Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИЗ ЧИСЛА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА'

ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИЗ ЧИСЛА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОПРОС / ТРЕНЕРЫ / СПОРТСМЕНЫ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скок Н.С., Макаров Ю.М., Куликов В.С., Черная А.И., Улицкая Т.И.

Цель исследования - выявить возможности цифровой среды как средства формирования социально-адекватного поведения спортсменов из числа спортивного резерва в парусном спорте. Методика и организация исследования. При реализации данного этапа исследования, осуществляемого в рамках изучения девиантного поведения и ценностных ориентаций спортсменов из числа спортивного резерва (с октября 2022 по апрель 2023 г.), использован комплекс методов: анализ литературных источников, экспертный опрос, анкетирование, беседа. По результатам ранее проводимых исследований сформирована группа юных спортсменов с наблюдающимися проявлениями девиантного поведения (n=12). Результаты исследования и выводы. Анализ результатов проведенного исследования подтвердил необходимость и возможность использования цифровой среды как средства нивелирования проявлений девиантного и формирования социально-адекватного поведения юных спортсменов. Результаты исследования позволили сделать вывод о недостаточном использовании возможностей цифровой среды в тренировочном и воспитательном процессе спортсменов из числа спортивного резерва в парусном спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скок Н.С., Макаров Ю.М., Куликов В.С., Черная А.И., Улицкая Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ENVIRONMENT AS AN OPPORTUNITY TO FORM OF SOCIALLY ADEQUATE BEHAVIOR OF ATHLETES FROM THE SPORTS RESERVE

Objective of the study was to identify the possibilities of the digital environment as a means of shaping the socially appropriate behavior of athletes from among the sports reserve in sailing. Methods and structure of the study. When implementing this stage of the study, carried out as part of the study of deviant behavior and value orientations of athletes from among the sports reserve (October 2022 - April 2023), a set of methods was used: analysis of literary sources, expert survey, questioning, conversation. Based on the results of previous studies, a group of young athletes with observed manifestations of deviant behavior was formed (n=12). Results and conclusions. Analysis of the results of the study confirmed the need and possibility of using the digital environment as a means of leveling the manifestations of deviant behavior and the formation of socially appropriate behavior of young athletes. The results of the study led to the conclusion about the insufficient use of the possibilities of the digital environment in the training and educational process of athletes from among the sports reserve in sailing.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИЗ ЧИСЛА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА»

ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИЗ ЧИСЛА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.06.2023 г.

Информация для связи с автором: n.skok@lesgaft.spb.ru

Кандидат социологических наук, доцент Н.С. Скок1 Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1 Кандидат технических наук, доцент В.С. Куликов1 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Черная1 Кандидат физико-математических наук Т.И. Улицкая1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

DIGITAL ENVIRONMENT AS AN OPPORTUNITY TO FORM OF SOCIALLY ADEQUATE BEHAVIOR OF ATHLETES FROM THE SPORTS RESERVE

PhD, Associate Professor N.S. Skok1 Dr. Hab., Professor Yu.M. Makarov1 PhD, Associate Professor V.S. Kulikov1 PhD, Associate Professor A.I. Chernaya1 PhD T.I. Ulitskaya1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить возможности цифровой среды как средства формирования социально-адекватного поведения спортсменов из числа спортивного резерва в парусном спорте.

Методика и организация исследования. При реализации данного этапа исследования, осуществляемого в рамках изучения девиантного поведения и ценностных ориентаций спортсменов из числа спортивного резерва (с октября 2022 по апрель 2023 г.), использован комплекс методов: анализ литературных источников, экспертный опрос, анкетирование, беседа. По результатам ранее проводимых исследований сформирована группа юных спортсменов с наблюдающимися проявлениями девиантного поведения (п=12).

Результаты исследования и выводы. Анализ результатов проведенного исследования подтвердил необходимость и возможность использования цифровой среды как средства нивелирования проявлений девиантного и формирования социально-адекватного поведения юных спортсменов. Результаты исследования позволили сделать вывод о недостаточном использовании возможностей цифровой среды в тренировочном и воспитательном процессе спортсменов из числа спортивного резерва в парусном спорте.

