Научная статья на тему 'Инновации и основные направления развития автоматизации в аэропортах'

Инновации и основные направления развития автоматизации в аэропортах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3577
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / "ТИХИЙ" АЭРОПОРТ / УПРАВЛЕ НИЕ ОЧЕРЕДЬЮ / "УМНЫЙ" ТЕЛЕФОН / CONSOLIDATED MOBILE APPLICATIONS / SILENT AIRPORT / QUEUE MANAGEMENT / SMART PHONE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мазалов А.А.

Выявлены главные направления развития информационных технологий в аэропортах РФ, в частности, улучшение качества информированности пассажиров, ускорение процедуры прохождения формальностей, введение системы самостоятельной регистрации и др. Обоснована необходимость законодательной поддержки со стороны государства для обеспечения возможности применения эффективных инновационных подходов к процессам обслуживания пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principal directions of automation of operating activities in passenger services at Russia''s airports

The paper identifies principal directions of information technologies development at Russian federation's airports, including improving the quality of passengers' awareness, speeding up the procedure of dealing with formalities, introduction of self-service check-in systems and so on. Evidence of the need of legal support from the state is provided, as that may help ensure the possibility of applying efficient innovative approaches to passenger service processes.

Текст научной работы на тему «Инновации и основные направления развития автоматизации в аэропортах»

Инновации и основные направления развития автоматизации в аэропортах

А. А. Мазалов,

директор по ИТ-проектам Центра стратегических разработок на транспорте

Цифровизация аэропортов, по оценкам Цсрт, в ближайшее десятилетие должна привести к увеличению количества применяемых И&Х систем в 2,5 раза. при этом имеются потребности в изменениях в нормативно-правом обеспечении со стороны государства для применения современных подходов к процессам обслуживания пассажиров.

Автоматизация производственной деятельности аэропортов и авиакомпаний начинается с внедрения информационной системы управления сезонным и суточным расписанием полетов (Scheduling System). В настоящее время практически любое авиапредприятие в зависимости от размеров, объема производства, а также его потребностей оснащено такими системами, функции которых могут быть реализованы, начиная с применения простых электронных таблиц и заканчивая огромными и сложными операционными базами данных (AODB - Airport Operational Data Base). Они требуют высокой квалификации и компетенций не только разработчиков и персонала по

внедрению и обслуживанию, но также заказчиков и пользователей систем.

индивидуальное информирование пассажиров

Операционные базы данных авиапредприятий являются источниками данных, на основе которых происходит развитие аэропортовых комплексов и авиакомпаний при внедрении в эксплуатацию других информационных систем.

Развитие одного из таких продуктов мы наблюдаем в наши дни и понимаем, насколько меняется подход от массового информирования в сторону индивидуального. Данная система является подсистемой FIDS - Flight Information Displayed System (система отображения

f^S 1 ;

Il

101 «К

- Im -

Hl

50 | «Транспорт Российской Федерации»

№5 (72) 2017

полетной информации) и PAS - Public address system (система звукового информирования), которые обеспечивают информирование непосредственно в терминалах аэропорта, близлежащих гостиницах и других смежных организациях на территории аэропорта.

Тренды развития систем индивидуального или адресного информирования сотрудников авиапредприятий, пассажиров и встречающих стремятся к созданию «тихого» аэропорта, пребывание в котором характеризуется спокойствием и получением высококачественных услуг не только в аэропорту, но и за его пределами. С развитием применения мобильных смарт гадже-тов (smartphones, watches, glasses и т. п.) стали доступны новые возможности по эффективному информированию пассажиров, сообщая нужную информацию нужному человеку в нужное время, что повышает качество обслуживания и степень удовлетворенности пользователей транспортных услуг.

