Научная статья на тему 'Состояние и развитие социального потенциала благотворительности в российских мегаполисах'

Состояние и развитие социального потенциала благотворительности в российских мегаполисах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОРОГ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PHILANTHROPY / SOCIAL POTENTIAL OF PHILANTHROPY / ORGANIZATIONAL THRESHOLD FOR CITIZEN PARTICIPATION IN THE CHARITY / THE EFFECTIVENESS OF CHARITABLE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин Юрий Петрович

В статье на основе данных социологического исследования дается сравнительная оценка уровня участия социальных групп населения Москвы и Санкт-Петербурга в благотворительной деятельности, а также рассматриваются факторы, обусловливающие это участие: отношение к благотворительности, деятельность благотворительных организаций, уровень информированности и ее источники, представление о роли государства и общественных организаций в благотворительной деятельности, оценка ее эффективности и направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and development of social potential of philanthropy in the Russian cities

In article is used the results of sociological research to obtain the comparative estimation of taking part in philanthropic activity of social group at Moscow and Sankt Petersburg and to reveal the factors that is the causes of philanthropic activity: perception of philanthropic activity, level of being in the know and sources of it, notion about roles of state and public organizations, as well as efficiency and line of progress of philanthropic activity.

Текст научной работы на тему «Состояние и развитие социального потенциала благотворительности в российских мегаполисах»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 4

Ю.П. Аверин, докт. соц. наук, проф., зав. кафедрой социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСАХ

В статье на основе данных социологического исследования дается сравнительная оценка уровня участия социальных групп населения Москвы и Санкт-Петербурга в благотворительной деятельности, а также рассматриваются факторы, обусловливающие это участие: отношение к благотворительности, деятельность благотворительных организаций, уровень информированности и ее источники, представление о роли государства и общественных организаций в благотворительной деятельности, оценка ее эффективности и направлений развития.

Ключевые слова: благотворительная деятельность, социальный потенциал благотворительности, организационный порог участия граждан в благотворительности, эффективность благотворительной деятельности.

In article is used the results of sociological research to obtain the comparative estimation of taking part in philanthropic activity of social group at Moscow and Sankt Petersburg and to reveal the factors that is the causes of philanthropic activity: perception of philanthropic activity, level of being in the know and sources of it, notion about roles of state and public organizations, as well as efficiency and line of progress of philanthropic activity.

Key words: philanthropy, social potential of philanthropy, organizational threshold for citizen participation in the charity, the effectiveness of charitable activities.

Современное российское общество характеризуется все возрастающим социальным расслоением по качеству жизни: увеличивается разрыв между различными группами населения по уровню материального благосостояния, доступа к медицинским услугам и образованию. Существует значительное количество социальных групп, уязвимых с точки зрения доступа к материальным и духовным благам: инвалиды, дети-сироты, бездомные, пенсионеры. Глобализация приводит к интенсивному проникновению в российское общество социальных и физических болезней: ВИЧ/СПИДа, наркомании. Экономический кризис уменьшает возможности российского государства в борьбе с данными явлениями.

Углубляющееся социальное расслоение подрывает стабильность российского общества, требует использования всех имеющихся возможностей по его сокращению. Одним из средств, смягчающих социальное расслоение, направленных на "лечение" социальных

* Аверин Юрий Петрович, e-mail: aup@inbox.ru

и физических болезней, является благотворительность. Для определения эффективных путей развития благотворительности в российском обществе необходимо определить ее социальный потенциал среди различных слоев населения.

С целью оценки социального потенциала благотворительности в российских мегаполисах в конце 2009 г. проведено социологическое исследование среди взрослого населения Москвы и Санкт-Петербурга с использованием метода анкетного опроса, которое позволило помимо анализа данного явления в целом провести сравнительный анализ его состояния в двух крупнейших городах России.

В ходе социологического исследования посредством случайного отбора была сформирована выборочная совокупность численностью 500 человек в каждом из городов — Москве и Санкт-Петербурге. Ниже представлен анализ результатов данного исследования.

Состояние и развитие социального потенциала благотворительности зависит от понимания людьми смысла и содержания данного явления, его значения для общества. Среди абсолютного большинства жителей Москвы и Санкт-Петербурга существует отчетливое понимание сущности, направленности, нравственного и организационного содержания благотворительности, что способствует активному развитию среди них благотворительной деятельности.

