Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ "ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ" / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ "ЦИФРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева Валентина Васильевна

В статье представлен анализ стратегических приоритетов и целевых ориентиров цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и его отраслевых сегментов, выделенных в ведомственном проекте Минэнерго России «Цифровая энергетика» в качестве пилотных - нефтегазового комплекса, электроэнергетики и угольной отрасли. Принятая в 2020 г. Энергетическая стратегия на период 2035 года практически не затрагивает вопросы, связанные с цифровой трансформацией. Сравнительный анализ значений целевых ориентиров рассматриваемого ведомственного проекта с пороговыми значениями целевых показателей/индикаторов Энергетической стратегии на период 2035 года и проекта Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года показал, что они не согласованы и не взаимоувязаны между собой. Наиболее активно цифровая трансформация происходит в нефтегазовом секторе ТЭК, несмотря на то, что кризисные явления в результате последствий пандемии и глобальной нестабильности на мировых рынках проявились сильнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN FUEL AND ENERGY COMPLEX: PRIORITIES AND DEVELOPMENT TARGETS

The author of the article conducted an analysis of strategic priorities and targets of digital transformation of the fuel and energy complex and its industry segments identified in the departmental project of the Ministry of Energy of the Russian Federation «Digital Energy» as pilot ones. These segments are as follows: oil and gas complex, electric power and coal industry. Adopted in 2020 The Energy strategy for the period 2035 practically does not address issues related to digital transformation. The article presents a comparative analysis of the targets of this project with the threshold values of the target indicators of the Energy Strategy for the period 2035 and the draft Strategy for the Digital Transformation of the fuel and energy complex until 2030. The analysis showed that they are not coordinated and are not interconnected. The most active digital transformation is taking place in the oil and gas sector of the fuel and energy sector. However, the crisis phenomena as a result of the consequences of the pandemic and global instability on world markets have manifested themselves more strongly.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ»

Доржиева В.В. 1

1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса России: приоритеты и целевые ориентиры развития

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Доржиева В.В. Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса России: приоритеты и целевые ориентиры развития // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 11. - С. 4079-4094. с1о1: 10.18334/се.15.1 1.1 13802

с

АННОТАЦИЯ:

В статье представлен анализ стратегических приоритетов и целевых ори-

ентиров цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и его отраслевых сегментов, выделенных в ведомственном проекте Минэнерго России «Цифровая энергетика» в качестве пилотных - нефтегазового комплекса, электроэнергетики и угольной отрасли. Принятая в 2020 г. Энергетическая стратегия на период 2035 года практически не затрагивает вопросы, связанные с цифровой трансформацией. Сравнительный анализ значений целевых ориентиров рассматриваемого ведомственного проекта с пороговыми значениями целевых показателей/индикаторов Энергетической стратегии на период 2035 года и проекта Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года показал, что они не согласованы и не взаимоувязаны между собой. Наиболее активно цифровая трансформация происходит в нефтегазовом секторе ТЭК, несмотря на то, что кризисные явления в результате последствий пандемии и глобальной нестабильности на мировых рынках проявились сильнее.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное стратегическое планирование, национальная цель развития «Цифровая трансформация», цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса, ведомственный проект «Цифровая энергетика»

ОБ АВТОРЕ_

Доржиева Валентина Васильевна, ведущий научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики, кандидат экономических наук, доцент (vv2006uu@yanCex.ru)

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

- 4079 -

Dorzhieva V.V. 1

1 Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, Russia

i Digital transformation of the Russian fuel and energy complex: priorities and development targets

CITE AS:_

Dorzhieva V.V. (2021) Tsifrovaya transformatsiya toplivno-energeticheskogo kom-pleksa Rossii: prioritety i tselevye orientiry razvitiya [Digital transformation of the Russian fuel and energy complex: priorities and development targets]. Kreativnaya ekonomika. 15. (11). - 4079-4094. doi: 10.18334/ce.15.11.113802

