Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЕАЭС-ПРОСТРАНСТВА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЕАЭС-ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровое пространство / цифровая повестка / ЕАЭС (Евразийский экономический союз) / digitalization / digital space / digital agenda / EAEU (Eurasian Economic Union)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЕАЭС-ПРОСТРАНСТВА»

Коровникова Н.А.1

к.полит.н., с.н.с. ИНИОН РАН, доцент МИЭПП

natalia.kor@list.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЕАЭС-ПРОСТРАНСТВА

Ключевые слова: цифровизация, цифровое пространство, цифровая повестка, ЕАЭС (Евразийский экономический союз).

Keywords: digitalization, digital space, digital agenda, EAEU (Eurasian Economic Union).

Трагические события последних двух лет, связанные с глобальным распространением коронавирусной инфекции, крайне негативно повлияли на все сферы жизнедеятельности социума, но в то же время актуализировали и интенсифицировали цифровой дискурс2 Другими словами, особенно остро встал вопрос о повсеместной диджитализа-ции в качестве условия обеспечения жизнеспособности социально-экономических систем универсума, в том числе и в рамках различных интеграционных объединений как небольших (локальных), так и международных. Очевидно, что данная тенденция затронула и евразийское пространство (или пространство Большой Евразии3), в частности, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Характер и темпы цифровизации ЕАЭС-пространства и отдельных его субъектов обусловлены особенностями интеграционных процессов в рамках Союза: как позитивными (относительно «близкая» нормативно-правовая среда, функционирующая система институтов интеграции4, распространение русского языка), так и негативными (продолжающаяся взаимная конкуренция в некоторых сегментах рынка, недостаточный уровень взаимного инвестирования, «барьеры» национальной политики)5.

Ввиду того, что негативные факторы ЕАЭС-интеграции до сих пор в полной мере не были устранены, а в некоторой степени даже усугубились кризисом, вызванным пандемией COVID-19, процессы цифровизации ЕАЭС-пространства продолжает тормозить целый ряд барьеров, в их числе: недостаточная эффективность финансовых систем; высокие протекционистские барьеры; несогласованность и гетерогенность развития национальных рынков услуг (в частности, цифровых и ИТ-услуг6); ограниченность ресурсов для создания цифровой инфраструктуры; цифровые разрывы7; перенос сроков внедрения совместных цифровых платформ; недоработка цифрового «таможенного администрирования и других видов контроля»8 и т.п.

Однако, несмотря на целый ряд эндогенных и экзогенных препятствий для ЕАЭС-интеграции, в том числе и в его ИТ-плоскости, на сегодняшний день можно констатировать, что процесс формирования общего цифрового пространства стран Союза уже запущен. Важным событием стало подписание 26 декабря 2016 г. «Цифровой повестки ЕАЭС», которая подразумевает решение наиболее «актуальных ... вопросов по цифровым преобразованиям в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства и углубления сотрудничества государств-

1 Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности.

2 В данном контексте под цифровым дискурсом понимается вся совокупность теоретических исследований и практических мероприятий, направленных на ускорение темпов цифровизации и внедрение новейших технологий в различных областях.

Большая Евразия - коллективный субъект международных отношений, который включает государства Малой Евразии (страны постсоветского пространства) и страны-члены таких межгосударственных объединений, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). См. Иванов А.В., Журавлева С.М. Большая Евразия: понятие, вызовы, задачи России и Сибири // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. 2020. - № 3 (25). - С. 13. - М1р8://суЬег1ептка.ги/а11Ме/п/Ьо18Ьауа-еуга71уа-р0пуайе-уу70уу-7а11асЫ-г088и-ь81Ьт

4 Система включает в себя такие институты как Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Евразийский банк развития (ЕАБР), Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР).

5 Красильников С.Р., Михневич С.В. Продвигая евразийскую интеграцию: роль бизнеса в развитии сотрудничества в сфере услуг и торговой политике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - СПб., 2019. - № 4 - С. 42. -еуоигпа1.ги/]оиг/ а11МеМе%г/250/233?1оса1е=га_Ки

6 Речь идет о рынке высококвалифицированных услуг в области разработки, внедрения и функционирования информационных технологий (ИТ).

7 Красильников С. Р., Михневич С. В. Продвигая евразийскую интеграцию: роль бизнеса в развитии сотрудничества в сфере услуг и торговой политике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - СПб., 2019. - № 4 - С. 43, 45. - М1р8://%'%'%г. еуоигпа1.ги/]оиг/ а11МеМе%г/250/233?1оса1е=га_Ки

8 Цифровая повестка дня ЕАЭС // Та(М8ег. - 26.10.2021. - https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_повестка_

ЕАЭС

членов» альянса1. Реализация «Цифровой повестки» подкрепляется законодательными инициативами, принятыми на национальных уровнях стран-участниц Союза, такими как Стратегия цифровизации Армении на 2020-2025 гг., Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 гг., Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 гг., Концепция цифровой трансформации «Санарип Кыргызстан 2019-2023» («Цифровой Кыргызстан»), Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2030 г. и др.

