СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 338.2 JEL M15
Беликова Светлана Сергеевна
канд. соц. наук, ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» (Ростовский филиал), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6321-6955 e-mail: belikova-ss@yandex.ru
Беликов Алексей Викторович
канд. техн. наук, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Ростовской области (филиал), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2605-220X e-mail: abeliks@yandex.ru
Svetlana S. Belikova
Cand. Sci. (Soc.), Russian Customs Academy (Rostov branch), Rostov-on-Don, Russia
ORCID: 0000-0002-6321-6955 e-mail: belikova-ss@yandex.ru
Alexey V. Belikov
Cand. Sci. (Tech.), Federal Tax Service of Russia (Rostov region Branch), Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-2605-220X e-mail: abeliks@yandex.ru
DOI10.26425/1816-4277-2021-10-46-54
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ЕДИНЫЙ РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ»
Аннотация. В статье сформулированы предпосылки, побудившие государственные органы власти к реализации проекта федеральной государственной информационной системы «Единый регистр населения» с целью оперативного получения наиболее полной и достоверной информации о гражданах Российской Федерации. Представлены результаты обзора изменений для граждан и государственных структур от внедрения системы, содержащей сведения о населении. Выполнен анализ актуальности реализации указанного проекта, рассмотрены все «за» и «против». Создание единого регистра учета населения упростит межведомственное взаимодействие, будет содействовать оказанию электронных услуг и социальной помощи населению, способствовать повышению эффективности борьбы с правонарушениями, а также дальнейшему становлению информационного общества.
Ключевые слова: единый регистр населения, учет населения, цифровизация, государственные услуги, гармонизация, клиентоцентричность, эталон, информационная платформа
Цитирование: Беликова С.С., Беликов А.В. Цифровизация государственных и муниципальных услуг на примере реализации проекта федеральной государственной информационной системы «Единый регистр населения»//Вестник университета. 2021. № 10. С. 46-54.
DIGITALISATION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES, USING THE FEDERAL STATE INFORMATION SYSTEM "UNIFIED POPULATION REGISTER" AS AN EXAMPLE
Abstract. The article formulates the prerequisites that prompted state authorities to implement the project of the federal state information system "Unified Population Register" in order to promptly obtain the most complete and reliable information on the citizens of the Russian Federation. The results of an overview of changes for citizens and government agencies from the introduction of a population information system have been presented. The relevance of the project has been analysed and the pros and cons have been considered. The creation of a single population register will simplify interdepartmental cooperation, facilitate the provision of e-ser-vices and social assistance to the population, help to combat crime more effectively, and further develop the information society.
Keywords: unified population register, population counting, digitalisation, public services, harmonisation, customer centricity, benchmark, information platform
For citation: Belikova S.S., Belikov A.V. Digitalisation of state and municipal services, using the federal state information system "Unified Population Register" as an example, Vestnik universiteta, no. 10, pp. 46-54. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-10-46-54
© Беликова С.С., Беликов А.В., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Belikova S.S., Belikov A.V., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
В соответствии с положениями федерального закона от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», основной целью создания Единого федерального информационного регистра является формирование системы учета сведений о населении Российской Федерации (далее - РФ), обеспечивающей их актуальность и достоверность [1]. В создаваемом регистре будет консолидироваться сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, являющихся резидентами других государств. В регистре будут накапливаться сведения: о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве, различных идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полис ОМС), регистрационном учете, постановке на воинский учет, сведения из государственной службы занятости, документах об образовании, а также будут формироваться обоюдные ссылки в записи о родителях и их детях. Помимо этих сведений в регистр будет включена информация о данных профиля гражданина на портале государственных услуг РФ.
С целью практической реализации положений указанного закона Федеральная налоговая служба (далее -ФНС) приказом от 12 августа 2020 г. № ЕД-7-6/573 «О создании федеральной государственной информационной системы ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации» распорядилась создать государственную информационную систему ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ (далее - ФГИС «ЕРН») на базе информационно-технологической инфраструктуры ФКУ «Налог-Сервис», являющегося подведомственной структурой ФНС России [2].
В концепте по созданию регистра четко отражены два основных направления: дальнейшая цифровая трансформация правовой системы государства и ее ориентированность, в первую очередь, на нужды граждан с целью обеспечения максимального упрощения процедуры получения государственных услуг при использовании конкретных сервисов и при взаимодействии с государственными службами, в целом - клиен-тоцентричность [11].
Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния - опорный источник сведений о населении РФ, на базе данных которого будет осуществляться реализация проекта ФГИС «ЕРН». Новый регистр станет единой точкой эталонных достоверных сведений о физических лицах, семьях и домохозяйствах. Несогласованность информации в различных существующих реестрах создает путаницу и противоречия в таких сведениях, а их гармонизация в каждом отдельном реестре требует необоснованных финансовых вложений.
Предпосылки возникновения инициативы создания федеральной государственной информационной системы «Единый регистр населения»
Одной из причин формирования ФГИС «ЕРН» декларировалось использование регистра для оказания целенаправленной персонализированной поддержки гражданам государством, в том числе для снижения последствий пандемии СОУГО-19. На взгляд авторов, основной причиной столь динамичного решения о формировании регистра населения, стало осознание на всех уровнях государственного аппарата отставания от реалий современной цифровой жизни общества. Пандемия СОУГО-19 только проявила это отставание. Вместе с тем в пандемии усматриваются и факторы, стимулирующие технологические и управленческие инновации, которые могут дать толчок дальнейшему и все более активному использованию цифровых технологий [10].
Выяснилось, что бизнес и граждане смогли оперативно перейти на дистанционный формат работы, они научились с использованием цифровых агрегаторов закупать продукты и лекарства, общаться, учиться, развлекаться, решать множество различных жизненных проблем. При этом огромный массив данных о себе граждане предоставили агрегаторам по собственной воле, а на основе полученных данных агрегаторы смогли принимать мгновенные решения о расширении тех или иных направлений бизнеса в определенных локациях с целью удовлетворения общественного запроса и получения прибыли. В рамках такого симбиоза выиграли как бизнес, так и общество в лице каждого его члена. Многие граждане даже после снятия эпидемиологических ограничений не захотели вернуться к «допандемийной нормальности», продолжили работать, совершать покупки, развлекаться с использованием онлайн-систем.
Это явление было отнесено к характерным чертам цифровой экономики, включающим: перенос значительной части социального, в том числе хозяйственного, взаимодействия в электронное пространство; развитие дистанционных форм занятости и передачи информации; глобализация взаимодействия экономических агентов, в том числе вследствие формирования глобальных сетей создания стоимости (снижение воздействия фактора географического местоположения) [6].
Адаптироваться к новым цифровым реалиям сложнее всего оказалось государственным структурам. Отсутствие актуальной достоверной информации о населении явилось одной из острых проблем, мешающей оперативно реагировать на риски распространения СОУШ-19. Длительный сбор и увязка информации получаемой от различных министерств и ведомств, с целью принятия управленческих решений и оказания поддержки населению, показали недостатки существующей системы госаппарата. В то же время, многие члены действующего состава Правительства РФ ранее имели позитивный опыт применения общедоступных информационных ресурсов, создаваемых государственными органами, осуществляющими одновременно функции фискального
2022 -
2017 -
2012 -
2007 -
2002 -
1997
Информационный ресурс Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Хронология внедрения общедоступных государственных информационных ресурсов
Таким образом, создание государством федерального регистра о населении для целей оперативного получения наиболее полной и достоверной информации, явилось необходимым поступательным шагом в условиях цифровизации экономики для обеспечения содействия дальнейшему развитию информационного общества. Цифровые технологии являются движущей силой развития экономики и глобализации [9]. Регистр поможет объединить информацию из различных реестров, что значительно сократит количество операций для оказания государством быстрых и качественных услуг.
Обзор результатов внедрения ФГИС «ЕРН» для граждан и государственных структур
Сухая нормативная формулировка не отражает все позитивные аспекты создаваемой системы. Как подчеркнули авторы закона в пояснительной записке, создание регистра населения «позволит обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России» [3].
Запуск информационной платформы на базе регистра населения принесет много практической пользы как для граждан, так и для государства в виде его федеральных, региональных и муниципальных структур.
и регистрирующего органа [7]
| Единый государственный реестр налогоплатилыциков (1)
I Единый государственный реестр юридических лиц (2)
| Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (3)
Федеральная информационная адресная система (4)
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (5)
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (6)
Этот ресурс будет эталоном, с ним смогут сверяться другие информационные системы различных министерств и ведомств (рис. 2). Основным достоинством формируемого регистра, по мнению авторов, является быстрота получения актуальной информации.
