Научная статья на тему 'ДИГИТАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ДИГИТАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая логистика / цифровизация транспорта / корпоративные информационные процессы / логистические компании / транс-логистическая платформа / digital logistics / digitalization of transport / corporate information processes / logistics companies / trans-logistics platform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.В. Медникова, Т.Б. Матвиевская

В статье обобщен опыт использования информационных систем в транспортных и логистических компаниях России, их типологизация и функциональность. Сформулировано определение «умная логистика»; он содержит описание сущности термина, характеризующего его специфические особенности и эффекты, которые достигаются в результате одноименных процессов. На основе изучения функциональной структуры транс-логистических платформ и уровней эволюционного развития «единого окна» определены отраслевые и ведомственные участники рынка логистики, информационные системы которых потенциально могут быть интегрированы в единое информационное пространство. Подчеркивается актуальность интеграции информационных систем для обеспечения синхромодальных перевозок. Экспертные заключения о практике оцифровки транспортных и логистических процессов в России выделены и обобщены. Выделяются мнения о неравномерном развитии цифровизации в субъектах Российской Федерации, а также об условиях и тенденциях развития цифровой логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS MARKET: INTEGRATION OF INFORMATION SYSTEMS. RUSSIAN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF LOGISTICS PROCESSES

The paper summarizes the experience of using information systems in transport and logistics companies in Russia, their typologization and functionality. The definition of «smart logistics» is formulated; it contains a description of the essence of the term characterizing its specific features and effects that are achieved as a result of processes of the same name. Based on the study of the trans-logistics platforms functional structure and the «single window» evolutionary development levels, the industry and departmental participants of the logistics market, which information systems can potentially be integrated into a single information space, are identified. The relevance of the information systems integration for providing synchromodal transportation is underlined. Expert opinions on practices in the digitalization of transport and logistics processes in Russia are highlighted and summarized. Opinions on the uneven development of digitalization in the constituent entities of the Russian Federation, and also on the conditions and trends in digital logistics development are highlighted.

Текст научной работы на тему «ДИГИТАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

7. Yevtushenko V. E. Streltsova E. A. Technologies for healthcare: patent analysis. Institute of Statistical Research and Knowledge Economics // https://issek.hse.ru/news/359609207.html.

8. Kozel Yu. Yu., Ayham Hussein Ahmar Information ecosystem of labor interactions of employees of network pharmaceutical companies. Collection of articles of the international scientific and practical video conference "Digital ecosystem of the economy". Southern Federal University. Rostov-on-Don, 10.06.2020. 508 p.

9. Kuznetsov S. Health protection, smartphones and Internet of machines. [electronic resource]. - R/D: http://www.osp.ru /medit /2013/03 /13034565.html.

10. Nikitaeva A. Yu. Digital imperatives of adaptation of industrial enterprises of the south of Russia to the conditions of the pandemic// Russian regions in the focus of change : A collection of reports of the XV International Conference, Yekaterinburg, November 10-14, 2020. - Yekaterinburg: LLC "Publishing house of UMC UPI", 2021. - pp. 221-224.

11. Report of the Ministry of Industry of the Russian Federation-URL: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/ docs/katalog _additivity. pdf.

12. Official website of the Ministry of Health of the Russian Federation. Federal project "Development of a network of national medical research centers and introduction of innovative medical technologies". Electronic resource. Access mode: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/nmits /.

13. Foundation for Advanced Research-URL: https://fpi.gov.ru/press/news/protestirovan-pervyy-rossiyskiy-programmnyy-kompleks-dlya-proektirovaniya-mnogosputnikovykh-sistem.

14. J son & Partners: 3D printing market and prospects for the application of additive technologies in Russia and in the world, 2019.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11357

О.В. Медникова - к.т.н., доцент кафедры Информационные системы цифровой экономики, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), 42106@mail.ru,

O.V. Mednikova - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Systems of Digital Economy, FSAOU VO RUT (MIIT), 42106@mail.ru,

Т.Б. Матвиевская - старший преподаватель кафедры Международный финансовый и управленческий учет, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), matvievskaya@list.ru,

T.B. Matviyevskaya - Senior Lecturer of the Department of International Financial and Managerial Accounting, FSAOU VO RUT (MIIT), matvievskaya@list.ru.

ДИГИТАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ DIGITALIZATION OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS MARKET: INTEGRATION OF INFORMATION SYSTEMS.