ABSTRACT:_

The author of the article conducted an analysis of strategic priorities and targets of digital transformation of the fuel and energy complex and its industry segments identified in the departmental project of the Ministry of Energy of the Russian Federation «Digital Energy» as pilot ones. These segments are as follows: oil and gas complex, electric power and coal industry. Adopted in 2020 The Energy strategy for the period 2035 practically does not address issues related to digital transformation. The article presents a comparative analysis of the targets of this project with the threshold values of the target indicators of the Energy Strategy for the period 2035 and the draft Strategy for the Digital Transformation of the fuel and energy complex until 2030. The analysis showed that they are not coordinated and are not interconnected. The most active digital transformation is taking place in the oil and gas sector of the fuel and energy sector. However, the crisis phenomena as a result of the consequences of the pandemic and global instability on world markets have manifested themselves more strongly.

KEYWORDS: state strategic planning, national development goal «Digital transformation», digital transformation of the fuel and energy complex, departmental project «Digital energy»

JEL Classification: L70, O14, O2, O38

Received: 13.1 1.2021 / Published: 30.1 1.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dorzhieva V.V. (vv2006uu@yandex.ru)

- 4080 -

Введение

Динамичность процессов распространения цифровых технологий бросает новые вызовы и глобальным лидерам цифровизации, и тем, кто уже вовлечен в процессы цифровой трансформации, и тем, кто находится только в начале пути [5] (Lenchuk, 2020). Уже стало реальностью цифровое предприятие, использующее интеллектуальные промышленные сети (Интернет вещей, IIoT), робототехнику и другие программные решения ИИ, использующие большие объемы данных для выявления тенденций и закономерностей, которые затем можно использовать для повышения эффективности производственных процессов и снижения энергопотребления. Пандемия COVID-19, изменившая мир в мгновение ока, нарушила планы и заставила адаптироваться к новым условиям работы, привела к заметному спаду экономической активности и нестабильности мировых энергетических рынков. Вместе с тем q во всем мире ускорились масштабы использования цифровых технологий в промышленности, помогая поддерживать бесперебойную работу важных предприятий и адаптироваться к новым условиям, в том числе и топливно-энергетического комплекса (далее по тексту - ТЭК) [19] (Valdez, 2021). Так, спрос на цифровые технологии в ТЭК в 2020 г. оценивается на уровне 30,7 млрд руб. с перспективой роста в 13,5 раза к 2030 г. до 413, 8 млрд руб. [14] (Gokhberg, 2021).

По оценкам экспертов, ТЭК является отраслью, где наиболее востребованы цифровые технологии, в процессы цифровизации вовлекаются все субъекты (государство, предприятия отрасли, потребители и поставщики), а цифровая трансформация направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности ТЭК, в том числе его ключевых сегментов [4] (Zhdaneev, Chuboksarov,

2020), [18] (Turovets, Proskuryakova, Starodubtseva, Bianco, 2021), [14] (Gokhberg,

2021). Цифровая трансформация способствует наращиванию добавленной стоимости мирового ТЭК на 1,3 трлн долл. [17] (WEF, 2016). Вместе с тем российский ТЭК сталкивается с проблемами в адаптации к цифровой реальности из-за высокой зарегулированности отрасли, дефицита частной инициативы и высокой импортозависимости [11] (Taizhetinova, 2021). Так, к примеру, в нефтегазовой отрасли доля иностранного программного обеспечения составляет 80-90% [8] (Nasibullin, 2020).

