Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КИТАЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предприятия / кризис / COVD-19 / цифровизация / цифровая трансформация / Китай / государственная поддержка / small and medium enterprises / crisis / COVD-19 / digitalization / digital transformation / PRC / government support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурашова Е. В., Ян Цэ

Цель исследования состоит в поиске ответа на вопросы, может ли цифровая трансформация компаний малого и среднего бизнеса быть источником выхода из экономического кризиса, а также какие барьеры и возможности возникают в процессе цифровой трансформации для компаний в Китае. Среди основных вопросов для изучения: выявление роли малых и средних предприятий как источника пополнения доходов страны, занятости населения, а также социальной стабильности в стране; оценка динамики развития малого и среднего бизнеса в Китае под влиянием негативных внешних экономических условий, пандемии COVID-19 и ускорения процессов цифровой трансформации компаний разного уровня; определение основных проявлений кризиса малых и средних предприятий в Китае; выявление основных препятствий и потенциальные возможности цифровой трансформации компаний малого и среднего бизнеса в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Transformation as a Source of Economic Recovery of Small and Medium Business in China

The purpose of the study is to answer the questions whether the digital transformation of small and medium-sized businesses can be a source of current economic recovery, as well as what barriers and opportunities arise in the process of digital transformation for companies in China. Among the main issues for study there is the identification of the role of small and medium-sized enterprises as a source of replenishment of the country's income, employment of the population, as well as social stability in the country; assessment of the dynamics of development of small and medium-sized businesses in China under the influence of negative external economic conditions, the COVID-19 pandemic and the acceleration of digital transformation processes for companies of various levels; identification of the main manifestations of the crisis of small and medium-sized enterprises in China; identification of the main obstacles and potential opportunities for digital transformation of small and medium-sized businesses in China.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КИТАЯ»

УДК 338.2(510):004.9

Е. В. Мурашова, Ян Цэ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КИТАЯ

Мурашова Е. В. - канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», тел.: (4212) 22-44-18, e-mail: elena.murashova999@gmail.com (ТОГУ); Ян Цэ - магистрант по профилю подготовки «Международный менеджмент», тел.: (4212) 22-44-18, e-mail: 1037236613@qq.com (ТОГУ).

Цель исследования состоит в поиске ответа на вопросы, может ли цифровая трансформация компаний малого и среднего бизнеса быть источником выхода из экономического кризиса, а также какие барьеры и возможности возникают в процессе цифровой трансформации для компаний в Китае. Среди основных вопросов для изучения: выявление роли малых и средних предприятий как источника пополнения доходов страны, занятости населения, а также социальной стабильности в стране; оценка динамики развития малого и среднего бизнеса в Китае под влиянием негативных внешних экономических условий, пандемии COVID-19 и ускорения процессов цифровой трансформации компаний разного уровня; определение основных проявлений кризиса малых и средних предприятий в Китае; выявление основных препятствий и потенциальные возможности цифровой трансформации компаний малого и среднего бизнеса в КНР.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, кризис, COVD-19, цифрови-зация, цифровая трансформация, Китай, государственная поддержка

В современных условиях процессы цифровой трансформации и цифро-визации компаний развиваются с высокой скоростью, а новое поколение современных цифровых технологий изменяются и порождают новые формы экономического развития, новые цифровые модели потребления, формируют новый рынок цифрового потребления [1,2]. Поскольку малые и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль в мировой экономике и являются неотъемлемой частью экономики большинства развитых и развивающихся стран [3], в том числе и Китая, то скорость, с которой китайские ком-

© Мурашова Е. В., Ян Цэ, 2022

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. №1 (64)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

