8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167
9. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. -№8. - С.73-75
10. Митропольский Д.Ю. Рынок и план в условиях глобальной нестабильности //Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем /Под ред. С.А. Дятлова. - СПб: Изд-во СПбГЭУ,2014. - С.6-20
11. Никонова Я.И. Сравнительный анализ государственной инновационной политики в США и Японии //Теория и практика общественного развития. - 2011. - №3. - С.319-321
12. Ойкен В. Основы национальной экономики /Пер с нем. - М.: Экономика,1996. - 349 с.
13. Сорокин П.А. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. - М.: ИСПИ РАН,2009. - 384 с.
14. Фейгин Г.Ф. Развитие национальных экономик в условиях глобализации //Известия СПбГУЭиФ. - 2009. - №2. -С.13-24
References:
1. Abalkin L. I. Russia: search for self-determination. Essays. - Moscow: Nauka, 2002. - 428 p.
2. Brzezinski Z. The great chessboard (American Domination and its geostrategic imperatives). Moscow: International relations, 1998. - 216 p.
3. Dyatlov S. A., Chekmarev V. D. Global innovation hypercompetition as a factor of transformation and development of economic systems //Bulletin of the Kostroma. I. A. Nekrasov state University. - 2012. - No. 6. - Pp. 66-78
4. Inozemtsev V. L. "Globalization" of national farms and the modern economic crisis //Problems of management theory and practice. - 1999. - №3. - P. 18-23
5. Kolodko G. Globalization and convergence of levels of economic development: from recession to growth in transition economies //Questions of economy. - 2010. - No. 10. - P. 4-26
6. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
7. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
8. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
9. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
10. Mitropolsky D. Yu. Market and plan in the conditions of global instability //The state and the market: the mechanisms of interaction under conditions of global instability of economic systems /Under the editorship of S. A. Dyatlov. - Saint Petersburg: Spbgeu Publishing House, 2014. - P. 6-20
11. Nikonova Ya. I. Comparative analysis of state innovation policy in the USA and Japan //Theory and practice of social development. - 2011. - №3. - P. 319-321
12. Oiken V. Fundamentals of the national economy / Per. s nem. - Moscow: Ekonomika, 1996. - 349 p.
13. Sorokin P. A. The Crisis of our time: social and cultural review, Moscow: ISPI RAS, 2009. - 384 p.
14. Feigin G. F. Development of national economies in the context of globalization //Izvestiya Spbgueif. - 2009. - №2. - P. 13-24
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10339
М.А. Карленко, Южный Федеральный Университет, студентка 4 курса экономического факультета, [email protected],
Научный руководитель: Е.Н. Каргина, Южный Федеральный Университет, к.э.н, доцент, кафедры «Бухгалтерскийучет и аудит», [email protected];
M.A. Karlenko, Southern Federal University, 4th year student of the Economics faculty, [email protected],
Research advisor: E.N. Kargina, Southern Federal University, Cand. Sci. (Economic), Associate Professor of Accounting and audit department, [email protected].
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА DIGITAL TRANSFORMATION OF MANAGEMENT ACCOUNTING
Аннотация:
Цель. Обозначение необходимости ведения управленческого учета и его автоматизации с помощью программного продукта «1С: ERP Управление предприятием», как фактора повышения эффективности управления деятельностью бизнес-структуры.
Методология и методы. Теоретико-методологическую основу составляют фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области исследования управленческого учета. Информационно-эмпирическая база включает официальные данные Федеральной службы государственной статистики России, исследования в области использования ERP-систем, опыт практической работы в «1С: ERP Управление предприятием». В работе использованы следующие методы: историко-генетический, компаративистский, системный анализ, графической интерпретации, общенаучные методы.
Результаты и практическая значимость. В статье рассмотрены варианты построения системы управленческого учета в организации, обоснованы преимущества внедрения «1С: ERP Управление предприятием», как механизма эффективного управления ресурсами компании. Данный программный продукт рассматривается как оптимальный вариант автоматизации управленческого учета, так как обладает многофункциональными возможностями в области планирования, анализа, контроля и оценки деятельности компании.
Выводы. Управленческий учет представляется информационной системой необходимой системе менеджмента для реализации бизнес-решений, влияющих на результаты деятельности компании как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. Использование цифровых технологий при ведении управленческого учета приносит ряд преимуществ, среди которых аккумулирование информации в едином информационном поле, снижение время- и трудозатрат, представление информации в систематизированном виде и другие. Применение «1С: ERP Управление предприятием» - один из вариантов автоматизации управленческого учета. Данный программный продукт облегчит работу с большими массивами информации, что скажется на оперативности и качестве принимаемых управленческих решений, и позволит продуктивно решать задачи управления бизнес-структурой.
Abstract:
Objective. The identification of the necessity of doing the management accounting and its automatization with a help of the program product «1С: ERP» as a factor of upgrading the efficiency of business structure activity management.
Methodology and methods. Theoretical-methodological basis consists of fundamental concepts which are shown in the works of Russian and foreign scientists in the field of management accounting research. The informational-empirical basis includes an official data of Russian Federal State Statistics Service, the research in the field of ERPsystems usage, the experience of practical work in «1C: ERP». The following methods were used in this work: historical-genetic, comparative, system analysis, graphic interpretation, general scientific methods.
