Цифровая трансформация бизнеса: определения, характеристики_
Гудаковский Борис Дмитриевич
бакалавр, Департамента менеджмента и инноваций, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
В век цифровых технологий стремительно меняется облик экономики и социальной сферы. В корне меняется структура производства и потребления, традиционные бизнес-модели и методы функционирования компаний на рынке. Цифровая экономика завязана на деятельности компаний, функционирующих на базе цифровых технологий, которые позволяют им сокращать производственный цикл с помощью электронной коммерции, получать большую прибыль с помощью конвергенции систем и т.д. Широкое распространение сети Интернет позволяет создавать единые платформы для всех участников экономической деятельности компании: производители, поставщики, потребители и иные стейкхолдеры. Это решение рационализирует процесс производства и использования ресурсов, удовлетворяет потребности конечных потребителей в более полном объеме.
Переход на новый виток технологического развития вызывает необходимость перестройки текущих бизнес-моделей существующих компаний, в том числе и инфокоммуникационных. В большей мере этот переход затрагивает те из них, которые функционируют на перенасыщенном традиционными услугами предоставления мобильной и фиксированной связи рынке, в силу того, что деятельность по предоставлению связи уже не способна обеспечить достаточный уровень прибыли, а затраты на строение, модернизацию и поддержание сетевой инфраструктуры только растут. Поэтому поиск новых решений и расширение спектра услуг, которые завязаны на цифровых технологиях становится очень актуальным. Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, бизнес, эффективность, Forrester, информационные технологии, Big Data, Web-технологии.
С течением времени и развитию технологий доля компьютеризации в экономике только растет, все популярнее становится идея о цифровой трансоформации, так как уже сложно представить себе процессы в жизни людей и компаний, которые не были бы охвачены ей. Компании с умом внедряющие эти технологии в свои бизнес-процессы функционируют гораздо эффективнее конкурентов игнорирующих новые реалии. Стоит отметить, что новейшее оборудование и цифровые технологии являются далеко не единственной составляющей успеха компании в рамках цифровиза-ции, оцифровывая бизнес-процессы организация также должна иметь четкое представление о целях, результатах и особенностях самих бизнес-процессов, понимание которых очень затруднительно без знания теоретических основ и некоторой терминологии этой области. Так как явление в последнее время только набирает популярность и распространяется на все большее количество отраслей можно встретить множество прочтений явлений «цифровая экономика», «цифровая трансформация бизнеса».
Приведу некоторые из определений «цифровой трансформации бизнеса»: Forrester — достижение операционной эффективности и гибкости с использованием
цифровых технологий; Gartner — бизнес-модель, которая позволяет создавать ценности и получать доход; Deloitte — экспоненциальный рост связей; Altimeter Group — привлечение клиентов в любой точке соприкосновения.
Если не ограничиваться узким определением, то процесс цифровизации бизнеса все еще продолжается, и специалисты разных областей отводят лидирующую роль в нем совершенно разным вещам. Программисты и разработчики склонны считать ядром цифровой трансформации компаний техническую сторону вопроса, технологии, на которых завязан весь процесс. Специалисты из консалтинга считают, что во главе всего должно стоять переосмысление стратегии существования бизнеса. HR делает ставку на людей с новым, свежим мышлением, развитыми навыками и пониманием цифровых технологий. Это и есть камень преткновения в однозначном ответе на вопросы, - что такое цифровая трансформация бизнеса, когда это явление появилось и чем можно измерить успех. Эксперты выделяют три точки зрения при ответе на эти вопросы.
Содержание первой заключается в том, что с появлением цифровых технологий люди сразу же начинали искать пути, как их можно внедрить в бизнес для автоматизации процессов. Из чего можно сделать вывод, что процесс цифровой трансформации имеет уже приличную историю длиной в несколько десятилетий и закончится только тогда, когда будет выпущена последняя технология.
Приверженцы второй точки зрения сходятся во мнении, что цифровая трансформация бизнеса зародилась в определенный момент развития информационных технологий, а конкретнее в момент популяризации так называемой третьей платформы (BigData, облачные технологии, интернет вещей и т.д.), которая стала поводом к появлению новых компаний, использующих новые технологии и акселератором перехода некоторых уже существующих от привычной бизнес-модели к новой, предполагающей минимизацию нецифровых активов.
