Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1233
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / АГРЕГАТОР / ПАНДЕМИЯ / ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстихина Е. И., Демченко С. К., Подопригора В. Г., Александров Ю. Л.

Цифровая трансформация - имплементация цифровых технологий в экономические процессы на различных уровнях, приведшая к формированию нового типа потребителя. Современный потребитель использует Интернет не только в качестве рекреационной и информационной платформы, но и как место трудоустройства, основной канал коммуникации, площадку приобретения и продажи товаров и услуг. Цифровая трансформация экономики привела к пересмотру подходов к поведению потребительских групп в зависимости от демографических и возрастных параметров. В фокусе внимания исследователей - люди предпенсионного и пенсионного возрастов, а также дети и подростки. Цифровизация экономики также повлекла за собой переход к мобильному Интернету в противовес использованию «стационарных» девайсов, а также расширению охвата Интернета вещей. Цифровая трансформация привела к высокому уровню конкуренции на современном рынке вследствие избыточного предложения товаров и услуг. Конкуренцию как результат цифровой трансформации иллюстрирует также внедрение на рынок платформ-агрегаторов. Привлечение потребителя в условиях цифровой экономики и перенасыщения рынка требует бòльших усилий от компании-продавца. Для современного потребителя повысилась значимость нематериальных мотивов - позиционирования и имиджа компании и бренда, соответствие бренда условиям этического потребления, устойчивого развития, требованиям к здоровому образу жизни. Управление рынком в условиях цифровой трансформации является весьма дискуссионным вопросом, в связи с чем предпринимаются попытки разработать актуальные модели управления потребительским спросом, отвечающие модифицированным экономическим реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AND ITS IMPACT ON CONSUMERS

Digital transformation is the implementation of digital technologies in economic processes at various levels, which led to the formation of a new consumer profile. Modern consumers use the Internet not only as a recreational and information platform, but also as a place of employment, the main communication channel, a platform for the purchase and sale of goods and services. The digital transformation of the economy has led to a revision of approaches to the consumers’ behavior depending on their demographic and age parameters. The researchers focus on people of pre-retirement and retirement ages, as well as on children and adolescents. The digitalization of the economy has also led to a transition to the mobile Internet as opposed to the use of large devices, as well as the expansion of the Internet of things. Digital transformation has led to a high level of competition in the modern market due to an oversupply of goods and services. Competition as a result of digital transformation is also illustrated by the introduction of aggregator platforms to the market. Attracting a consumer in a digital economy and a glut of the market requires a lot of effort from the selling company. For the modern consumer, the importance of non-material motives has increased - positioning and image of the company and brand, compliance with the conditions of ethical consumption, sustainable development, and the requirements for a healthy lifestyle. Market management in the context of digital transformation is a highly debatable issue, in connection with which attempts are being made to develop relevant models for managing consumer demand that meet the modified economic realities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Цифровая трансформация и ее влияние на потребителей

Толстихина Елена Игоревна

старший преподаватель, кафедра «Управление персоналом», Красноярского института железнодорожного транспорта - филиала Иркутского государственного университета путей сообщения, [email protected]

Демченко Светлана Капитоновна

д-р экон. наук, профессор кафедры торгового дела и маркетинга Института торговли и сферы услуг, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

Подопригора Владимир Георгиевич

д-р физ.-мат. наук, профессор каф. торгового дела и маркетинга Института торговли и сферы услуг ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

Александров Юрий Леонидович

д-р экон. наук, профессор каф. торгового дела и маркетинга сФу, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