The results and practical importance. The variants of management accounting building system were observed in the article. The advantages of implementation of «1C: ERP» were proved as a mechanism of efficient company's recourse managing. The following program product is considered as an optimal variant of management accounting automatization since it possesses multifunctional opportunities in the field of planning, analysis, control and assessment of the company's activity.
The conclusions. The management accounting is an informational system necessary for management system for realizations business decisions which influence the results of the company's activity both in short and long term. The usage of digital technologies while doing the management accounting brings a few advantages among which there are accumulation of information in the single informational field, decrease in time and labor costs, presenting the information in systematized image, and others. The usage of «1C: ERP» is one of the options for management accounting automatization. This program product will ease the work with huge amounts of information which in its turn will impact the efficiency and quality of management decision making which will allow to solve productively the tasks of business structure management.
Ключевые слова: менеджмент, управленческий учет, контроллинг, цифровая экономика, автоматизация, ERP-системы, «1С: ERP Управление предприятием».
Keywords: management, management accounting, controlling, digital economy, automatization, ERPsystems, «1C: ERP».
В современных условиях обострения корпоративной конкурентной борьбы, политического и экономического полицентризма, возрастания экологической напряженности в стране и мире, стремительно повышается роль эффективного менеджмента, одним из структурообразующих компонентов которого является комплексная система управленческого учета, включающая в себя пространственную и временную составляющие, гармоничное взаимодействие которых, позволяют бизнес-структуре достичь качественно нового подхода к управлению, обеспечивая реализацию рациональных и обоснованных управленческий решений. Именно ситуационная адекватность принимаемых бизнес-решений непосредственно влияет на степень оптимизации финансово-хозяйственных процессов, рациональность распределения ограниченных ресурсов, эффективность различных видов политик, проводимых внутри компании (экономическая, социальная, кадровая и др.). В целом качественные управленческие решения сказываются на результативности и прибыльности деятельности компании, достижении поставленных целей и задач. Поэтому обозначим, что грамотно организованная система управленческого учета представляется основой конкурентоспособности компании и является фактором антикризисного управления.
Исследованию категории «управленческий учет» и методологическим принципам его формирования, посвящены труды отечественных и зарубежных авторов: Соколова Я.В., Вахрушиной М.А., Ивашкевича, В.Б., Кавериной О.Д., Карповой Т.П., Керимова, В.Э., Кирилова И.Н., Роговой Р.Н., Дзетовецкой А.Ю., Хорнгрена Ч.Т., Фостера Дж., Алексиса Л., Мелла П., Гранса Т. и др.
Для более полного раскрытия проблематики, проанализируем различные дефиниции категории «управленческий учет», данные зарубежными и отечественными экономистами.
Колин Друри, британский экономист, определяет управленческий учет как «внутренний учет», предназначенный для предоставления информации внутренним заинтересованным пользователям с целью реализации решений, служащих для увеличения продуктивности и эффективности совершения бизнес-операций [1, с. 4].
М.А. Вахрушина, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, обозначает управленческий учет как «информационную базу», содержащую в себе данные бухгалтерского и налогового учетов, которая обеспечивает релевантной информацией механизм управления бизнес-структуры [2, с. 13].
Российский экономист И.Е. Мизиковский рассматривает управленческий учет как механизм снабжения информацией финансового характера, с целью содействия осуществлению контроля и реализации решений в организации [3, с. 10].
Обобщая трактовки данного понятия, отметим, что целью управленческого учёта выступает сбор, обработка и передача информации, которая способствует принятию обоснованных решений в сфере планирования, контроля и оценки бизнес-процессов.
Обобщая многообразные определения данной категории, представленной в трудах российских и зарубежных авторов, можно сказать, что управленческий учет, как интегрированная информационная система, предназначен для предоставления многофункциональной, качественной и оперативной информации, необходимой системе менеджмента с целью принятия обоснованных управленческих решений, формирующих вектор развития бизнес-структуры. При этом следует отметить, что информация управленческого учета, предоставляемая менеджерам различных звеньев является более обширной и многоплановой, по сравнению с данными финансового учета, и содержит как сведения о прошлом, т.е. о совершенных фактах хозяйственной жизни, зафиксированных в ретроспективной учетной системе, то есть, по сути пространственной составляющей учетно-аналитической системы, так и о возможных прогнозных показателях, т.е. учет в данном случае имеет перспективно-временную направленность. Следует отметить такую важную характеристику управленческой информации, как ее аналитичность, детальное представление по местам возникновения, центрам ответственности, видам продукции, процессам, подразделениям и т.д., по сравнению с информацией финансового учета [4,169].
