Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности ФССП России в информационном пространстве'

Совершенствование деятельности ФССП России в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1322
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шемарыкина Д. А.

Предмет: нормы административного права и достигнутые результаты деятельности ФССП России в разрезе применения информационных и коммуникационных технологий, ставших частью сферы государственного управления. Целью работы является анализ деятельности ФССП России как субъекта публичного управления в информационном пространстве, которая представляет собой новую форму взаимодействия государства и гражданского общества, в том числе в рамках реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 2030 годы. Методологию исследования составляют общенаучные методы познания с применением системно-функционального подхода. Результатом исследования является анализ достигнутые результаты в разрезе применения информационных и коммуникационных технологий, ставших частью сферы государственного управления, а также выявлены основные проблемы и предложены меры совершенствования правового регулирования данного направления с учетом современных реалий. Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы на практике в ФСПП России. Новизна: выявлены основные проблемы и предложены меры совершенствования правового регулирования данного направления с учетом современных реалий. Выводы: текущее состояние законодательства в данной сфере несовершенно в связи с чем необходимо уделить внимание совершенствованию законодательства не только перехода на принудительное исполнение в электронном виде как важному элементу в развитии межведомственного электронного взаимодействия ФССП России с органами государственной власти как сторонами исполнительного производства, но и реализации мероприятий, направленных на улучшение механизмов взаимодействия службы с организациями и гражданами (как в качестве взыскателя, так и должника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шемарыкина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности ФССП России в информационном пространстве»

Совершенствование деятельности ФССП России в информационном пространстве

Шемарыкина Диана Альбертовна

аспирант, Департамент правового регулирования экономической деятельности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», shemarykina.d@mail.ru

Предмет: нормы административного права и достигнутые результаты деятельности ФССП России в разрезе применения информационных и коммуникационных технологий, ставших частью сферы государственного управления. Целью работы является анализ деятельности ФССП России как субъекта публичного управления в информационном пространстве, которая представляет собой новую форму взаимодействия государства и гражданского общества, в том числе в рамках реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Методологию исследования составляют общенаучные методы познания с применением системно-функционального подхода. Результатом исследования является анализ достигнутые результаты в разрезе применения информационных и коммуникационных технологий, ставших частью сферы государственного управления, а также выявлены основные проблемы и предложены меры совершенствования правового регулирования данного направления с учетом современных реалий. Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы на практике в ФСПП России. Новизна: выявлены основные проблемы и предложены меры совершенствования правового регулирования данного направления с учетом современных реалий.

Выводы: текущее состояние законодательства в данной сфере несовершенно в связи с чем необходимо уделить внимание совершенствованию законодательства не только перехода на принудительное исполнение в электронном виде как важному элементу в развитии межведомственного электронного взаимодействия ФССП России с органами государственной власти как сторонами исполнительного производства, но и реализации мероприятий, направленных на улучшение механизмов взаимодействия службы с организациями и гражданами (как в качестве взыскателя, так и должника).

Ключевые слова: информационное пространство, законодательство, Федеральная служба судебных приставов, управленческие задачи, межведомственное взаимодействие, электронный документооборот.

В последнее десятилетие частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка стали информационные и коммуникационные технологии, что и привело к необходимости дальнейшего развития и, как следствие, правового регулирования данного сегмента.

Что связано также с тем, что формирование полноценного информационного пространство, призванное обеспечивать деятельность государственных органов является одним из основополагающих факторов развития современной системы государственного управления в России. [3, с. 68]

В связи с чем Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (далее - Стратегия) были определены цели, задачи и меры в том числе по обеспечению единства государственного регулирования, использования инфраструктуры электронного правительства, входящей в информационную инфраструктуру Российской Федерации, государственными органами путем поэтапного перехода, а также к централизованному мониторингу и управлению функционированием информационной инфраструктуры Российской Федерации на уровне информационных систем и центров обработки данных, и на уровне сетей связи1.

Следует отметить, что Стратегия - это не новый элемент государственного регулирования сфер деятельности человека где используются информационные технологии (в том числе предоставление товаров и услуг, образование, юриспруденция, политика и другие), а следующий элемент совершенствования формирования государственной политики в области использования и развития различных сфер деятельности человека введенный стратегией развития информационного общества 2018 года.2

Целью ее являлось, в том числе повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России на основе использования ин-

5

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212.

гп

о т;

>

У А

X 2

о сч со

О!

