Звягина Наталья Владимировна Гирич Петр Михайлович Шамков Станислав Николаевич Шамков Николай Степанович
Автоматизированная информационная система службы судебных приставов -основной инструментарий в осуществлении полномочий
Аннотация: в статье даётся характеристика автоматизированной информационной системы службы судебных приставов, а так же рассматриваются её функции и перспективы развития.
Ключевые слова: право, информация, судебные приставы.
Общие тенденции развития службы судебных приставов таковы, что автоматизация процессов ее деятельности, ранее игравшая вспомогательную роль, в настоящее время становится основным инструментарием для осуществления основных функций службы.
Как справедливо отмечает В.А. Гадасин [1], электронный документооборот прочно входит в практику отечественных компаний, существенно повышая эффективность систем управления предприятиями различных профилей и форм собственности.
С целью создания правовых условий для использования информационных технологий в деятельности службы вносятся соответствующие изменения в законодательство, в другие нормативные правовые акты, регламентирующие ее деятельность. При этом изменения, касающиеся на первый взгляд исключительно правовых аспектов, в процессе их реализации оказываются настолько зависимыми от информационных технологий, что без их использования успешное решение возложенных на службу задач в ряде случаев становится невозможным.
Посредством внедрения в деятельность службы информационных технологий предполагается решить следующие основные задачи: переход на электронное исполнительное производство; обеспечение межведомственного электронного взаимодействия; оказание гражданам и юридическим лицам государственных услуг в электронном виде; внедрение автоматизирован-
ной системы управления территориальными органами [2].
С целью успешного решения поставленных задач была проведена работа по адаптации правового регулирования, предусмотренного в законодательстве о судебных приставах и об исполнительном производстве.
Так, с целью обеспечения функции по созданию и ведению в установленном порядке банка данных исполнительных производств в Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах» внесены соответствующие изменения.
Для реализации данной функции и в целом для создания единой автоматизированной информационной системы (АИС ФССП России) требовалось обеспечить: разработку и внедрение единых для всех структурных подразделений ФССП России требований и подходов к построению информационных систем; ведение автоматизированного учета исполнительных производств, и других видов учета непосредственно в отделах судебных приставов; обеспечение подъема данных об исполнительных производствах и других данных из отделов судебных приставов в территориальные органы и далее - в центральный аппарат; создание и ведение непосредственно банка данных исполнительных производств; обеспечение информационной безопасности.
АИС ФССП России зарегистрирована в 2011 году в реестре федеральных государственных информационных систем.
Автоматизированная информационная система включает в себя две группы компонентов: инфраструктурную и прикладную.
К инфраструктурным компонентам относятся:
> мультисервисная система телекоммуникаций МТИ ФССП России и построенная на ее основе ведомственная сеть передачи данных;
> ведомственная телефонная сеть МТИ ФССП России;
> ведомственная система видеоконференцсвязи МТИ ФССП России;
> ведомственный удостоверяющий центр ФССП России;
> подсистема гарантированной доставки АИС ФССП России;
> подсистема развертывания, обновления и администрирования подсистем (Подсистема обновления) АИС ФССП России;
> служба системного каталога АИС ФССП России.
К прикладным компонентам относятся:
> программный комплекс отдела судебных приставов (ПК ОСП) АИС ФССП России;
> подсистема ведомственного статистического учета (Подсистема ВС) АИС ФССП России;
> подсистема оперативного мониторинга и анализа информации (Подсистема ВА) АИС ФССП России на базе центральной и региональных баз данных;
> подсистема межведомственного взаимодействия (Подсистема МВВ) АИС ФССП России;
> подсистема централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации (Подсистема НСИ) АИС ФССП России;
> подсистема кадрового учета АИС ФССП России;
> ведомственная система электронной почты АИС ФССП России;
> подсистема электронного документооборота АИС ФССП России;
> ведомственный служебный портал АИС ФССП России;
> официальный интернет-сайт ФССП России.
Основная системная разработка (доработка) прикладного программного обеспечения ФССП России была начата в 2009 году. При доработке имеющихся и создании новых подсистем АИС ФССП России практически везде использовалось одно кроссплатформенное техническое решение на базе свободного программного обеспечения. Унификация технического решения позволила снизить затраты на интеграцию подсистем АИС ФССП России между собой.
Стратегия по переходу на свободное программное обеспечение проявилась и в ряде других организационно-технических мероприятий.
Проведенная работа в значительной степени согласуется с мероприятиями, предусмотренными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2299-р «Об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на
2011 - 2015 годы». Изначальная ориентация на использование свободного программного продукта снимает необходимость дополнительных затрат на реализацию данного распоряжения.
В 2010 году было произведено пилотное внедрение ПК ОСП в четырех территориальных органах ФССП России; в 2011 году завершено внедрение во всех территориальных органах ФССП России.
ПК ОСП обеспечивает автоматизацию всех деловых процессов (направлений деятельности) в отделе судебных приставов: ведение исполнительного производства с формированием всех процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем, розыск и учет арестованного имущества; делопроизводство и документооборот; учет денежных средств и администрирование доходов бюджета и др.
Программный комплекс отдела судебных приставов изначально разрабатывался как гибкая система документооборота, позволяющая неограниченно расширять перечень формируемых или учитываемых документов. Особое внимание уделялось репликации изменений на вышестоящий уровень, для обеспечения актуальности региональной и федеральной баз данных. Предусмотрены механизмы для обеспечения ряда обязательных требований по информационной безопасности, таких как «журналирование» действий пользователя, разграничение доступа и другая функциональность. Встраивание
в 2010 году средств электронной подписи позволяет обеспечить юридически значимый межведомственный документооборот.