Возрастание роли и значения менеджмента происходит непрерывно по мере развития и усложнения хозяйственной деятельности и экономических отношений. Каждый этап развития характеризуется изменениями, происходящими в структуре управления, бизнес-процессах, что сказывается на постановке новых целей и подходов к их достижению. В современных условиях постоянной задачей управленческого аппарата является совершенствование, модернизация деятельности, поэтому в связи с этим разрабатываются новые методы и инструменты менеджмента. Для решения поставленных задач, выработки обоснованных бизнес-решений, возникает необходимость улучшения информационно-аналитического обеспечения менеджмента [5, с. 3]. Таким источником представляется управленческий учет, который предназначен для оперативного обеспечения информацией субъектов экономической деятельности. От того насколько оперативно, полно и достоверно представлена информация зависит качество принимаемых бизнес-решений. Кроме этого, управленческий учет выполняет также функции обработки, анализа и интерпретации больших массивов данных, объем которых неуклонно растет в современном мире. Таким образом, обозначим, что система менеджмента формирует цели деятельности бизнес-структуры и для их выполняемости активно задействует информацию, представляемую управленческим учетом. Приведем мнение М.А. Вахрушиной, согласно которому управленческий учет не заменяет управление организацией, а выводит его на качественно новый уровень [6, с. 45].
Для комплексного понимания сущности и роли управленческого учета как элемента системы менеджмента бизнес-структуры проведем краткий историко-генетический анализ данной категории, выделив три этапа его эволюции:
1) Проявление в системе бухгалтерского учета самостоятельного направления - «учет затрат и калькулирование себестоимости»;
2) Формирование концептуальных принципов категории «управленческий учет»;
3) Преобразование управленческого учета в контроллинг и цифровая трансформация управленческого учета.
Истоком развития научного направления явился первый учебник по управленческому учёту в 1956 году, написанный Р. Энтони, который концентрировался на двух ключевых вопросах [7]:
- Как выявлять и анализировать проблемы в деятельности;
- Как измерять затраты.
В 1962 году был выпущен учебник под авторством Ч. Хорнгрена, его отличительной чертой от других трудов в области управленческого учета выступало то, что основное внимание уделялось процессу принятия решений в управлении затратами, чем непосредственно самими методам их измерения [8]. В 1969 году Р. Паркер обозначил новые принципы управленческого учета, где акцентировал внимание не на управлении расходами, а на управлении организацией, принятии бизнес-решений [9].
Таким образом, в течение данного этапа складывался новый подход, внимание которого смещалось с оценки затрат к контролю и реализации бизнес-решений с целью повышения прибыльности компании и обеспечения её эффективности. Развитие научной мысли к середине 1980-х годов привело к формированию концепции «управленческого учета» в теории и на практике.
Во втором периоде эволюции, обоснованного осознанием многообразия и динамичности микро- и макроэкономических факторов, воздействующих на функционирование бизнес-структуры, активизировалось изучение теории и практики применения управленческого учета как механизма принятия решений, в процессе ко-
торого, исследователи управленческого учета Т. Джонсон и Р. Каплан, считали необходимым расширить область применения управленческого учета и предлагали [10]:
- Переосмыслить управление организацией и понять ценность информации, как главного источника реализации бизнес-решений;
- Использование нефинансовых показателей, то есть индикаторов, не имеющих денежное выражение, но характеризующих взаимоотношения с клиентами, эффективность внутренних бизнес-процессов, состояние рынка и конкурентную среду. К ним, в частности относятся: доля рынка, время отклика, показатели качества продукции, времени ее изготовления, количество жалоб, степень удовлетворенности клиентов, текучесть кадров и др.).
В течение данного этапа отмечалось, что управленческий учет должен быть нацелен в первую очередь на достижение целей развития бизнеса. В связи с этим возникают подходы к мотивации сотрудников, внедряется система сбалансированных показателей, помогающая ставить цели и контролировать их выполняемость. Научная мысль периода развития классического управленческого учета преобразуется из системы учета затрат в систему управления затратами. Многоплановое развитие разнообразных видов экономической деятельности и бизнес-процессов привело к переосмыслению роли информации, которая является главной ценностью для руководителей, так как служит основой принятия качественных и обоснованных управленческих решений.
Современный этап эволюции управленческого учета характеризуется усилением глобализационных процессов, обостряющейся конкуренцией бизнес-структур, интенсивным внедрением технологических инноваций и изменчивостью внешней экономической, экологической и политической среды, что определяет необходимость выстраивать результативную систему управленческого учета компаний для достижения поставленных стратегических и тактических целей. Обозначим основные тенденции актуального этапа развития управленческого учета:
- трансформация управленческого учета в контроллинг, отличительной чертой которого выступает перспективная направленность, менеджмент компании стремится предвосхитить будущие события, спрогнозировать вариативность результата при изменении сценария развития событий, предвидеть последствия, оценить потенциальные риски.
В связи с трансформацией управленческого учета в контроллинг в научном сообществе возникают дискуссии по поводу соотношения данных категорий. Выделяют два подхода: информационный и синонимический [11, с. 2]. Первый из вышеназванных трактует управленческий учет как подсистему контроллинга, в то время как второй подход - приравнивает эти две категории. При рассмотрении управленческого учета в рамках информационного подхода, он определяется как информационная база системы менеджмента и основа управления бизнес-структурой. При синонимическом подходе управленческий учет и контроллинг рассматриваются как синонимы. Контроллинг определяется как система, предназначенная для планирования и контроля деятельности, которая также способствует интеграции и координации всех этапов управления и структурных единиц. Ученые, придерживающиеся информационного подхода - Палий В., Богатин Ю.В., Вахрушина М.А., Аперч А., Волкова О.Н., Друри К., Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж., Ивашкевич В.Б. и др., а синонимического - Аврова И.А., Каплан Р., Карпова Т.П., Суйц В.П, Уорд К. и др.
