DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.094
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Научная статья
Вишнева К.В.*
ORCID: 0000-0003-1462-5311, Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск, Россия
* Корреспондирующий автор (kseniavishneva[at]mail.ru)
Аннотация
В статье представлена общая характеристика процесса цифровой трансформации некоммерческих организаций в современных условиях. На основании российских и зарубежных исследований цифровизации сектора НКО обозначены проблемы, препятствующие данному процессу. Содержание развития цифровых технологий и решений в НКО представлено в виде моделей цифровой трансформации и моделью работы с данными в некоммерческих организациях. Исходя из них сформулированы направления развития применения цифровых технологий для перехода на новый уровень цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, некоммерческие организации, НКО, третий сектор, модели цифровизации НКО.
DIGITAL TRANSFORMATION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRAJECTORIES
Research article
Vishneva K.V.*
ORCID: 0000-0003-1462-5311, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Russia
* Corresponding author (kseniavishneva[at]mail.ru)
Abstract
The article presents a general description of the process of digital transformation of non-profit organizations in the modern context. The study identifies the problems that hinder this process based on Russian and foreign studies of the digitalization of the NGO sector. The content of the development of digital technologies and solutions in NPOs is presented in the form of models of digital transformation and a model of working with data in non-profit organizations. With these models as a basis, the study then formulates the directions for the development of the use of digital technologies for the transition to a new level of digital transformation.
Keywords: digital transformation, digitalization, non-profit organizations, NGOs, third sector, models of digitalization of NGOs.
Развитие современных информационно-коммуникационных технологий и повсеместное вхождение интернета в жизнедеятельность как человека, так и в деятельность всех общественных структур не могло обойти сектор некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации, как правило, все ресурсы направляют на текущую работу - помощь клиенту, а инновации внутри организации зачастую имеют более низкий приоритет. В некоторой степени третий сектор часто запаздывает с внедрением инноваций [4, С. 51-60]. Однако, в условиях пандемии COVID-19 и самоизоляции некоммерческие организации были вынуждены оперативно делать работу, осуществимую только с использованием цифровых дистанционных технологий.
Представление общей характеристики моделей цифровой трансформации НКО в нынешнем положении позволяет выявить препятствия цифровизации и обозначить векторы её развития в секторе, что является целью данного исследования.
В настоящее время для реализации как текущей деятельности, так и стратегического планирования некоммерческие организации должны развивать возможности применения и использования цифровых технологий: во-первых, для укрепления внутреннего организационного управления, обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, и, во-вторых, для поддержания эффективных внешних контактов с партнерами (органами государственной власти, другими НКО и коммерческими организациями).
Наблюдаемая цифровизация в коммерческой сфере и сфере государственного управления ставит перед НКО вызов, который формирует определённые ожидания от социальных организаций, в т.ч. благотворительных, со стороны потенциальных доноров и благополучателей, при этом общий темп развития цифровых технологий некоммерческих организаций и сектора в целом является скорее отстающим на фоне активного внедрения цифровых технологий в коммерческом и государственных секторах [7, С. 5-21].
По данным мировых исследований некоммерческие организации наиболее активно внедряют цифровые технологии в сфере коммуникаций и фандрайзинга, в то время как комплексное применение цифровых технологий в управлении организацией в целом и их интеграция с существующими решениями встречается реже [8], [9, C. 6], [10, C. 23-27].
Российское исследование, проведенное Ассоциации «Форум Доноров» и Фонда целевого капитала «Истоки» среди НКО различных направлений деятельности, показывает, появились ли в российском третьем секторе цифровые
стратегии, какой уровень владения цифровыми компетенциями у менеджмента НКО и фондов и что мешает внедрять цифровые технологии отечественным некоммерческим организациям [5].
