Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / INFORMATION SYSTEM / PUBLIC SERVICE / MUNICIPAL SERVICE / FUNCTIONAL MODEL / DIGITALIZATION / INTERNET PORTAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасёва Светлана Николаевна, Шестернина Валерия Сергеевна, Хомякова Анна Александровна

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку рекомендаций и предложений по цифровой трансформации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере посредством внедрения информационной ведомственной системы. Цифровая трансформация процессов предоставления государственных услуг является одной из приоритетных задач развития информационного общества в Российской Федерации. В статье охарактеризованы основные типы порталов государственных и муниципальных услуг, используемых в настоящее время в различных сферах государственного и муниципального управления. С целью повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере предложено внедрить ведомственную информационную систему, обеспечивающую поддержку принятия решений о выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Предлагаемая информационная система включает следующие модули: модуль ведомственного личного кабинета заявителя, служебный модуль (хранилище документов), модуль исполнения услуг, модуль автоматизации реестров, модуль управления правами доступа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN URBAN PLANNING

The article presents the results of a study aimed at developing recommendations and proposals for digital transformation of the processes of providing state and municipal services in the urban planning sphere through the introduction of an information departmental system. Digital transformation of public service delivery processes is one of the priorities for the development of the information society in the Russian Federation. The article describes the main types of portals of state and municipal services currently used in various spheres of state and municipal management. In order to improve the efficiency of providing state and municipal services in the urban planning sphere, it is proposed to introduce a departmental information system that provides support for decision-making on issuing construction permits and commissioning facilities. The proposed information system includes the following modules: the applicant's departmental personal account module, the service module (document storage), the service execution module, the registry automation module, and the access rights management module.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ»

УДК 338.242

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

А. А. ХОМЯКОВА1, В. С. ШЕСТЕРНИНА1, С. Н. КАРАСЕВА2

i

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет»,

Российская Федерация, г. Иваново ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку рекомендаций и предложений по цифровой трансформации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере посредством внедрения информационной ведомственной системы.

Цифровая трансформация процессов предоставления государственных услуг является одной из приоритетных задач развития информационного общества в Российской Федерации. В статье охарактеризованы основные типы порталов государственных и муниципальных услуг, используемых в настоящее время в различных сферах государственного и муниципального управления. С целью повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере предложено внедрить ведомственную информационную систему, обеспечивающую поддержку принятия решений о выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Предлагаемая информационная система включает следующие модули: модуль ведомственного личного кабинета заявителя, служебный модуль (хранилище документов), модуль исполнения услуг, модуль автоматизации реестров, модуль управления правами доступа.

Ключевые слова: управление, социально-экономическая система, информационная система, государственная услуга, муниципальная услуга, функциональная модель, цифровизация, интернет -портал.

DIGITAL TRANSFORMATION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN URBAN PLANNING

A. A. HOMYAKOVA1, V. S. SHESTERNINA1, S. N. KARASYOVA2

i

Ivanovo State University of Chemical Technology, Russian Federation, Ivanovo

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

The article presents the results of a study aimed at developing recommendations and proposals for digital transformation of the processes of providing state and municipal services in the urban planning sphere through the introduction of an information departmental system.

Digital transformation of public service delivery processes is one of the priorities for the development of the information society in the Russian Federation. The article describes the main types of portals of state and municipal services currently used in various spheres of state and municipal management. In order to improve the efficiency of providing state and municipal services in the urban planning sphere, it is proposed to introduce a departmental information system that provides support for decision-making on issuing construction permits and commissioning facilities. The proposed information system includes the following modules: the applicant's departmental personal account module, the service module (document storage), the service execution module, the registry automation module, and the access rights management module.

© Хомякова А. А., Шестернина В. С., Карасева С. Н., 2020

19

Key words: management, socio-economic system, information system, public service, municipal service, functional model, digitalization, Internet portal.

