Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Шамехина Э.В. — Цифровая трансформация противодействия коррупции: ретроспектива и перспективы развития // Национальная безопасность / nota bene. - 2023. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0668.2023.4.44043 EDN: THLHLL URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=44043
Цифровая трансформация противодействия коррупции: ретроспектива и перспективы развития
Шамехина Эллада Владимировна
ассистент, кафедра деликтологии и криминологии, Юридический инстмтуг, Сибирский федеральный
университет
660075, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, уп. Маерчака, 6
Статья из рубрики 'Технологии и методология в системах безопасности"
DOI:
10.7256/2454-0668.2023.4.44043
EDN:
THLHLL
Дата направления статьи в редакцию:
16-09-2023
Аннотация: Предметом исследования выступают программные политико-правовые документы, являющиеся основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. В работе рассматривается развитие процессов цифровой трансформации государственного и муниципального управления в аспекте противодействия коррупции. Исследуется антикоррупционный потенциал интеграции сквозных технологий в традиционные модели взаимодействия общества и государства, а также дается оценка перспектив противодействия коррупционным проявлениям посредством цифровизации процессов государственного и муниципального управления. Обосновывается значимость цифровой трансформации государственного управления для обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов власти. Особое внимание уделяется отсутствию общепризнанной дефиниции цифровой трансформации как в законодательстве, так и в научной среде по причине новизны и «размытости» границ данного феномена. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, применение
которых обусловлено спецификой исследуемой темы (формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы). Проведенное исследование позволило рассмотреть ретроспективу процесса цифровой трансформации государственного и муниципального управления в аспекте государственной антикоррупционной политики, а также определить перспективные направления дальнейшего развития и внедрения цифровых технологий в деятельность по противодействию коррупции на федеральном уровне.
Ключевые слова:
государственное управление, коррупция, цифро в из а ция , открытость, цифровая трансформация, цифровые технологии, противодействие коррупции, прозрачность, трансформация противодействия коррупции, цифровое правительство
В современном мире использование цифровых технологий стало необходимым элементом успешного функционирования практически всех социальных институтов, и сфера публичной власти не является исключением. Как отметил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному собранию 2018 г., «цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности - это мощный фактор противодействия коррупции». Внедрение новых технологических решений несет в себе массу преимуществ экономического и социального толка. В связи с этим одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, обозначенной в Указе Президента от 21 июля 2020 г., является цифровая трансформация.
Цифровая трансформация государственного и муниципального управления представляется логичным продолжением тренда последних лет на всеобщую цифровизацию. Ввиду новизны и «размытости» границ обозначенного явления, термин «цифровая трансформация» не имеет общепризнанного определения ни в законодательстве, ни в научном дискурсе.
На современном этапе развития общества и государства цифровая трансформация стала предметом возрастающего интереса для научного сообщества. В доктрине ^—2— намечаются тенденции познания социально-экономического и политического содержания данного явления, его технических характеристик. Стремительный технический прогресс и динамичное развитие новых технологий не позволяют определить масштабы, а также способы и средства цифровой трансформации общества.
В научной литературе распространено понимание цифровой трансформации как процесса. Такой подход обусловлен этимологией латинского термина «transformatio», который означает «превращение». В данном аспекте под цифровой трансформацией предлагается понимать процесс «изменения (преобразования) устоявшихся экономических и общественных институтов в связи с внедрением цифровых технологий»
с- 11]. При этом цифровая трансформация не ограничивается только разработкой или использованием новых технологических решений, а заключается в преобразовании привычных форматов и моделей взаимодействия между участниками общественных отношений. Применительно к цифровой трансформации государственного и муниципального управления следует отметить, что ее цель «заключается не в том, чтобы внедрить те или иные технологии в деятельность органов государственной власти, а в том, чтобы само государственное управление стало более результативным и
эффективным» [5, с- 245].
