DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_185 УДК 336.22
Иванова Наталия А.,
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ivanovanat207301@mail.ru
Варфоломеева Вера А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия
В статье анализируется современное состояние топливно-энергетического комплекса и особенности его экономического развития в условиях цифровизации. Для достижения высокого уровня цифровизации ТЭК критически необходимы точное стратегическое планирование, осуществляемое как в рамках страны, так и на уровне отдельных регионов при использовании одной методологии, а также внедрение и разработка новейших отечественных технологий. Авторы приходят к выводу, что планирование цифровизации топливно-энергетического комплекса на основе методологии Форсайт способно учесть специфические особенности организации данной отрасли, а также меняющиеся непостоянные условия как экономической, так и политической сред.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс; цифровизация; пандемия; технология Форсайт; экономический кризис.
UDC 336.22
Ivanova Natalia A.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics of High-Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, e-mail: ivanovanat207301@mail.ru
Varfolomeeva Vera A.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of High Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia
The article analyzes the current state of the fuel and energy complex and the features of its economic development in the context of digitalization. To achieve a high level of digitalization of the fuel and energy complex, precise strategic planning is critically needed, carried out both within the country and at the level of individual regions using the same methodology, as well as the introduction and development of the latest domestic technologies. The authors come to the conclusion that the planning of the digitalization of the fuel and energy complex based on the Foresight methodology is able to take into account the specific features of the organization of this industry, as well as the changing unstable conditions of both the economic and political environments.
Keywords: fuel and energy complex; digitalization; pandemic; Foresight technology; economic crisis.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
FEATURES OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Топливно-энергетический комплекс России представляет собой исключительно сложный объект государственного регулирования. Он является вертикально и горизонтально интегрированным многоотраслевым комплексом, включающим многообразные направления деятельности. В числе этих направлений необходимо выделить следующие:
- геологоразведка и добыча газообразного, жидкого и твердого углеводородного сырья;
- его первичная и глубокая переработка;
- электроэнергетика, включающая в себя гидростанции, тепловые станции, атомные электростанции; разветвленная сеть линий электропередачи; транспортировка и передача продукции внутренним и внешним потребителям [1].
Компоненты данного комплекса чрезвычайно многообразны не только по своей технологической основе, но и по способам управления и координации деятельности. Это, в свою очередь, требует разработки и реализации специфических и взаимно согласованных механизмов государственного регулирования всех элементов ТЭК при сохранении единства системы в целом. Особый характер топливно-энергетического комплекса как объекта государственного регулирования находит свое отражение в содержании его правовых основ и в организационных принципах управления.
Пространство производственной деятельности ТЭК, внутренний и международный рынок топливно-энергетических ресурсов интенсивно трансформируются под влиянием беспрецедентных по своему содержанию и силе воздействия новых факторов - циф-ровизации, становления нового (шестого) технологического уклада и, безусловно, пандемии коронавируса COVID-19. Возникающие при этом вызовы и возможности требуют выбора оптимальных нестандартных решений на всех уровнях и всех сегментах управления ТЭК. В этих условиях необходимо формирование новой парадигмы развития ТЭК России и его экспортной составляющей с учетом всего комплекса условий, тенденций, целей, противоречий, рисков текущего и долгосрочного характера.
Значимыми шагами на этом пути выступают реализация формируемых на федераль-
ном, региональном, отраслевом уровнях стратегий и долгосрочных программ развития, использование результатов, проводимых членами научного сообщества исследований, воплощение в жизнь формируемых в предпринимательской среде инновационных проектов, заключение и исполнение международных договоров и соглашений по вопросам энергетики. Достижение таких результатов возможно при эффективной скоординированной деятельности всех субъектов указанных процессов.
Оценим современное состояние топливно-энергетического комплекса. В основе анализа приоритетов, основных направлений и механизмов государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса должно лежать предварительное рассмотрение вопроса о текущем состоянии ТЭК России в целом и о его месте на мировом рынке энергоресурсов.
Вызванный пандемией глобальный экономический кризис негативно сказался также на итогах деятельности ТЭК России за 2020 г. Добыча нефти сократилась на 8,6 %, газа -на 6,2 %, добыча угля - на 9,2 %, производство электроэнергии - на 3 %. Сократился экспорт продукции ТЭК: электроэнергии на 36,4 %, нефти - на 12,7 % [2].
