Научная статья на тему 'Цифровая повестка: проблемы и рекомендации для ЕАЭС'

Цифровая повестка: проблемы и рекомендации для ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая повестка дня / цифровая трансформация / единый цифровой рынок / Евразийский экономический союз / digital agenda / digital transformation / single digital market / Eurasian Economic Union
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая повестка: проблемы и рекомендации для ЕАЭС»

Кондратьева Н.Б?

ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЕАЭС

Ключевые слова: цифровая повестка дня, цифровая трансформация, единый цифровой рынок, Евразийский экономический союз.

Keywords: digital agenda, digital transformation, single digital market, Eurasian Economic Union.

Строительство единого цифрового пространства - один из ключевых приоритетов ЕАЭС. Повестка формируется с 2016 г. и на сегодняшний день представляет собой обширный свод знаний о предмете и внушительный ряд задач2. В программе председательства Армении в Евразийском экономическом союзе в 2019 г. говорится об активизации усилий по продвижению к этой цели.

Каждая из стран ОЭСР, за исключением одной - США - имеет свою программу или стратегию цифровой трансформации. Из всех развитых стран только лидер цифровизации - США - использует децентрализованный подход в экономическом развитии и не является сторонником какого бы то ни было регулирования процессов цифровизации. Остальные же страны в плане цифровизации можно назвать догоняющими, соответственно, они вынуждены стимулировать сокращение своего отставания. Отдельно стоит отметить интеграционные группировки, две из которых - Европейский союз и Евразийский экономический союз - имеют цифровую повестку, заключающуюся в координации национальных программ. Полномочия наднациональных интеграционных институтов позволяют им глубже включиться в процессы цифровизации рынка, торговли. В гораздо меньшей мере возможна поддержка цифровизации других отраслей. Особая миссия интеграционных союзов состоит в предотвращении разрастания территориальных и социальных диспропорций в процессе цифровизации экономики государств-членов.

На сегодня самый свежий официальный документ, оценивающий мировые тенденции в рассматриваемой сфере -«Доклад о цифровой экономике 2019. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран», выпущенный ЮНКТАД в сентябре 2019 г. Его авторы сконцентрированы именно на угрозе разрастания территориальных диспропорций из-за того, что работники и потребители с недостаточным уровнем знаний о цифровых технологиях оказываются в невыгодном положении. С обеспокоенностью авторы доклада отмечают также другие нежелательные явления, сопровождающие цифровизацию экономики, например, сверхконцентрация прибылей3 и кибе-ругрозы. В качестве ответа предлагается развивать международное сотрудничество. От себя добавим, что наиболее продвинутой формой такого сотрудничества уже стала межстрановая интеграция.

Исследования, посвященные цифровизации пространства интеграции ЕАЭС4 как категории международных отношений, содержат взвешенное представление о базисных и проблемных сторонах феномена, непосредственно подходят к практическим вопросам строительства цифровой экономики.

Что осмыслено учеными и практиками в проблематике цифровизации интеграционного пространства?

Реализация цифровой повестки - это укрепление идейной основы региональной интеграции - облегчение внутрирегиональной торговли. Цифровизация, очевидно, будет способствовать доступу на рынки большего числа экономических акторов, развитию конкурентного порядка. Конкуренция же сегодня немыслима без цифровизации, которая дает свободный доступ к данным о ценах и ресурсах. Все частные задачи объединяет общая установка на дальнейшее расширение обменов факторами и результатами экономической деятельности.

Вместе с тем, цифровизация предполагает политическую и финансовую ответственность государств за создание цифровой инфраструктуры (сетей и платформ), подготовку нормативно-правовой базы для регулирования отношений пользователей этой инфраструктуры, наконец, повышение образовательного уровня населения. Каждая инициатива, например, такая как внедрение электронных сопроводительных документов для трансграничного перемещения грузов или создание электронной биржи труда, должна опираться на достигнутый политический консенсус между государствами, затем на подготовленное нормативное содержание и кадры высокой квалификации.

Многие издержки, как предполагается, окупятся в будущем увеличением взаимных обменов факторами и результатами экономической деятельности. Однако для этого необходимо сформировать нормативную базу налогооб-

1 Кондратьева Наталия Борисовна - к.э.н., доцент, в.н.с., ученый секретарь Института Европы РАН; зав. базовой кафедрой европейских и интеграционных исследований Института мировых цивилизаций. E-mail: nkondratieva@inbox.ru

2 В специальном разделе официального сайта Евразийской экономической комиссии собрана политико-правовая база Цифровой повестки ЕАЭС. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/default.aspx

3 По данным доклада ЮНКТАД на 70 крупнейших цифровых платформ приходится 90% рыночной капитализации. Доля Европы составляет лишь 4%.

4 Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Группа Всемирного банка. ЕЭК. 2017. - 30 с. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf; Цифровой потенциал стран-участниц ЕАБР. 2019. - https://eabr.org/upload/iblock/0d5/EABR_Digital_Potential_06_2019.pdf

ложения цифровой экономики. Это более или менее возможно в рамках интеграционных союзов. В Европейском союзе такая база находится в процессе создания, и на его опыт можно опереться.

