ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А.
СТЕПАНОВ Александр Аннаярович - доктор экономических наук, профессор кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России, Одинцово, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
САВИНА Маргарита Витальевна - доктор экономических наук, профессор кафедры безопасности цифровой экономики и управления рисками РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
СТЕПАНОВ Илья Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и социологии управления Филиала «Котельники» Государственного университета «Дубна». Котельники, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы организации и управления внедрением цифровой техники и цифровых технологий в практику деятельности современных отечественных потребительских обществ и их союзов. Раскрыты особенности применения системно-креативного подхода к исследованию ключевых вопросов организации процесса цифровой трансформации потребительской кооперации в условиях перехода к новому информационно-цифровому технологическому способу производства и потребления. Обоснована необходимость комплексного решения трех главных вопросов процесса цифрови-зации и цифровой трансформации в потребительских обществах и их союзах: внедрения цифровой техники и технологий; освоения новых форм организации и управления, а также совершенствования методов управления деятельностью потребительских обществ и их союзов в новых условиях.
Ключевые слова: потребительская кооперация, потребительские общества, цифровизация, цифровая трансформация, формы организации, управление, методы и модели.
Для цитирования: СтепановА.А., Савина М.В., Степанов И.А. Цифровая трансформация деятельности потребительских обществ: возможности и перспективы // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 39-51. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-39-51.
Введение
В последние десятилетия цифровизация экономики рассматривается как главный стратегический рычаг, призванный обеспечить ускорение развития всех субъектов современной социально-экономической системы общества.
Лидерами цифровизации социально-экономических процессов становятся крупные корпорации, холдинги, компании, способные контролировать целые отрасли и регионы. Часто не отстают от них предприятия малого и среднего биз-
неса. Однако не все сферы экономики являются лидерами экономической гонки, и далеко не все предприятия и организации в должной мере оценили возможности и преимущества масштабной цифровизации. Ряд отраслей и сфер народного хозяйства в силу разных причин отстают от мейнстрима, главным трендом которого является широкое использование инновационных компьютерных технологий и цифровых производств.
Потребительская кооперация Российской Федерации на этапе перехода к информационно-цифровому обществу остается одним из ключевых элементов в системе динамично развивающейся многоукладной экономики РФ. Система потребительской кооперации продолжает осуществлять важнейшую социальную функцию в обществе - обеспечивать защиту экономических и социальных интересов ее участников на базовых принципах справедливости.
На этапе перехода к информационно-цифровому обществу важное значение для потребительской кооперации приобретает решение проблемы цифровизации и цифровой трансформации ее деятельности в свете современных тенденций научно-технического прогресса. Решение этой проблемы - один из ключевых аспектов реализации инновационной политики в парадигме цифровизации и цифровой трансформации развития социально-экономических процессов [8].
Вместе с тем сложившийся уровень внедрения цифровой техники и цифровых технологий в системе потребительской кооперации РФ уже не соответствует современным требованиям и вызовам динамично развивающихся социально-экономических процессов. Очень часто недостаточный уровень внедрения цифровой техники и технологий сдерживает рост эффективности потребительских обществ и их союзов, не обеспечивает в полной мере баланс интересов их участников.
В связи с этим концентрация и актуализация внимания руководителей потребительских обществ и их союзов на решении ключевых вопросов цифровизации и цифровой трансформации должны стать приоритетными направлениями проводимой Центросоюзом РФ политики инноватизации.
Реализация концепции цифровизации деятельности потребительских обществ и их союзов позволит обеспечить повышение эффективности их функционирования и придать новый импульс их качественного развития в системе новой многоукладной экономики России.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта цифровизации предприятий потребительской кооперации убедительно свидетельствует о необходимости развития ряда теоретико-методологических вопросов организации практической работы по цифровизации и цифровой трансформации потребительских обществ и их союзов.
Методика
Методологической базой исследования вопросов организации цифровой трансформации деятельности потребительских обществ явился системно-креативный анализ.
