Научная статья на тему 'О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / "ГОСУСЛУГИ" / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ "ПОСЕЙДОН" / РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меняйло Д. В., Крупенникова К. К.

Одной из наиболее актуальных проблем, препятствующих совершенствованию системы публичного управления в условиях современного развития Российской Федерации, являются преступления коррупционной направленности. Коррупция подрывает основы демократии, препятствует эффективному государственному управлению, влияет на развитие страны, является угрозой безопасности государства. В настоящее время противодействие коррупции видится наиболее эффективным с использованием цифровых технологий, что обусловлено стремительными темпами развития информационных технологий, которые охватывают все сферы жизни общества, а во многом даже являются их неотъемлемым составляющим. Благодаря цифровым технологиям создаются новые способы ведения учета статистических данных параметров коррупционных отношений, проведения эффективной оценки коррупционных рисков отдельных должностей в органах власти и органах местного самоуправления с учетом их местоположения, культурных особенностей и социально-экономических условий. В связи с этим в статье рассматриваются цифровые технологии, которые применяются государством в качестве инструментов противодействия коррупции. Особое внимание уделяется элементам электронного правительства и новеллам законодательства в части создания информационной системы противодействия коррупции «Посейдон». Приводятся примеры и разновидности рисков, способных порождать коррупцию в условиях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меняйло Д. В., Крупенникова К. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON COMBATING CORRUPTION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

One of the most pressing problems hindering the improvement of the public administration system in the conditions of modern development of the Russian Federation are corruption-related crimes. Corruption undermines the foundations of democracy, hinders effective public administration, affects the development of the country, is a threat to the security of the state. Currently, anti-corruption is seen as the most effective with the use of digital technologies, which is due to the rapid pace of development of information technologies that cover all spheres of society, and in many ways, are even an integral part of them. Thanks to digital technologies, new ways are being created to keep records of statistical data on the parameters of corruption relations, to conduct an effective assessment of corruption risks of individual positions in government and local self-government bodies, taking into account their location, cultural characteristics and socio-economic conditions. In this regard, the article discusses digital technologies that are used by the state as anti-corruption tools. Special attention is paid to the elements of e-government and the novelties of legislation in terms of creating an information system for combating corruption «Poseidon». Examples and varieties of risks that can generate corruption in the context of digital transformation are given.

Текст научной работы на тему «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ON COMBATING CORRUPTION IN THE CONTEXT OF DIGITAL

TRANSFORMATION

УДК 342.9

Д.В. МЕНЯИЛО,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

К.К. КРУПЕННИКОВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

DMITRY V. MENYAILO,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

KRISTINA K. KRUPENNIKOVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: одной из наиболее актуальных проблем, препятствующих совершенствованию системы публичного управления в условиях современного развития Российской Федерации, являются преступления коррупционной направленности. Коррупция подрывает основы демократии, препятствует эффективному государственному управлению, влияет на развитие страны, является угрозой безопасности государства.

В настоящее время противодействие коррупции видится наиболее эффективным с использованием цифровых технологий, что обусловлено стремительными темпами развития информационных технологий, которые охватывают все сферы жизни общества, а во многом даже являются их неотъемлемым составляющим. Благодаря цифровым технологиям создаются новые способы ведения учета статистических данных параметров коррупционных отношений, проведения эффективной оценки коррупционных рисков отдельных должностей в органах власти и органах местного самоуправления с учетом их местоположения, культурных особенностей и социально-экономических условий.

В связи с этим в статье рассматриваются цифровые технологии, которые применяются государством в качестве инструментов противодействия коррупции. Особое внимание уделяется элементам электронного правительства и новеллам законодательства в части создания информационной системы противодействия коррупции «Посейдон». Приводятся примеры и разновидности рисков, способных порождать коррупцию в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: противодействие коррупции, цифровизация государства, «Госуслуги», информационная система противодействия коррупции «Посейдон», риски возникновения коррупции.

Для цитирования: Меняйло Д.В., Крупенников К.К. О противодействии коррупции в условиях цифровой трансформации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 28-32.

Abstract: one of the most pressing problems hindering the improvement of the public administration system in the conditions of modern development of the Russian Federation are corruption-related crimes. Corruption undermines the foundations of democracy, hinders effective public administration, affects the development of the country, is a threat to the security of the state.