Россия в полном объеме выполнила принятые на себя обязательства по предусмотренному соглашением «ОПЕК+» сокращению добычи нефти. Наблюдавшееся в 2020 г. сжатие объемов производства и экспорта продукции топливно-энергетического комплекса России соответствует общей мировой тенденции и явилось следствием сокращения спроса, кризисных явлений в экономике страны и мира в целом. Мощь и жизнеспособность отечественного топливно-энергетического комплекса опирается на богатые запасы природного сырья, на традиции и накопленный опыт его добычи и переработки в сочетании с внедрением современных технологий, на высококонкурентные организационные формы деятельности в виде крупных транснациональных компаний (ТНК).
По итогам 2022 г. прогнозируется рост ключевых производственных показателей в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. В нефтяной отрасли безусловным приоритетом является стабильное снабжение внутренних потребите-
лей нефтепродуктами по доступным ценам. Для обеспечения достаточных мощностей для производства моторных видов топлива Минэнерго России в 2021 г. заключило 21 соглашение с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) по их модернизации и строительству новых.
В газовой отрасли безусловным приоритетом является газификация. В этой части организована плотная работа с Комитетом по экономической политике, благодаря которой создана нормативная основа. В части развития рынка газомоторного топлива за счет программы поддержки в 2019-2020 гг. введено 190 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а до конца 2021 г. планировалось ввести еще 130 станций. Кроме этого, наряду с внутренним рынком газомоторного топлива развивается и экспортное направление. В том же 2021 г. была утверждена долгосрочная программа развития сжиженного природного газа. К 2035 г. ожидалось увеличение его объема производства до 120-140 млн тонн [1].
Общий порядок функционирования топливно-энергетического комплекса России, как и всех стран мира, был резко нарушен вызванным пандемией глобальным сжатием экономических процессов и деловых связей. Временно была парализована международная транспортная инфраструктура из-за полного или частичного закрытия государственных границ. Упал спрос всех видов транспорта на соответствующие виды топлива, что непосредственно сказалось на деятельности топливно-энергетического комплекса и состоянии мирового рынка энергоносителей. В условиях пандемии ТЭК России должен был противостоять новым вызовам и принимать гибкие эффективные решения. Наибольшие трудности возникали в связи:
- с сокращением спроса и снижением мировых цен на энергоносители;
- ростом курса доллара;
- необходимостью корректировки инвестиционных программ;
- неполной загрузкой производственных мощностей и сокращением численности персонала;
- разрывом международных производственных цепочек задержками поставок импортного оборудования;
- затруднением въезда иностранных спе-
циалистов для проведения пусконаладоч-ных работ и техобслуживания импортного оборудования;
- сокращением импорта нефтегазового оборудования;
- отставанием от мировых стандартов в области технологий «интеллектуальной» добычи, то есть извлечения углеводородов из недр без участия оператора.
Для обеспечения стабильного функционирования ТЭК требуются согласованные решения указанных выше и ряда других острых проблем. Это выполняется силами как самих компаний, так и уполномоченных осуществлять регулирование ТЭК органов государственной власти. Необходимость оперативного и гибкого реагирования на меняющиеся текущие условия деятельности не может означать отказа от ключевых стратегических целей развития ТЭК России, однако определенная корректировка их по срокам и механизмам реализации неизбежна. Разумеется, необходимость уточнения долгосрочных программ развития ТЭК России была обусловлена также и иными факторами и обсто -ятельствами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» была принята новая стратегия развития ТЭК России взамен утратившей силу стратегии от 13.11.2009, действие которой было рассчитано лишь до 2030 года [2]. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. содержит пять разделов, в которых определены: цели, приоритеты и направления развития энергетики страны; оценки состояния и тенденции развития энергетики России и мира в целом в разрезе по каждой отрасли энергетики; задачи и ключевые меры по обеспечению развития энергетики России; механизмы, этапы и результаты реализации стратегии.
Особо подчеркивается в стратегии актуальность решения таких задач, как обеспече -ние технологической независимости и конкурентоспособности ТЭК, совершенствование государственного и корпоративного управления в отраслях ТЭК, развитие международных отношений в сфере энергетики.
Реализация энергетической стратегии будет осуществляться в два этапа. Задачами
первого этапа являются совершенствование модели ценообразования на тепловую энергию и электроэнергию, обеспечивающее баланс интересов потребителей и производителей энергии, реорганизация генерирующих мощностей путем вывода из эксплуатации устаревшего оборудования, модернизация действующего оборудования, внедрение перспективных инновационных технологий, оптимизация структуры генерирующих мощностей по типам электростанций.