В контекстах зарубежных и отечественных исследований основные проблемные вопросы цифровой трансформации некоммерческих организаций в общем совпадают. На их основании сформулированы проблемы -положения, ограничивающие цифровую трансформацию некоммерческого сектора:
1. нехватка финансовых ресурсов для использования технологий, мониторинга и перестройки управления организацией в цифровой формат;
2. недостаточный уровень цифровой грамотности и конкретных навыков в использовании цифровых технологий;
3. недостаточно гибкие и открытые для преобразования и интеграции текущих рабочих процессов в цифровой формат;
4. отсутствие стратегии, целей и ключевых показателей эффективности, которые помогают измерить степень достижения целей (результативность и эффективность) цифровой трансформации;
5. отсутствие представления того, как цифровые технологии будут совмещены и адаптированы с уже существующими системами и информационной средой.
В целом, существует проблема отсутствие понимания, для чего нужна цифровая трансформация в организации и каким образом она повлияет на работу в перспективе.
По-прежнему для некоммерческих организаций в направлении совершенствования цифровых решений является то, что в этом процессе сохраняются организационные, финансовые, инфраструктурные барьеры.
Тенденция к расширению сферы деятельности и влияния на социальные процессы некоммерческих организаций определяет характерные особенности цифровой трансформации. Их можно представить в виде моделей, своего рода этапов, совершенствования цифровой трансформации сектора НКО.
Первая модель представлена последовательным медленным и иерархичным развитием цифровых технологий и постепенным их внедрением в основную работу сектора НКО: вынужденная цифровизация, постепенное наращивание цифрового потенциала сектора НКО через передачу накопленного опыта цифровой трансформации другими партнерами сектору для сохранения оперативности реагирования на запросы.
Вторая модель связана с развитием информационных и коммуникационных технологий развития. Это этап, где российские НКО, которые работают с привлечением большого количества партнеров - доноров, благотворителей, государственных органов, коммерческих структур через цифровые платформы во взаимодействии с ними (pro bono), используют технологии и принимают решения, основанные на анализе существующих и собственных данных.
В итоге, сектор НКО преобразует цифровую логику и достигнет третьей модели. Для данного этапа характерным является объединение некоммерческих организаций в сеть и использование открытых данных (облачные хранилища, коммуникация с клиентами через социальные сети, собственные сайты, оказание услуг с использованием дистанционных технологий, проведение фандрайзинговых кампаний). На данном этапе, целевая аудитория некоммерческой организации является частью взаимодействия совместной многосторонней деятельности [1, С. 818-824], [2, С. 28-36], [6, С. 65-75].
Вышеперечисленные модели в современных реалиях сводятся в итоге к созданию, обновлению и применению результатов цифровых решений, влияющих на управленческую стратегию и культуру организации и работу с благополучателями. Работа с большими данными и их анализ преобразует внешнюю и внутреннюю модель деятельности некоммерческих организаций, которую удобно представить в треугольной обрисовке, на вершине которой система управления контентом - содержимым основной деятельности организации (CMS). В основании треугольника находятся два фундаментальных ресурса некоммерческой организации: система работы с клиентами (CRM) и привлечение многоканальных ресурсов посредством фандрайзинговой деятельности (см. рис. 1).
система работы с клиентами Рис. 1 - Схема работы с данными в некоммерческих организациях
Согласно данной схеме работы с данными в некоммерческой организации, находящейся в процессе внедрения цифровых технологий в стратегические цели деятельности, взаимообусловлено преобразуется все её элементы. В первую очередь, трансформируется управление и содержание основной деятельности (CMS). На этом этапе происходят преобразования форм, технологий и моделей социального управления организацией: от электронного документооборота, подачи отчётности и отправки заявок на гранты до дистанционного обучения персонала,
облачного хранилища данных и удаленного предоставления услуг. Изменения принципов управления контентом, естественно, несут и изменения характера работы с клиентами (CRM). Здесь взаимодействие «клиент-организация» становится мобильнее, оперативнее, доступнее, с наличием доступной удаленной обратной связи с точки зрения клиента, и, систематическим, комплексным и с наибольшим привлечением целевой аудитории для НКО. Механизм цифровой трансформации CMS, CRM и их технологий осуществления так или иначе преобразовывает направления привлечения различных ресурсов НКО. Во взаимодействии в двумя другими элементами схемы, упрощается процедура участия в фандрайзинговых кампаниях НКО, расширяется охват регионов-участников, изменяются форматы и принципы фандрайзинговых площадок. В конечном итоге, элементы схемы находятся в систематическом взаимовлиянии, обусловленном цикличностью процесса цифровой трансформации.
