Теория и практика общественного развития. 2022. № 10. С. 85-90. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 10. P. 85-90.
Научная статья УДК 338.1
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.10.11
Цифровая трансформация и пути ее реализации в ОАО «РЖД»
Анастасия Валентиновна Веригина1, Анна Николаевна Никифорова2
■^Российский университет транспорта, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1479-9429 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3527-017X
Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровой трансформации на рынок перевозок. Раскрыто определение понятия «цифровая трансформация», его эволюция за последние годы. Представлена тенденция к внедрению в российских компаниях элементов цифровизации, также показана деятельность ОАО «РЖД» в области стратегии цифрового развития. Определены цифровые преобразования с помощью оптимизации бизнес-процессов предприятия на основе цифровых технологий и создания цифровых продуктов. Проведена оценка эффективности оптимизации на примере цифрового формата взаимодействия с клиентом, раскрыты особенности развития цифровой культуры через внедрение оптимизационных цифровых инструментов: электронного документооборота, смарт-контракта, блокчейна. Представлен клиентоори-ентированный подход с возможностью подключения грузоотправителей к автоматизированной системе ЭТРАН, аккумулирующей бизнес-процессы электронной среды в режиме экономии времени на выполнение различных функций. Среди предложений - расширение опций сервисов, направленных на повышение информированности клиентов.
Ключевые слова: цифровая трансформация, стратегия, транспортная компания, технология, бизнес-процесс
Для цитирования: Веригина А.В., Никифорова А.Н. Цифровая трансформация и пути ее реализации в ОАО «РЖД» // Теория и практика общественного развития. 2022. № 10. С. 85-90. https://doi.org/10.24158/ti-por.2022.10.11
Original article
Digital Transformation and Ways of Its Implementation in JSCo "Russian Railways"
Anastasiya V. Verigina1, Anna N. Nikiforova2
12Russian University of Transport, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1479-9429 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3527-017X
Abstract. This article discusses the impact of digital transformation on the transportation sector. The definition of "digital transformation" and its evolution in recent years are revealed. The trend towards the introduction of digitalization elements in Russian companies, as well as the activities of Russian Railways in the field of digital development strategy are presented. The authors consider digital transformations through the optimization of the company's business processes based on digital technologies and creating digital products. The efficiency of optimization was evaluated on the example of digital format of interaction with the client, the features of digital culture development through the introduction of optimization digital tools were revealed: electronic document management, smart contract, and blockchain. A client-oriented approach is presented, with the possibility of connecting shippers to the automated ETRAN system, which accumulates business processes of the electronic environment in a timesaving mode for performing various functions. The proposals include the expansion of service options aimed at raising customer awareness.
Keywords: digital transformation, strategy, transport company, technology, business process For citation: Verigina, A.V. & Nikiforova, A.N. (2022) Digital Transformation and Ways of Its Implementation in JSCo "Russian Railways". Theory and Practice of Social Development. (10), 85-90. Available from: doi:10.24158/ti-por.2022.10.11 (In Russian)
В 2017 г. цифровая революция вошла в решающую фазу - к Интернету подключился каждый второй житель Земли. По оценке Глобального института McKinsey (MGI), уже в ближайшие 20 лет до 50 % рабочих операций в мире могут быть автоматизированы и по масштабам этот процесс будет сопоставим с промышленной революцией XVIII-XIX вв. (Тарасов, 2018: 57). Тогда в Англии доля рабочих, занятых в первичном секторе экономики, уменьшилась более чем вдвое, однако это
© Веригина А.В., Никифорова А.Н., 2022
заняло в 8 раз больше времени - с 1710 по 1871 г. Промышленная революция позволила отдельным странам добиться впечатляющих темпов экономического роста, и они на многие десятилетия стали лидерами мировой экономики. Сегодня у России появляется уникальный шанс реализовать свой потенциал в ходе цифровой революции и занять достойное место в ее авангарде.
Россия уже живет в цифровой эре: по количеству пользователей Интернета она занимает первое место в Европе и шестое - в мире. За последние 3 года смартфонов в стране стало вдвое больше - теперь они есть у 60 % населения, это больше, чем в Бразилии, Индии и государствах Восточной Европы. Число пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в 2 раза только за 2016 г. и достигло 40 млн человек1.
Цифровые преобразования - один из главных факторов мирового экономического роста (Вайл, Ворнер, 2019; Швецов, 2021). По оценкам Глобального института МсК^еу, в Китае до 22 % увеличения ВВП к 2025 г. может произойти за счет интернет-технологий. В США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, впечатляет не меньше - здесь он к 2025 г. может составить 1,6-2,2 трлн долл. США (Тарасов, 2018: 58).
