Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
финансирование / транспорт / транспортная отрасль / цифровая трансформация перевозок / financing / transport / transport industry / digital transformation of transportation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Маркина, Р.В. Артемов

В современных условиях глобализации мировой экономики, увеличения производственного и торгового потенциала различных стран, а также изменений в структуре и доступности региональных рынков статус транспортной отрасли является одним из важнейших факторов, способств ующих повышению конкурентоспособности двух стран. Компании обрабатывающей промышленности и всего народного хозяйства. Транспортная инфраструктура любой страны – это своего рода «круговая» система экономики, которая является связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, а также между продавцами и потребителями на региональных и международных рынках. По этой причине состояние транспортной инфраструктуры напрямую влияет на самые важные аспекты экономического развития: от экспортной конкурентоспособности, которая напрямую зависит от эффективности цепочки поставок производственных компаний, до разработки и применения инновационных технологий. В статье рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность транспортной отрасли и сформулированы основные задачи в сфере цифровой трансформации перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.А. Маркина, Р.В. Артемов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS AND PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT INDUSTRY

In modern conditions of globalization of the world economy, an increase in the production and trade potential of various countries, as well as changes in the structure and accessibility of regional markets, the status of the transport industry is one of the most important factors contributing to an increase in the competitiveness of the two countries. Manufacturing companies and the entire national economy. The transport infrastructure of any countr y is a kind of "circular" system of the economy, which is a link between all economic entities, as well as between sellers and consumers in regional and international markets. For this reason, the state of the transport infrastructure directly affects the most important aspects of economic development: from export competitiveness, which directly depends on the efficiency of the supply chain of manufacturing companies, to the development and application of innovative technologies. The article examines the factors that determine the competitiveness of the transport industry and formulates the main tasks in the field of digital transformation of transportation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ»

14. Razbegaev, P.V. Approaches to predicting crime in the Volgograd region: extrapolation of time series [Electronic resource] / P.V. Razbegaev // Theory and practice of social development. 2015. No. 19. Access mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/podhody-k-prognozirovaniyu-prestupnosti-v-volgogradskoy-oblasti-ekstrapolyatsiya-dinamicheskih-ryadov

15. Artemiev, N.S. Methods for predicting recurrent (penitentiary) crime [Electronic resource] / NS. Artemiev, V.A. Pankratov // Man: Crime and Punishment. 2017. No. 4. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7metody-prognozirovaniya-retsidi-vnoy-penitentsiarnoy-prestupnosti

16. Kizbikenov, KO Forecasting and time series [Electronic resource]: textbook. allowance / K.O. Kizbikenov // Barnaul: AltG

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10626

С.А. Маркина - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, markinas@list.ru,

S.A. Markina - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University;

Р.В. Артемов - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, artemov1971@mail.ru,

R.V. Artemov - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ MODERN TRENDS AND PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT INDUSTRY

Аннотация. В современных условиях глобализации мировой экономики, увеличения производственного и торгового потенциала различных стран, а также изменений в структуре и доступности региональных рынков статус транспортной отрасли является одним из важнейших факторов, способствующих повышению конкурентоспособности двух стран. Компании обрабатывающей промышленности и всего народного хозяйства. Транспортная инфраструктура любой страны - это своего рода «круговая» система экономики, которая является связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, а также между продавцами и потребителями на региональных и международных рынках. По этой причине состояние транспортной инфраструктуры напрямую влияет на самые важные аспекты экономического развития: от экспортной конкурентоспособности, которая напрямую зависит от эффективности цепочки поставок производственных компаний, до разработки и применения инновационных технологий. В статье рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность транспортной отрасли и сформулированы основные задачи в сфере цифровой трансформации перевозок.

Abstract. In modern conditions of globalization of the world economy, an increase in the production and trade potential of various countries, as well as changes in the structure and accessibility of regional markets, the status of the transport industry is one of the most important factors contributing to an increase in the competitiveness of the two countries. Manufacturing companies and the entire national economy. The transport infrastructure of any country is a kind of "circular" system of the economy, which is a link between all economic entities, as well as between sellers and consumers in regional and international markets. For this reason, the state of the transport infrastructure directly affects the most important aspects of economic development: from export competitiveness, which directly depends on the efficiency of the supply chain of manufacturing companies, to the development and application of innovative technologies. The article examines the factors that determine the competitiveness of the transport industry and formulates the main tasks in the field of digital transformation of transportation.