Ключевые слова: цифровая среда, цифровые технологии, социально-адекватное поведение, опрос, тренеры, спортсмены спортивного резерва.

Abstract

Objective of the study was to identify the possibilities of the digital environment as a means of shaping the socially appropriate behavior of athletes from among the sports reserve in sailing.

Methods and structure of the study. When implementing this stage of the study, carried out as part of the study of deviant behavior and value orientations of athletes from among the sports reserve (October 2022 - April 2023), a set of methods was used: analysis of literary sources, expert survey, questioning, conversation. Based on the results of previous studies, a group of young athletes with observed manifestations of deviant behavior was formed (n=12). Results and conclusions. Analysis of the results of the study confirmed the need and possibility of using the digital environment as a means of leveling the manifestations of deviant behavior and the formation of socially appropriate behavior of young athletes. The results of the study led to the conclusion about the insufficient use of the possibilities of the digital environment in the training and educational process of athletes from among the sports reserve in sailing.

Keywords: digital environment, digital technologies, socially appropriate behavior, survey, coaches, sports reserve athletes.

Введение. Интернет стал неотъемлемой составляющей современной жизни. Значительная часть россиян (80,0%) старше 12 лет ежедневно проводит в Интернете более трех с половиной часов (преимущественно - мобильные устройства), при этом время, проведенное в интернете подростками (12-17 лет), достигает шести часов в день [5]. Высокий уровень вовлеченности юных спортсменов в цифровую среду показывает необходимость исследования ее влияние на формирование социально-адекватного поведения в тренировочном процессе.

«Цифровую среду рассматривают как систему условий и возможностей, предоставляющую человеку набор цифро-

вых технологий и ресурсов для самореализации, личностно-профессионального развития, решения различных бытовых и профессиональных задач» [3]. Цифровизация становится объективной реальностью в сфере подготовки спортсменов из числа спортивного резерва. В тренировочном процессе спортсменов из числа спортивного резерва ведется поиск новых образовательных технологий, направленных на повышение результативности соревновательной деятельности и формирования социально-адекватного поведения.

Цель исследования - выявить возможности цифровой среды как средства формирования социально-адекватного

• =

I

а

.15

и

С

га

£

. ¡г £

поведения спортсменов из числа спортивного резерва в парусном спорте.

Методика и организация исследования. При реализации данного этапа исследования, осуществляемого в рамках изучения девиантного поведения и ценностных ориентаций спортсменов из числа спортивного резерва (с октября 2022 по апрель 2023 г.), использован комплекс методов: анализ литературных источников, экспертный опрос, анкетирование, беседа. По результатам ранее проводимых исследований сформирована группа юных спортсменов с наблюдающимися проявлениями девиантного поведения (п=12).

Результаты исследования и их обсуждение. «Цифровые технологии в образовании рассматривают как инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность для повышения качества, эффективности учебного процесса и успешной социализации» [1] обучающихся.

По результатам экспертного опроса (п=18), ряд экспертов (39,0%) (тренеров и спортсменов-инструкторов, занимающихся парусным спортом) считают, что цифровизация подрывает традиционные методы подготовки, особенно на воде. Большинство спортсменов-инструкторов (61,0%) полагают, что технологии виртуальной реальности могут сделать тренировочный процесс интереснее и будут способствовать глубокому усвоению технико-тактической подготовки. Следует отметить, что большую заинтересованность по внедрению цифровых технологий в тренировочный процесс проявляют тренеры и спортсмены-инструкторы, чем сами спортсмены.

Физические качества спортсменов из числа спортивного резерва, по-видимому, невозможно развить с помощью виртуальной реальности, даже выполняя комплекс упражнений на специальных виртуальных тренажерах. Однако формирование технико-тактического и поведенческого компонента в парусном спорте возможно при условии разработки специального приложения для виртуальных тренажеров с учетом когнитивных способностей молодых спортсменов.

С целью исследования частоты и направленности использования цифровых технологий юными спортсменами был проведен опрос, в ходе которого изучали использование цифровых технологий в процессе тренировок, обучения, свободного времени.

Выявление мнения юных спортсменов относительно использования цифровых технологий в современном спорте показало, что половина (50,0%) отметила недостаточный уровень применения цифровых технологий в тренировочном

25%

50%

17%

С.