Сущность третьей точки зрения заключается в том, что ядром явления считаются бизнес аспекты, помимо всего прочего приверженцы этой точки зрения считают, что цифровая трансформация важна не только для бизнесов, занятых в цифровом секторе, но и в реальном. В последнем случае компаниям стоит в большей мере делать акцент на экономических условиях, нежели на технологиях, чтобы понимать, как адаптировать существующую бизнес-модель под реальные условия и как найти новые бизнес возможности и необходимые технологические инструменты для создания конкурентных преимуществ.
На основании этих точек зрения можно выстроить представление о характеристиках цифровой трансформации бизнеса:
1. Процесс автоматизации производства в том числе завязан и на цифровых технологиях. В таком случае вполне справедливым можно считать точку зрения, указанную выше, что процесс цифровой трансформации имеет солидную историю и прекратится только тогда, когда перестанут выпускаться новые технологии.
2. Цифровая трансформация бизнеса напрямую связана с развитием ИКТ, отправной точкой стала популяризация третьей платформы, которая стала поводом для рождения новых бизнесов и бизнес-моделей, завязанных на минимизации нецифровых активов, берущих за основу новые цифровые технологии (BigData, облачные технологии, интернет вещей).
3. Цифровая трансформация важна не только для бизнесов в цифровом секторе, но и в реальном, специфическим отличием вторых здесь является смещение фокуса внимания с технологий на экономическую ситуацию и подстраивание суще-
ствующей бизнес-модели под новые реалии, выискивание бизнес возможностей, в том числе и возможностей применения новых технологий для выстраивания конкурентных преимуществ.
Подходы, признаки и измерение цифровой трансформации бизнеса
Более подробно опишем подходы к цифровизации бизнеса, первый подход рассматривает цифровую трансформацию как трансформацию на основе ИКТ. Сущность данного подхода определяется тем, что каждый временной промежуток характерен определенными цифровыми технологиями. То есть можно ясно увидеть, как некоторые совокупности новых ИКТ-технологий положительно влияют на эффективность и результативность труда в рамках определенных промежутков времени.
Рассматривая трансформацию на базе ИКТ, можно заметить, что она отлично вписывается в историю сменяющихся технологических укладов, где представляет на данный момент последний технологический уклад (см. рис.1).
А
А
ИКТ/ *
Автопром ■
Элекцк-
.IBlTSTSrt
грозой / f
¿Бкггтггь у /
Есслнгг а
исгесс
-
1780 'о45 '895 "940 "973
Рисунок 1- Карта смены технологических укладов и технологий-трансформаторов Источник: составлено автором
Технологические инновации, как составляющие определенного уклада, способствуют не только повышению производительности труда, но и смене этих самых укладов. Как я уже отметила каждую веху экономического прогресса можно декомпозировать на более мелкие составляющие, в рамках которых будут существовать присущие этому этапу инновации. Существует множество периодизаций, рассмотрим периодизацию, предложенную Сеифом Хардиди. [1] Автор предлагает рассматривать 5 этапов в рамках этого уклада, начиная с TCP/IP, заканчивая облачными сервисами или же приложениями «эластичного потребления» (см. рис.2).
В качестве примера более подробного анализа каждого из этапов приведем декомпозицию этапа web-технологий (см. рис.3).
Облачные sepEi'Cbi
Еремя
Рисунок 2- Эволюция ИКТ Источник: составлено автором.
vis ь з.о
Web 2.0
Web 4.0
Иseen подключение нетсл=ко людей, но и "Ееией"
Эра социальных сета.' н месенджеров
Web 1.0
'Привлечение -ог^ьоЕатэ.-е;- к наполнению и проверке ;снте-га
Акцент не ооес_ечении доступа к и-формации -ерез ин~арнет
1990-2000 2000-2010 2010-2020
2020-..
Еремя
Рисунок 3- Эволюция web-технологий Источник: составлено автором.
Очевиден также факт влияния эволюции технологий на бизнес. Рассмотрим это влияние на примере развития ИТ.
Этап 1: разработка и внедрение программного обеспечения back-end поспособствовали «фрагментированной» и «консолидированной» автоматизации, которые представляют собой два последовательных периода.