Как показывает обобщение отечественного и зарубежного опытов, применение традиционных методов и концепций в решении проблемы создания эффективных систем управления процессами цифровизации и цифровой трансформации не дает возможности найти приемлемые эффективные решения.
В условиях цифровой трансформации современного технологического способа производства и потребления используемый в управленческой науке и практике инструментарий, основанный на императивах известных методологических постулатов, уже не является эффективным. Научные исследования и практика показывают, что сегодня наиболее эффективные управленческие решения основаны в немалой степени на экспромте и интуитивном понимании ситуации [10].
Ускорение процессов цифровизации, постоянное усложнение и изменение качественного состояния и количественных характеристик цифровой трансформации приводят к существенным качественным изменениям состояний систем управления, что предъявляет принципиально новые требования к содержанию инструментов, технологий и методов принятия управленческих решений.
Решение нестандартной проблемы поиска возможностей и эффективных моделей цифровой трансформации деятельности потребительских обществ и их союзов в условиях внедрения новейшей информационно-цифровой техники и технологий требует применения новых методологических и методических подходов. Такой теоретико-методологической основой является системно-креативный анализ.
Системно-креативный анализ - это методологический инструментарий выработки некопируемых и оригинальных концепций, поиска решений нестандартных задач в ситуациях повышенной неопределенности. Именно такой нестандартной ситуацией является ситуация познания новых особенностей и специфики формирования эффективных систем управления процессами цифровизации и цифровой трансформации в инновационной экономике [3].
По своему содержанию системно-креативный анализ - это система ценностных установок, норм, принципов и методов решения трудноразрешимых задач и проблем. Системно-креативный анализ, как показывает мировая практика, является адекватным инструментом при создании новых, оригинальных, высокоэффективных систем управления. Именно применение системно-креативного анализа позволяет, с одной стороны, познать специфические особенности и закономерности, взаимозависимости и взаимосвязи современных нестандартных систем управления, с другой - осуществить поиск адекватных и эффективных методов техник и инструментов поиска принципиально новых моделей, в том числе и в управлении процессами цифровизации и цифровой трансформации деятельности в системе потребительской кооперации с учетом ее специфических особенностей.
Обсуждение
По информации компании PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2018 г. лидером в развитии цифровизации и, в частности, электронной коммерции, являлась Ки-
тайская Народная Республика (КНР), где интернет-продажи превысили 23% мирового рынка ретейла. За ней следуют США с десятью процентами. Доля России на этом рынке составила лишь 4% [7].
Сегодня потребительские общества и их союзы в стране в условиях неопределенной кризисной ситуации, вызванной в том числе и коронакризисом, свои проблемы выхода из кризиса и дальнейшего развития решают, как правило, с помощью:
а) минимизации ущерба потребительских обществ на основе модернизации традиционных моделей управления бизнес-процессами в условиях кризиса;
б) банкротства, когда потребительские общества объявляются банкротами в условиях отсутствия релевантных возможностей ответа на вызовы кризиса;
в) разработки и реализации инновационных концепций и планов развития потребительских обществ на основе перестройки бизнес-процессов с использованием цифровой техники и технологий, цифровой трансформации управленческих моделей бизнес-процессами.
Последнее направление отвечает современным тенденциям. Вместе с тем его реализация требует коренной перестройки бизнес-процессов потребительских обществ в соответствии с парадигмой цифровой трансформации. Только в результате системной цифровой трансформации потребительские общества и их союзы, как показывает практика, выигрывают конкуренцию, заставляя проигравших уйти с рынка.
Актуальность решения проблемы цифровизации деятельности потребительской кооперации находится в центре внимания Центросоюза РФ. На Международном форуме организаций и предприятий потребительской кооперации «Современные цифровые возможности кооперативной организации», проведенном 22 сентября 2019 г., руководство Центросоюза РФ отметило, что будущее потребительской кооперации - за цифровизацией.