Важна роль информационных систем в создании комфортной среды пребывания пассажиров на объектах транспорта. Основная масса пассажиров испытывает стресс во время пребывания в аэропортах, что вызвано недостатком информации, наличием задач прохождения формальностей в определенный промежуток времени и своевременной посадкой на борт воздушного судна [1]. Пассажиры постоянно задают себе вопросы, в правильном ли направлении они идут, верно ли выполняют операции, что будет, если они ошибутся, все ли в порядке с документами, остановят ли их на таможне, границе, при личном досмотре и т. д. В такие моменты пассажир чувствует себя спокойнее, если получает подтверждения и информацию о правильности прохождения формальностей, затратах времени на процедуры, остатке времени на покупки, о задержке рейса, погрузке багажа и т. п.

Сейчас аэропорты и авиакомпании развивают информирование своих клиентов с помощью мобильных приложений, смс, e-mail, WhatsApp, Instagram и других приложений, в результате чего каждое заинтересованное лицо персонально получает значимое для него сообщение и способно вести себя в соответствии с персональными запросами. На рис. 1 показан пример изображений мобильного приложения на смартфоне. Данный уровень информированности также достигается внедрением техно-

рис. 1. пример использования мобильного приложения на смартфонах

рис. 2. применение технологии дополненной реальности

логии Шеасоп для определения местоположения посетителей под крышей аэропорта с предложением своевременных рш^уведомлений на мобильных устройствах о статусе рейса, доступных услугах и бонусах, которые попутно может получить пассажир [1].

Такой подход существенно повышает качество обслуживания и предоставляет возможность управления очередями, полезным временем пассажиров и встречающих, навигацией по аэропортовому комплексу, использованием неавиационных услуг, таких как заказ такси, бронирование гостиниц и многих других. При этом отпадает необходимость в постоянном контроле информации на табло и мониторах с расписанием полетов, а также в прослушивании звуковых оповещений и фильтрации нужной информации. Таким образом, использование смартфонов с мобильным приложением помогает избавиться от информационного шума, получать значимую персональную информацию и вести интерактивное общение с аэропортом [2].

Развитием данной системы может быть применение технологии дополненной реальности (augmented reality) с использованием умных телефонов и умных очков (smart glasses). Пример можно увидеть на рис. 2, который показывает движение пользователя по нарисованному дополненному пути к стойкам регистрации на рейс. Причем свое перемещение по аэропорту можно будет просмотреть заранее в SD-режиме и быть подготовленным в день начала путешествия.

Также необходимо развивать консолидированные мобильные приложения, в которых будет собрана информация в едином формате о разных аэропортах и авиакомпаниях в одном приложении либо web-интерфейсе. Между тем сейчас необходимо иметь целый арсенал мобильных приложений различных агентов по предоставлению услуг, что затрудняет процесс планирования и выполнения поездки. Развитие оплаты дополнительных услуг, например, сверхнормативного багажа посредст-

рис. 4. система самостоятельной регистрации багажа

вом смартфонов тоже продиктовано удобством, качеством и скоростью обслуживания пассажиров.

системы самостоятельной регистрации пассажиров и багажа

В современном информационном пространстве пассажиры находятся на высоком уровне осведомленности, включая производственные процессы аэропорта, и стремятся самостоятельно контролировать свое обслуживание и путешествие, от чего испытывают большее ощущение свободы и комфорта. Поэтому, предоставляя пользователям возможности самообслуживания, авиапредприятия улучшают качество предоставляемых услуг и одновременно снижают свои затраты [3].

Общий принцип предоставления услуг самообслуживания заключается в том, чтобы возложить функции персонала на пассажиров. Это позволяет распределить пассажиров по терминальному комплексу, избегая массовых скоплений в отдельно взятых областях терминала, увеличивает скорость про-

(SBDO)

хождения формальностей. Комбинируя регистрацию на web-сайтах авиакомпаний, на регулярных стойках регистрации, в мобильных приложениях и киосках самообслуживания, аэропорт получает возможность управления очередями, скоростью прохождения формальностей, оптимального использования площадей терминалов, снижения капитальных затрат на инфраструктуру.

На рис. 3 изображены четыре стойки самостоятельной регистрации пассажиров и багажа, которые занимают такую же площадь, как одна стандартная стойка регистрации, но при этом обеспечивают в четыре раза выше скорость прохождения пассажиров. На данных стойках пассажиры самостоятельно регистрируют себя на рейс с печатью посадочного талона, взвешивают багаж и приклеивают на него бирку, распечатанную в этом же киоске.