пании малого и среднего бизнеса могут перейти на новые цифровые технологии, а также уровень цифровизации, которой они могут достичь, в конечном итоге, могут иметь существенные изменения уровня конкурентоспособности страны на мировых рынках. Но вместе с тем, в последнее время отмечается сокращение спроса и приостановка производственной деятельности МСП в условиях распространения СОУГО-19, под воздействием негативных внешних факторов, а также ускорение цифровой трансформации и модернизации компаний в Китае и мире, все это стало приводить к усилению полярности корпоративных экосистем между крупными компаниями, доминирующими на рынке, и большинством малых, средних и микрокомпаний. Сложившиеся тенденции вызвали «обострение» малых, средних и микропредприятий, и большинство из них, главным образом работающих в традиционных отраслях, столкнулись с финансовым, экономическим и экзистенциальным кризисом. В связи с этим, цель исследования состоит в поиске ответа на вопросы, может ли цифровая трансформация компаний малого и среднего бизнеса быть источником выхода из сложившегося кризиса, а также какие барьеры и возможности возникают в процессе цифровой трансформации для компаний в Китае. С методологической точки зрения, для решения поставленной задачи применяется системный и аналитический подход к использованию статистических данных, вторичных данных из открытых источников, обзоров и отчетов, специальной литературы.

Малые, средние и микропредприятия - это экономические единицы, которые относительно невелики с точки зрения численности персонала, размера активов и масштаба операций по сравнению с крупными предприятиями отрасли. Поэтому большая часть их операций напрямую управляется собственниками и менее подвержена внешнему вмешательству. Несмотря на небольшой размер, они имеют гибкие механизмы и играют фундаментальную роль в национальном экономическом и социальном развитии.

Согласно отчету по углубленным исследованиям и стратегическому планированию малых и средних предприятий в КНР с 2020 по 2024 годы, в конце 2019 года насчитывалось 36,4 млн малых и средних предприятий. Доля малых и средних предприятий на конец 2019 года составила 97,8% от числа промышленных предприятий всех размеров [4]. Число малых и средних предприятий в КНР в 2019 году заплатили в казну более 50 % налоговых поступлений страны, более 60 % ВВП, более 70% технологических инноваций и более 80 % занятости на рынке труда [5], это свидетельствует о том, что роль малых и средних предприятий в Китае в развитии национальной экономики и общества становится все более значимой.

Распространение СОУГО-19, уровень развития китайско-американских торговых отношений, неактивный рынок инвестиций в недвижимость, замедление роста и структуры потребления в течение последних лет оказывало негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Китае и привело к серьезному экономическому и финансовому кризису в их развитии. Наиболее заметное воздействие на деятельность МСП Китая оказало распростране-

ние COVID-19. Несмотря на то, что малые и средние предприятия имеют ограниченный масштаб, они обладают относительно эффективными операционными возможностями. Но в условиях ограничений, связанных с COVID-19, МСП по сравнению с крупными компаниями более уязвимы, как раз операционные возможности недостаточны для обеспечения финансовой устойчивости - компаниям следует продавать товары, услуги, чтобы постоянно генерировать денежный поток. Также они находятся в более невыгодном положении в инновационном аспекте, имеют относительно единый способ финансирования. Закрытие малых и средних предприятий в период пандемии приводит к разрыву цепочки капиталовложений [6].

В своем исследовании Ma Z, Liu Y, Gao Y. отмечают, что к концу 2020 года произошло сокращение доходов от бизнеса почти у 67,69 % МСП. По их оценкам 21,61 % МСП не могли вовремя погасить кредиты и другие долги, сталкиваясь с большим давлением на операционные фонды [7].

В соответствии с данными Ping An Digital Economic Research Center, выручка МСП в первом квартале 2020 года была менее 50% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снижение составило около 6,76% годового ВВП 2019 года [8] Отмечаются драматичные изменения операционных доходов МСП в течение 2017-2019гг., где темпы роста (снижения) в 2019 и 2017 годах составили соответственно (рис. 1). Наряду с этим, в течение 2017 - 2020 гг., изменение прибыли малых и средних предприятий показало отрицательный рост в годовом исчислении. Если в 2017 году годовой темп снижения прибыли малых и средних компаний составил -8,4% и -3,9%, соответственно, то уже к 2020 году он достиг -37,4% и -30,0%, соответственно, на фоне отрицательных изменений темпов роста ВВП Китая (6,8% и 2,3%, соответственно, в 2017, 2020 годах) [9].

■40,00 -35,00 -30,00 -25,00 -20,00 -15,00 -10,00 -5,00 0,00 5,00 10,00 15,00

малые предприятия ■ средние предприятия

Источник: Составлено по ШпЩ^ФШФФШЁ^Ш^ЧЬ УгШМШ2020^

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Рис. 1. Темпы роста прибыли малых и средних предприятий в Китае в 2015-2020 гг.