- развитие новых видов, приемов, методов ведения управленческого учета, в частности, формируются такие направления, как экологический, социальный учет, что связано с новыми вызовами для корпораций и ростом социальной ответственности;
- цифровизация экономической, и в том числе управленческой деятельности, посредством внедрения 1Т-технологий, позволяющих автоматизировать рутинные процессы и снижать транзакционные издержки.
Обобщая вышесказанное, представим траекторию развития управленческого учета в виде следующей
схемы:
Анализируя роль управленческого учёта в системе менеджмента бизнес-структуры, подчеркнем, что он выполняет две основные задачи: осуществление оперативного и стратегического учёта.
Оперативный связан с текущими и краткосрочными целями, опирается преимущественно на финансовые показатели, представляет собой пространственную составляющую системы управленческого учета и выполняет следующие задачи:
- обеспечение менеджеров всех звеньев бизнес-структуры необходимой информацией в режиме реального времени.
- осуществление текущего мониторинга экономической деятельности компании.
- налаживание и координация механизма управления для реализации поставленных задач.
Рисунок 1 - Траектория развития управленческого учета
Стратегический управленческий учет, в большей степени, оперирует как финансовыми, так и нефинансовыми показателями, обуславливающими потенциальные тенденции развития бизнеса, представляет собой временную составляющую системы управленческого учета и выполняет следующие задачи:
- обобщение и систематизация информации для реализации программ и концепций долгосрочного планирования. При этом, информация учитывает в большей степени состояние внешней операционной среды, а не внутренней;
- моделирование бизнес-процессов, фиксирование выполнения намеченных планов, отражение информации обо всех финансово-хозяйственных операциях, выявление их взаимосвязи и взаимовлияния. В рамках данной функции возможно использование системы сбалансированных показателей, включающей следующие проекции: финансы, внутренние бизнес-процессы, клиенты, потенциал для развития. Для каждого индикатора устанавливается планируемый результат, намечается конкретный порядок действий для его достижения, определяются дополнительные показатели, отражающие степень выполнения поставленных задач;
- построение системы бюджетирования - учет, распределение, контроль, планирование ресурсов компании, что способствует сопоставлению поставленных и достигнутых показателей, выявлению отклонений и их причин, оценке эффективности использования имеющихся ресурсов.
Резюмируя существующие дефиниции, цели, задачи и направления развития управленческого учета в условиях всеобъемлющего внедрения информационных технологий представим следующее определение данной категории: управленческий учет представляет собой процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления информации, необходимой системе менеджмента компании для осуществления планирования, оценки и контроля хозяйственной деятельности в условиях цифровизации экономики.
Раскрывая аспекты моделирования и построения системы управленческого учета бизнес-структуры, отметим, что качественная реализация данной задачи дает компании множество преимуществ, которые в итоге позволят повысить эффективность деятельности и достичь наибольшей прибыли. Перечислим выгоды и возможности от ее внедрения [12, с. 21]:
- разработка стратегического плана развития компании, в рамках которого формируются цели, задачи и методы, необходимые для их достижения;
- построение системы, предназначенной для накопления, обработки и анализа информации, включающей в себя как финансовые, так и нефинансовые показатели;
- организация эффективных каналов коммуникации между всеми подразделениями, центрами ответственности компании; отработка системы контроля;
- достижение наиболее грамотного и действенного управления операциями с денежными средствами;
- создание условий для оперативного реагирования и принятия решений.
До рассмотрения процесса моделирования и построения системы управленческого учета, следует обратить внимание на существование несколько классификационных признаков по которым определяется вид системы [13, с. 207]:
1. По массивам информации для последующего анализа: систематический и проблемный учет. Первый из названных подразумевает, что учет осуществляется постоянно, непрерывно, обо всех показателях деятельности компании в разрезе отдельных элементов. При проблемном управленческом учете, его применение происходит несистематически, а только при наличии задачи, которую необходимо решить.
2. По охвату деятельности бизнес-структуры: полная и достаточная система. При первой управленческий учет распространяется на все сферы, центры ответственности, то есть ведется по всей организации. Достаточная система действует только по направлению к отдельным объектам учета.
3. По виду учета данных: учет фактических и нормативных данных. При первом оцениваются фактически понесенные затраты при производстве продукции, а при нормативном разрабатываются определенные стандарты, планируются нормы издержек, ведется учет отклонений.
4. По взаимодействию управленческого и финансового учета: интегрированная или автономная система (рисунок 2) [12, с. 26].
Рисунок 2 - Варианты построения системы управленческого учета
Механизм организации управленческого учета при автономной системе осуществляется на предприятии в независимости от финансового, ведется децентрализовано (обе системы являются замкнутыми). Информация необходимая для целей управленческого учета накапливается и хранится в базе данных, которая обособлена от финансовой. Эта база создается специально для удовлетворения потребностей исключительно внутренних пользователей, которая не представляется ценной для финансового учета.