RUSSIAN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF LOGISTICS PROCESSES

Аннотация. В статье обобщен опыт использования информационных систем в транспортных и логистических компаниях России, их типологизация и функциональность. Сформулировано определение «умная логистика»; он содержит описание сущности термина, характеризующего его специфические особенности и эффекты, которые достигаются в результате одноименных процессов. На основе изучения функциональной структуры транс-логистических платформ и уровней эволюционного развития «единого окна» определены отраслевые и ведомственные участники рынка логистики, информационные системы которых потенциально могут быть интегрированы в единое информационное пространство. Подчеркивается актуальность интеграции информационных систем для обеспечения синхромодальных перевозок. Экспертные заключения о практике оцифровки транспортных и логистических процессов в России выделены и обобщены. Выделяются мнения о неравномерном развитии цифровизации в субъектах Российской Федерации, а также об условиях и тенденциях развития цифровой логистики.

Abstract. The paper summarizes the experience of using information systems in transport and logistics companies in Russia, their typologization and functionality. The definition of «smart logistics» is formulated; it contains a description of the essence of the term characterizing its specific features and effects that are achieved as a result of processes of the same name. Based on the study of the trans-logistics platforms functional structure and the «single window» evolutionary development levels, the industry and departmental participants of the logistics market, which information systems can potentially be integrated into a single information space, are identified. The relevance of the information systems integration for providing synchromodal transportation is underlined. Expert opinions on practices in the digitalization of transport and logistics processes in Russia are highlighted and summarized. Opinions on the uneven development of digitalization in the constituent entities of the Russian Federation, and also on the conditions and trends in digital logistics development are highlighted.

Ключевые слова: цифровая логистика, цифровизация транспорта, корпоративные информационные процессы, логистические компании, транс-логистическая платформа.

Keywords: digital logistics, digitalization of transport, corporate information processes, logistics companies, trans-logistics platform.

В настоящее время в мире происходит активная автоматизация и цифровизация экономики; в результате меняются традиционные бизнес -модели. Разнообразие понятий, таких как Интернет вещей или

Индустрия 4.0, а также подходы к их определению приводят к ошибкам при внедрении предприятиями новых технологий и запуску государственных цифровых программ и инициатив. Кроме того, многие научные и аналитические исследования сосредоточены на описании архитектуры, дизайна и практического применения цифровых технологий, упуская из виду восприятие этих технологий потребителями и необходимость создания определенных институциональных условий для цифровой трансформации. Несмотря на быстрое развертывание и совершенствование информационных и коммуникационных технологий при поддержке правительств стран, а также научного и делового сообщества, в России цифровизация транспорта и логистики носит фрагментарный характер, а уровень инвестиций в эту область остается низким. Развитие «умной логистики» в будущем позволяет значительно оптимизировать многие бизнес -процессы, поскольку информационные ресурсы являются залогом успешного функционирования отдельных предприятий и экономики в целом.

Оригинальность представленных в статье результатов исследования заключается в обобщении и систематизации основных тенденций развития интеллектуальной логистики, а также российского опыта внедрения цифровых технологий в организацию логистических процессов. Высокий интерес потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов, исследователей и практиков к трансформации процессов в этой отрасли, а также широкий спектр государственных программ и программ развития крупных компаний в сфере транспорта позволяют предположить, что результаты исследования могут использоваться в работе региональных органов власти, а также участников транспортного процесса (портовые власти, транспортные компании, логистические провайдеры) в качестве обоснования проектов по цифровизации бизнес -процессов.

Работа направлена на уточнение определения цифровизации транспортной логистики и обобщение практики цифровизации транспортно-логистического рынка в Российской Федерации на основе отраслевых и экспертных данных.

Ученые обратились к изучению природы и концепций цифровой экономики, начиная с Н. Негро-понте, американского ученого-информатика и основателя медиа-лаборатории Массачусетского технологического института. Считается, что Дон Тапскотт был первым, кто использовал термин «цифровая экономика» (Negroponte, 1995). В 2000 -х годах разработку концепций цифровой экономики продолжили такие ученые, как Э. Бриенолфссон, Б. Кахин, Б. Йоханссон, К. Карлссон, Р. Стоу. Клинг и Лэмб различают четыре широкие категории, такие как цифровые продукты и услуги, смешанные цифровые продукты и услуги, услуги и производство товаров, зависящих от ИТ, и ИТ -индустрия (Kling & Lamb, 1999). Сторонники тех-ноцентрического подхода в первую очередь сосредоточили внимание на том, какие изменения могут принести информационные и коммуникационные технологии в уже сложившиеся отрасли, в то время как американский экономист Сушил К. Шарма поднялся на ступень выше, определив цифровую экономику как «конвергенцию коммуникаций, компьютерных технологий и информации» (Кехал и Сингх, 2005 г.). В отличие от вышеупомянутых исследователей, Марк Скилтон, английский экономист и автор нескольких книг о развитии цифровых технологий и их внедрении в бизнес -сообществе, рассматривает цифровую экономику не как часть индустриальной экономики, а как элемент новая экосистема (Скилтон, 2016). Некоторые российские ученые исследуют глубокие изменения в трансформации экономических отношений с внедрением цифровых технологий. (Юдина, 2017; Лапидус, 2017; Кульков, 2017; Купчишина, 2018). Вопросы цифровизации обсуждаются в профессиональных сообществах, отражаются в научных конференциях и государственных программах. В частности, это Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации (Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года, 2017 г.).