Потребительская кооперация Российской Федерации находится на этапе трансформационных изменений. Такие изменения явились следствием бурных процессов внедрения достижений научно-технического прогресса и перехода общественного способа производства и потребления на качественно новый уровень информационно-цифровой техники и технологий.
На этапе перехода к информационно-цифровому обществу для потребительской кооперации решение проблемы цифровизации и цифровой трансформации ее деятельности в парадигме современных тенденций научно-технического прогресса приобретает первостепенное значение.
Объективная необходимость ускоренного перехода к цифровизации деятельности потребительских обществ как безальтернативной поведенческой стратегии их развития диктуется и широкомасштабным, массовым переходом от офлайн- к онлайн-деятельности.
Вместе с тем процессы цифровизации в потребительской кооперации РФ протекают неоднозначно. Эти процессы сталкиваются прежде всего с такими проблемами, как:
- недостаточная материально-техническая база цифровизации технологических процессов;
- низкий уровень компьютеризации, информационной обеспеченности, применения современных способов интернет- и электронной торговли;
- отсутствие единых информационно-цифровых платформ и др. [1].
Помимо этого, существенным фактором, определяющим невысокий уровень
цифровизации деятельности потребительских обществ в стране, является недооценка места и роли этих технологий в повышении эффективности деятельности кооперативов.
В концепции развития потребительской кооперации в РФ отмечается необходимость активного участия российских потребительских обществ и их союзов в процессах цифровизации, компьютеризации, информатизации; скорейшего технического переоснащения деятельности потребительских обществ современной цифровой техникой и технологиями; ликвидации информационной безграмотности работников и пайщиков.
Изучение передового зарубежного опыта цифровизации потребительской кооперации свидетельствует о больших потенциальных возможностях ее использования как фактора роста эффективности.
Вместе с тем успешная цифровизация потребительских обществ становится возможной лишь при условии соблюдения ряда базовых методических принципов, одним из которых является принцип системного подхода к процессу цифровой трансформации (рис. 1).
Цифровизация подразумевает прежде всего широкое внедрение в деятельность потребительских обществ цифровых технологий и техники. Цифровизация - это применение цифровых технологий, возможность использовать цифровые виртуальные модели и интернет.
Сегодня к инновационным ключевым цифровым технологиям, успешно применяемым в потребительской кооперации различных стран мира, относятся прежде всего искусственный интеллект, робототехника, Интернет вещей, цифровые двойники и др.
Цифровизация деятельности потребительских обществ обеспечивает единое цифровое информационное пространство, объединяя в единую систему ключевые управленческие процессы - анализ большого объема информации, прогнозирование, планирование, организацию производства, распределение, обмен, продвижение продукта на рынок и т. п. на базе единой цифровой платформы.
Цифровизация способствует значительному повышению качества управления.
Наиболее продвинутые потребительские общества способны переходить к облачным стратегиям развертывания программного обеспечения. Такие решения дают всем организациям и участникам цепочек поставок возможность свободного доступа к любой информации, что способствует повышению эффективности деятельности потребительских обществ.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ:
широкомасштабное внедрение цифровой техники
и технологий в процессы производства, распределения, обмена, потребления и управления
И
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ:
глубокие качественные изменения всех блоков
и элементов инновационных процессов, включая продукты, услуги, стратегии и структуры организации, ее корпоративную культуру, бизнес и другие элементы
Совершенствование форм и моделей организации деятельности потребительских обществ
Совершенствование методов управления деятельностью потребительских обществ
Рис. 1. Логическая схема цифровизации и цифровой трансформации деятельности потребительских обществ
Цифровизация бизнес-процессов потребительских обществ способствует созданию унифицированной, стандартизованной инфраструктуры производства продукта, его продвижения на рынок и обслуживания в режиме реального времени.
Важнейшая инновационная технология - применение искусственного интеллекта. С его помощью обрабатываются, систематизируются и используются огромные массивы различных данных практически без участия человека.
