DOI 10.47576/2712-7516_2022_10_2_161 УДК 343.4:004
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Черкесов Азамат Юрьевич,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, е-mail: [email protected]
В статье раскрываются причины возникновения и распространения экстремистско-террористиче-ской идеологии в социальных медиа. Отмечается, что стремительное развитие Интернета, медиа-предложений и социальных сетей обусловило рост экстремистско-террористической коммуникации. Ресурсы глобальной сети используются экстремистами и террористами для пропаганды агрессивно-насильственных идей с целью вовлечения в свои ряды новобранцев.
Ключевые слова: цифровизация; экстремизм; терроризм; сеть Интернет; социальные сети; цифровые платформы; противодействие.
UDC 343.4:004
DIGITALIZATION AS A FACTOR IN COUNTERING EXTREMISTTERRORIST IDEOLOGY
Cherkesov Azamat Yurievich,
Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article reveals the reasons for the emergence and spread of extremist-terrorist ideology in social media. It is noted that the rapid development of internet, media offers and social networks led to the growth of extremist-terrorist communication. The resources of the global network are used by extremists and terrorists to propagate aggressively violent ideas in order to recruit new recruits into their ranks.
Keywords: digitalization; extremism; terrorism; Internet; social networks; digital platforms; opposition.
Одной из радикальных форм социального протеста являются экстремизм и терроризм. На сегодняшний день данная проблема обладает особой остротой ввиду ее повышенной конфликтогенности.
Все чаще мы сталкиваемся с такими понятиями, как «цифровая экономика», «цифровая эпоха», «электронное правительство», «онлайн-образование», которые выступают элементами цифровизации. Процесс циф-ровизации направлен на внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Таким образом, четвертая промышленная революция, ознаменовавшая индустриализацию современного общества, также стала одним из ключевых факторов его развития. Как известно, любое
новаторство таит в себе немало рисков. Не явилась исключением и цифровизация, эффективному развитию которой требуются оптимизированные технологии безопасности, поскольку параллельно данному процессу активизируются такие явления, как онлайн-насилие и вызовы, представляющую угрозу национальной безопасности государств [1; 5].
Цифровизация способствует социальной трансформации человечества, осуществляя непосредственное влияние на общество, меняя социальное поведение индивида, в частности то, как он общается, делает покупки, работает и т. д. Под ее воздействием у людей формируется ответственность в плоскости обработки данных или использования алгоритмов.
Как указано выше, любое явление имеет две стороны, при очевидных плюсах цифро-визации нужно указать и на ее минусы. Так, главным негативным атрибутои цифровиза-ции является киберпреступность, которая ставит под угрозу информационную безопасность, что напрямую угрожает всей системе национальной безопасности современных государств.
Эпоха стремительного развития Интернета, медиа-предложений и социальных сетей обусловила рост экстремистско-террористи-ческой коммуникации. Она выразилась в использовании возможностей и ресурсов глобальной сети экстремистами и террористами для пропаганды агрессивно-насильственных идей с целью вовлечения в свои ряды так называемых сочувствующих. Удивляться такому факту не приходится, поскольку известно, что во все времена агрессивными группировками использовались все доступные средства для продвижения своих идей в широкие массы и яростного противостояния своим противникам.
Современные террористические и экстремистские организации осуществляют антиконституционные действия в виртуальном пространстве, параллельно насаждая ненависть и цифровое насилие в отношении российских граждан, имеющих активную гражданскую позицию и защищающие основы конституционного строя Российской Федерации [2; 5; 6].