Инструменты и методы исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы: контент -анализ, систематизация, группировка в хронологическом, логическом и тематическом порядке для обработки библиографических источников в области определения цифровизации транспортной логистики. На этом этапе авторы отбирали статьи, опубликованные в научных журналах или размещенные в международных базах данных за 1990 -2018 гг., Исходя из ключевых слов, указанных в статье. Это позволило сформировать хронологию определений и понятий цифровой экономики, Интернета вещей, классифицировать и применить цифровые технологии для компаний. Анализ литературы позволил нам оценить текущее состояние исследований в области цифровизации бизнеса и сформулировать отраслевое определение интеллектуальной логистики. Для изучения российского опыта внедрения цифровых технологий в организацию транспортно-логистических процессов мы использовали отдельные элементы теории внедрения инноваций на уровне организации: Модель принятия технологий Ф. Дэвиса, 1 986, расширенная версия этой модели из его последователи в TAM2, инструменты и методы единой теории принятия и использования технологий (UTAUT), теория TOE внедрения информационных и коммуникационных технологий в бизнес -процессы (структура Technology-Organization-Environment) Торнаки и Флейшера с 1990 года (Lai , 2017; Oliveira & Martins, 2011).

Результаты исследования.

Интеграция информационных систем и умной логистики.

Учет взаимосвязанных, дифференцированных в пространстве и времени управленческих решений определяет актуальность развития интегрированной и пространственной логистики, основанной на системном подходе к организации транспортно-логистических операций и повсеместном использовании

цифровых технологий. Изучение опыта использования корпоративных информационных процессов в логистических компаниях показало, что логистические компании в России занимают большую долю на рынке ERP-систем. Стоимость ERP-систем значительно варьируется в зависимости от их возможностей, набора персонала и широкого спектра выполняемых функций. Модульность ERP-систем позволяет разрабатывать программные решения с учетом специфики хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Малый и средний бизнес часто использует только отдельные модули, такие как системы CRM и SCM. Транс-портно-логистические компании активно используют следующие ИС:

- Системы управления складированием (WMS) обеспечивают автоматизированный контроль всех операций, выполняемых при хранении (прием, отгрузка, сортировка, упаковка и складирование товаров, оценка загруженности площадей и состояния товарных запасов в режиме реального времени);

- Системы управления перевозками (TMS) предназначены для разработки оптимального плана перевозок с учетом заданных параметров, расчета стоимости перевозки, составления схемы погрузочно-разгрузочных операций, контроля грузов и сроков доставки;

- Системы управления автопарком (FMS) используются для контроля собственных транспортных средств, участвующих в перевозке грузов;

- Системы управления заказами (СУЗ) предназначены для создания заказа на основе индивидуальных предпочтений покупателей, оценки возможности его выполнения и, при необходимости, предложения альтернативных вариантов на основе данных о доступных товарах и запланированных поступлениях.

Государственные структуры (ФТС, ФНС, РЖД и др.) Создают ведомственные информационные системы для упрощения процесса контрольно -надзорной деятельности. Эти системы позволяют перевести взаимодействие на уровнях B2G и G2B в цифровую форму.

