Применение предложенного методического подхода к формированию процесса консультирования в сфере экономической безопасности организаций с учетом основных бизнес-процессов будет способствовать дальнейшему развитию управленческого консалтинга как инструмента повышения эффективности менеджмента организаций.
Источники:
1. Дедяева Л.М. Консалтинг в сфере информационной безопасности организаций/ Л.М. Дедяева // Вестник: научный журнал «Луганский государственный университет им. Владимира Даля». 2022. № 10 (64). С. 179-181.
2. Дедяева Л.М. Управленческое консультирование - необходимая услуга в современном бизнесе/ Л.М. Дедяева // Сборник научных работ серии «Государственное управление». Вып. 25: Экономика и управление народным хозяйством / ГОУ ВПО «ДОНАУИГС». - Донецк: ГОУ ВПО «ДО-НАУИГС». 2022. С. 132-139.
3. Коломыцева О.Ю., Плотников В.А. Специфика обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-1 (119). С. 75-83.
4. Манахова И.В. и др. Развитие механизма обеспечения экономической безопасности предприятий при внедрении цифровых технологий // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6(108). С. 183-190.
5. Тарасова Н.В., Попова В.М. Экономическая безопасность предприятий малого и среднего бизнеса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2-2. С. 58-64.
6. Золотарёв Е.В. О вызовах и угрозах экономической безопасности, связанных с деятельностью иностранных консалтинговых, аудиторских и иных экспертных организаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 9. С. 1711-1725.
7. Марченко О.С., Ярмак О.В. Консалтинг экономической безопасности предприятий: концептуальные и прикладные основы системного подхода // Экономическая теория и право. 2021. С. 52-61.
EDN: TUNTNG
Н.П. Докторова - к.госупр, доцент, декан факультета «Менеджмент», Донецкая академия управления и государственной службы, Донецк, ДНР, Россия, [email protected],
N.P. Doctorova - Candidate of State Management, Associate Professor, dean of the Faculty Management, Donetsk academy of management and public service, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia.
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РФ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ FEATURES OF MANAGEMENT DECISION-MAKING IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY. THEORETICAL ASPECT
Аннотация. В представленной статье был проведен анализ различных подходов к определению сущности понятия «управленческое решение», рассматриваемых в работах современных авторов. Для этого были рассмотрены и проанализированы труды таких авторов, как А.В. Казакова [1], Ф.Н. Салихов [2], П.В.Магданов [3]. Предложено собственное видение сущности управленческого решения, учитывая особенности принятия таких решений в условиях цифровой трансформации экономики Российской Федерации. Одним из ключевых аспектов анализа является рассмотрение теоретических факторов, которые оказывают влияние на процесс принятия управленческих решений. В контексте цифровой трансформации экономики акцент сделан на том, какие изменения и вызовы вносит цифровизация в процесс управления и принятия решений. Цифровая трансформация экономики требует не только изменения подходов к управлению, но и пересмотра методов и инструментов анализа данных, которые лежат в основе принятия управленческих решений.
Abstract. In the presented article, an analysis was carried out of various approaches to defining the essence of the concept of "management decision", identified in the works of modern authors. For this purpose, the works of such authors as A.V. were reviewed and analyzed. Kazakova [1], F.N. Salikhov [2], P.V. Magdanov [3]. We offer our own vision of the essence of management decisions, taking into account the peculiarities of making such decisions in the conditions of digital transformation of the economy of the Russian Federation. One of the key aspects of the analysis is the consideration of theoretical factors that influence the management decision-making process. In the context of the digital transformation of the economy, the emphasis is on what changes and challenges digitalization brings to the management and decision-making process. The digital transformation of the economy requires not only a change in management approaches, but also a revision of the methods and tools for data analysis that underlie management decision-making.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, управленческие решения, теоретический аппарат.
Keywords: digitalization, digital transformation, management decisions, theoretical apparatus.
Введение
Процессы цифровой трансформации экономики, происходящие сейчас, затрагивают не только технологическую сферу, но и область мышления всех участников данного процесса, поскольку вынужденно совершенствуется и стратегический образ мышления при принятии управленческих решений. По-другому процесс цифровой трансформации можно сформулировать как принятие управленческих решений на основе цифровых данных и компьютерного анализа, что в свою очередь приводит к повышению качества принимаемых решений и снижению рисковых факторов.
Скорость внедрения новых цифровых технологий в современную экономическую среду открывает огромное окно возможностей для развития, но также является и угрозой для тех систем, которые по тем или иным причинам не успевают встраиваться в современные модели работы. Это диктует необходимость разработки современных механизмов принятия управленческих решений в существующей парадигме цифровой экономики.
Адаптация механизмов принятия управленческих решений под новые условия цифровой трансформации не только экономики, но и всего общества позволит организациям обрести современный инструмент управления, который является решающим звеном реализации всех функций менеджмента в организации.