Цифровая трансформация выступает ориентиром развития и определяет направления совершенствования форм взаимодействия между структурными элементами общества в различных сферах социальной жизни посредством интеграции в традиционные модели взаимоотношений новейших технологических решений. В этом контексте особую актуальность приобретает поиск новых возможностей коммуникаций, которые могут стать базисом для формирования социальной реальности, основанной на принципах устойчивого развития.
Влияние цифровизации на сферу государственного и муниципального управления сегодня сложно переоценить. В научном сообществе отмечается, что использование современных информационных технологий в государственном управлении «существенным образом позволило изменить выполнение возложенных на
государственные органы функций, обеспечить открытость их деятельности» [6, с' 15], а также установить новые формы коммуникации между государством и гражданами. Следствием тенденции к цифровой трансформации стало то, что в настоящий момент практически каждый представитель гражданского общества может лично принимать участие в государственном и муниципальном управлении, а открытость информации приобрела презумптивный характер.
Открытость и публичность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления отнесены к принципам противодействия коррупции, как это следует из положений ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Цифровая трансформация оказывает непосредственное влияние на снижение уровня коррупциогенности государственного и муниципального управления, а использование цифровых форм взаимодействия государства и общества в реалиях современного мира представляется обязательным условием эффективного противодействия коррупции.
Анализ Национального плана противодействия коррупции, утвержденного в 2008 году, показал, что цифровизация государственного управления рассматривается как одна из целей государственной антикоррупционной политики. Правительству Российской Федерации поручены разработка и финансирование мероприятий по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов. Реагируя на стремительное развитие информационной инфраструктуры общества, государство поставило перед органами власти задачу по обеспечению «информационной открытости различных сторон их деятельности» [7, с,]. Данная инициатива послужила стартом для будущей цифровой трансформации сферы государственного управления и появления новых инструментов и механизмов противодействия коррупции в органах власти.
Как отметил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному собранию 2009 г., развитие стратегических и информационных технологий стало приоритетной задачей государства, а в основу всесторонней модернизации должны быть положены ценности и институты демократии.
Цифровизация сферы государственного управления усилилась с началом оказания государственных услуг через электронные каналы связи. В Послании Президента 2009 г. особо подчеркивается, что внедрение электронных технологий не только обеспечивает удобство получения государственных услуг, но и «должно стать мощным инструментом противодействия коррупции». Во исполнение указанных задач в декабре 2009 г.
запущена первая площадка электронного правительства - федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». На момент запуска на портале была размещена информация о 110 услугах федерального уровня и более 200 - регионального и муниципального.
Сразу после запуска проекта наметилась тенденция к расширению возможностей портала государственных и муниципальных услуг. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная в 2010 г., в качестве одного из основных направлений реализации антикоррупционной политики государства закрепила необходимость внедрения в деятельность органов государственной власти «инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг». Позитивное влияние цифровизации публичного управления в аспекте противодействия коррупционным проявлениям стало более значимым.
В ежегодном Послании Федеральному собранию 2011 г. Президент завершении полномасштабного перехода к бесконтактным технологиям при реализации государственных функций и оказании публичных Президент подчеркнул, что электронные технологии служат не только экономии времени и повышения доступности государственных услуг «обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для коррупции».
Роль инноваций в обеспечении открытости и публичности государственной деятельности положительно оценивается и в отечественной доктрине. В контексте развития современных информационных технологий в сфере противодействия коррупции О. В. Александрова под информационной открытостью предлагает понимать «правовой режим информации, содержащейся в информационных системах, предусматривающий обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать реализацию конституционного права каждого на информацию», а обеспечение информационной открытости осуществляется посредством деятельности по поиску, сбору, хранению, обработке, предоставлению, распространению информации. При этом одними из ключевых критериев информационной открытости являются «доступность и понятность информации о деятельности органов публичной власти и их должностных лиц» [8, с- 1181. Представляется, что электронные технологии - наиболее эффективные современные инструменты информационного обеспечения, отвечающие реалиям сегодняшнего дня.