Они считают, что по своему смыслу благотворительность — это безвозмездная, бескорыстная и добровольная помощь, пожертвование своих средств (материальных и нематериальных, духовных) нуждающимся, обездоленным людям, к которым человек, оказывающий помощь, не имеет прямого отношения. По своей направленности благотворительность — это безвозмездная, бескорыстная и добровольная помощь малоимущим, детям, больным, инвалидам, сиротам, пенсионерам, пожилым людям, бездомным, пострадавшим при стихийных бедствиях, поддержка граждан в трудную минуту. В данном определении россиянами перечислены основные объекты благотворительности. По своему нравственному содержанию благотворительность — это милосердие, моральный долг, доброта, обязанность ответственного гражданина, творение блага, жертвование. По своему организационному содержанию благотворительность — это сбор средств для нуждающихся, волонтерская деятельность.

Сегодня практически все жители Москвы и Санкт-Петербурга примерно в равной степени (соответственно 92 и 95,7%) считают необходимой благотворительность в российском обществе.

Понимание людьми смысла, содержания и необходимости благотворительности представляет собой только необходимое условие для ее существования и развития. При отсутствии данного условия благотворительность развиваться не будет. Оно выступает ее субъек-

тивной предпосылкой. Однако наличие данного условия не означает, что благотворительность будет успешно развиваться. Необходимо наличие достаточного условия.

В качестве такого условия выступает деятельность благотворительных организаций. Эта деятельность также является достаточным условием для развития социального потенциала благотворительности. От эффективности и масштаба деятельности благотворительных организаций зависит организационный порог участия граждан в благотворительной деятельности. Чем эффективнее их деятельность и шире ее масштаб, тем ниже этот порог, и наоборот.

Косвенным показателем, характеризующим масштаб деятельности благотворительных организаций, выступает уровень известности работы таких организаций. Если жители сталкивались с их деятельностью или определенно знают о них, это служит важной предпосылкой для участия жителей в благотворительной деятельности, развития ее социального потенциала, так как благотворительные организации выступают посредниками между благотворителями и объектами благотворительности. Низкий уровень известности работы благотворительных организаций делает организационный порог участия граждан в благотворительной деятельности очень высоким, и абсолютное большинство граждан его не преодолевает.

Всего лишь примерно каждый пятый житель Москвы и Санкт-Петербурга (18,7%) определенно знает о благотворительных организациях или лично сталкивался с их деятельностью (11,3%). Следовательно, для них организационный порог участия в благотворительной деятельности невысокий. Для большинства жителей Москвы и Санкт-Петербурга этот порог высокий. Почти половина жителей только слышали о деятельности благотворительных организаций (47,2%), а почти каждый пятый (17,8%) ничего не знает о них.

Организационный порог участия жителей Москвы и Санкт-Петербурга в благотворительной деятельности зависит от их пола, возраста и материального положения. У женщин он ниже, чем у мужчин: женщины по сравнению с мужчинами чаще сталкивались с деятельностью благотворительных организаций, определенно знают о них. Чем моложе возраст, тем ниже данный порог. Молодежь в возрасте от 18 до 34 лет по сравнению с жителями старшего возраста чаще сталкивалась с деятельностью благотворительных организаций и знает о них. Это свидетельствует о большей вовлеченности молодых людей в благотворительную деятельность.

Зависимость уровня вовлеченности жителей в благотворительную деятельность от их материального положения не прямая. Значительно вовлечены в благотворительную деятельность жители,

чей среднемесячный доход на одного человека в семье не превышает 3000 руб. Среди них сталкивались с деятельностью благотворительных организаций или определенно знают о них 42,9% жителей. Это получатели благотворительной помощи. В наименьшей степени вовлечены в благотворительную деятельность жители, чей среднемесячный доход на одного человека в семье составляет от 3001 до 13 000 руб. (5%). Это не получатели благотворительной помощи и не благотворители. При этом наиболее сильно вовлечены в благотворительную деятельность жители, чей среднемесячный доход на одного человека в семье выше 50 000 руб. (60%). Это те жители, которые оказывают благотворительную помощь.