Все чаще правоохранители отмечают о случаях поступления угроз цифровой и психологической безопасности членов правительства, государственных служащих, гражданских активистов, научной и творческой интеллигенции, журналистов со стороны лидеров и членов экстремистско-террористи-ческих организаций. Причем многие из них осуществляют свою деятельность с территорий других государств, где они скрываются от российского правосудия. Также в отчетах МВД России отмечается, что защитники конституционного строя подвергаются онлайн-атакам, против них организуются целые кампании по распространению фейковой информации. Для этого онлайн-агрессорами используются все доступные методы информационной войны - распространяются ложные слухи, фальсифицируются фото- и видеоматериалы, публикуются оскорбительные
мемы, бездоказательные обвинения и т. д. Все это делается с одной целью - нанести ущерб репутации лидерам мнений. Подобные атаки разжигают протестные настроения, подрывают доверие к государственным и общественным деятелям, лидерам мнений и журналистам, которые обличают истинное лицо экстремизма и терроризма.
Сегодня действия онлайн-агрессоров отличаются согласованностью и персонифи-цированностью. Радикально настроенные члены экстремистско-террористических группировок вторгаются в частную жизнь граждан сначала онлайн, а затем переходят в офлайн-формат, угрожая им физическим насилием, вплоть до уничтожения.
Пропаганда радикальных взглядов и идей в сети Интернет кроме того, что активизирует террористический компонент, также является одной из угроз для всей международной безопасности. Развернувшаяся в сети подрывная деятельность экстремистов и террористов подвергает опасности как отдельные государства, так и целые регионы [2; 3].
В эпоху цифровизации глобальная сеть стала ареной противостояния между различными странами и международными группами. Возможности социальных сетей, мессенджеров и иных цифровых платформ стали использоваться экстремистами и террористами в агрессивных целях. Противоборствующие стороны разворачивают целые информационные войны. Интернет помимо пропаганды используется для мобилизации огромного числа людей, придерживающихся радикальных взглядов, найма и участия. Практика показывает, что радикально настроенная аудитория сконцентрирована на нескольких платформах, где они обмениваются пропагандистскими материалами и транслируют экстремистско-террористиче-ский контент.
Таким образом, можно заключить, что Интернет является площадкой, где радикализм, экстремизм и терроризм могут жить и процветать. Сетевые боевики адаптировались к новым условиям коммуникации и беспрепятственно осуществляют свою диверсионную деятельность. Агрессоры постоянно ищут новые онлайн-платформы и приложения в целях распространения идеологии насилия и осуществления «киберкоу-чинга» террористов. Данные ресурсы поль-
зуются особой популярностью ввиду того, что предлагают высокий уровень анонимности, простоту использования, экономическое удобство, широкую доступность, интерактивность и главное слабый контроль со стороны государства.
Исследователи отмечают значительное влияние киберпространства на рост экстремизма и терроризма. Между современным терроризмом и сетью Интернет сложились тесные взаимоотношения, обусловленные наличием в глобальном пространстве отраслевых шаблонов для производства сенсационного контента, который в изобилии предоставляется экстремистско-террористи-ческими ячейками. Правоохранители отмечают взаимовыгодные отношения, которые установились между экстремистско-террори-стическими организациями и администрацией социальных сетей, мессенджеров и приложений.
Известные своей масштабностью террористические акты не раз доказали, что в своих интересах использовали возможности, предоставляемые цифровыми платформами для сбора информации, вербовки, мобилизации финансовых ресурсов и пропаганды. Вместе с тем без освещения на всех информационных ресурсах террористических актов не было бы должного влияния на общественно-политическую систему [4; 5; 7].
В качестве позитивного аспекта процесса цифровизации можно отметить формирование положительного имиджа информационной политики по вопросам освещения феномена экстремизма и терроризма в сети Интернет. И касается она, прежде всего, установления категоричного неприятия насильственных методов решения проблем в современном обществе. Если до сих пор информационная политика многих стран с повышенной террористической активностью строилась на количественных аспектах сообщений о деятельности экстремистско-тер-рористических группировок, а информационное наполнение состояло в констатации фактов угроз для лидеров мнений или объектов инфраструктуры, то новые методы освещения призваны обеспечить большую информативность и ясность направления и целей террористической политики. Аудитории начался транслироваться просветительский контент, способствующий эффективной
профилактике экстремизма и терроризма в гражданском обществе.