В 2012 году было завершено внедрение системы электронного документооборота в аппаратах управления территориальных органов службы. На основе унифицированного программного обеспечения, используемого на уровне, как структурных подразделений территориальных органов ФССП России, так и их аппаратов, был получен первый опыт внутриведомственного безбумажного электронного документооборота. Особое внимание уделялось переходу на электронный документооборот документов по администрированию доходов бюджета. Изменения в законодательстве об исполнительном производстве, предусматривающие передачу исполнительных производств между отделами судебных приставов без их окончания, предъявляют особые требования к контролю за их движением. В центральном аппарате ФССП России аккумулируются сведения о движении исполнительных производств. Обеспечена возможность контроля за получением каждого направленного исполнительного производства.
Одной из главных задач ФССП России в условиях огромных нагрузок на судебного пристава-исполнителя является оптимизация деятельности путем внедрения межуровневого безбумажного документооборота, построения единой автоматизированной системы, охватывающей каждое структурное подразделение и все направления деятельности.
Уровень организации межведомственного взаимодействия в электронном виде во многом определяет качество автоматизации деловых процессов.
Традиционная форма межведомственного взаимодействия для ФССП России — обмен файлами с ведомствами и организациями через аппараты управления территориального органа службы.
Анализ межведомственного взаимодействия при проектировании автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов (АИС ФССП России) показал ряд недостатков такой формы взаимодействия. Прежде всего, это разнообразие от региона к региону объема предоставляемой информации и форматов обмена, отсутствие квалифицированной электронной подписи на электронных документах, нарушение информационной безопасности при обмене конфиденциальной информацией.
В целях устранения указанных недостатков создание подсистемы межведомственного взаимодействия АИС ФССП России производилось по принципу максимальной унификации форматов взаимодействия и централизации взаимодействия на федеральном уровне.
Наиболее значимой формой межведомственного взаимодействия для осуществления функции принудительного исполнения является получение от ведомств и организаций сведений о должнике и его имуществе по запросам судебного пристава. Взаимодействие территориальных органов ФССП России с МВД России, Росреестром, ФНС России, ФМС России, МЧС России, ПФР и другими ведомствами и организациями в настоящее время переводится на федеральный уровень. В настоящее время получение судебными приставами ответов из ФНС России и ФМС России уже отлажено, идет тестирование с Росреестром и ПФР.
Подписан протокол информационного обмена на федеральном уровне с Федеральной налоговой службой. В центральном аппарате ФССП России установлено оборудование для доступа к реестрам ФНС России по защищенному каналу связи. Разработано программное обеспечение модуля МВВ, осуществляется промышленная и опытная эксплуатация электронного межведомственного взаимодействия в ряде территориальных органов.
Широко распространена практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями. Внедрено централизованное взаимодействие с банком ВТБ24 по всей территории России.
Взаимодействие с банками строится двумя способами.
Во-первых, в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.08.2012 № 1471-р были проведены работы по организации информационного взаимодействия с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между ФССП России и Банками: ВТБ 24 (ЗАО), ОАО «Банк «Санкт-Петербург». Информационный обмен между ФССП России и кредитными организациями с использованием СМЭВ планируется осуществлять на централизованном уровне, со стороны ФССП России - через подсистему МВВ. Вместе с тем, подключение банков к СМЭВ осуществляется крайне медленно.
Вторым способом является организация взаимодействия на основе соглашений между
ФССП России и банками по защищенным каналам связи.
В настоящее время двусторонние соглашения о порядке электронного документооборота заключены между ФССП России и рядом кредитных организаций (ЗАО ВТБ 24, ОАО «Сбербанк России», ОАО АКБ «Банк Москвы», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ОАО Национальный Банк «Траст», ОАО «Пробиз-несба нк», ОАО «Татфондбанк», ОАО «Банк Кузнецкий», ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы», ОАО «Петрокоммерц», ОАО «МДМ Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт»).
Взаимодействие построено также с операторами сотовой связи МТС, Билайн и Мегафон - по получению номеров телефонов должников по исполнительным производствам, с Сирена Тревел - по получению информации о передвижениях должников по исполнительным производствам.
Принимая во внимание, что для эффективности принудительного исполнения большое значение имеет возможность удобной оплаты должником задолженности по исполнительному производству, с этой целью служба судебных приставов активно взаимодействует с рядом платежных систем, включая КиВи банк, систему «Город», Веб-мани. Взаимодействие с КиВи уже реализовано и прием платежей производится с середины 2011 года. Протестировано и введено в опытную эксплуатацию взаимодействие с системой учета начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (УНИФО, ГИС ГМП).
В конце 2012 года был реализован пилотный проект в ряде субъектов Российской Федерации по централизованному СМС-оповещению граждан о возбуждении в отношении их исполнительного производства. В ходе реализации пилотного проекта более чем на 20% повысились показатели по оплате задолженности по исполнительным производствам. По результатам тестирования ФССП России в январе 2013 года заключен государственный контракт на оказание услуг по рассылке СМС-сообщений для оповещения должников по исполнительным производствам.