Издержки цифровой экономики весьма существенны и порой превышают прибыли. Разрушающее созидание в мировом экономическом развитии, без ощутимого роста, в том числе без ответного роста торговли и производительности труда и с растущими издержками - этот феномен стал известен благодаря выводу одного из ведущих экономистов современности Р. Солоу (парадокс Солоу; в конце 80-х годов Солоу сказал, что компьютеры проникли «повсюду, кроме статистических данных по эффективности»). Неоднозначные тенденции в мировой экономике, например, падение вклада мировой торговли в развитие, выявил российский экономист С. Афонцев. Возникает резонный вопрос о выгодах цифровизации интеграционного пространства, которые могли бы покрыть указанные затраты на компьютеры, программное обеспечение, подготовку 1Т-специалистов и менеджеров. Ясно, что обещания о повышении экономического роста несбыточны, пока бизнес и люди «не доросли» до возможностей, которые дают цифровые технологии.

На этой базе стоит формировать сдержанную и более сбалансированную оценку влияния цифровизации на развитие ЕАЭС. Дополнительно следует учитывать два специфических для региона обстоятельства: во-первых, активность значительной части экономических акторов протекает в традиционном укладе, во-вторых, большие расстояния между странами естественным образом ограничивают торговлю. Тем не менее, можно говорить об импульсах, которые открывает доступ к Интернет. Они провоцируют спрос, возникновение цифровых решений, альтернативных подходов к ведению бизнеса и качественных изменений рынка товаров и услуг. Импульсы будут тем сильнее, чем больше внимания будет уделено программам соответствующей подготовки кадров.

Не стоит преувеличивать потери занятости. В защиту цифровизации можно сказать следующее. Электронное правительство и другие цифровые услуги не отменят, а лишь дополнят традиционные услуги и их традиционное нормативное обеспечение. Цифровизация лишь упрощает связь поставщика и потребителя услуг, но не может развиваться без традиционных видов деятельности. Например, цифровизация ускоряет проверку подлинности документов для целей трудоустройства, однако соответствующая услуга предоставляется только на базе отлаженной традиционной процедуры взаимного межгосударственного признания профессиональных квалификаций. В таком контексте цифровиза-ция создает сопутствующую занятость для создателей и технических операторов цифровых платформ, при этом не отменяет основную занятость.

Дискуссионным остается вопрос о перечне сфер, которые подлежат координации в рамках цифровой трансформации. На сегодня большинство сфер сохраняются в пределах национального регулирования для локализации ки-беругроз. Опыт ЕС говорит о том, что цифровая повестка все более сосредоточена на усилении контроля над цифровой экономикой с целью защиты потребителей и государственных интересов, нежели на облегчении доступа к данным и услугам. Вместе с тем, очевидно, что применение национальных законов в отношении трансграничной торговли затруднено, соответственно, насущно необходима координация правового обеспечения безопасности цифровой трансформации (в Европейском союзе развивается практика решения этой задачи, которую стоит изучить с целью применения ее элементов на пространстве ЕАЭС). Прогноз ведущего теоретика неолиберализма Дж. Ная оказался предельно точным: киберпространство усложняет существование суверенных государств.

В заключении стоит обратить внимание на вопрос о выгодоприобретателях цифровой экономики. Помимо отмеченной тенденции к концентрации прибылей, очевидно, что в догоняющих экономиках цифровизация ведет к усилению роли государств, а в интеграционных группировках - к усилению наднациональных институтов, поскольку на них держится часть обеспечивающих процессов. Отсюда очевидна необходимость принятия государствами-членами финансовых обязательств по обустройству цифровой инфраструктуры (обеспечению широкополосными сетями, национальными платформами).

Как известно, каждая из стран ЕАЭС сегодня имеет свою программу цифровизации. В частности, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», направлена на комплексное и системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни. Выделены пять основных направлений на период до 2024 г.: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность. Без государственного финансового участия реализация таких программ нереальна; некоторые ожидаемые результаты останутся на бумаге.

Целесообразно стимулировать цифровую трансформацию в традиционных секторах экономики (на национальных платформах), например, в сельском хозяйстве1, с расчетом на экономический эффект, а также в сфере государственных услуг.

Глобальная проблема и фундаментальная задача, которую увидели в ООН, заключается в том, чтобы переломить тенденцию к сверхконцентрации прибыли в руках очень небольшого числа цифровых гигантов и обеспечить более справедливое распределение плодов цифровизации. С опорой на мнения экспертов стоит сформулировать также задачу сохранения «здоровья» экономической модели, в которой компьютеризация бизнеса направлена на извлечение реальной прибыли в традиционных сферах.

1 Стоит отметить здесь проект цифрового сельского хозяйства, разработанный Министерством сельского хозяйства РФ. Можно было бы усилить его практическую ориентированность идеей цифрового содействия производственно-сбытовой кооперации для лучшего учета урожаев мелких фермеров, координации хранения продовольственной продукции с целью сокращения издержек сельскохозяйственного производства.

Список литературы

1. Доклад о цифровой экономике 2019. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран. Обзор. -Женева: ЮНКТАД, 2019. - 31 с. - https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf

2. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации / Группа Всемирного банка. ЕЭК. 2017. - 30 с. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf

3. Цифровой потенциал стран-участниц ЕАБР. 2019. - https://eabr.org/upload/iblock/0d5/EABR_Digital_Potential_06_2019.pdf

4. Галкин Г. Компьютерный парадокс Роберта Солоу // Intelligent interprise. 2003. - № 10 (75). https://www.iemag.ru/opinions/ detail.php?ID=17721

5. Nye J. Governance.com: democracy in the information age / Ed. by Kamarck C., Nye J. - Washington. D.C.: Brookings Institution Press, 2002. - P. 62.

6. Афонцев С. Новые тенденции в развитии мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2019. -Т. 63, № 5. - С. 36-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.