Таким образом, существующий организационный порог участия абсолютного большинства жителей Москвы и Санкт-Петербурга в благотворительной деятельности достаточно высокий и препятствует развитию социального потенциала благотворительности в этих городах.

В Москве и Санкт-Петербурге уровень известности работы благотворительных организаций среди жителей этих городов сильно отличается. В Москве определенно знает о таких организациях примерно каждый четвертый житель (28,1%), лично сталкивался с их деятельностью примерно каждый пятый житель (17,8%). Этот уровень в несколько раз ниже в Санкт-Петербурге (соответственно 9 и 4,7%). Следовательно, высокий организационный порог участия в благотворительной деятельности характерен для примерно половины жителей Москвы (54,1%) и для 86,3% жителей Санкт-Петербурга.

Абсолютное большинство (69,6%) жителей Москвы и Санкт-Петербурга получает информацию о деятельности благотворительных организаций из различных источников. Однако эти источники носят главным образом косвенный характер: чтение/просмотр информации в СМИ и по ТВ (43,4%); друзья, знакомые (29,4%); просмотр интернет-сайтов (11,9%). Прямые источники информации занимают незначительное место по отношению к косвенным источникам информации: чтение специальных изданий (2,1%); получение адресных рассылок, в том числе электронных (3,3%); участие в различных мероприятиях (6,4%). Значительное преобладание среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга косвенных источников информации о деятельности благотворительных организаций снижает эффективность ее воздействия, приводит к искаженному пониманию их роли, тормозит развитие социального потенциала благотворительности.

Абсолютное большинство жителей Москвы и Санкт-Петербурга положительно и в соответствии с действительными задачами оценивает роль благотворительных организаций. Среди задач благо-

4 ВМУ, социология и политология, № 4 49

творительных организаций опрошенные называют содействие решению острых социальных проблем, развитию социальной сферы (71,1%); защиту прав граждан, способствование проявлению общественной инициативы (17,8%).

Наряду с этим заметное количество жителей считают, что благотворительные организации не приносят ни пользы, ни вреда, их деятельность для большинства граждан незаметна и неважна (15,2%); создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их руководителей (8,1%); оказывают услуги и помощь только членам своей организации (5,2%). Такие оценки препятствуют развитию социального потенциала благотворительности. Для преодоления искаженных представлений о роли благотворительных организаций необходимо значительное расширение прямых источников информации для жителей о деятельности данных организаций и повышение прозрачности их деятельности.

Расширение поля прямых источников информации для жителей Москвы и Санкт-Петербурга о деятельности благотворительных организаций тем более важно в связи с тем, что среди значительного количества жителей существует искаженное представление о том, кто должен вносить наибольший вклад в развитие благотворительности. Абсолютное большинство жителей Москвы и Санкт-Петербурга считает, что и государство, и некоммерческие, общественные организации, и коммерческие организации должны участвовать в развитии благотворительности на принципах партнерства (53,5%). При этом примерно каждый третий житель указывает на то, что наибольший вклад в развитие благотворительности должно вносить государство (36,5%). Сравнительно небольшая часть жителей думает, что наибольший вклад в развитие благотворительности должны вносить некоммерческие, общественные организации (4,4%) и коммерческие структуры (10,2%).

Таким образом, в представлении жителей благотворительная деятельность носит преимущественно огосударствленный характер, что противоречит их же пониманию смысла благотворительности как безвозмездной, бескорыстной и добровольной помощи, пожертвования своих средств нуждающимся людям, к которым человек, оказывающий помощь, не имеет прямого отношения. Огосударствление благотворительной деятельности делает жителей ее пассивными участниками, подавляет их инициативу и снижает развитие социального потенциала благотворительности. Следовательно, необходимо распространять среди жителей представление о благотворительной деятельности как о самодеятельности граждан, коммерческих организаций, в которой государство играет вспомогательную роль, создавая условия для развития благотворительности в обществе.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга называют проблемы, решением которых должны заниматься различные благотворительные организации. При решении всех социальных проблем главенствующая роль (от 37,4 до 66%) отводится государственным организациям, что еще раз свидетельствует об огосударствлении благотворительной деятельности жителями Москвы и Санкт-Петербурга.