Ключевые слова: финансирование, транспорт, транспортная отрасль, цифровая трансформация перевозок.

Key words: financing, transport, transport industry, digital transformation of transportation.

Современные тенденции мирового экономического развития, особенно изменения в количестве и качестве технологий производства товаров и услуг, все чаще указывают на то, что вот -вот начнется «техническая революция», которая представляет собой ранний переход к шестому технологическому укладу. Он основан на нанотехнологиях и наноматериалах, клеточных технологиях и генной инженерии, элементах искусственного интеллекта и глобальных информационных сетях. Активное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни человека заставляет говорить о начале «цифровой экономической эры».

В период с 2010 по 2019 год доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) развитых стран увеличилась с 4,3% до 5,5%, а развивающихся стран - с 3,6% % до 4,9% [1]. По абсолютной величине и темпам роста анализируемых показателей Российская Федерация (далее - РФ) все еще сильно отстает от ведущих мировых держав, но сталкивается с проблемами в процессе реализации перехода от индустриального общества. Информационные технологии для современного программного обеспечения и оборудования связи. По оценкам экспертов, сегодня на цифровую экономику приходится не более 2% ВВП

страны [10]. Основные изменения в развитии глобальной цифровой экономики красноречиво отражают процессы, происходящие на современном рынке. На рынке В2В все больше и больше покупок сырья, материалов, топлива, энергии и других компонентов, а также продажа готовой продукции для производства сырья осуществляется на информационных и коммуникационных платформах, которые не ограничены физическими границами, включая рынок В2В. (Торговые площади), поэтому он не зависит от количества одновременно обслуживаемых клиентов и ассортимента предоставляемых товаров и услуг.

В современных условиях глобализации мировой экономики, увеличения производственного и торгового потенциала различных стран, а также изменений в структуре и доступности региональных рынков статус транспортной отрасли является одним из важнейших факторов, способствующих повышению конкурентоспособности стран.

Транспортная инфраструктура любой страны - это своего рода «круговая» система экономики, которая является связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, а также между продавцами и потребителями на региональных и международных рынках. По этой причине состояние транспортной инфраструктуры напрямую влияет на самые важные аспекты экономического развития: от экспортной конкурентоспособности, которая напрямую зависит от эффективности цепочки поставок производственных компаний, до разработки и применения инновационных технологий. Таким образом, транспортные компании являются источником платежеспособного спроса на современные инструменты цифровой экономики (анализ больших данных, искусственный интеллект, блокчейн и Интернет вещей).

По данным Росстата, логистический и транспортный сектор ВВП России увеличился на 3,7% в 2019 году (к 2016 году). Эксперты Центра стратегических разработок отмечают, что уровень расходов комплексного бюджета на транспортную инфраструктуру в последние 10 лет всегда составлял 2 -2,5% ВВП. Они считают, что к 2024 году он должен быть увеличен до 3% ВВП, а значит, реальный рост финансирования транспорта превысит 1,5 раза [6].

В то же время многие современные проблемы в транспортной сфере напрямую зависят от общего состояния национальной экономики. Например, высокая доля транспортной отрасли в ВВП может быть объяснена низкой эффективностью транспортной отрасли или структурой товаров, производимых в экономике, в которой преобладает сырье с низкой добавленной стоимостью. Объяснить. Они оказывают огромное давление на транспортную инфраструктуру. Кроме того, они особенно чувствительны к колебаниям рыночных цен.

Из-за ограниченности видов товаров, помимо повышения эффективности одного из отделов, перераспределение потока товаров между разными видами транспорта также приведет к значительному увеличению затрат других отделов. Если бы структура ВВП России, проблема была бы не такой серьезной.

Преобладают товары и услуги с высокой добавленной стоимостью. В этом случае у операторов будет более дифференцированный портфель высокодоходных продуктов.

Принимая во внимание другие важные моменты в транспортной сфере, следует отметить следующие моменты:

1) Недостаточные инвестиции в транспортную инфраструктуру. По данным Минтранса, в 2017 году общий объем инвестиций в транспортный узел составил около 1,8 трлн рублей, в то время как только на инвестиции в инфраструктуру в ближайшие 5 лет потребуется 3 трлн рублей.

2) Количество частных инфраструктурных проектов невелико. Основной движущей силой развития транспортной инфраструктуры являются государственные инвестиции в рамках целевых планов, в то время как высокий риск и слабые правовые механизмы защиты интересов инвесторов препятствуют частным инвестициям.