Цифровая трансформация - имплементация цифровых технологий в экономические процессы на различных уровнях, приведшая к формированию нового типа потребителя. Современный потребитель использует Интернет не только в качестве рекреационной и информационной платформы, но и как место трудоустройства, основной канал коммуникации, площадку приобретения и продажи товаров и услуг. Цифровая трансформация экономики привела к пересмотру подходов к поведению потребительских групп в зависимости от демографических и возрастных параметров. В фокусе внимания исследователей -люди предпенсионного и пенсионного возрастов, а также дети и подростки. Цифровизация экономики также повлекла за собой переход к мобильному Интернету в противовес использованию «стационарных» девайсов, а также расширению охвата Интернета вещей. Цифровая трансформация привела к высокому уровню конкуренции на современном рынке вследствие избыточного предложения товаров и услуг. Конкуренцию как результат цифровой трансформации иллюстрирует также внедрение на рынок платформ-агрегаторов. Привлечение потребителя в условиях цифровой экономики и перенасыщения рынка требует больших усилий от компании-продавца. Для современного потребителя повысилась значимость нематериальных мотивов - позиционирования и имиджа компании и бренда, соответствие бренда условиям этического потребления, устойчивого развития, требованиям к здоровому образу жизни. Управление рынком в условиях цифровой трансформации является весьма дискуссионным вопросом, в связи с чем предпринимаются попытки разработать актуальные модели управления потребительским спросом, отвечающие модифицированным экономическим реалиям.

Ключевые слова: цифровизация, мировая экономика, цифровая экономика, потребительское поведение, интернет вещей, агрегатор, пандемия, осознанное потребление

Глобальная цифровизация представляет собой один из наиболее значительных трендов экономического развития и факторов модификации потребительского поведения. Особую актуальность вопросы цифровизации получили при наступлении пандемии COVID-19 и необходимости перенесения бизнес-процессов в диджитал-пространство.

Проблемы цифровой трансформации интересуют широкие круги исследователей различных научных дисциплин, так как цифровизация коснулась практически всех географических регионов и отраслей бытовой и профессиональной деятельности человека. Под цифровой трансформацией в рамках данной статьи мы будем понимать импле-ментацию цифровых технологий на различных уровнях в экономические процессы. Согласимся с В. И. Ногой: цифровизацию можно считать полноценным «императивом современного уклада» [3 с. 10]; цифровая трансформация - катализатор преобразований во всех сферах жизни [3, с. 11]. Циф-ровизация привела к кардинальной смене парадигмы и правил функционирования рынка труда, систем здравоохранения, образования, внешней политики и др.

Технологии цифровизации анализируются в науке, как правило, в положительном ключе: циф-ровизация затрагивает не только сферу экономики - она способствует решению важных социальных проблем - от старения населения, социального неравенства до вопросов устойчивого развития, экологии и климата [14, с. 39].

Социологи, психологи, экономисты и специалисты в прочих научных отраслях сходятся во мнении о том, что технологизация (точнее, цифровизация) породила «цифровое» общество, которому присущи иные ценностные ориентации, потребности; некоторые исследователи также указывают на то, что новому цифровому сообществу свойственны также гибкость в поведенческих шаблонах, мобильность и креативность.

Многие исследователи разделяют точку зрения о том, что цифровая трансформация привела к формированию нового профиля потребителя - так называемого «человека цифрового» или, по С. М. Крымову и М. В. Кольган, «потребителя нового поколения» [2]. Сущность данного профиля можно свести к тому, что Интернет для такого потребителя является не только рекреационной и информационной платформой, но и местом работы, основным каналом коммуникации и приобретения и продажи товаров [3, с. 10-11].

х

X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

о ш Ш X

<

m о х

X

Нельзя не согласиться с вышеуказанной точкой зрения. Тем не менее, существует еще один, заслуживающий внимания,подход:потребитель сам по себе не может кардинально измениться, он сохраняет те же характеристики и фундаментальные свойства, но они проявляются в другой форме или с другой интенсивностью. Помимо прочих, данный подход разделяет Л. И. Ростовцева: «придуманный Адамом Смитом homo economicus «шагнул» в ... действительность со своим эгоизмом, рационализмом, независимостью и информированностью» [4, с. 3]. Подобный подход, на наш взгляд, также заслуживает внимания.

Крайне важно понять, каков действительный масштаб цифровизации в глобальном экономическом пространстве; в этой связи приведем статистические данные. В. И. Нога приводит следующие данные: на январь 2021 г. количество пользователей Интернет составило 4,66 млрд человек; степень охвата населения Всемирной сетью составляет 59,5% на начало 2021 г., что на 7,3% (316 млн человек) больше, чем на начало 2020 г. [3, с. 13]. По последним данным статистической службы Европейского союза, в 2021 г. 59% европейских предприятий использовали в хозяйственной деятельности социальные сети; в 41% случае европейские предприятия осуществляли маркетинговые исследования и организовывали менеджмент посредством облачных сервисов. За 2020 г. 20% предприятий Европейского Союза прибегали к электронной коммерции (e-sales) [12].