Этап 2: разработка и внедрение программного обеспечения front-end поспособствовали созданию сервисов для сходных клиентских групп.
Этап 3: разработка и внедрение ПО, поддерживающих социальных связей и оптимизации опыта клиента способствовали тому, что сервисы могут удовлетворять потребности отдельных пользователей, тут можно выделить два последовательных периода: интерактивный и «реального времени».
Следующий подход к определению цифровой трансформации бизнеса — это трансформация на базе технологий третьей платформы. В то время как приверженцы других подходов придерживаются мнения, что цифровая трансформация компаний начинается с создания и последующего внедрения любой цифровой технологии, начиная с сайта, заканчивая ERP-системой или же о том, что это новый тренд, порожденный совокупностью определенных технологий, приверженцы этого подхода считают, что цифровая трансформация бизнеса ознаменована именно рождением третьей платформы, которая стала своеобразной точкой отсчета в истории цифровой трансформации. Все предыдущие технологии, если рассматривать их в рамках этого подхода, служат лишь фундаментом для развертывания цифровой трансформации, благодаря ним компании могли лишь автоматизировать уже существующие бизнес-процессы, инструменты по типу MRP, ERP, CRM способны лишь поддерживать уже сложившийся уклад и бизнес-модель компании, они не были задуманы как подрывающая технология для смены «правил игры». Такими технологиями, по мнению приверженцев этого подхода, как раз являются технологии третьей платформы, которые совершили переворот на рынке и помогли бизнесам скорректировать бизнес-модель в сторону минимизации нецифровых активов, простроить систему взаимодействия между ключевыми участниками бизнес-процессов и клиентами.
Также следует дать маленькую теоретическую справку из истории платформ и объяснить, откуда взялось название третьих платформ. «Третьи платформы» называются так в силу того, что идут третьими по порядку в эволюции платформ. Если первые платформы базировались на мейнфреймах и терминалах, вторые на ПК и клиент-сервисной архитектуре, то третья платформа базируется на привычных нам мобильных телефонах, мобильном интернете, социальных сетях, а также облачных технологий, технологий Big Data и интернета вещей, которые являются базой для функционирования так называемой «умной» экономики (см. рис.4).
Млрд пользователей, ИТ-директора
LQBs предприятия. SMBs. SPs. потребите™, новые рынки
Согни млн пользоЕателеЙ
Млн пользоЕателел
Умные гтомышленные :еиен,-я
3-Я ПЛАТФОРМА
Мобильный интернет, Big De:é. соцсети, облачные технологии, мобильные устройства и приложения
2-Я ПЛАТФОРМА
. ВС/Интернет, клие-т-се:вер, ПК
1-Я ПЛАТФОРМА
Мейнфреймы, термин£г=.1
Млн приложений,
сервисы, информация, опыт, контеч-
Десяти' тысяч приложений
ыс
приложений
Рисунок 4— История развития технологий Источник: составлено автором.
На вопрос почему такие разные технологии существуют под одним «куполом» третьих платформ есть абсолютно логичный ответ-эти технологии очень хорошо
дополняют друг друга и многие решения предполагают их использование в совокупности (см. рис.5).
Корпорация ПотреЗитель
ОБЛАЧНЫЕ ..ncunLunrTL
ВЫЧИСЛЕНИЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Приложения
Платформы
Инфраструктура
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ АНАЛИТИКА
Сезанне разных типов контента для различных устройств
Доступ е облако разделение/интеграцию контента ¿л? :азличных устройств и рабочих групп
Непрерывная совместная раоста б реал=ном времени
Мониторинг со,сете.' в"рсгаи,-я создание, ЛОСтаЕка аналитических приложений предприятия и лотреВителей
Рисунок 5- Взаимодействие технологий «третьей платформы» Источник: составлено автором.
эние/
СОЦСЕТИ
Поскольку пользователи мобильных устройств каждый день генерируют массу контента для его хранения на данный момент не подойдет ни одно решение кроме как использование облачных технологий, при этом использование облаков также позволяет удобно передавать этот контент между пользователями мобильных устройств. В дополнение ко всему количество мобильных устройств с каждым днем только растет, что обуславливает увеличение востребованности облаков. Этот контент генерится в том числе и с использованием социальных сетей, и тут с управлением и анализом всех этих данных отлично справляется Big Data, которая работает на основе данных которые хранятся в облаках.