Цели совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий установлены в Государственной программе «Информационное общество (2011 - 2020)» (распоряжение Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р). Среди задач указанной Государственной программы - обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), Актуальность исследования цифровой трансформации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг определяется необходимостью снижения административных барьеров и повышения их доступности и технологичности. Доступность государственной услуги характеризуется возможностью ее получения заявителем с учетом всех объективных ограничений и обусловливается организацией процесса её предоставления. Современные цифровые технологии, трансформировав основные процедуры процесса предоставления государственных услуг, существенно сократили административные затраты при предоставлении государственных и муниципальных услуг и повысили оперативность взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.

Целью проводимого нами исследования является разработка предложений по цифровой трансформации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере на территории Ивановской области посредством автоматизации процедур процесса предоставления государственной и муниципальной услуги.

Отметим, что цифровая трансформация предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться посредством использования государственных интернет-порталов и ведомственных информационных систем. В настоящий момент времени в Российской федерации накоплен огромный положительный опыт цифровой трансформации взаимодействия органов государственного и местного самоуправления и граждан посредством использования интернет-порталов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предо-

ставления государственных и муниципальных услуг», портал государственных и муниципальных услуг - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Можно выделить следующие типы порталов государственных и муниципальных услуг [4, 5]:

1. Единый государственный интернет-портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/) - позволяет каждому гражданину, зарегистрированному на этом портале и подтвердившему свою личность, выполнить следующие действия:

- узнать информацию о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых, федеральными исполнительными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- заказать государственные и муниципальные услуги в электронной форме, если это предусмотрено действующим законодательством;

- записаться на приём в ведомство, если это предусмотрено действующим законодательством;

- оплатить любым электронным способом штрафы, судебные и налоговые задолженности, государственные пошлины, жилищные коммунальные услуги;

- оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Региональные государственные интернет-порталы государственных и муниципальных услуг (например, Региональный государственный интернет-портал Ивановской области https://pgu.ivanovoobl.ru/). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации. Каждый регион сам определяет для себя набор требований и функционала регионального портала государственных и муниципальных услуг. Все органы власти и органы местного самоуправления, предоставляющие государственные услуги на данной

местности, несут ответственность за его наполнение и функционирование.

3. Ведомственные государственные интернет-порталы государственных услуг

(например, региональный интернет-портал Департамента образования Ивановской области https://portal.iv-edu.ru/default.aspx). Ведомственный портал - это виртуальный информационный центр органа власти в сети Интернет, позволяющий решать следующие задачи:

- организация публичного доступа населения к справочно-информационным материалам, освещающим деятельность органа власти;

- реализация инструментов информационного взаимодействия с заявителями в виде интерактивной площадки формата «запрос-результат»;

- реализация функционала интернет-приемной;

- интеграция с системой электронного документооборота органа власти;

- обеспечение авторизованного доступа к служебным данным для сотрудников ведомств.

В ходе проводимого исследования нами проанализированы особенности цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере на уровне региона на примере Ивановской области. В рамках реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Ивановским регионом ведется последовательная работа по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг Ивановской области в электронном виде. Департаментом развития информационного общества Ивановской области проведена работа по переводу в электронный вид с использованием Регионального портала наиболее востребованных у населения услуг, а именно 12 муниципальных и 6 государственных услуг1. Они включают в себя услуги Департамента образования Ивановской области, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Департамента здравоохранения Ивановской области. Стратегические ориентиры развития информационного общества в Ивановской области предполагают достижение высокого ка-

1 Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие цифровой экономики и информатизации Ивановской области»: Постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 года № 456-п (с изменениями на 17 февраля 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 460212404 (дата обращения: 20.02.2020).

чества предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде посредством реализации Регионального проекта «Цифровое государственное управление». Указанный проект направлен на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить, что в современных научных исследованиях активно обсуждаются теоретические основы различных аспектов перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Большое внимание уделяется исследователями общим методологическим вопросам формирования в Российской Федерации электронного правительства. Так, Касьянов С. В. [1] исследует перспективы внедрения в процессы предоставления государственных и муниципальных услуг таких цифровых технологических решений, как аналитика данных, блокчейн, интернет вещей и искусственный интеллект; Саак А.Э. и Тюшня-ков В.Н особое внимание уделяют аспектам межведомственного электронного взаимодействия [7]; Минаков В.Ф. и Лобанов О.С. рассматривают проблемы внедрения облачных сервисов в региональные информационные системы [6]. Однако проблема проектирования ведомственных информационных систем остается недостаточно разработанной. Формированию модели ведомственной информационной системы для сферы предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере, обеспечивающей поддержку принятия решений и интегрированной с используемыми в данной сфере деятельности интернет-порталами, посвящено представленное исследование.

