Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДНР. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДНР. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / сфера социальной защиты / ДНР / теоретический аппарат / сущность понятий / digitalization / digital transformation / social protection sphere / DPR / theoretical apparatus / essence of concepts

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н П. Докторова, Ю О. Ромодан

В статье проведен анализ различных подходов к определению сущности понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» в работах современных авторов. Для анализа современных исследований в области теоретического осмысления понятия и факторов «цифровизации» были рассмотрены работы таких авторов: Набиева Н.Ю. [2], Докторова Н.П. [3], Бабинцев В.П. и Серкина Я.И. [4], Зотова В.В. [5] и Рузин Е.И. [6]. Для формирования теоретического аппарата современного понимания сущности понятия «цифровая трансформация» в разных слоях экономической деятельности были рассмотрены научно-исследовательские работы таких авторов: Бубнова Е.Л. [7], Пастушеня А.Н. [8], Жариков И.А. [11], Янкина Д.Д. [9], Архипова Е.Б. [10]. Предложено авторское видение на сущность данных понятий за счет чего расширен теоретико-категориальный аппарат рассматриваемой сферы социальной защиты населения ДНР РФ. Особое внимание уделено теоретическому рассмотрению факторов определяющих цифровую трансформацию в данной сфере государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION OF THE DPR. THEORETICAL ASPECT

The article analyzes various approaches to defining the essence of the concepts of "digitalization" and "digital transformation" in the works of modern authors. To analyze modern research in the field of theoretical understanding of the concept and factors of "digitalization", the works of the following authors were considered: Nabieva N.Yu. [2], Doctorova N.P. [3], Babintsev V.P. and Serkina Y.I. [4], Zotova V.V. [5] and Ruzin E.I. [6]. To form a theoretical apparatus for a modern understanding of the essence of the concept of "digital transformation" in different layers of economic activity, the research works of the following authors were considered: Bubnova E.L. [7], Pastushenya A.N. [8], Zharikov I.A. [11], Yankina D.D. [9], Arkhipova E.B. [10]. The author's vision of the essence of these concepts is proposed, due to which the theoretical-categorical apparatus of the considered sphere of social protection of the population of the DPR of the Russian Federation is expanded. Particular attention is paid to the theoretical consideration of the factors determining digital transformation in this area of public administration.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДНР. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

EDN: OTTHTW

Н.П. Докторова - к.э.н., доцент, декан факультета «Менеджмент», Донецкая академия управления и государственной службы, Донецк, ДНР, Россия, [email protected],

N.P. Doctorova - candidate of state management, associate professor, dean of the faculty management, Donetsk academy of management and public service, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia;

Ю.О. Ромодан - к.э.н., ст. преподаватель кафедры менеджмента непроизводственной сферы, Донецкая академия управления и государственной службы, Донецк, ДНР, Россия, [email protected],

Yu.O. Romodan - candidate of economics, senior lecturer at the department of non-product in sphere management, Donetsk academy of management and public service, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДНР. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION OF THE DPR.

THEORETICAL ASPECT

Аннотация. В статье проведен анализ различных подходов к определению сущности понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» в работах современных авторов. Для анализа современных исследований в области теоретического осмысления понятия и факторов «цифровизации» были рассмотрены работы таких авторов: Набиева Н.Ю. [2], Докторова Н.П. [3], Бабинцев В.П. и Серкина Я.И. [4], Зотова В.В. [5] b Рузи^ Е.И. [6]. Для формирования теоретического аппарата современного понимания сущности понятия «цифровая трансформация» в разных слоях экономической деятельности были рассмотрены научно-исследовательские работы таких авторов: Бубнова Е.Л. [7], Пастушеня А.Н. [8], Жариков И.А. [11], Янкина Д.Д. [9], Архипова Е.Б. [10]. Предложено авторское видение на сущность данных понятий за счет чего расширен теоретико-категориальный аппарат рассматриваемой сферы социальной защиты населения ДНР РФ. Особое внимание уделено теоретическому рассмотрению факторов определяющих цифровую трансформацию в данной сфере государственного управления.

