Цифровизация исполнительного производства в России. Обращение взыскания на
цифровые активы
Digitalization of enforcement proceedings in Russia. Foreclosure on digital assets
Добрина Татьяна Борисовна
Студент 2 курса Факультет Юридический Финансовый университет при Правительстве РФ Ленинградский пр-т, 49-55 e-mail: Dobrinatb@yandex.ru
Dobrina Tatiana Borisovna
Student 2 term Faculty offaculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky pr-t, 49-55 e-mail: Dobrinatb@yandex.ru
Аннотация.
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является формирования технологической и нормативной базы для развития так называемого информационного общества. Об этом говорит огромное количество национальных и международных проектов, в рамках которых изучаются, совершенствуются и внедряются в повседневную жизнь технологии, обеспечивающие функционирование различных социальных структур и институтов на принципиально новом уровне. В данной статье будут рассмотрены аспекты регулирования исполнительного производства как в организационно-технической части, так и в части исполнения решений по спорам, связанным с использованием цифровых технологий.
Annotation.
One of the priority directions of the development of modern society is the formation of a technological and regulatory framework for the development of the so-called information society. This is evidenced by a huge number of national and international projects that study, improve and introduce into everyday life technologies that ensure the functioning of various social structures and institutions at a fundamentally new level. This article will consider the aspects of the regulation of enforcement proceedings both in the organizational and technical part, and in the part of the execution of decisions on disputes related to the use of digital technologies.
Ключевые слова: Цифровая экономика, цифровые технологи, электронное правительство, исполнительное производство, цифровые финансовые активы.
Key words: Digital economy, digital technologies, e-government, executive production, digital financial assets.
Одним из понятий, используемых в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203, является инфраструктура электронного правительства - совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц. В тексте Стратегии констатируется широкий ряд недостатков и пробелов существующей нормативной базы для развития цифровой экономики и неоднократно указывается на необходимость формирования новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий.
Стратегия, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и другие основополагающие документы, определяющие перспективы развития страны, тесно взаимосвязаны с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р), одним из направлений которой является
федеральный проект «Цифровое государственное управление». Данный проект в первую очередь нацелен на создание национальной системы управления данными и внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление, в результате которых гражданам и организациям будет предоставлен доступ к приоритетным государственным услугам и сервисам в электронном виде. Согласно описанию Проекта, к 2024 году планируется создание двадцати пяти самостоятельных цифровых сервисов по предоставлению услуг в различных сферах (суперсерверы и моносервисы), внедрение единого межведомственного, а также международного в рамках ЕАЭС электронного документооборота, частичный переход на цифровые удостоверения личности для граждан. В рамках запланированных мероприятий планируется в том числе совершенствование системы исполнительного производства в РФ.
Прежде чем переходить к освещению предлагаемых изменений, следует отметить уже существующие инструменты обеспечения функционирования Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП), применимых в контексте реализации обозначенного проекта. С 2012 г. действует Приказ ФССП России «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов», детально регламентирующий порядок ведения электронной базы данных, данные которой доступны для любого заинтересованного лица. В целях повышения точности идентификации сторон исполнительного производства федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был расширен список необходимых сведений, указанных в заявлении о выдаче судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе в АПК, ГПК, КоАП и законе «Об исполнительном производстве». Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» была установлена возможность вынесения постановления судебного пристава-исполнителя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, доступ к которому может быть предоставлен в том числе через единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее - ЕПГУ). Постановление может быть обжаловано в порядке, установленным Правительством РФ, через личный кабинет на ЕПГУ. Например, доля постановлений, вынесенных в форме электронного документа и направленных для исполнения в кредитные организации и регистрирующие органы в общем количестве данных постановлений составило 98,9% в первом полугодии 2020 года. Посредством данной системы также осуществляется информирование сторон о ходе исполнительного производства. В контексте совершенствования исполнительного производства следует также упомянуть о принятии и вступлении в силу закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Данный регистр объединит в рамках одной государственной информационной системы все сведения о гражданах РФ, что позволит решить проблемы идентификации лиц, в отношении которых ведется исполнительное производство.