Currently, anti-corruption is seen as the most effective with the use of digital technologies, which is due to the rapid pace of development of information technologies that cover all spheres of society, and in many ways, are even an integral part of them. Thanks to digital technologies, new ways are being created to keep records of statistical data on the parameters of corruption relations, to conduct an effective assessment of corruption risks of individual positions in government and local self-government bodies, taking into account their location, cultural characteristics and socio-economic conditions.

In this regard, the article discusses digital technologies that are used by the state as anti-corruption tools. Special attention is paid to the elements of e-government and the novelties of legislation in terms of creating an information system for combating corruption «Poseidon». Examples and varieties of risks that can generate corruption in the context of digital transformation are given.

Keywords: anti-corruption, digitalization of the state, «Public services», information system of anticorruption «Poseidon», risks of corruption.

For citation: Menyailo D.V., Krupennikova K.K. On combating corruption in the context of digital transformation // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. P. 28-32.

Инновационные технологии частично уже доказали свою эффективность в сфере государственного и муниципального управления. Прежде всего, это связано с введением ограничений в период коронавирусной инфекции COVID-19. Портал «Госуслуги» обеспечил нормальное функционирование процесса оказания услуг гражданам без посещения соответствующих органов власти и учреждений. Также можем отметить взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов между собой и с гражданами посредством он-лайн-конференций и совещаний. Речь о том, что цифровизация государственного управления способствует решению актуальных проблемных вопросов.

Однако цифровая трансформация сферы государственного управления представляет определенные угрозы - киберугрозы, что может нанести существенный ущерб национальной безопасности государства.

Так, актуальным становится формирование наиболее эффективного использования цифровых ресурсов с условием максимального извлечения пользы.

В связи с этим считаем целесообразным представить сформированные цифровые практики в сфере противодействия коррупции.

Цифровые государственные услуги и электронное правительство.

Электронные сервисы, внедренные государством, не только повышают эффективность предоставления государственных услуг для физических и юридических лиц, но и благодаря доступности и открытости информации посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иным цифровым технологиям снижают уровень коррупции в данной сфере.

Данное цифровое взаимодействие граждан с органами государственной власти основано на обезличивании, технической проверяемости (фиксация алгоритмов действий граждан и должностных лиц и др.) и следовании админи-

стративному регламенту, что способствует снижению коррупционных проявлений.

Краудсорсинговые платформы.

С помощью данных платформ граждане могут оповещать о коррупционных явлениях, передавать свой индивидуально-определенный опыт. Такое взаимодействие может производиться посредством сети Интернет или телефонной связи.

Отличительной чертой краудсорсинговых платформ является их целевой характер - они предназначены для сообщения о мелкой (бытовой) коррупции, что очень важно в связи с тем, что часто мелкой коррупции не придают должного значения, не представляют в средствах массовой информации.

Ярким примером такой платформы является антикоррупционный портал «Я дал взятку» (платформа ipaidabribe.com)1. Впервые он был запущен в Индии, после чего подобные платформы получили распространение в мировом масштабе: во Вьетнаме - Toidihoilo, в Колумбии - Yosoborno, в Кении - «Ушахиди». Причем часто краудсорсинговые платформы имеют определенную узкую направленность - борьба с коррупцией в образовательных учреждениях, на торговых площадках и др.

Порталы прозрачности.

Представляют собой онлайн-платформы, обычно управляемые правительствами или НПО, которые публикуют информацию о деятельности правительства.

Иллюстрацией таких порталов является предоставляющий информацию о финансах политических партий, политических и избирательных кампаний аргентинский Dinero y Politica2, а также представляющий информацию о государственных бюджетах

1 I paid a brade [пер. с англ.]: официальный сайт антикоррупционного портала «Я дал взятку». URL: http://www. ipaidabribe.com/#gsc.tab=0. (дата обращения: 27.03.2022).

2 Dinero y Politica [пер. с англ.]: официальный сайт портала. URL: http: http://dineroypolitica.org/ (дата обращения: 29.03.2022).

OpenSpending.org3. Причем такие информационные данные предоставляются открыто, что делает их легкодоступными, не ограниченными в использовании.

