Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕНЕДЖМЕНТА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / РЕЙТИНГ IT-КОМПАНИЙ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунов В.М., Богданова Т.В., Лобачёв В.В., Метёлкин П.В.

Рассмотрены проблемы автоматизации бизнес-процессов компаний транспортной отрасли России, внедряющих современные IT-решения на базе ERP и BPM-систем. Дана оценка текущего состояния и перспектив развития рынка IT-услуг в транспортной отрасли, приведён перечень компаний-лидеров в данном секторе на основе доли каждой из них в общем объёме услуг на рынке. В исследовании рынка IT-услуг для данного сектора экономики применялись аналитические методы, основанные на рейтинговых оценках компаний за период 2016-2020 гг. по показателю совокупной выручки от реализации проектов в различных сферах транспортной отрасли России. По результатам анализа сделаны выводы о неустойчивости данного сектора рынка IT-услуг, проявляющейся в частой смене лидеров, что затрудняет транспортным компаниям поиск надёжного партнёра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свистунов В.М., Богданова Т.В., Лобачёв В.В., Метёлкин П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF BUSINESS PROCESSES IN THE TRANSPORT INDUSTRY OF RUSSIA: NEW MANAGEMENT GUIDELINES

The problems of automating business processes of companies in the Russian transport industry that implement modern IT solutions based on ERP and BPM systems are considered. An assessment of the current state and development prospects of the IT services market in the transport industry is given, a list of leading companies in this sector is given based on the share of each of them in the total volume of services in the market. In the study of the IT services market for this sector of the economy, analytical methods were used based on the ratings of companies for the period 2016-2020. in terms of total revenue from the implementation of projects in various areas of the Russian transport industry. Based on the results of the analysis, conclusions were drawn about the instability of this sector of the IT services market, which is manifested in the frequent change of leaders, which makes it difficult for transport companies to find a reliable partner.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 656.07

DOI 10.52375/20728689_2022_1_52

цифровизация бизнес-процессов в транспортной отрасли россии: новые ориентиры менеджмента

Свистунов в.м., д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» Богданова т.в., д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» лобачёв в.в., к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» метёлкин П.в., д.э.н., профессор, кафедра «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУВО «Российский университет

транспорта (МИИТ)»

Рассмотрены проблемы автоматизации бизнес-процессов компаний транспортной отрасли России, внедряющих современные IT-решения на базе ERP и BPM-систем. Дана оценка текущего состояния и перспектив развития рынка IT-услуг в транспортной отрасли, приведён перечень компаний-лидеров в данном секторе на основе доли каждой из них в общем объёме услуг на рынке. В исследовании рынка IT-услуг для данного сектора экономики применялись аналитические методы, основанные на рейтинговых оценках компаний за период 2016-2020 гг. по показателю совокупной выручки от реализации проектов в различных сферах транспортной отрасли России. По результатам анализа сделаны выводы о неустойчивости данного сектора рынка IT-услуг, проявляющейся в частой смене лидеров, что затрудняет транспортным компаниям поиск надёжного партнёра.

ключевые слова: персонал, бизнес-процесс, информационные системы, рейтинг IT-компаний, транспортная отрасль России.

digitalization of business processes in the transport industry of

RussiA: NEW MANAGEMENT GuiDELINEs

svistunov V., Doctor of Economics, Professor of the FSBEIHE «State University of Management» Bogdanova T., Doctor of Economics, Professor of the FSBEI HE «State University of Management» Lobachev V., Ph.D., associate Professor of the FSBEI HE «State University of Management» Metelkin p., Doctor of Economics, Professor of the FSAEI HE «Russian University of Transport (MIIT)»

The problems of automating business processes of companies in the Russian transport industry that implement modern IT solutions based on ERP and BPM systems are considered. An assessment of the current state and development prospects of the IT services market in the transport industry is given, a list of leading companies in this sector is given based on the share of each of them in the total volume of services in the market. In the study of the IT services market for this sector of the economy, analytical methods were used based on the ratings of companies for the period 2016-2020. in terms of total revenue from the implementation ofprojects in various areas of the Russian transport industry. Based on the results of the analysis, conclusions were drawn about the instability of this sector of the IT services market, which is manifested in the frequent change of leaders, which makes it difficult for transport companies to find a reliable partner.