Abstract. The article analyzes various approaches to defining the essence of the concepts of "digitalization" and "digital transformation" in the works of modern authors. To analyze modern research in the field of theoretical understanding of the concept and factors of "digitalization", the works of the following authors were considered: Nabieva N.Yu. [2], Doctorova N.P. [3], Babintsev V.P. and Serkina Y.I. [4], Zotova V.V. [5] b Ruzin E.I. [6]. To form a theoretical apparatus for a modern understanding of the essence of the concept of "digital transformation" in different layers of economic activity, the research works of the following authors were considered: Bubnova E.L. [7], Pastushenya A.N. [8], Zharikov I.A. [11], Yankina D.D. [9], Arkhipova E.B. [10]. The author's vision of the essence of these concepts is proposed, due to which the theoretical-categorical apparatus of the considered sphere of social protection of the population of the DPR of the Russian Federation is expanded. Particular attention is paid to the theoretical consideration of the factors determining digital transformation in this area of public administration.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, сфера социальной защиты, ДНР, теоретический аппарат, сущность понятий.

Keywords: digitalization, digital transformation, social protection sphere, DPR, theoretical apparatus, essence of concepts.

Введение

Самым главным ресурсом любого государства являются люди его населяющие. Забота о благополучии и защита своего населения должна быть первостепенной задачей любого государства. Поэтому использование современных технологий для перехода сферы социальной защиты на новый качественный уровень является важной и актуальной задачей, для решения которой необходимо создание нового теоретического аппарата с постановкой целей и задач.

Целью данной статьи является необходимость в расширении понятийно-категориального аппарата за счет уточнения понятий «цифровизация сферы социальной защиты» и «цифровая трансформация сферы социальной защиты» с теоретическим осмыслением факторов их формирующих применительно к ДНР РФ.

Изложение основного материала исследования. За последние годы цифровизация окружающего нас пространства стала настолько обыденным явлением, что никого уже не удивляет. Все сферы нашей жизни так или иначе были затронуты цифровой трансформацией, начавшейся с вступления в силу в 2017 году национальной программы «Цифровая экономика» [1]. Главной целью этой программы был переход всех данных взаимодействия государства и граждан в цифровую форму.

Запущенный процесс цифровизации потребовал от всех ее участников значительных организационных изменений. Это также затронуло и сферу социальной защиты населения, которая стала ключевой политической стратегией борьбы с бедностью и уязвимостью во многих развивающихся странах [3], потребовав от нее значительных цифровых трансформаций.

Анализируя сущность понятий «цифровизация», «цифровая трансформация» и их различия в контексте исследуемой сферы социальной защиты автор Набиева Н. Ю. в своем исследовании понятие «цифровизация» рассматривает как процесс перехода использования информации, ее хранения и обработки на новый, цифровой уровень. Также она ставит основной целью цифровизации той или иной сферы деятельности в первую очередь сокращение издержек на обработку информации, а также значительное упрощение взаимодействия людей и государственных функций или бизнес-процессов между собой [2].

Авторы Бабинцев В. П. и Серкина Я. И. в своей работе выделяют три основных подхода к осмыслению сущности понятия «цифровизация» или как ее называют авторы на зарубежный манер «дигитализация» [4].

Первый подход технико-технологический. В узком смысле этот подход подразумевает «оцифровывание» большого числа аналоговой информации для дальнейшей цифровой обработки. Однако, как автор отмечает, этот подход необоснованно не учитывает весь спектр возможностей, которые дарит нам современная цифровая эпоха, со всеми мобильными и телекоммуникационными новшествами.