Согласно «Исследовательскому отчету о контрмерах и предложениях по влиянию пандемии COVID-19 на МСП», как отмечают авторы исследования «Research on the impact of COVID-19 on Chinese small and medium-sized enterprises: Evidence from Beijing», 86,22 % МСП не могут прожить со средствами на счете более 3-х месяцев, а 33,73 % МСП не имеют достаточно средств, чтобы выжить в течение одного месяца; только 9,89% МСП говорят, что они могут просуществовать более полугода [7]. В случае дефицита денежных средств у малых и средних предприятий снижается способность погашения текущих обязательств. Очевидно, что в этих условиях компании, как правило, предпочитают минимизировать затраты, в результате чего МСП сокращают свои инвестиции в деятельность, способствующую росту, развитию предприятий, такую как инновации, размещение капитала, международная торговля [6]. Сложившиеся изменения свидетельствует о том, что малые и средние предприятия в Китае испытывают кризис, им требуется государственная поддержка.

В своем исследовании «China's SMEs Developed Characteristics and Coun-termeasures in the Post-epidemic Era» Su W, Guo X, Ling Y и Fan Y-H. выделяют виды компаний малого и среднего бизнеса в КНР, которые по-разному сталкиваются с негативным воздействием эпидемии и переживают кризис. Важно выделить, что в силу своей неоднородности, при негативном воздействии экономического кризиса некоторые фирмы выигрывают. Но в то же время некоторые виды МСП подвергаются большему риску, чем другие. Согласно этому исследованию, одна группа компаний сталкивается с серьезными операционными трудностями, а иногда и банкротством по причине уязвимости МСП, прежде всего в форме единого доступа к финансированию и простой цепочки капиталовложений. Другие выступают «победителями», чьи выгоды выражаются в уникальной бизнес-модели и отраслевых характеристиках, которые приносят им средства для поддержания нормальной или даже прибыльной деловой ситуации [6]. К таким компаниям относятся компании, в том числе, которые входят в индустрию информационных технологий; МСП, производящие продукцию первой необходимости; компании, имеющие эффективные бизнес-модели, достаточные резервы капитала и хорошие управленческие команды; компании, которые до кризиса вкладывали значительные средства в собственную цифровую трансформацию.

Существует значительное количество свидетельств того, что цифровая трансформация началась еще до пандемии COVID-19, но последовавший экономический кризис ускорил процессы цифровизации и трансформации на предприятиях. Возникает вопрос, может ли цифровая трансформация компаний малого и среднего бизнеса в Китае выступать источником их выхода из экономического кризиса?

Цифровая трансформация, по мнению Ravindran А., «это процесс переосмысления всей бизнес-стратегии путем внедрения новейших и новых циф-

ровых технологий в управление бизнесом с помощью стратегических планов и организационных изменений для увеличения дохода и обеспечения существенной ценности» [10]. Существует другой подход к определению, где «цифровая трансформация подразумевает полную интеграцию промышленности и цифровых технологий для повышения эффективности и оптимизации процесса распределения ресурсов, совершенствования бизнес-моделей и методов производства...» [11]. Таким образом, цифровая трансформация это не просто приобретение ИТ-систем и оборудования, а процессы затрагивающие основные параметры бизнеса, включающие бизнес-процессы, продукты, бизнес-модели, стратегию развития, требующие от компаний отказаться от привычных способов мышления и работы, и нацелены на использование ресурсов нового поколения. «Зрелые компании с точки зрения цифровой трансформации реагируют на рыночные изменения, перестраивая бизнес-процессы под требования обстоятельств» [12].

Процесс цифрового развития КНР в основном соответствует международной траектории цифрового развития, которую можно разделить на три этапа: преобразование информатизации, преобразование Интернета и цифровое обновление. Страна сейчас находится на третьем этапе, где представлены все необходимые предпосылки для цифровой трансформации компаний в КНР. По данным статистического отчета КНР о национальном экономическом и социальном развитии в 2020 году [13], в отчетном году годовые прямые инвестиции в услуги по передаче информации, программное обеспечение и информационные технологии увеличились на 13,3 % и составили 1133 млрд юаней. Годовой объем розничных продаж через Интернет составил 11760,1 млрд юаней, что на 10,9 % больше, чем в предыдущем году в сопоставимых условиях

По данным того же источника [13] по состоянию на конец 2020 года общее количество пользователей телефонов по всей стране составило 1775,98 млн. человек, среди них 89,8% пользователей мобильных телефонов. Уровень проникновения мобильных телефонов составляет 113,9 единиц на 100 человек. Количество пользователей фиксированного широкополосного доступа в Интернет составило 483,55 млн., с ростом 107,6 % по сравнению с предыдущем годом.