Что касается перспектив развития исполнительного производства, в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг, одним из которых является создание суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», призванное облегчить взаимодействие взыскателя и ФССП, которое будет осуществляться через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через подключение к интерфейсу программирования приложений ЕПГУ или через личный кабинет ЕПГУ для зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации физических и юридических лиц. В результате данного проекта будет сформирован сервис, упрощающий сторонам процесс подачи заявлений, жалоб, ходатайств и предъявление документов к исполнению в ФССП, а также позволяющий подобно отслеживать непосредственно ход
исполнительного производства. Основой функционирования суперсервиса станет электронный реестр всех вынесенных исполнительных документов, при этом запись в реестре будет являться юридическим фактом, заменяя собой исполнительный документ на бумажном носителе.
Для реализации названных мер следует внести релевантные изменения в соответствующие законодательные акты. Такие изменения представлены в Проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов». Данный законопроект разработан ФССП в целях реализации подпункта 1.1 дорожной карты реализации суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», которая утверждена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 11 июля 2019 г. № 11. Законопроектом предусмотрена возможность принятия решений по исполнительному производству в автоматическом режиме. Предлагается ввести понятие -постановление Федеральной службы судебных приставов, которое сможет приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов и без заявления взыскателя) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью ФССП. Данный инструмент может быть использован в целях дифференциации процедуры принудительного исполнения по категориям в зависимости от суммы взыскания. В настоящее время статьей 80 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено ограничение процессуальных средств воздействия на должника в связи с незначительной суммой долга, однако отсутствует какой-либо упрощенный порядок исполнения таких требований. Перевод исполнения таких дел в автоматизированный режим в рамках проекта цифровизации исполнительного производства значительно снизило бы нагрузку на судебных приставов-исполнителей и оптимизировало исполнительное производство в целом.
Предлагается наделить судебных приставов правом запрашивать необходимые сведения у органов и организаций с использованием государственных информационных систем с ограниченным временем для ответа на запрос - в течение одних суток с момента поступления запроса. Стоит отметить, что электронный документооборот составляет значительную часть деятельности ФССП, так, например, за первое полугодие 2020 года его доля с ФНС России и ГОУБДД МВД России в общем количестве документооборота с указанными органами составила 99,8%. При этом полностью автоматизированный электронный документооборот по получению информации уже организован со 108 государственными органами и кредитными организациями. Законопроект также предусматривает возможность направления судом электронного исполнительного документа в ФССП в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, что существенно сократит время исполнительного производства и затраты бюджетных средств на вынесение процессуальных документов.
Еще одним мероприятием в рассматриваемой области является разработка правовой базы для закрепления механизма проведения торгов в электронной форме в качестве основного способа продажи имущества должников. Данная мера будет способствовать прозрачности процедуры, сокращению временных и иных издержек, а также привлечению большего количества участников. В настоящее время продажа арестованных объектов недвижимости осуществляется на торгах в электронной форме в ряде регионов России на основании указаний и рекомендаций Росимущества, но такая форма не является обязательной. В силу отсутствия нормативного регулирования торги проводятся на неограниченном количестве электронных площадок, функционирующих по самостоятельно установленным правилам. В данный момент Минэкономразвития России ведется работа по унификации нормативного регулирования процедуры
организации и проведения торгов в электронной форме, однако пока рано говорить о каком-то значимом результате ввиду несовершенства его законодательной техники, отмеченного специалистами.
В век потенциальной цифровизации реальных активов и трансформации правового регулирования перечисленных мер недостаточно. Так, например, на мероприятии "Принудительное исполнение: современное состояние и векторы развития" директор ФССП Дмитрий Аристов призвал задуматься и о возможном введении новых мер принудительного исполнения, которые могут быть исполнены в автоматизированном режиме, например, ограничение оказания государственных услуг должникам, таких, как регистрация транспортного средства. Стоит отметить, что разговоры об ограничении спектра государственных услуг для должников ведутся уже не первый год и в данном направлении предприняты мер, например, ограничение права управления транспортным средством (ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Однако внедрение таких мер в систему исполнительного производства может быть воспринято как посягательство на такие незыблемые правовые категории, как равенство, правоспособность и т.д. В этой связи необходим комплексный перспективный анализ воздействия предполагаемых мер и четкий механизм из внедрения.