По инициативе службы судебных приставов Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления служба включена в пилотный про-
ект по переходу на осуществление государственных функций в электронном виде. Разработана и согласована с 33 ведомствами технологическая карта межведомственного взаимодействия при осуществлении ФССП России государственной функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которая в феврале 2012 года Аппаратом Правительства Российской Федерации. В марте
2012 года правительственной комиссии одобрен план технической реализации.
В рамках реализации указанного плана в опытную эксплуатацию взаимодействие введено с пятью ведомствами: ФНС (в полном объеме), ФМС, ГИБДД, Росреестром, Пенсионным фондом (в части). Одной из основных проблем является слабое развитие информационных систем ведомств.
Мероприятия по развитию межведомственного взаимодействия подчинены основной цели — переходу на принудительное исполнение в электронном виде.
Концепция принудительного исполнения в электронном виде предполагает прием исполнительных документов, вынесенных в электронном виде, вынесение постановлений в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, направление постановлений сторонам исполнительного производства в электронном виде, ведение электронных архивов, внедрение безбумажного внутриведомственного документооборота.
Решая технологические задачи перехода на принудительное исполнение в электронном виде, предполагающий полный цикл от приема исполнительных документов до сдачи исполненных документов в электронный архив, одновременно решались задачи по обеспечению юридической значимости осуществления безбумажного электронного взаимодействия с органами государственной власти для осуществления принудительного исполнения исполнительных документов в электронном виде.
С целью создания правовых условий для осуществления электронного исполнительного производства и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № ВВ-П10-1516 межведомственной рабочей группой подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, в целях устранения правовых препятствий во внедрении электронного ис-
полнительного производства подготовлен также проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении форматов исполнительного документа и постановления судебного пристава, выносимых в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
В 2012 году службой судебных приставов проведена работа по развитию АИС России для обеспечения юридически значимого электронного документооборота с ведомствами. Судебные приставы-исполнители и иные должностные лица службы, участвующие в исполнительном производстве, обеспечены усиленной электронной подписью. Обеспечена возможность приема электронных документов, подписанных электронной подписью ведомств.
В ходе реального использования автоматизированной информационной системы в практике принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов более явственно обнажились проблемы, связанные с исполнением исполнительных листов, содержащих неопределенность требований к должникам.
Как показал анализ, к числу исполнительных листов, представляющих сложности для исполнения в автоматизированном режиме, относятся исполнительные листы, содержащие, в основном, следующие требования:
> о признании незаконным решения должностного лица органа местного самоуправления и обязании его устранить допущенные нарушения, принять законное решение;
> об обязании возместить расходы (без указания сумм);
> о наложении ареста на денежные средства без указания места их размещения (в порядке обеспечения иска).
Изучение показало, что основными причинами неисполнимости судебных решений о признании незаконным решения должностного лица органа местного самоуправления и обязании его устранить допущенные нарушения являются несоответствие решений судов по делам данной категории положениям статьи 258 ГПК РФ, содержащим требования к решению суда и его реализации. Данная норма не предполагает участие судебных приставов в их реализации.
Невозможность исполнения решений судов по делам о возмещении расходов и нало-
жении ареста на денежные средства обусловлены отсутствием указаний о конкретном объеме денежных средств, подлежащих взысканию, а также отсутствии в исполнительных листах указаний о способах их исполнения.
Примерами неопределенности содержащихся в исполнительном листе требований могут служить:
> исполнительный лист, выданный районным судом об обязании возместить гр. А. материальный и моральный ущерб, в том числе приобрести ему лекарственные средства, обеспечить его транспортом в целях восстановления последнему здоровья;
> исполнительный лист, выданный гарнизонным военным судом, об обязании командира войсковой части возместить гр. О. расходы по проезду в госпиталь в 1998 г. и в очередной отпуск за 1998 г.
Неопределенность содержащихся в исполнительных листах требований к должникам отмечается также по таким общественно значимым вопросам как:
> устранение недостатков, допущенных при строительстве жилого дома;
> о приостановлении деятельности лечебного заведения (в том числе при наличии больных);
> о прекращении пользоваться канализацией.
Очевидно, что основным препятствием для автоматизации процесса исполнения исполнительных листов данной категории является неопределенность требований к должникам, не позволяющая выработать алгоритм исполнительных действий.
На начальных этапах решения задач автоматизации исполнительного производства, в качестве составляющих сферы применения автоматизированной информационной системы рассматривались:
> делопроизводственные процессы (направленные на снижение затрат служебного времени на учет, регистрацию, оформление процессуальных документов);
> процессы оперативного взаимодействия с органами и организациями в рамках обеспечения исполнительного производства (ФНС, ПФРФ, кредитные учреждения и др.);
> процессы взаимодействия с должниками и упрощения выполнения обязанными лицами своих действий в рамках исполнительного производства.
Вместе с тем, реальное использование информационных технологий в исполнительном производстве показало, что для повышения эффективности принудительного исполнения судебных актов необходимо охватывать автоматизацией не только внутренние делопроизводственные процессы, но также и процессы, связанные с принятием судебных актов и выдачей исполнительных листов.
При использовании традиционной формы исполнения (в бумажном виде) эти проблемы так остро не ощущались, поскольку отсутствовала необходимость в описании логически выверенного, четко структурированного алгоритма исполнительных действий, моделирования рациональной системы деловых процессов.
В процессе разработки и принятия гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального кодексов Российской Федерации, законодательства об исполнительном производстве, особенно, в части, касающейся требований к исполнительным листам, условия, необходимые для обеспечения автоматизации процессов их принудительного исполнения, не учитывались. Законодательство принималось в период, когда информационные технологии не имели широкого распространения.