За последние 5-7 лет изменились и функции социальных медиа. Будучи изначально формой информационной среды, средством коммуникаций, социальные сети стали одним из значимых сегментов цифрового рынка. В 2021 г. количество пользователей социальных сетей составило 4,2 млрд человек (53% всего населения мира) - это на 490 млн. чел. больше, чем в 2020 г. [3, с. 13].

По данным отчета UNCTAD, в 2020 г. чистая прибыль ведущих цифровых платформ в США достигла $192,4 млрд, увеличившись на 21,1% по сравнению с 2019 г. После первоначального шока, вызванного пандемией в 2019 г. и сопутствующего ему спада в показателях прибыли, буквально через 1 месяц после начала пандемии был отмечен повышенный спрос в области облачных сервисов, рост числа онлайн-покупок, рост объема потребляемого видеоконтента, повышение активности пользователей в социальных сетях и массовый переход на видеоконференцсвязь. Все перечисленные факторы привели к росту чистой прибыли ди-джитал-компаний во втором квартале 2020 г. (к примеру, объем чистой прибыли Amazon увеличился более чем в два раза по сравнению с первым кварталом 2020 г.). Именно предприятия, ведущие деятельность в цифровой среде, продемонстрировали крайне быстрый возврат к допанде-

мийным показателям. По данным UNCTAD, совокупная чистая прибыль Amazon, Alphabet (включая Google), Apple, Facebook и Microsoft в третьем квартале 2020 г. выросла на 31%, а в четвертом квартале 2020 г. рост составил 41% [15, с. 23]. Статистика, таким образом, демонстрирует правдивость вышепредставленного тезиса: «цифровые» компании оказались, среди прочих, наиболее устойчивыми к глобальному кризису. Более того, как оказалось, бизнес-модели, построенные на базисе цифровых технологий, доминируют на глобальном рынке за счет высокого спроса на цифровые услуги и продукты.

Цифровая трансформация повлияла не только на западные компании; к примеру, ведущие цифровые платформы Китая - Alibaba, Baidu и Tencent - также продемонстрировали рост чистой прибыли. Рост с 2017 г. по 2019 г. составил 37% (с 20 миллиардов долларов до 27 миллиардов долларов). В 2020 г. показатель совокупной чистой прибыли трех вышеназванных корпораций составил примерно 48 миллиардов долларов США, что на 78% больше, чем в 2019 г. [15, с. 23].

Цифровая трансформация экономики заставила исследователей-теоретиков и практиков пересмотреть подходы к поведению потребительских групп в зависимости от демографических и возрастных параметров. Крайне значительные изменения наблюдаются в возрастных показателях активных групп потребителей, на которых «опираются» предприятия при сбыте своей продукции. Динамично растущей возрастной группой онлайн-потребителей, стали люди предпенсионного и пенсионного возрастов: прирост таких пользователей Сети составил 25% за 2020 г. [3, с. 13].

Кроме того, насчитывается около 2,5 млрд «цифровых» пользователей моложе 25 лет. Компании, при работе с молодой аудиторией в Интернете, опираются на следующие характеристики их потребительского поведения: нахождение более пяти часов в режиме онлайн ежедневно, ежедневное посещение YouTube 75% молодых пользователей, использование социальных сетей в качестве единственной платформы для поиска и покупки товара/услуги, переход к мобильному Интернету в противовес использованию «стационарных», крупных девайсов [6, с. 121]. «Потребители нового поколения» все чаще оформляют заказы посредством телефонов и планшетов: за 2020 г. показатель «мобильных заказов» удвоился - до 21 % в российских и до 40% в иностранных магазинах [2, с. 39].

