Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, СОДЕРЖАЩИЙ СВЕДЕНИЯ О НАСЕЛЕНИИ: ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ'

ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, СОДЕРЖАЩИЙ СВЕДЕНИЯ О НАСЕЛЕНИИ: ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ РЕГИСТР СВЕДЕНИЙ О НАСЕЛЕНИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ЦИФРОВИ-ЗАЦИЯ / UNIFIED REGISTER OF INFORMATION ABOUT THE POPULATION / PERSONAL DATA / PUBLIC SERVICES / CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS / PRIVACY / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невьянцева Владлена Андреевна

Цифровизация общества и государства приводит к тому, что нововведения начинают не только влиять на оптимизацию процессов, но и затрагивать права и свободы граждан как в положительном, так и в негативной ключе. В 2020 г. был принят закон, регламентирующий создание системы учета сведений о населении в Российской Федерации. Несмотря на то, что он нацелен на обеспечение достоверности и непротиворечивости сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, пребывающих на территории государства, поправки в законодательство вызвали общественный резонанс относительно ущемления права на неприкосновенность частной жизни, обеспокоенности за безопасность хранения и обработки персональных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED FEDERAL INFORMATION REGISTER CONTAINING INFORMATION ABOUT THE POPULATION: ISSUES OF RELEVANCE OF CREATING A SYSTEM AND ENSURING THE PROTECTION OF PERSONAL DATA

The digitalization of society and the state leads to the fact that innovations begin not only to influence the optimization of processes, but also to affect the rights and freedoms of citizens both in a positive and in a negative way. In 2020, a law was adopted to regulate the creation of a system for recording information about the population in the Russian Federation. Despite the fact that it is aimed to ensure the reliability and consistency of information about citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons staying on the territory of the state, the amendments to the legislation caused a public outcry. It is connected with infringement of the right to privacy, concerns about the safety of storage and processing personal data.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, СОДЕРЖАЩИЙ СВЕДЕНИЯ О НАСЕЛЕНИИ: ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении: вопросы актуальности создания системы и обеспечения защиты персональных данных

Невьянцева Владлена Андреевна,

аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ E-mail: nevyancevavladlena@gmail.com

Цифровизация общества и государства приводит к тому, что нововведения начинают не только влиять на оптимизацию процессов, но и затрагивать права и свободы граждан как в положительном, так и в негативной ключе. В 2020 г. был принят закон, регламентирующий создание системы учета сведений о населении в Российской Федерации. Несмотря на то, что он нацелен на обеспечение достоверности и непротиворечивости сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, пребывающих на территории государства, поправки в законодательство вызвали общественный резонанс относительно ущемления права на неприкосновенность частной жизни, обеспокоенности за безопасность хранения и обработки персональных данных.

Ключевые слова: единый регистр сведений о населении, персональные данные, государственные услуги, конституционные права граждан, неприкосновенность частной жизни, цифрови-зация.

В условиях реализации положений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и развития процессов информатизации государственных органов в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» растет количество информационных систем, создание и ввод в эксплуатацию которых связаны с необходимостью решения вопросов хранения и обработки персональных данных не только государственных гражданских служащих, но и иных лиц, в целях содействия в реализации прав которых создается информационная система. Наличие большого количества отсылочных норм по вопросам защиты сведений, содержащихся в информационной системе, включая персональные данные, к нормам иных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за их применением, формирует среди граждан недоверие к уровню защиты данных в государственных информационных системах. А, следовательно, негативно влияет на оценку деятельности государственных органов по созданию новых систем, призванных аккумулировать еще больший массив данных о гражданах Российской Федерации.

2020 год был ознаменован в России как год обсуждения и принятия законопроектов, вызвавших наибольший резонанс среди населения в сфере защиты персональных данных. По мнению граждан, в условиях распространения коронавирусной инфекции наблюдалось агрессивное, без общественного обсуждения, срочное продвижение законодательных инициатив, представляющих угрозу безопасности частной жизни и государства. Продолжается рассмотрение проекта федерального закона № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации» (касающегося создания цифрового профиля гражданина), принят Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» [5]. В период рассмотрения и принятия законопроектов в адрес Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи за период с 17.04.2020 по 20.05.2020 поступило более 49 тыс. обращений более чем от 3,2 тыс. граждан с требованием отклонить законопроекты, что свидетельствует о несогласии с масштабной

5 -о

сз

<

см о см

цифровизацией, нарушающей конституционные права граждан.