С учетом изложенных выше проблем и в целях устранения правовых препятствий к осуществлению в электронном виде процесса принудительного исполнения исполнительных листов, содержащих неопределенность требований к должникам, представляется целесообразным внести в гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, в законодательство об исполнительном производстве изменения, касающиеся требований к судебным актам и выдаваемым на их основе исполнительным листам.
Предлагается включить в указанное законодательство нормы, предусматривающие обязательное описание механизма исполнения принятого судом решения.
Необходимость описания в исполнительном листе механизма его исполнения можно проиллюстрировать на следующем примере.
В подразделение судебных приставов поступил на принудительное исполнение исполнительный лист районного суда об обязании строительного кооператива рассмотреть вопрос о выплате пая гр. М. в соответствии с действующим законодательством.
Согласно требованию исполнительного листа судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство и приступил к принудительному исполнению.
На письменное уведомление председателя кооператива об обязании выплатить пай гр. М. в районный отдел судебных приставов поступило сообщение о том, что данный вопрос рассматривается на собрании, которое назначено на конкретную дату.
В ходе исполнительных действий судебному приставу-исполнителю было сообщено, что в кооператив ненадлежащим образом были выбраны представители от ассоциированных членов, наделенных правами решающего голоса, и поэтому решение о выплате пая не было принято, но вопрос решается.
Анализ действий судебного пристава-исполнителя по исполнению данного решения показал, что ввиду неопределенности содержащихся в исполнительном листе требований, им ошибочно выбрано в качестве конечного результата исполнения - выплата пая взыскателю, тогда как согласно решению суда именно обязание должника рассмотреть вопрос о выплате пая следует рассматривать в качестве полного и правильного исполнения этого судебного решения.
Представляется, что нормативное закрепление требований по обязательному заполнению реквизита исполнительного листа, касающегося описания механизма исполнения, позволит, во-первых, определить пределы действий судебного пристава, во-вторых, создать правовые условия для автоматизации процесса принудительного исполнения и на этой основе повысить эффективность работы судебных приставов, в-третьих, минимизировать коррупционные риски, которые могут возникнуть в условиях, не исключающих применения судебными приставами субъективного подхода к исполнению, не обремененного установленными судом пределами их действий.
Другим важным объектом внедрения средств автоматизации является деятельность по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц.
В процессе разработки идеологии автоматизации указанной деятельности были исследованы особенности правового положения службы, а также особенности процедуры рассмотрения обращений.
В ходе исследования было установлено, что особенности правового положения службы (процессуальный характер деятельности) нашли свое отражение в процедуре рассмотрения обращений граждан и представителей организаций.
Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации в службе применяется как общий, так и особый порядок рассмотрения обращений.
Обращения граждан и представителей организаций, поступающие на решения и деятельность (бездеятельность) должностных лиц службы (как федерального органа государственного управления в установленной сфере), подлежат рассмотрению в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалобы участников исполнительного производства (их представителей) на решения, действия (бездействия) должностных лиц службы, поданные вышестоящим по подчиненности должностным лицам службы, рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 18 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Изучение результатов деятельности службы по рассмотрению обращений, поданных в 2009 году в общем порядке (в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), показало следующее.
В 2009 году отмечен значительный рост количества этих обращений.
Согласно статистическим отчетам, в 2009 году в центральный аппарат и территориальные органы ФССП России поступило 398 371 обращение граждан и представителей организаций, что на 82 563 (или на 26,1%) обращения больше, чем в 2008 году, из них:
> в центральный аппарат поступило - на 14 488 или на 46,2% больше, чем в 2008 году;
> в территориальные органы - на 75 850 (на 25,2% больше), чем в 2008 году.
Отмечен также рост количества повторных обращений.
Если в 2008 году количество повторных обращений составляло 15 185, то в 2009 году их количество увеличилось на 6 207 (или на 40,9%).
В целях выработки конкретных предложений, направленных на эффективное устранение причин и условий, способствующий поступлению в ФССП России жалоб граждан, а также на использование информационных технологий в данной сфере, автором проведен анализ системы организации работы с обращениями.
Изучение показало, что в работе с обращениями имеются следующие проблемы:
> отсутствует системный дифференцированный учет обращений, рассмотрение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также жалоб сторон исполнительного производства, подлежащих рассмотрению в соответствии с главой 18 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
> отсутствует единый формат показателей, необходимый для развернутого анализа результатов работы с жалобами сторон исполнительного производства;
> заложенный в основу идеологии действующих форм ведомственной статистической отчетности принцип автономного учета обращений (в «отрыве» от показателей, характеризующих объект обжалования), призванный обеспечить арифметическое обобщение показателей для решения узкопрофильных задач, не позволяет осуществлять комплексное изучение характера жалоб, причин, вызвавших их, а также состояния объекта обжалования.
Отсутствие системного дифференцированного подхода к учету и анализу обращений проявляется, в частности, в том, что все поступающие в территориальные органы обращения граждан (организаций) не дифференцируются по их видам (на предложения, заявления, жалобы), а жалобы по вопросам исполнительного производства (порядок рассмотрения которых не подпадает под действие Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») не вычленяются и не учитываются отдельно от иных жалоб.
Осуществляемое структурными подразделениями центрального аппарата службы обобщение статистических данных не позволяло комплексно оценить сложившуюся ситуацию, складывающуюся как при осуществлении
исполнительного производства, так и в работе с жалобами, связанными с исполнительным производством.
