Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
благотворительная деятельность / государственная политика / социальная политика / устойчивое социально-экономическое развитие / регион / philanthropic activities / government policy / social policy / sustainable social and economic development / region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О В. Заборовская, Л А. Аксенова

В статье рассмотрены общие характеристики государственной политики поддержки благотворительной деятельности, способствующей улучшению качества жизни населения, формированию благоприятной социальной среды жизнедеятельности. Определены роль и место государственной политики поддержки благотворительности среди других видов государственной политики. Дано авторское определение государственной политики поддержки благотворительности. Проанализированы направления влияния государственной политики поддержки благотворительности и достижению на этой основе целей устойчивого развития на уровне страны и регионов, предложена схема, отражающая соответствующие взаимосвязи. Основные принципы, методы и формы государственной политики развития благотворительной деятельности. Показана взаимосвязь государственной политики развития благотворительной деятельности, государственной экономической политики и государственной социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT POLICY IN SUPPORT OF PHILANTHROPIC ACTIVITIES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF COUNTRIES AND REGIONS

The article discusses the general characteristics of government policy supporting philanthropic activities aimed at improving the quality of life of the population and creating a favorable social environment. The role and place of government policy in supporting philanthropy among other types of government policies are identified. The author provides a definition of government policy supporting philanthropy. The directions of the impact of government policy supporting philanthropy and achieving sustainable development goals at the national and regional levels are analyzed, and a scheme reflecting the corresponding relationships is proposed. The main principles, methods, and forms of government policy for the development of philanthropic activities are explored. The interconnection between government policy for the development of philanthropic activities, government economic policy, and government social policy is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ»

Важным аспектом в успехе компаний в принятии управленческих решений в контексте происходящей цифровой трансформации является понимание ее руководителей значения инноваций для современной жизни, что внедрение новых технологий является процессом неизбежным и чем успешнее компания проведет свою цифровую трансформацию, тем более конкурентноспособной она станет в будущем.

Использование современных информационных технологий аналитики, даст в конечном итоге более точные прогнозы учета рисков и тенденций дальнейшего развития, что позволит принимать более взвешенные и обоснованные управленческие решения.

Источники:

1. Казакова, А. В. Понятие, требования и классификация управленческих решений / А. В. Казакова, В. Е. Лебедь // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 3-1(85). - С. 119-123.

2. Салихов, Ф. Н. Понятие и сущность управленческих решений / Ф. Н. Салихов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 17. - С. 112-115.

3. Магданов, П. В. Управленческое решение: понятие и определение / П. В. Магданов // Вестник Оренбургского государственного университета. -2011. - № 8(127). - С. 63-67.

4. Зайковский, В. Э. Автоматизация процесса управления рисками - важный шаг к цифровизации принятия управленческих решений / В. Э. Зайков-ский, А. В. Карев // Проблемы анализа риска. - 2021. - Т. 18, № 2. - С. 52-59.

5. Докторова, Н. П. Особенности эффективности управления креативными управленческими командами в организациях / Н. П. Докторова // Сборник научных работ серии "Государственное управление". - 2023. - № 32. - С. 160-170.

EDN: WURSLT

О.В. Заборовская - д.э.н., профессор, заведующая кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия, [email protected],

O.V. Zaborovskaya - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia;

Л.А Аксенова - старший преподаватель, кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственного института экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия, [email protected],

L.A. Aksenova - Senior Lecturer, Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ GOVERNMENT POLICY IN SUPPORT OF PHILANTHROPIC ACTIVITIES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF COUNTRIES AND REGIONS

Аннотация. В статье рассмотрены общие характеристики государственной политики поддержки благотворительной деятельности, способствующей улучшению качества жизни населения, формированию благоприятной социальной среды жизнедеятельности. Определены роль и место государственной политики поддержки благотворительности среди других видов государственной политики. Дано авторское определение государственной политики поддержки благотворительности. Проанализированы направления влияния государственной политики поддержки благотворительности и достижению на этой основе целей устойчивого развития на уровне страны и регионов, предложена схема, отражающая соответствующие взаимосвязи. Основные принципы, методы и формы государственной политики развития благотворительной деятельности. Показана взаимосвязь государственной политики развития благотворительной деятельности, государственной экономической политики и государственной социальной политики.

