., Спасенникова М.Г. Корпоративное обучение как инструмент управления человеческими ресурсами. Baikal Research Journal. 2019. Т. 10. № 3. С. 9.

Ananchenkova P.I., Burakov V.I., Spasennikova M.G. Corporate training as a tool for human resource management. Baikal Research Journal. 2019. Vol. 10. № 3. P. 9.

2. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training of the unemployed in the system of the employment service. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

3. Гриднев А.А., Ананченкова П.И. Кадровый консалтинг для малого бизнеса: основные услуги и виды деятельности. Путеводитель предпринимателя. 2013. № 20. С. 70-76. Gridnev A.A., Ananchenkova P.I. Personnel consulting for small businesses: basic services and activities. Entrepreneur's Guide. 2013. № 20. P. 70-76.

4. Boston city campus // URL: www.boston.ac.za (Дата обращения: 2.12.2022 г.).

5. Digital Skills For Tomorrow's Jobs. // URL: https://myfuturejobs.gov.my/upskilling-reskilling (Дата обращения: 1.12.2022)

6. Employment Insurance (EI) and courses or training programs // URL: https://www.can-ada.ca/en/employment-social-development/programs/ei/ei-list/courses-training.html (Дата обращения: 2.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.