У государства появится возможность использования данных в социальных целях, в том числе для оказания адресной социальной поддержки семьям. Ранее попытки поддержки многодетных семей сопровождались с многочисленными проблемами их статистического учета. Информация о количестве семей, детей в семьях носила срезовый характер на дату переписи и не позволяла с приемлемой точностью определить размер бюджетных расходов для осуществления той или иной планируемой выплаты. Данные накапливались только в период переписи населения и в силу значительных временных интервалов между переписными кампаниями не могли носить актуального и достоверного характера. Отсутствие актуальной информации приводило к тому, что правительство РФ, имея определенные ресурсы для оказания социальной помощи, не могло определиться с объемом и порядком ее предоставления каждой конкретной нуждающейся семье или ребенку. Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых граждане смогут получить поддержку в полной мере без сбора многочисленных справок, согласований, и т. п.
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 2. Единый регистр населения как эталонный источник информации о гражданах
Запрет на истребование у граждан документов, которые возможно получить в рамках межведомственного взаимодействия правительством РФ был наложен достаточно давно, органам власти при предоставлении государственных услуг запретили Распоряжением правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2326-р запрашивать у граждан разнообразный перечень документов и сведений, которые накапливают федеральные органы исполнительной власти [4]. Госорганы давно освоили процедуру обмена такими данными в автоматическом режиме с использованием каналов межведомственного взаимодействия. Однако формирование запросов и получение на них ответов, даже в автоматическом режиме, занимает от нескольких минут до нескольких часов ожидания. Такие технологические ограничения не позволяют оказывать государственную услугу за одно посещение. С вводом в промышленную эксплуатацию ФГИС «ЕРН» подобные технологические ограничения уйдут в прошлое. Новый регистр будет применяться и при дистанционном оказании услуг на портале государственных услуг РФ «Госуслуги», консолидация в нем достоверной информации позволит оказывать услуги более оперативно.
Получение актуальной информации ускорит не только предоставление государственных услуг, но будет способствовать ускорению судебных процедур, что позволит оперативно удовлетворять интересы граждан, чьи права могут быть нарушены в связи с отсутствием достоверной информации, что позволит минимизировать возможность фальсификации и подлога. Предусмотренная возможность обращения суда к ФГИС «ЕРН» позволит оперативно получить информацию, необходимую для вынесения обоснованного судебного решения.
Лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий, будут наделены правом доступа к информации, требуемой для совершения нотариальных действий и имеющейся в ФГИС «ЕРН», более того, при совершении юридически значимых действий они будут обязаны сверяться с данными регистра. Это востребовано в первую очередь для того, чтобы нотариальные действия совершались нотариусом, убедившимся в подлинности представленных документов и сведений. Доступ к данным регистра позволит провести дополнительную проверку личности граждан, которая снизит риск мошеннических действий, позволит активнее пресекать преступные схемы с использованием поддельных документов, направленные на незаконное присвоение чужого имущества, что, в свою очередь, сыграет немаловажную роль для дальнейшего формирования «белого» рынка недвижимости в РФ.
Учитывая, что ФГИС «ЕРН» создается на длительную перспективу, при накоплении данных о нескольких поколениях появиться возможность предоставлять гражданам информацию об их генеалогическом древе.
С внедрением ФГИС «ЕРН» граждане РФ получат ряд новых возможностей, а перед госструктурами откроется большое количество перспективных компетенций. Решение вопросов планирования в развитии отдельных регионов и всей страны в целом значительно упростится. Федеральные и региональные органы власти будут располагать достоверной информацией о населении, реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития станет более прозрачной и оперативной, в том числе, в результате гармонизации данных в государственных и муниципальных ресурсах.