3) Недостаточная степень автоматизации внутренних процессов компании на рынке перевозок. Этот фактор особенно важен в контексте решения амбициозной задачи цифровизации экономики, поставленной Президентом и Правительством Российской Федерации.

4) Очевидно несбалансированное развитие транспортной системы. Это касается как региональных аспектов (несбалансированное развитие транспортной инфраструктуры в РФ), так и межотраслевых аспектов (межвидовая конкуренция и межотраслевые дисбалансы).

Системное воздействие этих факторов приводит к низкой эффективности и производительности в транспортном секторе, что отрицательно сказывается на экономическом росте и спросе на услуги. Кроме того, низкие темпы роста и низкая рентабельность не могут повысить инвестиционную привлекательность экономического транспортного сектора.

Эти тенденции в полной мере нашли отражение в процессе участия транспортно-логистических компаний во внешнеэкономической деятельности страны. Внешнеторговые связи Российской Федерации являются одним из стимулов для ее транспортной инфраструктуры, логистической системы для организации перевозки грузов, подвижного состава и системы обработки грузов.

Проанализировать динамику импортно-экспортного бизнеса России с 2010 по 2019 год. С 2014 года объем перевозок значительно упал. Эта негативная тенденция продолжалась до 2016 года, что неизбежно сказалось на эффективности транспортного сектора. Однако внешнеторговый оборот в 2019 году увеличился на 25% по сравнению с 2018 годом, что вселяет надежду на дальнейшее развитие позитивных тенденций [3].

Анализ структуры экспорта России в 2018-2019 гг. В товарной группе преобладают следующие товарные потоки (таблица 1).

Анализируя бизнес-структуру импорта и экспорта товарных категорий, можно спрогнозировать спрос на транспортные средства в зависимости от вида транспорта и типов транспортных средств, в том числе с региональной точки зрения, с учетом развития и загруженности транспортного коридора. В этой части цифровой трансформации транспорта основная задача - обеспечить техническую взаимосвязь различных участников рынка при организации и осуществлении перевозок.

Таблица 1 - Характеристика экспортных грузопотоков из России в 2018-2019 гг.

Товарная группа Доля товарной группы в общем объеме грузопотока, %

2018 г. 2019 г.

Экспортные грузопотоки:

Минеральные продукты 59,18 60,37

Металлы и изделия из них 10,18 10,43

Продукция химической промышленности 7,28 6,7

Машины, оборудование и транспортные средства 6,39 6,02

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 5,97 5,80

Древесина и целлюлозо-бумажные изделия 3,43 3,31

Драгоценные металлы и камни 3,12 3,09

Импортные грузопотоки:

Машины, оборудование и транспортные средства 44,26 45,62

Продукция химической промышленности 18,54 17,74

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 13,66 12,70

Металлы и изделия из них 6,25 6,89

Текстиль и обувь 6,01 5,97

Минеральные продукты 1,77 1,95

Древесина и целлюлозо-бумажные изделия 1,85 1,59

Конечно, в транспортной отрасли необходимо широко внедрять Интернет-технологии, которые значительно улучшат качество перевозок при одновременном снижении затрат. В организации транспортного процесса не менее важным фактором является внедрение «сквозных цифровых технологий», обеспечивающих прямую интеграцию механизма связи между участниками транспортного процесса с транспортными средствами и системами. Управление инфраструктурой.

Помимо технических и технических аспектов, очень важна региональная оценка развития транспортной инфраструктуры. Здесь внешняя торговля Российской Федерации - важный двигатель роста. В таблице 2 приведены характеристики внешней торговли России в разрезе страны. По данным Федеральной таможенной администрации, наши самые активные партнеры вошли в ТОП-15.

Использование возможностей портов на северо-востоке Китая и транспортной инфраструктуры России для развития грузовых перевозок поможет реализовать план по соединению Экономического пояса Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом. В связи с этим необходимо обеспечить полное развитие национальной логистической инфраструктуры в рамках Международного транспортного коридора (далее МТК), включая российский филиал, для реализации экономически выгодных и согласованных национальных действий.

Таблица 2 - Внешняя торговля РФ за период 2017-2019 гг.

Место Страна Товарооборот, млн долл. США Доля товарооборота, % Рост товарооборота к 2018 г., %

2017 г. 2018 г. 2019 г.