формационных и телекоммуникационных технологий с учетом их интенсивного использования как гражданами, так и органами государственной власти, для достижения которой требовалось решение задач, которые и были обозначены в указанной стратегии. [2, с. 105]

Также с уверенностью можно говорить о дополнении указанных стратегий не менее важным элементом публичного управления - Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р, в рамках которой можно сказать, каждый орган государственной власти осуществляет внедрение и развитие различных механизмов для повышения уровня информационной открытости для общества, в том числе:

предоставляет в доступной и понятной форме достоверной информации в полном объеме о целях, задачах, планах деятельности государственного органа и о ходе их исполнения;

своевременно предоставляет информацию о своей деятельности, которая подлежит раскрытию в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства РФ, с обеспечением полноты и достоверности представляемой информации;

осуществляет улучшение формы, метода и способа работы со СМИ;

расширяет рамки доступности открытых данных с обеспечением свободного доступа к открытым данным в сети Интернет;

осуществляет онлайн-информирование, обслуживание и предоставление информации о деятельности государственного органа с одновременным упрощением способов взаимодействия с гражданским обществом

постоянно внедряет актуальные и улучшенные электронные сервисы и услуги.

Если рассматривать как элемент публичного управления Федеральную службу судебных приставов (далее - ФССП России, Служба), то можно проследить последовательность реализации поставленных управленческих задач, реализуемых в целях повышения эффективности своей деятельности, в том числе благодаря совершенствованию, сектора информационных технологий,

При этом в рамках реализации стратегии 2008 года Службой за несколько лет достигнуты следующие результаты.

Так с целью реализации положений, предусмотренных подпунктом 5 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», в части создания и ведения в установленном порядке данных о возбуждении исполнительного производства, Федеральной службой судебных приставов в 2008 году был разработан официальный сайт на базе портальной технологии, размещенный в сети Интернет по адресу www.fssprus.ru.

После объединения сайтов территориальных органов на официальном интернет-сайте Феде-

ральной службы судебных приставов, они приобрели единый стиль оформления и подачи материалов, общий набор функциональных сервисов, общую поисковую систему сайта.

При этом регистрация единой автоматизированной системы ФССП России была осуществлена в 2018 году в рамках реализации Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы»1.

Если анализировать правовое обеспечение работы данной системы, то можно отметить, что особого внимания, здесь, заслуживает Федеральный закон от 01.07.2011 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах»2, с принятием которого созданы правовые основы для размещения общедоступной информации о ведении исполнительных производств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная информация включается в сформированный на официальном интернет-сайте ФССП России банк данных исполнительных производств, который доступен 24 часа в сутки, семь дней в неделю через ФССП России любому гражданину, организации, или сотруднику иных служб.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» сведения по исполнительным производствам являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества.

Таким образом, банк данных исполнительных производств должен ежедневно обновляться и содержать информацию только по актуальным (не оконченным и не прекращенным) исполнительным производствам.

Актуальная центральная база данных исполнительных производств позволяет реализовать на Едином портале государственных и муниципальных услуг интерактивное предоставление для граждан и юридических лиц широкого спектра информации, в том числе по ограничениям прав выезда за пределы Российской Федерации, о наличии задолженности по исполнительным производствам и др.

Банк данных исполнительных производств позволяет гражданам узнать информацию о своей задолженности по исполнительным производствам и без комиссии оплатить задолженность или сформировать квитанцию для оплаты.

1 О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 01.11.2012) // Собрание законодательства РФ. - 09.10.2006. - № 41.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах». Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 18.07.2011. - № 29. - Ст. 4287.

При этом говоря в целом о проводимых Службой мероприятиях по повышению эффективности своей деятельности, необходимо отметить, что формирование единого информационного пространства как технологической базы для дальнейшего развития взаимодействия с различными органами и организациями, гражданами и по состоянию на сегодняшний день остается приоритетным направлением развития российской системы принудительного исполнения. [4, с. 13]

В рамках реализации принципов, заложенных стратегией 2008 года, ФССП России как федеральный орган исполнительной власти и сейчас продолжает осуществлять свою деятельность в информационном пространстве уже с целью выполнения задач, обозначенных преемственной Стратегией.

Так, ФССП России за период реализации Стратегии достигнуты следующие результаты.