Выявление семей, нуждающихся в адресной социальной поддержке
Отсутствие необходимости предоставления различных документов при получении государственных услуг__
Оперативное получение государственных услуг, в т.ч. в дистанционной форме
Однозначное определение нотариусами наследников первой очереди
Возможность получения информации о генеалогическом древе_^
Упрощение процедуры планирования развития РФ в целом и регионов
Повышение качества данных в государственных и муниципальных ресурсах (гармонизация)
Автоматизация процедуры переписи населения
Официальный статистический онлайн-учет (Замена части функций Росстата)
Упрощение формирования списков избирателей
/-ч
Замена множества запросов к СМЭВ, на единственный запрос к ФГИС «ЕРН»
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 3. Позитивные изменения для граждан и государственных структур от внедрения ФГИС «ЕРН»
С введением ФГИС «ЕРН» уйдет в прошлое необходимость проведения регулярной переписи населения. Бюджет проведения Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. составил 32 млрд руб. [14]. Помимо расходования значительных средств на проведение Всероссийской переписи населения, власти столкнулись с невозможностью ее проведения по эпидемиологическим причинам. Основной этап проведения переписи
планировался с 1 по 31 октября 2020 г., но из-за распространения СОУГО-19 было принято решение перенести его, вначале на апрель, затем на октябрь 2021 г. [13].
Безусловно, накопленные в регистре данные должны применяться и в целях статистического учета Рос-статом РФ, что поможет снизить издержки со стороны государства на содержание этого ведомства. Данные из ФГИС «ЕРН» будут востребованы избирательными комиссиями РФ для формирования актуальных и достоверных списков избирателей. Регистр позволит исключить регулярные скандалы с присутствием в списках избирателей умерших людей, которые подрывают доверие ко всей избирательной системе. Внедрение ФГИС «ЕРН» позволит снизить нагрузку на систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), и как следствие, перераспределить высвободившиеся ресурсы на другие направления совершенствования оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде.
Анализ актуальности проблем, связанных с реализацией проекта ФГИС «ЕРН»
Противники формирования единого регистра населения РФ высказывают опасение, что в результате его внедрения органы власти обретут инструмент совершенного контроля над информацией о гражданах, который может представлять в определенной степени угрозу для их безопасности. Еще одной проблемой, называемой противниками подобных систем, является риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений с использованием полученной информации. Наличие полярных мнений в отношении регистра, как со стороны представителей общественности, так и от отдельных представителей структур госбезопасности только увеличивает интерес к проблемам формирования единого регистра населения РФ.
Во многом аналогичный проект «О цифровом профиле гражданина» ранее был подвергнут критике представителями силового блока [5]. В его отношении представители Федеральной службы безопасности указывали на то, что обработка персональных данных всех граждан РФ в рамках единой инфраструктуры значительно увеличит потенциальные риски утечки этой информации. Аналогичную проблему поднимали многие представители научного сообщества, направив открытое письмо в администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Совет Федерации РФ и Государственную Думу РФ [12]. На поспешность принятия закона о регистре населения указывали депутаты Госдумы РФ. Они обращали внимание на сжатые сроки рассмотрения законопроекта и риски утечки персональных данных. Но, несмотря на это, глава ФНС России Даниил Егоров заверил депутатов в обеспечении максимального уровня защиты данных ФНС России под непрерывным контролем со стороны регуляторов в сфере защиты информации, в список которых входит и Федеральная служба безопасности РФ.
Проведенный авторами анализ актуальности проблем внедрения ФГИС «ЕРН» показывает, что некоторые из них являются необоснованными, в то же время есть значимые проблемы, которые могут и должны быть решены в ходе реализации этого проекта.
Проблема накопления избыточной информации о гражданах во многом несостоятельна, так как сегодня сведения, подлежащие внесению в ФГИС «ЕРН», уже накоплены и обрабатываются в базах данных 12 министерств и ведомств, и внедрение новой системы учета населения не предусматривает сбора и накопления каких-либо новых данных о гражданах, а только консолидирует имеющуюся информацию в единую эталонную базу данных. Все сведения, поступающие в регистр - общие данные, которыми государство и так располагает, но они не соединены воедино.
Проблема несанкционированного доступа к ФГИС «ЕРН» была достаточно хорошо проработана на этапе подготовки законопроекта, в результате чего предоставление прав для работы с создаваемой системой строго регламентировано. Законом определено, что каждый государственный орган будет иметь доступ к ФГИС «ЕРН» только в части своей компетенции. Сотрудник Пенсионного фонда РФ не будет иметь возможности получить сведения о воинской обязанности или об уровне образования гражданина. В законе [1] установлено, что органам государственной власти РФ информация из федерального регистра предоставляется обезличенной. Доступ к необезличенной информации возможен исключительно с целью исправления ошибок, для обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов, в рамках совершенствования предоставления государственных услуг. Это также снижает риск получения информации, не входящей в зону компетенции.
