Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛИЯНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛИЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / МЕТОД ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / «ВАШ КОНТРОЛЬ» / «НАША ПРИРОДА» / «АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисина Н. С.

Статья посвящена исследованию степени влияния цифровой трансформации на общественный контроль. Сформировано предположение, что под воздействием цифровой трансформации природа общественного контроля останется неизменной, значительное влияние это явление окажет на формы и методы общественного контроля. Определено, что применение цифровых технологий в общественном контроле возможно по трем основным направлениям: 1) получение субъектом общественного контроля информации о деятельности подконтрольного объекта; 2) проведение субъектом общественного контроля анализа деятельности подконтрольного объекта в целях определения ее соответствия общественным интересам; 3) принятие субъектом общественного контроля мер по корректированию выявленных отклонений. Проанализирована практика использования ряда цифровых технологий в общественном контроле, в том числе на примере цифровых проектов федерального уровня «Ваш контроль» и «Наша природа», а также на примере цифрового проекта регионального уровня - проекта города Москвы «Активный гражданин», и определены перспективы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AND PUBLIC CONTROL: PERSPECTIVES OF INFLUENCE

The paper is devoted to the examination of the degree of influence of digital transformation on public control. The author assumes that, under the influence of digital transformation, the nature of public control will remain unchanged, this phenomenon will have a significant impact on the forms and methods of public control. It is determined that the use of digital technologies in public control is possible in three main directions: 1) receipt by the subject of public control of information about the activities of the controlled object; 2) analysis of the activities of the controlled object by the subject of public control in order to determine its compliance with public interests; 3) adoption by the subject of public control of measures to remedy the identified deviations. The paper analyzes the practice of using a number of digital technologies in public control, including the practice of using digital projects at federal level, namely: “Vash kontrol” [Your Control] and “Nasha Priroda” [Our Nature], as well as digital projects at the regional level - the project of the city of Moscow “Aktivnyi grzhdanin” [Active citizen]. In addition, the paper determines the prospects for their further development.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛИЯНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

001: 10.17803/1994-1471.2022.139.6.032-040

Н. С. Лисина*

Цифровая трансформация и общественный контроль: перспективы влияния1

Аннотация. Статья посвящена исследованию степени влияния цифровой трансформации на общественный контроль. Сформировано предположение, что под воздействием цифровой трансформации природа общественного контроля останется неизменной, значительное влияние это явление окажет на формы и методы общественного контроля. Определено, что применение цифровых технологий в общественном контроле возможно по трем основным направлениям: 1) получение субъектом общественного контроля информации о деятельности подконтрольного объекта; 2) проведение субъектом общественного контроля анализа деятельности подконтрольного объекта в целях определения ее соответствия общественным интересам; 3) принятие субъектом общественного контроля мер по корректированию выявленных отклонений. Проанализирована практика использования ряда цифровых технологий в общественном контроле, в том числе на примере цифровых проектов федерального уровня «Ваш контроль» и «Наша природа», а также на примере цифрового проекта регионального уровня — проекта города Москвы «Активный гражданин», и определены перспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: общественный контроль; субъект общественного контроля; форма общественного контроля; метод общественного контроля; цифровая трансформация; цифровизация; цифровые технологии; блокчейн; информационная система; онлайн-платформа; цифровая платформа; «Ваш контроль»; «Наша природа»; «Активный гражданин».

Для цитирования:Лисина Н. С. Цифровая трансформация и общественный контроль: перспективы влияния // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 6. — С. 32-40. — DOI: 10.17803/19941471.2022.139.6.032-040.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90072.

© Лисина Н. С., 2022

* Лисина Наталья Сергеевна, аспирант кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 nlisina13@mail.ru

Digital Transformation and Public Control: Perspectives of Influence2

Natalia S. Lisina, Postgraduate Student, Department of Administrative Law and Procedure, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

nlisina13@mail.ru

Abstract. The paper is devoted to the examination of the degree of influence of digital transformation on public control. The author assumes that, under the influence of digital transformation, the nature of public control will remain unchanged, this phenomenon will have a significant impact on the forms and methods of public control. It is determined that the use of digital technologies in public control is possible in three main directions: 1) receipt by the subject of public control of information about the activities of the controlled object; 2) analysis of the activities of the controlled object by the subject of public control in order to determine its compliance with public interests; 3) adoption by the subject of public control of measures to remedy the identified deviations. The paper analyzes the practice of using a number of digital technologies in public control, including the practice of using digital projects at federal level, namely: "Vash kontrol" [Your Control] and "Nasha Priroda" [Our Nature], as well as digital projects at the regional level — the project of the city of Moscow "Aktivnyi grzhdanin" [Active citizen]. In addition, the paper determines the prospects for their further development.

