Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 60. С. 130-140. Tomsk State University Journal of Economics. 2022. 59. рр. 130-140.
Финансы
Научная статья
УДК 338:242
(М: 10.17223/19988648/60/8
Цифровизация пая как условие финансирования
кооперации
Сарваз Ахмедович Али-Аскяри1, Хофизжон Зафарович Максудов2
12 Общество с ограниченной ответственностью «Новокурс», Новосибирск, Россия
1 [email protected] 2 [email protected]
Аннотация. Научная новизна состоит в предложении нового подхода к размещению части паевого фонда на централизованных рынках цифровой валюты. Цель статьи - предложить механизм и модель цифровизации пая через утилитарные цифровые права системы потребительской и сельскохозяйственной кооперации. Исследование позволяет оценить механизм нового подхода к вовлечению городского и сельского населения к участию в экономике страны как пайщика. Выделение части паевого фонда ассоциированным лицам накладывает дополнительный фискальный и финансовый контроль со стороны государственных и иных независимых структур. Контроль позволяет снизить риски потери пая, что приведет к увеличению численности пайщиков и отразится на эффективности управления кооперативом. Участники операций цифровой системы дополнительно предлагают заинтересованным лицам договоры по привлечению пайщиков и содействию привлечения инвестиций. В исследовании использовались общенаучные методы, способы структурного и логического анализа. Теоретическую и методическую основу исследования составили труды современных ученых и действующие нормативно-правовые документы. Результаты исследования рекомендуется использовать некоммерческими учреждениями и организациями, корпоративными организациями в сфере привлечения пайщиков из городской и сельской среды для развития территории и рационального управления доходами и активами.
Ключевые слова: пайщик, паевой фонд, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, оператор информационной системы, оператор инвестиционной платформы, оператор обмена, неделимый фонд, потребительская и сельскохозяйственная кооперация
Для цитирования: Али-Аскяри С.А., Максудов Х.З. Цифровизация пая как условие финансирования кооперации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 60. С. 130-140. (ог 10.17223/19988648/60/8
© Али-Аскяри С.А., Максудов Х.З., 2022
Finance
Original article
Share digitalization as a source of cooperation financing
Sarvaz A. Ali-Askiari1, Khofizzhon Z. Maksudov2
12 Center for Continuing Professional Education Novokurs LLC, Novosibirsk, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]
Abstract. The novelty of the study lies in the proposal of a new approach to placing a part of the mutual fund in centralized digital currency markets. The aim of the article is to propose a mechanism and model for the digitalization of the share through the utilitarian digital rights of the system of consumer and agricultural cooperation. The study makes it possible to evaluate the mechanism of the new approach to involving the urban and rural population in participating in the country's economy as a shareholder. The allocation of part of the share fund to associates imposes additional fiscal and financial control on the part of state and other independent structures. Control allows one to reduce the risk of losing a share, which will lead to an increase in the number of shareholders and affect the efficiency of cooperative management. Participants in the operations of the digital system additionally offer interested parties agreements to attract shareholders and to promote investment. The study used general scientific methods, methods of structural and logical analysis. The theoretical and methodological foundations of the study were the works of modern scientists and the current legal documents. The presented approach can be applied at enterprises of the cooperative system. The results of the study are recommended for use by non-profit institutions and organizations, corporate organizations, in the field of attracting shareholders from the urban environment for the development of the territory and the rational management of income and assets.
Keywords: shareholder, mutual fund, digital financial assets, utilitarian digital rights, information system operator, investment platform operator, exchange operator, indivisible fund, consumer and agricultural cooperation
For citation: Ali-Askiari, S.A. & Maksudov, Kh.Z. (2022) Share digitalization as a source of cooperation financing. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 60. pp. 130-140. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/60/8
Происходящие кризисные явления вынуждают инвесторов искать новые и главное стабильные финансовые инструменты для вложения средств. Современные тенденции развития новых технологий, блокчейн, цифровая валюта способствуют быстрому решению и оперативному управлению инвестором своими активами. Своевременная оценка рисков позволяет оперативно реагировать на возникающие события, влияющие на финансовое состояние организации, и искать стабильные источники финансирования своей деятельности.
Одним из эффективных и доступных источников финансирования кооперации являются пайщики. В статье выделены основные пять этапов (шагов), с помощью которых предлагается реализовать механизм превращения доли паевого фонда в цифровой пай для ассоциированных членов. Для этого необходимо использовать неделимый фонд как обеспечительный залог цифровой валюты, которая будет выгодна для населения и экономики страны.