В последние годы тема цифровой трансформации ТЭК и его отраслевых сегментов является одной из самых обсуждаемых в экспертном сообществе, но подходы к ее изучению еще формируются, несмотря на то, что ТЭК максимально приблизился «...к образу желаемого будущего цифровой экономики, доказывая его достижимость» [18] (Turovets, Proskuryakova, Starodubtseva,

- 4081 -

<n

IN

o>

Ю

o>

<J\

Bianco, 2021). Как показал анализ публикаций, большинство исследований фокусируются на цифровизации отдельных отраслевых сегментов ТЭК, среди которых можно выделить [3] (Ermolenko, 2017), [15] (Knyaginin, Holkin, 2017), [9] (Plakitkin, Plakitkina, 2018), [6] (Kozlov, Pigarev, 2020), [1] (Grabchak, 2020), [12] (Titkov, 2021).

В контексте данной статьи особый интерес представляет исследование 2 стратегий, государственных программ и проектов, содержащих приоритеты $ и целевые ориентиры (индикаторы/показатели) цифровой трансформации ТЭК, как документов системы государственного стратегического планирования. В России в 2020 г. цифровая трансформация была провозглашена в качестве национальной цели развития1, обеспечивающей технологический прорыв и ускорение экономического роста [2] (Dorzhieva, 2021).

Изложенное определило цель исследования, которая заключается в анализе согласованности закрепленных в документах системы государственного стратегического планирования приоритетов, целевых ориентиров и ключевых эффектов цифровой трансформации в средне- и долгосрочной перспективе ТЭК и его отраслевых сегментов.

Гипотезой исследования является предположение, что на активизацию процессов цифровой трансформации стратегически значимых для России отраслей ТЭК должна влиять система инструментов и регулятивных мер государственной политики.

В качестве методологической и фундаментальной основы исследования были использованы научные и практические исследования российских и зарубежных ученых в сфере цифрового развития отраслей ТЭК.

Информационная база исследования состоит из данных государственной статистики, аналитических отчетов ЦДУ ТЭК и других открытых источников, а также нормативно-правовых документов, публикуемых на официальных сайтах государственных органов власти и портала «Консультант Плюс».

Цифровая трансформация ТЭК как национальный приоритет развития в системе государственного стратегического планирования

Значимость ТЭК в формировании экономического потенциала страны [16] (Shirov, 2019), обеспечении ее экономической безопасности [10] (Senderov, Rabchuk, 2019), определении ключевых параметров социально-экономиче-

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.10.2021).

- 4082 -

ского развития страны [7] (Ьаравуа, Ыеуа^уа, Вейееуа, 2019) предопределяет важность стратегического целеполагания и координации цифровой трансформации как в масштабах всего ТЭК, так в масштабах его отраслевых сегментов. Следует отметить, что стратегическое целеполагание цифровой трансформации ТЭК на федеральном уровне формируется в рамках документов системы государственного стратегического планирования, включает в себя обоснование отраслевых приоритетов, целевых ориентиров и получаемых ключевых эффектов в средне- и долгосрочной перспективе. Ключевые направления цифровой трансформации нашли отражение в корпоративных стратегиях, а также в программах различных ассоциаций и объединений (например, Национальная технологическая инициатива по направлению «Энерджинет»).

Первым шагом в организации государственного управления процессами цифровой трансформации было определение на период до 2024 года целей, £ ожидаемых результатов, необходимого финансового обеспечения и параме-

2 Паспорт ведомственного проекта «Цифровая энергетика», одобренный протоколом заседания ведомственного координационного органа проектной деятельности Минэнерго России от 21 сентября 2018 г. № АН-448пр. Приложение №2. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/11314 (дата обращения: 31.10.2021).

3 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).

4 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.12.2016 N 642. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 31.10.2021).

5 Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 321. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).

Ведомственная программа Министерства энергетики Российской Федерации «Цифровая трансформация электроэнергетики России», утв. Протоколом заседания ведомственного координационного органа проектной деятельности Минэнерго России от 5.03.2018 № АН-99пр. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/11314 (дата обращения: 31.10.2021).

