Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛ КАЗАХСТАНА: ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛ КАЗАХСТАНА: ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛЫ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИССЕМИНАЦИЯ ОПЫТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Соломонова Галина Сергеевна, Сырымбетова Ляйля Саркытовна

В рамках проекта РФФИ «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» (2020-2021 гг.) в Республике Казахстан проведен цикл научно-методических семинаров с целью представления результатов реализации второго этапа проекта РФФИ в 2021 г. и изучения зарубежного опыта по цифровой трансформации школы, развитию цифровых компетенций педагогов. В статье приведены результаты проведенной исследовательской работы с использованием методов социологического исследования: интервьюирования, наблюдения, изучения документов образовательных организаций и нормативных правовых актов, отражающих государственную образовательную политику Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Соломонова Галина Сергеевна, Сырымбетова Ляйля Саркытовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF SCHOOLS IN KAZAKHSTAN: STUDYING INTERNATIONAL PRACTICES

Within the framework of the RFBR project “Cognitive models and algorithms for the formation of digital competence of a teacher in the context of digitalization of general education” (2020-2021), a series of scholarly and methodological seminars were held in the Republic of Kazakhstan in order to present the results of implementing the second stage of the RFBR project in 2021 and study international practices in the digital transformation of schools, the development of digital competencies of teachers. The article presents the results of the research work carried out using the methods of sociological research: interviewing, observation, study of documents of educational organizations and regulatory legal acts reflecting the state educational policy of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛ КАЗАХСТАНА: ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

УДК 378.046.4

О. М. Чоросова1 Г. С. Соломонова1, Л. С. Сырымбетова2

Цифровая трансформация школ Казахстана: изучение зарубежного опыта

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия 2Павлодарский педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан

Аннотация. В рамках проекта РФФИ «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» (2020-2021 гг.) в Республике Казахстан проведен цикл научно-методических семинаров с целью представления результатов реализации второго этапа проекта РФФИ в 2021 г. и изучения зарубежного опыта по цифровой трансформации школы, развитию цифровых компетенций педагогов. В статье приведены результаты проведенной исследовательской работы с использованием методов социологического исследования: интервьюирования, наблюдения, изучения документов образовательных организаций и нормативных правовых актов, отражающих государственную образовательную политику Казахстана.

Ключевые слова: цифровая трансформация школы, ключевые компетенции педагога, цифровая образовательная среда, диссеминация опыта, национальная система квалификаций, аттестация педагогов, развитие профессиональных квалификаций

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект №19-29-14030 «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образова-

O. M. Chorosova1, G. S. Solomonovа1, L. S. Syrymbetova2

Digital transformation of schools in Kazakhstan: studying international practices

1M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Pavlodar Pedagogical University, Pavlodar, Kazakhstan

Abstract. Within the framework of the RFBR project "Cognitive models and algorithms for the formation of digital competence of a teacher in the context of digitalization of general education" (2020-2021), a series of scholarly and methodological seminars were held in the Republic of Kazakhstan in order to present the results of implementing the second stage of the RFBR project in 2021 and study international practices in the digital transformation of schools, the development of digital competencies of teachers. The article presents the results of the research work carried out using the methods of sociological research: interviewing, observation, study

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - д. п. н., к. психол. н., профессор кафедры социальной педагогики ПИ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: chorosovaom@mail.ru

CHOROSOVA Olga Markovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Professor of the Department of Social Pedagogy, Teacher Training Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

СОЛОМОНОВА Галина Сергеевна - руководитель Центра развития квалификаций (проектный офис), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: gs.solomonova@s-vfu.ru

SOLOMONOVA Galina Sergeevna - Head of the Center for the Development of Qualifications (project office), M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

СЫРЫМБЕТОВА Ляйля Саркытовна, к. п. н., Директор Центра педагогических исследований, Павлодарский педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан.

E-mail: miss.syrymbetova@mail.ru

SYRYMBETOVA Lyaylya Sarkytovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Center for Pedagogical Research, Pavlodar Pedagogical University, Pavlodar, Kazakhstan.

of documents of educational organizations and regulatory legal acts reflecting the state educational policy of Kazakhstan.

Keywords: digital transformation of the school, key competencies of a teacher, digital educational environment, dissemination of experience, national qualifications system, certification of teachers, development of professional qualifications.

The article is published with the support of the RFBR grant No. 19-29-14030 "Cognitive models and algorithms for the formation of digital competence of a teacher in the context of digitalization of general education."