Keywords: public control; subject of public control; form of public control; method of public control; digital transformation; digitalization; digital technologies; blockchain; information system; online platform; digital platform; "Vash kontrol"; "Nasha priroda"; "Aktivnyi grazhdanin".

Cite as: Lisina NS. Tsifrovaya transformatsiya i obshchestvennyy kontrol: perspektivy vliyaniya [Digital Transformation and Public Control: Perspectives of Influence]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(6):32-40. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.139.6.032-040. (In Russ., abstract in Eng.).

Развитие общественных отношений на современном этапе характеризуется существенным влиянием на них процессов цифровой трансформации. Цифровые технологии широко применяются во многих сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и во взаимоотношениях власти и общества, где особая роль принадлежит общественному контролю.

Несмотря на глобальность данного процесса, цифровая трансформация — явление относительно новое, устоявшегося определения которого еще не выработано. По мнению отечественных ученых В. В. Бурова, М. В. Петрова, М. С. Шклярук, А. В. Шарова, цифровая трансформация — это «глубокая реорганизация, реинжиниринг бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов, которая

приводит к существенному (в разы) улучшению характеристик процессов (сокращению времени их выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, увеличению выхода, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов и т.д.) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств (принятие решений в автоматическом режиме без участия человека и т.д.)»3.

Анализ приведенной позиции позволяет выделить основные характеристики цифровой трансформации: во-первых, цифровая трансформация — это процесс; во-вторых, этот процесс сопряжен с использованием цифровых технологий, в-третьих, целью цифровой трансформации является существенное изменение характеристик объекта воздействия.

Влиянию данного процесса, безусловно, будет подвержен и общественный контроль,

2 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 20-311-90072.

3 Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. «Государство-как-платформа»: подход к реализации высокотехнологичной системы государственного управления // Государственная служба. 2018. Т. 20. № 3. С. 8.

представляющий собой совокупность действий субъектов общественного контроля по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов публичной власти, в целях определения ее соответствия общественным интересам, а также принятие мер по корректированию выявленных отклонений с помощью доступных средств и способов — обращения в уполномоченный орган публичной власти (должностному лицу) или к общественному мнению. Однако полагаем, что кардинальных сдвигов в системе общественного контроля не произойдет, природа общественного контроля останется неизменной. Значительное влияние цифровая трансформация окажет на формы и методы общественного контроля, поскольку именно в них выражается его конкретное содержание.

В этой связи обобщенно определим цифровую трансформацию общественного контроля как процесс, направленный на изменение форм и методов общественного контроля посредством использования цифровых технологий.

Ключевым звеном указанной трансформации являются цифровые технологии.

Значение термина «технология» раскрывается как «совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, научное описание способов производства»4. Некоторые ученые говорят о технологии как о «методах, инструментах или их совокупности, позволяющих успешно разрешать поставленную практическую задачу»5.

Цифровые технологии (к которым, в частности, относят интернет вещей, искусственный интеллект, аналитику больших данных, техно-

логию распределенного реестра, включая блок-чейн, криптовалюту, виртуальную и дополненную реальность, 5G, облачные вычисления) являются разновидностью информационных технологий6.

Информационная технология в специализированной технической литературе определяется как «система взаимосвязанных методов и способов сбора,хранения, накопления, поиска, обработки информации на основе применения средств вычислительной техники»7, при этом цель информационной технологии — «производство информации для анализа человеком и принятие на его основе решения по выполнению какого-либо действия (управленческого решения)»8.

В рамках одной из классификаций информационных технологий, в основе которой лежит разграничение по классу решаемых задач, выделяют информационные технологии обработки данных, информационные технологии управления, информационные технологии автоматизации офисной деятельности, информационные технологии поддержки принятия решений, информационные технологии экспертных систем9. Осуществление общественного контроля во многом завязано на работе с информацией — от получения и анализа до ее донесения до соответствующих субъектов. Каждый из указанных выше видов информационных технологий применим в рамках общественного контроля для решения определенных задач: для обработки и анализа информации о деятельности органов публичной власти, сопоставления ее с общественными интересами, выработки прогнозов и планов, а также предло-

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М. : Мир и образование, 2018. С. 1188.