Abstract: The article discusses the general characteristics of government policy supporting philanthropic activities aimed at improving the quality of life of the population and creating a favorable social environment. The role and place of government policy in supporting philanthropy among other types of government policies are identified. The author provides a definition of government policy supporting philanthropy. The directions of the impact of government policy supporting philanthropy and achieving sustainable development goals at the national and regional levels are analyzed, and a scheme reflecting the corresponding relationships is proposed. The main principles, methods, and forms of government policy for the development of philanthropic activities are explored. The interconnection between government policy for the development of philanthropic activities, government economic policy, and government social policy is demonstrated.

Ключевые слова: благотворительная деятельность, государственная политика, социальная политика, устойчивое социально-экономическое развитие, регион.

Keywords: philanthropic activities, government policy, social policy, sustainable social and economic development, region.

В социальной сфере государственная политика является ключевым инструментом формирования благоприятной социальной среды, обеспечения благополучия граждан и поддержки социально незащищённых категорий населения [15]. В рамках этой политики одним из важных аспектов является развитие благотворительной деятельности. Благотворительность играет значительную роль в обществе, поскольку ориентирована на оказание дополнительной помощи тем, кто нуждается в поддержке, что способствует укреплению социальных связей и выравниванию экономического статуса различных категорий населения. Поэтому развитие благотворительной деятельности должно стать одной из приоритетных задач государства.

Феномен «общественная политика» появляется в конце девятнадцатого века, по мере развития таких понятий как гражданское общество, демократия в условиях капиталистического общества. Георг Еллинек, немецкий государственный юрист, в своей работе «Общее учение о государстве», трактует государственную общественную политику как «учение о достижении определенных государственных целей, учение об искусстве государственной деятельности» [8].

Несколько позже в западных странах получает распространение такое понятие как «публичная политика», которая, по мнению профессора, доктора политических наук Джеймс Андерсон, является «официальным, относительно устойчивым и стабильным курсом действий с конкретной целевой направленностью, осуществляемым правительственными чиновниками и органами власти в сферах и отраслях, затрагивающих интересы и потребности большинства населения государства» [8].

Существуют различные подходы к трактовке сущности государственной политики. По мнению отечественных ученых, в последнее время большое внимание уделяется различным аспектам государственной политики, но на сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно данного понятия. В законодательных актах по-разному дается определение государственной политике, до конца не разработан понятийно-категориальный аппарат.

Автор статьи «Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики» Д.Ф. Воронцов отмечает: «в законодательстве государственная политика определяется по-разному: как отношение государства, совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер; деятельность органов государственной власти; совокупность целей и задач в определенной области, принципов, критериев и механизмов» [4].

Многие российские авторы соотносят государственную и правовую политики, например, Н.И. Матузов: «правовая политика есть особая форма государственной политики, а последняя представляет собой один из видов политики как собирательного, интеграционного понятия»; А.В. Малько, К.В. Шундиков: «вряд ли возможно абсолютное разграничение правовой и государственной политики»; А.П. Коробова говорит о том, что государственная политика - это часть правовой политики [4].

По определению Ю.В. Вертаковой, Н.И. Лавриковой государственная политика - это «целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер» [3].

С.В. Сытин в статье «Основные подходы к механизмам выработки государственной политики» говорит о том, что государственная политика это «одна из основных форм государственной деятельности, призванная утверждать значимость этого социального института (государства) через «производство» общественных благ для наибольшего количества лиц, через структурирование общества, «стягивая» его экономическими, культурно-политическими и иными связями, стремясь к кооперативному взаимодействию с социумом» [11].

Государственная политика в данном исследовании понимается как набор мер, действий и стратегий, принимаемых государством для регулирования определенных сфер общественной жизни. В данном статье акцент сделан на политику, направленную на развитие благотворительной деятельности.

Предпримем краткий обзор подходов к классификации видов государственной политики, представленных в научной литературе.