Электронные формы взаимодействия государства и общества существенным образом способствуют снижению уровня коррупциогенности сферы государственного управления. В. В. Астанин полагает, что «информационное обеспечение публичности и открытости деятельности государственных органов открывает большое поле не только для реализации механизмов участия гражданского общества в противодействии коррупции,
но и оценки их взаимодействия с государственными органами» [9, с 6]. Как показали исследования, внедрение бесконтактных технологий при работе с заявителями порой
ведет к полной ликвидации целых секторов бытовой коррупции [10, с 69], а открытость информации выступает одним из элементов предупреждения коррупционных проявлений.
Однако не только открытость деятельности государственных органов необходима для
Р о с с ии объя в ил о документооборота услуг населению. инструментом для населению, но и противодействия
успешного противодействия коррупции. Как верно отметил А. А. Коробов, «для снижения уровня коррупции во властных структурах необходим, в первую очередь, режим «прозрачности» деятельности власти, позволяющий осуществлять непрерывный
мониторинг, контроль над ней со стороны широкой общественности» Г11, с- 2°31. Отметим, что под «прозрачностью» применительно к публичной власти в научной среде чаще всего понимается доступность информации о деятельности государственных органов
широкому кругу лиц Г12, с' 2361. В связи с этим следует констатировать, что внедрение отдельных электронных инструментов и форм коммуникации в процесс оказания государственных услуг не в полной мере может способствовать установлению контроля и подотчетности действий органов власти, поскольку с их помощью не может осуществляться постоянный и непрерывный мониторинг и непредвзятая оценка правомерности поведения государственных служащих.
Решение данной проблемы видится в переходе от электронного правительства к цифровому правительству, начало которому положено в 2012 г. Суть данного перехода заключается в следующем: электронное правительство, направленность которого заключалась в оказании государственных услуг посредством использования сети Интернет, трансформируется в правительство, организованное по сетевому принципу, его ключевым ядром становятся новейшие цифровые технологии, а «приоритетную роль
начинают играть взаимодействие и взаимосвязи между гражданами и государством» с. 1271
Смена вектора с электронных форм взаимодействия государства и общества на цифровые отмечена Президентом Владимиром Путиным в Посланиях Федеральному собранию 2016 г. В частности, указано на необходимость развития в «направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, ... так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни». Данное высказывание интенсифицировало процесс цифровой трансформации сферы публичного управления - интеграции передовых технологий в процессы взаимодействия органов власти и граждан, которая привела к возникновению новых каналов политического участия и коммуникации между государством и обществом.
В научной литературе высказывается мнение, что именно цифровая трансформация сферы государственного управления способна кардинально повысить эффективность противодействия коррупции в сфере публичной власти. Скорость технологических изменений мира стремительно нарастает, и внедрение новых технологий в процессы противодействия коррупционным проявлениям сегодня является необходимым условием успешной антикоррупционной политики.
Ядром цифровой трансформации выступают сквозные технологии - ключевые направления национальной технологической инициативы, к которым в первую очередь относятся большие данные, технология блокчейн и искусственный интеллект. Антикоррупционный потенциал указанных цифровых технологий за последние годы стал
предметом научных исследований таких ученых, как Н. В. Бугаевская Г14], К. С. Евсиков А. Г. Кравченко Д. В. Крылова [161, Г. В. Назаренко ■Г1711, А. И. Овчинников и других. Несмотря на различные подходы к аналитике и констатацию присущих цифровой трансформации рисков, большинство представителей научного сообщества подтверждают наличие положительной корреляции между тенденцией к развитию сквозных цифровых технологий и снижением уровня коррупции. Изучение возможностей указанных технологических решений в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией
находится за рамками настоящего исследования. Однако следует отметить, что «применение цифровых технологий в целях противодействия коррупции и разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий» входят в число приоритетных направлений государственной политики. В частности, новейшим отечественным антикоррупционным проектом, основанным на аналитике больших данных, стала информационная цифровая система противодействия коррупции «Посейдон», запуск которой состоялся в 2022 г. Оценивая перспективы данной системы, можно сделать вывод, что создание единой базы данных, аккумулирующей и анализирующей информацию из самых разнообразных источников, имеет огромный антикоррупционный потенциал П^!.