СУММАРНЫЙ ОБОРОТ 526 261,4 467 941,1 584 049,5 100 24,8

1 Китай 63 553,1 66 123.3 86 964,3 14,89 31,5

2 Германия 45 791,9 40 709,9 49 975,4 8,56 22,8

3 Нидерланды 43 944,4 32 281,9 39 504,5 6,76 22,4

4 Беларусь 24 218,9 23 844,0 30 192,9 5,16 26,6

5 Италия 30 613,6 19 813,0 23 940,1 4,10 20,8

6 США 20 909,9 19972,0 23 198,5 3,97 16,2

7 Турция 23 340,6 15 742,8 21 604,1 3,70 37,2

8 Республика Корея 18 051,9 15 118,9 19 278,7 3,30 27,5

9 Япония 21 302,5 16 036,7 18 261,9 3,12 13,9

10 Казахстан 15 569,5 13 208,6 17 240,6 2,95 30,5

11 Польша 13 762,9 13 099,1 16 485,5 2,82 25,9

12 Франция 11 631,5 13 268,0 15 459,0 2,65 16,5

13 Украина 14 966,6 10 233,7 12 855,1 2,20 25,6

14 Великобритания 11 196,8 10 376,4 12 736,2 2,18 22,7

15 Финляндия 9 761,9 9 020,6 12 337,7 2,11 36,8

ЭКСПОРТ 343 542,8 285 674,0 357 083,1 100 25,0

1 Китай 28 602,3 28 018,4 38 922,0 10,90 38,9

2 Нидерланды 40 848,7 29 260,5 35 611,3 9,97 21,7

3 Германия 25 351,4 21 256,7 25 747,4 7,21 21,1

4 Беларусь 15 350,0 14 216,3 18 424,6 5,16 29,6

5 Турция 19 291,3 13 581,8 18 220,7 5,10 34,2

6 Италия 22 293,6 11 972,9 13 838,8 3,88 15,6

7 Республика Корея 13 491,8 10 006,4 12 345,3 3,46 23,4

8 Казахстан 10 786,0 9 560,4 12 323,9 3,45 28,9

9 Польша 9 665,5 9 140,2 11 577,7 3,24 26,7

10 США 9 456,4 9 269,4 10 700,0 3,00 15,4

11 Япония 14 489,7 9 355,5 10 500,5 2,94 12,2

12 Великобритания 7 474,5 6 943,6 8 688,4 2,43 25,1

13 Финляндия 7 092,2 6 538,9 8 641,7 2,42 32,2

14 Украина 9 294,1 6 341,9 7 942,8 2,22 25,2

15 Бельгия 6 361,2 5 744,1 6 799,9 1,90 18,4

ИМПОРТ 182 718,7 182 267,1 226 966,4 100 24,5

1 Китай 34 950,8 38 104,8 48 042,3 21,17 26,1

2 Германия 20 440,5 19 453,2 24 228,0 10,67 24,5

3 США 11 453,5 10 702,6 12 498,5 5,51 16,8

4 Беларусь 8 868,9 9 627,7 11 768,3 5,19 22,2

5 Италия 8 320,0 7 840,1 10 101,4 4,45 28,8

6 Франция 5 919,1 8 489,6 9 629,6 4,24 13,4

7 Япония 6 812,9 6 681,2 7 761,4 3,42 16,2

8 Республика Корея 4 560,1 5 112,5 6 933,4 3,05 35,6

9 Казахстан 4 783,4 3 648,2 4 916,7 2,17 34,8

10 Украина 5 672,5 3 891,8 4 912,3 2,16 26,2

11 Польша 4 097,4 3 959,0 4 907,8 2,16 24,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Великобритания 3 722,3 3 432,8 4 047,9 1,78 17,9

13 Нидерланды 3 095,7 3 021,4 3 893,2 1,72 28,9

14 Финляндия 2 669,7 2 481,7 3 696,0 1,63 48,9

15 Чехия 2 846,1 2 766,7 3 422,2 1,51 23,7

Члены ИТЦ реорганизуют и модернизируют соответствующие транспортные коммуникации, используя кластерный подход для формирования и развития интегрированной транспортно-логистической структуры в непрерывной цепочке поставок. Все это создаст условия для эффективного увеличения грузоперевозок через Центр международной торговли и обогатит фактическую работу по транспортировке, доход и налоговые поступления в коридоре, чтобы они могли доходить до бюджета нашей страны.