Кутикова К.В и Ильина Н.В. [3] в ходе проектирования региональной информационной системы предлагают придерживаться следующей последовательности шагов: определение целей информатизации - описание процессов - выявление основных объектов и проектирование реестров - описание постоянных и переменных характеристик для записей разных типов - проектирование региональных порталов и аналитических приложений. Поступление входных данных через порталы должно являться точкой запуска одного или нескольких процессов предоставления услуг.

Градостроительным кодексом Российской Федерации исполнительным органам государственной власти субъектов Российской

Федерации определено предоставление следующих государственных услуг:

1. Выдача разрешений на строительство в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2. Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Органам местного самоуправления, выполняющим исполнительно-

распорядительные функции, определено предоставление следующих государственных услуг:

1. Выдача администрацией органа местного самоуправления разрешений на строительство в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2. Выдача администрацией органа местного самоуправления разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

3. Выдача администрацией органа местного самоуправления градостроительного плана земельного участка.

Первым этапом формирования требований к ведомственной информационной системе является моделирование процесса предоставления государственной и муниципальной услуги в соответствующей сфере деятельности. При этом, как справедливо отмечают Квятковский К.И. и Шуршев В.Ф., формирование требований к информационной системе зачастую осуществляется заказчиком путём описания информационного процесса естественным языком, что существенно усложняет процесс разработки [2]. Одним из способов устранить неточности интерпретации требований к информационной системе, выраженных на естественном языке, является построение моделей процессов.

На рис 1. проиллюстрировано функциональное содержание процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. Как видно из представленной модели процесса, ведомственная информационная система предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере (ВИС ПГМУвГС) является механизмом реализации формирующих его функций.

Рис. 1. Функциональная модель процесса предоставления государственной и муниципальной услуги (нотация IDEF0)

В рамках проводимого нами исследования предложено посредством внедрения ведомственной информационной системы автоматизировать следующие процедуры предоставления государственной и муниципальной услуги:

- прием, выдача, обработка заявлений и документов, поэтапная фиксация хода предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с возможностью контроля сроков предоставления услуг и проведения отдельных административных процедур;

- прием и регистрация обращений заявителей, включая требуемую документацию в электронном виде, доступ к файлам документации, представленной заявителем в электронной форме;

- взаимодействие с заявителями в электронном виде в процессе исполнения услуг, отправка статусов предоставления услуг в личный кабинет, отправка уведомлений на электронную почту заявителя;

- формирование реестра результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;

- формирование статических данных.

Предлагаемая ведомственная информационная система должна обладать следующими возможностями:

- идентификация заявителей по единой системе идентификации и аутентификации для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- подача заявления через региональный портал государственных услуг;

- хранение загружаемой информации в структурированном виде;

- одновременная работа в системе -до 100 пользователей;

- взаимодействие с внешними системами, такими как региональный портал государственных услуг и единая система идентификации и аутентификации.

На диаграмме модели процесса предоставления государственных и муниципальных услуг отражены основные модули предлагаемой ведомственной информационной системы (рис. 2).

Рис. 2. Модель процесса предоставления государственных и муниципальных услуг

в ВИС ПГМУвГС (нотация IDEF3)

Охарактеризуем функциональные требования к предлагаемой ведомсвенной информационной системе.

Ведомственный личный кабинет заявителя (рис. 3) должен обеспечивать: авторизацию посредством механизма единой системы идентификации и аутентификации для физических лиц, юридических лиц и индивиду-

альных предпринимателей, согласно нормативным документам по функционированию единой системы идентификации и аутентификации; просмотр и изменение личных данных пользователя; размещение документов в электронном виде; отслеживание статусов заявлений; просмотр направленных документов; поиск и фильтрация заявлений; просмотр списка

заявок, а также результатов их рассмотрения; просмотр подробной информации по каждому заявлению.