В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе координации информации содержатся сведения о 341 федеральной государственной информационной системе. Не каждая из них является информационной системой персональных данных, к наиболее крупным из них следует отнести: Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА); Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния; государственные информационные системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях [3]. Предлагаемый к созданию Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, не имеет целью реализацию отдельных полномочий государственного органа, он представляет закрепленную ст. 2 Закона совокупность сведений о населении Российской Федерации (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства), которые содержатся в государственных информационных системах органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами. Цель - обеспечение актуальности и достоверности данных. При этом Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от 22.06.2010 № 14-П, в котором определено: «цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» [6]. Представляя собой совокупность данных о каждом лице, учитываемом в качестве населения Российской Федерации, регистр предполагает консолидацию всех имеющихся официальных сведений о физическом лице, содержащих разнородную информацию, в единую запись, что, по мнению граждан, также несет угрозу интересам общества и государства. В ч. 3 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определено «не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, не совместимых между собой»... «обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки» [4]. То есть,

несмотря на обособленное функционирование государственных информационных систем органов государственной власти, будет создана еще одна система, доступ к которой будет предоставлен большему перечню лиц, порядок предоставления данных которым передан частью 7 ст. 11 Закона № 168 на подзаконный уровень, что вызывает дополнительные сомнения граждан в правомерности сбора их персональных данных.

На основании анализа обращений граждан против создания Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, правомерно выделить те конституционные нормы [1], о нарушении которых заявляли граждане:

- ч. 1 ст. 21 «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» - граждане обеспокоены присвоением каждой записи уникального номера, позволяющего идентифицировать граждан, при этом вызывает противоречия с п. 1 ст. 19 ГК РФ, определяющим имя, включающее фамилию, имя, а также отчество, идентификатором, позволяющим индивидуализировать гражданина, приобретать и осуществлять права и обязанности.

- ч. 1 ст. 24 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» -граждане отмечают, что Закон предписывает органам государственной власти и перечню организаций обязанность по передаче перечня данных физических лиц, при этом нет указания на необходимость повторного сбора согласия на обработку персональных данных.

- ч. 3 ст. 55 «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

С одной стороны, граждане Российской Федерации обеспокоены ситуацией с возможностью умышленного использования персональных данных в неправомерных целях, с другой стороны, в настоящее время существует Единая система идентификации и аутентификации, в которой аккумулирован большой объем информации о гражданах и которая упрощает процедуру взаимодействия граждан с публично-правовыми институтами в сфере оказания государственных услуг. Несмотря на наличие сбоев в функционировании, Единая система идентификации и аутентификации является эффективным инструментом развития отношений «государство-гражданин». Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, до 31.12.2025 находится в переходном периоде, что позволит более точно сформулировать требования к нему, при этом он должен позволить получать полные и достоверные сведения о физи-

ческих лицах, повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного управления.

Следует предположить, что обеспокоенность граждан, вызванная отсутствием конкретной цели создания Единого регистра, приведет к росту количества заявлений в органы внутренних дел по таким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации [2] как ст. 137 «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную, семейную тайну, без его согласия», ст. 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации», ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» [8, с. 134]. Информация о том, что основным оператором государственной информационной системы станет Федеральная налоговая служба (должностные лица которой будут иметь доступ ко всем данным граждан, превышающим перечень данных, необходимых для реализации ими своих полномочий), а сама система может быть подвержена кибератакам в связи с наличием полной базы сведений о населении - вот основные причины недовольства граждан предлагаемой системой цифровизации государственного управления [9, с. 137]. Председателем Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Е. Хин-штейном даны разъяснения [10], касающиеся функционирования Единого регистра: он будет консолидировать общие данные о гражданине, которыми государство уже располагает, но они не приведены в унифицированный вид, а это позволит сократить сроки оказания услуг для граждан, автоматизировать процессы. А.Е. Хинштейн также отметил, что выбор Федеральной налоговой службы в качестве оператора - преднамеренный шаг, основанный на практике, подтверждающей высокий уровень защищенности данных. Для сведения, 12.08.2020 Федеральной налоговой службой подписан приказ «О создании федеральной государственной информационной системы ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации» [7].