После регистрации пассажиры подходят к стойкам Drop-Off рядом с конвейерной лентой и отправляют багаж на рейс, в комплектовку, где его погрузят на автопоезд и доставят на борт воздушного судна. На рис. 4 изображена

стойка самостоятельной регистрации багажа (SBDO - Self-Bag Drop Off), которая устанавливается на уже имеющиеся в аэропорту регулярные стойки регистрации, что позволяет избавить аэропорт от дорогих инвестиций и существенного изменения инфраструктуры аэропорта. Опционально данная стойка может быть дооснащена оборудованием для регистрации пассажиров и оплаты сверхнормативного багажа [3].

Внедрение данных технологий требует моделирования, планирования и расчета пропускной способности терминалов аэропорта, систем обработки багажа и экономических показателей эффективности, что также поддерживается производственными информационными системами аэропорта.

самостоятельная посадка пассажиров в самолет

В целях обеспечения возможности использования посадочного талона в электронном виде Министерством транспорта Российской Федерации утвержден приказ об изменениях в Федеральные авиационные правила [4, 5]. По состоянию на время написания данной статьи приказ Минтранса, разрешающий авиакомпаниям использовать электронные посадочные талоны, не был зарегистрирован Министерством юстиции, не вступил в силу.

Несмотря на то, что нормативно-правовая база перехода от бумажных технологий на электронные на текущий момент не создана, работы авиапредприятий по продвижению информационных технологий к применению на практике проводятся в ожидании изменений.

Для достижения цели качественного обслуживания пассажиров и увеличения скорости прохождения формальностей необходимо развивать услуги самообслуживания на линиях личного досмотра и посадки в самолет.

Внедрение такой системы начинается на линии личного досмотра, где предполагается установка турникетов с оборудованием для проверки посадочных талонов, паспортов и фотозахвата лиц пассажиров для идентификации. Видеокамеры, установленные на турникетах, фиксируют изображения лиц пассажиров и отправляют снимки в базу данных, где происходит привязка данных о пассажире из паспорта и посадочного талона к актуальной фотографии.

Если аэропорт желает хранить фотографии пассажиров с привязкой к фа-

52 | «Транспорт Российской Федерации:

№5 (72) 2017

милии, имени и отчеству, необходимо внедрять систему защиты персональных данных, что несколько усложняет процесс сопровождения систем. Если такой задачи аэропорт перед собой не ставит, можно хранить закодированные фотографии без возможности просмотра и идентификации изображений, а после вылета рейса в соответствии с утверждаемой технологией эти данные можно удалять.

Первый этап внедрения системы проверки документов предполагает работу сотрудника службы авиационной безопасности при входе в зону личного досмотра, где он проводит сверку документов и лиц пассажиров с применением автоматизированных систем по считыванию паспортных данных и посадочных талонов. На данном этапе пассажиры могут проходить предполетный досмотр по электронному посадочному талону, сканируя его с экрана смартфона либо другого гаджета.

Электронный посадочный талон, как и бумажный, содержит в себе все данные о рейсе и используется службами аэропорта при прохождении процедур регистрации на рейс, предполетном досмотре и посадке на борт воздушного судна (ВС). При этом система обеспечивает выполнение следующих функций:

• проверку валидности посадочного талона путем запроса в систему бронирования;

• контроль перемещения пассажиров по зонам аэропорта с рекомендациями и уведомлениями;

• проверку времени до вылета: система проверяет оставшееся время до вылета и информирует об этом пассажира;

• проверку статуса Checked-in (имеется ли у пассажира регистрация);

• поиск разыскиваемых спецслужбами людей;

• проверку наличия и чистоты багажа пассажира на предмет запрещенных к перевозу вещей;

• контроль пассажиров, прошедших/ вышедших из стерильной зоны.

При наличии в комплексной системе самостоятельного обслуживания регулярной пассажирской информации и биометрических данных пассажиров, предоставляется возможность организации процесса самостоятельной посадки пассажиров на борт воздушного судна.