Среди преимуществ решений реализованных с помощью технологий третьей платформы можно выделить, гибкость ценообразования, легкодоступность (можно воспользоваться сервисом с любого устройства и в любое время), возможность переноса CAPEX на покупку ИТ-решений в OPEX.
Далее опишем третий подход к цифровой трансформации бизнеса-трансформация бизнеса. Этот подход рассматривает цифровизацию уже не с технической стороны, а со стороны бизнеса и стратегии, акцент делается уже на слово «трансформация».
Этот подход применяется специалистами из консалтинга, которые не склонны рассматривать это явление только через техническую призму. Технологии рассматриваются ими в ключе инструментов, которые позволяют бизнесу делать то, что он привык делать, только в разы эффективнее и результативнее.
В рамках этого подхода набор инструментов для развития бизнеса получается еще более широким нежели если рассматривать бизнес просто с точки зрения «технических» подходов, потому что консультанты-аналитики работают над тем, чтобы выработать методологию внедрения цифровых технологий для оптимизации деятельности. Из тех решений, которые уже можно проанализировать, можно выделить следующие: модернизация наследуемых ИКТ-платформ; упрощение ИТ-приложений; стандартизация ИТ-инфраструктуры; развитие аналитических возможностей; «консьюмеризация» ИТ; использование геймификации в корпоративном
управлении; внедрение технологий быстрого обучения и гибкой организации коллектива и т.д.
Теперь поговорим о признаках цифровой трансформации бизнеса. Обращаясь к определению цифровой трансформации бизнеса, которое дает Microsoft, можем умозаключить, что основная цель, которую она преследует заключается в развитии конкурентных преимуществ и обеспечении устойчивого роста в VUCA среде.
Основным отличием цифровой трансформации бизнеса от автоматизации является существенное повышение эффективности. Именно поэтому, как было отмечено мной выше последствием трансформации является появление компаний, функционирующих по новой бизнес-модели и соответственно перестраивание бизнес-модели уже существующих предприятий под новые реалии. Поэтому называть любое внедрение новых технологий в деятельность компании не вполне корректно.
Рассмотрим категоризацию признаков цифровой трансформации бизнеса, которую предлагает Microsoft[1]:
1. Существенное увеличение эффективности.
2. Применение технологий третьей платформы (Big Data, интернет вещей, облачные технологии, ИИ).
3. Трансформация не носит локальный характер, она порождает изменения сразу нескольких областей бизнеса. При таком раскладе клиенты становятся не просто конечными потребителями, а непосредственными участниками процесса, массовое производство совмещается с индивидуальным подходом, продукты трансформируются в сервисы, а обратная связь от пользователей позволяет повышать качество этих самых сервисов. Трансформация развивает гибкость внутренних структур и бизнес-процессов, иерархичность уступает место гибкому управлению. Корпоративная культура также претерпевает изменения, сотрудники заинтересованы в совместной работе и открытой коммуникации не только в пределах своего отдела, персонал видит результат своей работы, понимает ответственность за выполнение целей компании и в результате работает производительней.
4. Накопление, анализ и совместное использование знаний сотрудниками и внешними экспертами.
Опишем измерение результатов цифровой трансформации бизнеса. Что касается России, то до 2030 года одним из приоритетных направлений развития страны является именно цифровая трансформация.^] Контроль достижения этой цели планируется осуществлять посредством оценки результатов по 4 показателям: степень «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социального сектора; достижение порога в 95% оцифрованных социально значимых сервисов; достижение порога в 97% граждан, имеющих широкополосный доступ к Интернету; рост доли вложений в ИТ в 4 раза по сравнению с 2019 годом. Эти показатели вполне способны обеспечить понимание фронта работ и точек контроля для администрации, но, чтобы всесторонне оценить цифровую трансформацию как явление этих показателей будет недостаточно.