Понятие «цифовизация» специфическое, оно относится в первую очередь к рыночной экономике, где каждый старается стать первым, повысить свою конкурентоспособность и победить конкурента. Участники рынка пытаются достичь данных целей с помощью повышения качества, предложения лучшей цены для привлечения клиентов. Сегодня многие имеют примерно равные возможности для производства и только внедрение цифровых технологий помогает выстоять на рынке и добиться конкурентных преимуществ. В рамках настоящей статьи рассмотрены элементы цифровизации на примере ОАО «РЖД».
Известно, что РЖД является первой российской компанией с государственным участием среди сопоставимых, которая разработала и утвердила стратегию цифровой трансформации на уровне совета директоров. Данное событие произошло в 2019 г., и за 2 года предприятие получило бесценный опыт в области реализации этой стратегии. Первые эффекты определили дальнейшие направления для фокусировки усилий (таблица 1).
Таблица 1 - Проекты цифровизации в ОАО «РЖД»
Проект Описание
«Интертран» Запущена международная интермодальная перевозка контейнеров по маршруту порт ст. Колядичи (Беларусь) - порт Владивосток (Россия) - Нинбо (Китай)
МЭДО - межведомственный электронный документооборот Ведется электронный документооборот, а также запущено взаимодействие в режиме налогового мониторинга с ФНС. В эксперименте в области электронного кадрового документооборота участвуют 126 подразделений ОАО «РЖД»
Новый сайт компании Главная страница пассажироориентированная: бонусная программа, билеты, контактная информация и акции. Развитие мобильных сервисов: как результат при помощи мобильного приложения в пригородном сообщении оформлено 2 млн билетов, в дальнем следовании - 14,7 млн
Развитие цифровых инструментов Сервисный портал работника, на котором появилось 10 новых сервисов. На сегодняшний день у сотрудников ОАО «РЖД» в доступе более 40 цифровых сервисов, а количество пользователей - более 600 тыс.
Карьерный портал ОАО «РЖД» Ежемесячно фиксируется более 100 тыс. посещений не только сотрудников, но и внешних пользователей, которые заинтересованы в карьере в ОАО «РЖД»
Блокчейн-технология Внедрение сервиса жизненного цикла рельсовой продукции на основе технологии блокчейн
ИСУЖТ - интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом Завершена разработка основного функционала проекта ИСУЖТ на Восточном полигоне благодаря внедрению новых программных модулей
Стоит отметить, что практический опыт компании оказался полезен даже органам государственной власти, поскольку предприятие постоянно работает в открытом режиме. Известно, что методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и организаций с государственным участием были разработаны Минцифры России с учетом предложений и наработок ОАО «РЖД».
1 Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] : отчет. С. 7 // McKinsey Russia. 2017. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20In-sights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 29.09.2022).
В 2020 г. под влиянием пандемии COVID-19 компания сместила приоритеты и сконцентрировалась на проектах цифровой трансформации, которые обеспечивают бесконтактное и дистанционное взаимодействие как с клиентами, так и внутри структуры (рисунок 1).
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года
Рисунок 1 - Ключевые приоритеты развития ОАО «РЖД»1
Согласно директивам Правительства Российской Федерации, компаниям необходимо начать работу по актуализации и модернизации стратегии цифровой трансформации. Ее следует вести согласно методическим рекомендациям Минцифры РФ.
При этом концептуальные подходы следует оставить прежними, поскольку стратегия является долгосрочным вектором развития. Актуализации требуют комплекс ключевых показателей эффективности и целей, потребности в инвестициях, оценка эффектов, статус существующих цифровых проектов, а также их перспективы. Особое внимание нужно направить на вопросы информационной безопасности и импортозамещения. Необходимо также расширить кадровое обеспечение цифровой трансформации.
В актуализированной стратегии при этом стоит сдвинуть фокус с отдельных сервисов и цифровых платформ на комплексные цифровые проекты, поскольку именно они смогут стать основными объектами управления в процессе дальнейшей цифровой трансформации (Багаутди-нова, Никулин, 2018). Комплексный цифровой проект является совокупностью взаимосвязанных мероприятий в области развития цифровых платформ и создания цифровых сервисов, которые обеспечивают возможность предоставления акционерам, заказчикам, сотрудникам или обществу комплексной цифровой услуги при помощи скоординированной работы подразделений, организаций и хозяйств ОАО «РжД». Суть изменения заключается в том, что комплексный проект сможет охватить все сегменты деятельности и полноценно учесть все эффекты в аспекте синергии в рамках одного бизнес-процесса.