В настоящее время широкое распространение получают интеграция и синхронизация информационных систем, создание единых информационных платформ и построение «бесшовных» логистических систем. Национальные и региональные системы объединяют отдельные корпоративные и ведомственные информационные системы страны или нескольких стран для достижения более эффективного взаимодействия между различными участниками процесса перевозки и контроля за перемещением грузов. Такие системы также называют транс-логистическими платформами, то есть «пространством сетевого сотрудничества между организациями для создания клиентской ценности для клиента на основе скоординированных логистических взаимодействий по управлению цепочкой поставок на региональном, национальном и международном уровнях» (Дунаев, Кулакова, 2016). Опираясь на изложенные выше положения, в исследовании мы сделали следующие выводы. Хотя термины «логистические системы», «транс -логистические платформы», «цифровая логистика» и «умная логистика» широко используются в научной литературе и СМИ, их авторы не уделяют должного внимания определениям. Как правило, предметом обсуждения в этих случаях является содержание и структура происходящих процессов. В рамках нашего исследования мы сформулировали следующее определение. Интеллектуальная логистика - это логистика, основанная на корпоративных и ведомственных информационных системах, интегрированных через централизованную национальную платформу, что позволяет оптимизировать транспортные и логистические процессы и обеспечить прозрачность операций по всей цепочке поставок. Это определение содержит описание сущности термина, описывая его специфические особенности и эффекты, которые достигаются в результате одноименных процессов. Умная логистика отражает степень проникновения информационных систем в организацию бизнес-процессов транспортно-логистических компаний.

Умная логистика - это продолжение информационной логистики, которая изучает и решает внут-риорганизационные проблемы, но в отличие от последней, она фокусируется на конвергенции логистики и технологий, внешних взаимодействиях и интеграции через формирование единого информационного пространства, которое напрямую зависит от уровня цифровизации экономики.

На основе исследования функциональной структуры транслогистической платформы и уровней эволюционного развития «единого окна» определены отраслевые и ведомственные участники логистического процесса, информационные системы которых потенциально могут быть интегрированы в единое информационное пространство (рисеунок 1). Подчеркивается актуальность интеграции информационных систем для обеспечения синхромодальной транспортировки.

Формирование такого пространства позволит проводить транзакции, которые ранее были невозможны из-за информационной асимметрии, то есть ситуации, когда стороны просто не знают о существовании друг друга или у одной стороны недостаточно данных, что снижает уровень доверия и вероятность совершения сделки. Преодоление таких барьеров ведет к выходу на новые рынки и расширению существующих, тем самым повышая эффективность экономики и отдельных отраслей, а также степень интеграции. Кроме того, транспортные и логистические компании, работающие с акцентом на развитие цифровой логистики, имеют конкурентное преимущество, поскольку они могут наилучшим образом удовлетворить потребности грузоотправителя, для которого такие факторы, как стоимость доставки, безопасность, время в пути, соблюдение сроков, частота поставок и т.д. важны.

Рисунок 1 - Участники интеграции информационных систем (ИС) на рынке транспортно-логистических компаний Российской Федерации (Источник: Составлено авторами)

Цифровая логистика делает возможными так называемые «синхромодальные» перевозки, то есть перемещение товаров из точки А в точку Б, где в любом сегменте мы можем выбрать другой вид транспорта на основе информации в реальном времени.

Российская практика в области цифровизации транспортно -логистических процессов.

Одним из важных векторов социально-экономического развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе является цифровизация, которая обозначена в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы и Программе развития цифровой экономики до 2035 года. Программа определяет основные цели, задачи, сроки реализации и источники финансирования государственных мер по созданию институциональных и инфраструктурных условий, необходимых для развития и функционирования ДО, включая нормативные акты, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических резервов, информационная инфраструктура и информационная безопасность (Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г., 2017 г.). В настоящее время в Правительстве рассматривается вопрос о внесении в Программу направления «Цифровой транспорт и логистика», заявка подана крупной отраслевых игроков, таких как ОАО «РЖД», оператор Система Платон «РТ -Инвест Транспортные Системы» и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

В 2020 году Россия заняла 75-е место по показателю эффективности логистики (ЪР1), набрав 2,76 балла, а у стран-лидеров (Германия, Швеция, Бельгия, Австрия, Япония, Нидерланды и Сингапур) этот показатель превышает 4 балла. В то же время работа таможни (2,42), отслеживание грузов (2,64) и статус международных перевозок (2,65) являются самыми низкими оценками (таблица 1). Экспедиторы также подчеркивают отсутствие логистических технологий, слабую инфраструктуру, неэффективную работу таможенных структур и несбалансированность грузопотока (Белозерцева, Ярайкина, 2020; Джинаду и др., 2020).

Таблица 1 - Уровень эффективности логистики в России (ЪР!) в 2020 г.