Открытые правительственные данные на порталах прозрачности могут служить для улучшения государственного управления, например, в области закупок, где публикация информации о прошлых контрактах может повысить эффективность публичных закупок, заключения контрактов и разрешения общественного контроля. В Молдове, например, платформа openmoney.md показывает, кто является конечным бенефициаром публичных тендеров, а также сумму денежных средств с использованием открытых данных4.

Большие данные (Big data), генерируемые такими источниками, как Интернет, системы кредитных карт, камеры наблюдения или социальные сети, в основном используются в области здравоохранения, торговли и налогообложения, где для получения ценной информации используются прогнозный анализ и визуализация.

С развитием цифрового пространства становится открытой система взаимодействия субъектов общественных отношений, и при использовании Big Data появляется возможность антикоррупционного контроля - составление из информационных фрагментов целостной картины коррупционной деятельности.

Данная система сделает возможным ведение автоматизированного учета статистических данных параметров коррупционных отношений, в том числе:

- возникающих коррупционных рисков;

- возможных коррупционных взаимоотношений (потенциального конфликта интересов);

- статистики коррупционных правонарушений с возможностью привязки к конкретному объему полномочий чиновников и должностных лиц.

Также использование Big Data позволит проводить эффективную оценку коррупционных рисков отдельных должностей в органах власти и органах местного самоуправления с учетом их местоположения, культурных особенностей и социально-экономических условий.

Цифровизация как явление, противостоящее коррупции, существует при проведении госзакупок в электронной форме, определен-

3 OpenSpending.org [пер. с англ.]: официальный сайт портала. URL: https://openspending.org/ (дата обращения: 29.03.2022).

4 Трунцевский Ю.В. E-антикоррупция или e-коррупция:

влияние глобальной цифровизации [Электронный ресурс] // ЮрФак: изучение права онлайн, 2019. URL: https://urfac. ru/?p=2553 (дата обращения: 29.03.2022).

ной в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как следствие реализации цифровых технологий в данном законе - повышение контроля за организацией бюджетных расходов5.

Образование открытой политики в сфере торгов на цифровых порталах обеспечивает публичность и прозрачность расходов из бюджетов и эффективность контроля в данной сфере. При этом для полноценного контроля, исключающего коррупционное вмешательство в процессы заключения государственных и муниципальных контрактов, возникает необходимость использования цифровых блокчейн-тех-нологий, которые делают все закупки не только прозрачными, но и при наличии смарт-контрак-тов используемыми без возможности теневого вмешательства в ценообразование.

Коррупция имеет тенденции снижения также и в сфере высшего образования. Это произошло в связи с введением системы «Антиплагиат». Как известно, выпускные квалификационные, курсовые, научные работы подлежат обязательному размещению в открытом доступе, что позволяет системе сопоставлять проверяемые работы с уже размещенными. Такие цифровые проверки авторства позволяют обеспечить прозрачность результата обучения.

Широкий спектр возможностей для предупреждения конфликта интересов представляет мониторинг поисковыми системами с использованием искусственного интеллекта. Через «виртуальные следы», сетевые сервисы, запросы, системы идентификации лиц, геопозиции, финансовые транзакции с помощью специально разработанных программ представляется возможным отслеживание конфликта интересов и оповещение правоохранительных органов для проверки коррупционных схем [1, с. 59].

В апреле 2022 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным была введена в действие информационная система противодействия коррупции «Посейдон», которая призвана при обработке, анализе и сопоставлении информации выявлять признаки коррупционной деятельности. Одним из основных элементов этой системы являются сведения о доходах, расходах и имуществе

5 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14.Ст. 1652.

государственных служащих и определенных законодательством членов их семей6.

В свою очередь, есть и обратная сторона медали цифровизации в сфере противодействия коррупции. Цифровые технологии могут как помогать в борьбе с коррупцией, так и быть использованы коррупционерами в собственных корыстных интересах. Все чаще заявляется о появлении так называемой «е-коррупции». Инструментом развития коррупции в мире является криптовалюта [2, с. 75].

Помимо представленных рисков использования информационных технологий в системе деятельности органов государственной власти, можно также выделить дополнительные риски в данной области, потенциальные последствия наступления которых требуют тщательного и серьезного их исследования и прогнозирования [3, с. 22].