Информация о заявлениях должна быть представлена в табличном виде. Содержимое таблицы заявления должно формироваться на основе ключевых данных заявления. Для просмотра подробной информации о заявлении должна быть доступна карточка заявления для каждого поданного заявления. Содержание карточки поданного заявления должно соответствовать набору данных, пред-

ставленных в заявлении. Поиск и фильтрация заявлений должны быть представлены блоком фильтров с возможностью выбора ключевых критериев фильтрации. Ключевыми критериями фильтрации должны быть: наименование услуги, дата создания заявления. Заявитель должен иметь возможность вносить документацию на этапе подачи заявления.

Модуль должен поддерживать как пакетную, так и одиночную загрузку файлов, с индикацией завершения загрузки.

Рис. 3. Функции модуля «Личный

кабинет заявителя» ведомственной информационной системы ПГМУвГС

Модуль исполнения услуг (рис. 4) должен иметь возможность взаимодействовать с Модулем управления правами доступа. Права пользователей ведомственной информационной системы ПГМУвГС на исполнение государственных и муниципальных услуг должны

определяться назначением ролей в ведомственной информационной системе ПГМУвГС, определением пользователей к ответственным организациям и назначением пользователей на этапы исполнения услуг.

Модуль исполнен«« усп/г

Рис. 4. Компоненты модуля исполнения услуг ведомственной информационной системы ПГМУвГС

Компонент исполнения электронных услуг должен передавать Компоненту исполненных услуг (а также в соответствующие реестры) информацию о результатах оказания услуги по завершению исполнения услуги.

Компонент исполнения электронных услуг должен обеспечивать следующие возможности:

- автоматическое внесение информации об операторе в соответствующие поля формы заявления;

- выгрузку сведений из формы в печатную форму;

- ввод данных в ручном режиме на различных этапах обработки заявления;

- использования собственных справочников, а также справочника федеральной информационной адресной системы;

- прохождение маршрута исполнения услуги по этапам в зависимости от действий оператора;

- визуализацию процесса исполнения услуги в виде графы с выделением пройденных этапов;

- передачу в личный кабинет заявителя на региональном портале государственных услуг и в личный кабинет заявителя в ведомственной системе предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере сведений об этапе исполнения электронной услуги, а также данных о результатах оказания услуги;

- ведение журнала событий.

Компонент исполнения электронных

услуг должен передавать Компоненту исполненных услуг, а также в соответствующие реестры информацию о результатах оказания услуги по завершению исполнения услуги.

Компонент статистики должен получать данные о количестве предоставленных услуг в электронной форме от Компонента исполненных услуг. Компонент статистики должен обеспечивать возможность получения сводной информации по всем реализованным услугам и получать данные о количестве предоставленных услуг в электронной форме от компоненты предоставления электронных услуг.

Компонент статистики должен отображать отчеты об исполненных задачах по следующим критериям:

- услуга;

- государственная услуга;

- ответственный оператор;

- дата создания заявления (период).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные статистики должны отображаться в табличном и графическом виде с возможностью выгрузки в файл формата Excel.

Компонент построения маршрутов должен обеспечивать возможность описания автоматизированных процедур услуг по этапам в электронном виде. Последовательность этих этапов должна быть предоставлена в ведомственной системе предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере в виде файла маршрута.

Каждый маршрут на государственную услугу должен содержать следующую информацию:

- наименование

услуги;

- наименование подуслуги;

- наименование исполнителя услуги;

- наименование категории получателей услуги;

- порядок оказания государственной услуги - информация о том какие стадии проходит заявление на выполнение услуги, в каком порядке, сроки обработки заявления на каждом этапе и в целом.

Компонент построения маршрутов должен предоставлять возможность:

- разработки маршрутов исполнения услуги визуальными средствами;

- построения маршрута любой длины и логических переходов;

- создания параллельных и последовательных маршрутов;

- обеспечения выгрузки маршрута в формате XML.