Избрание подобной рациональной информационной политики обусловливается необходимостью нивелирования агрессивного и навязчивого воздействия насильственной идеологии, а также освещения хода расследования террористических актов, преследования террористов и пресечения их деятельности, в качестве эффективного инструмента противодействия указанному феномену. Необходимость подобных мероприятий не вызывает сомнений, поскольку отвечает целям повышения уровня доверия общества к государственным структурам и заинтересованности в противодействии глобальной агрессии.
Таким образом, можно отметить, что не только агрессоры осознали всю мощь глобального информационного пространства. И ни одно государство не может и не должно сегодня отказываться от Интернета и передовых цифровых технологий. Более того, современные транснациональные гиганты создают такие IT-технологии, которые функционируют по типу метавселенной или виртуального государства без границ, где взаимодействие людей с окружающей средой осуществляется посредством дополненной или виртуальной реальности. Специализированные устройства позволяют человеку, не покидая своего кресла, отправиться по своим делам (на работу, на учебу, на консультацию к врачу и т. д.). Причем можно утверждать, что для функционирования подобной виртуальной реальности практически все готово - дистанционная работа и учеба уже давно являются мейнстримом [3-5].
В заключение отметим, что скачок к цифровому будущему поможет нашему государству эффективно отреагировать на пагубные последствия агрессивной идеологии. Цифровизация станет важнейшим элементом социально-экономической политики, которая ускорит устойчивое и всеобъемлющее восстановление в долгосрочной перспективе. А как показал ранее накопленный опыт противодействия экстремизму и терроризму, цифровые платформы позволят повысить эффективность данного процесса, поэтому цифровизация должна стать приоритетным направлением деятельности государства.
Список литературы_
1. Абидов Р. Р. Глобализация информационного пространства, как ресурсная база кибертерроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 116-119.
2. Барсегян А. А., Кернер Е. А. Проблема цифровизации терроризма на пространстве СНГ // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 4. С. 315-322.
3. Конев Д. А. Цифровые технологии и преступность // Юристъ-Правоведъ. 2021. № 2 (97). С. 224-228.
4. Тхазеплов Т. М. Интернет как один из способов вовлечения лиц в экстремистскую деятельность // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 3. С. 81-84.
5. Хайдаров Р. Дж. Цифровизация общества как ключевой фактор обеспечения кибербезопасности государств в период глобализации // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддино-ва Национальной академии наук Таджикистана. 2022. № 1. С. 98-103.
6. Цримов А. А., Кучмезов А. Н. Зарождение терроризма и формы его проявления до наших дней // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 27-30.
7. Черкесов А. Ю. Глобализация, как среда, благоприятствующая распространению информационного экстремизма и терроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 49-52.
References_
1. Abidov R. R. Globalization of the information space as a resource base of cyberterrorism. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. pp. 116-119.
2. Barseghyan A. A., Kerner E. A. The problem of digitalization of terrorism in the CIS space. Post-Soviet studies. 2020. Vol. 3. No. 4. pp. 315-322.
3. Konev D. A. Digital technologies and crime. Jurist-Pravoved. 2021. No. 2 (97). pp. 224-228.
4. Tkhazeplov T. M. The Internet as one of the ways to involve individuals in extremist activities. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 3. pp. 81-84.
5. Khaydarov R. J. Digitalization of society as a key factor in ensuring cybersecurity of states in the period of globalization. Izvestiya of the A. Bakhovaddinov Institute of Philosophy, Political Science and Law of the National Academy of Sciences of Tajikistan. 2022. No. 1. pp. 98-103.
6. Tsrimov A. A., Kuchmezov A. N. The origin of terrorism and the forms of its manifestation to the present day. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. pp. 27-30.
7. Cherkesov A. Y. Globalization as an environment conducive to the spread of information extremism and terrorism. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. pp. 49-52.