Изложение основного материала исследования. Каждый день любой человек сталкивается с необходимость принятия решений. Это могут быть незначительные решения, которые не влияют на судьбу конкретного человека, а могут быть и глобальные решение, определяющие его дальнейшее существование. Данный вид деятельности является основополагающим в жизни любого человека. По такому же принципу можно рассматривать и деятельность любой организации, дальнейшее существование и развитие которой зависит от принятия управленческого решения.
Исследованию современных тенденций развития механизмов принятия управленческих решений посвящено значительное число работ современных отечественных и зарубежных авторов.
А.В. Казакова рассматривает понятие «управленческое решение» как комплекс решений направленных на достижение целей конкретной организации [1]. Исходя из данного определения автор приходит к выводу о ступенчатой структуре механизма принятия решений. Данная структура включает в себя на первом этапе постановку проблемы. На данном этапе происходит первичный анализ данных, собранных для принятия решений по конкретной проблеме.
Делая небольшое отступление, можно сразу отметить, что данный шаг в организациях, прошедших путь цифровой трансформации уже практически полностью автоматизирован и является прерогативой современных информационных технологий.
Вторым шагом на пути к принятию управленческого решения по А.В. Казаковой является разработка схемы самого решения. Данный шаг подразумевает рассмотрение возможных путей и направлений для принятия решения, а также сопоставление их с имеющимися у организации возможностями.
Третьим шагом является непосредственная реализация решения, после реализации которого наступает достижение результата.
Ф.Н. Салихов в своей работе рассматривает понятие «управленческого решения» в широком и узком смыслах [2]. В широком смысле это понятие рассматривается как воздействие субъекта управления на объект. При этом важным уточнением является, что данное воздействие непременно должно быть основано на анализе информации об управляемой системе.
Опять же, можно сделать ремарку на то, что любой информационный анализ при современной цифровой трансформации сопряжен с обширным использованием информационных технологий и цифровой обработкой данных.
В узком смысле, для рассматриваемой автором сферы услуг, видение на понятие «управленческое решение» представляет собой воздействие на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Более конструктивное и целостное рассмотрение данной проблематики приводит автор П.В. Магданов в своем исследовании [3].
Автор рассматривает «управленческое решение», прежде всего, как совокупность аналитических данных, к которым относятся оценки о текущем состоянии объекта управления, а также прогнозы на его будущее, на основании которых будет приниматься решение. В контексте происходящей сейчас цифровой трансформации всех сфер нашей жизни данное определение является наиболее подходящим, т.к. заведомо подготавливает фундамент из аналитических данных, которые будут отданы на откуп современным технологиям, для принятия быстрого и квалифицированного управленческого решения.
При этом автор делает ряд уточнений и дополнений. Само по себе управленческое решение представляет собой решение какой-либо возникшей ситуации, в процессе решения которой задействуются такие части механизма принятия решений, как поиск решения, идентификация необходимых задач с соответствующей постановкой целей, а также разработка детального плана действий.
Следующее уточнение касается непосредственно организации, как объекта управления. Необходимо рассматривать ее как незамкнутую экономическую систему.
Важным дополнением является обязательная постановка целей для соответствующего управленческого решения. Отсутствие данного этапа делает невозможным подготовку и дальнейшую реализацию управленческого решения.
Происходящая сегодня цифровая трансформация подвергает значительным изменениям сам процесс принятия решений.
Современный цифровые технологии позволяют в значительной степени ускорять процессы анализа и оценки для выработки стратегии решения, появляется возможность дистанционного объединения специалистов в работе над соответствующим кейсом, а также увеличивается в определенной степени эффективность самого решения.
В данном контексте понятие «управленческое решение в условиях цифровой трансформации» представляет собой процесс решения задачи через воздействие на объект управления, на основании анализа и оценки всех текущих данных и возможных рисков, проведенного с помощью современных информационных технологий.
Важно также учитывать те факторы, которые воздействуют на руководителя в процессе принятия решений. На любое управленческое решение так или иначе оказывает свое влияние окружающая среда, которая может проявляться как некие ограничения или препятствия на пути к поставленным целям.
Данные внешние факторы распределяются по степени оказываемого воздействия на последующее решение на положительные, нейтральные и рисковые.
Рассматривая более детально положительную среду принятия решений, можно констатировать что руководитель находится в состоянии полной уверенности о последствия принятых действий. В данном случае решение принимается без учета возможных рисков, т.к. таковые не предвидятся.
Нейтральную среду принятия решений можно отнести скорее к негативной среде, чем наоборот, т.к. она характеризуется прежде всего недостатком оперативной информации для принятия решения. Состояние руководителя при этом можно описать как неуверенность при принятии управленческого решения. Именно в такой среде зачастую и оказываются руководители в нынешних условиях цифровых преобразований. Основной причиной возникновения подобных ситуаций является недостаточная осведомлённость о возможных рисках, а также отсутствие необходимых аналитических данных.