Первая форма автономного ведения предусматривает полное отделение финансового и управленческого учета, каждый из которых использует собственный план счетов, в этом варианте учетно-аналитической системы компании функционируют два плана счетов, создаваемые отдельно для финансового и управленческого учета, и, соответственно, две обособленных базы данных для каждого вида учета.
Другим вариантом организации управленческого учета в рамках автономного подхода является взаимодействие между системами посредством счетов-экранов, которые создаются в каждой из систем и являются одноименными. Они позволяют дублировать важную информацию между системами учета, то есть копировать данные из управленческого в финансовый, и наоборот.
Следует отметить, что финансовый учет оперирует только синтетическими счетами, содержащими обобщенную информацию, а управленческий - аналитическими, которые призваны детализировать эти данные. Например, совокупные затраты за какой-либо промежуток времени составили 2000 рублей - эту информацию предоставили синтетические счета финансового учета. Далее, система управленческого учета детализирует эти данные: 500 руб. на основное производство, 300 руб. на общепроизводственные расходы, 500 руб. на общехозяйственные, 200 руб. потеряно в результате брака. Аналогичным образом, детализации подлежат требуемые для построения модели управленческого учета статьи, такие как расчет по заработной плате с сотрудниками, платежам на социальное страхование, начислению амортизации и др.
С целью учета затрат для управленческих нужд выбираются коды из Плана счетов, которые являются свободными: 30-39. Эти счета являются зеркальными (счета-экраны), которые позволяют более подробно анализировать структуру общих затрат, так как финансовый учет не учитывает места их возникновения. При этом законодательно не регламентируется порядок ведения данных счетов, поэтому бизнес-структуры, в соответствии со спецификой своей деятельности, могут самостоятельно выбирать методику их применения. В разделе «Затраты на производство» можно открыть счета, помеченные звездочкой (*) на рисунке 3 [14, с. 16].
Раздел III. Затраты на производство
Счета управленческого учета
Номер Наименование
20 Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
30+ Материальные затраты
31* Затраты на оплату труда
32* Отчисления на социальные нужды
зз+ Амортизация
34+ Прочие затраты
37 + Отражение общих затрат
Рисунок 3 - Счета-экраны в разделе «Затраты на производство» по критерию взаимодействия финансового и управленческого учета
Акцентируем внимание на том, что система управленческого учета детализирует данные не только в калькуляционном разрезе, но и по другим критериям, например, по центрам ответственности, подразделениям. Исходя из этого, автономная система в большей степени подойдет компаниям, которые имеют филиалы, представительства, обособленные подразделения. Это обусловлено тем, что для всей организации будет сохраняться единая система финансового учета и при этом осуществляться детализация по каждому подразделению, что позволит повысить контроль над предпринимательской деятельностью подразделений.
Следующим вариантом построения модели управленческого учета является интегрированная система, которая может осуществляться одним из двух способов, представленных на рисунке 1. При данном варианте моделирования финансовый и управленческий учет оперируют одной базой данной, не являются закрытыми системами и используют единый план счетов.
Первым способом организации интегрированной системы является выделение управленческого учета блоком в финансовом. Это обеспечивается созданием обособленного раздела в плане счетов для подсистемы управленческого учета, которая предназначена для уточнения информации в соответствии с целями топ-менеджмента компании. Так, это может быть детализация по элементам, местам возникновения, центрам ответственности, отдельным бизнес-процессам. Связь между системами финансового и управленческого учета происходит с использованием контрольных счетов (счета доходов и расходов). Информация между системами передается с помощью передаточного счета, который при закрытии на отчетную дату не имеет сальдо, так как с целью сохранения коммерческой тайны в финансовом учете отображается итоговое значение, а не обороты, которые раскрываются в рамках управленческого учета.
При полной интеграции финансового и управленческого учета, разделение данных систем является условным, так как отражение фактов хозяйственной деятельности происходит на нужных синтетических и аналитических счетах в единой системе без использования специальных счетов [13, с. 209]. Для полного обеспечения реализации целей управленческого учета, информация которая является необходимой формируется посредством создания многоуровневой кодировки, позволяющей задействовать различные признаки группировки объектов хозяйствования, например, по коду подразделения или операции, статьям затрат и так далее.
Завершая рассмотрение аспектов построения системы управленческого учета отметим, что, существуют различные методики в зависимости от классификационного признака, наибольший интерес из которых представляет выбор принципов взаимодействия финансового и управленческого учета, так как от них зависит эффективность информационной связи между финансовым и управленческим видами учета, имеющими разные цели и использующими неидентичные методы сбора и анализа информации.
Характеризуя актуальный период развития управленческого учета, следует отметить, что главным технологическим трендом 21 века выступает Четвертая промышленная революция (Индустрии 4.0), что предполагает становление полностью автоматизированной цифровой экономической среды. Под цифровой экономикой понимается развитие абсолютно нового уклада экономики, который базируется на использовании информационных технологий и формировании качественно новых возможностей для всех субъектов экономической деятельности. Цифровые данные на государственном уровне позволяют обеспечить экономический рост страны, так как подразумевают внедрение инноваций и рост производительности. Со стороны бизнес-структур, цифро-визация позволяет повышать продуктивность и эффективность хозяйственной деятельности с одновременным улучшением качества продукции и снижением издержек.