Keywords: personnel, business process, information systems, rating of IT companies, Russian transport industry.

В условиях обострения международной конкуренции российские транспортно-логистические компании всё больше нуждаются в разработке проектов внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в управление своими бизнес-процессами. Основной мотив внедрения - стремление компаний к повышению качества обслуживания корпоративных клиентов и населения страны. Особенно остро перед компаниями стоит проблема поиска и подбора надежного 1Т-партнера. Причём партнера, имеющего сотрудников, не только обладающих необходимыми профессиональными знаниями и опытом, но и новым мышлением, специалистов, способных обеспечить компании устойчивые конкурентные преимущества путём умелого и качественного использования цифровых технологий в производстве и бизнесе [2].

В 2019-2020 гг. основными стимулами развития 1Т-решений в транспортной сфере были: стабильный рост пассажиропотока, конкуренция в борьбе за сложившиеся и вновь формируемые транзитные потоки, увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок, особенно в крупных городах, заметное удорожание топлива и, вызванное данной причиной, стремление перевозчиков по возможности, снизить свои текущие затраты. Указанные тенденции являются долговременными и стимулируют участников рынка транспортных услуг к «цифровизации» основных бизнес-процессов для расширения собственных конкурентных преимуществ на рынках [3].

Ведущими экспертами в области информационных технологий отмечена частая смена «лидеров» (ТОП-10) рынка 1Т-услуг в транспортной отрасли России по результатам публикуемых ежегодных рейтингов, а также уход из этого сегмента рынка ряда крупных ГГ-компаний [1].

Одной из главных проблем, затрудняющих сегодня развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в сфере транспорта, является низкое качество сигнала от передающих станций и слабое покрытие необходимой телекоммуникационной инфраструктурой территории страны. Другими немаловажными факторами, сдерживающими более активное внедрение и использование

ИКТ, являются: отсутствие отраслевых стандартов в этой области, единых подходов и универсальных требований к структуре и процессам разработки таких информационных систем (далее - ИС); несовершенство действующего законодательства в данной области. Указанные проблемы внедрения и эксплуатации ИС в транспортных компаниях отдельных регионов страны затрудняют процессы их интеграции в единую национальную систему «цифрового» управления транспортной отраслью.

Решение такой глобальной задачи, как цифровизация транспортно-логистической отрасли, требует не только внедрения современных эффективных IT-систем и инструментов, но и наличия у транспортных компаний персонала соответствующей квалификации, способного обеспечить эффективную эксплуатацию внедряемых IT-систем, инструментов, сервисов и решений. Одним из таких инструментов являются системы управления человеческим капиталом (Human Capital Management, HCM), призванные максимально полно автоматизировать все корпоративные процедуры, связанные с управлением персоналом. Цель внедрения и практического использования HCM - сквозная интеграция всех реализуемых кадровых решений; формирование единого кадрового информационного пространства, обеспечивающего службе управления персоналом компании возможность максимально полно и оперативно формировать цифровые профили своих сотрудников.

Цифровой профиль должен учитывать сложившиеся у сотрудников: компетенции; средний уровень загруженности за определенный период времени или профессиональной деятельности в компании; достигнутый уровень производительности труда; набор увлечений и предпочтений, в том числе и вне рабочего времени. Сформированный цифровой профиль сотрудника может служить исходной базой при разработке рекомендаций о целесообразности тех или иных направлений повышения его квалификации, а также основой формирования его индивидуальной программы карьерного роста. Перечисленные задачи вполне успешно могут быть решены с использованием такого специализированного цифрового

Таблица 1. Динамика выручки крупнейших поставщиков 1Т-услуг в транспортный сектор экономики России.