Именно эту проблему и стремится решить цифровая трансформация экономики, открыв для всех соискателей доступ ко всем необходимым информационным и аналитическим ресурсам и программному обеспечению.
Однако пока данный процесс еще не завершен и для руководителей, оказавшихся в среде неопределенности есть несколько путей ее преодоления. К ним относится дополнительный поиск информации для минимизации факторов неопределенности, а также действовать в соответствии со своим опытом.
Последней и самой негативной средой для принятия управленческих решений является рисковая среда. В данном случае руководитель осознает сложившуюся ситуацию и, или принимает заведомо все последствия своего решения или старается максимально их нивелировать. Опять же переход к цифровой экономике позволит использовать весь опыт всех руководителей накопленный в нейросетях аналитических инструментов доступных для помощи в принятии оптимального решения.
Подобные решения уже находятся в разработке у современных ученых. Так В.Э.Зайковский в своей работе предлагает концепцию программного обеспечения, направленного на автоматизацию системы управления рисками при принятии управленческого решения [4]. Данная система позволяет в автоматическом режиме объединять всех участников процесса принятия решений, осуществлять необходимый сбор данных, а также оперативно выдавать всю аналитику в виде отчета руководителю для принятия своевременного и эффективного управленческого решения.
На сегодняшний день влияние происходящей цифровой трансформации на процесс принятия управленческих решений, как и на любой другой процесс, обуславливает возникновение как положительных факторов, так и негативных.
Хотя эти негативные факторы и носят скорее временный характер, чем постоянный, что обусловлено незавершённостью процесса цифрового перехода, но их учет в контексте сегодняшнего дня необходим для объективно рассмотрения особенностей принятия управленческих решений.
Негативные факторы, влияющие на принятие управленческих решений и возникшие в следствии цифровой трансформации экономики можно условно разделить на информационные, административные и социальные.
К информационным факторам относится в первую очередь возникшее огромное количество цифровых данных и информационных ресурсов, доступ к которым начинают получать руководители организаций. Однако, на текущем этапе, необходимость «пропускать через себя» огромное количество лишней и ненужной информации, наоборот, осложняет процесс принятия управленческих решений. Так же нет как такового механизма фильтрации данных низкого качества, что может приводить к неверной оценке ситуации и возникновению ошибок при принятии управленческих решений. Еще одной проблемой стало повсеместное внедрение нейросе-тей и так называемого искусственного интеллекта, который, как показала практика, не застрахован от предоставления ошибочных данных и суждений. И последним негативным информационным фактором является низкая безопасность данных, что значительно повышает риск утечки конфиденциальной информации.
К административной группе факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс принятия управленческих решений, относится в первую очередь несовместимость технологий, внедряемых на государственном уровне и используемых внутри организаций. Это несомненно временный фактор, однако на сегодняшний день он оказывает свое негативное влияние.
К социальной группе факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс принятия управленческих решений, относится в первую очередь необходимость приобретения новых навыков для всех работников организаций, что сопряжено как с финансовыми, так и с временными потерями. Безопасность личных данных в эпоху цифровой трансформации также является негативным социальным фактором.
Нивелирование административных и социальных факторов внутри организации возможно с помощь внедрение так называемых управленческих команд, т.к. деятельность команды базируется на командной выработке решения, в отличие от управленческого аппарата [5].
В свою очередь влияние цифровой трансформации на процесс принятия управленческих решений имеет и значительные положительные стороны. Самым важным положительным фактором является ускорение процесса принятия решений, что в свою очередь может стать решающим фактором при решении ургентных ситуаций. Внедряемые в рамках цифровой экономики РФ программные комплексы позволяют собирать, обрабатывать и анализировать гораздо большие объемы данных и значительно быстрее. Благодаря появлению возможности быстрого доступа к большим объемам аналитических данных, принятие управленческих решений будет всецело основано на своевременной и актуальной аналитике, а не на интуиции и опыте руководителя.
Вторым неоспоримым преимуществом, возникающим при цифровой трансформации у руководителей, вынужденных принимать управленческие решения является возможность дистанционного взаимодействия со всеми субъектами управления. Это стало особенно актуальным в период пандемии СОУГО-2019. Возможность проведения конференций и совещаний в дистанционном режиме значительно упрощают и ускоряют процесс принятия управленческого решения. Это становится особенно актуальным в случае наличия у компании филиалов или представительств в разных регионах.
Выводы. Таким образом, можно подвести итог, что тот прогресс, происходящий сейчас в следствии внедрения цифровых технологий во все сферы экономической деятельности, оказывает безусловно положительное влияние на процесс принятия управленческих решений. Однако, с увеличением доли цифровых технологий в нашей жизни, увеличивается и количество уязвимостей, к которым подвержена наша информационная безопасность.