Проблема исправления ошибок в эталонном регистре и отсутствия методов их исправления со стороны граждан решена на этапе проектирования. Каждый гражданин будет иметь возможность получить данные о себе, содержащиеся в ФГИС «ЕРН», и в случае выявления несоответствия или ошибки проработан
порядок, по которому изменения в регистр будут вноситься по его заявлению. Одним из уровней защиты ФГИС «ЕРН» станет обязательная фиксация всех параметров транзакций, вносящих изменения в федеральный регистр и сплошное протоколирование запросов, направляемых с использованием СМЭВ, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Одной из проблем, предъявляемых противниками внедрения ФГИС «ЕРН» является неограниченное расширение круга министерств и ведомств, имеющих возможность получить доступ к данным регистра. На этот случай в законодательном порядке предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют или актуализируют сведения в ФГИС «ЕРН», и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный закон. Четкое закрепление данных норм в самом законе, а не в подведомственных актах способствует прозрачности и упрощает процедуру контроля со стороны парламентариев и общественности.
Заключение
Внедрение ФГИС «Единый регистр населения» станет еще одним шагом для перехода на единую цифровую платформу обмена документами, что в дальнейшем приведет к сокращению издержек на обеспечение взаимодействия экономических агентов и позволит в полной мере осуществлять государственное управление, основанное на цифровых данных [8].
Федеральный регистр, как и любая другая цифровая система, может служить как благим целям, так и наносить вред в зависимости от того, в какие руки он попадет. В условиях цифровизации всех сфер жизни общества внедрение ФГИС «ЕРН» является необходимым и закономерным шагом. Требуется лишь четко соблюдать установленные правила его использования и применения на всех уровнях работы с данными регистра, а регуляторам в области защиты информации на постоянной основе осуществлять контроль за их исполнением. Все эти меры необходимы для того, чтобы не нарушить интересы развития общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354474/ (дата обращения: 21.08.2021).
2. Приказ ФНС России от 12.08.2020 № ЕД-7-6/573 «О создании федеральной государственной информационной системы ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_360378/ (дата обращения: 21.08.2021).
3. Законопроект Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи от 23.07.2019 № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // «Система обеспечения законодательной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/759897-7 (дата обращения: 21.08.2021).
4. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2016 № 2326-р (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_206677/ (дата обращения: 21.08.2021).
5. Законопроект Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи от 05.07.2019 № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» // «Система обеспечения законодательной деятельности» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747513-7 (дата обращения: 21.08.2021).
6. Банасиковска, Я. Т. Система отношений государства и общества в сфере государственных услуг в условиях цифровой экономики: ... дис. д. экон. наук: 08.00.01 / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. - Москва, 2018. - 396 с.
7. Беликова, С. С., Беликова, Н. В. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности как аспект цифровизации экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 4 (119). - С. 45-48.
8. Беликова, С. С., Беликов, А. В. Национальная система электронного документооборота как фактор цифровизации экономики // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2021. - № 2 (43). - С. 21-27.
9. Графова, Т. О. Технологии и инструменты цифровой экономики // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях», г. Ростов-на-Дону, 16 - 20 ноября 2020 г., науч. ред. П. Н. Башлы. - Ростов-на-Дону: Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 2020. - С. 136-142.
10. Рябошапка, А. И., Гапончик, А. Н. Применение механизма «Единого окна» в деятельности таможенных органов в условиях COVID-19 // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2020. - № 4 (41). - С. 12-20.
11. В России сформируют единый регистр со сведениями обо всем населении страны // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/14/v-rossii-sformiruiut-edinyj-registr-so-svedeniiami-obo-vsem-naselenii-strany.html (дата обращения: 21.08.2021).
12. Госдума сдает Россию в лапы ЦРУ? Более 250 ученых выступили с публичным протестом // VestiRegion.ru. Новости Владивостока и Приморья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestiregion.ru/2020/05/21/gosduma-sdayot-rossiyu-v-lapy-cru-bolee-250-uchyonyx-vystupili-s-publichnym-protestom/ (дата обращения: 21.08.2021).