В мировом сообществе в настоящее время отсутствует единое унифицированное измерение масштабов сектора цифровой экономики. Однако, по оценкам, считается, что ее размер колеблется от 4,5 до 15,5% мирового ВВП. При этом на США и Китай приходится около 40% всей добавленной стоимости, которая создается в мировой сфере ИКТ [15]. Рассматривая Россию, в 2018 году доля цифровой экономики в ВВП возросла более, чем в два раза и составила 5,1% от ВВП [16].
В Российской Федерации в 2018 году был принят национальный проект развития Цифровой экономики до 2024 года [17]. Он предусматривает становление новой системы взаимодействия всех субъектов экономической сферы: государства, бизнес-структур и домашних хозяйств, и должен обеспечить повышение конкурентоспособности России на мировой арене. Одним из показателей развитости информационного сообщества в России является количество предприятий, использующих информационные и коммуникационные технологии. Согласно статистике на 2018 год, количество компаний, применяющих в своей деятельности компьютеры составляет 94%, а использующие интернет 91%. Доля бизнес-структур, применяющих в своей деятельности специальные программные средства - 85,9%. При этом чаще всего они применяются для осуществления финансовых вычислений и решения различного рода экономических и управленческих задач (более 50% организаций) [18]. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что практически все бизнес-структуры используют информационные технологии и в первую очередь для целей экономики и управления.
Раскрывая аспекты построения модели управленческого учета бизнес-структуры в цифровой экономике, следует обратить внимание на такой информационно-технологический ресурс, как системы класса «ERP» (Enterprise Resource Planning).
Системы класса ERP - это многофункциональные приложения, создающие единую среду для автоматизации учета, контроля, планирования и анализа всех операций предприятия. Основа ERP-системы - единая база данных для организации рабочих мест специалистов всех служб предприятия. ERP-система создает инфраструктуру электронного обмена данными как между подразделениями внутри предприятия, так и с поставщиками и потребителями вне предприятия [19, с. 43].
Целевым назначением ERP-системы является интеграция всех организационно-структурных элементов с целью повышения эффективности функционирования каждой службы и компании в целом, т.к. именно объединение подразделений с помощью комплексной информационной сети, формирование общей базы данных, которую сможет использовать каждый организационно-структурный элемент компании при построении взаи-
мосвязанных бизнес-процессов, обеспечит ускорение обмена информацией, повышение скорости обслуживания клиентов и оперативности информационного обеспечения менеджеров различных уровней управления. В круг основных задач, решаемых современными ERP-системами, входят: управление финансами, персоналом, планированием, цепочками поставок, производством, продажами, жизненным циклом продукции, ассортиментом, сервисным обслуживанием, проектами (например, ребрендинг, программы лояльности), взаимоотношениями с клиентами и т.д. [20, с. 40].
Согласно исследованию американской компании, Gartner Inc., которая специализируется на анализе рынка информационных технологий, объем мирового рынка ERP систем вырос на 10% в 2018 году по сравнению с 2017 [21]. Лидерами по выручке являются немецкий SAP и американский Oracle, которые на продаже данного программного продукта заработали $7,7 и $3,9 миллиардов соответственно.
Характеризуя российский рынок ERP систем, лидером по количеству внедрений на октябрь 2017 года был отечественный продукт 1С. Уровень его внедрений составил 31%, что значительно опережает показатель SAP (6%), являющийся наиболее используемым на мировом рынке [22]. Следует отметить, что программный продукт 1С обладает таким уровнем внедряемости среди российских компаний во многом из-за проводимой политики им-портозамещения в Российской Федерации с 2014 года. Однако, 1С отстает по показателю выручки от немецкого SAP. Так, выручка по итогам 2016 года у SAP составила 20800, а у 1С - 14000 миллионов рублей [22].
Главными преимуществами использования ERP систем являются: интегрирование всех данных в единое информационное поле; автоматизация совершения разнообразных бизнес-операций; уменьшение трудозатрат; высокая точность выполняемых запросов, в результате элиминирования действия человеческого фактора; мониторинг деятельности работников; улучшение коммуникационных связей между сотрудниками. «1С: ERP Управление предприятием» является действующим примером автоматизации управленческого учета среди российских бизнес-структур: на 30.05.2020 при помощи данного программного продукта было автоматизировано не менее 200 000 рабочих мест [23]. Результат опроса фирмой «1С» на 16.09.2019 по вопросу степени удовлетворенности клиентов рассматриваемой информационной системы представим в виде диаграммы (рисунок 4):
Исходя из приведенных данных, видно, что около 96% респондентов отмечают, что функционал «1С: ERP Управление предприятием» оценивается на «хорошо» или «отлично», и только 4,2% клиентов отмечают его как «удовлетворительный» или «неудовлетворительный». Поэтому заключим, что данная информационная система в целом оправдывает ожидания пользователей и отвечает их функциональным требованиям.