LegalTech, FinTech, RegTech etc.: правовые аспекты использования цифровых технологий в коммерческой деятельности : кол. монография / рук. авт. кол. и науч. ред. М. А. Рожкова. М. : Статут, 2021. С. 15. См.: LegalTech, FinTech, RegTech etc.: правовые аспекты использования цифровых технологий в коммерческой деятельности. С. 25.

Информационные технологии : учебник / Л. Н. Демидов, В. Б. Терновсков, С. М. Григорьев, Д. В. Крахма-лев. М. : Кнорус, 2017. С. 16.

Информационные технологии. С. 16.

См.: Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для бакалавров / под ред.

В. Д. Элькина. М. : Проспект, 2013. С. 23.

4

5

6

7

8

9

жений по корректированию выявленных отклонений. Однако наиболее эффективное осуществление общественного контроля возможно при использовании информационных технологий управления, которые «ориентированы на комплексное решение следующих задач: оценка планируемого состояния объекта управления, оценка отклонений от планируемого состояния, выявление причин отклонения, анализ возможных решений и действий»10.

Использование цифровых технологий, являющихся разновидностью информационных технологий, способно оказать значительное влияние на способы, средства и приемы осуществления общественного контроля, определяющие содержание его форм, и привести к существенным изменениям их основных характеристик, например к исключению из некоторых процессов человека или сокращению времени их выполнения и т.п.

Опираясь на приведенное определение общественного контроля, считаем, что применение цифровых технологий в общественном контроле возможно по трем основным направлениям:

— получение субъектом общественного контроля информации о деятельности подконтрольного объекта;

— проведение субъектом общественного контроля анализа деятельности подконтрольного объекта в целях определения ее соответствия общественным интересам;

— принятие субъектом общественного контроля мер по корректированию выявленных отклонений.

Использование цифровых технологий в каждом направлении определяется конкретными формами и методами общественного контроля, а также функциональными возможностями са-

мих цифровых технологий, способных интегрироваться в процессы общественного контроля. Одной из цифровых технологий, используемой для эффективного осуществления общественного контроля, достижения его целей и задач, является технология блокчейн.

Технология блокчейн в литературе представлена как «публичный регистр всех транзакций, или цифровых событий, некая распределенная база данных записей, которые, в свою очередь, были реализованы и распределены между участвующими сторонами»11. По мнению исследователей, преимуществом технологии блокчейн является возможность «хранить и использовать информацию в распределенной базе данных с полной гарантией сохранения данных в первозданном виде; эту информацию нельзя изменить, заменить или вытянуть из нее фрагмент; блокчейн отличают децентрализация, использование криптографии, автономность, наличие механизмов консенсуса, анонимность и прозрачность цепочки блоков»12. Распространенной практикой применения технологии блокчейн является электронное голосование и краудсорсинг-проекты. Данная технология может быть также использована при реализации форм общественного контроля, когда требуется подтверждение неизменности данных и их сохранность.

Примером использования технологии блокчейн в общественном контроле является проект города Москвы «Активный гражданин». В соответствии с Положением о проекте «Активный гражданин», утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.02.2018 № 117-ПП «О проекте "Активный гражданин"»13, проект предусматривает возможность выявления и учета мнения жителей города Москвы при исполнении органами исполнительной власти

10 Информационные технологии в юридической деятельности. С. 23.

11 Шуликов А. О., Санаков И. К. Применение блокчейна в системе государственного и муниципального управления // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами : материалы Восьмой Междунар. науч.-практ. конференции (23-25 апреля 2019 г.) / отв. за вып. Н. Г. Клоч-кова. Петропавловск-Камчатский : КамчатГТУ, 2019. С. 145.

12 Конева Н. С., Вязовцева В. Е., Миронов А. А. Правовые аспекты внедрения и использования технологии блокчейн в государственном управлении в России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2021. Т. 21. № 2. С. 29.

13 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2018. № 13.