Применяя искусственный интеллект в потребительской кооперации (торговля товарами), можно проводить в режиме реального времени мониторинг сложившейся ситуации и разрабатывать прогноз поведенческих стратегий на будущее.
Использование в процессе деятельности потребительских обществ искусственного интеллекта, помимо прочего, дает возможность производителям эффективнее работать, соблюдать экологические нормы и реагировать на их отклонение от принятых нормативов.
Технология «цифровой двойник» также должна найти широкое применение в деятельности потребительских обществ и их союзов. Применение данной технологии дает возможность обеспечивать эффективную визуализацию и обмен всей имеющейся цифровой информации.
Цифровой двойник интегрирует информацию из самых различных источников, в том числе и из используемых информационных, аналитических моделей,
моделей 3D-визуализации и др. Именно цифровой двойник является идеальным инструментом создания и управления бизнес-процессами, поскольку позволяет:
1) организовывать совместную работу при прогнозировании, планировании и осуществлении деятельности потребительских обществ;
2) обмениваться необходимыми данными и информацией в режиме реального времени о состоянии всех бизнес-процессов потребительских обществ;
3) контролировать обмен информации между заинтересованными лицами и ее обновление.
Применение платформ для цифровых двойников дает возможность быстрого обмена и анализа различной документации и эксплуатационных данных, а также повышает эффективность и качество процессов управления деятельностью потребительских обществ.
Сегодня Центросоюз предлагает использовать сервис электронного идентификатора, с помощью которого осуществляется перевод в цифровой реестр данных клиентов и их идентификация. Внедряются платежные системы, базируемые на цифровых технологиях оплаты по расчету QR-кода и др.
Результаты
Внедрение современной цифровой техники во все направления деятельности потребительских обществ создает не только объективные предпосылки для освоения качественно новых прогрессивных технологий в бизнес-процессы, но и обеспечивает цифровую трансформацию процессов организации и управления потребительскими обществами и их союзами.
Цифровая трансформация - это процесс перехода к новым, более совершенным формам и моделям организации и управления деятельностью потребительских обществ.
Внедрение цифровых технологий и цифровая трансформация деятельности потребительских обществ обеспечивают их основные конкурентные преимущества на качественно новом уровне (адресное обращение к покупателю; возможность использования социальных сетей для определения наиболее актуальных товаров в режиме реального времени и др.).
С помощью искусственного интеллекта успешно решается проблема рационального распределения товаров на полках в магазинах. Внедрение онлайн-касс в деятельность потребительских обществ и их союзов обеспечит высокое качество обслуживания покупателей. Современные цифровые технологии позволяют внедрять электронные ценники, представляющие собой мини-компьютеры вместо бумажных ценников.
Применение цифровых технологий и интернета принципиально меняет традиционные подходы к организации и управлению потребительским обществом: позволяет дистанционно управлять деятельностью кооперативов, используя облачные сервисы; круглосуточно осуществлять разгрузочно-погрузочные работы;
осуществлять адресные продажи, доставку и продажу товаров поминутно, а также в онлайн-режиме передавать информацию о покупках в налоговые службы.
Цифровизация деятельности потребительских обществ принципиально меняет место и роль работников в технологических и бизнес-процессах, а также поведение потребителей, модель их взаимодействия и взаимоотношений с потребительскими обществами.
Внедрение цифровых технологий и техники существенным образом влияет на трансформацию качественных изменений в управленческих и организационных механизмах деятельности потребительских обществ. Их внедрение обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений с применением информационно-цифровых технологий и техники в режиме реального времени.
Создание современной концепции организации деятельности торговых предприятий потребительского общества должно основываться на принципах сетевой модели и широкого использования современной цифровой техники, технологий, компьютеров, развития автоматизации и комплексной механизации всех бизнес-процессов. При этом магистральным направлением должно стать внедрение современных информационных и цифровых технологий.