Помимо компьютеров, планшетов и телефонов, важную роль в цифровизации потребительской среды играет Интернет вещей. По данным UNCTAD, объем мирового рынка Интернета вещей в 2020 г. составил 308,97 млрд долларов США. Прогнозируется, что рынок вырастет до 1,85 трлн

долларов США к 2028 г., что соответствует годовому темпу роста 25,4% в период с 2021 по 2028 год. Более того, уже в 2020 г. было установлено больше Интернет-подключений (подключенных автомобилей, умных домашних устройств, носимых девайсов, промышленного оборудования), чем «классических» Интернет-соединений, не связанных с 1оТ (смартфоны, ноутбуки, планшеты и компьютеры). Ожидается, что к 2025 году на человека будет приходиться в среднем почти четыре устройства 1оТ [15, с. 33].

Цифровая трансформация экономики привела ко включению в целевые группы тех потребителей, которые ранее зачастую исключались из фокуса внимания экономистов. Дети и подростки, осведомленные о рыночных предложениях, представленных онлайн, все чаще оказывают влияние на выбор и приобретение товаров, используемых всей семьей. Глобальная статистика подтверждает этот вывод. Доказано, что ежегодно дети и подростки тратят 300 млн. долларов, а также принимают активное участие в покупках других членов семьи на сумму 1,88 млрд. долларов [10, с. 4]. Следовательно, детское и подростковое потребление, обусловленное цифровизацией рыночных процессов, является существенным фактором анализа рынка и маркетинговых стратегий компаний. Дети и подростки сегодня выступают не только потребителями, но и самостоятельными покупателями, а также влияют на потребительское поведение взрослых людей. Н. В. Солодникова указывает на детей и подростков как на ключевых «Акторов будущего рынка»; более того, лояльность к брендам сегодня формируется уже в юном возрасте, и, сформированная таким образом, сохраняется в течение продолжительного времени [10]. Взаимосвязь молодого человека и рынка является двунаправленной: раннее приобщение человека к потреблению, формирование индивидуальных потребительских установок приводит к коррекции ценностей и формирует социальные характеристики личности.

Можно с уверенностью утверждать, что цифровая трансформация не означает разделение потребителей на две большие группы - «онлайн»-по-требители и «оффлайн»-потребители. Речь идет, скорее, о синхронизации двух режимов потребительской активности; В. И. Нога называет такую тенденцию переходом к «обществу дополненной реальности», реальности физической, но дополненной цифровой информацией [3, с. 13].

По причине цифровой трансформации состояние современного рынка характеризуется высоким уровнем конкуренции: современные потребители имеют обширный выбор товаров и услуг. Привлечение клиента в условиях цифровой экономики с присущим ей перенасыщением рынка требует больше усилий компании-продавца по убеждению к покупке. Согласимся с Н. А. Юдиной в том, что

«рыночной силой обладают не производители и поставщики товаров, а потребители, в силу проявления своей лояльности» [11, с.3]. С. М. Крымов и М. В.Кольган развивают данный тезис: «потребители нового поколения» выступают фактором мультипликации торговли. Речь идет о том, что потребитель ищет информацию, сравнивает рыночные предложения и совершает покупки и в аналоговом, и в цифровом пространстве, и, более того, сегодня они в большей степени склонны к потребительскому «фидбеку» - они размещают отзывы, влияющие на активность потребления [2, с. 39].

Конкуренцию как результат цифровой трансформации иллюстрирует также практика функционирования агрегаторов. Вместо «точечных» магазинов, которые открываются оффлайн или онлайн компанией по схеме - один производитель - один магазин, все чаще потребитель использует агре-гатор, вне зависимости от вида требуемого товара. Подобные информационные посредники собирают все предложения в единую подборку рыночных предложений [7, с. 127], среди которых потребитель, опираясь на значимые для него критерии (к примеру, цена, срок и метод доставки и др.) выбирает оптимальный вариант. Сфера агрегаторов товаров (услуг) может быть как узконаправленной, так и обширной [7, с. 131]; наиболее радикальный вариант - «агрегаторы агрегаторов» (к примеру, супер агрегатор, совмещающий в агрега-торы для поиска гостиницы, авиабилетов, экскурсионных туров, будучи при этом также и агрегато-ром отзывов - такого рода супер агрегатором является, к примеру, популярный ресурс Booking.com).