Далее следует рассмотреть проблемы реализации исполнительного производства в отношении цифровых активов. В качестве цифровых активов в настоящее время выступают цифровые права и цифровая валюта, которые являются новеллами в российском законодательстве. Порядок обращения исполнительного производства в отношении цифровых активов в общем виде регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о цифровых активах), который вступит в силу с 01 января 2021 года.
Перед тем, как переходить непосредственно к порядку взыскания цифровых активов, следует обозначить их правовую характеристику. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о цифровых активах таковыми признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Цифровые права, согласно ст. 141.1 ГК РФ, — это обязательственные и иные права, названные таковыми в законе, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы. При этом правила устанавливаются непосредственно владельцем информационной системы, а осуществление цифровыми правами возможно только в пределах этой самой системы. Таким образом, цифровые права и цифровые активы соотносятся как общее и частное.
Как видно из формулировки, законодатель отнес цифровые права к имущественным правам. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» 2007 содержит ряд статей, отражающих особенности обращения взыскания на имущественные права. Перечень имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание, признается открытым, при этом закон устанавливает особенности обращения взыскания на отдельные виды имущественных прав, например, на дебиторскую задолженность (ст. 76) или на эмиссионные ценные бумаги (ст. 73.1). На мой взгляд, целесообразно закрепить аналогичные нормы в отношении новых объектов гражданского права.
Закон об исполнительном производстве наделил судебного пристава-исполнителя правом запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и государственных и муниципальных органов (п. 2 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Сведения о наличии у должника цифровых активов можно
получить у оператора информационной системы, в обязанности которого входит ведение реестра пользователей информационной системы с указанием предусмотренных идентифицирующих их сведений в отношении каждого из пользователей (ст. 8 Закона о цифровых активах). Согласно ст. 6 Закона оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, по требованию органов принудительного исполнения РФ обязан предоставлять содержащуюся в записях информационной системы информацию о цифровых финансовых активах, принадлежащих их обладателю. На основании исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, оператор информационной системы обязан обеспечить внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования. Сведения об операторе информационной системы судебный пристав-исполнитель может получить от Центрального банка РФ, на который в рамках осуществления надзорной деятельности возложена обязанность по ведению реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Таким образом, закон устанавливает общий порядок исполнительного производства в отношении цифровых активов. Пока что еще рано говорить об эффективности предложенного порядка, но перспектива его применения присутствует. Разумеется, возникают вопросы касательно отдельных аспектов, например, вопрос об оценке цифрового права. В настоящее время существует лишь один принятый закон, регулирующий функционирование информационной системы, в рамках которой обращаются цифровые права - это Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». То есть цифровые права являются инвестиционным инструментом, рассчитать рыночную стоимость которого само по себе затруднительно, не говоря уже об их «цифровой специфике». Стоит лишь отметить, что все цифровые финансовые активы несут высокие риски и обладают высокой волатильностью. Объективно оценить их ценность возможно только в технологическом смысле в случае, если присутствует новизна. Предполагается, что этот и многие другие вопросы относительно регулирования цифровых прав будут разрешаться в процессе правоприменения.
Еще одной новеллой законодательства, установленной Законом о цифровых активах, является цифровая валюта, которая будет признаваться имуществом в соответствии с п. 4 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно п. 3 ст. Закона о цифровых активах цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые могут быть приняты в качестве средства платежа или инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Выпуск цифровой валюты и внесение изменений в отношении них в информационную систему осуществляется оператором или узлом информационной системы. Порядок обращения взыскания на цифровую валюту законом не установлен. Если в отношении цифровых активов установлено, что удостоверенные ими права возникают с момента внесения в информационную систему соответствующей записи, то выпуск цифровой валюты - процесс автономный и законом не урегулированный. В законе не назван надзорный орган и не ограничен круг субъектов, управомоченных на такой выпуск. Это связано с тем, что в настоящее время нет технической возможности со стороны публичного регулятора контролировать процесс оборота цифровой валюты, или криптовалюты, как ее называют повсеместно. Ее «эмиссия» представляет собой «действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры или пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами». Таким образом, цифровой валютой признается криптовалюта, выпущенная на территории РФ.