Широкое внедрение цифровой техники и технологий существенным образом повлияет на развитие новых, наиболее эффективных форм организации взаимодействия потребительской кооперации с другими представителями бизнес-структур, потребительских обществ с потребителями посредством создания новых интернет-сообществ на базе разработанных платформ коллективных бло-гов, форумов, web-конференций, социальных сетей и др.
Внедрение инновационных интернет-коммуникаций способно обеспечить эффективную цифровую трансформацию потребительских обществ, сформировать необходимые предпосылки для создания и функционирования новых интернет-сообществ на более высоком информационном и технологическом уровнях.
К принципиально новым формам взаимодействия субъектов деятельности потребительских обществ относятся аутсорсинг и краудсорсинг.
Аутсорсинг в потребительской кооперации основан на передаче потребительским обществом тех или иных функций, бизнес-процессов или видов деятельности другим организациям, предприятия, компаниям или физическим лицам.
Применение аутсорсинга как эффективной формы взаимодействия и сотрудничества в деятельности потребительских обществ имеет широкие возможности. В частности, решаются такие вопросы, как приобретение услуг по организации определенных бизнес-процессов (финансовое и информационное обслуживание, логистика и т. п.); частично или полностью выносимые за пределы потребительских обществ производства в регионы и предприятия с дешевой рабочей силой; внутренние проблемы потребительских обществ (например, обучение персонала, кадровое обеспечение и пр.) на основе использования возможностей специализированных организаций и др.
Преимущества применения аутсорсинга в потребительской кооперации состоит в возможностях вынесения за пределы кооперативных формирований отдельных видов и функций деятельности и, в частности, привлечения высококвалифицированных специалистов и менеджеров для осуществления функций управления, повышения квалификации персонала, освоения прогрессивных технологий и пр.
Использование аутсорсинга в деятельности кооперативных формирований на основе применения цифровой техники и технологий обеспечивает высокую гибкость и быструю адаптацию деятельности потребительских обществ в условиях постоянного изменения потребительского спроса.
Еще одна эффективная форма взаимодействия субъектов деятельности в потребительской кооперации - краудсорсинг. Применение краудсорсинга на базе цифровых платформ позволяет, с одной стороны, реализовать ключевые принципы кооперативного движения (добровольность участия физических и юридических лиц), с другой - в значительной степени повысить эффективность их деятельности за счет применения высокопроизводительных цифровой техники и технологий.
Заключение
Цифровизация деятельности потребительских обществ, цифровая трансформация обеспечивают системность их взаимодействия со всеми элементами реального сектора современной экономики. Эти процессы способствуют их эффективному инновационному развитию на всех стадиях осуществляемой деятельности.
Процесс цифровизации и цифровой трансформации не следует рассматривать как универсальное, волшебное средство, способное обеспечить долгосрочную устойчивость и эффективное развитие потребительских обществ. Помимо насыщения потребительских обществ цифровой техникой и технологиями необходимо постоянно осуществлять совершенствование организационно-управленческих процессов и развивать цифровую культуру внутри потребительских обществ.
Цифровизация потребительских обществ - это комплексный процесс, в основу которого должна быть положена новая концепция модели организации управления их деятельности. При ее подготовке необходимо определиться:
1) какова роль процесса цифровизации в деятельности потребительского общества;
2) какие цифровые технологии предполагается применять в процессе принятия управленческих решений;
3) каким образом предполагается вовлечь членов-пайщиков и сотрудников, а также внешних экспертов в процесс цифровизации потребительских обществ;
4) какие методы являются наиболее эффективными в качестве инструмента управления процессами цифровизации и цифровой трансформации деятельности потребительских обществ.
Формирование эффективной модели управления цифровой трансформацией деятельности потребительских обществ должно быть направлено на разработку инновационных схем эффективного взаимодействия субъектов-участников кооперативного процесса.