Введение

С 18 октября по 28 октября 2021 г. команда проекта РФФИ 19-29-14030 «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифрови-зации общего образования» (2020-2021 гг.) находилась в Республике Казахстан с целью представления результатов реализации второго этапа проекта РФФИ в 2021 г. и изучения зарубежного опыта по цифровой трансформации школы, развитию цифровых компетенций педагогов [1].

В цикл научных и методических семинаров, организованных командой проекта совместно с казахстанскими научно-образовательными партнерами вошли: семинар «Цифровые решения Школы-лицея № 59»; онлайн-семинар «Цифровая трансформация в Павлодарском педагогическом университете»; семинар «Цифровая трансформация и развитие цифровой компетенции педагогов школы-гимназии № 80 имени Сакена Сейфуллина в условиях пандемии»; онлайн-семинар «Цифровая академия e-Lab»; семинар «Цифровые инструменты развития дополнительного образования детей», Инновационный центр развития для детей, библиотека Первого Президента Республики Казахстан; семинар «Инновационная педагогика», Лицей «Бшм Инновация»; семинар «Инновационный опыт школы нового поколения «BINOM SCHOOL».

Цели научно-образовательной стажировки: 1) представление результатов реализации второго этапа проекта РФФИ в 2021 г.; 2) изучение лучших практик профессионально-личностного развития педагогов Казахстана в условиях цифровизации школьного образования.

Современная государственная политика и развитие профессиональных квалификаций в сфере образования в Республике Казахстан

Система образования Республики Казахстан в настоящий период находится в состоянии интенсивного развития. Об этом свидетельствуют промежуточные результаты по изменению, повышению статуса педагога, престижа учительской профессии, прекрасное материально-техническое оснащение школ, единый подход к воспитанию детей в духе национальных идей, с одной стороны, и интеграции в мировое сообщество, международное образовательное пространство - с другой стороны. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы дана оценка текущей ситуации в системе образоваВ Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т. ч. 4-й цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков XXI века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 г. Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР - Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Неотъемлемой частью современной системы образования является развитая цифровая инфраструктура. На момент внедрения Государственной программы многие казахстанские организации образования испытывали трудности из-за низкой скорости Интернета, нехватки или несоответствия цифровой инфраструктуры, 60% дошкольных организаций, 10% школ и 18% колледжей были подключены к сети Интернет со скоростью ниже 4 Мбит/с. В 2018 г. в учебном процессе школ использовалось 305 тысяч компьютеров, 30,3% из которых подлежали замене. Поэтому был взят курс на развитие IT-инфраструктуры в организациях образования, цифровых образовательных ресурсов, сетей и платформ массовых открытых онлайн-курсов, автоматизацию госуслуг. И результаты государственной политики в сфере образования в 2021 г. преобразили школы Казахстана: на примере посещенных школ г. Нур-Султана мы имели возможность увидеть современные, полностью оборудованные школы с развитой цифровой экосистемой, продуманной архитектурой развивающих пространств внутри школы. Многое в технологическом прорыве системы образования обусловлено вкладом первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, которого с великим почтением и школьники, и педагоги называют «Наш Елбасы».

В 2018 г., в период, когда в системе образования еще существовали те проблемы, которые сегодня преодолены, на форуме, посвященном десятилетию проекту «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ), Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявлял о необходимости активного внедрения естественнонаучного и технического образования в стране, отмечая, что через 10-15 лет технологии искусственного интеллекта и робототехники станут неотъемлемой частью жизни [2]. Поэтому приоритетным направлением образования был назван комплекс дисциплин STEM (Science, technology, engineering, and mathematics), объединяющий науку, технологии, инженерию и математику, но при этом Назарбаев отметил важность развития эмоционального интеллекта, подчеркивая, что роботы не смогут научиться объединять и вести людей за собой, поэтому такие способности сохранят особую ценность на рынке труда.

Методы исследования

Применены методы социологического исследования: интервьюирование, наблюдение, изучение документов образовательных организаций и нормативных правовых актов, отражающих государственную образовательную политику Казахстана.

Сегодня в школах Казахстана, центрах дополнительного образования детей мы видим многомиллионное оснащение первоклассным компьютерным оборудованием, уроки робототехники, на которых дети увлеченно конструируют образы будущих роботов, призванных облегчить жизнь людей, с одной стороны, с другой - эти же дети исполняют песни Абая, играют на национальных музыкальных инструментах и свободно говорят на английском языке как во время уроков, так и в непосредственном общении.