В настоящее время в России соотношение городского населения составляет 75%, и только из общей численности 146,2 млн чел. 25% проживает в сельской местности. В Новосибирской области, по данным статистики, 79% населения относится к категории городского. В то же время от численности муниципального районного уровня 60% проживает в сельской местности [8].
Цель исследования - предложить механизм и модель цифровизации части паевого фонда через ассоциированных лиц как источник финансирования потребительской и сельскохозяйственной кооперации.
Цифровые финансовые активы - категория имущества. Цифровое свидетельство - неэмиссионная бездокументарная ценная бумага.
Авторы статьи исследуют возможность цифровизации паевого фонда через привлечение ассоциированных лиц с гарантийной обеспеченностью неделимого фонда, поскольку ряд законодательных актов содержит разные подходы к формированию паевого фонда, ассоциированных членов и др.
Основные проблемы мы видим в управлении кооперативом и в численности пайщиков. Из-за неэффективного управления отсутствует интерес населения к такой мощной системе, как потребительская и сельскохозяйственная кооперация. На наш взгляд, эти категории - эффективность управления и численность - находятся в прямой зависимости.
Таблица 1. Численность пайщиков потребительской кооперации Сибирского федерального округа за 2016-2021 гг. [8]
Регион СФО Год Абсолют. изменение за 20212016 (±) Темп снижения, % 2021/2016
2016 2017 2018 2019 2020 2021
Сибирский федеральный округ 102,4 76,6 57,6 50,2 37,0 32,0 -70,4 28,9
Республика Алтай 3,8 3,8 3,2 3,2 2,2 3,2 - 0,6 84,2
Тувинский 1,9 1,2 0,4 0,4 0,3 0,3 -1,6 15,8
Хакасский 4,7 4,0 3,2 2,8 2,4 2,1 -2,6 44,7
Алтайский 15,8 12,4 11,5 11,0 9,4 8,2 -7,6 51,9
Иркутский 19,8 14,7 13,5 12,3 9,8 8,4 -11,4 42,4
Кемеровский 9,7 8,9 5,9 5,5 3,1 2,0 -7,7 20,6
Новосибирский 2,2 1,9 1,8 1,5 1,3 1,3 -0,9 59,1
Омский 37,2 23,4 12,1 7,9 3,4 2,3 -34,9 6,2
Томский 7,3 6,3 6,0 5,6 5,1 4,1 -3,2 56,2
Данные таблицв показывают, что за период с 2016 по 2021 г. количество пайщиков в целом по Сибирскому федеральному округу сократилось на 70,4 тыс. человек. Такое положение не может обеспечить эффективное управление и развитие потребительской кооперации в Сибири.
Сложившаяся ситуация с численностью пайщиков говорит об отсутствии работы с пайщиками и невозможности развития системы потребительской кооперации в Сибирском федеральном округе, а также в целом по России. Учеными университета М.И. Дроздовой и Л.П. Наговициной предложены механизмы работы с пайщиками в потребительском обществе [7]. Мы поддерживаем их в этом направлении.
По нашему мнению, главную роль в этом должен играть Центросоюз РФ как орган, заинтересованный в развитии системы и увеличении численности пайщиков. Однако, как показывает статистика, этого не происходит. Поэтому должен быть разработан инструмент, который включал бы орган контроля эффективным управлением ресурсами и обеспечивал персональную ответственность управленцев кооперации.
В России деление кооперации на виды регулируется разными законодательными актами, в которых существуют отличия. Ряд правовых норм не полностью раскрывает возможности развития в той или иной системе кооперации.
Необходимо создать условия для привлечения ассоциированных пайщиков для ответственности управленцев. Инструмент - утилитарные цифровые права. Для его применения необходимо выделить часть паевого фонда в процентном соотношении через цифровые финансовые активы. Соотношение может составлять от 30 до 40% паевого фонда в пользу ассоциированных пайщиков. Это будет способствовать привлечению городского населения и, следовательно, развитию кооперации в сельской местности.
Мы предлагаем привлекать членов кооператива (пайщиков) новым способом - через цифровизацию механизма регистрации и учета пайщиков. Для этого потребуется ряд изменений в работе с пайщиками, внесение дополнений в действующее законодательство.
Важно быть в тренде с действующими законодательными актами Российской Федерации. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации цифровые финансовые активы отнесены к категории имущества [1]. Также внесены изменения в ряд законодательных актов [2, 3], где обозначена данная категория.