Показатель Точки не более 4,2

Уровень эффективности логистики в России (75 место из 160 стран-участниц исследования Всемирного банка): 2,76

- Работа таможенных органов 2,42

- Отслеживание грузов 2,64

- Состояние международных перевозок 2,65

Источник: Подготовлено авторами по данным (Белозерцева, Ярайкина, 2020)

Неравномерность цифровизации в субъектах Российской Федерации связана с такими факторами, как отсутствие квалифицированных специалистов (в ИТ и высокотехнологичных отраслях) и финансирования, отсутствие или низкая степень развития необходимой информационно -коммуникационной инфраструктуры (Интернет, мобильный Интернет). Кроме того, во многих регионах только начинается процесс формирования регуляторной среды, стимулирующей распространение цифровых технологий.

В. П. Куприяновский считает, что развитие цифровой логистики и цепочек поставок является приоритетом для российской экономики. Он называет это «интеллектуальным клеем», то есть каналом, через который распространяются не до конца понятые концепции, концепции и идеи нового способа экономики.

В Стратегии научно-технического развития Российской Федерации говорится, что «превосходство в исследованиях и разработках, высокие темпы развития новых знаний и создание инновационных продуктов являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальной экономики. Стратегия безопасности, которой способствует связность территорий Российской Федерации через создание интеллектуальных транспортных систем, а также занятие и удержание лидирующих позиций в создании международных транспортных систем (О Стратегии Научно -технологическое развитие Российской Федерации, 2016 г.).

Однако в настоящее время Россия значительно отстает от европейских стран по уровню цифрови-зации во многих ключевых секторах, особенно в области транспорта и хранения, которые, как показано выше, оказывают значительное влияние на развитие других секторов экономики (таблица 2). Опыт зарубежных стран показывает, что ликвидировать межотраслевой разрыв крайне сложно, по скольку цифровые лидеры обладают значительными преимуществами, благодаря которым они все более ускоряют темпы своего развития, будучи более привлекательными для инвесторов и квалифицированных специалистов. Поэтому уже нужны активные меры по созданию благоприятных условий для формирования и совершенствования цифрового транспорта и логистики.

Таблица 2 - Разница в уровне цифровизации отдельных территорий между Россией и Европой, процентные пункты

Уровень цифровизации отдельных направлений низкий / высокий Уровень развития Россия Европа Доля ВВП

Информационные и коммуникационные технологии -23 9

Транспортировка и складирование -56 пять

Источник: Составлено автором по (Аптекман и др., 2020)

Удельный вес российского рынка транспортно-логистических услуг невелик: по экспертным оценкам, в 2018 году его общий объем составил около 3,5 трлн рублей (объем мирового рынка - 5,2 трлн долларов США) при росте на 6,6 % (рисунок 2). Прогнозируется, что из-за рисков расширения антироссийских санкций, которые затронут ведущие компании отрасли и банки страны, в 2019 году он вырос не более чем на 3,3 % (Рынок логистического аутсорсинга: итоги 2018 г. и прогноз до 2022 г., 2018 г.).

Рисунок 2 - Объем российского рынка транспортно-логистических услуг, млрд руб. (Источник: Андреева, Зенкин, 2019)

Это связано с низкой долей логистического аутсорсинга, которая составляет около 39 % от общего объема транспортно-логистических услуг в России (в других странах эта величина колеблется от 49 % до 81 %), поскольку большинство компаний создают дочерние компании или ответственные внутренние подразделения для транспорта и логистики. Преобладают услуги 2PL (фрахт, экспедирование и прямая аренда склада), тогда как услуги 3PL (8 % рынка) и услуги 4PL развиты недостаточно. Однако постепенный переход клиентов от базовых услуг к развитию сложных отношений с транспортно -экспедиторскими компаниями приводит к развитию рынка 3PL: в 2017 году он вырос на 11,8 %, а в 2018 году - примерно на 5 % (Рынок транспортной логистики в России, 2018). Приведенные выше аргументы позволяют сделать вывод о том, что российский рынок транспортно-логистических услуг имеет огромный потенциал роста. Одним из наиболее важных направлений для его улучшения является цифровизация отрасли, которая может улучшить качество предоставляемых услуг и уровень прозрачности и тем самым решить проблему недоверия клиентов к существующему предложению, что позволит разработать комплексные (контракт, 3PL) и комплексная логистика (4PL). Возрастающая конкуренция на международной арене определяет актуаль-

ность «цифровых» реформ в этой сфере, поскольку в противном случае это приведет к потере значительного потенциала и существующей доли рынка.