На наш взгляд, исходя из эволюционных моделей можно определить перспективы развития применения цифровых технологий для перехода на качественно новый уровень.
Во-первых, это краудсорсинг данных. Здесь перспектива сфокусирована на работе с сообществами, реализуемая через отличный от традиционных способ сбора большого количества данных за короткий промежуток времени (через коммуникативный канал - социальные медиа).
Во-вторых, новые технологии создают потребность в новых навыках. Найм специалистов и обучение команды НКО ключевым навыкам, необходимым для использования технологий. Базовое изучение цифровым технологиям определяет способность творчески планировать практическое применение клиентоориентированного подхода в проектировании, прогнозировании, маркетинге некоммерческих организаций, привлекая новых сотрудников или повышая компетентность существующей команды.
В-третьих, укрепление сотрудничества в триаде «доноры - инвесторы - спонсорская помощь» и взаимное просвещение в вопросах цифровой грамотности. Целевое образование может помочь спонсорам увидеть необходимость его повышения и дать им уверенность в результатах их благополучателей.
В-четвертых, создание внутренней методологии цифровой трансформации некоммерческой организации. Разработка и апробация адаптивных для некоммерческих организаций методик цифровизации позволит транслировать этот накопленный опыт коллегам, делиться с партнерами - государственными социальными службами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, коммерческими партнерами, СМИ [3, С. 439 - 448].
В современных динамично развивающихся условиях процесс цифровой трансформации не ограничивается теми проблемами и перспективами, которые фигурируют в настоящее время. Новые вызовы потребуют новых оперативных решений и ответов на них.
Таким образом, заявлять о цифровой трансформации возможно, когда некоммерческие организации будут не только использовать отдельные технологии, но и вся система работы будет сфокусирована в логике цифровых решений для управления организацией в целом. Реализуя обновленную, цифровую модель, некоммерческим организациям остается важным быть открытыми для передачи знаний, опыта использования цифровых технологий.
Для непроизводственного сектора в целом, некоммерческого в частности, цифровая трансформация несет собой глубокое комплексное преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития, организационной культуры, работы с донорами, клиентами-благополучателями. Цифровая трансформация некоммерческого сектора приводит к росту цифрового потенциала российских некоммерческих организаций, который, способствует улучшению качества предоставляемых ими услуг, повышению конкурентоспособности и усилению производимого социального эффекта.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Архипова З. В. Трансформация «Электронного правительства» в «Цифровое правительство» / З. В. Архипова // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т.26, №5. С.818-824.
2. Баранов Н. А. Открытость vs безопасность: приоритеты для государства и гражданского общества в условиях цифровизации / Н. А. Баранов // Управленческое консультирование. 2019. №10. С. 28-36.
3. Вишнева К. В. Институционализация сектора социально ориентированных некоммерческих организаций как субъекта реализации социальной политики / К. В. Вишнева, Ю. И. Прохоренко // Ученые заметки ТОГУ. 2018. Т.9. №2. С.439 - 448.
4. Ермаков В. Г. Влияние политики цифровизации на развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации / В. Г. Ермаков// Среднерусский вестник общественных наук: журнал.: том 15, №1. 2020. С. 51-60.