Показатель 2020 2019 2018 2017 2016 2015

Суммарная выручка, млрд. руб. 47.5 34.5 29.66 31.6 27.6 20.0

Динамика изменения, % к предыдущему году +38.0 +17.0 -6.3 +14.0 +38.0 -

Источник: [1].

инструмента, как HCM. Именно поэтому авторами была поставлена цель проанализировать российский рынок IT-услуг по внедрению ERP, BPM и HCM-систем в транспортную отрасль, выявить лидеров этого рынка и оценить их практический опыт автоматизации бизнес-процессов.

Реализуя планы внедрения современных ИКТ, Министерство транспорта Российской Федерации уже не один год осуществляет разработку единой транспортно-цифровой среды, которая позволит объединить все транспортно-логистические ресурсы страны. Единая среда призвана стать своеобразным интегратором данных от разных систем, своего рода «доверительной средой» взаимодействия с основными государственными информационными системами. По мнению экспертов, стоимость проектирования, разработки и внедрения единой цифровой системы для транспортной отрасли составляет не менее 450 млрд. руб.

Сегодня в отрасли проводится активная работа по проблеме актуализации паспорта федерального проекта «Транспортно-логистические центры». Для реализации данного проекта Министерством транспорта России было инициировано создание ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Глобальная цель выполняемых работ - создание «online-площадки» для размещения не только действующих реестров перевозчиков, но и применяемых ими в практике организации перевозок путевых листов и электронных форм транспортных накладных. Внедрение данной платформы даст возможность компаниям оформлять разрешения на перевозку, организовывать и впоследствии контролировать движение электронной очереди при пересечении транспортными средствами государственной границы. Предполагается, что после завершения процесса объединения в единую систему всех российских перевозчиков, в неё в дальнейшем будут интегрированы и транспортные информационные системы стран ШОС и ЕАЭС. Временным ориентиром запуска системы является 2024 год.

Помимо указанных проектов и их разработчиков, в данном сегменте рынка IT-услуг работают десятки других компаний, внедряющих свои решения в отрасли. Авторами была поставлена цель: оценить вклад основных IT-компаний в процессы автоматизации транспортной отрасли; выявить, за счёт реализации каких ключевых проектов эти результаты были достигнуты и установить, кто из них является наиболее надежным партнером для транспортных организаций, потенциальных заказчиков IT-проектов и решений.

Практическим инструментом оценки и рейтингования компаний-лидеров 1Т-рынка в транспортной отрасли был выбран ранговый анализ [6]. В рамках проведенного исследования формирование рейтинга компаний-разработчиков 1Т-решений по автоматизации транспортно-логистической отрасли выполнялся по показателю годовой выручки компаний от реализации 1Т-проектов. Полученные в процессе анализа рынка 1Т-услуг результаты показывают, что потребность отрасли в разработке современных программных инструментов для обеспечения более эффективной организации перевозок с каждым годом привлекает всё большее число компаний, внедряющих свои 1Т-решения в данном сегменте рынка. При этом заметно возрастает и суммарная выручка крупнейших поставщиков 1Т-решений для транспортной отрасли (Таблица 1).

За последние шесть лет наибольший прирост суммарной выручки (+38%) отмечен в 2020 и 2016 годах.

После резкого «взлёта» в 2016 году в течение двух лет наблюдалась отрицательная динамика суммарной выручки в сегменте, дошедшая до минимума в 2018 году (-6,3% относительно значения 2017 года). После такого падения суммарная выручка в сегменте имеет положительный тренд, увеличившись в годовом исчислении на 17% в 2019 году и на 38% в 2020 году

Если в 2018 году на рынке 1Т-услуг насчитывалось только 30 компаний, активно разрабатывающих и внедряющих цифровые решения для транспортных компаний, то по итогам 2019-2020 гг. рынок компаний-разработчиков 1Т-услуг для транспортной отрасли насчитывал уже 40 участников.

В исследовании проведен ранговый анализ десяти 1Т-компаний, занимающих лидирующие позиции в разработке и внедрении цифровых решений в транспортной отрасли в 2016-2020 гг. (Таблица 2). Анализ выполнялся по показателю годовой выручки 1Т-компаний.