Компонент должен реализовывать:

- прохождение исполнения услуги по маршруту (маршрутам) исполнения, в соответствии с административным регламентом;

- возможность выгрузки данных по исполненным услугам в соответствующие реестры.

Компонент контроля исполнения должен получать данные о заявлениях от Компонента исполнения электронных услуг по одной организации или по всем согласно ролевой модели.

Компонент контроля исполнения должен обеспечивать контроль над процессом реализации услуги, получать данные о заявлениях от Компонента исполнения электронных услуг по одной организации или по всем согласно ролевой модели и обеспечивать следующие возможности:

Фильтрация перечня текущих задач по следующим критериям:

- состояние по исполнению (статус);

- ответственная организация;

- услуга;

государственной государственной организации-

- государственная услуга;

- категория получателей;

- период создания заявления;

- номер заявления.

Сортировка перечня задач в составе:

- номер заявления;

- дата создания заявления;

- текущий этап;

- плановая дата завершения услуги.

Просмотр содержания задачи:

- просмотр текстовой информации заявления;

- просмотр состояния выполнения услуги на графической схеме маршрута.

Автоматическое сохранение истории обработки заявления и просмотр в табличном виде действий оператора на этапах исполнения заявления:

- этап;

- фактическая дата исполнения;

- исполнитель.

Компонент контроля исполнения должен предоставлять информацию о текущем состоянии исполнения услуг.

Компонент разработки форм должен обеспечивать возможность построения форм графическими средствами. Для визуализации этапов маршрута должны разрабатываться формы предоставления данных с наборами полей, соответствующими каждой конкретной государственной услуге. Компонент разработки форм должен являться редактором HTML-кода для Интернета и обеспечивать:

- создание и редактирование полей, задание типа поля, создание списков, задание обязательности поля;

- структурирование данных на формах, объединение в смысловые блоки;

- создание правил и проверок правильности заполнения полей за счёт средств и методов, предоставляемых языком программирования JavaScript;

- визуальное указание месторасположения поля;

- форматирование шрифтов: начертание, размер, цвет, стиль и т.д.;

- форматирование текста: выравнивание, отступ, списки и т.д.;

- операции с буфером обмена - копирование, вставка. Возможность отмены последовательности действий;

- вставку из редактора MS Word с возможностью отмены форматирования;

- поддержку работы с таблицами;

- собственное контекстное меню;

- возможность загрузки на сервер файлов (архивы, документы, мультимедиа и

пр.) с последующим размещением на странице ссылки для скачивания;

- автоматическое заполнение форм по имеющимся данным как юридического, так и физического лица при заполненных данных в Личном кабинете/карточке заявителя;

- использование справочников Ведомственной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере, а также глобального справочника ФИАС;

- динамическое добавление блоков данных на форме;

- удобное управление длиной формы на каждом этапе маршрута;

- создание и редактирование печатных форм и их автозаполнение в режиме реального времени с формы.

Компонент проектирования электронных услуг должен обеспечивать:

- привязку маршрутов предоставления услуги и форм;

- задание исполнителей на этапы предоставления услуги;

- назначение одной задачи одновременно на несколько организаций-исполнителей;

- возможность множественного выбора исполнителей на любом этапе маршрута, а также наследование исполнителя с предыдущего этапа;

- указание необходимости электронной подписи для этапов предоставления услуги;

- назначение соответствия статусов обработки заявления и результатов обработки заявления этапам маршрута;

- публикацию электронной услуги в Ведомственной системе предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере;

- создание и редактирование черновиков и опубликованных версий услуг (функций);

- управление версиями спроектированных услуг.

Компонент исполненных услуг должен обеспечивать доступ к уже исполненным задачам и обеспечивать следующие возможности:

А. Фильтрация перечня завершенных задач по следующим полям:

- услуга;

- государственная услуга;

- категория получателей;

- дата создания заявления (период);

- номер заявления.

Б. Сортировка перечня завершенных задач в составе:

- номер заявления;

- дата создания заявления;

- фактическая дата исполнения.

Просмотр задач и всей истории прохождения заявления по этапам с заметками операторов по каждому этапу.