Важным направлением развития интеллектуальной логистики в Российской Федерации является переход от индивидуальных решений к платформенным решениям: достижению этой цели способствует создание Ассоциации цифрового транспорта и логистики (CTL), соучредителями которой являются ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», ООО «РТ -Инвест Транспортные Системы», «ЗащитаИнфоТранс», «Глосав» и «Бизнес Лайнс». По словам В.Н.Парахина: «основными задачами Ассоциации станут предоставление Минтрансу полной и достоверной информации о потребностях игроков рынка цифровых услуг, формирование предложений и проектов стандартов безопасного использования цифровых технологий в России. транспорт и объединение усилий лидеров отрасли для интеграции создаваемых ими решений в единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЦПТК)» (Цифровая платформа для транспорта будет работать в Российской Федерации, 2018 г.). По мнению многих экспертов, катализатором огромного количества цифровых преобразований станет цифровая железная дорога (ЦЖД), то есть единый информационный комплекс взаимосвязанных систем обработки данных и систем автоматизации управления движением, благодаря которому пропускная способность железнодорожной сети может быть увеличена. увеличена до 50 % оптимальными способами при снижении затрат на транспортировку почти вдвое. Международная электротехническая комиссия отмечает, что железнодорожный транспорт является наиболее энергоэффективным видом транспорта и имеет потенциал для дальнейшего повышения его энергоэффективности, поэтому он играет важную роль в развитии пассажирских и грузовых перевозок в городских условиях, на дальние расстояния. национальная и глобальная окружающая среда. По оценкам WEF, хотя половина товаров в мире перевозится морем, в некоторых случаях, например, при транспортировке дорогостоящих контейнерных грузов с использованием цифровых инструментов, железнодорожный транспорт экономически более выгоден. Великобритания, США, Китай и многие другие страны активно реализуют амбициозный проект по развитию цифровых железных дорог. В России драйвером комплексного внедрения современных технологий в транспортной отрасли является ОАО «РЖД»: 19 марта 2019 года Правительство РФ утвердило долгосрочную программу развития, предусматривающую переход на «цифровые железные дороги» для повышения качества. транспортно-логистических услуг, предоставляемых компанией в сфере пассажирских и транспортных перевозок.

ФТС также рассматривает цифровые технологии как важное и перспективное направление развития, апогеем которого станет создание цифровой таможни. Согласно Стратегии развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы России на период до 2020 года информационно-коммуникационные технологии являются одним из инструментов совершенствования таможенного администрирования. Основными их задачами являются развитие автоматизированных информационных систем таможенных органов, объединенных в единую централизованную сеть, создание современной ведомственной ИТ -инфраструктуры, внедрение сервис -ориентированных технологий взаимодействия с участниками транспортного процесса и др. направлений. В настоящее время в составе ФТС действуют 3 электронных таможни и 7 центров электронного декларирования, активно развивается услуга «Личный кабинет участника ВЭД» (около 200 тыс. пользователей) для взаимодействия грузоотправителей и грузополучателей с таможенными органами, почти 100% деклараций подаются в электронном виде, а данные об экспортерах / импортерах заносятся в «Электронное дело участника ВЭД». Всего ФТС использует более 80 специализированных информационных систем, интегрированных в «Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов» (ЕАИС).

Также разрабатываются механизмы «единого окна», прототипом которых является программный комплекс «Морской порт» (КПС), предназначенный для электронного документирования транспортных средств и товаров, перемещаемых водными судами через границу Таможенного союза. В 2016 году порты таких городов, как Новороссийск, Владивосток, Находка, Калининград, Усть-Луга, Феодосия, Керчь и Евпатория, успешно завершили пилотные проекты КПС. Указом Президента РФ к концу 2021 году Российский экспортный центр должен разработать систему с более продвинутым функционалом и охватом, которая синхронизирует работу всех контролирующих органов. В рамках Евразийского экономического союза также ведется работа по созданию «единого окна»: в настоящее время страны ЕАЭС определяют эталонную модель реализации этого направления (О плане мероприятий по реализации Базовых направлений по развитию механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, 2015 г.).

Еще одним инструментом регулирования транспортно-логистических процессов в Российской Федерации является Национальная система цифровой маркировки и отслеживания товаров - «Честный знак». Кроме того, планируется запустить мобильное приложение, которое позволит пользователю узнать всю необходимую информацию о продукте путем сканирования его кода. Используя платформу, потребители смогут проверять подлинность и качество продуктов; бизнес получит возможность увеличить свой доход и конкурентоспособность, а также сократить расходы за счет доступа к информации о перемещении товаров, а государство получит инструмент общественного контроля и эффективной борьбы с контрафактной продукцией, который обеспечит более высокий сбор налоговых и таможенных сборов и экономию бюджета для обеспечения контроля над товарными рынками (Дмитриев, 2019).