На основе информации, содержащейся в действовавших формах статистической отчетности невозможно было организовать сквозной контроль за действиями должностных лиц, деятельность которых обжаловалась.
В целях создания информационно - технологических условий для осуществления системной работы по выявлению и искоренению причин и условий, порождающих жалобы граждан (представителей организаций) на решения, действия (бездействия) должностных лиц службы и ее территориальных органов, авторами разработаны и представлены для реализации проект ведомственного классификатора обращений и проект единого формата анализа результатов деятельности в сфере работы с обращениями граждан.
Ведомственный классификатор обращений составлен в соответствии со структурой типового общероссийского тематического классификатора обращений граждан, разработанного Администрацией Президента Российской Федерации в 2011 году.
В названном классификаторе нашли также отражение положения Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», закрепляющие видовые признаки обращений (жалоба, заявление, предложение).
Применительно к требованиям Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в классификаторе предусмотрены такие категории заявителей как физическое лицо, не являющееся стороной исполнительного производства, физическое лицо-должник, физическое лицо-взыскатель, юридическое лицо, не являющееся стороной исполнительного производства, юридическое лицо-должник, юридическое лицо-взыскатель.
По тематике обращения подразделены на две группы: «Деятельность судебных приставов» и «Обращения работников службы».
В группу обращений на деятельность судебных приставов включены обращения по тематике, являющейся для граждан наиболее значимой, например, о взыскании задолженности по заработной плате, о восстановлении на работе,
о взыскании пособий, о восстановлении, защите жилищных прав, о взыскании алиментов и др.
Разработанный единый формат анализа охватывает количественные и качественные показатели.
Исполнительные производства подразделены по видам содержащихся требований к должникам с учетом выбранных приоритетов.
Исходя из приоритетов социальной направленности, предусмотрены, в частности, показатели, характеризующие полноту мер принудительного исполнения и уголовно-процессуального принуждения (арест и розыск имущества и денежных средств, ограничение выезда за пределы страны, применение штрафов, привлечение к уголовной ответственности).
Для характеристики качества исполнительного производства предусмотрены показатели обжалования либо оспаривания в суде участниками процесса (взыскателем и должником) решений, действий (бездействия) должностных лиц службы, а также опротестования их решений и действий прокурором, как по собственной инициативе, так и по заявлению заинтересованных лиц.
По каждому виду жалоб предусмотрены графы с указанием процедуры их рассмотрения: на рабочем месте, с выездом на место, с участием заявителя, на личном приеме.
Кроме того, в формате анализа также предусмотрены показатели текучести кадров и результаты работы антикоррупционной направленности.
Внедрение данного формата позволяет комплексно оценивать ситуацию, складывающуюся в сфере исполнительного производства (как по количественным, так и по качественным показателям).
В связи с внесенными изменениями в часть 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральным законом от 27июля 2010 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), предусматривающего обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица указанного органа ответ на обращение, поступившее в их адрес в форме электронного документа, направлять в форме электронного документа по адресу электронной почты, указан-
ному в обращении, создана правовая основа для функционирования Интернет-приемной и рассмотрения обращений граждан (представителей организаций) в электронном виде.
В целях расширения возможностей для граждан в реализации ими своих прав на получение полной и достоверной информации по вопросам, входящим в компетенцию ФССП России, на официальном сайте службы создана «Интернет-приемная».
На этапе разработки системы структура Интернет-приемной представлена следующими разделами:
> «Часто задаваемые вопросы» - система, предоставляющая пользователям возможность получения ответов на часто задаваемые вопросы, отнесенные к компетенции Федеральной службы судебных приставов;
> «Консультация в режиме онлайн» - система, позволяющая предоставлять специалистами ФССП России услуги по разъяснению пользователям действующего законодательства об исполнительном производстве, о судебных приставах в режиме реального общения как в текстовом, так и в визуально-аудио-тексто-вом форматах (с учетом технических возможностей посетителя);
> «Консультация в режиме форума» - система, позволяющая предоставлять специалистами ФССП России услуги по разъяснению пользователям действующего законодательства об исполнительном производстве, о судебных приставах в режиме отсроченного времени для подготовки ответа;
> «Прием-рассмотрение обращений» - система, позволяющая предоставлять услуги пользователям (заявителям) по приему их обращений в электронном виде, регистрации, контролю хода рассмотрения жалоб и получения ответов на них посредством электронных адресов заявителей в режиме, исключающем изменение получателем текста ответа.
Рассмотрение обращений граждан, поступивших в раздел «Прием-рассмотрение обращений» по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Электронные обращения граждан по конкретным исполнительным производствам, направ-
ленные главному судебному приставу Российской Федерации, в высшие органы государственной власти без предварительного рассмотрения их соответственно старшим судебным приставом, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, пересылаются в соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для рассмотрения по существу.
Для обращения в Интернет-приемную гражданину необходимо с помощью персонального компьютера либо иного электронного устройства, обеспечивающего доступ к сети интернет, используя программное обеспечение -интернет обозревателя, зайти на официальный интернет-сайт ФССП России, на котором она размещена.
Использование посетителем всех предоставляемых системой услуг возможно только после обязательной регистрации в качестве Пользователя системы и прохождения процедуры идентификации.
После успешного прохождения регистрации, посетитель приобретает статус «Пользователь системы» и право задать вопрос, подать обращение и получить на него ответ.