Активно осуществляется внедрение электронного документооборота с кредитными организациями (по состоянию на 01.01.2018 заключено 114 соглашений, в том числе запросы на наличие денежных средств у должника - 76, постановления об аресте (обращении взыскания) на денежные средства - 20, информация о ходе исполнительного производства - 11).

В рамках реализации постановления Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия»1 совместно с федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями ведется работа по переходу на взаимодействие через Единую систему межведомственного взаимодействия, версии 3.

Так, например, за 2018 год доля безбумажного юридически значимого документооборота с Федеральной налоговой службой и Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации как сторонами исполнительного производства в общем количестве документооборота с указанными органами достигла 96,1%, при прогнозном значении - 95%.

При этом, одним из принципов Стратегии установлено сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, в связи с чем в ряде в ряде регионов наблюдается дублирование копий постановлений на бумажном носителе, что значительно искажает реальную картину.

Также ФССП России осуществляется обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества путем реализации следующего приоритета - формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1222 (ред. от 28.03.2017) «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

В целях оптимизации возможности получения общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов разработан Приказ от 27.12.2017 № 676 «О внесении изменений в Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденный приказом Федеральной службы судебных приставов от 12.05.2012 № 248».

Приказом расширены возможности получения общедоступных сведений из банка данных в исполнительном производстве (далее - банк данных), не только через сайт ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также путем использования системы межведомственного электронного взаимодействия и путем предоставления доступа к интерфейсу программирования приложений (API) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменения, внесенные приказом, как представляется, будут способствовать оперативному получению, в частности, должниками информации о том, что в отношении них возбуждено исполнительное производство, что позволит добросовестным должникам своевременно исполнить требования исполнительного документа.

При этом, не смотря на положительные сдвиги в данной области деятельность ФССП России в информационном пространстве требует дальнейшего совершенствования и правового регулирования путем решения в том числе следующих задач:

- создание единого ресурса, хранящего в электронном виде судебные акты и исполнительные документы (банк судебных актов - БСА), для упрощения процедур их исполнения;

- усовершенствование и расширение функционала личного кабинета на ЕПГУ, обеспечение более широких возможностей для должника и взыскателя по судебному акту (исполнительному документу).

- подключение к единой системе электронного документооборота всех контрагентов, т.е. органов с кем осуществляется взаимодействие в рамках исполнения судебных актов и исполнительных документов (в том числе лиц, выплачивающих должникам доходы).

При этом необходимость формирования единого информационного пространства, в том числе с участием судов общей юрисдикции и мировых судей ранее уже неоднократно отмечалась рядом авторов в связи с переходом ФССП России на принудительное исполнение в электронном виде. [1, с. 33]

Указанные задачи в новых политико-правовых реалиях представляется целесообразным реализовать следующим образом:

1) Создание единого защищенного ресурса, хранящего в электронном виде судебные акты и исполнительные документы (банк судебных актов - БСА).

Предполагается, что после вынесения судебного акта и (или) при выдаче исполнительного документа он в электронном виде загружается в БСА, при этом данные действия, в том числе позволят избежать случаев предъявления для принуди-

5

m

о т;

>

У

т; А

тельного исполнения поддельных исполнительных судебных документов, что неоднократно встречается и сейчас в практике ФССП России. [5, с. 36]

После вступления судебного акта в законную силу либо при его немедленном исполнении, судебный акт, подлежащий исполнению органами власти и (или) государственными учреждениями, в автоматическом режиме направляется в их адрес для исполнения как в статусе органа, осуществляющего их исполнение, так и в статусе должника.

Здесь имеется в виду ФСИН (приговоры), МВД (административный арест, лишение прав, контролируемое выдворение и т.д.), ФНС (дисквалификация). По обеспечительным мерам - органы, организации (включая банки) о запрете на распоряжение имуществом (отчуждения) и т.д. Истребование из органов доказательств судом и их предоставление в электронном виде (при наличии такой возможности).

В качестве должника - для самостоятельного и добровольного исполнения судебного акта (в финансовые органы для исполнения со счетов должника).

2) Совершенствование и расширения функционала личного кабинета на ЕПГУ.

Предполагается совершенствование и расширение функционала личного кабинета на ЕПГУ, обеспечивающее полноценное участие должнику и взыскателю в исполнении судебного акта, предъявлении на исполнение исполнительного документа.

Планируется обеспечить возможность обращения взыскателя с заявлением о предъявлении электронного исполнительного документа к исполнению в Банк, работодателю, территориальный орган ФССП России. Возможность получения информации о ходе исполнения исполнительного документа, от лица/органа, осуществляющего исполнение, в том числе на регулярной основе (по подписке).