Чтобы посмотреть, как можно комплексно описать измерение этого явления, можно обратиться к работе ОЭСР «Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future». Анализ измерения цифровой трансформации бизнеса в данном исследовании осуществляется через призму внедрения технологий третьей платформы, также берется во внимание сбор и анализ информации, включая Big Data. Авторы также акцентируют внимание на изменение спроса на цифровые компетенции. Актуальными остаются вопросы доли широкополосного подключения людей к сети
Интернет. Влияние изменений на общество оценивается метриками, отражающими благосостояние (см. рис.6)._
СТРУКТУРА
-организационнь е -управленческие -операционные процессы
УПРАВЛЕНИЕ ДАННЬМИ И ИНФОРМАЦИЕЙ
/ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ■V
-разработка -Енедречие -управление
инновациоиньыи технологиями
КАЧЕСТВО ТОВАРОВ V УСЛУГ
ОКРУЖЕНИЕ/СРЕДА -ресурс= -ргцприятия -регупирсвзн,-е
БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ДАН I-ЫХ
ФИНАНСИРОВАНИЕ -затраты -возврат на инвестиции
ЭТИЧЕСКИЕ АС~1 = <~з1 -стноиен.'э к новым цифровым технологиям
Рисунок 6- Сферы, оцениваемые в рамках цифровизации Источник: составлено автором
Эти показатели в свою очередь можно декомпозировать на более детализированные метрики. Некоторые из них уже пользуются популярностью среди аналитиков (стандартизированы и общеприняты), некоторые только прорабатываются. Важно отметить, что для комплексного анализа следует использовать набор этих параметров, так как измерить цифровую трансформацию компаний какой-то единственной метрикой не получится.
Так как в обществе бытует страх, связанный с утечкой персональных данных и безопасного существования в цифровом пространстве, а также всеобщее непонимание каким будет финал, к которому приведут нас цифровые технологии, немаловажным становится также измерение эффектов цифровой трансформации. При такой оценке можно оперировать категориями вовлеченности людей и бизнесов в трансформацию, количество новых моделей поведения и бизнес-схем, размах применения новых технологий в социальной и экономической сфере, в том числе количество и степень цифровой зрелости электронных сервисов (включая не только коммерческие, но и государственные), динамика появления новых технологий и методологий их использования в рамках функционирования экономики.
Современное состояние цифровизации и отраслевая специфика цифровой трансформации бизнеса
Вне зависимости от того что подразумевают люди под цифровой трансформацией бизнеса, фактом остается то, что через подобные трансформационные, подрывные периоды уже прошло подавляющее большинство отраслей, если в 50-60-х годах прошлого века это были ЭВМ, в 70-80-х годах предпринимались первые масштабные попытки автоматизации производственной деятельности, еще через 10 лет
уже появились персональные ПК и в начале 21 века такой трансформационной технологией стала сеть Интернет. Все эти технологии вне сомнений дали хороший толчок к развитию уже существующих бизнесов, а также стали базой для развития следующего поколения технологий.
Опишем современную технологическую ситуацию:
1. Новый этап развития технологий.
Технологии нового поколения, технологии третьей платформы, речь о которых уже шла выше, на данный момент являются одним из самых важных столпов, на которых базируется цифровая трансформация, в том числе и трансформация бизнеса. Аналогов этим инструментам, которые могли бы обеспечить хотя бы равную эффективность и точность, например, в прогнозировании, позволяли бы предприятию снизить затраты в разы, а клиентам получать максимально оптимистичный «потребительский опыт» на сегодняшний момент нет. Это объясняет то факт, что инвестиции именно в передовые технологии занимают существенную долю в общем объеме инвестиций в ИКТ, который с каждым годом продолжает расти. Если говорить более предметно, то по прогнозам к 2023 году эта доля может составить 23,4%. Также довольно показательным оказался тот факт, что во время пандемии в 2020 году затраты на передовые технологии выросли на 16%, одновременно с тем как затраты на ПО, оборудование и другие «стандартные» технологии сократились на 3% (см. рис.7).
7000-1
600050004000-
I С' Л
20,0
-20,0
-15.0
■¡000-
' Ю.о
2000-
-5.0
0.(1
20] К 201У 2020 2021 2022 2023
1 II овые цифровые те* пологи н □ Три |Ш|РИ1Ш1ис ИКТ
Доля новы* технологий пойвди обьечс затрат
Рисунок 7- Затраты на ИКТ по миру, млрд долл. Источник: составлено автором
Россия в своем развитии в сфере цифровых технологий вполне соответствует намеченным в мире трендам. Технологии, которые сейчас активно развиваются в России, и которые пока не попали в наш фокус внимания (см. рис.8).