Механизм, предлагаемый нами, обоснован тем, что численность населения в сельской местности уменьшается, а в городской среде увеличивается. Внутренний контроль должны выполнять союзы как основные органы, объединяющие в себе потребительские общества.
Необходима взаимосвязь управления потребительской кооперации на уровне союза и потребительских обществ, что предлагалось в стратегии развития потребительской кооперации Сибирского федерального округа на 2012-2022 гг. Однако статистика Центросоюза РФ выявляет обратное: основные показатели деятельности потребительской кооперации существен-
но снизились за последнее десятилетие, поскольку приоритет отдавался сельскохозяйственной кооперации [8].
М.И. Дроздова, Л.П. Наговицина в монографии «Социальная экономика потребительской кооперации» подробно показали значительное снижение уровня участия потребительской кооперации в экономике страны. За период с 1990 по 2014 г. произошло сокращение доли потребительской кооперации в обороте розничной торговли страны. Если в 1990 г. доля рынка составляла 22,6%, то в 2000 г. - 6,8%, а в 2014 г. - только 1,21 % [7]. Сокращение численности пайщиков сказывается на всех аспектах социально-экономической жизни потребительской кооперации.
На наш взгляд, потребительская кооперация должна быть включена «красной линией» в государственные программы в части софинансирования, субсидий и льгот по сельскохозяйственным видам деятельности. Для получения потребительской кооперацией равных прав с сельскохозяйственной кооперацией необходимо устранить перекос на законодательном уровне. Это будет первый шаг в развитии потребительской кооперации России.
Государство выстраивает партнерские отношения в социально-экономических программах как между субъектами, так и между бизнес-сообществами. Потребительская кооперация относится к категории и социальной, и экономической. Для участия в национальных программах с государственным финансированием экономический субъект должен вложить собственные средства, чтобы получить выгодные условия. Потребительская кооперация может использовать средства пайщиков в этих целях.
Предлагаемая модель «Цифровые финансовые активы пайщиков» системы потребительской кооперации с ответственностью потребительского общества и союза позволит «сдвинуть» нынешнее состояние потребительской кооперации за счет соучастия в решении важных региональных и государственных задач, внести свой вклад в развитие России. Это будет вторым шагом в развитие кооперации.
По законодательству в кооперации существует понятие «Неделимый фонд». Неделимый фонд - часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит отчуждению или распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза [4].
При неблагоприятных обстоятельствах неделимый фонд не подлежит разделу и передается другому (другим) потребительскому обществу (потребительским обществам) или союзу. Мы считаем, что это актуально для цифровизации пая, так как вместе с данным имуществом могут передаваться и пайщики ликвидируемого потребительского общества. Следствием этого явяляется снижение банкротства и защита пайщиков. В то же время при наступлении риска банкротства после удовлетворения кредиторов имущество распределяется между пайщиками, в том числе пайщиком может быть и союз.
В сельскохозяйственной кооперации источники неделимого фонда устанавливаются в стоимостном выражении из доли собственных средств
кооператива (паевой фонд, нераспределенная прибыль - доход [5]. Уставом кооператива может быть определен перечень объектов имущества, относимых к неделимому фонду и не подлежащих в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива. В то же время паевой фонд может быть использован в обороте. Предлагаемый нами механизм означает привлечение пайщиков через совершенствование паевых отношений с ассоциированными членами - цифровой пай.
Неделимый фонд будет являться обеспечительным активом для выпуска утилитарных цифровых прав для размещения на централизованных рынках. Мы понимаем, что земельные участки не могут выступать обеспечительным активом при цифровизации пая, но их можно вносить как комплекс активов.
Если в законе о потребительской кооперации неделимый фонд и другие формируемые фонды относятся к диспозитивной норме права, то в законе о сельскохозяйственной кооперации эта норма относится к императивной, т.е. обязательной [4, 5]. Необходимо установить единый подход и данные нормы прописать как обязательные, что сделаетт возможным включить потребительскую кооперацию в государственные программы. Это будет третьим шагом в укреплении имущественного потенциала потребительской кооперации.
В законодательстве отсутствует единая для всех видов кооперативов классификация паевых взносов. Системный анализ законодательных норм позволяет вывести общую (применимую к большинству видов кооперативов) классификацию таких взносов. В зависимости от времени внесения паевые взносы можно разделить на первоначальные и дополнительные. Необходимость внесения дополнительных взносов определяется с учетом потребностей кооператива в процессе осуществления им своей деятельности. В некоторых случаях обязанность по внесению дополнительных взносов следует возложить на членов кооператива законодательно. Это будет четвертым шагом для укрепления прав пайщиков и возможности инвестирования в потребительскую кооперацию.