тров дорожных карт цифровизации ключевых отраслевых сегментов ТЭК, а

именно: электроэнергетики, нефтегазового комплекса и угольной промыш ленности, в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика» (далее по щ тексту - ведомственный проект) 2, разработанного Минэнерго России в 2018 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 2043, Стратегией НТР4 и государственными программами5. Полученные первые эффекты позволили присту-

- 4083 -

пить к разработке Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на период до 2030 года (далее по тексту - Стратегия-2030)6, которая, на наш взгляд, должна быть гармонизирована и согласована с приоритетами и целевыми ориентирами Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года (далее по тексту - ЭС-2035)7 и национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»8. 2 В таблице 1 приведен сравнительный анализ показателей, характери-

$ зующих вклад ТЭК и его ключевых отраслей (нефтяной, газовой, угольной отраслей и электроэнергетики) в национальную экономику в 2018-2020 гг., и целевых индикаторов, утвержденных ЭС-2035 на средне- и долгосрочную перспективу.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей, характеризующих вклад ТЭК в экономику России в 2018-2020 гг., и целевых показателей ЭС-2035, утвержденных на 2024 г. и 2035 г.

Наименование показателя 2018 2019 2020 ЭС-2035

2024 2035

Доля ТЭК в ВВП России, % 23 24,3 20,8

Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, % 46,35 39,3 28

Доля ТЭК в экспорте РФ основных товаров, % 61,91 58,73 49,6

Доля организаций ТЭК, использующих передовые производственные технологии, в общем числе организаций 13 11,7 9,2 14 20

6 Стратегия цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 / Минэнерго России. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.strategy24.ru/ files/news/202108/e819df74a2a8bbcf6b39b5258d256436.pdf (дата обращения: 31.10.2021).

Предложения в проект Концепции цифровой трансформации ТЭК / Портал «Инновации в ТЭК». [Электронный ресурс]. URL: https://in.minenergo.gov.ru/analytics/predlozheniya-v-proekt-kontseptsii-tsifrovoi-transformatsii-tek?sphrase id=76469 (дата обращения: 31.10.2021).

7 Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).

8 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.10.2021).

- 4084 -

Продолжение табл. 1

Темп роста инвестиций в основной капитал в ТЭК, % 100 101,7 115,8 135-140 180200

Вклад нефтяной отрасли

Место в мировом рейтинге 3 2 2

Доля России в мире по добыче нефти, % 11,5 12,4 12,6

Добыча нефти и газового конденсата, млн т 555,9 561,2 512,8 555-560 490555

Поставка нефти на экспорт, млн т 257,7 266,2 232,5 267,2269,2 243,7251,9

Вклад газовой отрасли

Место в мировом рейтинге 1 2 2 1-2 1-2

Доля России в мире по добыче природного газа, % 17 18,5 16,6

Добыча природного газа и попутного нефтяного газа, млрд куб. м 725,4 737,8 692,9 795-820 8601000

Валовое производство СПГ, млн т 20 29,5 30,5 46-65 80-140

Поставка газа на внутренний рынок, млрд куб. м 481,9 480,5 464,4 496509,9 505,3520,1

Поставка российского газа на экспорт (+СПГ), млрд куб. м 248,1 248,2 257 243,9250,4 255,4300,6

Уровень газификации субъектов РФ, % 68,6 70,1 70,9 74,7 82,9

Вклад угольной отрасли

Место в мировом рейтинге 6 6 6

Доля на мировом рынке угля, % 14 16,6 16 18-20 12-25

Добыча угля, млн т 439,3 441,4 402,1 448-530 485668

Поставка угля на внутренний рынок, млн т 181,6 181,1 159,4 174-192 170196

Поставка угля на экспорт, млн т 193,2 193,4 212,2 219-272 257392

Доля экспорта в поставках угольной продукции,% 56,2 59,2 59 58-62 60-66

- 4085 -

Окончание табл. 1

от гч <n ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol

от

(Л 1Л

Вклад электроэнергетики

Место в мировом рейтинге 4 4 4

Доля России в мировом производстве электроэнергии, % 4,16 4,14 4,05

Уровень потерь электрической энергии в электрических сетях (не более), % 10,6 10,4 10,25 9,8 7,3

Индекс средней продолжительности отключений по системе (БЛЮ!), часов 8,7 9,9 8,8 3,53 2,23

Источник: составлено автором по данным Минэнерго РФ, Минфина РФ, Росстата, ЦДУ ТЭК.