В рамках «Цифровой повестки» были сформулированы приоритеты и принципы становления цифрового ЕАЭС-пространства. К приоритетам специалисты относят разработку и гармонизацию нормативно-правовой базы стран ЕАЭС в ИТ-области; внедрение электронного товарооборота; применение цифровых технологий в сфере взаимодействия между институтами «государственной власти2, хозяйствующими субъектами и физическими лицами»; разработку и реализацию двухсторонних и многосторонних общих проектов цифровой трансформации государств ЕАЭС др.3 К принципам: «принцип универсальности» (доступность цифровых сервисов для всех государств-членов ЕАЭС); «принцип создания современной цифровой инфраструктуры», «принцип сохранения суверенитета государств-членов», «принцип интероперабельности»4, «принцип использования международных стандартов» в цифровой среде, «принцип поэтапного пилотирования» элементов ИТ-инфраструктуры и базовых сервисов цифровой экосистемы5.

Формирование единого цифрового пространства в рамках ЕАЭС подразумевает последовательную практическую реализацию стратегий, заложенных в «Цифровой повестке», а именно: выработку и следование общей политике в цифровой сфере; укрепление институтов цифровой интеграции; построение общей цифровой инфраструктуры (платформы); разработку и внедрение «отраслевой, межотраслевой и правительственной трансформации»; создание системы управления и финансирования (инвестиционный фонд) в ИТ-сфере; гармонизацию юридических основ цифровой трансформации; разработку и совершенствование «систем трансграничных телекоммуникаций, кибербезопас-ности, электронной идентификации, логистики» и др.6.

Кроме того, на сегодняшний день сформулировано уже более 50 цифровых инициатив, хотя начата реализация и/или подготовка лишь некоторых из них, например:

- «цифровые транспортные коридоры», цель которых создание целостной «открытой цифровой среды обмена логистической информацией», аккумулирующей государственные и частные информационные системы о различных

7

типах транспортных средств, перевозимых грузах, соответствующих разрешительных и сопроводительных документах ;

- «работа без границ», направленная на формирование единой экосистемы трудоустройства населения на всем ЕАЭС-пространстве8 которая может стать одним из инструментов восстановления общего рынка труда ЕАЭС от негативных последствий пандемии СОУГО-19;

- «евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий» - сервис, который разрабатывается для привлечения малых и средних предприятий (МСП) «в производственные цепочки крупных производителей», для продвижения продукции субъектов промышленности с использованием международных цифровых экосистем государств-членов ЕАЭС и третьих стран9;

- «цифровое техническое регулирование», которое предусматривает создание «сервиса по разработке технических регламентов и стандартов к ним; сервиса по формированию единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; сервиса по оцифровке полного набора данных об обязательных требованиях к продукции»10.

Очевидно, что реализация «Цифровой повестки» и инициатив по цифровой трансформации ЕАЭС-простран-ства потребует существенных усилий как со стороны наднациональных органов, так и государственных структур стран-участниц. Однако накопленный технологический, образовательный, научный потенциал Союза позволяет обеспечить быстрые темпы цифровизации при условии соблюдения следующих рекомендаций, разработанных экспертами

1 Цифровая повестка дня ЕАЭС // Tadviser. - 26.10.2021. - https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_повестка_

ЕАЭС

2 Яркий пример - взаимодействие в формате «Цифровые министры» в ходе реализации «Цифровой повестки ЕАЭС». См.: Цифровая повестка ЕАЭС 2016-2019-2025 / Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). - М., 2019. - С. 74-83. - http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/digital_agenda_eaeu.pdf

3 Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Обзор // Группа Всемирного банка; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). - С. 1. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/ 0бзор%20ВБ .pdf

4 Функциональная совместимость (от англ. interoperability) - в данном контексте способность социально-экономических систем участников ЕАЭС к эффективному взаимодействию и сотрудничеству.

5 Реализацию проектов и инициатив в рамках цифровой повестки ЕАЭС обсудили на форуме «Digital Almaty 2021» / Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). - 10.02.2021. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-02-2021-2.aspx

6 Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Обзор // Группа Всемирного банка; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). - С. 15, 18. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/ 0бзор%20ВБ .pdf

7 Реализацию проектов и инициатив в рамках цифровой повестки ЕАЭС обсудили на форуме «Digital Almaty 2021» / Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). - 10.02.2021. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-02-2021-2.aspx

8 Цифровая повестка дня ЕАЭС // Tadviser. - 26.10.2021. - https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_повестка_

ЕАЭС

9 Развитие евразийской интеграции / Министерство экономического развития Российской Федерации. - 2020. -https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/razvitie_evraziyskoy_integracii/

10 Цифровая повестка дня ЕАЭС // Tadviser. - 26.10.2021. - https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_повестка_

ЕАЭС

международных организаций (в частности, ЮНЕСКО), а именно: обеспечение массовой цифровой грамотности, разработка соответствующих учебных программ на всех уровнях образовательной системы (от школьных учреждений до вузов и научных организаций), а также курсов «информального обучения» и наставничества; финансирование (как на национальном, так и на уровне Союза) предоставления всем группам населения необходимого оборудования и программного обеспечения; разработка и реализация эффективных стратегий занятости населения, развитие навыков и компетенций «цифровых» профессий; обеспечение цифровой безопасности и информирование населения об основах «цифровых прав»1; сбалансированное распределение правовых полномочий между национальными и наднациональными структурами управления; создание и совершенствование институциональных и юридических основ цифровиза-ции ЕАЭС-пространства2.

1 Будущее Евразийского экономического союза: цифровая трансформация и молодежь // Материалы научного семинара «Реалистическое моделирование» // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - М., 2020. - № 2 (745). - С. 73-74. -http://counci1.gov.ru/media/fi1es/ZbX6cOYEoyToLLFtVxHA4pFRGtckkjdT.pdf

2 Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Обзор / Группа Всемирного банка; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). - С. 4. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/ 0бзор%20ВБ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.