Научная статья на тему 'Цифровизация транспортно-логистических услуг'

Цифровизация транспортно-логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5134
813
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / цифровизация / транспорт / электронный документооборот / интернет вещей / logistics / digitalization / transport / electronic document management / Internet of things

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — С. Н. Федотова

В статье рассмотрены основные направления цифровой трансформации в логистике: электронный документооборот, цифровые платформы, интернет вещей. В качестве цифровых платформ были рассмотрены электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» и платформа TRAFFIC. В статье описаны преимущества от внедрения различных технологий. Приведены примеры цифровой трансформации транспортнологистических компаний. В качестве технологии, которая выведет логистику на новый уровень, выбрана технология IoT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — С. Н. Федотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

The article discusses the main directions of digital transformation in logistics: electronic document management, digital platforms, Internet of things. As digital platform were considered electronic trading platform «Freight transportation» and platform «TRAFFIC». The article describes the benefits of implementing various technologies. Examples of digital transformation of transport and logistics companies are given. As a technology that will take logistics to a new level, IoT technology has been selected.

Текст научной работы на тему «Цифровизация транспортно-логистических услуг»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ С.Н. Федотова, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11407

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления цифровой трансформации в логистике: электронный документооборот, цифровые платформы, интернет вещей. В качестве цифровых платформ были рассмотрены электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» и платформа TRAFFIC. В статье описаны преимущества от внедрения различных технологий. Приведены примеры цифровой трансформации транспортно-логистических компаний. В качестве технологии, которая выведет логистику на новый уровень, выбрана технология IoT.

Ключевые слова: логистика, цифровизация, транспорт, электронный документооборот, интернет вещей.

Переход к цифровой экономике привел к появлению нового термина - «цифровая логистика». Цифровая логистика - это управление материальными, информационными, финансовыми и людскими потоками с целью их оптимизации за счет применения современных информационных технологий.

Логистика является одной из наиболее цифровизированных отраслей, как в мире, так и в России. Цифровизация транспорт-но-логистических услуг влияет на повышение конкурентоспособности компаний, оперирующих на рынке. Цифровые технологии позволяют добиться значительных успехов в оптимизации издержек и повышении уровня логистического сервиса.

Электронный документооборот является частью цифровой трансформации. Переход на электронный документооборот при управлении грузоперевозками представляет собой отказ от бумажных транспортных накладных в пользу электронных транспортных накладных (ЭТрН). В качестве преимуществ, полученных при использовании ЭТрН можно выделить следующее:

- исключение затрат на печать документов;

- исключение затрат на доставку документов;

- исключение потери документов;

- получение информации о доставке и перемещении товаров в режиме онлайн;

- обмен электронными документами занимает несколько минут.

Первую грузоперевозку с полностью цифровыми документами осуществили компании Traft и «Л'етуаль» в августе 2018 года. Компания Traft доставила груз со склада в розничный магазин, расположенный в Москве. Все транспортные документы были оформлены с помощью платформы электронного документооборота «Форма» [1].

Несмотря на то, что многие компании уже внедрили электронный документооборот и осуществляют перевозки по ЭТрН, законодательно ЭТрН не внедрена. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом», в котором говорится о постепенном переходе на использование ЭТрН при внутренних грузоперевозках, был разработан еще в 2018 году, однако до сих пор не принят [1].

На железнодорожном транспорте переход к полностью электронному оформлению интермодальной перевозки в рамках проекта «Интертран» состоял из нескольких этапов [2]:

- в 2017 году реализована возможность оформления электронной транзитной декларации;

- в 2018 году реализована возможность оформления электронной железнодорожной накладной;

- в 2019 году все железнодорожные документы были переведены в цифровой формат, а также введен электронный обмен данными между ОАО «РЖД» и Федеральной таможенной службой.

В сентябре 2018 года на железнодорожном транспорте состоялась перевозка, оформленная полностью цифровыми документами. ОАО «РЖД» и транспортная группа Fesco осуществили доставку контейнеров из Японии в Москву. Такой способ позволил сократить срок оформления контейнеров в порту с 5 суток до 21 часа [3].

Массовый переход на электронный документооборот, в частности на электронные транспортные накладные, необходим рынку транспортно-логистических услуг, так как работа с бумажной документацией занимает много времени и нередко создает проблемы.

Цифровизация процесса продаж грузовых перевозок происходит с помощью электронных сервисов и торговых площадок, работающих на различных видах транспорта.

На железнодорожном транспорте функционирует электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Владельцем и оператором площадки выступает компания ООО «Цифровая логистика», дочернее предприятие компании ОАО «РЖД».

ЭТП ГП - это полностью цифровой сервис. Клиентами площадки выступают поставщики и покупатели перевозки и сопутствующих транспортных услуг. За счет того, что общение между клиентами площадки происходит только в цифровом формате, обеспечивается максимальная прозрачность и оперативность работы. Исполнение заказа можно отслеживать в режиме онлайн. В планах развития данной площадки предусматривается расширение линейки предоставляемых услуг, в частности: погрузо-разгрузочные работы, терминальные работы, услуги охраны [4].

В сфере автомобильных грузоперевозок в качестве агрегатора, соединяющего клиентов-грузоотправителей и перевозчиков выступает платформа TRAFFIC, разработанная компанией BIA-Technologies.

На платформе также доступны сопутствующие сервисы, такие как: мониторинг актуальных рыночных цен на грузоперевозки, страхование в режиме онлайн по системе smart-контрактов, отслеживание заказа, финансирование путем факторинга. В качестве преимуществ использования данной платформы можно выделить сокращение времени простоев под погрузкой/разгрузкой на 50%, а также снижение нагрузки на персонал на 30%. Одним из пользователей платформы является ГК «Деловые линии», которые размещают заказы в периоды пиковых нагрузок (сезонных, предпраздничных и т.п.) [5].

