Научная статья на тему 'Цифровая трансформация малых и средних предприятий: вызовы и перспективы'

Цифровая трансформация малых и средних предприятий: вызовы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предприятия / цифровая экономика / цифровая трансформация / цифровые технологии / конкурентоспособность / индекс цифровой трансформации / digital economy / digital transformation / digital technologies / competitiveness / digital transformation index

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблина Елизавета Валентиновна, Колесова Ксения Антоновна

В статье рассматриваются основные предпосылки и барьеры для цифровой трансформации малых и средний предприятий. В условиях развития цифровизации бизнеса, значительно ускорившегося по причине пандемии COVID-19, на настоящий момент цифровизация бизнеса является неотъемлемым аспектом для поддержания конкурентоспособности на рынке, что делает тему исследования особенно актуальной. В статье проведено исследование аспектов цифровизации на основе индекса цифровой трансформации НАФИ и на его основе проведен анализ ситуации в России с целью изучения актуальных проблем и перспектив цифровизации МСП на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital transformation of small and medium enterprises: challenges and prospects

The article discusses the main prerequisites and barriers to the digital transformation of small and medium-sized enterprises. In the context of the development of business digitalization, which has significantly accelerated due to the COVID-19 pandemic, business digitalization is currently an integral aspect for maintaining competitiveness in the market, which makes the research topic especially relevant. The article conducted a study of aspects of digitalization based on the NAFI Digital Transformation Index, and then based on it, an analysis of the situation in Russia was carried out to clearly illustrate the pressing problems and prospects for digitalization of SMEs in practice.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация малых и средних предприятий: вызовы и перспективы»

о Оглоблина Елизавета Валентиновна

кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: eogloblina@fa.ru

Колесова Ксения Антоновна

магистрант, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: kolesova.k@inbox.ru

Цифровая трансформация малых и средних предприятий: вызовы и перспективы

В статье рассматриваются основные предпосылки и барьеры для цифровой трансформации малых и средний предприятий. В условиях развития цифровизации бизнеса, значительно ускорившегося по причине пандемии COVID-19, на настоящий момент цифровизация бизнеса является неотъемлемым аспектом для поддержания конкурентоспособности на рынке, что делает тему исследования особенно актуальной. В статье проведено исследование аспектов цифровизации на основе индекса цифровой трансформации НАФИ и на его основе проведен анализ ситуации в России с целью изучения актуальных проблем и перспектив цифровизации МСП на практике.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровые технологии, конкурентоспособность, индекс цифровой трансформации.

Для цитирования: Оглоблина Е.В., Колесова К.А. Цифровая трансформация малых и средних предприятий: вызовы и перспективы // Мировая экономика и мировые финансы. 2023. Т. 2. № 3. С. 43-48. БО1: 10.24412/2949-6454-2023-0220

Elizaveta V. Ogloblina ©

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: eogloblina@fa.ru

Kseniia A. Kolesova

Master Student, Faculty of International Economic Relations, Financial university under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: kolesova.k@inbox.ru

Digital transformation of small and medium enterprises: challenges and prospects

The article discusses the main prerequisites and barriers to the digital transformation of small and medium-sized enterprises. In the context of the development of business digitalization, which has significantly accelerated due to the COVID-19 pandemic, business digitalization is currently an integral aspect for maintaining competitiveness in the market, which makes the research topic especially relevant. The article conducted a study of aspects of digitalization based on the NAFI Digital Transformation Index, and then based on it, an analysis of the situation in Russia was carried out to clearly illustrate the pressing problems and prospects for digitalization of SMEs in practice.

Keywords: digital economy, digital transformation, digital technologies, competitiveness, digital transformation index.

JEL Classification: F23

For citation: Ogloblina E.V., Kolesova K.A. Digital transformation of small and medium enterprises: challenges and prospects. World Economy and World Finance, 2023, vol. 2, no. 3, pp. 43-48. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0220

В настоящее время главной тенденцией и стремлением компаний на рынке является цифро-