В.М. Родачин классифицирует государственную политику на основании правовых документов: «В правительственных документах и литературе при классификации государственной политики взамен «вида» нередко используются понятия «направление государственной политики», «область государственной политики», «часть государственной политики»». Автор приводит свою достаточно полную классификацию видов государственной политики: «По масштабу и уровням реализации различают глобальную, международную, общегосударственную, региональную, местную государственную политику. По степени выраженности государственной воли - сильную и слабую государственную политику. По соответствию назревшим или субъективно установленным требованиям - реалистическую и волюнтаристскую государственную политику. По идеологической направленности - либеральную, консервативную, социал-демократическую, коммунистическую, националистическую, расистскую и т.п. По временным параметрам, расчетному времени исполнения - текущую и перспективную (долго срочную, среднесрочную, краткосрочную) государственную политику. По результативности достижения заявленных целей и задач - эффективную и неэффективную государственную политику. По реализуемым государством функциям - внутреннюю и внешнюю государственную политику. По сферам и объектам целеполагания, планирования и регулирующего воздействия - экономическую (промышленную, аграрную, финансово-кредитную, налоговую, таможенную, инвестиционную, транспортную, энергетическую, научно -техническую и др.), социальную (трудовой занятости, национальную, демографическую, молодежную, здравоохранительную, пенсионную и др.), духовную (культурную, образовательную, языковую, конфессиональную и др.), национальной безопасности (военную, правоохранительную, информационную, продовольственную, санитарно-эпидемиологическую и др.), обеспечения национальной безопасности (военную, общественной и государственной безопасности, санитарно-эпидемиологическую и др.) государственную политику» [10].

Д.Ф. Воронцов предлагает следующие классификационные признаки для определения видов государственной политики: «сферы жизнедеятельности, в которых реализуется государственная политика; субъекты, осуществляющие формирование и реализацию государственной политики; территория реализации; уровень государственной власти; отрасли права, регулирующие государственную политику» [2].

И. А. Калиев и Н. В. Нефедова полагают, что виды государственной политики зависят от того, на какую сферу общественной жизни она направлена, и поэтому выделяют: «экономическую; социальную; топливно-сырьевую; административную; экологическую; иностранную; военную; национальной безопасности; кадровую; демографическую; культурную; информационную; аграрную; правовую» политику [8].

В стратегических документах, посвященных развитию страны и регионов, упоминаются такие виды политики государства, как макроэкономическая, бюджетная, налоговая, финансовая, денежно-кредитная, политика регионального развития, научно-техническая, инновационная, экономическая, социальная.

Таким образом, можно видеть, что всё ещё не существует общепринятых подходов к классификации видов государственной политики как в научной литературе, так и в практике управления. Что касается последней, виды государственной политики обособляются в зависимости от остроты проявления тех или иных проблем.

Попытаемся определить роль и место государственной политики поддержки и развития благотворительной деятельности среди других видов государственной политики, а также проанализировать её влияние на устойчивое социально-экономическое развитие страны и регионов.

Государственная социальная политика рассматривалась в документах Правительства в 2002 году, в более поздних источниках представлены отдельные виды государственной социальной политики. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) «целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания» [1].

К основным направлениям государственной социальной политики в указанном Распоряжении отнесли: политику доходов и заработной платы, направленную на рост доходов и снижение их дифференциации; борьбу с бедностью; обеспечение доступности ключевых социальных благ; развитие образования и здравоохранения как основы формирования и развития человеческого потенциала; адресную помощь наиболее нуждающимся, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно; формирование благоприятных условий для повышения благосостояния населения; развитие системы социального страхования; политику занятости и поддержки безработных; решение особых социальных проблем села; демографическую политику; защиту трудовых прав граждан» [1].

Можно видеть, что поддержка благотворительной деятельности в рамках государственной социальной политики может способствовать реализации большинства указанных направлений [5].

Под государственной политикой развития благотворительной деятельности будем понимать набор комплексных мер, механизмов, действий и стратегий, реализуемых государством, развивающих конституционную норму социального государства, направленных на расширение ресурсной базы социальной сферы за счёт создания условий для участия предприятий, организаций и граждан в решении социальных проблем общества в различных формах, с учётом экономических и социальных интересов участников благотворительной деятельности, и формирующих ценности социальной справедливости и взаимопомощи на основе взаимной социальной ответственности государства, бизнеса, общества и каждого гражданина. Новизна данного определения состоит в комплексном подходе к государственной политике развития благотворительной деятельности, акцент в котором делается: на расширение экономического базиса социальной помощи и ресурсное обеспечение социальной защиты с соблюдение баланса экономических и социальных интересов; на связь этих задач с общественными ценностями; на взаимосвязанную социальную ответственность [6].