Рисунок 8- Применяемые в России и мире ИКТ Источник: составлено автором
2. Стремительный рост популярности цифровых технологий.
Популярность цифровых технологий и спрос на них среди людей и бизнесов
объясняется тем, что все большее количество людей учится пользоваться и получает положительный опыт и результат взаимодействия с продуктами и сервисами, которые представлены в сети. Использовать онлайн-сервисы просто, быстро, удобно, для этого не нужны особые навыки, и число тех, кто опробовал их и лично и убедился в этом с каждым днем все растет. На данный момент доля российских руководителей, которые планируют масштабировать использование цифры в своем бизнесе уже сегодня составляет 46%, доля тех, кто планирует сделать то же самое в течение 5 лет составляет около 30%. Ситуация в мире аналогичная, более половины опрошенных топ-менеджеров придерживаются такой же стратегии.
3. Уменьшение жизненного цикла технологий.
Увеличение популярности и рост спроса на цифровизацию стал толчком не только к увеличению доли инвестиций в передовые технологии, но и сократил время на разработку и выход новых технологий. В качестве примера можно указать квантовые технологии. По прогнозам уже через 3-5 лет они могут гарантировать качественно новый уровень работы с информацией. Для применения некоторых «свежих» технологий не обязательно ждать 3-5 лет, их можно использовать уже сейчас. Так, например, во время пандемии в Канаде уже применялись облачные технологии квантовых вычислений от D-Wave для измерения и анализа результатов борьбы с вирусом.
Успех последующих технологических разработок будет зависеть от навыков избыточного использования предыдущего опыта разработок, комбинирования уникальных технологий и создание новых глубинных на базе их пересечения. Удача
состоит в том, что это легко монетизируемая отрасль, это и объясняет ее привлекательность для венчурных инвестиций. Сейчас ситуация такова, что каждая пятая компания «единорог» [4] представляет DeepTech.
В подтверждение тому, что успех новых быстрых разработок отчасти будет зависеть от навыков комбинирования нескольких решений, приведем пример стремительного развития систем на базе так называемых «цифровых двойников», которые вобрали в себя решения из 1оТ, ИИ, технологий беспроводной связи, сенсорики и многое другое. По прогнозам развитие этого рынка в период 2020-2026 годов будет характеризовать ежегодным приростом примерно в 58%.
Если приводить еще примеры успешного избыточного использования и комбинирования технологий, то в эту линейку попадут квантовый 1оТ, квантовый ИИ и т.д. Машинное обучение с использованием квантовых нейронных сетей станет в разы быстрее, это положительно скажется в том числе на таких важных для общества отраслях как здравоохранение и энергообеспечение. В сфере квантовых технологий Россия входит в топ-10 «поставщиков» фундаментальных исследований, но стоит отметить, что прикладная часть вопроса очень сильно отстает от теоретической (доля от общего объема патентов по миру 0,93%).
Развитие беспроводных сетей 5 и 6 поколения (5G, 6G) также обеспечат прогресс во многих отраслях. Высокая скорость связи и низкая задержка, то что поможет вывести коммуникацию на кардинально новый уровень, такие вещи как тактильный Интернет, телеприсутствие и 3D-голограммы, которые сейчас кажутся просто невероятными вполне могут стать частью нашей жизни уже через 5-10 лет.[2] Сферы, которые предполагают присутствие конкретных людей в определенном месте в конкретное время, получат очень мощный технологический инструмент: хирургия, управленческое дело и в принципе оцифровка рутинных операций для последующего выполнения роботами с возможностью отслеживания результатов в режиме реального времени.
4. Пандемия как драйвер в развитии цифровизации.