13. Новые сроки переписи населения - с 15 октября по 14 ноября // Всероссийская перепись населения. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.strana2020.ru/novosti/novye-sroki-perepisi-naseleniya-s-15-oktyabrya-po-14-noyabrya/ (дата обращения: 21.08.2021).
14. Росстат снизил затраты на Всероссийскую перепись населения // Вести.Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vesti.ru/finance/article/2487343 (дата обращения: 21.08.2021).
References
1. Federal Law No. 168-FZ dated on June 8, 2020 "On the Unified Federal Information Register Containing Information about the Population of the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_354474 (accessed 21.08.2021).
2. Order of the Federal Tax Service of Russia No. ED-7-6/573 dated on August 12, 2020 "On the Creation of a Federal State Information System for Maintaining a Unified Federal Information Register Containing Information about the Population of the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_360378 / (accessed 21.08.2021).
3. Draft Law of the State Duma Committee on Information Policy, Information Technologies and Communications No. 759897-7 dated on July, 2019 "On the Unified Federal Information Register Containing Information about the Population of the Russian Federation", "System for ensuring legislative activity". Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/759897-7 (accessed 21.08.2021).
4. Order of the Government of the Russian Federation No. 2326-r dated on November 1, 2016 (as amended, dated on July 29, 2020) "On Approval of the List of Documents and Information at the Disposal of Individual Federal Executive Bodies, State Extra-Budgetary Funds of the Russian Federation and Necessary for the Provision of State and Municipal Services to Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation and Local Self-Government Bodies", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206677 / (accessed 21.08.2021).
5. Draft Law of the State Duma Committee on Information Policy, Information Technologies and Communications No. 747513-7 dated on July 5, 2019 "On Amendments to Certain Legislative Acts (in Terms of Clarifying Identification and Authentication Procedures)", "System for ensuring legislative activity". Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747513-7 (accessed 21.08.2021).
6. Banasikowska Ya. T. The system of relations between the state and society in the field ofpublic services in the digital economy. Dissertation of Doctor of Economic Sciences: 08.00.01, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, 2018, 396 p. (In Russian).
7. Belikova S. S., Belikova N. V State information resource of accounting (financial) reporting as an aspect of digitalization of economy, Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel 'stvo; pravo i upravlenie, 2020, no. 4 (119), pp. 45-48. (In Russian).
8. Belikova S. S., Belikov A. V. National electronic document management system as a factor of digitalization of the economy, Academicheskii vestnikRostovskogofiliala Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 2021, no. 2 (43), pp. 21-27. (In Russian).
9. Grafova T. O. Digital economy technologies and tools, Proceedings of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference: "Features of state regulation of foreign economic activity in modern conditions, Rostov-on-Don, November 16-20, 2020, Scientific
BecmuuK yuueepcumema № 10, 2021
Edition by Bashly P. N., Rostov-on-Don, Rostov Branch of the State Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy", pp. 136-142. (In Russian).
10. Ryaboshapka A. I., Gaponchik A. N. Application of the "Single Window" mechanism in the activities of customs authorities in the conditions of COVID-19, Academicheskii vestnikRostovskogofiliala Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 2020, no. 4 (41), pp. 12-20. (In Russian).
11. A unified register will be formed in Russia with information about the entire population of the country, Rossiiskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2021/04/14/v-rossii-sformiruiut-edinyj-registr-so-svedeniiami-obo-vsem-naselenii-strany.html (accessed 21.08.2021).
12. Is the State Duma handing Russia over to the CIA? More than 250 scientists made a public protest, VestiRegion.ru. News of Vladivostok andPrimorsky Territory. Available at: http://vestiregion.ru/2020/05/21/gosduma-sdayot-rossiyu-v-lapy-cru-bol-ee-250-uchyonyx-vystupili-s-publichnym-protestom/ (accessed 21.08.2021).
13. New terms of the population census - from October 15 to November 14, All-Russian Population Census, Vesti.Ru. Available at: https://www.strana2020.ru/novosti/novye-sroki-perepisi-naseleniya-s-15-oktyabrya-po-14-noyabrya/ (accessed 21.08.2021).
14. Rosstat has reduced the costs of the All-Russian Population Census. Available at: https://www.vesti.ru/finance/article/2487343 (accessed 21.08.2021).