Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АЭРОПОРТОВ. «УМНЫЙ АЭРОПОРТ»'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АЭРОПОРТОВ. «УМНЫЙ АЭРОПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1392
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«УМНЫЙ АЭРОПОРТ» / «УМНЫЙ ГОРОД» / МОДЕЛЬ «УМНОГО АЭРОПОРТА» В КОНЦЕПЦИИ «УМНОГО ГОРОДА» / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕШЕНИЕ «ЕДИНОЙ КАРТЫ» / “SMART AIRPORT” / “SMART CITY” / “SMART AIRPORT” MODEL IN THE “SMART CITY” CONCEPT / DIGITAL TECHNOLOGIES / “UNIFIED CARD” SOLUTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зубарева В.С.

В статье показана актуальность использования цифровых решений для эффективного управления аэропортовой деятельностью. Рассмотрена система «Умный аэропорт», разработана модель «умного» аэропорта в концепции «Умного города, выявлены основные текущие проблемы в экосистеме аэропорта. В качестве примера создания новой рабочей среды аэропорта представлено решение «Единой карты» компании «Huawei», которое обладает рядом преимуществ: глобальная точная визуализация, интеллектуальное безошибочное прогнозирование, эффективное взаимодействие служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF AIRPORTS. «SMART AIRPORT» SYSTEM

The article shows the relevance of using digital solutions for the effective management of airport activities. The article describes the Smart Airport system, the smart airport model in the Smart City concept, and identifies the main current problems in the airport ecosystem. As an example of creating a new operating environment for an airport, we considered Huawei's “Unified Map” solution, which has a number of advantages: global accurate visualization, intelligent error-free forecasting, and efficient service interaction.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АЭРОПОРТОВ. «УМНЫЙ АЭРОПОРТ»»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АЭРОПОРТОВ. «УМНЫЙ АЭРОПОРТ» В.С. Зубарева, магистрант

Научный руководитель: Э.М. Букринская, канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10911

Аннотация. В статье показана актуальность использования цифровых решений для эффективного управления аэропортовой деятельностью. Рассмотрена система «Умный аэропорт», разработана модель «умного» аэропорта в концепции « Умного города, выявлены основные текущие проблемы в экосистеме аэропорта. В качестве примера создания новой рабочей среды аэропорта представлено решение «Единой карты» компании «Huawei», которое обладает рядом преимуществ: глобальная точная визуализация, интеллектуальное безошибочное прогнозирование, эффективное взаимодействие служб.

Ключевые слова: «Умный аэропорт», «Умный город», модель «Умного аэропорта» в концепции «Умного города», цифровые технологии, решение «Единой карты».

Транспортные проблемы становятся все более острыми во всем мире в результате роста урбанизации, особенно в мегаполисах - городских центрах с населением свыше 10 миллионов человек.

Умные города инновационным образом используют технологические возможности для создания комфортной и устойчивой городской среды. Городские подсистемы связаны либо физической инфраструктурой (например, транспортной сетью), либо информационной инфраструктурой (например, инфокоммуникационной сетью). Подсистемы и элементы «умных городов» работают на цифровой основе и взаимодействуют друг с другом. Определение «Умный аэропорт» связано с определением «Умный город».

Аэропорты - это сложная экосистема, в которой объединяются различные заинтересованные стороны, чтобы сформировать одну из основ сегодняшних универсальных мобильных сообществ. Операторы аэропортов, авиакомпании, диспетчеры управления воздушным движением, наземные операторы, розничная торговля,

органы власти и поставщики услуг совместно управляют динамичными глобальными потоками пассажиров, самолётов, багажа, грузов. Чтобы поддерживать такой поток, аэропорты используют цифровые технологии и инновации для решения своих основных задач - от постоянно растущего числа пассажиров и их высоких ожиданий до растущей важности доходов от неавиационной деятельности, уменьшения воздействия аэропорта на окружающую среду и необходимости обеспечения непрерывности бизнеса.

Как система «умный» аэропорт взаимодействует и влияет на систему «умный город»?

Умные города не могут существовать без умных аэропортов - но умные аэропорты также нуждаются в умных городах. Именно поэтому так важна интеграция с окружающей городской средой. Для того, чтобы ответить на вопрос как связаны системы «Умный аэропорт» и «Умный город», рассмотрим модель «Умного аэропорта» в концепции «Умного города».