Второй подход к осмыслению сущности понятия «цифровизация» можно охарактеризовать как глобальный. Он предполагает рассматривать процесс «цифровизации» как глобальный переход всего общества на новую ступень своего развития - цифровую. В широком смысле так оно и происходит, но нас в первую очередь интересует более узкое направление, а именно сфера социальной защиты.

В третьем же подходе, авторы объединяют понятие «цифровизация» и социально-культурную жизнь граждан с ней соприкасающихся. Если рассматривать сферу социальной защиты, то данный аспект открывает огромные перспективы обратной связи между населением и органами социальной защиты. Практически все органы государственной власти помимо официальных сайтов начинают иметь собственные представительства в популярных на территории РФ социальных сетях и мессенджерах, таких как VK и Telegram. Во-первых, граждане становятся невольными участниками всей «публичной жизни» работников социальных служб публикуемой в этих социальных сетях, что делает их более соучастливыми в случае возникновения конфликтных ситуаций, во-вторых население получает всю актуальную информацию в режиме «реального времени» и в-третьих у граждан есть возможность оставлять жалобы и предложения о работе служб, не выходя из дома.

Данному аспекту «цифровизации» в контексте общественных изменений еще предстоит быть осознанным по мере накопления опыта всеми участниками процесса «цифровой трансформации».

Однако, данный социокультурный аспект не имеет как-такового отражения при рассмотрении сущности понятий «цифровизация» современными авторами.

Гораздо более точно, применительно к сфере рассматриваемой в данной работе, подходит трактовка понятия «цифровизация» у Зотова В. В. Автор предлагает рассматривать сущность данного понятия не только с технико-технологической точки зрения, как инструмент работы, но и как носитель будущей архитектуры взаимодействия участников процесса [5].

По мнению Рузиной Е. И. сущность понятия «цифровизация» заключается не только в повышении уровня и качества предоставляемых услуг объектами «цифровой трансформации», но и общему внедрению технологий в разные сферы жизни [6]. Это переход на более качественный уровень экономического развития, которые тянет за собой не только технологическую точность выполнения всех операций, но и существенную оптимизацию операционных процессов. Сложно с этим не согласится, т.к. «цифровая трансформация» любой отдельной сферы государственного управления является лишь кирпичиком на пути к построению целостной системы «цифровой экономики».

В своей работе автор также рассматривает «цифровизацию», как промежуточный этап на пути к замене человека искусственным интеллектом. Поэтому делается неоднократный акцент на разделении понятия «циф-ровизация» и «оцифровка» данных, т.к. «оцифровка» - это всего лишь применение не сложных программных комплексов для перевода аналоговой информации на цифровой носитель.

Подводя итог, под осмыслением сущности понятия «цифровизация» в современном трактовании авторов научных публикаций, а также принимая во внимание акцент на исследуемую сферу социальной защиты населения ДНР, можно сформулировать понятие «цифровизация сферы социальной защиты» как процесс перехода работы органов социальной защиты населения ДНР на новый технологический уровень обработки, хранения и систематизации данных, сопряженный с внедрением современных информационных технологий и новыми перспективами социального взаимодействия с населением.

Вторым важным понятием современной цифровой среды приходящей в органы государственного управления является «цифровая трансформация». О «цифровой трансформации» в трактовках современных авторов в отличие от понятия «цифровизация» согласованности еще меньше. Начиная с того, что нет общепризнанного понимания как эти понятия согласуются между собой.

К примеру, Бубнова Е. Л. в своей работе рассматривает «цифровую трансформацию» как последний этап, следующий за этапом «цифровизации» на пути перехода к «цифровой экономике» [7]. Этап «цифровиза-ции» автор рассматривает как этап внедрения новых информационных технологий для оптимизации процессов и инструментов государственного управления.