5. Исследование вовлеченности Российских благотворительных организаций в цифровую трансформацию / Ассоциация грантодающих организаций «Форум Доноров», Фонд целевого капитала «Истоки» [Электронный ресурс] URL: https://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2020/03/TSifrovizatsiya-NKO_infografika.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
6. Косыгина К. Е. Российский и зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в работе некоммерческих организаций / К. Е. Косыгина // Society and Security Insights. 2019. №2. С. 65-75.
7. Кулькова В. Ю. Некоммерческий сектор и государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг в РФ в условиях кризиса 2020 г. / В. Ю. Кулькова // Государственное управление. Электронный вестник. Факультет государственного управления МГУ. - №80. - 2020. - с. 5-21.
8. Global NGO technology report 2019 [Electronic resource] URL: https://funraise.org/techreport (accessed: 04.03.2021).
9. The Charity Digital Skills Report 2019 [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UG5xV (accessed: 01.03.2021).
10. The Charity Digital Skills Report 2020 [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UG5zm (accessed: 01.03.2021).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Arhipova Z. V. Transformaciya «Elektronnogo pravitel'stva» v «Cifrovoe pravitel'stvo» [Transformation of "Electronic government" into "Digital government"] / Z. V. Arhipova // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Baikal State University]. - 2016. - Vol.26, №5. - P.818 -824. [in Russian]
2. Baranov N. A. Otkrytost' vs bezopasnost': prioritety dlya gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva v usloviyah cifrovizacii [Openness vs security: priorities for the state and civil society in the context of digitalization] / N. A. Baranov // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting]. - 2019. - №10. - P. 28-36. [in Russian]
3. Vishneva K. V. Institucionalizaciya sektora social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij kak sub"ekta realizacii social'noj politiki [Institutionalization of the sector of socially oriented non-profit organizations as a subject of social policy implementation] / K. V. Vishneva, YU. I. Prohorenko // Uchenye zametki TOGU [Scientific notes of PNU]. - 2018. -Vol.9. - №2. - P.439-448. [in Russian]
4. Ermakov V. G. Vliyanie politiki cifrovizacii na razvitie institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossijskoj Federacii [The influence of digitalization policy on the development of civil society institutions in the Russian Federation] / V. G. Ermakov// Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk: zhurnal. [Srednerusskiy Vestnik of Social Sciences: journal.]: volume 15 - № 1. - 2020. - P. 51-60. [in Russian]
5. Issledovanie vovlechennosti Rossijskih blagotvoritel'nyh organizacij v cifrovuyu transformaciyu [Research on the involvement of Russian charitable organizations in digital transformation]/ Associaciya grantodayushchih organizacij «Forum Donorov», Fond celevogo kapitala «Istoki» [Association of Grant Organizations "Forum of Donors", Endowment Fund "Istoki"] [Electronic resource] URL: https://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2020/03/TSifrovizatsiya-NKO_infografika.pdf (accessed: 17.03.2021). [in Russian]
6. Kosygina K. E. Rossijskij i zarubezhnyj opyt primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v rabote nekommercheskih organizacij [Russian and foreign experience of using information and communication technologies in the work of non-profit organizations] / K. E. Kosygina // Society and Security Insights. - 2019. - №2. - P. 65-75. [in Russian]
7. Kul'kova V. YU. Nekommercheskij sektor i gosudarstvennaya podderzhka nekommercheskih organizacij sfery uslug v RF v usloviyah krizisa 2020 g. [Non-profit sector and state support of non-profit organizations in the service sector in the Russian Federation during the crisis of 2020] / V. YU. Kul'kova // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. Fakul'tet gosudarstvennogo upravleniya MGU [Public administration. Electronic bulletin. Faculty of Public Administration, MSU]. -№80. - 2020. - P. 5-21. [in Russian]
8. Global NGO technology report 2019 [Electronic resource] URL: https://funraise.org/techreport (accessed: 04.03.2021).
9. The Charity Digital Skills Report 2019 [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UG5xV (accessed: 01.03.2021).
10. The Charity Digital Skills Report 2020 [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UG5zm (accessed: 01.03.2021).