визация бизнес-процессов. Если пандемия COVID-19 сделала переход на цифровые платформы резкой и необходимой мерой для сохранения бизнеса, то сейчас цифровизация становится неотъемлемым рычагом повышения конкурентоспособности компании на рынке, а также важным показателем технологического прогресса для государства, что делает тему цифровой трансформации для предприятий как нельзя более актуальной. Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) признан одним из ключевых факторов устойчивого развития экономики на современном этапе, в связи с чем нельзя преувеличить важность его цифровой трансформации. Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации, доля сектора МСП в ВВП России составляет не более 25% (согласно последнему опубликованному докладу — 20,3% в 2021 году [Доклад...]). Несмотря на то, что экономистами данная доля признана не достаточной по сравнению с экономиками стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, это все же значимая репрезентативная часть экономики страны, и одной из стратегических целей является ее увеличение. Для ее реализации была введена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», плановым показателем которой является увеличение доли МСП в ВВП России до 32,5% [Lepore, 2020]. Сектор МСП действительно является движущей силой экономики, ведь данная форма ведения бизнеса привлекает инновации своей предрасположенностью к маневрам: внедрение и тестирование новых технологий вызывает меньшие затраты и риски, связанные с нововведением. Однако важно учитывать, что МСП не обладают объемом денежных средств, аналогичным средствам ТНК, потому зачастую сектор МСП просто не может позволить себе цифровизацию по причине повышенных затрат, отсутствия свободных средств для реализации подобного рода проектов и долгого срока окупаемости вложений.

Для оценки степени цифровизации МСП представляется логичным использовать индекс цифровой трансформации малого и среднего бизнеса BDI (Business Development Index), составленный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), который позволяет более детально разобрать, что включает в себя процесс цифровизации бизнеса. Согласно индексу, цифровая трансформация может быть осуществлена посредством:

• цифровизации каналов передачи и хранения информации (использование мессендже-ров внутри компании и при общении с внешними агентами, корпоративной почты, облачного хранения файлов);

• интеграция цифровых технологий (степень внедрения компанией технологий, облегчающих документооборот, программ с использованием искусственного интеллекта);

• использование интернет-инструментов (использование компанией интернет-платформ для продвижения и поиска клиентов, наличие сайта);

• информационная безопасность (осведомленность о необходимости защиты цифровых данных и внедрение систем защиты от взломов и утечек информации);

• человеческий капитал (готовность директоров к обучению персонала необходимым навыкам с целью использования цифровых новшеств с максимальной эффективностью) [Индекс цифровизации бизнеса Банка «Открытие».].

Важно понимать, что ключевым аспектом в данной связке является человеческий капитал. Необходимо не только донести компании ценность приобретения нового оборудования с целью значительного облегчения бизнес-процессов и экономии на издержках, но и нанять человека, который будет способен использовать приобретенный продукт с максимальной отдачей, либо провести тренинг для персонала. Внедрение новых технологий требует комплексного подхода, иначе оно не будет прибыльным. Технологическая трансформация вводит бизнес в совершенно новую экосистему с иным менеджментом. Именно поэтому сектор МСП становится главным в контексте цифровой трансформации: масштаб организации позволяет бизнесу маневры для перехода к новому менеджменту, а новые технологии только помогают преуспеть в борьбе инноваций на конкурентоспособном рынке МСП.

По итогам трех кварталов 2022 года индекс цифровизации малого и среднего бизнеса достиг показателя в 52 п.п., что на 4% выше, чем в 2021 году. Прирост наблюдается за счет улучшения таких интегральных оценок, как информационная безопасность, киберграмотность сотрудников, импортозамещение программного обеспечения, гибридный формат работы. Вместе с тем распределение субъектов МСП по уровню цифровой трансформации бизнеса показывает, что большая часть приходится на высокий и средний уровни цифровизации — 16% и 72% соответственно. Позитивным фактором является то, что только 12% входят в число субъектов МСП с низким индексом цифровизации [Николаев, 2023]. 45

За 2019-2022 гг. в России выросли такие составляющие индекса BDI, как:

• использование интернет-инструментов — на 35 процентных пунктов;

• интеграция цифровых технологий — на 14 п.п.;

• каналы передачи и хранения информации — на 6 п.п.

При этом следует отметить снижение цифровых навыков и информационной безопасности, что, безусловно, является негативной тенденцией, однако снижение данного аспекта не позволило индексу понизиться в течение периода (рис. 1).

Рисунок 1 — Динамика индекса цифровизации бизнеса в России в 2019-2022 гг.

Источник: составлено автором по [Индекс цифровизации бизнеса Банка «Открытие»...]