Без порождения обязательной регистрации, посетителю, использующему систему, остаются доступны только разделы «Справочно-правовая информация» и «Ответы на часто задаваемые вопросы».
Информационная поддержка и функционирование систем регламентированы следующим образом.
По разделу «Часто задаваемые вопросы».
В конце каждой рабочей недели подразделение по работе с обращениями граждан формирует вопросы, содержащиеся в письменных и устных обращениях граждан (представителей организаций), поступающих в Федеральную службу судебных приставов, группирует их по принадлежности к рассмотрению в соответствии с предметом ведения структурных подразделений центрального аппарата, и направляет их в соответствующие структурные подразделения.
Структурные подразделения анализируют поступившие вопросы на предмет их повторности, подготавливают на них ответы, которые вместе с вопросами, а также извлечениями из норм законов или иных нормативных правовых актов, на которые дается ссылка, направляют к
1 числу каждого месяца в подразделение, ответственное за ввод информации в систему.
Вопросы и ответы на них формируются в логической последовательности и располагаются в соответствии с предметным указателем.
Подразделение, ответственное за ввод информации в систему, обеспечивает размещение в системе вопросов и ответов, предоставление посетителям услуг по быстрому поиску вопросов и ответов на них, а также текстов положений соответствующих законов либо иных нормативных правовых актов, относящихся к тематике вопросов.
По разделу «Консультация в режиме онлайн».
Консультация в режиме онлайн осуществляется уполномоченными должностными лицами.
Функции координатора группы уполномоченных лиц осуществляет представитель Правового управления, входящий в состав уполномоченных лиц, наделенный правом распределения по уполномоченным лицам поступающих вопросов для подготовки на них ответов.
Уполномоченные лица обеспечиваются оперативным доступом к правовой информационной системе, а также средствами быстрого поиска необходимых ведомственных нормативных правовых и иных актов.
В форме заявки на участие в Онлайн-приеме, предлагаемой к заполнению системой, Пользователь указывает: контактную информацию, суть обращения, а также прилагает электронные копии документов, имеющих отношение к своему обращению (если таковые имеются), сведения о ранее полученных ответах в режиме «Интернет-консультации», предпочитаемый способ проведения приема (текстовый обмен сообщениями, аудио связь, аудио-видео связь), тип и скорость интернет-соединения.
Уполномоченное лицо ФССП России рассматривает заявку о целесообразности проведение личного «Онлайн-приема», информирует должностное лицо, которое будет осуществлять прием, и в случае принятия положительного решения уведомляет пользователя о дате и времени проведения «Онлайн-приема».
В указанное время пользователь должен выйти на связь или уведомить ФССП России о невозможности выйти на связь в назначенное время, согласовать новое время «Онлайн-приема».
Пользователь должен позаботиться о технической оснащении своего персонального компьютера или иного технического средства связи, обеспечивающего ему доступ в сеть интернет.
Самостоятельно установить специализированное программное обеспечение (предоставленное для загрузки системой).
По разделу «Консультация в режиме форума».
Пользователь, войдя в данную систему, излагает суть своего обращения (вопроса).
Уполномоченное лицо принимает обращение к рассмотрению и подготавливает лаконичный ответ по существу вопроса.
Ответ (разъяснение) специалиста ФССП России дается в срок, не превышающий трех часов с момента поступления вопроса.
Подготовленный уполномоченным лицом ответ публикуется в том же разделе системы, в форме для ответа на заданный пользователем вопрос. При этом пользователь системы автоматически уведомляется об ответе по средствам электронной почты.
Уполномоченное лицо при рассмотрении вопроса, заданного пользователем в режиме конференции, вправе сослаться на аналогичный ответ в разделе «Часто задаваемые вопросы», или на нормативно-правовой акт (раздел акта), содержащий исчерпывающую информацию по сути конкретного вопроса.
После получения ответа на конференции, пользователь может задать уточняющий вопрос по его содержанию уполномоченному лицу, опубликовавшему предыдущий ответ.
Количество уточняющих вопросов не может быть более двух.
Во избежание возникновения прений и недоразумений уполномоченное лицо, рассматривающий обращение, вправе прекратить давать ответы пользователю в вышеуказанной форме и провести консультацию в режиме реального времени (Онлайн) по средствам сети интернет и использования специальных программ, обеспечивающих прием и передачу в реальном времени (синхронном режиме): электронных сообщений; аудио связи; аудио-видеосвязи (с учетом технических возможностей посетителя) либо пригласить специалиста (должностного лица) ФССП России, способного в силу своего правомочия и служебной специализации более оперативно и эффективно организовать разрешение обращения.
По разделу «Прием-рассмотрение обращений».
По данному разделу предусмотрены требования к содержанию электронных обращений,
к технологии их отправки, а также требования к получателю электронных обращений по порядку их рассмотрения, по обеспечению возможностей контроля со стороны пользователей Интернет-приемной за ходом рассмотрения их обращений, а также возможностей по оставлению своих отзывов и предложений, связанных с организацией работы электронной приемной и качества предоставляемых услуг.
Отзывы и предложения анализируются, обобщаются уполномоченными лицами и при необходимости докладываются руководству ФССП России с предложениями по их реализации.
Предложения и замечания по работе системы, оставляются пользователями в специализированном разделе «Отзывы и предложения Пользователей».
Интернет-приемная как информационная система создана для обеспечения гражданам Российской Федерации информационно-технологических условий для наиболее полной реализации ими своих конституционных прав на доступ к информации по вопросам, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
В связи с поэтапным внедрением АИС ФССП России в практику деятельности службы ее руководством принимаются все необходимые меры к наиболее полной реализации гражданами страны функций Интернет-приемной в указанном выше формате.