Анализ результатов работы данного сегмента рынка 1Т-услуг за четыре года показывает, что суммарная выручка компаний, внедряющих современные ИКТ в транспортной отрасли составила в 2018 году 29,6 млрд. руб. В сравнении с объёмом выручки 2017 года произошло уменьшение на 6,3%. Главная причина - завершение ряда крупных инфраструктурных проектов в транспортной отрасли, выполнявшихся при поддержке государства. Как следствие, крупнейшие «игроки» данного рынка услуг прошлых лет - компании «Лихой» и «Техносерв» - покинули транспортный сегмент 1Т-рынка.

Таблица 2. Т0П-10 1Т-компаний, поставщиков цифровых решений для компаний-заказчиков, представляющих транспортную отрасль в 2016-2019 гг.

№ в 2019 № в 2018 № в 2017 Компания Годовая выручка, млн. руб. и динамика её изменения, % к предыдущему году

2019 2018 2017 2016

1 2 3 Рамакс Групп 5298,1 (65,2%) 3206,4 (15,1%) 2786,1 (1,8%) 2738,0

2 1 2 Крок 3776,3 (11,1%) 3399,7 (7,8%) 3154,5 (-7,8%) 3420,6

3 5 5 ЗащитаИнфо Транс 2 630,9 (32,4%) 1987,6 (14,5%) 1735,9 (-2,6%) 1782,0

4 3 - ГЛОНАСС 2553,9 (3,6%) 2464,3 - -

5 4 - BIA-Technologies 1882,5 (-6,7%) 2017,3 (101,7%) 1000,1 -

6 12 12 Юоге 1804,2 (114%) 842,7 (-10,1%) 937,4 -

7 7 6 Атол Драйв 1608,1 (2,0%) 1576,1 (31,9%) 1195,1 -

8 6 11 Программный продукт 1568,0 (-10,4%) 1750,0 (73,1%) 1011,0 -

9 11 7 Корус Консалтинг 1485,9 (71,0%) 869,0 (-27,2%) 1193,3 (243,9%) 347,0

10 10 - Отшсотт 1299,0 (30,5%) 995,4 (15,2%) 863,8 -

Составлено авторами на основе [1].

Таблица 3. ТОП-10 1Т-компаний, поставщиков цифровых решений для компаний-заказчиков, представляющих

транспортную отрасль в 2020 году.

№ в № в Компания Годовая выручка от IT-проектов, тыс. руб. Рост выручки

2020 2019 2020 г. 2019 г. 2020/2019

1 - ИКС холдинг 8 067 590 н/д -

2 - МаксимаТелеком 5 817 000 2 002 000 190,6 %

3 3 ЗащитаИнфоТранс 3 578 124 2 630 916 36,0%

4 - Аквариус 2 866 945 н/д -

5 15 АйТеко 2 801 704 726 809 285,5%

6 4 АО ГЛОНАСС 2 533 463 2 553 970 -0,8%

7 2 Крок 2 351 299 3 776 298 -37,7%

8 8 Программный Продукт 1 802 700 1 568 000 15,0%

9 11 Ланит 1 577 347 1 053 683 49,7%

10 9 Корус Консалтинг 1 346 342 1 485 921 -9,4%

Источник: [1].

Объём выручки поставщиков 1Т-решений для транспортных компаний в 2019 году достиг 34,5 млрд, руб. (-17% относительно 2018 года). Почти половина этой суммы (47%) приходится на долю первой пятёрки участников транспортного 1Т-рынка. Стоимостной «порог» попадания в рейтинг составляет почти 86 млн. руб. (увеличение на 83%).

Лидер рейтинга 2019 г. - «Рамакс Групп», крупнейшим заказчиком услуг которой является компания «Аэрофлот». Для неё был разработан «личный кабинет грузового агента», реализованы проекты по созданию специального мобильного приложения и развитию сайта компании.