Этап «цифровой трансформации» представляется автору как этап перехода на такой уровень предоставления государственных услуг, где роль чиновника будет заменена функцией компьютера, т.е. обслуживание населения будет происходить без участия человека. При этом, под «цифровой трансформацией» следует понимать, в первую очередь, качественное изменение в эффективности работы всех государственных органов не только во взаимодействии с населением, но и на всех остальных уровнях своей деятельности. На основании этого автор делает заключение, что понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» различны между собой. И процесс «цифровизации» лишь предваряет следующий шаг, которым является «цифровая трансформация».

В широком смысле процесс «цифровизации» заключается в подготовке современной экономики путем внедрения новых информационных технологий, после накопления которых, возможен следующий переход на более качественный уровень работы через «цифровую трансформацию».

Пастушеня А. Н. в своей научной публикации приводит очередные доводы в пользу того, что понятие «цифровая трансформация» не имеет на сегодняшний день должного осмысления во всех спектрах своего применения, а используется лишь применительно к определенной сфере деятельности, будь то производство, экономика или социально-культурные области деятельности [8]. Базовой точкой своего исследования автор приводит трактовку понятия «цифровая трансформация» из официального стандарта Республики Беларусь посвященного данной тематике, где рассматриваемый термин представляется как проявление качественных, революционных изменений в структуре экономики.

Автор также разделяет понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» делая акцент на том, что одно предваряет другое и, что понятие «цифровой трансформации» не может использоваться в широком смысле, а быть примененным только к определенной сфере деятельности.

Жариков И. А. в своем обширном исследовании подходов к определению понятия «цифровая трансформация» наоборот приходит к определению данного термина в максимально широком и объединяющем смысле, рассматривая его как преобразование в способе ведения хозяйства за счет внедрения новых технологий [11]. Данный взгляд на рассматриваемое определение не ограничивается конкретными отраслями или сферами деятельности, а охватывает все аспекты хозяйственной деятельности.

Актуальный взгляд на данную проблематику использовал автор Янкина Д. Д. в своей научной работе. Автор рассматривает понятие «цифровой трансформации» как процесс инкорпорирования цифровых технологий во все сектора экономики [9]. Это в свою очередь повышает качество работы и обслуживания за счет полной автоматизации. Происходит трансформация всех организационных процессов. Не смотря на кажущуюся широкость данного взгляда, подобная трактовка вполне применима и для рассмотрения «цифровой трансформации» как более узкого процесса в одной из сфер государственного управления.

Архипова Е.Б. в своем рассмотрении сущности понятия «цифровая трансформация» обращается к опыту большого числа зарубежных авторов, занимающихся данной проблематикой [10]. В данном исследовании предлагают провести разграничение термина «цифровая трансформация», как глобальную перестройку всей системы на цифровое мышление и «цифровую организацию», которая подразумевает всего лишь оцифровывание текущей деятельности социальных организаций. По сути своей вводимый зарубежными авторами в оборот термин «цифровая организация» является ничем иным, как рассмотренным нами определением понятия «циф-ровизация».

В таблице 1 представлен сравнительный анализ содержания существующих трактовок понятия «цифровая трансформация», которые можно встретить в работах различных современных авторов.

Таблица 1 - Определения понятия «цифровая трансформация» [составлено по материалам [7, 8, 9, 10, 11]]

Автор Содержание Сфера применения

Бубнова Е. Л. [7] Является процессом качественного изменения в эффективности работы всех государственных органов не только во взаимодействии с населением, но и на всех остальных уровнях своей деятельности Имеет широкую сферу применения. Рассматривается как этап формирования «цифровой экономики» в целом

Пастушеня А. Н. [8] Является процессом, приводящим к качественным, даже революционным, трансформациям в рассматриваемой сфере Рассматривает «цифровую трансформацию» как процесс примирительный только к определенной сфере деятельности, не зависимо от того частное предприятие это или государственный орган

Жариков И. А. [11] Процесс внедрения новых технологий, приводящий к изменению в способе ведения хозяйства Рассматривает «цифровую трансформацию» как процесс охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности

Янкина Д. Д. [9] Процесс инкорпорирования цифровых технологий во все сектора экономики Автор рассматривает сферу применения и как в широком смысле на пути перехода к «цифровой экономике», так и применительно к конкретной сфере

Архипова Е. Б. [10] Процесс глобальной перестройки всей системы на цифровое мышление Рассматривается в максимально широком смысле

Нас же в первую очередь интересует данный термин применительно к определенной сфере государственного управления, а именно к сфере социальной защиты населения.