В контексте укрепления 4 4 восточной части '' внешнеэкономического сотрудничества России в 2019 году в России наблюдается настоящий взрывной рост железнодорожных контейнерных перевозок, что связано с увеличением интенсивности транзитных перевозок и сохраняющейся тенденцией к контейнеризации. Всего было перевезено 3,9 миллиона двадцатифутовых контейнеров (далее ТЕ1), что на 19,6% больше, чем в 2018 году. Транзитный бизнес внес большой вклад в положительную динамику, и его количество увеличилось. Увеличение на 59,2% по сравнению с предыдущим годом и почти удвоилось за последние два года (Таблица 3).

Таблица 3 - Структура отечественного рынка контейнерных перевозок

железнодорожным транспортом в 2016-2019 гг.

Год Внутренние, тыс. TEU Транзитные, тыс. TEU Экспортные, тыс. TEU Импортные, тыс. TEU

2016 1 499 251 848 617

2017 1 498 217 741 503

2018 1 678 256 800 525

2019 1 806 417 968 708

Основным транспортным маршрутом является транспортный коридор Восток-Запад, по которому на долю РЖД приходится 67% транзитных контейнерных перевозок. Правительство Российской Федерации приняло постановление о внедрении специальной таможенной системы для перевозок в транспортных коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2», что сыграло здесь важную роль. Это способствовало расширению торговых отношений между Китаем и европейскими странами [9].

По данным РЖД, средняя скорость перевозки грузов в контейнерах по железнодорожной сети увеличилась за последние четыре года: с 356 километров в день в 2015 году до 490 километров в день в 2019 году. Несмотря на огромный потенциал, важно учитывать развитие транзитных коридоров. В условиях жесткой конкуренции за грузоперевозки соседние страны открыли альтернативные маршруты из Китая в Европу на востоке и западе. В этом случае скорость и эффективность реализации российского проекта чрезвычайно важны для сохранения и увеличения его доли в растущих грузоперевозках. Одним из факторов, определяющих конкурентоспособность транспортной отрасли, является внедрение цифровых технологий.

Рассматривая стратегические методы развития цифровой экономики в различных странах, можно отметить общие принципы цифровизации экономики: создание цифровой инфраструктуры мирового уровня для обеспечения конкурентоспособности наших отраслей и компаний, а также наличие большого количества государственных организаций, предприятий и населения в цифровом пространстве. Участие определяется как главный фокус.

В сфере «цифровой трансформации транспорта» основная задача - обеспечение технической связи различных участников рынка при организации и осуществлении перевозок. Как инфраструктурная основа экономики «цифровой транспорт» направлен на обеспечение формирования единой информационной системы для реализации взаимозависимых систем и комплексов, технологий управления движением, а также управления отдельными процессами, транспортом и оборудованием. Связь, объединяющая различные виды перевозок и участников транспортного рынка. В то же время очень важно разработать механизм перехода на единый электронный документооборот (систему «единого окна»), а также внедрить цифровые логистические «интеллектуальные транспортные системы» и системы электронной диагностики автомобилей. Все это позволит транспортно-логи-стической отрасли снизить затраты, улучшить качество бизнес-процессов и повысить их прозрачность.

Цифровые технологии могут кардинально изменить сферу российских грузоперевозок. Например, на этот сектор приходится 14% ВВП ЕС. Предполагается, что к 2020 году 50 миллиардов устройств будут интегрированы в глобальный Интернет. Такое сочетание оборудования на базе современных информационно-коммуникационных систем формирует большое информационное пространство, открывающее новые возможности для управления логистическими процессами [4].

Например, обострение конкуренции на мировом рынке вынуждает международных транспортных операторов осуществлять полный контроль над продвижением конкретных грузовых единиц и транспортных средств и применять современные методы логистики для организации и поддержки потоков товаров на основе синхронизации. Работают различные перевозки, перевалочный комплекс, пограничные и таможенные службы. Сегодня в транспортный процесс интегрированы глобальные информационно-аналитические системы, включая космическую навигацию. Сегодняшние точки транспортировки и перевалки, а также логистические центры являются центром технической деятельности. Автоматизация этих процессов позволяет оптимизировать затраты, обеспечивая тем самым конкурентное преимущество на рынке транспортных услуг. По мнению экспертов,

например, в странах Евразийского экономического союза рост ВВП к 2025 году может составить всего 10%, а транспортные расходы могут сократиться на 30% [8].