Как уже отмечалось, развитие цифровых технологий на железнодорожном транспорте находится на активном этапе внедрения, автоматизации текущих бизнес-процессов и применения оптимизационных цифровых инструментов: смарт-контракта, электронных пломбировочных
1 Ответственность в каждом действии [Электронный ресурс] : годовой отчет 2020. С. 313 // Официальный сайт РЖД. 2020. URL: https://ar2020.rzd.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-report_pages_rzd_2020.pdf (дата обращения: 29.09.2022).
устройств, бесшовного документооборота, узлового блокчейна и т. д. (Бауэр и др., 2017; Попов и др., 2019). Например, для возможности отслеживания перемещения вагонов разрабатывается сервис «РЖД-трекинг».
Сегодня цифровой формат взаимодействия ОАО «РЖД» с партнерами становится нормой. В качестве примера рассмотрим электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Взаимодействие с клиентом начинается на ней через заявление в личном кабинете клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок - сервисе, предоставляемом зарегистрированным и активированным пользователям ресурса, размещенного в сети Интернет. Предусмотрено наличие следующих договоров/соглашений, заключенных с ОАО «РЖД»:
1) договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов;
2) соглашение об организации расчетов (договор на организацию расчетов);
3) договор об электронном обмене документами.
Услуги оказываются при наличии заключенного с ОАО «РЖД» соглашения об организации расчетов.
В рамках клиентоориентированного подхода представляется возможным подключение грузоотправителей к АС ЭТРАН (Автоматизированной системе железных дорог России), которая позволяет оформлять собственные заявки формы ГУ-12, накладные на перевозку грузов с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП) без подтверждения документов на бумажном носителе; осуществлять согласование и подписание цифровой подписью электронных накопительных ведомостей формы ФДУ-92, ведомостей на подачу и уборку вагонов формы ГУ-46, учетных карточек формы ГУ-1 без подписания документов на бумажном носителе; производить справочный расчет провозной платы; запрашивать информацию по единому лицевому счету, если грузоотправитель является плательщиком. Клиент обеспечивает согласование и подписание оформленных в электронном виде с применением электронной подписи документов в соответствии со сроками, предусмотренными нормативными правовыми актами и договорами с ОАО «РЖД».
Моментом получения клиентом электронных документов считается дата и время их направления в АС ЭТРАН для подписания и присвоения в системе состояния «на подписи» или «на согласовании». Счета-фактуры, акты оказанных услуг, акты сверки расчетов, перечни первичных документов и иные документы передаются клиенту (или представляются им) в подразделение ОАО «РЖД», по месту которого подписано соглашение об организации расчетов. Заказчик выбирает способ получения первичных документов одним из перечисленных способов: на бумажном носителе или в электронном виде. На рисунке 2 схематично представлена структура организации электронного документооборота, которая отражает путь от грузоотправителя до грузополучателя с учетом расчета платежей с клиентом и формирования доходных поступлений в системе ЕК АСУФР и КИХ ГВЦ.
КИХ ГВЦ
/ \ /
Расчеты за перевозки
Лицевой счет ЕКАСУФР
/ \ \ /
Грузоотправитель <—>
Электронные документы
АС ЭТРАН
<-> Грузополучатель
V
Перевозка
АСУ ГП
Рисунок 2 - Электронный документооборот ОАО «РЖД»
Большинство грузоотправителей уже оценили возможность удаленного оформления перевозочных документов. Доля ЭДО в общем обороте документов составила более 91 % для внутренних грузовых перевозок по сети, а также значительную часть экспортных отправок. На сегодняшний день расчеты с клиентами преимущественно (90,5 %) осуществляются с применением ЭЦП, что существенно упрощает процедуру взаимодействия с грузоотправителями, обеспечивая высокую конкурентоспособность на рынке транспорта, привлекая новых клиентов для повышения доходов от грузовых перевозок.
Кроме того, через личный кабинет клиент имеет возможность согласования и утверждения местных технических условий (МТУ), не предусмотренных технических условий (НТУ), оказания услуг по разработке МТУ, НТУ, эскизов, схем (чертежей) размещения и крепления грузов в электронном виде, оформления заявки на прохождение аттестации сотрудников и сдачу экзаменов по погрузке, а также календарного планирования. Реализована функция подачи претензий по работе железнодорожного транспорта. Для удобства в кабинете есть шаблоны для их оформления, которыми клиент может воспользоваться. До конца 2022 г. планируется автоматизировать и исходящую претензионную работу.