Как уже отмечалось выше, использование цифровых решений в части оказания государственных услуг вносит существенный вклад в снижение коррупциогенности данной сферы, а «электронное общение» с гражданами и организациями является
«высшей формой электронной организации власти» ———I85!. в связи с этим федеральный проект «Цифровое государственное управление», в рамках которого осуществляется цифровая трансформация, в качестве ключевого показателя рассматривает увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 % к 2030 г. Эти и другие инициативы, несомненно, способствуют минимизации коррупционных рисков в сфере государственных услуг и ведут к снижению общего уровня коррупции в стране. Вместе с тем нельзя отрицать и эволюцию коррупционных практик, и появление новых ее форм, в частности так называемой киберкоррупции, связанных с глобальной цифровой трансформацией общественной жизни.
Цифровая трансформация процесса государственного управления способна оказывать существенное влияние на его прозрачность и доступность для внешнего контроля, что является необходимым условием результативности мер, направленных на противодействие коррупции. Цифровая трансформация способствует достижению
широкого межотраслевого эффекта и должна качественным образом изменить привычные модели взаимодействия. Внедрение сквозных цифровых технологий сегодня становится стандартом эффективного, современного подхода к осуществлению публичной власти и «позволяет выйти на совершенно новый уровень профилактики и
противодействия различным коррупционным правонарушениям» —с:—17!. Таким образом, цифровая трансформация государственного управления является одним из наиболее эффективных и перспективных направлений в сфере противодействия коррупции, а сопутствующие цифровизации открытость и прозрачность деятельности властных органов обладают несомненным антикоррупционным потенциалом.
Библиография
1. Цифровая трансформация в государственном управлении [Электронный ресурс] : коллект. моногр. / Н. Е. Дмитриева, А. Г. Санина, Е. М. Стырин и др. ; под ред. Е. М. Стырина, Н. Е. Дмитриевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
2. Южаков В. Н. Цифровая трансформация государственного управления: оценка результативности и эффективности. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 234 с.
3. Цифровая трансформация государственного управления : монография / А. С. Никитина, И. И. Борисенко ; Министерство просвещения Российской Федерации, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт управления, Уральский
государственный педагогический университет. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. 140 с.
4. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; рук. авт. кол. П. Б. Рудник ; науч. ред. Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 239 с.
5. Южаков В. Н. К вопросу о цифровой трансформации государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. С. 243-254.
6. Цифровая трансформация и государственное управление: научно-практическое пособие / А. С. Емельянов, А. А. Ефремов, А. В. Калмыкова и др.; ред. кол.: Л. К. Терещенко, А. С. Емельянов, Н. А. Поветкина. Инфотропик Медиа, 2022. 224 с.
7. Кабанов П. А. Антикоррупционное информирование с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: вопросы правового регулирования // Правовая информатика. 2017. №2. С. 4-17.
8. Акунченко Е. А. Информационная открытость в системе антикоррупционной транспарентности избирательного процесса // Право и информация: вопросы теории и практики : сборник материалов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18 марта 2019 года. С. 114-122.
9. Астанин В. В. Об эффективных механизмах взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2011. № 4(40). С. 5-8.
10. Евсиков К. С. Цифровая трансформация противодействия коррупции // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. №1. С. 67-80.
11. Коробов А. А. Транспарентность органов государственной власти как средство профилактики коррупции // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 203-205.
12. Дамм И. А. Открытость публичной власти: вопросы понятийно-категориального аппарата // Вестник Санкт-Петербургского университета: Право. 2019. Т. 10 (№ 2). С. 226-242.
13. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5(153). С. 120-135.
14. Бугаевская Н. В. Использование цифровых технологий в противодействии коррупции // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 509-514.
15. Кравченко А. Г., Овчинников А. И., Мамычев А. Ю., Воронцов С. А. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 52-62.
16. Крылова Д. В., Максименко А. А. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. №84. С. 241-255.
17. Назаренко Г. В. Цифровизация как тактика борьбы с коррупцией: возможности и риски // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 4(845). С. 112-118.
18. Овчинников А. И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. №11. С. 158170.
19. Шамехина Э. В. Государственная информационная система «Посейдон» как новый инструмент противодействия коррупции // Енисейские политико-правовые чтения : Сборник научных статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 19-24 сентября 2022 года. С. 403-410.
20. Талапина Э. В. Правовые проблемы государственного управления в условиях информатизации общества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. №4. С. 175-194.
21. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 221 с.
22. Противодействие коррупции в условиях цифровизации государства, права и экономики: концептуальные и институциональные аспекты : монография / С. А. Воронцов, А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев, А. Г. Кравченко, А. А. Сеник ; Южный федеральный университет ; под общ. ред. А. И. Овчинникова. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. 178 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой научной статье на тему: «Цифровая трансформация противодействия коррупции: ретроспектива и перспективы развития» авторомами справедливо подчеркнута актуальность исследуемой проблемы цифровой трансформации и ее роли в антикоррупционной политике государства, а, также возникающих цифровых возможностей антикоррупционного контроля. Вполне очевидно и несомненно, что цифровые инновации способны внести значительный вклад в минимизацию коррупционной деятельности в государственном управлении современного государства XXI века, в т. ч. Российской Федерации.
Анализ использованных авторомавторами источников и литературы свидетельствует о вполне продуманном подборе научных работ российских ученых по исследуемой проблематике. Присутствуют научные работы исследователей, глубоко и комплексно представляющих данную проблематику и смежные с ней проблематики в своих научных работах.
Столь основательный выбор, что следует отметить положительно, источниковой базы исследования в рецензируемом тексте научной статьи позволил представить авторам позиции различных исследователей. Однако, к сожалению, научная дискуссия в статье не развернута, элементы научной дискуссии и апелляция к оппонентам отсутствуют. Статья содержательно вполне способна вызвать научный и читательский интерес и, полагаем, что, скорее всего, будет достаточно полезна для целевой читательской аудитории. В частности, автором подробно представлен экскурс информационно-технологического развития российского общества и государства - от электронного к цифровому. Показаны общественно- и государственно значимые результаты для
государственного управления на разных этапах внедрения и развития ИКТ-технологий в государственном управлении нашего государства. Представлены выдержки из Указов и Посланий Президента Российской Федерации разных годов, Национального плана противодействия коррупции по актуальным вопросам и проблемам электронной (ранее) и цифровой трансформации. Обращено внимание читателя на отсутствие законодательного закрепления понятия «цифровые трансформации» и т.д.
Представленная на рецензирование научная статья «Цифровая трансформация противодействия коррупции: ретроспектива и перспективы развития» оформлена традиционно и, в целом, соответствует предъявляемым требованиям к структуре и содержанию научных статей.
Однако, есть отдельные замечания к оформлению статьи. Рецензируемая научная статья не структурирована. Отсутствует четкая постановка цели исследования и его задач. Статья не содержит в самом тексте специально выделенного методологического раздела. Авторомавторами статьи не представлена методология исследования, включая использованные методы и подходы к исследованию. Для уровня статьи, предлагаемой для опубликования в журнале, рецензируемом ВАК РФ, это является важной рекомендацией.
Стиль, скорее научный, однако, местами возникает уклон в сторону использования официально-делового стиля. Тем не менее, сказанное не влияет на уровень научности статьи в целом и ее можно рекомендовать к опубликованию с учетом высказанных замечаний методологического характера.