Именно Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев определил образование и науку стратегическими направлениями развития республики, в числе семи приоритетов развития государства лидером страны были выделены приоритеты здоровья, образования и благополучия граждан Казахстана: «ХХ1 век становится веком конкуренции идей и инновационных технологий. Способность генерировать новые идеи - вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации... Учитель новой формации - это духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию... В перспективе профессия учителя должна стать одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Разумеется, что и сам учитель должен соответствовать требованию времени», - эти слова Н. Назарбаева легли в основу курса на новое образование [3]. В интервью учителя рассказывают о том, что сегодня престиж профессии учителя настолько высок, что в педагогические вузы, факультеты наблюдается устойчивый конкурс, в школах стало увеличиваться количество мужчин-учителей, то есть гендерная неравномерность в школах Казахстана стала преодолеваться.

В Казахстане за последние 10 лет государственное финансирование образования увеличилось в 7 раз. Полностью завершилась компьютеризация всех школ и их подключение к Интернету. С 2000-2008 гг. финансирование науки также увеличено в 7 раз. Создана мощная инфраструктура: Фонд науки, Парк информационных технологий, современные лаборатории для исследований на прорывных направлениях научно-технического развития. Результатом стажировки стал комплекс предложений для внесения на рассмотрение в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия): о механизмах поддержки выпускников, подтвердивших свою квалификацию; о введении новых профессий по новым квалификациям Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования; о необходимости интеграции модели аттестации педагогов с Национальной системой квалификаций России.

Примеры нормативных правовых актов, в которых отражена государственная политика Казахстана по отношению к отраслевой рамке квалификаций в сфере образования: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 апреля 2020 года № 169 О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 г. № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 г. № 192 Об утверждении Правил присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 мая 2020 г. № 202 О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 г. № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки».

В Статье 7 Закона «О статусе педагога» определены права педагога при осуществлении им профессиональной деятельности, среди которых право на защиту от незаконного вмешательства и воспрепятствования со стороны должностных и других лиц; особо подчеркнуто право на уважительное отношение к профессии, уважение чести и достоинства и надлежащее поведение со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей. Особое место в данной статье занимают права педагога на непрерывное профессиональное развитие и выбор форм повышения квалификации; повышение квалификации не реже одного раза в пять лет; прохождение стажировки по международной стипендии «Бола-шак» для поддержания и повышения профессиональных навыков в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Казахстан, досрочное присвоение квалификационной категории.

Выше уже говорилось о том, что оплата труда педагогов изменилась коренным образом с 2010 г. Сейчас профессия учителя - одна из высоко оплачиваемых. Разработан целый пакет финансовых механизмов материального стимулирования и поощрения учителей за эффективную работу и профессиональные достижения (Статьи 8, 9 и 13).

Государственная стратегия и политика в сфере развития образования отражена в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 гг. (постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 988) [4].

По задаче 7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой включены следующие показатели: доля оснащенных учебных кабинетов современным оборудованием в организациях среднего образования, от их общего количества (от 37% в 2021 г. показатель должен достигнуть 45,5% в 2025 г.); количество оснащенных современной материально-технической базой колледжей в рамках проекта «Жас маман» (уже в этом 2021 г. этот показатель должен составить 100%).

Результаты и обсуждение

Изучение лучших практик в контексте исследования по проекту «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования», результатов внедряемой в Казахстане государственной образовательной политики стало основанием для разработки перспективных направлений реализуемого проекта по вовлечению педагогов городских и сельских школ в проектную работу:

- по моделированию индивидуальной профессионально-образовательной траектории развития педагога с использованием разработанной в рамках проекта и апробированной цифровой платформы (АС ППР);

- формированию в АС ППР личных кабинетов педагогов - лидеров и руководителей образования в качестве разработчиков и экспертов программ или модулей программ повышения квалификации;

- участию в разработке оценочных средств по типу независимой оценки квалификации в сфере образования c учетом того, что одним из трех блоков профессионального экзамена будет испытание на владение IT-компетенциями;

- развитию профессиональных квалификаций в сфере образования в регионе.

Заключение

При сравнении с текущей ситуацией в школьном образовании Республики Саха (Якутия) выявлены следующие проблемы:

- разобщенность между системой подготовки педагогических кадров и школами-работодателями;

- отсутствие или недостаточное количество предложений от системы подготовки педагогов персонализированных программ ПК;

- низкий уровень участия лучших педагогов-практиков в разработке практических модулей программ ПК;

- низкий уровень участия руководителей, лидеров образования, лучших педагогов-практиков в экспертизе практических модулей программ ПК;

- отсутствие физической и цифровой платформы для совместной проектной деятельности;

- неготовность педагогов к объективной независимой оценке своей квалификации.