Для более узкого осмысления понятия «цифровая трансформация» применительно к сфере социальной защиты населения в ДНР, необходимо отдельно затронуть те факторы, которые отличают эту сферу государственного управления от остальных.

Самым главным фактором является работа с огромным количеством персональных данных. Сфера социальной защиты охватывает практически все слои населения Республики, это и граждане пенсионного возраста, получающие пенсию, это и социальные пособия на детей, на инвалидов, на неработающих граждан. Отдельного упоминания стоит медицинское страхование, являющееся обязательным для всех. По сути своей к обработке представлены данные по всем гражданам, проживающим на территории ДНР.

Внедрение цифровых технологий при работе с личными данными требует повышенного уровня ответственности. Более того, должна быть учтена специфика каждого направления социальной защиты, внедряемые информационные технологии должны быть гибкими и учитывать эту специфику.

Отдельного упоминания стоит конфиденциальность этих данных и личная безопасность граждан. Внедряемые цифровые системы должны иметь высокую степень защиты от взлома и несанкционированного проникновения третьих лиц. Это все влечет за собой большие трансформации в административно-организационном ведение деятельности социальных органов.

Также осмысления требует фактор специфичности пользователей услуг органов социальной защиты. Большинство людей пользующихся услугами фондов социальной помощи просто не в состоянии осваивать новые цифровые технологии. К таким людям относятся инвалиды по слуху и зрению, которые физически не в состоянии управлять современными устройствами ввода цифровой информации. Многие пенсионеры не имеют финансовой возможности приобретать современные мобильные устройства, осуществляющие доступ к внедряемому социальными фондами программному обеспечению, а самое главное, сил и желания в этих технологиях разбираться. Более того, огромное число граждан находятся в условиях плохой мобильной связи и отсутствия интернета, а в условиях непрерывных боевых действий на границах Республики еще и отсутствия электроэнергии.

Особого упоминания стоит количество пенсионеров, проживающих на территории Республики.

По состоянию на 1 марта численность населения ДНР составляло 2,2 млн. человек [12]. При этом, количество пенсионеров на 1 декабря 2022 года состоящих на учете в территориальных органах пенсионного фонда составляло 743,4 тыс. человек [13].

Доля пенсионеров среди общего числа населения ДНР по состоянию на конец 2022 года представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Доля пенсионеров среди общего числа населения ДНР по состоянию на конец 2022 года.

Такое число людей, состоящих на учете в органах пенсионного обеспечения требуют огромных административных ресурсов не только для цифровизации всех этих данных, но и для встраивания Республики в общую сферу социальной защиты РФ.

Этот фактор также тесно связан с фактором кибербезопасности, т.к. люди, не имеющие навыков и возможности оформлять социальные выплаты самостоятельно, просят своих родственников и знакомых создавать им «личные кабинеты» в государственных программных комплексах, тем самым, ставя под угрозу безопасность своей конфиденциальной информации.

Еще одним фактором являющимся специфическим для территории ДНР, является технологическое отставание на предыдущем этапе цифровизации, на пути к цифровой трансформации сферы социальной защиты.

Последние 10 лет для Республики были «застойными» в борьбе за свое существование, и в таких условиях, осваивание новых технологий было далеко не первой задачей, если таковая вообще стояла на повестке дня. Сфера медицинского страхования отсутствовала полностью, а органы пенсионного фонда и социального обеспечения о слове «цифровизация» могли только слышать. Все это требует огромных капиталовложений и полной перестройки всей системы на пути к цифровой трансформации региона.