города Москвы установленных полномочий и выполнении подведомственными им организациями возложенных на них функций. В рамках проекта осуществляется проведение голосований, опросов, сбор мнений и (или) оценок граждан, являющихся участниками проекта, в отношении мероприятий, организуемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями на всей территории города Москвы или на отдельных частях территории города Москвы, а также по определенным вопросам, темам, затрагивающим интересы жителей города Москвы, независимо от того, на всей ли территории города Москвы или на отдельных ее частях организуется проведение мероприятий органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями.

Технология блокчейн, используемая в данном проекте, позволяет следить за ходом голосования и видеть в реальном времени неизменность вопросов и появление новых голосов, обеспечивает дополнительный контроль и открытость всех данных с возможностью проверить хронологию появления голосов и подтвердить их уникальность, посмотреть распределение голосов по вопросам и посмотреть на голоса реальных людей14.

«Активный гражданин» заслужил доверие москвичей: проект насчитывает около 6 млн участников, за шесть лет его работы проведено около 5,4 тыс. голосований, реализовано более 3,4 тыс. решений15. На решение жителей выносятся разнообразные вопросы: благоустройство территорий, работа городских поликлиник, выбор дизайна станции московского метро и многое другое. Одной из особенностей данной формы взаимодействия общества и власти является поощрение участников проекта: за прохождение голосований начисляются баллы, которые можно обменять на услуги и полезные сувениры. Функциональные возможности проекта и система поощрений, безусловно, способствуют

повышению вовлеченности москвичей в решение городских проблем.

Разнообразные цифровые технологии находят свое применение в информационных системах (онлайн-платформах, цифровых платформах), о которых в литературе говорят как о «совокупности технологического, информационного, коммуникационного компонентов и человеческих ресурсов, которые позволяют собирать, обрабатывать, хранить и распространять данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений»16.

Информационные системы (онлайн-платфор-мы, цифровые платформы) уже используются для реализации общественного контроля. Предлагаем разграничить их на два основных вида:

— информационные системы (онлайн-платфор-мы, цифровые платформы), обеспечивающие непосредственную реализацию форм общественного контроля;

— информационные системы (онлайн-плат-формы, цифровые платформы), имеющие вспомогательное значение для реализации общественного контроля.

К первым можно отнести, например, системы (платформы), обеспечивающие направление в органы публичной власти обращений и запросов граждан, или системы (платформы), предоставляющие возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Вторые обеспечивают получение субъектом общественного контроля информации о деятельности подконтрольного объекта. К таким относятся сайты органов публичной власти, на которых они размещают соответствующую информацию; сайты, обеспечивающие ознакомление с нормативными правовыми актами и их проектами, и т.п. При помощи таких систем (платформ) общественный контроль в обозначенном выше значении не осуществляется, они обеспечивают лишь доступ к информации о деятельности органов публичной власти, что важно

14 URL: https://ag.mos.ru/blockchain (дата обращения: 10.10.2021).

15 URL: https://ag.mos.ru/about-new (дата обращения: 10.10.2021).

16 LegalTech, FinTech, RegTech etc.: правовые аспекты использования цифровых технологий в коммерческой деятельности. С. 83.

для реализации ряда форм общественного контроля, однако такие системы (платформы) не решают иные задачи контрольного воздействия общества на власть.

Практическим примером информационной системы (онлайн-платформы, цифровой платформы), относящейся к первому типу, является портал «Ваш контроль». Его реализация обеспечивается постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»17.

Указанное постановление дает гражданам возможность напрямую влиять на качество государственных и муниципальных услуг, оценивая работу чиновников и руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в конкретном месте, по конкретной услуге18.

Оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг возможно разными способами: посредством СМС-сообщений, телефонных опросов, электронных терминалов в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, органах власти, внебюджетных фондах, интернет-сайтов. Важно отметить, что подготовка и размещение ответа на отзыв гражданина, размещенный на портале «Ваш контроль», осуществляются федеральными органами исполни-

тельной власти и органами государственных внебюджетных фондов, а также многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в сроки, не превышающие 10 рабочих дней.