Например, технология блокчейн может стать решением многих проблем, стоящих перед транспортной отраслью, поскольку при участии Российской Федерации формирование единого цифрового пространства имеет важное значение для развития международного сотрудничества в сети международных транспортных коридоров. Использование этой технологии может помочь компаниям поддерживать свои ключевые цели (например, оптимизировать цепочку поставок) и решать отраслевые проблемы (например, используя общедоступную информацию между партнерами консорциума и участниками одного и того же рынка для синхронизации) [2].

Еще одна движущая сила цифрового развития отрасли - Международный экономический форум, прошедший в Санкт-Петербурге в 2018 году. В рамках форума Россия и Финляндия подписали меморандум о сотрудничестве по экспериментам с так называемым умным транспортом: тестирование автомобилей без водителя, создание и внедрение новых дорожных сервисов, разработка качественных навигационных карт. Высокое разрешение и точность позиционирования. В рамках этого проекта планируется начать тестирование новой коммуникационной технологии U2X, которая может обеспечить взаимодействие между автомобилями, пешеходами, окружающей средой и инфраструктурой. На форуме также было объявлено о создании Ассоциации цифрового транспорта и логистики. В ассоциацию входят такие крупные транспортные компании, как Аэрофлот, Автодор и РЖД, а также компании «Глосав», «ЗащитаИнфоТранс», компании «Транспортные системы РТ-Инвест» и «Деловые линии». Важнейшей задачей, стоящей перед ассоциацией, является формирование полной и достоверной информации о потребностях участников рынка транспортных услуг, цифровых услуг, предложениях и проектах стандартов безопасного использования цифровых технологий на транспорте, а также совместных усилиях лидеров отрасли по интеграции их решений [11].

Конечно, без внедрения современных программных систем и тщательной переоценки систем и методов глобальная задача преобразования транспортной отрасли в одну из наиболее технологически продвинутых сфер экономики будет невозможна. Используется для управления бизнес-процессами. Бизнес-процессы, основанные на устаревших технологиях и инфраструктуре (основанной несколько десятилетий назад), не соответствуют современным цифровым тенденциям. В результате сегодня все больше и больше транспортных компаний пытаются перейти на цифровую инфраструктуру. Одним из примеров является объединение 16 территориально распределенных отделов (от Калининграда до Сахалина) Министерства железнодорожной безопасности России в единую отказоустойчивую цифровую телекоммуникационную платформу путем создания центра управления потоками клиентов. Унифицировать грузовые станции аэропортов России и внедрить в них «умное» видеонаблюдение[5].

Однако в среднем уровень компьютеризации компаний транспортной отрасли постепенно повышается (например, по данным Frost & Sullivan, 9,5% в 2019 году), он все еще находится на низком уровне. Нестабильность процесса внедрения информационных технологий отражается и в анализе рейтингов компаний, внедряющих современные ИТ-решения в транспортной отрасли (таблица 4).

Таблица 4 - Рейтинг поставщиков информационных технологий для транспортных компаний в 2019 г.

Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли, тыс. руб. Рост выручки в 20192018, %

2019 г. 2018 г.

Luxoft 6 465 239 7 030 120 -8,0

Крок 3 154 455 3 420 583 -7,8

Рамакс 2 786 147 2 738 046 1,8

Техносерв 2 540 829 3 773 002 -32,7

ЗащитаИнфоТранс 1 735 870 1 782 049 -2,6

Атол Драйв 1 195 072 1 257 817 -5,0

Корус консалтинг 1 193 275 347 000 243,9

По мнению экспертов CNews, основной проблемой развития информационных технологий в транспортной сфере является отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры, которая не всегда качественно покрывает территорию страны, не имеет полных законодательных норм и единых требований. В таких системах используются и отраслевые стандарты. Эти особенности развития региональных подсистем затрудняют объединение их в систему управления цифровой отраслью [7].

Одним из факторов, определяющих конкурентоспособность транспортной отрасли, является внедрение «сквозных цифровых технологий», обеспечивающих прямую интеграцию механизма связи между участниками транспортного процесса с автомобилями и транспортными системами. Управление инфраструктурой значительно улучшило качество транспортировки при одновременном снижении затрат. Поэтому в сфере цифровой трансформации перевозок основная задача - обеспечить техническую связанность различных участников рынка

при организации и осуществлении перевозок. Все это позволит транспортно-логистической отрасли обеспечить стремление к сокращению затрат, повышению качества бизнес-процессов и повышению их прозрачности.