Данные меры, в том числе направлены на обеспечение возможности должнику самостоятельно и добровольно исполнить судебный акт (до выдачи исполнительного документа) или исполнительный документ, а также обратится к источнику получения дохода с заявлением об удержании из доходов денежных средств, необходимых для исполнения судебного акта.

На основании изложенного деятельность ФССП России в информационном пространстве, являющейся субъектом публичного управления, представляет собой новую форму взаимодействия государства и гражданского общества, которая требует дальнейшего всестороннего изучения и совершенствования правового регулирования с учетом современных реалий.

Литература

1. Бикмаев Р.Г., Бурганов Р.Г. Законодательные новеллы в сфере применения электронных

1 документов в судопроизводстве / Р.Г. Бикмаев,

2 Р.Г. Бурганов // Мировой судья. - Юрист. - 2015. -ОТ» № 2. - С. 30-34.

о 2. Гречковский Н.А. Информационные техноло-м гии как ресурс совершенствования управленческой 2 деятельности ФССП России / Н.А. Гречковский //

Исполнительное производство: теория и практика. - 2015. - № 3 (6) . - С. 105-108.

3. Гуреев В.А. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации: Монография. / В.А. Гуреев. - М.: Статут, 2013. - 408.

4. Парфенчиков А.О. Проблемные аспекты принудительного исполнения актов судов и иных органов в отношении юридических лиц в Российской Федерации / Отв. Ред. А.О. Парфенчиков и Д.Х. Валеев. М.: Статут, 2013. - 352.

5. Решетняк В.И. К вопросу об электронном правосудии в арбитражном и гражданском судопроизводстве / В.И. Решетняк // Юрист. - Издательская группа «Юрист». - 2011.- № 9. - С. 33-38.

Improvement of the activities of the federal bailiff service in the

information space Shearykina D.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation Subject: norms of administrative law and the results achieved by the FSSP of Russia in the context of the use of information and communication technologies that have become part of the sphere of public administration. The aim of the work is to analyze the activities of the Federal Bailiff Service as a subject of public administration in the information space, which is a new form of interaction between the state and civil society, including in the framework of the strategy of development of the information society in the Russian Federation for 2017 - 2030.

The research methodology consists of General scientific methods of

cognition using a system-functional approach. The result of the study is the analysis of the results achieved in the context of the use of information and communication technologies that have become part of the sphere of public administration, as well as the main problems and measures to improve the legal regulation of this area, taking into account modern realities. The scope of the results: the results of the study can be used in

practice in the Federal Bailiff Service. Novelty: the main problems are revealed and the measures of improvement of legal regulation of this direction taking into account modern realities are offered. Conclusions: the current state of legislation in this area is imperfect and therefore it is necessary to pay attention to the improvement of legislation not only the transition to enforcement in electronic form as an important element in the development of interdepartmental electronic interaction of the Federal Bailiff Service with public authorities as parties to enforcement proceedings, but also the implementation of measures aimed at improving the mechanisms of interaction of the service with organizations and citizens (both as a claimant and debtor). Keywords: information space, legislation, Federal Bailiff Service, management task, interdepartmental interaction, electronic document circulation.

References

1. Bikmaev R.G., Burganov R.G. Legislative innovations in the field

of application of electronic documents in legal proceedings / R.G. Bikmaev, R.G. Burganov // Magistrate judge. - Lawyer. -2015. - № 2. - p. 30-34.

2. Grechkovsky N.A. Information technology as a resource for improving the management of the FsSp of Russia / N.A. Grechkovsky // Executive production: theory and practice. -2015. - № 3 (6). - pp. 105-108.

3. Gureev V.A. Problems of identification of the conceptual model of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

development of the Federal Bailiff Service in the Russian Federation: Monograph. / V.A. Gureyev. - M .: Statute, 2013. - 408.

4. Parfenchikov A.O. Problem aspects of the enforcement of acts of

courts and other bodies in relation to legal entities in the Russian Federation / Ed. Ed. A.O. Parfenchikov and D.Kh. Valeev. M .: Statute, 2013. - 352.

5. Reshetnyak V.I. On the issue of e-justice in arbitration and civil

proceedings / V.I. Reshetnyak // Lawyer. - Publishing group "Lawyer". - 2011.- № 9. - p. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.