Рассматривая вопрос создания Единого федерального информационного регистра, необходимо отметить, что опасения граждан излишне завышены. Ежедневно граждане оставляют свои персональные данные на многих информационных ресурсах, используют мобильные технологии, позволяющие упростить получение услуг. При этом, отсутствие достаточно высокого уровня доверия к системе государственного управления ставит под сомнение любой шаг государства, который напрямую не отражает получение человеком какой-либо выгоды от нововведения. Реакция населения на инициативы государство говорит о тенденции к изменению уровня правового сознания граждан, к его росту. Однако теперь следует более глубоко погружаться в проблематику, пони-

мать, что федеральное законодательство не может быть направлено на нарушение конституционных прав граждан, необходимо продолжать отслеживать динамику работы над созданием Единого федерального информационного регистра, заявлять о возможных недоработках, прикладывать совместные усилия для улучшения жизни граждан, обеспечения развития государства, в том числе в сфере цифровизации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных»// Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.

5. Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.06.2020, № 24, ст. 3742.

6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 № 14-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2010, № 27, ст. 3552.

7. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.2020 № ЕД-7-6/573@ «О создании федеральной государственной информационной системы ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, URL: http://www. consultant.ru/.

8. Зуева А.С., Невьянцева В.А. Вопрос квалификации преступления, совершенного должностным лицом, ответственным за обработку персональных данных // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. С.132-140.

9. Невьянцева В.А. Проблема научного исследования вопросов, связанных с незаконным использованием персональных данных тре-

5 -а

сз

<

тьих лиц // 21 century: fundamental science and technology XXII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4. 02.2020. Vol...Morrisville, NC. USA: Lulu Press. 2020. P. 136-138. 10. Хинштейн А.Е. Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим [Электронный ресурс] // URL: http://duma.gov. ru/news/48646.

UNIFIED FEDERAL INFORMATION REGISTER CONTAINING INFORMATION ABOUT THE POPULATION: ISSUES OF RELEVANCE OF CREATING A SYSTEM AND ENSURING THE PROTECTION OF PERSONAL DATA

Nevyantseva V.A.

State Autonomous Educational Institution of Higher Education, Moscow State Pedagogical University

The digitalization of society and the state leads to the fact that innovations begin not only to influence the optimization of processes, but also to affect the rights and freedoms of citizens both in a positive and in a negative way. In 2020, a law was adopted to regulate the creation of a system for recording information about the population in the Russian Federation. Despite the fact that it is aimed to ensure the reliability and consistency of information about citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons staying on the territory of the state, the amendments to the legislation caused a public outcry. It is connected with infringement of the right to privacy, concerns about the safety of storage and processing personal data.

Keywords: unified register of information about the population, personal data, public services, constitutional rights of citizens, privacy, digitalization

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during a nationwide vote on 01.07.2020).

2. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 31.07.2020) // Collected Legislation of the Russian Federation, 17.06.1996, No. 25, Article 2954

3. Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ (as amended on June 8, 2020) «On Information, Information Technologies and Information Protection» // Collected Legislation of the Russian Federation, July 31, 2006, No. 31 (1 h.), Art .3448.

4. Federal Law of July 27, 2006 No. 152-FZ (as amended on April 24, 2020) «On Personal Data» // Collected Legislation of the Russian Federation, July 31, 2006, No. 31 (1 h.), Article 3451.

5. Federal Law of 08.06.2020 No. 168-FZ «On the Unified Federal Information Register containing information about the population of the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation, 15.06.2020, No. 24, Article 3742.

6. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 22.06.2010 No. 14-P «On the case of checking the constitutionality of subparagraph «a» of paragraph 1 and subparagraph «a» of paragraph 8 of Article 29 of the Federal Law «On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum citizens of the Russian Federation» in connection with the complaint of citizen A. M. Malitsky»// Collected Legislation of the Russian Federation, 05.07.2010, No. 27, Article 3552.

7. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated 12.08.2020 No. EED-7-6 / 573 @ «On the creation of a federal state information system for maintaining the Unified Federal Information Register containing information about the population of the Russian Federation» [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus, URL: http://www.consultant.ru/.

8. Zueva A.S., Nevyantseva V.A. The question of qualifying a crime committed by an official responsible for the processing of personal data // Bulletin of Moscow University. Series 26. State audit. S. 132-140.

9. Nevyantseva V.A. The problem of scientific research into issues related to the illegal use of personal data of third parties // 21 century: fundamental science and technology XXII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4. 02.2020. Vol ... Mor-risville, NC. USA: Lulu Press. 2020. P. 136-138.

10. Khinshtein A.E. What is a unified register of information about the population and why is it needed [Electronic resource] // URL: http://duma.gov.ru/news/48646.

СЧ

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.