Компонент исполнения электронных услуг должен передавать компоненту исполненных услуг информацию о результатах оказания услуги по завершению исполнения услуги.

Компонент поиска должен обеспечивать поиск и фильтрацию заявлений по выбранным критериям. Поиск задач должен осуществляться по следующим полям:

услуга;

наименование

государственная

услуги;

- категория получателей;

- дата создания заявления (период);

- номер заявления.

Должна быть обеспечена выгрузка отобранных данных в файл формата Excel.

Модуль управления правами доступа должен обеспечивать распределение прав пользователей для работы в информационной системе посредством назначения системной роли. Каждая системная роль должна обладать определенным набором прав. Пользователю может быть назначена одна или несколь-

ко системных ролей. При назначении пользователю нескольких системных ролей, права этих ролей должны суммироваться.

В ведомственной системе предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере должны быть созданы роли для исполнителей услуг; руководителей подразделений органов местного самоуправления; руководителей подразделений органа исполнительной власти; администраторов системы.

Исполнитель услуг должен иметь права на исполнение задач по этапам исполнения услуг и запросов, на которые он назначен.

Руководитель подразделений органа местного самоуправления должен видеть все активные и завершенные задачи, а также статистическую информацию по данному подразделению органа местного самоуправления.

Руководитель подразделений органа исполнительной власти должен видеть все активные и завершенные задачи, а также статистическую информацию по органу исполнительной власти и всем органам местного самоуправления Ивановской области.

Администратор системы должен изменять настройки всех страниц, управлять учетными записями пользователей.

Модуль автоматизации реестров должен обеспечивать формирование реестров (рис. 5).

Рис. 5. Функции Модуля автоматизации реестров ведомственной информационной системы ПГМУвГС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждая запись в реестре должна содержать следующие блоки данных:

- блок атрибутов реестровой записи (номер в реестре, дата выдачи разрешения, номер выданного разрешения и т.д.);

- блок сведений о заявителе (ФИО/Наименование, контактные данные, сведения об адресах и т.д.);

- блок сведений об объекте (адрес земельного участка, кадастровый номер земельного участка, наименование объекта и т.д.).

Служебные модули представлены хранилищем документов, включающем почтовые сервисы. (рис. 6).

Рис. 6. Функции Служебного модуля ведомственной информационной системы ПГМУвГС

Проектируемая система позволяет осуществлять автоматическую рассылку уведомлений ответственным сотрудникам органа исполнительной власти и органов местного самоуправления при получении ими задачи в ключевых точках исполнения услуги. Уведомления должны направляться сотрудникам органа исполнительной власти и органа местного самоуправления на электронный адрес, указанный в учетных данных пользователя. Уведомления должны отправляться заявителю на электронный адрес заявителя, либо на электронный адрес контактного лица, указанного в заявлении. Текст уведомлений должен содержать краткую информацию об изменении статуса заявки, номер заявки и ссылку на адрес заявки в системе.

Отметим, что обеспечения фактического перехода к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме необходимо провести организационные мероприятия:

1. Распределить роли и закрепить ответственность за функционирование ведомственной системы предоставления государ-

ственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Ивановской области.

2. Разработать план мероприятий работы с муниципальными образованиями Ивановской области по переводу муниципальных услуг в сфере градостроительства в электронный вид.

3. Разработать стратегию по популяризации среди граждан и организаций возможности получения услуг в сфере градостроительства в электронном виде.

Таким образом, в результате проведения исследования разработана модель ведомственной информационной системы, внедрение которой позволяет автоматизировать деятельность сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, и тем самым осуществить цифровую трансформацию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере на территории Ивановской области .

Автоматизации подлежат следующие процедуры процесса предоставления государственной и муниципальной услуги:

- прием, выдача, обработка заявлений и документов, поэтапная фиксация хода предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с возможностью контроля сроков предоставления услуг и проведения отдельных административных процедур;

- прием и регистрация обращений заявителей, включая требуемую документацию в электронном виде, доступ к файлам документации, представленной заявителем в электронной форме;

- взаимодействие с заявителями в электронном виде в процессе исполнения услуг, отправка статусов предоставления услуг в личный кабинет, отправка уведомлений на электронную почту заявителя;

- формирование реестра результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;

- формирование статических данных.