При рациональном и комплексном подходе цифровизация процессов может вывести МСП на новый уровень сразу в нескольких сферах:

• ускорение обмена информацией посредством использования технологий позволит компании значительно повысить производительность труда и сократить затраты;

• ускорение получения и обработки информации приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, продуктивности коммуникации с клиентами, ускорению принятия управленческих решений;

• выход на цифровые платформы и использование их для продвижения увеличит клиентскую базу и поспособствует завоеванию большей доли рынка;

• внедрение технологий наподобие искусственного интеллекта значительно снизит затраты на оплату труда, ускорит процессы внутри компании, позволит обнаружить новые решения, например, относительно логистики или рекламы, и выведет компанию на новый уровень [Хончев, 2023].

Таким образом, цифровая трансформация приведет МСП к новому взгляду на ведение эффективного бизнеса, повышению прибыли и улучшению качества продукта, расширению клиентской базы и значительному сокращению издержек, и повышению конкурентоспособности на рынке. При наличии стольких преимуществ существуют и сдерживающие факторы внедрения МСП новых технологий.

Во-первых, как было упомянуто ранее, цифровая трансформация предполагает введение нового менеджмента, иначе получение экономической выгоды станет невозможным. В силу небольшого размера предприятия и не такой большой выручки компания боится войти в новое и прогореть, менять работающую и проверенную бизнес-модель на ту, которая представляется затратной и неизведанной.

Во-вторых, цифровое нововведение, само по себе являющееся затратным, сопровождается тратами на обучение персонала и убытками при переходе от старого к новому. Компания не располагает свободными средствами для эффективной цифровизации. Одна разработка сайта или приложения требует внушительных вложений, что значительно затормаживает развитие циф-ровизации в регионах. Усложняет положение и тот факт, что расчет финансовой выгоды от нововведения и срок его окупаемости так же представляется затруднительным [Ватутина, Злобина, Хоменко, 2021].

В-третьих, недостаток квалифицированных кадров. В регионах степень цифровизации бизнеса ниже, развитие столица-регионы идет с временным лагом, в связи с чем тренд цифровой трансформации МСП еще не приобрел такую распространенность в регионах, и профессионалов в сфере информационных технологий там не хватает. Более того, далеко не все руководители организаций осведомлены о видах новый технологий, связанных с цифровизацией бизнеса, и о возможности и прибыльности их внедрения в деятельность компании [Сорокина, 2022]. Данный

временной лаг в развитии также может быть связан с отсутствием в некоторых регионах широкополосной связи и беспрепятственному доступу в Интернет, что является катализатором цифрового разрыва. Согласно данным, Росстат, 77,9% организаций использовали широкополосный доступ к сети Интернет, что, в соотношении к общему внушительному числу зарегистрированных организаций, поднимает проблему доступа к широкополосной связи.

В-четвертых, затруднения в разработке на первоначальных этапах. На данный момент многие компании ушли с российского рынка, и именно сейчас рынок цифровых технологий подстраивается под новые реалии и разрабатываются отечественные аналоги. Стоит иметь в виду, что поиск необходимых платформ также занимает время и ресурсы компании, что останавливает их от цифровой трансформации уже на первоначальном этапе.

В-пятых, проблемы недостаточного правового регулирования и повышенные риски утечки данных. Переход от традиционной модели к менее изведанной цифровой ставит организации не в лучшее положение: на данный момент правовая база цифровых платформ по ведению бизнеса находится в активной разработке, по причине чего компании делают шаг «в неизвестность» и рискуют потерей активов в связи с пробелами в законодательстве. Также присутствуют риски утечки информации, в связи с чем традиционное ведение документооборота представляется руководителем более надежным.

Таким образом, главным пунктом можно выделить отсутствие поддержки: как финансовой, так и информационно-образовательной. Сектору МСП необходимы инвестиции для того, чтобы приобретение оборудования и обучение персонала стало возможным, но, в первую очередь, обязательно повышение осведомленности среди директоров о цифровой трансформации, ее возможностях, существующих платформах. Без знаний о сфере, в которую компания собирается инвестировать, вероятнее всего, что вложения не окупятся.