В части распределения доходов (прибыли) необходимо в законодательных актах о кооперации прийти к единой норме распределения прибыли, увеличить кооперативные выплаты в потребительской кооперации до 30%, что будет соответствовать общим нормам и станет привлекательным для ассоциированных членов в данной сфере. Это будет пятым шагом в политике обеспечения заинтересованности ассоциированных членов во внесении дополнительных взносов для расширения присутствия кооперации на финансовом рынке, её цифровой валюты, т.е. пая.
Для выхода на централизованный рынок цифровой валюты необходимо иметь действенный план развития. За основу можно взять предложения из Стратегии развития Сибирского федерального округа потребительской кооперации на 2012-2022 гг. В ней указывается, сколько необходимо создать новых производственных объектов и направлений развития территориями Сибирского федерального округа [6].
Нами предлагается определенный механизм конвертации паевого фонда в цифровую валюту.
Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей, и (или) в качестве инвестиций.
Участниками операций с цифровой валютой являются:
- оператор информационной системы цифровых финансовых активов, который обеспечивает доступ всем участникам процесса в сети Интернет;
- оператор инвестиционной платформы, которая оказывает услуги по привлечению инвестиций. В инвестиционной платформе могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться утилитарные цифровые права;
- оператор обмена цифровых финансовых активов, который выполняет функции посредника на инвестиционной платформе по утилитарным цифровым правам.
Услуги могут оказываться двумя видами договора по привлечению и содействию ассоциированных пайщиков по дополнительным взносам (рис. 1, 2).
Утилитарные цифровые права могут учитываться в депозитарии, где открывается счет депо, а для цифровых финансовых активов - лицевые счета.
Цифровое свидетельство выдается депозитарием обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется депозитарием.
Цифровое свидетельство - неэмиссионная бездокументарная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и (или) распоряжения им определенным образом [3].
Рис. 1. Схема договора привлечения (инвестиций) ассоциированных пайщиков
Рис. 2. Схема договора по оказанию услуг по содействию привлечения инвестиций
На рис. 3 представлены все участники рынка цифровой валюты и утилитарных цифровых прав, попадающие в фискальный и финансовый контроль по действующему законодательству.
Рис. 3. Система контроля Банка России [2, 3]
Предложенный механизм с участием операторов информационных систем и инвестиционных платформ, а также лиц, размещаемых цифровую валюту, безопаснее, так как контролируется Банком России и Федеральной налоговой службой. Для них установлены соответствующие требования и критерии.
Определены требования, которые предъявляются к уставному капиталу, чистым активам, а также и к руководству операторов.
Механизм формирования и привлечения ассоциированных пайщиков включает следующие позиции:
1. Формируется план развития исходя из стратегии развития.
2. Собираются данные о неделимом фонде и всех членов ассоциированных пайщиков на региональном уровне.
3. Проводятся оценка рыночной стоимости залогового актива и оценка их правовой возможности по утилитарным правам.
4. Определяется сумма необходимых инвестиций на проекты из стратегии развития.
5. Уточняется количество паёв и номинальная сумма паевого фонда.
6. Утверждается размер кооперативных выплат на пай в процентах за год.
7. Формируются документы и подаются в информационную систему.
8. Выбирается инвестиционная платформа, которая будет размещать цифровую валюту (часть паевого фонда).
9. Подключаются операторы обмена цифровых финансовых активов.
10. Размещение (по факту) средств ассоциированных пайщиков поступает на уровень союза (ассоциации) и используется в целях, задекларированных при формировании документа.
Дальнейшее движение осуществляется через национальный депозитарный центр, где фиксируются владельцы цифрового пая.
Мы полагаем, что предложенная модель позволит:
1. Использовать постоянный источник финансирования деятельности потребительской кооперации.
2. Увеличить пайщиков из числа ассоциированных городской среды.
3. Внести ряд изменений и дополнений в законодательные акты о кооперации.
4. Повысить ответственность руководителей за доходы пайщиков.
5. Усилить законодательный контроль деятельности кооперации.
6. Сохранить и эффективно использовать объекты неделимого фонда.
7. Реализовать цифровизацию пая в системе кооперации.