В целом за год пользователи мобильного Интернета получили доступ к трафику на 35,7% больше, чем в предыдущем году. Количество пользователей Интернета на конец 2020 года составило 989 миллионов человек, из них 99,6 % которые используют мобильные телефоны для выхода в Интернет. Уровень проникновения Интернета составляет 70,4%, из них уровень проникновения Интернета в сельской местности составляет 55,9%. В целом за год индустрия программного обеспечения и услуг в области информационных технологий получила доход от программного обеспечения в размере 8161,6 млрд юаней, по сравнению с предыдущим годом рост составил 13,3%. Объемы бизнеса экспресс-доставки посредством Интернет 833,6 млрд юаней, что в 2,7 раза превысило объемы 2016 года (рис.2) [13].

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Источник: составлено по

ШШШ++Ш. 2021-02-28.

Рис. 2. Объемы бизнеса экспресс-доставки посредством Интернет

Важно отметить, на протяжении многих лет правительство КНР уделяло большое внимание цифровой трансформации предприятий и приняла множество политик и мер для поддержки цифровой трансформации предприятий на различных уровнях. В 2019 г. в докладе о работе правительства КНР отмечалось, что приоритетным направлением работы для Китая является углубление научных исследований и разработок в таких сферах, как большие данные, искусственный интеллект, информационные технологии нового поколения, высокотехнологичное оборудование, биомедицина, автомобили на новых источниках энергии, новые материалы [15]. Так, расходы научно -исследовательских и опытно-конструкторских организаций на фундаментальные исследования выросли с 2002 по 2020 годы почти в 10 раз и составили в 2020 году 5739,2 млрд. юаней [15]. Согласно Плана развития цифровой экономики «14-я пятилетка» происходит ускорение интеграции цифровых технологий и различных отраслей, развития электронной коммерции, широко популяризируются мобильные платежи, внедрение новых методов производства и жизни, таких как онлайн-обучение, телеконференций, онлайн-покупок, потокового видео в реальном времени, а также ускорение развития интернет-платформ. Но вместе с тем, в документе отмечаются ряд проблем и вызовов: отсутствие инновационного потенциала в ключевых областях, ситуация, когда производственная цепочка и цепочка поставок контролируются другими, принципиально не изменилась; цифровой разрыв между различными отраслями, регионами; масштабы ресурсов больших данных огромны, но потенци-

ал ценности не был полностью раскрыт; система управления цифровой экономикой нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Принятый Министерством промышленности и информационных технологий КНР «Специальный план действий по расширению цифровых возможностей малых и средних предприятий», имеет цель внедрение цифрового управления и эксплуатации малых и средних предприятий для повышения уровня интеллектуального производства, использования облачных технологий, а также способствует цифровому развитию промышленных кластеров

[17].

В своих исследованиях компания IDC отмечает, что цифровая трансформация вызывает беспокойство не только у крупных компаний, но малые и средние предприятия имеют большие различия в спросе на технологичное развитие [18]. Развитие современных цифровых информационных технологий, таких как 5G, Интернет и Интернет вещей, искусственный интеллект породило цифровые модели потребления и сформировали огромный рынок цифрового потребления. Это требует от малых и средних предприятий изменить свои исходные модели и концепции бизнес-операций и провести цифровую трансформацию, чтобы соответствовать требованиям развития цифровой экономики в постпандемический период.