То какими сейчас мы видим глобальные технологические тренды мы в основном «обязаны» эпидемии COVID-19, которая сформировала в корне новые потребности бизнеса и граждан. Мало того, что расширилась область применения цифровых технологий, помимо этого возросла их роль в жизни людей, цифровые сервисы стали для пользователей необходимостью, новой реальностью, в которой сервисы должны закрывать как минимум базовые потребности, где бы человек ни находился. Стоит также акцентировать внимание на скорости развития цифровизации (бизнес-процессов, сервисов, продуктов) в это время, объем изменений в первые месяцы пандемии соизмерим с объемом предыдущих 3-4 лет. [2]
Новые реалии, навеянные пандемией, кардинально перевернули представление людей о нормальной, безопасной жизни. Физический мир буквально слился с цифровым из-за дистанционной работы и общения преимущественно в социальных сетях. Люди не остались обделенными из-за физических ограничений, цифровизация практически на сто процентов закрыла все потребности граждан своим обилием сервисов (рост онлайн-ритейла на четверть, онлайн-доставки на 27%, спортивные сервисы выросли на треть[1]). Помимо растущего количества онлайн-сервисов немаловажную роль сыграли цифровые решения, которые в свою очередь помогали уже аналитикам, врачам и правительству (уже упомянутые мной прогнозы развития
пандемии на базе ИИ, молекулярный дизайн лекарств, роботизация доставки и уборки зараженных помещений и т. д.).
5. Рост технологических и социальных рисков.
Описывая текущую ситуацию, невозможно не затронуть вопрос рисков. Несмотря на то, что у цифровой трансформации целый ряд неоспоримых плюсов, она имеет множество рисков, которые ставят под сомнение все положительные эффекты. Первый из них это кибербезопасность. Сейчас уже сложно представить себе процесс, который не проходил бы в онлайн или не имел бы цифровых двойников. Одним из драйверов увеличения внимания вопросам кибербезопасности стал переход жителей на дистанционный режим работы (на втором месте защита данных системы здравоохранения), так как практически в половину возросло количество незащищенных устройств, которые предназначались для обмена корпоративной информацией. Для наглядности приведу долю затрат на развитие технологий во время пандемии: кибербезопасность-84%; облачные технологии-74%; искусственный интел-лект-59%.
Помимо безопасности своих персональных данных людей также волнует вопрос их занятости и перспективы возможного сокращения рабочих мест в связи с роботизацией некоторых рутинных функций и процессов. Если обращаться за конкретикой к отчетам ОЭСР[3] доля может составить 32%. Как я уже отметила в зоне риска отрасли с большим количеством рутинных операций: промышленность, строительство и т. д. Помимо этого имеет место быть риск более специфического характера-алгометрическая дискриминация. С помощью датчиков движений и постоянного мониторинга действий сотрудника осуществляется контроль за эффективностью работы.
Перейдем к отраслевой специфике цифровой трансформации бизнеса. Определения, которые были приведены выше, применимо к отдельной отрасли становятся слишком общими и требуют уточнения, так как каждая отрасль имеет свой перечень трансформирующих технологий и управленческих инициатив. Если говорить предметно, то для операторов сотовой связи это расширение привычной сферы деятельности и действующей бизнес-модели (помимо предоставления услуг связи в B2C и B2B сегментах массово предоставлять еще и сервисы развлекательного и финансового характера). Если речь идет о «домашних» пользователях, то здесь можно говорить о предоставлении широкополосного доступа в интернет, преимущественно с целью доставки тяжелого видеоконтента и организация «умного дома». Говоря о корпоративных клиентах, можно упомянуть уже известные нам облачные сервисы и Big Data.
Также приоритетным вектором трансформации для операторов сотовой связи является внедрение и переустройство комплекса сетей посредством внедрения SDN/NFV, которые помогают исключить ручную настройку сетевого оборудования, заменив ее программными настройками и минимизировав при этом OPEX и CAPEX.
Интернет вещей также важен для телекоммуникационного бизнеса, помимо того, что это в корне новый вид услуг, он также совершил «революцию» в привычном понимании категории «пользователь», теперь пользователи- это не только люди, но и подключенные к сети устройства.
Если говорить о компаниях, работающих в финансовом секторе тут основополагающими технологиями являются интернет-банкинг и блокчейн. Для ритейла таким решением выступает перевод бизнеса в онлайн-формат. Производственные предприятия также, как и телеком операторы нуждаются в интернете вещей и отдельно в
3D-ne4aTM. Логистическим предприятиям и транспорту подойдут беспилотники и дроны.
Поэтому при работе в компании определенной отрасли важно иметь представление не только об общих трендах цифровизации, но и о специфических особенностях отдельно взятой отрасли.