Выделим преимущества «1С: ERP Управление предприятием», которые обуславливают его широкое использование среди российских организаций [24, с. 72]:
- обеспечивает реализацию основных функциональных задач системы управления: учет и контроль, анализ, планирование и прогнозирование, координация рабочих процессов, обучение сотрудников.
Удовлетворенность клиентов "1QERP Управление предприятием"
0,20%
4% '
34,80%
61% А
I "Отлично" ■"Хорошо" ■"Удовлетворительно" ■"Неудовлетворительно"
Рисунок 4 - Удовлетворенность клиентов «1С: ERP Управление предприятием» [23]
- позволяет интегрировать данные о разноплановых процессах в едином информационном поле.
- формирует действенную систему коммуникаций между сотрудниками различных уровней.
- обрабатывает и структурирует большие объемы информационных потоков.
- предоставляет возможность синхронизации с другими программными продуктами фирмы «1С».
Функциональные возможности отечественной интегрированной системы «1С: ERP Управление предприятием» включают в себя следующие направления цифровизации [24, с. 87-89]:
- Построение системы бюджетирования. Под данным процессом понимается планирование деятельности на будущие периоды, определение прогнозных значений основных показателей бизнеса (например, доходов, расходов) с целью оптимизации использования ресурсов организации.
- Управление финансами и казначейство предназначено для осуществления контроля за движением денежных средств (их поступлением и расходованием) с целью их эффективного распределения.
- Автоматизация управления разноплановыми бизнес-процессами компании: сбытовая, закупочная, кадровая деятельности, запасы и склады, ремонт, взаимоотношения с клиентами.
- Монитор целевых показателей. Он позволяет отслеживать ключевые показатели деятельности в режиме реального времени и в динамике. Это способствует проведению оперативного контроля, что обеспечивает своевременное принятие управленческих решений.
- Ведение регламентированного учета (бухгалтерского и налогового).
- Формирование отчетности по стандарту МСФО. Потребность в данной процедуре постоянно возникает у крупных компаний, которые ведут свою деятельность за пределами Российской Федерации. Это также необходимо для привлечения иностранных инвесторов, или для отчетности перед акционерами-иностранцами бизнес-структуры, которым предоставляется финансовая информация согласно стандарту МСФО.
- Предоставление управленческой отчетности, отражающей информацию о финансовых, трудовых, материальных показателях, что позволяет комплексно проанализировать положение компании и реализовать обоснованные управленческие решения.
Таким образом, ERP система позволяет интегрировать все процессы управления организацией в рамках единой, целостной информационной платформы. Разнообразный набор инструментов, предлагаемый «1С: ERP Управление предприятием» дает возможность повысить эффективность, продуктивность деятельности компании, обеспечить персонал прозрачной и релевантной информацией, что позволит контролировать бизнес-процессы организации и ускорить время принятия управленческих решений.
Для ведения управленческого учета также предназначены специализированные дополнительные программные продукты, созданные для его более комплексного осуществления: модули 1С. Перечислим некоторые из них, присутствующие на российском рынке: «WA: Финансист», Бит.Финанс, сервис «FINOKO». Данные сервисы предназначены для автоматизации управленческого учета и контроля финансовой активности бизнес-структуры.
В заключение исследования управленческого учета как элемента системы менеджмента бизнес-структуры, следует отметить, что внедрение цифровых технологий фундаментально изменяет подход к процессу управления, сказываясь на многих аспектах предпринимательской деятельности. Существенными характеристиками их применения являются: аккумулирование всей совокупности многообразных транзакций в единой информационной базе в упорядоченном, систематизированном виде; качественно новый уровень анализа и прогнозирования данных; повышение гибкости компании и ускорение осуществления бизнес-процессов; налаживание системы коммуникации между всеми структурными подразделениями и сотрудниками; снижение трудозатрат и высвобождение рабочей силы для решения нестандартных задач. Вышеназванные факторы обуславливают высокие качественные характеристики получаемой информации и оперативное реагирование на ее изменения, что положительно сказывается на принимаемых управленческих решениях, от которых зависит как текущее состояние бизнес-структуры, так и перспективные направления ее развития.
Источники:
1- Друри К. Управленческий и производственный учёт. Вводный курс. М.: Юнити-Дана, 2016.
2. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. С. 12-23.
3. Мизиковский И.Е. Генезис управленческого учета на отечественных предприятиях: М: Экономиста, 2013.
4. Мешкова С.С., Каргина Е.Н. Порядок и особенности организации на предприятии системы управленческого учета // Материалы Международной научно-практической конференции: Сургут, 2016. - № 1 - С.167-174.
5. Сидорова М.И., Гордеева Е.И., Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия // Международный бухгалтерский учет. 2014. С. 2-15.
6. Вахрушина М.А. Парадигма бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобальной экономики: проблемы России и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 25. С. 38-46.
7. Anthony R. N. Management Accounting: Text and Cases // Richard D.Irwin, Inc; First edition. 1956. P. 790.
8. Horngren Charles T. Cost Accounting: A Managerial Emphasis // Englewood Cliffs, N.J: Prentice-Hall. 1962. P. 896.
9. Parker R. H. Management accounting: an historical perspective // London: Macmillan. 1969. P. 167.
10. Johnson Thomas H., Kaplan Robert S. The Rise and Fall of Management Accounting // Boston: Harward Business School Press. 1987. P. 22-30.