Мнения граждан о качестве предоставления оцениваемых услуг обобщаются и анализируются с использованием автоматизированной информационной системы «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг». На основании поступивших мнений граждан формируются сводные значения уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления оцениваемых услуг, отражающие показатели эффективности деятельности руководителей, ответственных за предоставление оцениваемых услуг. В случае недостижения установленных значений показателей эффективности деятельности руководителя в отношении него инициируется проведение проверок в соответствии с действующим законодательством. Если в результате проверочных мероприятий подтвержден факт неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем по его вине возложенных на него обязанностей, повлекший за собой снижение показателя эффективности деятельности руководителя, то в отношении него применяются меры дисциплинарного взыскания. Результаты проводимой оценки подлежат размещению на портале «Ваш контроль».

Отдельно стоит отметить, что на портале «Ваш контроль» отзывы граждан и ответы на эти отзывы видны всем пользователям портала, что, несомненно, повышает уровень открытости и прозрачности деятельности подконтрольных объектов.

Деятельность портала в цифрах весьма внушительна: 153,8 млн оцененных услуг, 848,4 млн оставленных оценок, 1,2 млн оставленных отзывов и, что самое главное, 96,6 % — удовлетворенность качеством государственных услуг19.

В целом считаем возможным признать данный опыт позитивным, он в определенной степени обеспечивает эффективность деятельности

17 СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7219.

18 URL: https://vashkontrol.ru/about (дата обращения: 10.10.2021).

19 URL: https://vashkontrol.ru/ (дата обращения: 10.10.2021).

органов публичной власти. Вместе с тем в литературе отмечаются и недостатки данного решения. Указывается, что «структура сайта "Ваш контроль"... не содержит главного раздела, который бы отражал предназначение рассматриваемой формы общественного контроля, а именно последствий оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений)»20, и предлагается «сделать достоянием общественности результаты рассмотрения отчетов о достижении соответствующими руководителями установленных показателей, а также применение мер дисциплинарного принуждения к конкретным руководителям в случае их недостижения»21, с чем трудно не согласиться.

Еще одним цифровым решением на федеральном уровне, обеспечивающим реализацию общественного контроля, является федеральная государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (ФГИС «Наша природа»). Система создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1082 «О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования»22 в целях обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также совершенствования механизмов рассмотрения федеральными органами исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля).

Согласно Положению о ФГИС «Наша природа», утвержденному указанным постановлением, система представляет собой федеральную

государственную информационную систему, обеспечивающую:

— сбор и обработку обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— предоставление федеральными органами исполнительной власти пользователям сообщений в электронном виде о результатах рассмотрения информационных сообщений;

— формирование, обработку и предоставление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Опубликованное на портале «Наша природа» информационное сообщение направляется в уполномоченный государственный орган и далее обрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»23; по итогам рассмотрения сообщения осуществляется информирование пользователя портала через личный кабинет и е-таП-оповещения24.

Технически реализация описанного функционала осуществляется с помощью интернет-портала и мобильного приложения. Для использования портала требуется авторизация, после успешного прохождения которой пользователю будет доступен личный кабинет, где он сможет направить сообщение.

По данным портала, в настоящее время поступило 195 сообщений, из которых ре-

20 Зубарев С. М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 43. С. 88.

21 Зубарев С. М. Указ. соч. С. 89.

22 СЗ РФ. 2017. № 38. Ст. 5620.

23 СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

24 URL: https://www.priroda-ok.ru/#/about/about (дата обращения: 10.10.2021).

шено 6925. Все сообщения отражены на карте, а также доступны для просмотра с указанием статусов рассмотрения.

Безусловно, узкая направленность портала отражается на общем количестве поступивших сообщений (если сравнивать, например, с порталом «Ваш контроль»). Сам факт наличия такого портала оценивается нами также положительно, однако считаем, что требуется усиление популяризации среди граждан такой формы осуществления общественного контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие цифровые решения, как порталы «Ваш контроль», «Наша природа», обеспечивают донесение до органов публичной власти через посредника (систему или платформу) результатов общественного контроля, информирование

общественности о результатах общественного контроля, открытость и публичность разрешения проблем, выявленных в ходе общественного контроля, уполномоченными органами публичной власти.

Как верно отмечает И. В. Гончаров, «цифровые технологии обусловливают фактическое использование обществом интерактивных возможностей для организации контроля за деятельностью соответствующих органов власти»26. Сегодня цифровая трансформация активно встраивается в процессы общественного контроля, наибольшее влияние оказывая на его формы и методы. Можно прогнозировать, что темпы использования цифровых технологий в общественном контроле будут только нарастать.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. «Государство-как-платформа»: подход к реализации высокотехнологичной системы государственного управления // Государственная служба. — 2018. — Т. 20. — № 3. — С. 6-17.