Кризисный 2020 г. был непростым для российского ТЭК, особенно для нефтегазового комплекса. В результате возникших новых вызовов из-за пандемии COVID-19, последствий введения карантинных мер, усиления конкуренции, высокой волатильности цен на мировых рынках, геополитической нестабильности и продолжающейся санкционной политики со стороны стран Запада и США начиная с 2019 г. наблюдается падение практически по всем показателям. Вместе с тем на мировых рынках ТЭК и его ключевые отраслевые сегменты стабильно сохраняют лидирующие позиции.

Важно отметить, что в ЭС-2035 в явном виде тема цифровой трансформации не представлена, в основном сделан акцент на снижении импортоза-висимости с целью сохранения лидирующих позиций на мировых рынках и развитии инновационных направлений в ТЭК, способствующих прорывному развитию и достижению поставленных Указом Президента РФ № 4749 национальных целей развития [5] (ERI RAS, 2020). Как представляется, ЭС-2035 предполагает использование возможностей ТЭК, прежде всего как инструмента формирования базы экономического роста и дополнительных доходов, позволяющих обеспечить в среднесрочной перспективе запуск масштабной модернизации российской экономики, а также поддержание конкурентоспособности ключевых секторов российской экономики при любых сценариях изменения ситуации на внешних рынках [16] (Shirov, 2019).

9 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.10.2021).

- 4086 -

По версии разработчиков Стратегии-2030, ее реализация, а также ведомственного проекта позволит уже в среднесрочной перспективе (3-5 лет) получить обусловленные цифровизацией результаты/эффекты (табл. 2).

Таблица 2

Потенциальные эффекты, обусловленные цифровой трансформацией ТЭК, в средне- и долгосрочной перспективе

Наименование показателя Потенциальный результат/эффект

к 2024* к 2030»» к 2035»»»

Доля ключевых организаций ТЭК, использующих цифровые технологии и платформенные решения, функционирующих в рамках единой информационной среды ТЭК 40%

Доля выручки от новых услуг на базе цифровых технологий (% от выручки электроэнергетических компаний) 3-4% 5%

Суммарный эффект от цифровой трансформации в год 700 млрд руб.

Создание высокотехнологичных рабочих мест 10000

Снижение уровня производственного травматизма 30-60% 70%

Снижение вреда экологии 40% 44,8 трлн руб.

Нефтегазовый комплекс

Эффект от реализации программы цифровой трансформации в год 200-280 млрд руб.

Прирост добычи нефти, в год 100 млн т н. э. 10%

Повышение коэффициента извлечения нефти на цифровых месторождениях 5-10% 15%

Рост производительности 10% 20%

Расширение сырьевой базы предприятий отрасли в 3 раза и более

Снижение операционных затрат на цифровых месторождениях 10%

- 4087 -

Окончание табл. 2

«л гч от ю

от от

(Л 1Л

Сокращение капитальных затрат в разведке и добыче 15% 20% 15%

Сокращение сроков ввода новых крупных проектов 40%

Повышение эффективности технического обслуживания оборудования 20-30%

Сокращение числа аварий (включая утечки и выбросы) 20-30%

Рост производства нефтехимической продукции 40 млн т

Угольная отрасль

Увеличение добычи подземным и карьерным способом 5-7%

Электроэнергетика

Рост производительности труда персонала относительно уровня 2020 г ^30%

Снижение продолжительности перерывов электроснабжения и средней частоты технологических нарушений (БЛЮ! / БЛ!Р!) 5% 13-14%

Повышение уровня технического состояния производственных фондов для объектов без повышения затрат на эти цели 5%

Снижение аварийности на объектах электроэнергетики, связанной с техническим состоянием производственных фондов 20%

Примечание:

* по данным ведомственного проекта «Цифровая энергетика» ** по данным проекта Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 г.