11. Баталов Д.А., Рыбянцева М.С. Управленческий учет и контроллинг: соотношение категорий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - С.1-17.
12. Тарасова Т.М. Организация управленческого учета на предприятии в современных условиях // Международный бухгалтерский учет. 2012. С.19-28.
13. Курманова А.Х. Методологические подходы к организации управленческого учета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. С.206-211.
14. Боброва Е.А. Интегрированная и автономная системы организации управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2006. С. 16-18.
15. ЮНКТАД. Доклад о цифровой экономике 2019 [электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
16. Экономика Рунета (2018) URL: https://raec.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).
17. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).
18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 21.05.2020).
19. Аверина И.Н. Цифровизация бюджетирования на основе ERP-систем // Информационные технологии в современном мире. II Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург, 2018. - С. 40-49
20. Каргина Е.Н. Аспекты построения учетно-аналитической модели коммерческой организации в системе «1С: Предприятие» / Е.Н. Каргина, А.В. Карастоянова, С.С. Срабионян, М.А. Шеховцова. - М., 2016. - 154 с.
21. Gartner. ERP market share (2018) [электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en (дата обращения: 22.05.2020).
22. Tadviser. Системы управления предприятием (ERP) рынок России, 2017 [электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 01.06.2020).
23. Фирма «1С». Монитор продаж и внедрений ERP-решений фирмы «1С» [электронный ресурс]. URL: https://1c.ru/ (дата обращения: 02.06.2020).
24. Завьялкин Д. В., Гаврилова Е. В., Пальчиков И. Б. 1С: Академия ERP. Управленческий учет // М.: ООО «1СПаблишинг». 2019.
References:
1. Drury C. Cost & Management Accounting: An Introduction. M.: Juniti-Dana, 2016.
2. Vahrushina M.A. Problems and prospects of managerial accounting development in Russia// International accounting. 2014. P. 12-23.
3. Mizikovskij I.E. The Genesis of management accounting in domestic enterprises: M: Economist, 2013.
4. Meshkova S.S., Kargina E.N. The order and features of the organization of the enterprise management accounting system // Proceedings of the international scientific-practical conference. Surgut. 2016. №. 1. P.167-174.
5. Sidorova M.I., Gordeeva E.I. Management accounting and management: issues of cross-functional interaction // International accounting. 2014. P. 2-15.
6. Vahrushina M.A. The accounting paradigm in global economy: Russia's problems and their solutions // International accounting. 2014. № 25. P. 38-46.
7. Anthony R. N. Management Accounting: Text and Cases // Richard D.Irwin, Inc; First edition, 1956.
8. Horngren Charles T. Cost Accounting: A Managerial Emphasis // Englewood Cliffs, N.J: Prentice-Hall, 1962.
9. Parker R. H. Management accounting: an historical perspective // London: Macmillan, 1969.
10. Johnson Thomas H., Kaplan Robert S. The Rise and Fall of Management Accounting // Boston: Harward Business School Press. 1987. P. 22-30.
11. Batalov D.A., Rybjanceva M.S. Management accounting and controlling: categories correlation // Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. 2011. P.1-17.
12. Tarasova T.M. Organization of management accounting at the enterprise in modern conditions. 2012. P.19-28.
13. Kurmanova A.H. Methodological approaches to the organization of the administrative account // Bulletin of Orenburg state university. 2012. P.206-211.
14. Bobrova E.A. Integrated and autonomous management accounting systems. Economic analysis: theory and practice. 2006. P.16-18.
15. UNCTAD. Report on the digital economy, 2019 [electronic resource]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf (date of reference: 10.05.2020).
16. The Economy of Runet (2018) [electronic resource]. URL: https://raec.ru/ (date of reference: 20.05.2020).
17. Decree of the President of the Russian Federation №. 204 of May 7, 2018 "on national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024" [electronic resource]. (date of reference: 20.05.2020).
18. Official website of the Federal state statistics service [electronic resource]. URL: https://www.gks.ru/ (date of reference: 21.05.2020).
19. Averina I.N. The digitalization of budgeting on the basis of ERP-systems // Information technologies in the modern world. II international scientific and practical conference. Yekaterinburg, 2018. P. 40-49.
20. Kargina E.N. Aspects of building an accounting and analytical model of a commercial organization in the system " 1C: Enterprise / E.N. Kargina, A.V. Karastojanova, S.S. Srabionjan, M.A. Shehovcova. M., 2016.
21. Gartner. ERP market share (2018) [electronic resource] URL: https://www.gartner.com/en (date of reference: 22.05.2020)
22. Tadviser. Enterprise resource planning (ERP) Russian market, 2017 [electronic resource]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (date of reference: 01.06.2020).
23. Company "1C". Monitor sales and implementations of 1C ERP solutions» [electronic resource]. URL: https://1c.ru/ (date of reference: 02.06.2020)
24. Zavjalkin D. V., Gavrilova E. V., Palchikov I. B. 1C: ERP Academy. Management accounting // M.: LLC «1Cpublishing», 2019.