Таким образом, выбор методов управления цифровой трансформации потребительских обществ выступает в качестве ключевого методологического вопроса. Такие методы должны соответствовать требованиям простоты, надежности, адаптивности, оперативности, оптимальности, экономичности.
Формирование эффективных моделей управления процессами цифровой трансформации в потребительских обществах требует применения специфических методов, адекватных творческим процессам.
Современная наука и практика свидетельствуют, что в процессе формирования системы управления цифровизацией потребительских обществ целесообразно не ограничиваться применением только хорошо известных формальных методов. Использование разнообразных, инновационных методов, и прежде всего эвристических, способствует повышению качества и эффективности управления процессами цифровой трансформации.
Наука и практика доказывают, что применение эвристических методов на современном этапе - ведущий фактор повышения качества принимаемых управленческих решений в деятельности потребительских обществ в процессе их цифровой трансформации. Именно эвристические методы становятся наиболее эффективными и адекватными инструментами в решении подобного рода задач.
Необходимость в процессе разработки концепции и моделей применения эвристических методов в процессе поиска эффективных моделей цифровой трансформации потребительских обществ обусловлена специфическими особенностями возникновения ранее неизвестных, трудно разрешимых нестандартных задач поиска эффективных моделей их деятельности в принципиально новых условиях неопределенности, что требует прежде всего творческого подхода.
Эвристические методы позволяют управленцам создавать принципиально новые модели в своем воображении, что дает возможность выходить за грани стандартного, устоявшегося обыденного видения путей решения проблем.
Именно применение эвристических методов на начальных этапах поиска инновационных моделей цифровой трансформации потребительских обществ, как правило, обеспечивает их оригинальность и высокую эффективность на практике.
Применение эвристических методов в процессе принятия управленческих решений в потребительских обществах в условиях цифровой трансформации экономики показывает высокую эффективность в условиях и ситуациях повышенной неопределенности и непредсказуемости. Вместе с тем именно соче-тение применения эвристических, цифровых и других методов и инструментов в управлении потребительскими общества будет являться надежной основой формирования эффективных систем управления процессами цифровой тран-сфрмации в потребительских обществах.
Источники
1. Воробьева Е.Г., Пониматкина Л.А. Проблемы развития потребительской кооперации в условиях формирования «Информационного общества» в Российской Федерации. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-potrebitelskoy-kooperatsii-v-usloviyah-formirovaniya-informatsionnogo-obschestva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.11.2020).
2. Социально-экономическая трансформация системы потребительской кооперации и проблемы ее развития на этапе становления постиндустриальной экономики / В.В. Губин [и др.]. М.: ООО «Издательский дом Центросоюза», 2013. С. 60-111.
3. Креативный менеджмент: Учебник / А.А. Степанов [и др.]; под ред. А.А. Степанова и М.В. Савиной. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018.
4. КурлаевА.М. Электронная кооперация как инновационное направление кооперативного движения. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14914 (дата обращения: 05.11.2020).
5. Курочкина А.А., Муравьева К.А. Место инноваций в системе потребительской кооперации: сетевой подход. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-innovatsiy-v-sisteme-potrebitelskoy-kooperatsii-setevoy-podhod (дата обращения: 08.11.2020).
6. ТкачА.В., Черевко А.В. Тенденции и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России // АПК: экономика, управление. 2017. № 1. С. 42-49.
7. «Умные» комбайны и дроны-геологи: как цифровизация меняет экономику. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/5efb5b0a9a79473caae9518chttps://trends.rbc.ru/trends/ industry/cmrm/5efb5b0a9a79473caae9518c (дата обращения: 08.11.2020).
8. Enhancement of government innovation policy in digital transformation of russian companies / A.A. Stepanov [et al.] // Revista inclusions. 2020. Vol. 7. No. 3. Р. 306-319.
9. Improvement of the mechanism of technology transfer within the context of the innovative development of the agroindustrial complex of Russia / A.A. Stepanov [et al.] // Scientific Papers Series «Management, Economic Engineering in Agriculture and Rural Development». 2018. Vol. 18. Issue 4. Р. 411-422.