Второй этап преобразований российской энергетической системы будет включать переход на энергетику нового поколения, сочетающую в себе высокотехнологичные традиционные энергоресурсы и новую водородную энергетику, смещение приоритетов путем перехода от доминирующей ныне системы «добыча - магистральная транспортировка топлива» к модели глубокой переработки сырья на основе наукоемких технологий, что позволит полностью обеспечить на новом качественном уровне (устойчивость, надежность, эффективность) внутренний спрос и поставлять на мировые рынки продукцию высоких уровней переделов, создание дополнительного спроса на продукцию и услуги сопредельных секторов экономики (строительство, транспорт, промышленная инфраструктура, социальная инфраструктура) при обеспечении согласованности проектов и программ.
Инновационная направленность государственного регулирования ТЭК РФ подтверждается, в частности, утверждением Правительством Российской Федерации 01.06.2021 плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. В данном нормативно-правовом акте прописано, что в результате выполнения мероприятий плана будут обеспечены:
- реализация пилотных проектов и создание условий для распространения опыта внедрения цифровых технологий и отраслевых платформенных решений в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе и угольной отрасли;
- в нефтяной отрасли - стабильный, при благоприятных условиях растущий уровень добычи нефти, достижение технологического уровня нефтеперерабатывающих заводов наиболее промышленно развитых стран, по-
вышение доступности нефтепродуктов на внутреннем рынке;
- в газовой отрасли - совершенствование внутреннего рынка газа, увеличение производства сжиженного природного газа, увеличение экспорта газа (место в тройке мировых лидеров по экспорту газа), повышение эффективности программ газификации;
- в нефтегазохимии - увеличение выпуска крупнотоннажной нефтегазохимической продукции;
- в угольной отрасли - повышение качества и расширение номенклатуры угольной продукции, интенсификация процессов переработки добываемого сырья, увеличение доли Российской Федерации на мировом рынке угля.
К концу 2022 г. планировались следующие действия по развитию топливно-энергетического комплекса:
- разработка и совершенствование стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и организаций топливно-энергетического комплекса;
- отбор и содействие реализации пилотных проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений;
- формирование системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса;
- стимулирование разработки и внедрения цифровых технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Важнейшим условием реализации стратегических целей развития топливно-энергетического комплекса является обеспечение национальной безопасности, существенной частью которой является энергетическая безопасность. Основные предпосылки, принципы, направления и механизмы обеспечения энергетической безопасности России закреплены в утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216 Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации.
Наиболее значимыми являются следующие положения:
1. Объектами защиты от рисков и угроз должны являться не только структурные компоненты конкретной экономической си-
стемы, но и базовые механизмы их функционирования.
2. Состояние защищенности достигается при условии согласованного управления безопасностью на уровне конкретной экономической системы и иных связанных с ней систем.
3. Система управления рисками должна распространяться одновременно на внутренние и внешние угрожающие факторы.
4. Система управления рисками должна быть целостной и завершенной, включающей все необходимые компоненты (ресурсную базу, мониторинг и диагностику, текущее и стратегическое планирование мер защиты от угроз, реализацию и контроль мер защиты) [3].
Существует тесная связь двух нормативных документов - Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации и Энергетической стратегии Российской Федерации. Предусмотренные одним из этих документов направления и механизмы государственного регулирования энергетической сферы России выступают в качестве необхо -димой предпосылки для достижения целей и решения задач, установленных другим документом.
Среди способов реализации стратегических целей развития ТЭК России приоритетная роль принадлежит цифровизации. Но одним из условий успешного внедрения цифровых технологий является обеспечение безопасности деятельности ТЭК, и прежде всего кибербезопасности.
Цифровизация ТЭК столь важна, что выступает в качестве самостоятельного предмета государственного регулирования. В рамках государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минэнерго России разработало ведомственный проект «Цифровая энергетика» и утвердило 05.03.2019 паспорт программы «Цифровая трансформация электроэнергетики России». Четко определены и долгосрочные, и краткосрочные приоритеты программы. Цифровая трансформация ТЭК станет основой повышения эффективности и безопасности деятельности предприятий отрасли и снизит уровень аварийности, будет способствовать повышению надежности и качества энергоснабжения потребителей, позволит создать единую информационную среду ТЭК [4].