По данным проведенных исследований компанией Deloitte [19] малые и средние предприятия, использующие цифровые инструменты, отмечают значительное количество преимуществ, позволяющих улучшить эффективность их бизнеса. В частности, 40 % предприятий сообщают, что наличие у них собственного сайта, а также использование цифровых инструментов, в том числе и с помощью социальных сетей, по управлению взаимоотношений с клиентами позволили увеличить число новых клиентов, что в конечном счете способствовало росту выручки. Данные того же исследования [19] показывают, что около 90 % всех малых и средних предприятий, участвующих в опросе, сообщают, что цифровые инструменты помогли стимулировать инновации в своем бизнесе, особенно в сфере представления продуктов и услуг на новых рынках. Около 30 % отмечают, что эти цифровые инструменты позволили разработать новые продукты и услуги, усиливающие финансовую устойчивость.

Несмотря на, возможно очевидные преимущества использования новых цифровых технологий и реализацию цифровой трансформации МСП, как например в сфере повышения эффективности внутренних операций, повышения эффективности развития бизнеса и сокращение расходов предприятия, малые и средние предприятия сталкиваются с трудностями в этих процессах. Независимо от того, идет ли речь о малых и средних предприятиях или о крупных и средних предприятиях, даже если компании понимают характеристики цифрового предприятия, это не значит, что предприятие может быть на 100% успешным в трансформации и это поможет решить финансовые и экономические проблемы [20]. Накопленный опыт трансформации многих компаний в период развития Интернета, цифровой экономики на протяжении многих лет демонстрирует, что в процессе продвижения трансформации компании сталкиваются с различными трудностями из-за недостаточных навыков и недостаточных механизмов управления этими процессами, которые проявляются, главным образом, в следующем [20]:

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

неясность концепции и различное понимание процессов цифровизации и цифровой трансформации, что приводит к неясному разделению труда и низкому уровню сотрудничества;

неясность целей цифровой трансформации, возможностей цифровых технологий с точки зрения формирования целей бизнеса, определения границ рынка, определения ресурсных возможностей компаний;

значительная дифференциация и количество точек входа для цифровой трансформации предприятий, что влечет за собой непонимание в каком направлении двигаться компании в условиях ограниченных ресурсов;

существующие производственные структуры в традиционных секторах не адаптивны для цифровой трансформации и требуют значительных ресурсов и перестройки стратегии развития для подобной адаптации;

реализация действий по цифровой трансформации для малых и средних предприятий должна следовать четким ее целям, поскольку инвестирование средств в ИТ технологии достаточно существенны

выбор цифрового партнера является ключевой задачей, поскольку МСП предприятия должны находится во взаимодействии с предприятиями связи, осуществлять совместные закупки на платформе. Выбор Интернет-обслуживания/технической архитектуры нового поколения на интегрированной совместной платформе, поможет совершенствованию корпоративного управления закупками, позволит сократить время цикла управления бизнесом, снизит затраты корпоративных закупок, повысит качество закупок.

Обобщая трудности цифровой трансформации МСП, следует отметить и другую сторону ситуации - исследование IDC [18] по МСП показало, что все больше и больше МСП осознают необходимость повышения уровня корпоративной цифровизации, что может помочь компаниям улучшить бизнес-процессы и оптимизировать корпоративные ресурсы, тем самым повышая организационную эффективность, помогая компаниям лучше привлекать цифровые таланты и создавая условия для обеспечения их конкурентоспособности.

В заключении можно отметить, что ответ на вопрос может ли цифровая трансформация малого и среднего бизнеса выступать источником выхода из кризиса не является однозначным. С одной стороны, можно говорить о значительной роли правительства Китая как одного из основных факторов ускорения процессов цифровой трансформации МСП, осуществляющее различные меры поддержки. С другой стороны, как воспользоваться политикой цифровой трансформации, способствующей быстрому развитию компании, во многом зависит от самих МСП, их понимания целей цифровой трансформации, уровня цифровой грамотности, понимания необходимости реализации изменений в компании.

Библиографические ссылки

1. Financing the digitalisation of small and medium-sized enterprise. The enabling role of digital innovation hubs. Executive summary// European Investment Bank. 2019. № 12.

2. Зубарев А. Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики е // Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск, 2017. № 4. С.177-184.

3. Small and medium enterprises (smes) finance. Improving smes' access to finance and finding innovative solutions to unlock sources of capital. URL : https://www.worldbank.org/en/topic/smefinance (дата обращения: 21.02.2022).

4. 2020-2024^ФШФ .

URL: http://www.ocn.com.cn/touzi/chanve/202011/tggzv05105055.shtml (дата обращения: 21.02.2022).