10. Концепция креативного менеджмента в парадигме теории управления информационным обществом (на англ. языке) / A.A. Stepanov [et al.] // International Journal of Economic Research. 2017. Vol. 14.
DIGITAL TRANSFORMATION OF CONSUMER SOCIETIES: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS
Stepanov A.A., Savina M.V., Stepanov I.A.
STEPANOV Alexander Annayarovich - doctor of economic sciences, professor of the Department of Innovation Management, Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia (Odintsovo), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
SAVINA Margarita Vitalyevna - doctor of economic sciences, professor of the Department of digital economy security and risk management at Gubkin Russian state University of oil and gas, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
STEPANOV Il'ya Aleksandrovich - Ph.D. in economic sciences, associate professor of the Department of management and management sociology of the Kotelniki Branch of the Dubna State University. Kotelniki, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with topical issues of organization and management of the introduction of digital technology and digital technologies in the practice of modern domestic consumer societies and their unions. The article reveals the features of applying a system-creative approach to the study of key issues of organizing the process of digital transformation of consumer cooperation in the conditions of transition to a new information and digital technological method of production and consumption. The article substantiates the need for a comprehensive solution to the three main issues of the process of digitalization and digital transformation in consumer societies and their unions: the introduction of digital technology; the development of new forms of organization and management, as well as improving the methods of managing the activities of consumer societies and their unions in the new conditions.
Keywords: consumer cooperation, consumer societies, digitalization, digital transformation, forms of organization, management, methods and models.
For citation: Stepanov A.A., Savina M.V., Stepanov I.A. Digital transformation of consumer societies: opportunities and prospects. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 39-51. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-39-51.
References
1. Vorobyova E.G., Ponimatkina L.A. Problems of development of consumer cooperation in the conditions of formation of «Information society» in the Russian Federation. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-potrebitelskoy-kooperatsii-v-usloviyah-formirovaniya-informatsionnogo-obschestva-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 15.11.2020).
2. Socio-economic transformation of the consumer cooperation system and problems of its development at the stage of formation of the post-industrial economy / V.V. Gubin [et al.]. M.: LLC «Publishing house of Centrosoyuz», 2013. P. 60-111.
3. Creative management: Textbook / A.A. Stepanov [et al.]; ed. by A.A. Stepanov, M.V. Savina. 2nd ed. Moscow: РТС «Dashkov & Co.», 2018.
4. Kurlaev A.M. Electronic cooperation as an innovative direction of the cooperative movement. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14914 (accessed: 05.11.2020).
5. Kurochkina A.A., Muravyeva K.A. Place of innovations in the system of consumer cooperation: a network approach. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-innovatsiy-v-sisteme-potrebitelskoy-kooperatsii-setevoy-podhod (accessed: 08.11.2020).
6. Tkach A.V., Cherevko A.V. Trends and prospects for the development of agricultural cooperation in Russia. Agribusiness: economics, management. 2017. No. 1. P. 42-49.
7. «Smart» combines and geologist drones: how digitalization is changing the economy. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/5efb5b0a9a79473caae9518chttps://trends.rbc.ru/ trends/industry/cmrm/5efb5b0a9a79473caae9518c (accessed: 08.11.2020).
8. Enhancement of government innovation policy in digital transformation of russian companies / A. A. Stepanov [et al.]. Revista inclusions. 2020. Vol. 7. No. 3. P. 306-319.
9. Improvement of the mechanism of technology transfer within the context of the innovative development of the agroindustrial complex of Russia / A.A. Stepanov [et al.]. Scientific Papers Series «Management, Economic Engineering in Agriculture and Rural Development». 2018. Vol. 18. Issue 4. P. 411-422.
10. The concept of creative management in the paradigm of information society management theory (in English) / A.A. Stepanov [et al.]. International Journal of Economic Research. 2017. Vol. 14.