Цифровизация бизнеса в России является одним из приоритетных направлений развития экономики России, и главным решением в данной области является Национальная программа «Цифровизация экономики Российской Федерации». Данная программа затрагивает такие темы, как правовое регулирование цифровой экономики, развитие инфраструктуры информационного обмена, создание профессиональных кадров, разработка отечественных ИТ-решений [«Цифровая экономика РФ»]. Программа является достаточно масштабной, однако не решает главного вопроса — повышение мотивации среди МСП для цифровой трансформации. Цифровизация — это значимый и затратный шаг для предприятий, требующий подготовки и полностью меняющий традиционный уклад, и бизнесам тяжело на него решиться, необходим импульс в виде поддержки государства. Решением могут стать льготное кредитование и финансирование затрат на обучение персонала, закупку оборудования и программных средств; предоставление специалистов в сфере ИТ для бесплатного обучения штата сотрудников МСП; формирование мотивации к цифровому переходу у руководителей; введение рассрочки по оплате за оборудование и информационные решения, а также создание единой цифровой платформы для общей цифровой трансформации и стимулирование сотрудничества между МСП и крупными предприятиями с целью передачи опыта первым [Ручкина, 2019].

В целом, МСП являются движущей силой экономики, и их цифровизация выводит экономику страны на новый уровень. В связи с этим необходимо поддерживать тенденцию цифровиза-ции и стимулировать МСП к переходу, формировать новое видение у организаций относительно цифровой трансформации и финансово поощрять решение ее внедрения.

Литература

Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю., Хоменко Е.Б. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. Т. 31. № 4. С. 545-551.

Доклад «О состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 20.01.2023).

Индекс цифровизации бизнеса Банка «Открытие»: готовность российских компаний к цифровой экономике [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/indeks-peremen-gotovnost-rossiyskikh-kompaniy-k-tsifrovoy-ekonomike/ (дата обращения: 20.01.2023).

Николаев Ю.Н. Механизм цифровой трансформации субъектов малого и среднего предпринимательства // Прогрессивная экономика. 2023. № 1. С. 41-54.

Ручкина Г.Ф. К вопросу о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики // Предпринимательское право. 2019. № 4. С. 13-20.

Сорокина Е.А. Меры по повышению эффективности обучения в сфере малого и среднего предпринимательства в России и Японии (сравнительно-правовой анализ) // Legal Bulletin. 2022. Т. 7. № 3. С. 130-141.

Хончев М.А. Цифровизация малого бизнеса в России: проблемы и перспективы // Экономические системы. 2023. Т. 16. № 2 (61). С. 37-52.

«Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 20.01.2023).

Lepore D., Coacci F. Intermediaries boosting the digital transformation of smes: a comparative analysis between Italy and the Russian Federation // State and Municipal Management. Scholar Notes. 2020. No. 4. P. 178-184.

References

«Cifrovaya ekonomika RF». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of access: 20.01.2023). (In Russian)

Doklad «O sostoyanii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii i merah po ego razvitiyu za 2019-2022 gg. URL: https://www.economy.gov.ru (date of access: 20.01.2023). (In Russian)

Honchev M.A. Cifrovizaciya malogo biznesa v Rossii: problemy i perspektivy. Ekonomicheskie sistemy, 2023, vol. 16, no. 2 (61), pp. 37-52. (In Russian)

Lepore D., Coacci F. Intermediaries boosting the digital transformation of SMES: a comparative analysis between Italy and the Russian Federation. State and Municipal Management. Scholar Notes, 2020, no. 4, pp. 178-184.

Nikolaev Yu.N. Mekhanizm cifrovoj transformacii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. Progressivnaya ekonomika, 2023, no. 1, pp. 41-54. (In Russian)

Otkritie Bank Business Digitalization Index: Russian companies' readiness for the digital economy. URL: https://nafi.ru/projects/ predprinimatelstvo/indeks-peremen-gotovnost-rossiyskikh-kompaniy-k-tsifrovoy-ekonomike/ (date of access: 20.01.2023). (In Russian)

Ruchkina G.F. K voprosu o sovershenstvovanii mer gosudarstvennoj podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyah cifrovoj ekonomiki. Predprinimatel'skoe pravo s prilozheniem, 2019, no. 4, pp. 13-20. (In Russian)

Sorokina E.A. Measures to improve the effectiveness of training in the field of small and medium-sized businesses in Russia and Japan (comparative legal analysis). Legal Bulletin, 2022, vol. 7, no. 3, pp. 130-141. (In Russian)

Vatutina L.A., Zlobina E.Yu., Khomenko E.B. Digitalization and digital transformation of business: modern challenges and trends. Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 545-551. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.