ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МАРКЕТИНГА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
Я.Р. Казыева, студент
Научный руководитель: Е.В. Кузнецова, канд. социол. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-174-177
Аннотация. В этой статье рассматриваются виды цифровой трансформации маркетинга и их влияние на современный бизнес. Особое внимание уделяется индивидуальному маркетингу и сегментации, автоматизации процессов, аналитике на основе Big Data, креативным цифровым каналам взаимодействия с клиентами и использованию интерактивного контента. Предлагается использование мобильного маркетинга и применение программ лояльности через геймифи-кацию. Уточняются маркетинговые стратегии успешной цифровой трансформации бизнеса.
Ключевые слова: цифровая трансформация, бизнес, маркетинг, цифровые инструменты маркетинга, маркетинговые коммуникации.
Цифровая трансформация экономики существенно изменяет подходы к маркетингу, открывая новые возможности для развития бизнеса. В условиях резкого совершенствования технологий компании вынуждены приспосабливаться к цифровому пространству, что требует принятия быстрых управленческих решений, пересмотра маркетинговых стратегий и использования инновационных инструментов. По статистике, количество интернет-пользователей в мире в 2024 г. составляет 5,45 млрд. человек; количество онлайн-покупателей в РФ - около 80 млн. человек. Темп мирового роста цифрового маркетинга с 2024 г. до 2032 г. достигнет 13,1%, что в абсолютном эквиваленте составит 1099,33 млрд. долларов. Объем российского рынка e-commerce в 2024 г. достигает более 3,5 трлн. рублей [1].
Поэтому целью исследования является определение цифровых возможностей маркетинга в условиях трансформации и определение их роли в развитии бизнеса.
Научная новизна исследования: уточнение видов цифровой трансформации маркетинга в системе современного бизнеса.
Результаты исследования. По мнению автора, к видам цифровой трансформации маркетинга целесообразно отнести следующие позиции:
1. Персонализация коммерческих предложений и четкая сегментация целевых аудиторий [2]. Искусственный интеллект и большие
данные позволяют анализировать поведение и предпочтения потенциальных покупателей (лидов) с большей точностью. Компании отслеживают данные о покупательских привычках, интересах, ценностях, поведении на сайтах и в социальных сетях, благодаря чему маркетологами разрабатываются
и направляются в direct персонализированные коммуникационные предложения в рамках стратегии индивидуального маркетинга. Делается акцент на разработку цифровых программ лояльности на основе геймифициро-ванных современных технологий [3].
2. Автоматизация маркетинга. Высокотех-нологичность маркетинговых процессов и нейросети помогают бизнесу повысить продуктивность и эффективность взаимодействия с клиентами [4]. Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM, платформы для email-рассылок, чат-боты и другие инструменты автоматизации улучшают обработку запросов, ускоряют процесс продаж, сокращают ошибки персонала. Создаются автоматические сценарии для отправки рассы-лок и push-уведомлений в соответствии с запросами и действиями пользователей. На основе клиентского опыта (CX) автоматически рассчитывается их лояльность (NPS) [5].
3. Анализ данных и принятие обоснованных решений. Анализ данных (Big Data) отслеживает поведение интернет-покупателей на сайтах и в приложениях, на основе которого можно рассчитать маркетинговые метрики:
конверсию, САС, LTV, CPA, CPC. С помощью маркетинговых метрик обосновываются и формируются цифровые маркетинговые стратегии и коммуникационные программы взаимодействия с потенциальными покупателями.
4. Современные методы коммуникации с потребителями. Долгосрочные коммуникаци-
онные взаимодействия с целевой аудиторией выстраиваются преимущественно в цифровой среде посредством таких омниканальных инструментов как официальные сайты брендов, мессенджеры, социальные сети, блоги, видеоплатформы, подкасты. Объем онлайн-формата рекламы к 2028 г. увеличится более, чем на 30% (табл. 1) [1].
Таблица 1. Динамика цифровой рекламы по прогнозам, 2024-2028 гг.