Еще одним немаловажным фактором является технологическая готовность самих подразделений органов социальной защиты населения к трансформации. Работающий персонал должен быть готов и мотивирован к осваиванию новых технологий и обучению большому числу новых навыков в работе с программным обеспечением на стационарных компьютерах и на мобильных устройствах. Также, немаловажно призывать людей к терпимости, т.к. на пути любых трансформаций, многие не с первого раза смогут встроится в новую цифровую реальность и освоить все новые технологии.

Также, отдельного осмысления стоит упоминание о том, что территории ДНР находится в кризисном положении. На границах Республики регулярно ведутся боевые действия, а города подвергаются террористическим обстрелам. В этой связи сфера социальной защиты может сталкивается с ситуациями, требующими оперативного вмешательства и принятия срочных мер. Внедряемые цифровые технологии должны быть гибкими и способными оперативно предоставлять необходимую помощь.

Важно учесть, что в состав Республики планомерно возвращаются ранее оккупированные населенные пункты. Население, проживающее там зачастую не имеет документов, а оказание социальной помощи требуется уже сейчас. В этой связи, должны быть разработаны оперативные мероприятия на подобные случаи.

Таким образом, можно подвести итог под осмыслением трактования понятия «цифровая трансформация» в работах современных авторов, занимающихся изучением проблематики цифровизации современного общества. Принимая во внимание специфики исследуемой сферы социальной защиты населения и факторы регионального значения можно сформулировать понятие «цифровая трансформация сферы социальной защиты населения ДНР» как комплексный процесс интеграции современных информационных технологий и сферы социальной защиты населения с целью перехода предоставляемых услуг на новый качественный уровень, позволяющий сделать услуги доступными, безопасными и своевременными для всех.

Данная трансформация будет долгой и сложной, но это неизбежный эволюционный процесс нашего общества, выходящий из технологического прогресса происходящего вокруг нас. Технологии с каждым годом меняют наш мир к лучшему, автоматизируя многие процессы и увеличивая эффективность административных систем. Мы должны неустанно следовать этому процессу во всех сферах государственного управления, особенно, в сферах, связанных с помощь и защитой самых чувствительных частей населения. Работа должна вестись не только с потребителями государственных услуг, но и с чиновниками на всех уровнях, которые должны быть мотивированы на внесение изменений в свою рабочую сферу и жизнь.

Заключение. Цифровая трансформация является важным и неизбежным процессом на пути к переходу нашего общества на новую более технологическую ступень развития. В данной работе была произведена попытка переосмысления современного теоретического аппарата с адаптацией и усовершенствованием подходов к пониманию сущности понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация сферы социальной защиты населения в ДНР».

Для Республики, отставшей от РФ в своем технологическом развитие, остро стоит вопрос модернизации всего административного ресурса до общефедерального цифрового уровня. Поэтому на пути к цифровой

□ Другое население

■ Население состоящее на учете в ПФР

трансформации необходимо начать с «цифровизации сферы социальной защиты», которая должна обеспечить переход работы органов социальной защиты населения на новый технологический уровень обработки, хранения и систематизации данных, сопряженный с внедрением современных информационных технологий.

Только после полной цифровизации можно будет переходить к цифровой трансформации сферы социальной защиты.

Как следует из определения, главной целью цифровой трансформации сферы социальной защиты ДНР, стоит переход к оказанию предоставляемых услуг на новый качественный уровень, позволяющий сделать услуги доступными, безопасными и своевременными для всех.

На пути к достижению данной цели необходимо решение большого числа задач.

Главной задачей является обеспечение на всем пути трансформации и внедрения цифровых технологий безопасности и конфиденциальности личных данных граждан.

Второй не менее важной задачей является подготовка населения с работой в новой цифровой среде. А также, обеспечения возможностей для всех слоев населения доступа к данным технологическим новшествам.