Частные инициативы в области цифровизации транспорта и логистики России в основном направлены на автоматизацию внутренних процессов и внедрение систем электронного документооборота. Од-

ним из признанных лидеров в области цифровизации бизнес -процессов является транспортно-логистическая компания «Business Lines», которая активно внедряет различные корпоративные информационные системы, такие как ERP, CRM, BPM, WMS и TMS. Более того, популяризируется понятие «физический Интернет». «Первая транспортно-экспедиционная компания» (PEC) - еще один лидер, продвигающий интеллектуальные решения и использующий широкий спектр EIS. PEK является создателем сервиса электронной коммерции Easy Way, который обеспечивает эффективную логистику для интернет -магазинов. Интересным примером цифровизации логистических операций является интернет-магазин Lamoda, который реализовал практически полную автоматизацию бизнес -процессов за счет внедрения современной ERP-системы. Автоматизация и синхронизация приема товаров, перемещения в отгрузку, сортировки, упаковки, подготовки к отгрузке и других процессов обеспечивает круглосуточную бесперебойную работу склада, который обслуживает более 8 миллионов товаров.

Крупные проекты реализуются как государственными компаниями, так и совместными усилиями комбинаций различных компаний. ООО «РТ -Инвест Транспортные Системы», оператор государственной системы взимания платы «Платон», отвечает за разработку и внедрение системы электронных навигационных пломб, которые представляют собой устройства, которые служат в качестве электронного хранилища информации о грузе за счет интеграции с базой данных ФТС и ГЛОНАСС. Они позволяют «опломбировать» груз на таможне для дальнейшего отслеживания его местонахождения и сохранности. RTITS также реализует пилотный проект по интеграции оборудования на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и Beidou для обмена данными между Россией и Китаем о маршрутах грузовых автомобилей и автобусов.

Заключение.

Во-первых, авторы обратились к изучению терминологического аппарата и хронологии понятия «цифровая экономика». Выяснилось, что это довольно «молодой» термин. Его появление относится к 1990-м годам, и его обсуждали американские и английские ученые в различных областях, от информационных технологий до экономики. Выявление этой хронологии легло в основу исследования интеграции информационных систем в транспортно-логистические процессы и предложения авторской формулировки термина «умная логистика». На следующем этапе изучен опыт использования информационных систем в транспортно-логистических компаниях; определены области их применения и функциональность. Он обеспечивает автоматизацию и контроль складских операций, транспортировки, автопарка и управления заказами. Подчеркивается роль государственных структур, осуществляющих контрольно -надзорную деятельность, в обеспечении интеграции транспортно-логистических процессов. Предлагаемый термин «умная логистика» содержит описание сущности термина, характеризующее его особенности и эффекты, которые достигаются в результате одноименных процессов. Умная логистика отражает степень проникновения информационных систем в организацию бизнес-процессов в транспортно-логистических компаниях и характеризует уровень цифровизации транспортно-логистического рынка. В связи с этим в исследовании выделяются участники интеграции информационных систем на рынке, на котором работают транспортно -логистические компании, на уровне Российской Федерации. Обоснована необходимость формирования такого пространства.

Подчеркивая мнение экспертов о внутриотраслевом развитии цифровизации, в исследовании отмечается, что доминирующая роль здесь принадлежит крупным участникам рынка, таким как РЖД, Аэрофлот - российские авиалинии (компания, специализирующаяся на пассажирских и грузовых перевозках), и ряд компаний по наземным перевозкам грузов, а также для морских портов. Он подчеркивает функциональность цифровых технологий на рынке логистики:

- Системы обработки данных и системы автоматизации в управлении транспортом;

- Системы электронного декларирования и таможенного администрирования ;

- Система электронной регистрации транспортных средств и товаров, перемещаемых водным транспортом через границу Таможенного союза;

- Система цифровой маркировки и отслеживания товаров.

Для частных компаний это системы цифровизации внутренних корпоративных процессов и сервисов электронной коммерции, которые объективно обеспечивают логистику для интернет -магазинов.

Таким образом, цифровые технологии находят широкое применение в сфере транспорта и логистики. Своевременное включение в цифровую гонку - ключ к экономической конкурентоспособности страны на мировом рынке. Транспортно-логистические системы являются связующим звеном в развитии экономики страны, поскольку они оказывают прямое влияние на производство и распределение товаров и услуг. Из этого следует, что цифровизация транспортно-логистического комплекса имеет первостепенное значение как для отдельных регионов, так и для экономики в целом.