Второе место занимает лидер рейтинга 2018 г. - фирма «Крок» с проектами для Центральной пригородной пассажирской компании «Аэроэкспресс».

На третьем месте - компания «ЗащитаИнфоТранс», реализующая проекты развития единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в частности - техподдержку ИС обеспечения безопасности населения на транспорте и пользователей услуг, предоставляемых транспортными компаниями.

Четвертое место в рейтинге занимает АО «ГЛОНАСС». На базе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» компания активно занимается созданием навигационно-информационных систем в различных регионах страны (удачные решения реализованы в Астраханской, Калининградской и Оренбургской областях). Активно развивается сотрудничество с другими государствами, например, с Республикой Беларусь, Арменией, Казахстаном и Узбекистаном, а также с европейскими странами - Финляндией и Сербией.

Пятерку лидеров рейтинга замыкает компания «В1А-Technologies», в течение нескольких лет активно развивающая собственную экосистему логистических продуктов «Траффик». Её клиентами являются более 2000 производственных предприятий, транспортных и торговых компаний, имеющих возможность с помощью данного 1Т-инструмента быстро найти нужных перевозчиков грузов, принять участие в торгах, получить в режиме «одного окна» необходимые юридические и финансовые услуги, систематизировать необходимую аналитику.

Ранговый анализ рынка 1Т-услуг для транспортной отрасли показывает ещё одну существенную особенность - частую смену лидеров рейтинга. Ни одна из компаний, вошедших в ТОП-10 рейтинга 2016-2019 гг., не показала за эти четыре года стабильных результатов, каждый год наблюдалась смена лидеров. Не стал исключением и 2020 год, по результатам которого в первую десятку рейтинга вошли только пять компаний из списка ТОП-10 за 2019 год, при этом значительно ухудшившие свои прежние позиции (Таблица 3).

Результаты анализа показывают, что наиболее успешными и надёжными партнёрами для транспортной отрасли являются компании, вошедшие в первую пятёрку рейтинга 2019 и 2020 гг. При этом основным признаком надёжности следует считать стабильность на протяжении последних трёх лет.

Помимо пятёрки лидеров 2019 года, следует отметить ещё ряд успешных проектов. Так, смогла увеличить почти в 4 раза свою выручку в транспортном секторе компания «ОЬегоп» за счёт реализации проектов для «Первой грузовой компании» и транспортно-логистической компании «КеПа»-Россия. Эксперты признали удачными 1Т-проекты компании «Тетрон» в области роботизации транспортных процессов и мониторинга транспорта. Их реали-

зация для «РесурсТранс» и «МРСК Центр», позволила компании на 140% увеличить выручку в этом сегменте рынка. Также удачно сложился бизнес в 2019 году для компании «Код безопасности» (прирост объемов поставок IT-решений в транспортный сектор составил 130%).

В 2020 году в пятёрке лидеров произошли существенные изменения. Основной причиной является приход в данный сегмент рынка таких крупных IT-компаний, как «ИКС холдинг», «МаксимаТелеком» и «Аквариус», занявших соответственно 1, 2 и 4 места в рейтинге, а также неучастие в рейтинге из-за реструктуризации своего бизнеса лидера 2019 года, компании «Рамакс Групп».

Новые участники рынка IT-решений для транспортной отрасли расширяют сферы своей деятельности, осваивая новые сегменты рынка или распространяя свой опыт применения программных продуктов на других объектах. Так, компания «МаксимаТелеком» до 2020 года уже была известна реализацией своего проекта внедрения в московском метро системы Wi-Fi.

Суммарная годовая выручка пятёрки лидеров составила 49% от общей выручки в данном сегменте рынка, а «порог входа» в Т0П-40 рейтинга вырос почти на 54% (с 86 до 132 млн. рублей).

Из лидеров 2019 года сохранила лидирующие позиции только компания «ЗащитаИнфоТранс», занявшая, как и годом раньше, третье место в рейтинге.