Литература
1. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация: анализ, тренды, мировой опыт // Корпоративное издание Росэнергоатом, 2019
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030г.»
3. OECD Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future, 2019 [Электронный источник]- Код доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-the-digital-transformation_9789264311992-en
4. Галина Цветкова «Что такое компании-единороги и 4 вещи, которые мы обязаны про них знать», 2019 [Электронные источник]-Код доступа: Что такое компании-единороги и 4 вещи, которые мы обязаны про них знать — Будущее на vc.ru
5. Зайченко И.М. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определение // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. -2020. - № 2. - С. 205-212.
6. Горшечникова П.Д. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определение // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 2. - С. 205-212.
7. Бизнес-модель Остервальдера: что это такое? / Абрамов Р. - Текст: электронный // Habr. - 2020. - URL: https://habr.com/508926/ - Дата публикации: 01.07.2020
8. Атурин В.В. Управление цифровой трансформацией: научные подходы и экономическая политика // Управленец. - 2020. - № 2. - С. 67-76.
9. Zapier и его аналоги: что выбрать для автоматизации рутины / Медведев А. -Текст: электронный // VC. - 2020. - URL: https://vc.ru/services/144704 - Дата публикации: 24.07.2020
10. Power Automate VS Logic Apps. Общая информация / Браун А. - Текст: электронный // Habr. - 2020. - URL: https://habr.com/496714/ - Дата публикации: 11.04.2020
Business Digital Transformation: Definitions, Characteristics Gudakovskiy B.D.
Financial University under the Government of the Russian Federation
In the age of digital technologies, the face of the economy and the social sphere is rapidly changing. The structure of production and consumption, traditional business models and methods of functioning of companies in the market are changing radically. The digital economy is tied to the activities of companies operating on the basis of digital technologies, which allow them to shorten the production cycle through e-commerce, make more profits through system convergence, etc. The wide dissemination of the Internet allows you to create a single platform for all participants in the economic activity of the company: manufacturers, suppliers, consumers and other stakeholders. This solution rationalizes the process of production and use of resources, satisfies the needs of end users to a greater extent. The transition to a new round of technological development makes it necessary to restructure the current business models of existing companies, including infocommunication companies. To a greater extent, this transition affects those that operate in a market oversaturated with traditional mobile and fixed communication services, due to the fact that communication activities are no longer able to provide a sufficient level of profit, and the costs of building, upgrading and maintaining network infrastructure only grow. Therefore, the search for new solutions and expanding the range of services that are tied to digital technologies is becoming very relevant. Keywords: digitalization, digital transformation, business, efficiency, Forrester, information technologies, Big Data, Web technologies.
References
1. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation: analysis, trends, world experience // Corporate edition of Rosenergoatom, 2019
2. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the
Russian Federation for the period up to 2030."
3. OECD Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future, 2019 [Electronic source] - Access code:
https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-the-digital-transformation_9789264311992-en
4. Galina Tsvetkova "What are unicorn companies and 4 things we must know about them", 2019 [Electronic source] - Access
code: What are unicorn companies and 4 things we must know about them - Future on vc .ru
5. Zaichenko I.M. Digital transformation of business: approaches and definition // Scientific journal NRU ITMO. Series:
Economics and environmental management. - 2020. - No. 2. - S. 205-212.
6. Gorshechnikova P.D. Digital transformation of business: approaches and definition // Scientific journal NRU ITMO. Series:
Economics and environmental management. - 2020. - No. 2. - S. 205-212.
7. Osterwalder business model: what is it? / Abramov R. - Text: electronic // Habr. - 2020. - URL: https://habr.com/508926/ -
Publication date: 07/01/2020
8. Aturin V.V. Digital transformation management: scientific approaches and economic policy // Manager. - 2020. - No. 2. - P. 67-
76.
9. Zapier and its analogues: what to choose for routine automation / Medvedev A. - Text: electronic // VC. - 2020. - URL:
https://vc.ru/services/144704 - Publication date: 07/24/2020
10. Power Automate VS Logic Apps. General information / Brown A. - Text: electronic // Habr. - 2020. - URL: https://habr.com/496714/ - Publication date: 04/11/2020