Проблемы и перспективы цифровизации ТЭК активно обсуждаются научным сообществом России. Цифровая трансформация экономики и ТЭК в том числе требует значительных капиталовложений. Ограниченность финансовых ресурсов, усугубившаяся в условиях пандемии коронавируса, требует поиска новых решений в деле определения источников инвестиций для перехода на 1Т-технологии топливно-энергетического комплекса России. Для России в условиях нарастающего цифрового неравенства стран мира исключительно актуальна задача - не допустить существенного отставания в уровне цифровизации экономики от стран-лидеров в данной области [5]. Этот вопрос стоит особенно остро применительно к ТЭК, поскольку он является, во-первых, ведущим сегментом национальной экономики и, во-вторых, занимает лидирующие позиции среди всех видов экономической деятельности по масштабам своего участия на мировом рынке энергоносителей. Перспективным и все активнее используемым ТЭК России источником инвестирования программ циф-ровизации энергетической сферы является участие в мировых инвестиционных рынках на равноправных и взаимовыгодных условиях. Наиболее доступными и результативными направлениями данной политики являются экономическое пространство ЕАЭС и Азиатско-Тихоокеанский регион. Активность стран - участниц ЕАЭС в развитии энергетической сферы подтверждается, например, следующими фактами: в 2020 г. Республика Казахстан расширяет цифрови-зацию в энергетике, Армения утвердила стратегическую программу развития энергетики до 2040 г., в Беларуси утверждена программа роста энергопотребления на 20212024 гг., в ЕЭК принято решение о транзите электроэнергии в ЕАЭС [3].
Общая оценка ситуации в области цифро-визации ТЭК РФ на современном этапе неоднозначна: отмечаются как явные успехи, амбициозные планы, так и острые проблемы. Существуют проблемы цифровизации ТЭК, обусловленные как внутренними, так и внешними факторами. Среди них прежде всего следует отметить низкую заинтересованность российских компаний во внедрении цифровых технологий, сохранение значительной доли морально и физически
устаревших производственных мощностей, отсутствие необходимой нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области цифровизации, низкую конкурентоспособность российских цифровых технологий, высокую зависимость от иностранного программного обеспечения и серверных продуктов.
Цифровизация распространяется на все отрасли ТЭК, но особенно она актуальна применительно к атомным электростанциям. Сквозные цифровые технологии должны в перспективе охватывать все этапы жизненного цикла АЭС: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и сам период эксплуатации, модернизацию, вывод из эксплуатации.
Цифровые технологии внедряются в области интеллектуального анализа и межведомственной координации, прогнозирования, оперативного управления макро- и микроэнергосистемами, обеспечения кибербезопасности и др. Опережающее создание новых технологий и внедрение «сквозных цифровых технологий» в области ядерной энергетики являются условием обеспечения России лидирующих позиций в экспорте энергоблоков для АЭС, новейших видов топлива для АЭС, в экспорте услуг и обучении кадров для АЭС.
За последние годы во многих развитых странах популярной методологией долгосрочного технологического прогнозирования стал Форсайт. Страны-лидеры в области энергетики регулярно проводят Форсайт-исследования, в результате которых получают обоснованную и целостную картину отрасли как в ближайшем будущем, так и на десятилетия вперед.
Методология Форсайт для планирования означает систему методов экспертных оценок стратегических перспектив и выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику в долгосрочном периоде. С методической точки зрения наиболее актуальным методом Форсайта являются «дорожные карты» («ДК»), представляющие собой информационно-логические модели. К основным полезным свойствам «ДК», получаемым при ее построении для достижения целей планирования цифрови-зации ТЭК, можно отнести получение четко обозначенной цели, ориентирующей весь
процесс планирования на ее достижение, возможность наглядного дробления цели на подцелей, фиксирование исходного состояния (уровня) цифровизации топливно-энергетического комплекса в качестве стартовой точки на «дорожной карте», четкое представление промежуточных состояний и этапов, возможность существования параллельных путей перехода между состояниями, а также наличие взаимосвязей между ними, учет заинтересованных участников подготовки и реализации «дорожной карты», в том числе и имеющих разные интересы.