Данная технология предполагает установку турникетов, оборудованных видеокамерами идентификации личности на гейтах аэропорта, что является

достаточным для организации самостоятельной посадки пассажиров на борт ВС в аэропорту.

Вся необходимая и выверенная информация с посадочных талонов, паспортов, систем бронирования и регистрации находится в базе данных аэропорта и обеспечивает корректную идентификацию пассажира, проходящего на борт ВС. Поэтому при видеозахвате лица пассажира система определяет биометрические параметры, сравнивает их с данными, которые были получены на линии личного досмотра и при совпадении информации на всех линиях обслуживания (бронирования, регистрации, личного досмотра, посадки в самолет) открывает проход турникета и допускает пассажира на борт ВС.

самостоятельная регистрация утерянного багажа

В 2018 г. вступает в силу резолюция 753 1АТА, которая обязывает авиакомпании — членов ассоциации отслеживать место нахождения каждой единицы багажа на протяжении всего маршрута перевозки [6].

Требования к усилению контроля за движением багажа сформированы по инициативе самих авиаперевозчиков, которые сталкиваются с проблемами учета багажа. Резолюция должна сократить случаи ошибок при обработке зарегистрированного багажа, повысить качество обслуживания пассажиров, снизить число случаев мошенничества, обеспечить упреждающую отчетность и автоматизацию процессов обработки багажа. Кроме того, все это также позволит сократить время подготовки самолета к вылету.

Поиск утерянного багажа пассажиров является немаловажным самостоятельным сервисом высокого уровня. Киоски по поиску утерянного багажа сокращают время на его поиск и возврат владельцу. Достаточно отсканировать багажную квитанцию со штрих-кодом и ввести контактные данные. Поэтому рекомендуется устанавливать небольшое количество таких киосков для упрощения процедуры поиска утерянного багажа.

Аэропорты и авиакомпании, которые поддерживают высокий уровень имиджа и подкрепляют свой уровень качества и статус наградами, подобными наградам Skytrax, стараются следовать данному тренду и обеспечить технологический и технический уро-

вень отслеживания багажа со статусами «зарегистрирован», «досмотрен», «загружен в ВС», «выгружен», «получен пассажиром». Информирование пассажиров может быть осуществлено посредством SMS, e-mail, мобильных приложений, web-сайтов.

В статье рассмотрен неполный перечень инновационных решений при обслуживании пассажиров на авиационном транспорте. Современные решения развиваются высокими темпами и имеют выраженный тренд к интеграции новаций в сложные аппаратно-программные комплексы. Цифровизация аэропортов, по оценкам ЦСРТ, в ближайшее десятилетие должна привести к увеличению количества применяемых IT&T систем в 2,5 раза. □

литература

1. AIR TRANSPORT INDUSTRY INSIGHTS. Airport IT trends Survey 2015. URL: https://www.sita.aero/resources/type/ surveys-reports/airline-it-trends-survey-2015 (дата обращения 14 октября 2017 г.).

2. AIR TRANSPORT INDUSTRY INSIGHTS. Airport IT trends Survey 2016. URL: https://www.sita.aero/resources/type/ surveys-reports/airline-it-trends-survey-2015 (дата обращения 14 октября 2017 г.).

3. AIR TRANSPORT INDUSTRY INSIGHTS. Airport IT trends Survey 2017. URL: https://www.sita.aero/resources/type/ surveys-reports/airline-it-trends-survey-2015 (дата обращения 14 октября 2017 г.).

4. Минтрансом России разработана нормативная база, позволяющая использовать посадочный талон в электронном виде. URL:https://www.mintrans.ru/ news/detail.php?ELEMENT_ID=412 79 (дата обращения 19 октября 2017 г.).

5. Приказ №104 Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2017г. «Об изменениях в Федеральные авиационные правила „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" и Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров». URL: https://www.aex.ru/ docs/2/2007/9/19/410 (дата обращения 19 октября 2017 г.).

6. Baggage Tracking. URL: http://www. iata.org/whatwedo/ops-infra/baggage/ Pages/baggage-tracking.aspx (дата обращения 10 октября 2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.