Сложности регулирования криптовалюты связаны в первую очередь с ее анонимностью. Она может храниться как на сервере, так и на персональном компьютере любого пользователя. Единственным условием предоставления доступа к ней является наличие цифрового кода, что делает определение ее принадлежности невозможным. Кроме того, она не имеет постоянного курса по отношению к национальной валюте, в связи с чем обращение взыскания на нее и дальнейшая реализация представляются весьма смутно. Нередки случаи, когда во время операций по зачислению криптовалюты на счет ее курс обваливался или поднимался в 50-100 раз.
Все перечисленное заставляет задуматься о целесообразности введения данной категории в законодательство об исполнительном производстве в качестве имущества, на которое может быть обращено взыскание. Законодательство прямо запрещает налоговым резидентам РФ принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары/работы/услуги. Согласно п. 6 ст. 14 Закона о цифровых активах требования лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Таким образом законодатель стимулирует обладателей цифровой валюты декларировать свои доходы, источниками которых являются операции с цифровой валютой, одновременно ограничивая их право на соответствующие операции. Обширная судебная практика лишь подтверждает невозможность защиты прав обладателей цифровой валюты.
Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о взыскании суммы неосновательного обогащения на основании отсутствия соответствующей правовой базы. Как следует из материалов дела, между сторонами было заключено предварительное соглашение, согласно которому истец переводит в качестве задатка сумму в размере 200 биткоинов на счет ответчика. Основное соглашение не было исполнено (но было заключено), в связи с чем истец потребовал задаток обратно. В силу отсутствия признания криптовалюты в качестве валюты в соответствии с законодательством РФ соглашение о задатке было квалифицированно как непоименованное обеспечение обязательств, при этом у суда отсутствовали доказательства его заключения, так как в силу анонимности транзакций не было доказано перечисление суммы на указанный в договоре электронный кошелек именно истцом. В этой связи, а также в силу доказанности заключения основного соглашения в данном случае оказались неприменимы нормы о неосновательном обогащении.
Это лишь одно из рассмотренных дел, однако несмотря на различную аргументацию, суды повсеместно отказывают владельцам криптовалюты в защите их прав. Это связано с тем, что, во-первых, правоприменитель еще до принятия Закона о цифровых активах выказал свое отрицательное отношение к использованию криптовалюты в качестве средства платежа, и во-вторых, с психологическим аспектом судей, которые выступают в роли так называемых «когнитивных скупцов», предпочитая редуцировать неизвестные феномены к известной информации, привычным для себя правовым ситуациям. В рамках романо-германской правовой семьи такое поведение разумно и целесообразно, так как в полномочия судебных споров входит лишь разрешение споров на основе действующего законодательства, но никак не правотворчество. Но с точки зрения духа, а не буквы закона подобные решения могут показаться не совсем справедливыми. Особенно учитывая то, что в судебной практике, а с 01 января 2021 года и на уровне законодательства цифровая валюта признается имуществом и, в том числе, подлежит налогообложению и включению в конкурсную массу должника при банкротстве.
Таким образом, несмотря на то, что закрепление в законодательстве категории цифровой валюты окончательно сделало криптовалюту видимой для правового поля, считаю преждевременным говорить о ее правовом регулировании, в частности, регламентации исполнительного производства в отношении нее.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"// "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5018.
3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СЗ РФ от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901.
4. Приказ ФССП России от 12.05.2012 N 248 (ред. от 02.12.2019) "Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2012 N 24625) // https://fssp.gov.ru/prikaz fssp 248 12052012/
5. Приказ ФССП России от 12.05.2012 N 248 (ред. от 02.12.2019) "Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2012 N 24625) // https://fssp.gov.ru/prikaz_fssp_248_12052012/
6. Информация ЦБ РФ от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн"// https://cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm, Информации Банка России от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)".
7. Проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов» // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=109098
8. Гайфутдинова Р.З. Исполнительное производство: особенности обращения взыскания на недвижимое имущество / под ред. Д.Х. Валеева. М.: Статут, 2016. 158 с.
9. Ершов Д.В. Тенденции развития рынка торгов в электронной форме // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2019. N 3. С. 32 - 38.
10. Скрылева Д.Д., Шнякин К.В. Влияние криптовалюты биткоин на денежно-кредитную систему // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. Самара, 2017. № 2 (36). С. 87.
11. Цирина М.А. Цифровизация исполнительного производства // Международное публичное и частное право. 2020. N 1. С. 42 - 45.