Фактор нематериальных выгод после цифровой трансформации экономики стал, безусловно, более значимым. С. М. Крымов и М. В. Кольган указывают на такую черту современного потребителя как «контекстно-зависимое поведение»: существование практически неограниченного количества продуктов и сервисов высокого качества по адекватной цене привело к возрастанию роли нематериальных мотивов - позиционирования и имиджа компании и бренда, соответствие условиям этического потребления и проч. [2, с. 40]. И. К. Соколов иллюстрирует это примерами из пищевой индустрии: потребитель выбирает между широким спектром «диетических, органических, энергетических, синтетических с улучшенными вкусовыми и визуальными характеристиками, натуральных продуктов», «генномодифицированной пищей, сложно рецептурными блюдами» [9, с. 3].

«Цифровой потребитель», безусловно, характеризуется смещением фокуса на здоровый образ жизни. Потребители при распределении доходов все чаще отдают предпочтение тому, что сможет поддерживать их здоровье, будет совместимо со здоровым образом жизни, с концепцией устойчи-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

fO

о ш Ш X

<

m о х

X

вого развития, с осознанностью; это, в свою очередь, вынуждает производителей и продавцов к принятию мер, направленных на соответствие новым запросам [3, с. 18].

Возникновение тенденций в поведении потребителей в условиях цифровой трансформации экономики совпало с пандемийным периодом. Данные факторы, находясь в тесной взаимосвязи, коренным образом изменили подход к реализации товаров и услуг. В связи с национальными ограничениями и необходимостью минимизировать личные контакты, в том числе при покупках, обучении и т. п., область распространения цифровых торговых платформ существенно расширилась. Известно, что количество бесконтактных платежей за два последних года увеличилось с 2% до 42% [3, с. 10]. Ритейлеры, которые предоставляют потребителем возможность бесконтактных платежей, доставок, услуг, являются предпочтительными для множества потребителей.

Управление новым рынком является весьма дискуссионным вопросом для экономистов, финансистов, аналитиков, маркетологов и социологов. В прежних условиях потребитель, заходя в магазин, имел возможность пообщаться с персоналом, увидеть товар или даже использовать его (примерки, тест-драйвы, пробные миниатюры, дегустационные наборы и т.п.). Сегодня такие непосредственные контакты потребителя и продавца/товара постепенно теряют актуальность. Следовательно, компании вынуждены по-другому выстраивать методы управления потребительским поведением. Предпринимаются попытки разработать актуальные модели управления потребительским спросом, отвечающие модифицированным экономическим реалиям (экономические, социологические, психологические и др.) [10]. На первый план выдвигается генерация и циркуляция информации, данных и знаний [13, с. 19]; «формируется сложная конфигурация связей между традиционными свойствами продуктов и услуг и новыми «цифровыми» потребительскими свойствами» [1, с. 10]. Закономерности функционирования социальных сетей, унифицированные и вариабельные принципы их организации, раскрывающие специфику социальных медиа как потребительской среды, также исследованы недостаточно [5, с.3].

Н. Ш. Ватолкина говорит о необходимости адаптации существующих подходов не только к менеджменту качества, стратегическому управлению компанией, но и к государственному регулированию ответственности продавцов [1, с. 3]. А. Ф. Пьянкова отмечает, что цифровизация экономики влияет на специфику реализации прав потребителей. Налицо недостаточность законодательных рычагов в области защиты прав потребителей, возлагающих информационные обязанности на владельцев онлайн-магазинов и агрегаторов [8, с.

301]. Национальные правовые массивы способны охватить лишь малую часть товаров и услуг, находящихся в обращении на территории стран, и не в полной мере учитывают процессы глобальной цифровой трансформации [1, с. 3].

Таким образом, цифровизация мировой экономики привела к формированию единого рыночного пространства и либерализации мировой торговли. Потребителям стал доступен обширный ассортимент товаров и актуальной информации о продуктах и их характеристиках. Это повышает роль потребителя на рынке и позволяет ему диктовать собственные предпочтения производителям. Глобализация мировых рынков, связанное с ней увеличение конкуренции приводят к стремлению компаний создать устойчивые бизнес-модели, менее подверженные негативным эффектам от цифровой трансформации. Как очевидно, результатом полной цифровой трансформации будет переход к сетевому взаимодействию и образованию экосистем поставщиков, партнеров, потребителей и конкурентов вокруг компаний, а также динамический рост влияния потребителя на рыночные условия.