2. Гончаров И. В. Гражданский контроль за деятельностью правоохранительных органов в условиях информатизации общественных отношений // Труды Академии управления МВД России. — 2019. — № 3 (51). — С. 21-26.

3. Зубарев С. М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2019. — № 43. — С. 72-93.

4. Информационные технологии : учебник / Л. Н. Демидов, В. Б. Терновсков, С. М. Григорьев, Д. В. Крах-малев. — М. : Кнорус, 2017. — 222 с.

5. Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для бакалавров / под ред. В. Д. Элькина. — М. : Проспект, 2013. — 352 с.

6. Конева Н. С., Вязовцева В. Е., Миронов А. А. Правовые аспекты внедрения и использования технологии блокчейн в государственном управлении в России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». — 2021. — Т. 21. — № 2. — С. 28-33.

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М. : Мир и образование, 2018. — 1376 с.

8. Шуликов А. О., Санаков И. К. Применение блокчейна в системе государственного и муниципального управления // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами : материалы Восьмой Междунар. научно-практ. конференции (23-25 апреля 2019 г.) / отв. за вып. Н. Г. Клочкова. — Петропавловск-Камчатский : КамчатГТУ, 2019. — 226 с.

25 URL: https://www.priroda-ok.ru/#/ (дата обращения: 10.10.2021).

26 Гончаров И. В. Гражданский контроль за деятельностью правоохранительных органов в условиях информатизации общественных отношений // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 25.

9. LegalTech, FinTech, RegTech etc.: правовые аспекты использования цифровых технологий в коммерческой деятельности : кол. монография / рук. авт. кол. и науч. ред. М. А. Рожкова. — М. : Статут, 2021. — 310 с.

Материал поступил в редакцию 10 октября 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Burov V. V., Petrov M. V., Shklyaruk M. S., Sharov A. V. «Gosudarstvo-kak-platforma»: podhod k realizacii vysokotekhnologichnoj sistemy gosudarstvennogo upravleniya // Gosudarstvennaya sluzhba. — 2018. — T. 20. — № 3. — S. 6-17.

2. Goncharov I. V. Grazhdanskij kontrol za deyatelnostyu pravoohranitelnyh organov v usloviyah informatizacii obshchestvennyh otnoshenij // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2019. — № 1 (51). — S. 21-26.

3. Zubarev S. M. Novye tekhnologii obshchestvennogo kontrolya: realnost ili illyuziya? // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. — 2019. — № 43. — S. 72-93.

4. Informacionnye tekhnologii: uchebnik / L. N. Demidov, V. B. Ternovskov, S. M. Grigorev, D. V. Krahmalev. — M. : Knorus, 2017. — 222 s.

5. Informacionnye tekhnologii v yuridicheskoj deyatelnosti: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. V. D. Elkina. — M. : Prospekt, 2013. — 352 s.

6. Koneva N. S., Vyazovceva V. E., Mironov A. A. Pravovye aspekty vnedreniya i ispolzovaniya tekhnologii blokchejn v gosudarstvennom upravlenii v Rossii // Vestnik YuUrGU. Seriya «Pravo». — 2021. — T. 21. — № 2. — S. 28-33.

7. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar russkogo yazyka: ok. 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij / pod red. prof. L. I. Skvorcova. — 28-e izd., pererab. — M. : Mir i obrazovanie, 2018. — 1376 s.

8. Shulikov A. O., Sanakov I. K. Primenenie blokchejna v sisteme gosudarstvennogo i municipalnogo upravleniya // Razvitie teorii i praktiki upravleniya socialnymi i ekonomicheskimi sistemami: materialy Vosmoj Mezhdunar. nauchno-prakt. konferencii (23-25 aprelya 2019 g.) / otv. za vyp. N. G. Klochkova. — Petropavlovsk-Kamchatskij: KamchatGTU, 2019. — 226 s.

9. LegalTech, FinTech, RegTech etc.: pravovye aspekty ispolzovaniya cifrovyh tekhnologij v kommercheskoj deyatelnosti: kol. monografiya / ruk. avt. kol. i nauch. red. M. A. Rozhkova. — M. : Statut, 2021. — 310 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.