8. Повысить технологическую культуру финансовых операций.
Данная модель, на наш взгляд, повысит ответственность нынешних
управленцев кооперации перед всеми пайщиками, начнется их реальное взаимодействие с государственными и иными институтами. Владея цифровым паем, пайщик получит гарантированные дивиденды и курсовую разницу между ценой покупки и продажи пая.
По нашему мнению, в Закон о потребительской кооперации для достижения единообразия с Законом о сельскохозяйственной кооперации следует ввести понятие ассоциированных членов как пайщиков, не связанных трудовыми отношениями с потребительской кооперацией. При этом доля в уставном фонде, выделяемая для цифрового пая, должна составлять не менее 30%.
Таким образом, предложенная модель и механизм ее реализации позволят вовлечь большее количество пайщиков в систему кооперации, измене-
ния на законодательном уровне дадут возможность эффективно проводить современные технологические процессы и финансовые операции. И как итог: повысится ответственность управленцев кооперации и вклад в экономику страны.
Список источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
2. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ.
3. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ.
4. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1.
5. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 06.12.2021).
6. Али-Аскяри С.А. Концепция социально-экономического развития потребительской кооперации Сибирского федерального округа Российской Федерации на 20122022 годы / [сост. С.А. Али-Аскяри, Ю.В. Кириченко, В.В. Степанов]. Новосибирск, 2012.
7. Социальная экономика потребительской кооперации: монография / науч. ред.: Л.П. Наговицина, Е.Е. Тарасова. Белгород : Изд-во БУКЭП, 2021.
8. Сборник статистических данных Центросоюза РФ за 2016-2021 гг. URL: https://rus.coop/
References
1. Russian Federation. (1994) Civil Code of the Russian Federation (Part One) No. 51-FZ of November 30, 1994 (as amended on February 25, 2022). (In Russian).
2. Russian Federation. (2020) On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law No. 259-FZ of July 31, 2020. (In Russian).
3. Russian Federation. (2019) On attracting investments using investment platforms and on amending certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law No. 259-FZ of August 2, 2019. (In Russian).
4. Russian Federation. (1992) On consumer cooperation (consumer societies and their unions) in the Russian Federation. Law of the Russian Federation No. 3085-1 of June 19, 1992. (in Russian).
5. Russian Federation. (1995) On agricultural cooperation. Federal Law No. 193-FZ of December 8, 1995 (as amended on December 6, 2021). (In Russian).
6. Ali-Askyari, S.A., Kirichenko, Yu.V. & Stepanov, V.V. (eds) (2012) Kontseptsiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya potrebitel'skoy kooperatsii Sibirskogo federal'nogo okruga Rossiyskoy Federatsii na 2012-2022 gody [The Concept of Socio-Economic Development of Consumer Cooperation in the Siberian Federal District of the Russian Federation for 2012-2022]. Novosibirsk: SibUPK.
7. Nagovitsina, L.P. & Tarasova, E.E. (eds) (2021) Sotsial'naya ekonomika potrebitel'skoy kooperatsii [Social Economy of Consumer Cooperation]. Belgorod: BUKEP.
8. Centrosoyuz of the Russian Federation. (2021) Sbornik statisticheskiy dannykh Tsentrosoyuza RF za 2016-2021 gg. [Collection of statistical data of the Central Union of the Russian Federation for 2016-2021]. [Online] Available from: https://rus.coop/.
Сведения об авторах:
Али-Аскяри С.А. - кандидат экономических наук, доцент, председатель Совета по науке, технологии и инновации Центра дополнительного профессионального образования общества с ограниченной ответственностью «Новокурс» (Новосибирск, Россия). Е-mail: [email protected]
Максудов Х.З. - специалист, преподаватель. Центр дополнительного профессионального образования Общество с ограниченной ответственностью «Новокурс» (Новосибирск, Россия). Е-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
S.A. Ali-Askiari, Cand. Sci. (Economics), Docent, chairman of the Council for Science, Technology and Innovation, Center for Continuing Professional Education Novokurs LLC (Novosibirsk, Russian Federation). Е-mail: [email protected]
Kh.Z. Maksudov, specialist, lecturer, Center for Continuing Professional Education Novokurs LLC (Novosibirsk, Russian Federation). Е-mail:[email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.10.2022; одобрена после рецензирования 10.11.2022; принята к публикации 16.11.2022.
The article was submitted 30.10.2022; approved after reviewing 10.11.2022; accepted for publication 16.11.2022.