Некоммерческие благотворительные организации в наибольшей степени должны сосредоточиться на решении проблем защиты общественных интересов и поддержки инициатив граждан, местного самоуправления; правозащитной деятельности; независимых средств массовой информации; охраны природы, экологии (на это указали от 23,4 до 26,8% опрошенных). Коммерческие организации в наибольшей степени должны сосредоточиться на решении проблем физкультуры и спорта; научных исследований, технического творчества; благоустройства жилья, дворов, улиц; культуры и искусства, художественного творчества; образования (эти проблемы указали от 22,3 до 30,1% респондентов). Религиозные организации в наибольшей степени должны сосредоточиться на решении проблем помощи социально уязвимым слоям населения; охраны природы, экологии (от 12,9 до 16,3%).

Данные оценки характеризуют в большей степени то представление жителей о сферах благотворительной деятельности различных организаций, которое сформировалось у них на основе имеющегося опыта и, конечно, является в большей степени их представлением об имеющемся, чем о должном.

Благотворительная деятельность имеет двоякую направленность. В одном направлении она идет от благотворителей к населению, в другом направлении она идет от самого населения к своим согражданам. Развитие благотворительной деятельности можно оценивать по тому, насколько распространена она в данных двух направлениях.

В целом почти каждый четвертый (24,9%) житель Москвы и Санкт-Петербурга получал благотворительную помощь. При этом женщины получают ее чаще (29,2%), чем мужчины (19,4%). Больше получавших благотворительную помощь среди жителей в возрасте от 18 до 54 лет (от 24 до 35%), меньше — среди жителей в возрасте от 55 лет и старше (18,2%). Таким образом, наиболее уязвимые социальные группы — люди пенсионного возраста — получают благотворительную помощь в наименьшей мере.

Благотворительная помощь развита значительно больше в Москве (среди респондентов ее получали 33,2%) по сравнению с Санкт-Петербургом (16,4%). Виды благотворительной помощи, которую получали жители Москвы и Санкт-Петербурга, разнообразны. Наиболее часто называются следующие ее виды: предоставле-

ние льгот на питание (27,8%), стипендиальные программы для обучения (27,1%), предоставление единовременной материальной помощи, выдача ссуд (24,9%), организация летнего отдыха детей (24,5%).

В свою очередь более половины (57,1%) жителей Москвы и Санкт-Петербурга оказывали какую-нибудь благотворительную помощь. Уровень оказания благотворительной помощи примерно одинаков среди мужчин и женщин, людей разных возрастных групп. Оказывают благотворительную помощь заметно больше жители со среднемесячным доходом на одного человека в семье от 25 000 руб. и выше (70%) по сравнению с менее обеспеченными жителями (55%). При этом уровень распространенности оказания благотворительной помощи среди жителей Москвы несколько больше (64,1%), чем среди жителей Санкт-Петербурга (50,1%). Большинство жителей Москвы и Санкт-Петербурга оказывают благотворительную помощь нерегулярно, по возможности (63,7%) или по мере необходимости (17,5%).

Самой главной причиной оказания благотворительной помощи жителями Москвы и Санкт-Петербурга является нравственное чувство в различных его проявлениях: искреннее желание помочь (77,8%), гражданская позиция (30%) и отзывчивость при прямом обращении с просьбой о помощи (19,6%). Это свидетельствует о высоком нравственном потенциале благотворительности в российском обществе.

Для развития социального потенциала благотворительности огромное значение имеет уверенность жителей в том, что благотворительная помощь является эффективной. Эффективность благотворительной помощи с содержательной точки зрения имеет несколько составляющих: направленность, форму, объем, время оказания помощи. Среди них главной составляющей благотворительной помощи является оказание ее тем, кто в ней действительно нуждается.