Цифровизация не только затрагивает отдельные транспортно-логистические компании, но и выступает в качестве предмета диалога между государством и бизнесом. Так, в 2018 году было объявлено о создании единой цифровой платформы транспортного комплекса России. В качестве основных задач платформы выделены снижение издержек перевозок и унификация транспортно-логистических решений.

Создание цифровой платформы транспортного комплекса позволит:

- повысить безопасность, качество и доступность перевозок;

- снизить издержки;

- обеспечить максимальную загрузку инфраструктуры;

- расширить экспортные и транзитные возможности страны;

- открыть новые возможности роста транспортной отрасли.

Запуск цифровой платформы транспортного комплекса в режиме промышленной эксплуатации планируется на 2024 год.

Сфера транспортной логистики считается одной из самых приоритетных для внедрения решений на основе технологии «Интернет вещей» (IoT).

«Интернет вещей» (IoT) - это способы взаимодействия физических объектов, устройств и систем между собой и с окружающим миром с применением различных технологий связи и стандартов соединения. IoT-соединение строится на базе других технологий: Wi-Fi, RFID, Bluetooth,

LTE. Для хранения и обработки полученных данных используются облачные технологии и Big Data [6].

В качестве преимуществ, полученных после внедрения технологии IoT можно выделить следующие [7, с. 71]:

- сокращение затрат на грузоперевозки и задержки в пути;

- повышение прозрачности логистических операций (в частности с помощью RFID-меток);

- минимизацию влияния человеческого фактора;

- оптимизацию ремонта и обслуживания транспортных средств.

Использование GPS и RFID-датчиков можно использовать для сбора данных о местонахождении грузов, их состоянии, температуре и других данных. Это повысит управляемость, поможет сократить случаи кражи товаров и задержек грузов. Логистические компании смогут быть уверены в том, что груз будет доставлен вовремя и надлежащего качества.

Для мониторинга и анализа характеристик транспортного средства и поведения водителя будет использоваться телематический модуль с поддержкой навигационных систем ГЛОНАСС или GPS. Это позволит определять местоположение автомобиля и его скорость движения. Кроме этого, с помощью датчиков можно получать информацию о состоянии транспортного средства, что поможет избежать длительного простоя автомобиля и своевременно производить его ремонт.

Данные с установленных датчиков также могут использоваться для создания оптимальных маршрутов и их перепланирования с учетом текущих дорожных условий, а также для управления расходом топлива.

По прогнозам PwC экономический эффект от внедрения IoT в логистике оценивается в 542 млрд. рублей до 2025 года.

Компания ОАО «РЖД» планирует использовать технологию IoT в грузоперевозках. На контейнеры установят элек-

тронные пломбы - специальные датчики, которые будут передавать информацию о грузах в налоговую и таможенную службы. Применение данной технологии позволит вести мониторинг движения грузов по всему пути их следования и перейти на электронный документооборот [8].

В процессе внедрения IoT компании сталкиваются с определенными сложностями: отсутствие единых стандартов и риски информационной безопасности. Так как решения на основе технологии IoT оперируют большим объемом данных, необходимо защищать данные в облаке и обеспечивать целостность данных в процессе передачи через общедоступный Интернет.

В целом же можно отметить, что IoT является быстроразвивающейся технологией, которая выведет логистику на новый уровень.

Цифровизация в настоящее время выступает в качестве фактора, оказывающего сильное влияние на транспорт и логистику. Перед компаниями, предоставляющими транспортно-логистические услуги, открываются новые возможности, с помощью которых они могут оптимизировать бизнес-процессы, улучшить качество сервиса, тем самым повысив конкурентоспособность.

В целом, транспортно-логистические компании применяют такие системы как, TMS и WMS, ведут аналитику на массивах Big Data, используют различные сенсоры и датчики, отслеживающие состояние транспортного средства, однако потенциал развития не исчерпан. По результатам исследования «Индустрия 4.0: создание цифрового предприятия», доля транспортных и логистических компаний, оценивающих свой уровень цифровизации как «продвинутый», составила лишь 28%. Учитывая стремительное развитие цифровых технологий, ожидается их интенсивное внедрение в деятельность компаний в дальнейшем.

Библиографический список

1. Экспериментировать с цифровой транспортной накладной нужно не меньше года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://logirus.ru (дата обращения - 09.11.2019).

2. Таранец, И. Цифровые технологии сократят время оформления перевозок в пять раз // Газета «Гудок» - 2019. - 5 сентября.

3. Разина, Е. Расстояние не главное // Тематическое приложение «Логистика» к газете «Коммерсантъ». - 2019. - 24 октября. - С. 2.

4. Официальный сайт ООО «Цифровая логистика». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digitalrzd.ru (дата обращения - 09.11.2019).

5. Логистика на платформе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plus.rbc.ru (дата обращения - 09.11.2019).

6. Интернет вещей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iot.ru (дата обращения - 10.11.2019).

7. Королева, А. А. Экономические эффекты цифровой логистики / А. А. Королева // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. - 2019. - № 1. - С. 6876.

8. Логистика будущего: пять примеров цифровых решений на транспорте. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.ati.su (дата обращения 10.11.2019).

DIGITALIZATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

S.N. Fedotova, Graduate Student Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses the main directions of digital transformation in logistics: electronic document management, digital platforms, Internet of things. As digital platform were considered electronic trading platform «Freight transportation» and platform «TRAFFIC». The article describes the benefits of implementing various technologies. Examples of digital transformation of transport and logistics companies are given. As a technology that will take logistics to a new level, IoT technology has been selected.

Keywords: logistics, digitalization, transport, electronic document management, Internet of things.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.