Целесообразность формирования государственной политики развития благотворительной деятельности определяется разнонаправленным влиянием последней на различные аспекты жизнедеятельности общества, вследствие чего такую политику можно рассматривать как фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран и регионов, а также роста качества жизни населения [7].

Обобщим направления влияния государственной политики развития благотворительной деятельности на социально-экономическое развитие страны и регионов (рисунок 1).

Необходимо отметить важность поддержки благотворительности на региональном и местном уровнях, поскольку социальные проблемы имеют региональную специфику, а благотворительная деятельность способствует формированию социальной солидарности местного сообщества, повышая тем самым социальную безопасность развития территорий. Это, в частности, было показано в работе [14].

Одной из проблем современного российского общества является социальное неравенство. Социальное неравенство - это неравномерное распределение ресурсов, возможностей и привилегий в обществе, которое приводит к неравнозначному положению различных социальных групп и слоев населения. Развитие благотворительной деятельности может помочь снизить социальное неравенство, предоставляя поддержку тем, кто наиболее нуждается в помощи, дополняя социальные гарантии государства. Социальное неравенство связано с социально-экономическим статусом человека [9].

Экономический статус человека преимущественно зависит от уровня доходов. При этом неравенство экономического статуса влияет на возможности получения более качественных (или дополнительных, отличных от базовой программы) медицинских услуг, следовательно, на такие характеристики, как состояние здоровья населения. Как отмечается в работе Недопасовой О.П. и Шибалкова И.П., «Индивидуальный доход по большей части определяется образованием человека, его навыками и усилиями, в то время как неравенство доходов определяется историей, политикой и экономикой. Разные исследователи сходятся в том, что сокращение неравенства доходов за счет повышения доходов более незащищенных слоев населения позволит улучшить здоровье бедных лиц, а, соответственно, и среднее состояние здоровья населения» [12].

Соответственно, развитие благотворительной деятельности способствует повышению экономического статуса групп населения, находящихся за чертой бедности, тем самым создавая условия для улучшения их здоровья. В свою очередь, капитал здоровья является составной частью человеческого капитала, то есть благотворительная деятельность может стать фактором воздействия на улучшение качества человеческого капитала и на возможности экономического роста. Как отмечается в литературе, человеческий капитал может быть представлен совокупностью капитала здоровья, капитала образования и капитала культуры [2].

Расширение благотворительной деятельности влияет также и на доступность образовательных услуг, на рост потребления культурных ценностей, то есть влияет на такие составляющие человеческого капитала, как капитал образования и капитал культуры.

Рисунок 1 - Влияние государственной политики поддержки благотворительной деятельности на устойчивое социально-экономическое развитие страны и регионов

«Социально-экономический статус человека определяется уровнем образования, уровнем доходов и родом занятий» [12]. «Термин «социально-экономический статус (СЭС)» относится к положению человека в обществе, которое определяется богатством, родом занятий и социальным классом и является мерой положения человека или группы в обществе. Обычно это связано с доходом, родом занятий, уровнем образования и богатством отдельного человека или группы».

Согласно Психологическому словарю Американской психологической ассоциации «социально-экономический статус включает не только доход, но и уровень образования, престиж профессии и субъективное восприятие социального статуса и социального класса» [13].

Поскольку экономический статус является составным элементом социально-экономического статуса, то благотворительная деятельность способствует повышению последнего, формируя тем самым предпосылки для достижения социальной стабильности и социальной безопасности.

Гражданское общество - это сектор общества, включающий негосударственные организации, институты, группы и индивидуальных граждан, которые добровольно сотрудничают и действуют в интересах общества. Расширение благотворительной деятельности способствует укреплению гражданского общества, формированию активной гражданской позиции и участию в общественной жизни [15].