Внедрение предложенной ведомственной информационной системы позволит повысить оперативность и качество предоставления государственных и муниципальных услуг в градостроительной сфере.

Список литературы

1. Касьянов С. В. Цифровая трансформация как новый драйвер повышения результативности в системе государственного и муниципального управления // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 9 (107). С. 5-12.

2. Квятковский К. И., Шуршев В. Ф. Проектирование информационных систем для органов государственной власти // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. №. 1.

3. Кутикова К. В., Ильина Н. В. Методика проектирования информационных систем для сферы государственными муниципальных услуг // Прикладная информатика. 2014. № 6(54).

4. Логинова А. С., Шубина Е. А. Предоставление электронных государственных услуг в Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Российский юридический журнал. 2018. №4 (121). С.137-144.

5. Маснева М. Ф., Петрушова М. В. Интернет порталы электронных государственных услуг // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67). С. 130-133.

6. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Статистика и экономика. 2014. №. 3.

7. Саак А. Э., Тюшняков В. Н. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия как основа предоставления государственных и муниципальных услуг // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 6(143).

References

1. Kas'yanov S. V. Tsifrovaya transfor-matsiya kak novyy drayver povysheniya rezul'ta-tivnosti v sisteme gosudarstvennogo i munitsi-pal'nogo upravleniya [Digital Transformation as a New Driver for Increasing Efficiency in the System of State and Municipal Management]. Region-al'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2019, vol. 9(107), pp. 5-12.

2. Kvyatkovskij K. I., Shurshev V. F. Proyektirovaniye informatsionnykh sistem dlya organov gosudarstvennoy vlasti [Designing information systems for public authorities]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta. Seriya: Upravlenie, vychislit-el'naya tekhnika i informatika, 2011, issue 1.

3. Kutikova K. V., Il'ina N. V. Metodika proyektirovaniya informatsionnykh sistem dlya sfery gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [Methods of designing information systems for public and municipal services]. Prikladnaya informatika, 2014, vol. 6(54).

4. Loginova A. S., Shubina E. A. Pre-dostavleniye elektronnykh gosudarstvennykh uslug v Rossiyskoy Federatsii: problemy i puti ikh resheniya [The provision of electronic public services in the Russian Federation: problems and solutions]. Rossijskij yuridicheskij zhurnal, 2018, vol. 4(121), pp. 137-144.

5. Masneva M. F., Petrushova M. V. Internet portaly elektronnykh gosudarstvennykh uslug [Internet portals of electronic government services]. Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2016, vol. 2-1(67), pp. 130-133.

6. Minakov V. F., Lobanov O. S. Kontseptsiya oblachnogo informatsionnogo pros-transtva ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti regiona [The concept of cloud information space of executive bodies of state power in the region]. Statistika i ekonomika, 2014, issue 3.

7. Saak A. E., Tyushnyakov V. N. Re-gional'naya sistema mezhvedomstvennogo el-ektronnogo vzaimodeystviya kak osnova pre-dostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [Regional system of interagency electronic

interaction as the basis for the provision of state and municipal services]. Izvestiya YUzhnogo fed-eral'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki, 2013, vol. 6(143).

Карасёва Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, старший преподаватель-методист адъюнктуры E-mail: [email protected] Karasyova Svetlana Nikolaevna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of chemical sciences, senior teacher-methodologist of Adjunct E-mail: [email protected]

Шестернина Валерия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет»,

Российская Федерация, г. Иваново

магистрант

E-mail: [email protected] Shesternina Valeriya Sergeevna

Undergraduate, Department of Information Technology and Digital Economics Ivanovo State University of Chemical and Technology, Russian Federation, Ivanovo undergraduate

E-mail: [email protected] Хомякова Анна Александровна

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет»,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат экономических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Homyakova Anna Aleksandrovna

PhD in Economics, associate Professor of Department of Information Technology and the Digital Economy Ivanovo State University of Chemical and Technology Russian Federation, Ivanovo

candidate of economics sciences, associate professor e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.