Для решения указанных проблем предлагаются следующие решения:

- разработка интеграционной платформы на основе прототипа АС ППР, созданного и апробированного в рамках проекта РФФИ (рук. О. М. Чоросова), с формированием личных кабинетов авторов-разработчиков и экспертов программ повышения квалификации в АС ППР;

- конвертация квалификационных дефицитов в образовательные результаты модульных программ ПК - «конструктор компетенций»;

- подготовка к процедуре НОК, снятие психологических барьеров, установка и мотивация на подтверждение квалификации как механизма повышения статуса и социальной защиты педагога.

Литература

1. Ключевые компетенции педагога в условиях цифровой трансформации образования: автоматизированная система поддержки принятия решений. - URL: https://leondav06.wixsite.com/test1.

2. Назарбаев рассказал о приоритетах образования в Казахстане. - URL: https://regnum.ru/news/ society/2529763.html. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM - URL: https://regnum.ru/news/society/2529763.html.

3. Кусаинов, А. В Казахстане за последние 10 лет государственное финансирование образования увеличилось в семь раз / А. В. Кусаинов. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30773024&pos=39;-52#pos=39;-52.

4. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 г № 726. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726#z5.

5. Формирование сквозных цифровых компетенций педагогов в общем и инклюзивном образовании / O. M. Chorosova, R. E. Gerasimova, G. Yu. Protodyakonova, N. I. Gorokhova // VII International Forum on Teacher Education. - 2021/

6. Personal style of cognition (cognitive traction) and the level of involvement of the student (engagement) in the assessment and development of digital competencies of the teacher. 05026 / O. M. Chorosova, G. S. Solomonova, N. Yu. Tulasynova [et al.] / IV International scientific and practical conference «Sustainable development and green growth on the innovation management platform» в серии конференций «E3S Web of Conferences» (EDP Sciences, France). - URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/67/ e3sconf_sdgg2021_05026/e3sconf_sdgg2021_05026.html; https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2021/67/e3sconf_sdgg2021_05026/e3sconf_sdgg2021_05026.html. Published online: 19 July 2021. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129105026.

7. Аетдинова, Р. Р. Источники рисков педагогической деятельности в условиях цифровизации / Р. Р. Аетдинова, О. М. Чоросова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-riskov-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii.

8. Автоматизированная система «Ключевые компетенции педагога в условиях цифровой трансформации образования» / О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Г. С. Соломонова [и др.] // Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2021610900 от 19.01.2021 г. ID 44762202. - URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44762202.

References

1. Kljuchevye kompetencii pedagoga v uslovijah cifrovoj transformacii obrazovanija: avtomatizirovannaja sistema podderzhki prinjatija reshenij. - URL: https://leondav06.wixsite.com/test1.

2. Nazarbaev rasskazal o prioritetah obrazovanija v Kazahstane. - URL: https://regnum.ru/news/ society/2529763.html. Ljuboe ispol'zovanie materialov dopuskaetsja tol'ko pri nalichii giperssylki na IA REGNUM. - URL: https://regnum.ru/news/society/2529763.html.

3. Kusainov, A. V Kazahstane za poslednie 10 let gosudarstvennoe finansirovanie obrazovanija uvelichilos' v sem' raz / A. V. Kusainov. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30773024&pos=39;-52#pos=39;-52.

4. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan na 2020-2025 gody. Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 12 oktjabrja 2021 g. № 726. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726#z5.

5. Formirovanie skvoznyh cifrovyh kompetencij pedagogov v obshhem i inkljuzivnom obrazovanii / O. M. Chorosova, R. E. Gerasimova, G. Yu. Protodyakonova, N. I. Gorokhova // VII International Forum on Teacher Education. - 2021/

6. Personal style of cognition (cognitive traction) and the level of involvement of the student (engagement) in the assessment and development of digital competencies of the teacher. 05026 / O. M. Chorosova, G. S. Solomonova, N. Yu. Tulasynova [et al.] / IV International scientific and practical conference "Sustainable development and green growth on the innovation management platform" v serii konferencij «E3S Web of Conferences» (EDP Sciences, France). - URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/67/ e3sconf_sdgg2021_05026/e3sconf_sdgg2021_05026.html; https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2021/67/e3sconf_sdgg2021_05026/e3sconf_sdgg2021_05026.html. Published online: 19 July 2021. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129105026.

7. Aetdinova, R. R. Istochniki riskov pedagogicheskoj dejatel'nosti v uslovijah cifrovizacii / R. R. Aetdinova, O. M. Chorosova. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-riskov-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii.

8. Avtomatizirovannaja sistema «Kljuchevye kompetencii pedagoga v uslovijah cifrovoj transformacii obrazovanija» / O. M. Chorosova, R. E. Gerasimova, G. S. Solomonova [i dr.] // Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programm dlja JeVM №2021610900 ot 19.01.2021 g. ID 44762202. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44762202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.