Литература

1. Ватолкина, Н. Ш. Развитие управления качеством услуг в условиях цифровой трансформации экономики : автореф. дисс. ... канд. эконом. наук 08.00.05 / Н. Ш. Ватолкина. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - 40 с.

2. Крымов, С. М. Структурные изменения в цепочке товародвижения под влиянием новых информационных возможностей / С. М. Крымов, М. В. Кольган // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2019. - №3. - С. 36-42.

3. Нога, В. И. Особенности поведения «человека цифрового» в условиях новой реальности мировой экономики / В. И. Нога // Human Progress. -2021. - Том 7, Вып. 2. - С. 10 -18.

4. Ростовцева, Л. И. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей: автореф. дисс. канд. социол. наук 22.00.03 / Л. И. Ростовцева. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 52 с.

5. Покуль, В. О. Формирование маркетинговых коммуникаций в социальных медиа на основе особенностей потребительского поведения: автореф. дисс. канд. эконом. наук 08.00.05 / В. О. Покуль. -Ростов-на-Дону : Кубанский государственный университет, 2019. - 27 с.

6. Попова, О. И. Влияние цифровизации на потребительское поведение и развитие СМИ / О. И. Попова // Знак: проблемное поле медиаобразова-ния. - 2020. - №3 (37). - С. 121-126.

7. Потапенко, С. В. Товарные агрегаторы как информационные посредники в электронной коммерции / С. В. Потапенко, С. С. Сметанникова // Вестник КРУ МВД России. - 2018. - №3 (41). - С. 127-131.

8. Пьянкова, А. Ф. Особенности защиты прав потребителей в эпоху цифровизации экономики / А. Ф. Пьянкова // Пермский юридический альманах. - 2019. - №2. - С 301-311.

9. Соколов, И. К. Прогнозирование поведения потребителя на рынке продуктов питания: автореф. дисс. канд. эконом. наук 08.00.05 / И. К. Соколов. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2020. - 18 с.

10.Солодникова, Н. В. Потребительское поведение подростков в процессе социализации: социологический анализ : автореф. дисс. канд. со-циол. наук 22.00.04 / Н. В. Солодникова. - М.: МГУ, 2021. - 26 с.

11. Юдина, Н. А. Управление поведением потребителей компьютерной техники: автореф. дисс. канд. Эконом. Наук 08.00.05 / Н. А. Юдина. - Новосибирск : Сибирский университет потребительской кооперации, 2012. - 21 с.

12. Digital economy and society statistics - enterprises // Eurostat [Electronic source]. - Mode of access: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-ex-plained/index.php?Title=Digital_economy_and_soci-ety_statistics_-_enterprises. - Date of access: 18.03.2022.

13. Meilhan, D. Customer Value Co-Creation Behavior in the Online Platform Economy / D. Meihan // Journal of Self-Governance and Management Economics. - 2019. - #7. - Pp. 19-24.

14.Stofkova, K. Shopping Behavior in the Context of the Digital Economy / K. Stofkova, D. Laitkep, Z. Stofko // J. Risk Financial Manag. - 2022/ - # 15. - P. 39.

15. UNCTAD Digital Economy Report 2021. Cross-border data flows and development: For whom the data flow 2021. - New York : United Nations Publications. - 238 p.

Digital transformation and its impact on consumers

Tolstikhina E.I., Demchenko S.K., Podoprigora V.G., Alexandrov Yu.L.