Интеллектуальные системы общественной безопасности

Туризм и сервис

Энергетика

Человеческие ресурсы

Городское управление

Инфраструктура сетей связи

Интеллектуальные системы экологической безопасности

Умный городской транспорт

«SMART» CITY

«SMART» AIRPORT

Центр оперативного управления аэропорта

- управление стоянками ВС

-операционная деятельность в контролируемой зоне и терминале

- противопожарная безопасность

- расписание и информация -безопасность

Личные мобильные устройства

«Умный» пассажир

Информационные системы компаний наземного обслуживания

Умная инфраструктура аэропорта -эксплуатационная

I

Система воздушного транспорта

Система управления воздушным движением

Î

Информационная система авиакомпаний

-автономные электрические инвалидные коляски

Технологии и инновации

-Роботы

-Smart-багаж

Cloud solutions

Big Data

i

Искусственный интеллект

«Интернет вещей» (1оТ)

Цифровой двойник (Digital twin)

I I_____________

Рис. Модель «умного» аэропорта в концепции «умного» города

Таким образом, происходит обмен информацией между управлением городским транспортом, системами управления воздушным движением оператором аэропорта и авиакомпаниями.

«Умный аэропорт» - определяющая подсистема «умного города». Это позволяет рассматривать аэропорт как важный пункт назначения и экономический драйвер региона. Интегрированная система аэропорта обслуживается информационно-диспетчерским центром. Компании назем-

ного обслуживания подключены к интегрированной системе через «внутренние» информационные связи. Цель всей работы: оптимизация отдельных процессов и работы аэропорта, а также одновременное повышение удовлетворенности пассажиров.

Основным принципом «Умного города» и «Умного» аэропорта» является совместное использование ресурсов: инфраструктуры (серверные мощности, датчики, камеры, IoT устройства и др.) и данных (данные из ведомственных ^ ресурсов

доступны для использования другими системами.)

Внешние связи реализуются со следующими подсистемами «умного города»: интеллектуальные системы общественной безопасности; инфраструктура сетей связи; туризм и сервис; интеллектуальные системы экологической безопасности; информационные системы энергоснабжения; человеческие ресурсы; «умный» городской транспорт; городское управление, экологические свойства, человеческие ресурсы. На внутреннем уровне взаимодействуют компании по наземному обслуживанию, обслуживанию инфраструктуры и другие. Основной задачей центра оперативного управления аэропортом - организация бесперебойного оперативного управления операционной деятельностью аэропорта и централизованное управление процессами обслуживания клиентов. Центр объединяет в себе различные структуры с целью минимизации времени принятия управленческих решений в процессе взаимодействия структурных подразделений управляющей компании аэропорта и внешних организаций.

Системы аэропорта взаимодействуют с личными устройствами пассажиров и интеллектуальной инфраструктурой. Система управления воздушным движением (как внешнее соединение) предоставляет актуальную информацию о движении воздушных судов. Системы авиакомпаний поддерживают работу аэропорта с помощью данных о пассажирах и услугах. Взаимоотношения компонентов «умных» аэропортов сложны. Умному пассажиру помогает интеллектуальная инфраструктура и личные мобильные устройства. Тенденции развития управления информацией, связанной с пассажирами: предоставление информации в реальном времени и с добавленной стоимостью, а также повышение надежности и удовлетворенности (например, индивидуальные услуги).

Аэропорты добиваются повышения эффективности за счет внедрения цифровых технологий: экономия времени на пассажира за счет использования технологии распознавания лиц в решении для досмотровых формальностей, сокращение мини-

мального времени пересадки за счет ускорения обработки багажа, сокращение затраты на инфраструктуру до 10% за счет систем энергоэффективности - это лишь некоторые из наиболее ярких примеров.

Использование систем самообслуживания, концепции «интернета вещей» (IoT), цифрового двойника, Big Data, роботов, блокчейн и искусственного интеллекта станут движущими факторами глобального рынка интеллектуальных аэропортов, которые приносят огромные доходы и привлекают крупные государственные и частные инвестиции. С самого начала важно отметить важность сохранения конфиденциальности персональной информации людей, участников перевозки.

Решение «умный аэропорт» способствует цифровой трансформации авиационной отрасли. Одним из ключевых игроков рынка цифровых технологий является компания «HUAWEI». В своём решении «Умный аэропорт» для повышения качества обслуживания пассажиров и эффективности работы аэропорта компания внедрила инновационный продукт «Единая карта».