В целом, динамика развития данного сектора IT-услуг показывает, что увеличивается и число участников рынка, и их суммарная выручка от внедрения ранее и вновь разработанных IT-проектов. По оценкам аналитиков спрос транспортно-логистической отрасли российской экономики на современные цифровые технологии в 2020 году составлял 89,4 млрд, рублей и до 2030 года прогнозируется его семикратный рост.

Основной причиной такой динамики спроса является активная трансформация современными транспортно-логистическими компаниями своих внутренних бизнес-процессов, по числу рутинных операций в которых отрасль считается явным лидером. Вторая причина активного развития цифровых технологий в отрасли - изменение инструментальной базы, обеспечивающей эффективное функционирование каналов взаимодействия с клиентами и информационную безопасность инфраструктуры.

Практическое применение результатов проведённого анализа может и должно быть реализовано в процессе поиска и отбора требуемых компаниям транспортной отрасли собственных IT-специалистов. Руководство компаний должню принять во внимание следующие четыре важных аспекта:

- необходимость оценки и анализа, кто из специалистов на рынке труда и, кто из уже работающих в компании сотрудников соответствует по квалификации и способен реализовать IT-решения лидеров рынка;

- важность разработки качественных профилей новых цифровых позиций и понимания, сколько существующих или открывающихся вакансий потребуется заполнить (и в какие временные периоды) для практического внедрения новых IT-решений;

- формирование четкого понимания, где можно будет найти требуемых IT-специалистов в среднесрочной и/или долгосрочной перспективе, или каким образом осуществить переподготовку собственных специалистов;

- первостепенность определения перечня обязательных «цифровых» навыков и компетенций, которыми должен обладать каждый

сотрудник компании, или которые необходимо дополнительно сформировать и/или развивать у персонала для повышения эффективности «цифровой» трансформации компании в условиях реализации 1Т-решений, внедряемых компаниями-разработчиками [4].

Базируясь на приведенных аспектах, предлагается типовой алгоритм поиска компаниями-заказчиками квалифицированных 1Т-специалистов:

- анализ соответствия квалификации действующего персонала компании требованиям внедряемых технологий ^-компаний-лидеров;

- проведение расчёта потребности в дополнительном кадровом обеспечении с учётом графиков внедрения новых 1Т-решений;

- корректировка действующих и/или разработка новых профилей для 1Т-специалистов современного рынка 1Т-продуктов;

- проведение детального анализа «локации» 1Т-специалистов и «цифровых талантов» нужной квалификации.

Анализ процессов активного внедрения современных 1Т-решений даёт основание говорить о том, что в транспортной отрасли экономики планомерно осуществляется комплексная «оцифровка» информационного пространства, объектов и процессов производства, систем управления и прогнозирования, сферы оказания новых услуг и рынков. Своеобразными драйверами развития процессов цифровизации в транспортной отрасли являются: позитивное отношение к ним потребителей транспортных услуг, включая фактор

безопасности, доступность современных ИКТ, а также значительный экономический и социальный эффекты, ожидаемые и получаемые транспортными компаниями [5].

Литература:

1. CNEWS: IT in the transport industry. / Электронный ресурс URL: https://www.cnews.ru/reviews/it_v_transportnoj_otrasli_2021 (дата обращения: 11.02.2022).

2. Кузина Г.П., Мозговой А.И., Крылов А.Н. Организация цифровой трансформации российских предприятий. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2020. - № 4. - С. 69-82.

3. Мозговой А.И. Формирование конкурентных преимуществ российских транснациональных корпораций в условиях глобализации. // Управление. - 2019. - Т. 7. № 3. - С. 30-37.

4. Наука, общество, образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты. Монография. / Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза. - 2020. - 90 с.

5. Научная мысль в развитии транспорта России: историческая ретроспектива, проблемные вопросы и стратегические ориентиры. Коллективная монография. / М.: «ТРАНСЛИТ». - 2019. - 496 с.

6. Ранговый анализ, или ценологический подход, в методологии прикладных исследований. Монография. / Р.В. Гурина, Д.А. Евсеев. - Ульяновск: УлГУ. - 2018. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.