*** по данным Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года

Источники: составлено автором по данным Минэнерго России, ЦДУ ТЭК

Из таблиц 1 и 2 следует, что значения целевых показателей ЭС-2035, ведомственного проекта и проекта Стратегии-2030, характеризующие потенциальные эффекты цифровой трансформации ТЭК, сильно разнятся, как по набору показателей, так и по формату представления (имеют разную размер-

- 4088 -

ность единиц измерения). Тенденции развития и процессы цифровой трансформации для каждого из сегментов ТЭК имеют свои особенности и отраслевую специфику. В связи с тем, что нефтегазовый комплекс является одним из самых высокотехнологичных секторов ТЭК, процессы цифровой трансформации развиваются здесь активнее, чем в электроэнергетике и угольной отрасли. Общие направления цифровой трансформации для отраслей ТЭК связаны с формированием условий для создания: системы управления, координации и мониторинга; законодательной, нормативно-методической и регу-ляторной базы; единой информационной среды для разработки и внедрения цифровых сервисов и решений10.

Заключение 2

В России цифровая трансформация стратегически важных для государства ^ отраслей экономики, к которым относится и ТЭК, рассматривается в качестве национальной цели развития. При этом государство принимает участие в активизации процессов, разработке цифровой трансформации ТЭК, используя механизмы и инструменты государственной политики, реализует соответствующие стратегии, государственные программ и проекты. В ТЭК цифровая трансформация направлена, прежде всего, на модернизацию и повышение его конкурентоспособности. Сдерживающими факторами цифровой трансформации являются высокая зарегулированность отрасли, дефицит компетенций в цифровой сфере, высокая импортозависимость, неразвитость инфраструктуры и др.

Отраслевые документы стратегического планирования, а именно ЭС-2035, Стратегия-2030 и ведомственный проект, не гармонизированы и не взаимоувязаны между собой как по стратегическим приоритетам, так и по параметрам целевых ориентиров. При этом ЭС-2035 практически не затрагивает вопросы, связанные с цифровизацией, а проект Стратегии-2030 в основном носит декларативный характер, нет четкой концепции модели цифровой трансформации ТЭК, каким образом будут достигнуты цели, стратегические приоритеты и целевые ориентиры цифровой трансформации. Сопоставительный анализ пороговых значений целевых показателей/индикаторов и потенциальных результатов/эффектов, заложенных в данных документах стратегического планирования и в ведомственном проекте, также свидетельствует об

Ведомственный проект «Цифровая энергетика» / Офиц. сайт Минэнерго России. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14559 (дата обращения 31.10.2021).

- 4089 -

отсутствии согласованности и взаимосвязанности по приоритетам и целевым ориентирам цифровой трансформации в топливно-энергетической сфере.

от гч от ю

от от

1Л 1Л

ИСТОЧНИКИ:

1.

2.

5.

8.

9.

10.

Грабчак Е.Л. Цифровизация в электроэнергетике: к чему должна прийти отрасль? // Энергетическая политика. - 2020. - № 1(143). - с. 16-21. - doi: 10.46920/2409-5516_2020_1143_16.

Доржиева В.В. Цифровая трансформация как национальный приоритет развития Российской Федерации и драйвер экономической интеграции в ЕАЭС // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 4. - с. 6. - doi: 10.18334/vinec. 11.4.113742.

Ермоленко Г.В. Анализ деятельности ведущих нефтегазовых компаний в области возобновляемой энергетики. - М.: Институт энергетики НИУ ВШЭ, 2017. - 57 с.