Источники:

1. Цифровая платформа для транспорта будет работать в Российской Федерации (2018). [Цифровой источник]. -

Цифровые данные. - Режим доступа: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/113221/news/2018-05-28/v-rf-

zarabotaet-cifrovaya-platforma-dlya-transporta.

2. Андреева Л.А., Зенкин А.А. (2019). Концептуальные вопросы развития стандартизации логистики. Бюллетень

транспортной информации, 4 (286), 3-11.

3. Дмитриев, А.В. (2019). Цифровые технологии отслеживания грузов в транспортно-логистических системах. Стратегические решения и управление рисками, 1, 20-26. References:

1. A digital platform for transport will work in the Russian Federation (2018). [Digital source]. - Digital data. - Access mode: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/113221/news/2018-05-28/v-rf-zarabotaet-cifrovaya-platforma-dlya-transporta.

2. Andreeva, L. A., & Zenkin, A. A. (2019). Conceptual issues of the development of logistic sactivity standardization. Bulletin of transport information, 4(286), 3-11.

3. Dmitriev, A. V. (2019). Digital technologies of cargo traceability in transport and logistics systems. Strategic decisions and risk management, 1, 20-26.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11358

О.В. Медникова - к.т.н., доцент кафедры Информационные системы цифровой экономики, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ),

O.V. Mednikova - Associate Professor of the Department of Information Systems of Digital Economy, Candidate of Technical Sciences, FSAOU VO RUT (MIIT), 42106@mail.ru;

Т.Б. Матвиевская - старший преподаватель кафедры Международный финансовый и управленческий учет, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ),

T.B. Matviyevskaya - Senior Lecturer of the Department of International Financial and Managerial Accounting, FSAOU VO RUT (MIIT), matvievskaya@list.ru.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ DIGITAL TRANSFORMATION IN TRANSPORT AND LOGISTICS

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с цифровой трансформацией в сфере транспорта, логистики, цепочки поставок. В условиях цифровизации скорость и время являются ключевыми факторами. Очевидно, что влияние данных показателей для цепочек поставок, логистики и транспортной отрасли велики. Эффективность, оптимизация, скорость и сроки всегда имели решающее значение в логистике и транспортировке. Тем более это стало более заметно сегодня, в период эволюции в цифровой среде, т.е. в период, когда информационные технологии имеют сильное влияние на промышленность. Люди, пользователи ожидают больше от информационных технологий, применяемых на рабочих местах и хотят, чтобы они были мобильны. Это относится ко всем отраслям, а также к транспортировке и логистике.

Abstract. The article discusses the main problems associated with digital transformation in the field of transport, logistics, supply chain. In a digital environment, speed and time are key factors. Obviously, the impact of these indicators for supply chains, logistics and the transport industry is great. Efficiency, optimization, speed and timing have always been critical in logistics and transportation. Moreover, this has become more noticeable today, during the period of evolution in the digital environment, i.e. at a time when information technology has a strong impact on the industry. People, users, expect more from information technology in the workplace and want it to be mobile. This applies to all industries as well as transportation and logistics.

Ключевые слова: логистика, анализ данных, Интернет вещи, информация, цифровая трансформация.

Keywords: logistics, data analysis, Internet of Things, information, digital transformation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность, оптимизация, скорость и своевременность всегда имели решающее значение в логистике и транспортировке. Сегодня, в условиях ряда ускоряющихся темпов эволюции и цифровой среды, где цифровые преобразования и развитие Интернета вещей приводят к следующей революции в отрасли, известной как Индустрия 4.0, это становится еще более актуально.

Скорость и выбор времени как конкурентное преимущество в условиях экономики, которая все больше работает в режиме реального времени.

Во-первых, давайте кратко рассмотрим важность скорости и времени в целом, поскольку они необходимы повсюду.

При правильном использовании скорость становится конкурентным преимуществом. Исследования показывают, что 76,9 % руководителей согласны или полностью согласны с тем, что переход к экономике реального времени влияет на их бизнес-процессы. И, очевидно, в транспорте и логистике (и цепочках поставок) процессы повсеместны и гиперсвязаны. Большинство руководителей также считает, что переход к экономике реального времени влияет на их организационную структуру и бизнес-стратегию.

Это не должно вызывать особого удивления, и мы уверены, что, если бы сегодня было проведено такое же исследование (оно датируется концом 2018 года), результаты были бы даже выше.

Более 70 процентов руководителей в высокой или очень высокой степени согласны с тем, что переход к экономике реального времени влияет на их организационную структуру.

Человеческие факторы и взаимосвязанные факторы ускорения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.