Экономическое развитие связано с процессом повышения уровня производства, доходов и жизненного уровня в целом в обществе. Вовлечение в благотворительную деятельность населения и предприятий может иметь положительное влияние на экономику государства, способствуя росту предпринимательства, созданию рабочих мест и повышению общей благосостояния.

Поддержка благотворительной деятельности является неотъемлемой частью государственной политики, так как оно способствует снижению социального неравенства и созданию более справедливого общества, сокращая разрыв между богатыми и бедными слоями общества. Предоставление финансовой поддержки, создание программ образования и профессиональной реабилитации позволят людям выйти из застойной бедности и создать благополучное будущее для себя и своих семей. Кроме того, благотворительность расширяет возможности получения образования, культурного развития наименее обеспеченных слоев общества. Поддерживая благотворительность, государство демонстрирует свое стремление создать равные возможности для всех граждан [5].

Таким образом, как показано на рис.1, государственная политика развития благотворительной деятельности способствует достижению устойчивого социально-экономического развития с позиций экономических и социальных целей, формируя стабильные предпосылки повышения качества жизни населения. Соответственно, необходимо формирование соответствующих мер и механизмов как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов.

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)».

2. Асланов Д.И. Человеческий капитал - важнейший фактор экономического роста //Известия УрГЭУ № 2(28), 2010. - С.71-75.

3. Вертакова Ю.В., Лаврикова Н.И. Содержание и ключевые особенности региональной политики в социальной сфере. //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2016. - № 2(28). - С.15-22.

4. Воронцов Д. Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики //Актуальные проблемы российского права. 2011. №3.

5. Гатауллин, М. В. Риск-детализация внутренней среды предприятий нефтегазовой промышленности / М. В. Гатауллин, Д. Г. Родионов, Е. А. Конников // Экономические науки. - 2023. - № 222. - С. 151-160. - DOI 10.14451/1.222.151. - EDN IVFSCK.

6. Голиков, Г. И. Оценка собственной материальнотехнической оснащенности и автономности промышленного предприятия методом факторного анализа / Г. И. Голиков, Е. А. Конников, А. А. Борзов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - Т. 3, № 11(140). - С. 29-38. - DOI 10.3687^^^^.1.2023.11.03.003. - EDN WYQIAO.

7. Индикативно-содержательный анализ категории потребности населения регионов в инфраструктурном обеспечении / П. А. Пашинина, Д. Г. Родионов, А. В. Веселов [и др.] // Экономические науки. - 2023. - № 226. - С. 117-133. - DOI 10.14451/1.226.117. - EDN LUEOND.

8. Калиев И. А., Нефедова Н. В. Государственная политика: учебное пособие / И. А. Калиев, Н. В. Нефедова. - Павлодар: Кереку, 2016. - 78 с.

9. Конников, Е. А. Функциональное моделирование флуктуации информационной среды отраслей экономики в разрезе тематических кластеров / Е. А. Конников, Д. Г. Родионов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2023. - № 5(143). - С. 108-114.

10. Родачин В.М. Феномен государственной политики: сущность и виды. //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2021 - № 11(6). - [Электронный ресурс] - URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/545?locale=ru_RU (дата обращения: 02.01.2024).

11. Сытин С.В. Основные подходы к механизмам выработки государственной политики. //Социально-гуманитарные знания. 2010. - № (6). - С. 85-98.

12. Недоспасова О.П., Шибалков И.П. Социально-экономический статус человека как один из факторов формирования его здоровья //АНИ: экономика и управление. 2017. №1 (18). - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskiy-status-cheloveka-kak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-ego-zdorovya (дата обращения: 25.12.2023).

13. Психологический словарь APA (American Psychological Association). - [Электронный ресурс] - URL: https://dictionary.apa.org/socioeconomic-status (дата обращения: 25.12.2023).

14. Уханова Ю.В., Леон Д., Шельвальд Р. Благотворительная деятельность локального сообщества: итоги социологического исследования в российском регионе //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз Том 14, №1, 2021. - С. 169-184.

15. Цзя, Ц. Операционная система цифровой промышленности / Ц. Цзя, Д. Г. Родионов // Интеллектуальная инженерная экономика и индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ) : Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2023 года. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. - С. 317-321.