Тип рекламы 2024 2025* 2026* 2027* 2028*
Аудиореклама 11,1 млрд долларов 11,9 млрд долларов 12,4 млрд долларов 12,8 млрд долларов 13,2 млрд долларов
Баннерная реклама 174,4 млрд долларов 185,9 млрд долларов 196,5 млрд долларов 207 млрд долларов 217,6 млрд долларов
Доска объявлений 21,7 млрд долларов 22,1 млрд долларов 22,5 млрд долларов 23 млрд долларов 23,4 млрд долларов
Реклама влиятельных лиц 35,1 млрд долларов 39,3 млрд долларов 43,5 млрд долларов 47,8 млрд долларов 52 млрд долларов
Поисковая реклама 306,7 млрд долларов 334,4 млрд долларов 362,3 млрд долларов 389,8 млрд долларов 417,4 млрд долларов
Видеореклама 191,3 млрд долларов 205,1 млрд долларов 217,7 млрд долларов 229,8 млрд долларов 241,9 млрд долларов
Общий 740,3 млрд долларов 798,7 млрд долларов 854,9 млрд долларов 910,3 млрд долларов 965,6 млрд долларов
Интерес вызывают отрасли бизнеса, привлекающие цифровые коммуникационные инструменты. Например, большую долю имеют
отрасли FMCG - 21,6% и розничная торговля - 12,3% (рис. 1) [1].
Рис. 1. Цифровые маркетинговые коммуникации по отраслям
5. Мобильный маркетинг. Бренды адаптируют цифровые платформы под потребности клиентов, не расстающихся с мобильными устройствами 24/7. Разрабатываются мобильные приложения, присылаются рш^ уведомления, делаются SMS-рассылки. Для локального бизнеса актуализируется тарге-
тинг, учитывающий географическое положение пользователей в режиме реального времени.
Выводы. Таким образом, можно утверждать, что к основным направлениям цифровой трансформации российских компаний можно отнести следующие (рис. 2) [6].
Разработка инноваций Цифровая культура Цифровые партнерства Цифровая инфраструктура Управление ценностью продуктов и услуг Управление клиентстким опытом Управление на основе данных Цифровиза ция бизнес-процессов
43%
26%
35%
43%
45%
55%
49%
65%
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 2. Доли направлений цифровой трансформации
60%
70%
ориентированности, маркетингового развития персонала и НК-брендинга [7], партнерских коллабораций, проектных инициатив и инвестирования в новые технологии.
Следует отметить, что для успеха цифровой трансформации маркетинга в бизнесе необходимо придерживаться одной или нескольких в совокупности стратегий: стратегий дифференциации, фокусирования, клиенто-
Библиографический список
1. Digital Marketing Statistics 2024 (Trends & Growth). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.demandsage.com/digital-marketing-statistics/ (дата обращения: 06.10.2024).
2. Бикметов Е. Ю., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Основы стратегического маркетингового управления: уч. пособие для вузов. - Уфа: РИЦ УУНиТ, 2023. - 150 с.
3. Стратегические ориентиры управления экономической безопасностью: коллективная монография / отв. ред. З. Э. Сабирова, О. В. Сидорова. - Уфа: Мир печати, 2023. - 322 с.
4. Банников А. А., Кузнецова Е. В. Разработка и применение искусственных нейронных сетей для автоматизации процесса бронирования в гостиницах // Моделирование и прогнозирование развития отраслей социально-экономической сферы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 2024. - С. 27-30.
5. Антонова В. А., Кузнецова Е. В. Тренды создания и развития клиентского опыта организаций // XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета / под общ. ред. Д. А. Погонышева. Ч. 6. Экономика. Менеджмент. - Нижневартовск: НВГУ, 2023. - С. 10-15.
6. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономик и общества / рук. авт. колл. П. Б. Рудник. - М.: Издательский дом ВШЭ, 2022. - 221 с.
7. Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. HR-брендинг как инструмент стратегического маркетингового управления // Бизнес. Образование. Право. - 2024. - № 2 (67). - С. 89-94.
DIGITAL TRANSFORMATION OF MARKETING: OPPORTUNITIES FOR MODERN BUSINESS
Ya.R. Kazyeva, Student
Supervisor: E.V. Kuznetsova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)
Abstract. This article examines the types of digital transformation of marketing and their impact on modern business. Particular attention is paid to individual marketing and segmentation, process automation, Big Data-based analytics, creative digital channels of interaction with customers and the use of interactive content. The use of mobile marketing and the application of loyalty programs through gami-fication are proposed. Marketing strategies for successful digital transformation of business are specified.
Keywords: digital transformation, business, marketing, digital marketing tools, marketing communications.