5. He Chuntao: No blind obedience, no shortcuts, SMEs need to make breakthroughs from these 3 points in their digital transformation. URL : https://min.news/en/economy/76cc0f7e2f595bcd511ad8d677f2fe21.html? cf chl

jschl tk =pmd nvwfszvHauFu85BAutmxqlV5L32BCxd25CwwfEO9Uk8-1629856318-0-gqNtZGzNAlCjcnBszQdl (дата обращения: 21.02.2022).

6. China's SMEs Developed Characteristics and Countermeasures in the Post-epidemic Era / Su W, Guo X, Ling Y and Fan Y-H. // Psychol. 13:842646. 2022. URL : https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842646 (дата обращения: 21.02.2022).

7. Ma Z, Liu Y, Gao Y. Research on the impact of COVID-19 on Chinese small and medium-sized enterprises: Evidence from Beijing // PLoS ONE 16(12): e0257036. 2021. URL : https://doi.org/10.1371/journal.pone.0257036 (дата обращения: 21.02.2022).

8. China's SMEs Amid the Pandemic. Facing cash flow problems and awaiting government aid / Ping An Digital Economic Research Center. URL : http://www.pingan.cn/app_upload/file/official/SMEReport2020.pdf (дата обращения: 21.02.2022).

9. 2020^ URL : http://www.iresearch.com.cn (дата обращения: 21.02.2022).

10. Ravindran A. The Impact of Digital Transformation on Small to Medium-sized Enterprises. URL : https://www.doodleblue.com/blogs/impact-of-digital-transformation-on-smes/ (дата обращения: 21.02.2022).

11. Теркина Д. Китайский опыт цифровой трансформации экономики. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/kitayskiy-opvt-tsifrovov-transformatsii-ekonomiki/ (дата обращения: 21.02.2022).

12. Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса в российских регионах. URL : https://www.it-world.ru/events/other/177722.html (дата обращения: 21.02.2022).

13. т шж\т. 2021-02-28.

URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202102/t20210227_1814154.html (дата обращения: 21.02.2022).

14. Ковачич Л. Китай упустил промышленную революцию — не пропустит цифровую. 01.06.2018. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analvtics/kitav-upustil-promyshlennuvu-revolyutsiyu-ne-propustit-tsifrovuyu/ (дата обращения: 21.02.2022).

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

15. National

Bureau

of

Statistics.

URL

https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения: 21.02.2022).

16. 2021^12^120. URL : http://www.gov.cn/zhengce/content/2022-01/12/content_5667817.htm (дата обращения: 21.02.2022).

17. ф/^ШРШЕё^МШАЖ URL : https://theory.gmw.cn/2020-10/09/content 34250235.htm (дата обращения: 21.02.2022).

18. Ф

URL : https://www.idc.com/getdoc.]sp?containerId=prCHC47640421 (дата обращения: 21.02.2022).

19. The performance of Small and Medium Sized Businesses in a digital world. A report for the Connected Commerce Council 2019. URL : https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/es/Documents/Consultoria/The-performance-of-SMBs-in-digital-world.pdf (дата обращения: 21.02.2022).

20. ■ ?

URL: https://www.zhihu.com/question/391383328/answer/2318999213 (дата обращения: 21.02.2022).

Title: Digital Transformation as a Source of Economic Recovery of Small and Medium Business in China

Authors' affiliation:

Murashova E. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Yang Ce - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The purpose of the study is to answer the questions whether the digital transformation of small and medium-sized businesses can be a source of current economic recovery, as well as what barriers and opportunities arise in the process of digital transformation for companies in China. Among the main issues for study there is the identification of the role of small and medium-sized enterprises as a source of replenishment of the country's income, employment of the population, as well as social stability in the country; assessment of the dynamics of development of small and medium-sized businesses in China under the influence of negative external economic conditions, the COVID-19 pandemic and the acceleration of digital transformation processes for companies of various levels; identification of the main manifestations of the crisis of small and medium-sized enterprises in China; identification of the main obstacles and potential opportunities for digital transformation of small and medium-sized businesses in China.

Keywords: small and medium enterprises, crisis, COVD-19, digitalization, digital transformation, PRC, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.