Жданеев О.В., Чубоксаров В.С. Перспективы технологий Индустрии 4.0 в ТЭК России // Энергетическая политика. - 2020. - № 7(149). - с. 16-33. - doi: 10.46920/2409-5516_2020_7149_16.

Измерение и оценка результатов и эффектов цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса. Институт энергетических исследований РАН (ИНЭИ РАН). [Электронный ресурс]. URL: https://in.minenergo.gov.ru/ analytics/inei-ran-otsenka-rezultatov-i-effektov-tsifrovoi-transformatsii-tek (дата обращения: 31.10.2021).

Козлов Д.В., Пигарев Д.Ю. Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли: барьеры и пути преодоления // Газовая промышленность. - 2020. -№ 7(8030. - с. 34-38.

Лапаева О.Ф., Иневатова О.А., Дедеева С.А. Современные проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - с. 2129-2142. - doi: 10.18334/eo.9.3.40815. Насибулин М.М. ТЭК России: оцифровка // Деловой журнал Neftegaz.RU. -2020. - № 4(100). - с. 18-25.

Плакиткин Ю.А., Плакиткина Л.С. Цифровизация экономики угольной промышленности России - от «Индустрии 4.0» до «Общества 5.0» // Горная промышленность. - 2018. - № 4(140). - с. 22. - doi: 10.30686/1609-9192-2018-4140-22-30.

Сендеров С.М., Рабчук В.И. Индикаторы оценки Доктрины энергобезопасности России по надежности топливо-и энергоснабжения // Энергетическая политика. - 2019. - № 3(141). - с. 86-95.

Тайжетинова М. Эксперты назвали лидирующие и отстающие по цифрови-зации отрасли в России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc ru/trends/industry/6054b0a89a7947fd6076994e (дата обращения: 31.10.2021).

4

6

7

- 4090 -

12. Титков И.А. Цифровой нефтегазовый сектор РФ: вопросы конкурентоспособности // Вестник МИРБИС. - 2021. - № 3(27). - с. 37-51. - doi: 10.25634/ MIRBIS.2021.3.4.

13. Ленчук Е.Б. и др. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски. / Монография. - СПб: Изд-во «Алетейя», 2020. - 320 с.

14. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б.. и др. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 239 с.

15. Княгинин В.Н., Холкин Д.В. Цифровой переход в электроэнергетике России. Цср. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/uploads/2017/09/Doklad energetika-Web.pdf.

16. Широв А.А. Энергетическая стратегия в контексте достижения целей развития экономики России // Энергетическая политика. - 2019. - № 1. - с. 11-17.

17. Electricity: uncovering value through digital transformation. Geneva: World

О

Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum. org/digital-transformation/electricity-generating-value-through-digital-transformation (дата обращения: 31.10.2021).

18. Turovets J., Proskuryakova L., Starodubtseva A., Bianco V. Green Digitalization in the Electric Power Industry // Foresight and STI Governance. - 2021. - № 3. -p. 35-51. - doi: 10.17323/2500-2597.2021.3.35.51.

19. Valdez М. Digitalization in the energy transition. Kongsberg.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kongsberg.com/digital/resources/blogs/2021/3/ digitalization-in-the-energy-transition---kognitwin-energy (дата обращения: 31.10.2021).

та ш

REFERENCES:

Abdrakhmanova G.I., Byhovskiy K.B.. i dr. (2021). Tsifrovaya transformatsiya otrasley: startovye usloviya i prioritety [Digital transformation of industries: starting conditions and priorities] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Dorzhieva V.V. (2021). Tsifrovaya transformatsiya kak natsionalnyy prioritet razvitiya Rossiyskoy Federatsii i drayver ekonomicheskoy integratsii v EAES [Digital transformation as a national priority for the development of the Russian Federation and a driver of economic integration in the EAEU]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 6. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.4.113742.