В данном решении используется горизонтальная цифровая платформа, реализующая всесторонний подход к организации рабочих процессов аэропорта. Решение «Единой карты» объединяет данные о рейсах, пассажирах и состоянии аэропорта, получая их от более чем 30 подсистем -авиационно-диспетчерской службы, авиаперевозчиков, аэродромной службы. Решение, в основе которого лежит идея интеллектуального центра эксплуатации (Intelligent Operation Center; IOC), представляет собой набор подрешений, включая панорамную визуализацию, интеллектуальный центр обеспечения безопасности аэропорта (Security Operation Center; SOC), интеллектуальное распределение воздушных судов по местам стоянки, сбор данных с подсистемы обслуживания полетов и интеллектуальную сеть Wi-Fi аэропорта. «Единая карта» - это глобальная точная визуализация, интеллектуальное безошибочное прогнозирование и эффективное взаимодействие данных аэровокзала, летного поля и наземных средств.

Аэропорты должны оценивать свою общую цифровую зрелость в сравнении с желаемым конечным состоянием успешного внедрения цифровых технологий, поэтому эта оценка должна включать как минимум следующие критерии:

- данные (размер и сложность), коммуникации и инфраструктура, необходимые для потенциального решения (решений), по сравнению с тем, что уже есть у аэропорта;

- стоимость самого решения в сравнении с имеющимися средствами;

- группы заинтересованных сторон, которые могут получить выгоду от потенциального решения в сравнении с процедурами безопасности и конфиденциальности, которые должны быть созданы для обеспечения их сотрудничества или использования.

Тем не менее, многим аэропортам сложно использовать всю мощь данных как ключевого ресурса цифровой эпохи.

Слишком часто данные остаются изолированными от разных заинтересованных сторон, процессов, систем или доступны только в неструктурированной форме. Многие заинтересованные стороны неохотно делятся своими данными, опасаясь потери коммерческого контроля над ними. Чтобы раскрыть всю мощь данных, аэропортам необходимо обмениваться информацией, разрушать разрозненные хранилища данных и формировать открытую инновационную экосистему, которая налаживает взаимодействие между заинтересованными сторонами и процессами.

Эксперты говорят о том, что преимущества аэровокзалов нового типа несомненны, они постепенно будут вытеснять традиционную модель аэропортов. Терминал аэропорта - главный «элемент» коммерческого аэропорта, а также сложная сеть систем, которые вместе должны обеспечить пассажирам желаемый, эффективный и запоминающийся опыт.

Библиографический список

1. Eniko Nagy Airport Smartness Index - evaluation method of airport information services // Research Gate/ Eniko Nagy, Csaba Csiszâr - December 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/313826929_Airport_Smartness_Index_-_evaluation_method_of_airport_information_services (дата обращения 15.11.2020)

2. Умные города Smart cities / TADVISER. - 17.09.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/a/340080 (дата обращения 15.11.2020)

3. White Paper «Explore the Smart Path to Airport Safety and Security»// Airports International. 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hitachivantara.com/en-us/pdf/white-paper/smart-path-to-airport-safety-security-whitepaper.pdf (дата обращения 20.11.2020)

4. UWE WEICHENHAIN Digital Airport Whitepaper// ROLAND BERGER GMBH, SIEMENS SCHWEIZ AG. 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://new.siemens.com/global/en/products/buildings/contact/digital-airports-white-paper.html (дата обращения 25.11.2020)

5. HUAWEI: Huawei's Smart Airport Solution 2.0 Overview Presentation, 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.huawei.com/ru/solutions/industries/transportation/smart-aviation (дата обращения 25.11.2020)

DIGITAL TRANSFORMATION OF AIRPORTS. «SMART AIRPORT» SYSTEM V.S. Zubareva, Graduate Student

Supervisor: E.M. Bukrinskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Economics (UNECON) (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article shows the relevance of using digital solutions for the effective management of airport activities. The article describes the Smart Airport system, the smart airport model in the Smart City concept, and identifies the main current problems in the airport ecosystem. As an example of creating a new operating environment for an airport, we considered Huawei's "Unified Map" solution, which has a number of advantages: global accurate visualization, intelligent error-free forecasting, and efficient service interaction.

Keywords: "Smart Airport", "Smart City", "Smart Airport" model in the "Smart City" concept, digital technologies, "Unified Card" solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.