Универсальность и подстраиваемость «дорожных карт» под меняющиеся современные условия определяют включение данного метода в методологию планирования цифровизации ТЭК. Исходное положение Форсайта заключается в том, что наступление желательного варианта в будущем во многом зависит от действий сегодня. Топливно-энергетический комплекс находится на этапе не просто автоматизации отдельных процессов, а информатизации отрасли в целом при стремительно изменяющихся политических и экономических условиях.
На первом этапе планирования определяется объект планирования, который определен сферой проведения исследования, в рассматриваемом случае это топливно-энергетический комплекс Российской Федерации, включая все его иерархические уровни. На втором этапе происходит выработка и оценка целевых показателей, достигаемых в будущем. Другими словами, это то, что необходимо получить в результате проведения цифровизации ТЭК в количественном выражении. Прогнозирование развития новых технологий на третьем этапе обязательно в условиях стремительного технического прогресса и изменчивости окружающей среды, поскольку цифровизация без новых технологий невозможна [5].
В заключение отметим, что планирование цифровизации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на основе методологии Форсайт способно учесть специфические особенности организации данной отрасли, а также меняющиеся непостоянные условия как экономической, так и политической сред. Данная методология широко применяется в экономически развитых странах мира. Россия на сегодняшний день отстает
от стран-лидеров по цифровизации и информатизации промышленного и энергетического производства. Для достижения высокого уровня цифровизации ТЭК критически необходимы точное стратегическое планирование, осуществляемое как в рамках страны, так и на уровнях отдельных регионов при использований одной методологии, а также внедрение и разработка новейших отечественных технологий. Для решения данных вопросов может использоваться методология Форсайт-планирования как с основными методами, так и с добавлением специфических методов смежных отраслей, а также методов, характерных для стратегического планирования энергетических отраслей в России.
Необходимость повышенного внимания к управлению энергетической сферой продиктована ее доминированием в экспортном потенциале страны, статусом генерального поставщика энергоресурсов на внутреннем рынке, в то же время сохранением существенного отставания от стран-лидеров по уровню цифровиза-ции отрасли, по доле продукции высоких уровней переделов и др. Достижением последних лет является создание единого пакета нормативных документов, определяющих ключевые векторы развития топливно-энергетического комплекса и действия институтов власти по достижению установленных целей. К числу приоритетных направлений государственного регулирования энергетической сферы относятся обеспечение безопасности и переход на сквозные цифровые технологии.
Список литературы
1. Батталова А. А. Информационно-логическая схема создания топливно-энергетического кластера // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. № 3. С. 415-426.
2. Данченко О. В. Инвестиционная привлекательность и тенденции развития нефтегазовой промышленности России // Российское предпринимательство. 2014. Том 15. № 7. С. 90-100.
3. Дегтярева В. В., Камчатова Е. Ю. Развитие среднего и малого предпринимательства в сфере энергетики: особенности развития высокоинтеллектуальных проектов // Экономика и социум: современные модели развития. 2018. Том 8. № 3. С. 57-64.
4. Буньковский Д. В. проблемы управления предпринимательскими проектами в нефтегазовом комплексе // Управленческий учет. 2021. № 7-2. С. 491-496.
5. Платонова Т. Е. Приоритетные направления развития топливно-энергетического комплекса России на современном этапе // Вестник алтайской академии экономики и права. 2019. № 10-2. С. 105-108. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=772 (дата обращения: 29.03.2022).
References
1. Battalova A.A. Informacionno-logicheskaya skhema sozdaniya toplivno-energeticheskogo klastera. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2015. Tom 16. № 3. s. 415-426.
2. Danchenko O.V. Investicionnaya privlekatel'nost' i tendencii razvitiya neftegazovoj promyshlennosti Rossii. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2014. Tom 15. № 7. s. 90-100.
3.Degtyareva V.V., Kamchatova E.YU. Razvitie srednego i malogo predprinimatel'stva v sfere energetiki: osobennosti razvitiya vysokointellektual'nyh proektov. Еkonomika i socium: sovremennye modeli razvitiya. 2018. tom 8. № 3. s. 57-64.
4.Bun'kovskij D. V. problemy upravleniya predprinimatel'skimi proektami v neftegazovom komplekse. Upravlencheskij uchet. 2021. № 7-2. s. 491-496.
5.Platonova T.E. Prioritetnye napravleniya razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa Rossii na sovremennom etape. Vestnik altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. № 10-2. s. 105-108. URL: https://vaael.ru/ru/ article/view?id=772 (data obrashcheniya: 29.03.2022).