Важным аспектом в успехе компаний в принятии управленческих решений в контексте происходящей цифровой трансформации является понимание ее руководителей значения инноваций для современной жизни, что внедрение новых технологий является процессом неизбежным и чем успешнее компания проведет свою цифровую трансформацию, тем более конкурентноспособной она станет в будущем.
Использование современных информационных технологий аналитики, даст в конечном итоге более точные прогнозы учета рисков и тенденций дальнейшего развития, что позволит принимать более взвешенные и обоснованные управленческие решения.
Источники:
1. Казакова, А. В. Понятие, требования и классификация управленческих решений / А. В. Казакова, В. Е. Лебедь // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 3-1(85). - С. 119-123.
2. Салихов, Ф. Н. Понятие и сущность управленческих решений / Ф. Н. Салихов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 17. - С. 112-115.
3. Магданов, П. В. Управленческое решение: понятие и определение / П. В. Магданов // Вестник Оренбургского государственного университета. -2011. - № 8(127). - С. 63-67.
4. Зайковский, В. Э. Автоматизация процесса управления рисками - важный шаг к цифровизации принятия управленческих решений / В. Э. Зайков-ский, А. В. Карев // Проблемы анализа риска. - 2021. - Т. 18, № 2. - С. 52-59.
5. Докторова, Н. П. Особенности эффективности управления креативными управленческими командами в организациях / Н. П. Докторова // Сборник научных работ серии "Государственное управление". - 2023. - № 32. - С. 160-170.
EDN: WURSLT
О.В. Заборовская - д.э.н., профессор, заведующая кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия, [email protected],
O.V. Zaborovskaya - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia;
Л.А Аксенова - старший преподаватель, кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственного института экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия, [email protected],
L.A. Aksenova - Senior Lecturer, Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ GOVERNMENT POLICY IN SUPPORT OF PHILANTHROPIC ACTIVITIES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF COUNTRIES AND REGIONS
Аннотация. В статье рассмотрены общие характеристики государственной политики поддержки благотворительной деятельности, способствующей улучшению качества жизни населения, формированию благоприятной социальной среды жизнедеятельности. Определены роль и место государственной политики поддержки благотворительности среди других видов государственной политики. Дано авторское определение государственной политики поддержки благотворительности. Проанализированы направления влияния государственной политики поддержки благотворительности и достижению на этой основе целей устойчивого развития на уровне страны и регионов, предложена схема, отражающая соответствующие взаимосвязи. Основные принципы, методы и формы государственной политики развития благотворительной деятельности. Показана взаимосвязь государственной политики развития благотворительной деятельности, государственной экономической политики и государственной социальной политики.
Abstract: The article discusses the general characteristics of government policy supporting philanthropic activities aimed at improving the quality of life of the population and creating a favorable social environment. The role and place of government policy in supporting philanthropy among other types of government policies are identified. The author provides a definition of government policy supporting philanthropy. The directions of the impact of government policy supporting philanthropy and achieving sustainable development goals at the national and regional levels are analyzed, and a scheme reflecting the corresponding relationships is proposed. The main principles, methods, and forms of government policy for the development of philanthropic activities are explored. The interconnection between government policy for the development of philanthropic activities, government economic policy, and government social policy is demonstrated.
Ключевые слова: благотворительная деятельность, государственная политика, социальная политика, устойчивое социально-экономическое развитие, регион.
Keywords: philanthropic activities, government policy, social policy, sustainable social and economic development, region.
В социальной сфере государственная политика является ключевым инструментом формирования благоприятной социальной среды, обеспечения благополучия граждан и поддержки социально незащищённых категорий населения [15]. В рамках этой политики одним из важных аспектов является развитие благотворительной деятельности. Благотворительность играет значительную роль в обществе, поскольку ориентирована на оказание дополнительной помощи тем, кто нуждается в поддержке, что способствует укреплению социальных связей и выравниванию экономического статуса различных категорий населения. Поэтому развитие благотворительной деятельности должно стать одной из приоритетных задач государства.
Феномен «общественная политика» появляется в конце девятнадцатого века, по мере развития таких понятий как гражданское общество, демократия в условиях капиталистического общества. Георг Еллинек, немецкий государственный юрист, в своей работе «Общее учение о государстве», трактует государственную общественную политику как «учение о достижении определенных государственных целей, учение об искусстве государственной деятельности» [8].
Несколько позже в западных странах получает распространение такое понятие как «публичная политика», которая, по мнению профессора, доктора политических наук Джеймс Андерсон, является «официальным, относительно устойчивым и стабильным курсом действий с конкретной целевой направленностью, осуществляемым правительственными чиновниками и органами власти в сферах и отраслях, затрагивающих интересы и потребности большинства населения государства» [8].