Внедрение цифровизации позволит обеспечить автоматизацию рутинных процессов и освободить часть времени у работников сферы соцзащиты заняться собственным обучение и повышением своей цифровой грамотности.

Должна быть обеспечена система бесперебойного взаимодействия граждан с органами социальной защиты через современные цифровые каналы связи, что сделает предоставление услуг более персонализированным и удобным для граждан, независимо от внешних факторов.

Решение данных задач требует внимательного планирования и задействования значительного административного ресурса, особенно, на первых этапах трансформации.

Механизмы внедрения новых цифровых технологий в сферу социальной защиты граждан ДНР являются направлениями для дальнейших исследований.

Однако, в целом, внедрение новых технологий и перспективная цифровая трансформация сферы социальной защиты обещает повышение эффективности работы государственных органов, более качественное предоставление услуг гражданам и улучшение общего уровня социальной защиты населения.

Источники:

1. Цифровая экономика РФ - Текст: электронный // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ -URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2^^2fwww.google.com%2f (дата обращения: 06.01.2024).

2. Набиева, Н. Ю. Цифровизация: понятие и особенности / Н. Ю. Набиева // Форум молодых ученых. - 2022. - № 3(67). - С. 115-118.

3. Докторова, Н. П. Особенности формирования системы социального обеспечения населения / Н. П. Докторова // Сборник научных работ серии "Государственное управление". - 2021. - № 24. - С. 123-128.

4. Бабинцев, В. П. «Цифровизация» и «дигитализация» социальной реальности в предметном поле социологии: проблема адекватности понятий / В. П. Бабинцев, Я. И. Серкина // Знание. Понимание. Умение. - 2022. - № 4. - С. 80-91.

5. Зотов, В. В. Предмет рефлексии и методология познания цифрового общества // Сборник научных статей 10й Международной конференции «Институты и механизмы ин новационного развития» 10 декабря 2020 г. Т. 1. Курск : Университетская книга. С. 222-225.

6. Рузина, Е. И. Цифровизация: об определении понятия, о выгодах и рисках цифровой трансформации / Е. И. Рузина // Горизонты экономики. - 2022. - № 5(71). - С. 96-99.

7. Бубнова, Е. Л. Соотношение и разграничение понятий «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровая трансформация» / Е. Л. Бубнова // Молодой ученый. - 2023. - № 18(465). - С. 80-82.

8. Пастушеня, А. Н. Понятия и исходные положения в объяснении цифровой трансформации личности и общества / А. Н. Пастушеня // Труд. Профсоюзы. Общество. - 2022. - № 2(76). - С. 13-19.

9. Янкина, Д. Д. Понятие цифровой трансформации: к вопросу о концептуальных основах / Д. Д. Янкина // Общество: политика, экономика, право. -2023. - № 11(124). - С. 87-92.

10. Архипова, Е. Б. Цифровая трансформация сферы социальных услуг / Е. Б. Архипова // Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды : Сборник материалов, Москва, 21 февраля 2022 года. - Москва: ООО "МАКС Пресс", 2022. - С. 420-422.

11. Жариков, И. А. Подходы к определению понятия цифровой трансформации / И. А. Жариков // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. - 2023. - № 1(35). - С. 35-40. -EDN RCGZMS.

12. Численность населения ДНР - Текст: электронный // Официальный сайт Государственной службы статистики Донецкой Народной Республики -URL: http://gosstat-dnr.ru/pdf/naselenie/chisl_naselenie_0322_ud.pdf (дата обращения: 06.01.2024).

13. Новостная статья - Текст: электронный // Официальный сайт новостного издания Мозаика, г.Горловка - URL: https://mozaika.biz/news/region/464601-za-god-kolichestvo-pensionerov-sostoyaschih-na-uchete-v-dnr-vyroslo-na-105-tysyach-chelovek.html (дата обращения: 06.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.