Проходит опытную эксплуатацию система электронной записи граждан на личный прием к руководству службы.
Для получения более объективной оценки работы судебных приставов в отделах судебных приставов внедрена Книга отзывов и предложений.
Одним из наиболее сложных направлений в сфере автоматизации является разработка и внедрение автоматизированной системы управления.
Как отмечалось выше, созданная в службе АИС ФССП России, включает следующие подсистемы: электронного документооборота (СЭД), программный комплекс «Отдел судебных приставов» (ПК ОСП) и базу данных исполнительных производств, нормативно-справочной информации (НСИ), межведомственного взаимодействия (МЭДО), ведомственной статистики, ведомственной аналитики, кадры-р, бух-
галтерии и ведомственной статистики, внутреннего портала, официального интернет-сайта.
В процессе применения в подразделениях судебных приставов программного комплекса «ПК ОСП» стало очевидным, что автоматизация основных деловых процессов принудительного исполнения, включая автоматизированную подготовку свыше 300 видов процессуальных документа (постановления, акты, запросы, уведомления, предостережения и др.), а также автоматизация процедуры применения мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества должников) не полностью решают проблемы, связанные с большой нагрузкой на судебных приставов.
Предварительное изучение входящих документов указанных подразделений позволило определить структуру объема их документооборота.
По видам органов, направляющих документы в данные подразделения, объем их можно подразделить на две основные части: одна часть - исполнительные документы, поступающие из судов и иных уполномоченных органов (горизонтальный уровень), другая часть - документы, поступающие из вышестоящих органов (приказы, распоряжения, поручения, указания, методические рекомендации, запросы, информационные письма и др.) (вертикальный уровень).
Как показала практика, внедрение указанного выше программного комплекса в деятельность данных подразделений позволило существенно интенсифицировать работу судебных приставов по принудительному исполнению судебных актов и актов иных уполномоченных органов (документов горизонтального уровня).
Вместе с тем, объем документов, поступающих из вышестоящих органов (вертикального уровня), имевший тенденцию к увеличению, свидетельствовал о том, что действовавшая система управления не способствовала снижению количества организационно-распорядительных и иных управленческих документов.
Изучение практики управления показало, что одной из основных причин большого объема документооборота между центральным аппаратом службы и ее территориальными органами является сложившаяся децентрализованная система управления
Так, например, содержание решений коллегии, принятых в период с 2009 по 2010 г.г., свидетельствовало о том, что из общего количе-
ства поручений в адрес руководителей территориальных органов около 50% содержали поручения «провести анализ...».
Указанные обстоятельства свидетельствовали о том, что осуществление такой важной функции как анализ зачастую перепоручалось объекту управления.
Функция планирования носила также децентрализованный характер.
Планы не основывались на результатах комплексного анализа (поскольку таковой не проводился), формировались преимущественно исходя из предложений структурных подразделений в условиях недостаточности сведений о реальном состоянии дел на местах.
Координация как функция по «дозированию» поручений, запросов, направляемых из центрального аппарата в территориальные органы, не осуществлялась. По этой причине формировался неконтролируемый поток документов, направляемых в адрес последних.
Ежедневно в каждый территориальный орган из центрального аппарата поступало в среднем не менее 120 документов.
До момента создания в службе центральной базы данных о результатах работы судебных приставов использование децентрализованной системы управления носило вынужденный характер, поскольку отсутствовала оперативная система обратной связи с объектом управления.
Вместе с тем, в связи с внедрением программного комплекса «ПК ОСП» стало очевидным, что посредством интенсификации работы с документами только горизонтального уровня (с исполнительными документами) проблему повышения эффективности деятельности территориальных органов и службы в целом не решить.
Анализ результатов функционирования системы электронного документооборота показал, что данная система может облегчить процесс документирования существующего объема документооборота, ускорить доставку документов, однако не может его снизить, поскольку объем документов создается существующей практикой управления.
Поиск путей повышения эффективности деятельности службы посредством применения информационных технологий привел к выводу о том, что назрела необходимость во внедрении в практику централизованной системы управления с использованием АСУ как наиболее адекватной формы реагирования на произошедшие
в службе изменения в связи с внедрением АИС
ФССП России.
В рамках постановки задач, посредством
АСУ предполагается обеспечить:
> проведение ежемесячного комплексного анализа ситуации в территориальных органах по заранее установленному формату с последующим выведением на монитор директора ФССП России показателей по каждому территориальному органу с еженедельным их обновлением и отображением графика динамики общих показателей;
> проведение ежеквартального комплексного анализа ситуации в территориальных органах с последующим докладом директору ФССП России о результатах с выводами и предложениями;
> подготовку ежегодного анализа эффективности принятых центральным аппаратом управленческих решений;
> подготовку комплексного плана деятельности Службы (с учетом результатов комплексного анализа) с включением в него мероприятий, подлежащих выполнению соответствующими территориальными органами;
> подготовку плана основных мероприятий центрального аппарата службы исходя из результатов комплексного анализа ситуации в территориальных органах в разрезе задач, поставленных структурным подразделениям на планируемый период, исключив при этом планы работ структурных подразделений;
> подготовку сводного годового и полугодового отчетов территориальных органов и центрального аппарата о результатах деятельности;
> координирование деятельности центрального аппарата и территориальных органов в процессе выполнения плановых и внеплановых мероприятий;
> контроль качества выполнения плановых мероприятий, управленческих решений.