Как видно из графика (рисунок 3), удовлетворенность предоставляемыми информационными услугами находится на высоком уровне. Грузоотправители отмечают существенный прогресс в сфере развития информационных технологий.
Рисунок 3 - Анализ структуры индекса качества в I квартале 2022 г. по сравнению с данными за I квартал 2021 г.1
1 Исследование в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом [Электронный ресурс] // РЖД-партнер. 2022. I кв. URL: https://www.rzd-partner.ru/files/publications/articles/pdf/Индекс_1_квартал_2022 короткий.pdf (дата обращения: 29.09.2022).
Однако при введении новшеств в части планирования и согласования перевозок необходимо учитывать мнение клиентов. В качестве возможных мероприятий, направленных на дальнейшее повышение лояльности и информированности потребителей, в том числе посредством развития цифровых сервисов, можно предложить следующее:
• размещение информации о стоимости перевозок и дополнительных услуг, порядке предоставления тарифных преференций на перевозку грузов на официальном сайте ОАО «РЖД», в сервисах «Личный кабинет», «РЖД-груз», ЭТП ГП;
• размещение виртуального каталога услуг на официальном сайте ОАО «РЖД» для автоматического подбора необходимых услуг под разные виды перевозок и отображения нормативных документов к ним;
• развитие программы «РЖД-навигатор», договорная работа в цифровом формате, а также согласование эскизов для тяжеловесных и длинномерных грузов;
• повышение точности расписания доставки грузов путем совершенствования перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, сокращение сроков доставки;
• развитие проекта «РЖД-экспресс» по перевозке мелких и средних партий грузов;
• организация взаимодействия всех участников перевозочного процесса на основе электронного документооборота (в том числе с применением международных мультимодальных перевозках грузов).
При этом следует помнить, что разработка новых систем всегда должна происходить с учетом всех требований информационной безопасности. Безопасность информационных систем в ОАО «РЖД» обеспечивается согласно правилам регуляторов, а также с использованием собственных уникальных наработок в этой области. Работа в сфере киберзащиты осуществляется на постоянной основе, включая взаимодействие с государством.
Список источников:
Багаутдинова Н.Г., Никулин Р.А. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации // Инновации. 2018. № 8. С.80-83.
Бауэр В.П., Сильвестров С.Н., Барышников П.Ю. Блокчейн как основа формирования дополненной реальности в цифровой экономике // Информационное общество. 2017. № 3. С. 30-40.
Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения / пер. с англ. И. Окуньковой. М., 2019. 254 с.
Попов Е.В., Семячков К.А., Файрузова Д.Ю. Приоритеты экономической политики в развитии цифровой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, № 7. С. 1198-1214. https://doi.Org/10.24891/ni.15.7.1198.
Тарасов И.В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. 2018. № 6 (50). С. 57-63.
Швецов Ю. Теория цифровой экономики // Общество и экономика. 2021. № 7. С. 6-16. https://doi.org/10.31857/S020736760015757-1.
References:
Bagautdinova, N.G. & Nikulin, R.A. (2018) New Competitive Advantages in the Conditions of Digitalization. Innovations. (8), 80-83. (In Russian)
Bauer, V.P., Silvestrov, S.N. & Baryshnikov, P.Yu. (2017) The Blockchain as a Basis of Augmented Reality in the Digital Economy. Information Society. (3), 30-40. (In Russian)
Popov, E.V., Semyachkov, K.A. & Fairuzova, D.Yu. (2019) Priorities of Economic Policy for the Development of the Digital Economy. National Interests: Priorities and Security. 15 (7), 1198-1214. Available from: doi:10.24891/ni.15.7.1198. (In Russian)
Shvetsov, Yu. (2021) Theory of Digital Economy. Society and Economics. (7), 6-16. Available from: doi: 10.31857/S020736760015757-1. (In Russian)
Tarasov, I.V. (2018) Industry 4.0: Concept & Development. Business Strategies. (6), 57-63. (In Russian)
Weill, P. & Woerner, S. (2019) What's Your Digital Business Model? Six Questions to Help You Build the Next-Generation Enterprise. Moscow, Alpina Publisher. (In Russian)
Информация об авторах
А.В. Веригина - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=817353.
А.Н. Никифорова - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=657992.
Information about the authors
A.V. Verigina - PhD in Economics, Associate Professor, Russian University of Transport, Moscow.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=817353.
A.N. Nikiforova - PhD in Economics, Associate Professor, Russian University of Transport, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=657992.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 04.10.2022.