На основе обобщения материалов исследования широкого перечня авторов, можно выделить следующие группы рисков применения информационных технологий в процессе функционирования органов государственного управления:

- создание предпосылок для подмены целей средствами. Сущность данного риска состоит в том, в условиях построения информационно-коммуникативного механизма государственного управления происходит подмена основной цели реализации данного процесса средствами по ее достижению. Происходит формирование некой виртуальной реальности, в рамках которой цифровое пространство деятельности органа государственной власти, в частности его сайт, декларирует о том, что все проблемы решены, но реального решения вопроса гражданина так и не произошло;

- подавление индивидуальных потребностей факторов стандартизации. Методикой построения механизма использования цифровых технологий в деятельности органов государственной власти является достижение максимального уровня типологизации и стандартизации. В то же время при этом необходимо понимать, что потребности каждого гражданина носят индивидуальный характер и связаны в первую очередь с индивидуальными его особенностями как личности, а также спецификой существующей проблемной ситуации. Использование общих стандартов для решения вопросов в области го-

6 Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.05.2022. № 18. Ст. 3053.

сударственного управления позволяет повысить их оперативность, но в то же время происходит практически полная утрата такой функции данного механизма, как гибкость. В этой связи формирующие цифровые пространства деятельности органов государственной власти должны быть гибкими и индивидуализированными;

- отсутствие релевантного механизма обратной связи. Выполненные исследования позволяют говорить о том, что разработчики процессов цифровизации деятельности органов государственного управления стараются предусмотреть наличие механизма обратной связи, но в большинстве случаев отмеченный механизм не обладает свойством релевантности. Наличие определенного слоя «цифровой бюрократии» не позволяет гражданину донести свою просьбу до государства с целью решения имеющихся у него проблем;

- повышение уровня уязвимости информационных систем государственного управления. Чем выше уровень использования цифровых технологий в деятельности органов государственного управления, тем выше их киберу-язвимость для потенциальных криминальных элементов. В этой связи органы государственного управления должны использовать максимально надежные и современные системы защиты своего цифрового пространства.

Примером воплощения коррупционных рисков является случай с сотрудниками полиции и государственной администрации в Боснии и Герцеговине. Сотрудники после введения электронной системы регистрации граждан злоупотребляли доступом к их личным данным (чиновники нашли способы обойти или использовать новые системы для собственной выгоды путем фальсификации, незаконного получения или уничтожения данных) и создавали поддельные данные для продажи фальшивых удостоверений личности и паспортов.

Таким образом, открытость управленческих отношений и решений применяется в различных областях противодействия коррупции: в сфере образования, государственных закупок, учета акционерных обществ и т.д. Это обеспечивает открытость и прозрачность социально-экономических процессов, что делает противодействие коррупции наиболее эффективным. Новеллой в сфере противодействия коррупции стало введение новой информационной системы противодействия коррупции «Посейдон».

Однако инновационные технологии в деятельности государственных и муниципальных органов и служб представляют и коррупционные риски.

Литература

1. Иванова Ю.А., Сарбаев Г.М. К вопросу о киберпреступности / Цифровые трансформации экономики и права: сборник научных тезисов Национальной научно-практической конференции, Москва, 8 декабря 2021 года. - Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2022. С. 58-64.

2. Григорищин А.В. Цифровые технологии как фактора повышения качества государственного управления / Цифровая экономика в социально экономическом развитии России: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно практической конференции молодых ученых Санкт Петербургского государственного экономического университета / под ред. Е.А. Горбашко. - Санкт-Петербург, 2018. С. 73-77.

3. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.

= References =

1. Ivanova Yu.A., Sarbaev G.M. K voprosu o kiberprestupnosti / Cifrovye transformacii ekonomiki i prava: sbornik nauchnyh tezisov Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 8 dekabrya 2021 goda. - Volgograd: IP CHernyaeva YU.I., 2022. S. 58-64.

2. Grigorishchin A.V. Cifrovye tekhnologii kak faktora povysheniya kachestva gosudarstvennogo upravleniya / Cifrovaya ekonomika v social'no ekonomicheskom razvitii Rossii: sbornik nauchnyh trudov po itogam Vserossijskoj nauchno prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh Sankt Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta / pod red. E.A. Gorbashko. - Sankt-Peterburg, 2018. S. 73-77.

3. Plotnikov V.A. Cifrovizaciya proizvodstva: teoreticheskaya sushchnost' i perspektivy razvitiya v rossijskoj ekonomike // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018. № 4 (112). S. 16-24.

(статья сдана в редакцию 02.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.