Источники:

1. Васильева, Е.Ю. Привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру России / Е.Ю Васильева / Транспортное дело России. 2019. - №. 2.

2. Давыдова Л.В. Инвестиционный потенциал как основа экономического роста / Л.В. Давыдова, С.А. Маркина // Финансы и кредит - 2007. - №31(271). - С. 54-58.

3. Куразова, Д.А. Государственное финансирование инвестиций в транспортную отрасль / Д.А. Куразова // Вестник Чеченского государственного университета - 2019. - №. 4.

4. Метелкин, П.В. Проблемы транспортной отрасли в условиях глобализации экономики / П.В. Метелкин, В.В. Лоба-чев, А.Г. Липатов // Транспортное дело России - 2018. - №. 6.

5. Морозова, Е.Н. О применении нового инвестиционного инструмента государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов на транспорте / Е.Н. Морозова // Транспортное дело России - 2018. - №. 5.

6. Раюшкина, А.А. Проблемы развития транспортной инфраструктуры / А.А. Раюшкина, Е.В. Гофман, Н.В. Редкока-шина // Известия Волгоградского государственного технического университета - 2018. - №. 6.

7. Редька, К.С. Производительные расходы государства как фактор экономического роста / К.С. Редька, К.А. Белокры-лов // Современные вызовы и реалии экономического развития России - 2018 - №7.

8. Сафронов, Э.А. Совершенствование транспортной инфраструктуры российских городов / Э.А. Сафронов, К.Э. Сафронов // Вестник СибАДИ - 2018. Т. 15. - №. 5.

9. Тохиров, Т.И. Оценка состояния транспортной инфраструктуры региона / Т.И. Тохиров // Вопросы управления -2018. - №. 2 (32).

10. ТИе influence of processes of financial globalization and transformation on the world financial and credit system / Markina S.A., Klimenko P.A., Mashkina N.A. // 4th INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY SCIENTIFIC CONFERENCE ON SOCIAL SCIENCES AND ARTS SGEM 2017. - Sofia, 2017. - С. 847-852.

11. Improvement of industrial policy in russia in the conditions of key calls for industrial development and economic security / Belousova L., Markina S., Afanasjeva L., Rodionova I. - . 2019. - С. 2253-2263.

References:

1. Vasilieva, E.Yu. Attracting investments into the transport infrastructure of Russia / E.Yu. Vasilieva / Transport business in Russia. 2019. - No. 2.

2. Davydova L.V. Investment potential as a basis for economic growth / L.V. Davydova, S.A. Markina // Finance and Credit -2007. - No. 31 (271). - S. 54-58.

3. Kurazova, D.A. State financing of investments in the transport industry / D.A. Kurazova // Bulletin of the Chechen State University - 2019. - No. 4.

4. Metelkin, P.V. Problems of the transport industry in the context of economic globalization / P.V. Metelkin, V.V. Lobachev, A.G. Lipatov // Transport in Russia - 2018. - No. 6.

5. Morozova, E.N. On the use of a new investment instrument of public-private partnership in the implementation of infrastructure projects in transport / E.N. Morozova // Transport of Russia - 2018. - №. five.

6. Rayushkina, A.A. Problems of development of transport infrastructure / А.А. Rayushkina, E.V. Gofman, N.V. Redko-kashina // Bulletin of the Volgograd State Technical University - 2018. - No. 6.

7. Radish, K.S. State production expenditures as a factor of economic growth / K.S. Radish, K.A. Belokrylov // Modern challenges and realities of economic development of Russia - 2018 - №7.

8. Safronov, E.A. Improvement of the transport infrastructure of Russian cities / E.A. Safronov, K.E. Safronov // Bulletin of SibADI - 2018.Vol. 15. - No. five.

9. Tokhirov, T.I. Assessment of the state of the transport infrastructure of the region / T.I. Tokhirov // Management Issues -2018. - No. 2 (32).

10. Ibe influence of processes of financial globalization and transformation on the world financial and credit system / Markina S.A., Klimenko P.A., Mashkina N.A. // 4th INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY SCIENTIFIC CONFERENCE ON SOCIAL SCIENCES AND ARTS SGEM 2017. - Sofia, 2017. - P. 847-852.

11. Improvement of industrial policy in russia in the conditions of key calls for industrial development and economic security / Belousova L., Markina S., Afanasjeva L., Rodionova I. -. 2019 .-- S. 2253-2263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.