Оценки жителей Москвы и Санкт-Петербурга по поводу того, находит ли благотворительная помощь тех, кто в ней действительно нуждается, довольно сильно поляризованы. Относительное большинство жителей — примерно третья часть (36,4%) — считают, что благотворительная помощь находит тех, кто в ней нуждается, т.е. большинство оценивает благотворительную помощь как эффективную. Примерно четвертая часть жителей (27,2%) считает, что благотворительная помощь не находит тех, кто в ней нуждается, а следовательно, они считают, что благотворительная помощь неэффективна. Треть жителей (37,4%) затрудняется с ответом. Они не знают о том, кому направляется благотворительная помощь. Оценка того, находит или нет благотворительная помощь тех, кто в ней действительно

нуждается, зависит от материального положения жителей. Среди жителей, чей среднемесячный доход на одного человека в семье составляет до 8000 руб., заметно меньше тех, кто считает, что благотворительная помощь находит тех, кто в ней действительно нуждается (27%), по сравнению с жителями, чей среднемесячный доход на одного человека в семье составляет более 8000 руб. (37%).

Другими причинами неэффективности благотворительной помощи, по оценкам жителей, являются, во-первых, разворовывание благотворительной помощи (50,3%) и, во-вторых, отсутствие гарантий целевого использования средств (48,6%). Две данные причины порождают третью причину неэффективности благотворительной помощи — недоверие к посредникам благотворительной деятельности (26,6%). Все эти причины свидетельствуют о недостатках в организации благотворительной деятельности, которые отчасти вызваны отсутствием традиций благотворительности (20,4%).

По оценкам жителей, важной причиной, снижающей эффективность благотворительной деятельности, является отсутствие информации (33,7%). Действительно, незнание наиболее важных объектов, требующих немедленной социальной поддержки со стороны благотворителей, форм и объема этой поддержки делает невозможной эффективную благотворительную деятельность.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга сами называют наиболее важные объекты, требующие немедленной социальной поддержки со стороны благотворителей. Среди них первые четыре места занимают следующие объекты: 1) дети-сироты (65,5%) и больные дети/дети-инвалиды (62,1%); 2) инвалиды/больные люди (58,3%) и беспризорные дети (54,4%); 3) пенсионеры, в том числе ветераны (49,6%), семьи, в том числе многодетные, малоимущие, неполные (48,2%), бедные/малоимущие слои населения (42,2%) и жертвы терроризма, военных действий (41,8%); 4) бездомные люди, в том числе дети (36,4%).

Представленный рейтинг объектов, требующих немедленной социальной поддержки со стороны благотворителей, отражает степень озабоченности жителей остротой существующих в обществе проблем, решению которых могла бы поспособствовать благотворительная помощь. Учет значимости объектов благотворительной помощи, названных жителями, при оказании этой помощи будет помогать развитию социального потенциала благотворительности.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга указывают также на ряд причин неэффективности благотворительной деятельности, связанных с деятельностью государства в сфере благотворительности, а именно недостаток признания благотворителей со стороны государства (11,8%) и несовершенство налоговой политики (11,1%).

Для развития благотворительности абсолютное большинство (80,1%) жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают очень важной ее общественное признание. Наиболее актуальной формой общественного признания благотворительной деятельности для организаций-благотворителей жители Москвы и Санкт-Петербурга считают расширение их известности в обществе посредством помещения информации о благотворительной деятельности организации в СМИ (58,6%) и публичной благодарности (47,1%). Одной из форм публичной благодарности, на которые указывают жители, являются вручение государственных наград и премий (22,5%) и избрание благотворителя почетным гражданином (14%).

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-03-00355а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева О. Благотворительность в России — территория свободы // Материалы Международного семинара "Государство — бизнес — НКО": проблемы межсекторного взаимодействия и развития благотворительности. М., 2005.

Брукс А. Развитие благотворительности: сравнительный анализ мировых практик // Материалы Международного семинара "Государство — бизнес — НКО: проблемы межсекторного взаимодействия и развития благотворительности". М., 2005.

Бадя Л.В. Методологические аспекты трудовой помощи в России // Проблемы теории и методологии социальной работы. М., 2000.

Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования / Под ред. Л.В. Бадя, О.Л. Лейкинд, А.В. Орловой, Г.Н. Ульяновой. СПб., 2004.

Благотворительность как сфера деловой активности банков. М., 1997.

Современные тенденции благотворительности и перспективы ее развития в изменяющейся России. М., 2008.

Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1999.

Теория социальной работы. М., 1998.

Ульянова Г.Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989—2002 гг.) // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. 2002 / Под ред. О.Л. Лейкинда. СПб., 2003.

Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах России. М., 1998.

Эффективность работы некоммерческих организаций в регионах России. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.