НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017
УДК 004.658.2
Гундерич Галина Альбертовна, кандидат технических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплинКрымского юридического института (филиала)Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Симферополь, Республика Крым, РФ
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Аннотация: актуальность настоящей статьи связана с прогрессивным развитием информационной сферы российского общества. Одним из факторов развития выступает сочетание реализации права граждан на доступ к информации и право на охрану частной жизни. Авторами был проведен анализ правовой базы информационной сферы общества: Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в результате которого были определены основные тенденции реализации прав граждан в информационной сфере.
Ключевые слова: Интернет, информация, данные, права граждан, право на забвение, сфера информации.
Gunderich Galina Albertovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Crimean Institute of Law (branch) of the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation,Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation e-mail: [email protected]
PROBLEM OF PROTECTION OF PERSONAL DATA
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017
Abstract: the relevance of this article is related to the progressive development of the information sphere of Russian society. One of the factors of development is the combination of the realization of the right of citizens to access to information and the right to privacy. The authors analyzed the legal framework for the information sphere of the society: Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 "On Information, Information Technologies and Information Protection", which determined the main trends in the realization of citizens' rights in the information sphere.
Keywords: Internet, information, data, citizens' rights, the right to oblivion, the sphere of information.
С начала 60-х годов прогресс в развитии компьютерной техники и технологий стал оказывать активное влияние на все сферы жизнедеятельности человеческого общества.
В это время из всего объема информации была выделена особая группа сведений, касающихся частной жизни конкретных людей, которая собиралась, обрабатывалась и распространялась различными службами и организациями. Эти сведения получили название «данные о личности», «информация о личности» или «персональные данные».
Создание крупных компьютерных центров и концентрация в них различной информации вызвали необходимость правовой регламентации деятельности, связанной с использованием сведений персонального характера.
Одним из первых целевых законодательных актов по защите персональных данных является немецкий Закон земли Гессен «О защите данных»1970 года, который в последующем приобрел статус Федерального закона. Авторы Закона, исходя из предпосылки, что информационные потоки формируют «нервный центр общественной жизни» и обладание информацией о гражданах представляет «общественную силу», справедливо полагали, что автоматизированная обработка данных без принятия мер по их защите несет угрозу личной свободе и, как следствие, создает новую угрозу гражданскому обществу. Сфера применения Закона распространяется на любые действия
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 государственных и негосударственных организаций, связанные с получением, обработкой, хранением и распространением персональных данных, с использованием традиционных или автоматизированных средств.
Международное признание важности проблемы персональных данных было закреплено в 1981 году принятием странами Совета Европы Конвенции по защите данных о личности при автоматизированной обработке информации. Конвенция исходит из того, что права и интересы личности в условиях применения новейших информационных технологий, компьютерных и телекоммуникационных средств могут быть нарушены в результате несанкционированного использования сведений о личности ей же во вред, тем самым, сведя на нет ее естественные права, являющиеся основой свободы, справедливости и мира. Указанные права следует защищать на законодательном уровне.
В современном обществе информация стала одной из важнейших составляющих. Развитие межгосударственных отношений, глобализация, дистанционное управление экономическими и политически процессами - все эти тенденции, присущие современному миру невозможны без информации и средств ее распространения.
На сегодняшний день информационно-телекоммуникационная сеть Интернет является одним из главных средств для свободного распространения информации, аккумулирующее практически все доступные источники информации. В связи с этим возникает необходимость правового регулирования данной сферы, в целях обеспечения прав граждан.
С одной стороны, обеспечиваемые статьей 29 Конституции Российской Федерации свобода слова, свобода получения, использования и распространения информации любым законным способом не подлежат ни ограничению, ни ущемлению. Однако, с другой стороны очевидна необходимость защиты персональных данных граждан, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 Какое из прав в данном случае превалирует - вопрос сложный инеоднозначный. Однако государство все же регулирует данную сферу. Так, 13 июля 2015 года был подписан федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно этому закону, оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет», позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя. Исключение составляют информация о событиях, содержащих признаки преступлений, срок привлечения к уголовной ответственности по которым еще не истек, а также информация о преступлении, судимость по которому не снята или не погашена. Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2016 года.
Считаем необходимым рассмотреть предложенные поправки более детально, так как при первоначальном рассмотрении вопроса возникает противоречие между частным и публичным интересами.
Данная поправка ориентирована на защиту личности, однако существует также и общественный интерес, и, если информация утратила значение для одного лица, не презюмируется, что данная информация не будет вызывать интерес у других лиц. Поэтому необходимо определить, сколько лиц запросивших определенную информацию будут представлять общественную заинтересованность в данной информации, достаточной для мотивированного отказа оператором поисковой системой заявителю.
Данная новелла российского законодательства уже действует в ряде европейских стран (Италия, Франция). Существует решение Суда Евросоюза (С-131/12) «Гугл пр. Марио Костеха Гонсалес», согласно данному решению компания должна удалить в результатах поискового запроса устаревшую информацию персональных данных личности.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 С одной стороны, данные нововведения направлены на защиту прав личности. Однако, существует риск, что поисковая система, удовлетворяющая заявления граждан будет менее конкурентоспособна, чем поисковые системы, в которых данные изменения не произведены.
Несмотря на то, что данные поправки, охраняют законные права человека и гражданина в сфере защиты информации и чести, однако они обладают не только достоинствами, но и недостатками. Во-первых, закон не ограничивает удаление конкретных ссылок именно по имени человека. К примеру, та же фотография или видео (или даже его фрагмент) - также содержит информацию о субъекте, причем более полную, нежели только имя.
Во-вторых, каковы критерии достоверности в процессе оценивания информации. Например, если задать в поисковике запрос «отзывы о враче К», мы получим совершенно разные оценки профессионализма и компетентности данного врача. Получается, этот врач К может подать иск в суд с просьбой удалить отрицательные отзывы о его работе.
Однако, любое явление не может рассматриваться через призму единообразного восприятия и познания, так как невозможно всегда рассчитывать лишь на положительный результат.
Мы считаем, что данные поправки - важнейший шаг на пути регулирования такого многокомпонентного явления общественной жизни, как информация. Это необходимо, ведь с развитием научных технологий развивается и информационная сфера. Защита персональных данных - это гарантия реализации таких конституционных прав, как защита достоинства личности, неприкосновенности частной жизни, семейной и личной тайны, что непосредственно входит в предмет правового регулирования.
Список литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009. - №4. - Ст. 445.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Парламентская газета. - 2006. - №126-127.
3. Родионова С.А. О гарантиях информационных прав граждан // Законность и правопорядок в современном обществе. - Вып. №21. - 2014.