EDN: THPCAK

И.Н. Карцан - д.т.н., доцент, главный научный сотрудник, Экспертно-аналитический центр, Москва, Россия, [email protected],

I.N. Kartsan - Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Chief Scientific Associate, The Federal Center ofAnalyzis, Moscow, Russia;

АО. Жуков - д.т.н., профессор, заместитель директора по научной работе, Экспертно-аналитический центр, Москва, Россия, [email protected],

A.O. Zhukov - Doctor of Technical Sciences, Professor, Deputy Director for Scientific Work, The Federal Center of Analyzis, Moscow,

Russia;

П.И. Карцан - обучающаяся, Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Ялта, Россия, [email protected],

P.I. Kartsan - student, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Russia.

МЕНЕДЖМЕНТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В ЛОГИСТИКЕ MANAGEMENT OF TRANSPORT SERVICES IN LOGISTICS

Аннотация. Статья посвящена анализу и исследованию менеджмента транспортных услуг в контексте логистики. Исследуются ключевые аспекты эффективного управления транспортными услугами и их роль в современных логистических системах. Статья охватывает широкий спектр тем, включая оптимизацию издержек в перевозках, улучшение качества обслуживания клиентов, устойчивость и экологическую ответственность в логистике, а также влияние регулирования и законодательства на транспортные услуги. Важность эффективного менеджмента транспортных услуг подчеркивается в контексте конкурентного рынка и стремления компаний к оптимизации логистических процессов. Показана роль управления транспортными услугами в повышении конкурентоспособности компаний, обеспечении устойчивости логистических систем и соблюдении экологических стандартов. Кроме того, обсуждаются перспективы дальнейших исследований в данной области, включая анализ инновационных технологий, глобальных вызовов, экологических аспектов, регулирования и методов оптимизации. Данное исследование способствует совершенствованию управления транспортными услугами и повышению эффективности логистических систем в современной бизнес-среде.

Abstract. The article is devoted to the analysis and research of transportation services management in the context of logistics. Key aspects of effective management of transportation services and their role in modern logistics systems are investigated. The article covers a wide range of topics, including cost optimization in transportation, improving customer service, sustainability and environmental responsibility in logistics, and the impact of regulation and legislation on transport services. The importance of effective management of transportation services is emphasized in the context of a competitive marketplace and the desire of companies to optimize logistics processes. The role of transportation services management in enhancing the competitiveness of companies, ensuring the sustainability of logistics systems and meeting environmental standards is shown. Furthermore, perspectives for further research in this area are discussed, including analysis of innovative technologies, global challenges, environmental aspects, regulation and optimization techniques. This study contributes to the improvement of transportation service management and the efficiency of logistics systems in today's business environment.

Ключевые слова: менеджмент, транспорт, логистика, оптимизация, эффективность перевозок, инновационные технологии, глобальные вызовы, законодательное регулирование.

Keywords: management, transport, logistics, optimization, transportation efficiency, innovative technologies, global challenges, legislative regulation.

Введение

В современном мире, где мировая торговля и перевозки находятся в постоянном движении, эффективное управление транспортными услугами в логистике становится ключевым элементом успешной деятельности для множества организаций. Экономические и социальные изменения, связанные с глобализацией, технологическими инновациями и экологическими вызовами, делают транспортную логистику критическим компонентом для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости компаний. Эффективное управление транспортными услугами становится неотъемлемой частью стратегического планирования и операционного процесса в современной логистике.

Логистика представляет собой многогранную дисциплину, объединяющую как теоретические аспекты, так и практическую реализацию комплексных логистических процессов. В работе логистику будем рассматривать, как научную область и область практического применения, акцентируя внимание на ее эволюции и важности в современном мире.

Исследования в области логистики позволили разработать различные модели и методологии, которые помогают оценивать и улучшать эффективность логистических систем. Такие понятия, как оптимизация запасов, управление цепями поставок и маршрутизация грузов, стали важными аспектами логистической науки. С развитием логистической науки, практическая реализация логистических принципов стала ключевой для многих организаций и предприятий. Логистика стала неотъемлемой частью бизнес-процессов и поставила перед собой задачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.