> Представляется, что внедрение автоматизированной системы управления позволит:
> сократить объем документооборота между центральным аппаратом и аппаратами территориальных органов службы и на этой основе сократить объем нагрузки на работников территориальных органов и подразделений судебных приставов, связанных с исполнением избыточных запросов центрального аппарата о предоставлении той или иной информации;
> сократить внутреннюю переписку, как в центральном аппарате, так и в аппаратах территориальных органов;
> сократить количество информационных писем в территориальные органы, не содержащих конкретных рекомендаций по достижению конечного результата;
> сократить объем нагрузки на работников центрального аппарата службы, что в свою очередь позволит активнее использовать их в работе по оказанию практической помощи территориальным органам, имеющим проблемы в исполнении судебных решений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что для комплексного внедрения автоматизированной системы управления территориальными органами службы требуется комплексное правовое регулирование использования информационных технологий в системе государственного управления.
Современный же уровень правового регулирования государственного управления характеризуется отсутствием законодательного закрепления основных управленческих функций.
Действующие в настоящее время типовые регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 и от 19 января 2005 года № 30 соответственно, не содержат той конкретики, которая необходима при использовании информационных технологий в организационной и управленческой сферах.
Представляется, что в указанных нормативных правовых актах необходимо, во-первых, предусмотреть нормы, регулирующие:
> порядок осуществления в электронном виде анализа, планирования, организации, координирования, распорядительства и контроля исполнения;
> порядок взаимодействия в электронном виде руководителей структурных подразделений между собой и вышестоящими руководителями при осуществлении ими управленческих функций;
> порядок взаимодействия в электронном виде специалистов структурных подразделений между собой и вышестоящими руководителями при исполнении ими должностных обязанностей;
> порядок взаимодействия государственных органов с учетом внедрения системы межведомственного документооборота.
Данное предложение о централизованном регулировании указанных вопросов основано на принципе единства государственного аппарата.
Кроме того, в целях обеспечения комплексного подхода в автоматизации таких управленческих функций, как анализ и планирование (прогнозирование), представляется необходимым закрепить нормативным правовым актом единые формы ведомственных отчетов службы перед вышестоящими органами.
Таким образом, предпосылкой успешного внедрения автоматизированной системы управления территориальными органами службы может служить синхронизация законодательства в сфере государственного управления и автоматизации управленческих процессов.
Внедрение автоматизированной системы управления территориальными органами ознаменует переход службы на полномасштабную автоматизацию, как организационно - управленческих функций, так и процессуальных.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
3. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 132-Ф3 «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О судебных приставах».
5. Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах».
6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 410-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
8. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (часть I), ст. 3448).
9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060.
10.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; 2009, № 52, (1 ч.), ст. 6439).
11. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 7, ст. 776).
12.Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
13.Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316
14. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
15.Указ Президента Российской Федерации от
2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 19, ст. 2257).
16.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г.
17.№ 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (ч. II), ст. 3165).
18.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, № 2, ст. 123; 2001 № 24, ст. 2461; 2006, № 52, ст. 5587).
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895;
1997, № 50, ст. 5689;1998 , № 47, ст. 5771; 1999, № 8, ст. 1026; 2006, № 29, ст. 3251; 2009, № 2, ст. 240; 2009, № 12, ст. 1443; 2010, № 9, ст. 964).
20.Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 г.
21.№ 260 «О Регламенте Правительства Рос-
сийской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2313; 2006, № 23, ст. 2514; 2006, № 29, ст. 3251; 2007, № 32,
ст. 4150; 2008, № 14, ст. 1413; 2008, № 21,
ст. 2459; 2008, № 49, ст. 5833; 2009, № 11,
ст. 1302; 2009, № 12, ст. 1443; 2009, № 19,
ст. 2346; 2009, № 36, ст. 4358; 2009, № 49 (2 ч.), ст. 5970; 2009, № 49 (2 ч.), ст. 5971; 2009, № 52 (2 ч.), ст. 6609).
22.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г.
23.№ 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 4 ст. 305; 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; 2008, № 14, ст. 1413; 2009, № 12, ст. 1429; 2009, № 25, ст. 3060; 2009, № 41, ст. 4790; 2009, № 49 (2 ч.), ст. 5970).
24.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г.
25.№ 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; 2008, № 14, ст. 1413; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443; 2009, № 19, ст. 2346; 2009, № 25, ст. 3060; 2009, № 47, ст. 5675; 2009, № 49 (2 ч.), ст. 5970; 2010, № 9, ст. 964).
26.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г.
27.№ 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 25, ст. 3060).
28.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г.
29.№ 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4614).
30.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г.
31.№ 72 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 9, ст. 964).
32.Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г.
33.№ 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 10, ст. 1084).
34. Морозов А.В. Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, 1999.
35.Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
36. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2006
37. Авторский коллектив РАГС. Делопроизводство в системе государственного управления. Учебно-практическое пособие - М.: РАГС, 2001.
38.Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном
39. производстве» (постатейный) и к Федеральному закону «О судебных приставах», М.: ЮРИСТЪ, 1999.
40. Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебно - практическое пособие - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
41.Подлесных В.И. Теория организации, Биз-нес-пресса,2003
42.Гадасин В.А. Мир связи.Соппей! № 2, 2002.
Рецензент: Морозов Андрей Витальевич,
доктор юридических наук, профессор