Irkutsk State University of Railways, Siberian Federal University

JEL classification: B41, E22, E44, N01, N10, O33, O38_

Digital transformation is the implementation of digital technologies in economic processes at various levels, which led to the formation of a new consumer profile. Modern consumers use the Internet not only as a recreational and information platform, but also as a place of employment, the main communication channel, a platform for the purchase and sale of goods and services. The digital transformation of the economy has led to a revision of approaches to the consumers' behavior depending on their demographic and age parameters. The researchers focus on people of pre-retirement and retirement ages, as well as on children and adolescents. The digitalization of the economy has also led to a transition

to the mobile Internet as opposed to the use of large devices, as well as the expansion of the Internet of things. Digital transformation has led to a high level of competition in the modern market due to an oversupply of goods and services. Competition as a result of digital transformation is also illustrated by the introduction of aggregator platforms to the market. Attracting a consumer in a digital economy and a glut of the market requires a lot of effort from the selling company. For the modern consumer, the importance of non-material motives has increased - positioning and image of the company and brand, compliance with the conditions of ethical consumption, sustainable development, and the requirements for a healthy lifestyle. Market management in the context of digital transformation is a highly debatable issue, in connection with which attempts are being made to develop relevant models for managing consumer demand that meet the modified economic realities. Keywords: digitalization, global economy, digital economy, consumer behavior, internet of things, aggregator, pandemic, sustainable consumption References

1. Vatolkina, N. Sh. Development of service quality management in the con-

text of digital transformation of the economy: author. diss. ... cand. economy Sciences 08.00.05 / N. Sh. Vatolkina. - St. Petersburg. : St. Petersburg State University of Economics, 2020. - 40 p.

2. Krymov, S. M. Structural changes in the distribution chain under the influ-

ence of new information opportunities / S. M. Krymov, M. V. Kolgan // Intellect. Innovation. Investments. - 2019. - No. 3. - S. 36-42.

3. Noga, V. I. Features of the behavior of a "digital person" in the new reality

of the world economy / V. I. Noga // Human Progress. - 2021. - Volume 7, Issue. 2. - S. 10 -18.

4. Rostovtseva, L. I. Consumer culture as a regulator of consumer behavior:

author. diss. cand. sociological Sciences 22.00.03 / L. I. Rostovtseva. -M. : Moscow State University. M.V. Lomonosov, 2004. - 52 p.

5. Pokul, V. O. Formation of marketing communications in social media based

on the characteristics of consumer behavior: author. diss. cand. economy Sciences 08.00.05 / V. O. Pokul. - Rostov-on-Don: Kuban State University, 2019. - 27 p.

6. Popova, O. I. The impact of digitalization on consumer behavior and media

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

development / O. I. Popova // Znak: problematic field of media education.

- 2020. - No. 3 (37). - S. 121-126.

7. Potapenko, S. V. Commodity aggregators as information intermediaries in

electronic commerce / S. V. Potapenko, S. S. Smetannikova // Bulletin of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No. 3 (41).

- S. 127-131.

8. Pyankova, A. F. Features of consumer protection in the era of digitalization

of the economy / A. F. Pyankova // Perm legal almanac. - 2019. - No. 2.

- From 301-311.

9. Sokolov, I. K. Predicting consumer behavior in the food market: author.

diss. cand. economy Sciences 08.00.05 / I. K. Sokolov. - St. Petersburg. : St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, 2020. -18 p.

10. Solodnikova, N. V. Consumer behavior of adolescents in the process of socialization: a sociological analysis: author. diss. cand. sociological Sciences 22.00.04 / N. V. Solodnikova. - M.: MGU, 2021. - 26 p.

11. Yudina, N. A. Control of the behavior of consumers of computer technology: author. diss. cand. Economy Nauk 08.00.05 / N. A. Yudina. - Novosibirsk: Siberian University of Consumer Cooperation, 2012. - 21 p.

12. Digital economy and society statistics - enterprises // Eurostat [Electronic source]. - Mode of access: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-ex-plained/index.php?Title=Digital_economy_and_society_statistics_-_en-terprises. - Date of access: 03/18/2022.

13. Meilhan, D. Customer Value Co-Creation Behavior in the Online Platform

Economy / D. Meihan // Journal of Self-Governance and Management Economics. - 2019. - #7. - P.p. 19-24.

14. Stofkova, K. Shopping Behavior in the Context of the Digital Economy / K. Stofkova, D. Laitkep, Z. Stofko // J. Risk Financial Manag. - 2022/ - # 15. - P. 39.

15. UNCTAD Digital Economy Report 2021. Cross-border data flows and development: For whom the data flow 2021. - New York : United Nations Publications. - 238 p.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.