- 4091 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<n

IN

o> 10

o>

<J\

l/l

Electricity: uncovering value through digital transformation Geneva: World Economic Forum. Retrieved October 31, 2021, from https://reports.wefo-rum.org/digital-transformation/electricity-generating-value-through-digi-tal-transformation

Ermolenko G.V. (2017). Analiz deyatelnosti vedushchikh neftegazovyh kompaniy v oblasti vozobnovlyaemoy energetiki [Analysis of the activities of leading oil and gas companies in the field of renewable energy] M.: Institut energetiki NIU VShE. (in Russian).

Grabchak E.L. (2020). Tsifrovizatsiya v elektroenergetike: k chemu dolzhna priy-ti otrasl? [Digitalization in electric power: where should the industry lead?]. The Energy Policy. (1(143)). 16-21. (in Russian). doi: 10.46920/24095516 2020 1143 16.

Kozlov D.V., Pigarev D.Yu. (2020). Tsifrovaya transformatsiya neftegazovoy otras-li: barery i puti preodoleniya [Digital transformation of the oil and gas industry: barriers and ways to overcome]. Gazovayapromyshlennost. (7(8030). 34-38. (in Russian).

Lapaeva O.F., Inevatova O.A., Dedeeva S.A. (2019). Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa [Modern problems and prospects of development of fuel and energy complex]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2129-2142. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.9.3.40815.

Lenchuk E.B. i dr. (2020). Formirovanie tsifrovoy ekonomiki v Rossii: vyzovy, perspektivy, riski [The digital economy in Russia: challenges, prospects, risks] SPB.: Izd-vo «Aleteyya». (in Russian).

Nasibulin M.M. (2020). TEK Rossii: otsifrovka [Fuel and Energy Complex of Russia: Digitization]. Delovoy zhurnal Neftegaz.RU. (4(100)). 18-25. (in Russian).

Plakitkin Yu.A., Plakitkina L.S. (2018). Tsifrovizatsiya ekonomiki ugolnoy pro-myshlennosti Rossii - ot «Industrii 4.0» do «Obshchestva 5.0» [Digitization of the Russian coal sector economy - from Industry 4.0 to Society 5.0]. Mining. (4(140)). 22. (in Russian). doi: 10.30686/1609-9192-2018-4-140-22-30.

Senderov S.M., Rabchuk V.I. (2019). Indikatory otsenki Doktriny energobezopasno-sti Rossii po nadezhnosti toplivo-i energosnabzheniya [Assessment indicators of Russian Energy Doctrine in regards to the reliability of fuel and energy supply]. The Energy Policy. (3(141)). 86-95. (in Russian).

- 4092 -

Shirov A.A. (2019). Energeticheskaya strategiya v kontekste dostizheniya tseley raz-vitiya ekonomiki Rossii [Energy strategy in the context of achieving goals of Russian economy development]. The Energy Policy. (1). 11-17. (in Russian).

Titkov I.A. (2021). Tsifrovoy neftegazovyy sektor RF: voprosy konkurentosposob-nosti [Digital oil and gas sector of the Russian Federation: competitiveness issues]. Vestnik MIRBIS. (3(27)). 37-51. (in Russian). doi: 10.25634/ MIRBIS.2021.3.4.

Turovets J., Proskuryakova L., Starodubtseva A., Bianco V. (2021). Green Digitalization in the Electric Power Industry Foresight and STI Governance. 15 (3). 35-51. doi: 10.17323/2500-2597.2021.3.35.51.

Zhdaneev O.V., Chuboksarov V.S. (2020). Perspektivy tekhnologiy Industrii 4.0 v TEK Rossii [Prospects for Industry 4.0 technologies in the fuel and energy complex of Russia coal]. The Energy Policy. (7(149)). 16-33. (in Russian). doi: 10.46920/2409-5516 2020 7149 16.

- 4093 -

- 4094 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.