33%

8°%

34°%

■ да нет ■ затрудняюсь ответить Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Достаточно ли применяются цифровые технологии в современном спорте?» (п=12), %

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Используете ли Вы в своем тренировочном процессе цифровые технологии» (п=12), %

17°% 8%

не знаю ■ в спорте

в медицине ■ в социальной сфере ■ медиа информации кино

Рис. 3. Ответ респондентов на вопрос об использовании цифровых технологий в различных сферах жизни (п=12), %

процессе, в том числе низкий уровень их применения в своем виде спорта, со стороны как спортсменов, так и тренеров-преподавателей (рис. 1).

Также по результатам опроса выявлено, что каждый четвертый (25,0%) спортсмен использует в своем тренировочном процессе цифровые технологии, а именно: приложения для телефонов (по питанию, питьевому режиму, нагрузкам в течение дня), смарт-браслеты. Значительная часть опрошенных спортсменов (58,0%) затруднились ответить на поставленный вопрос (рис. 2).

В ходе проведенной беседы выявлено, что затруднение при ответе на этот вопрос вызвано тем, что юные спортсмены не имеют четкого представления о том, какие именно цифровые технологии и как можно использовать в тренировочном процессе. Также опрос спортсменов из числа спортивного резерва о применении цифровых технологий в различных сферах жизни показал, что каждый третий (34,0%) не знает, как широко внедрены современные цифровые технологии в жизнь человека. Каждый четвертый из опрошенных (25,0%) считает, что наиболее широко цифровые технологии применяются в медиапространстве, а именно: на телевидении, в сети интернет (социальные сети, игры, интернет-магазины, электронная почта, реклама и т.д.). Часть спортсменов (17,0%) считает, что в спорте цифровые технологии применяются широко, что свидетельствует об их осведомленности по новейшим программам и приложениям. Остальные спортсмены одинаково оценили использование цифровых технологий, в медицине, социальной сфере, кино (рис. 3).

Результаты исследования использования интернет-пространства юными спортсменами показали, что оно преимущественно используется для игр (35,0%), общения в социальных сетях (65,0%), просмотра видео (45,0%), просмотра новостей (25,0%) и т.д. (респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов). Вышеизложенное показывает, что подростки, «окруженные с рождения цифровыми устройствами, не всегда обладают достаточным уровнем цифровой компетентности» [2]. Зачастую их знания в сфере цифровых технологий ограничиваются «обменом текстовыми сообщениями, поиском в интернете и общением в социальных сетях» [2].

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости формирования в среде спортивного резерва образовательно-коммуникативной среды для эффективного и безопасного использования цифровых технологий для решения учебно-тренировочных и воспитательных задач.

Выводы. По результатам исследования установлено, что в настоящее время среди экспертов сложилось несколько мнений относительно вовлеченности спортсменов в цифровую среду. Одна часть экспертов считает, что цифровизация подрывает традиционные методы подготовки, особенно на воде. Вторая - полагает, что технологии виртуальной реальности могут сделать тренировочный процесс интереснее и будут способствовать более глубокому усвоению тактической подготовленности. Включение цифровых технологий в тренировочный

16

http://www.teoriva.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

процесс должно быть неразрывно связано с систематической воспитательной работой в образовательной деятельности, в том числе направленной на формирование цифровой грамотности. Сочетание этих направлений может дать высокий спортивный результат в группах спортивного резерва.

Применение современных методов воспитания с использованием гаджетов, интересных для юных спортсменов, вырабатывание стратегий использования цифровых технологий может сформировать новое направление в профилактике и коррекции асоциального поведения, сформировать социально-адекватные модели поведения, предполагающие знание и соблюдение юными спортсменами этических норм современного российского общества и спортивной этики.

Литература

1. Ваганова О.И. Цифровые технологии в образовательном пространстве // О.И. Ваганова, А.В. Гладков, Е.Ю. Коновалова, И.Р. Воронина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 2 (31). - С. 53-56.

2. Мешкова Л.Н. Современная цифровая среда как средство социокультурного становления личности подростка / Л.Н. Мешкова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2021. -Т. 10. - № 4А. - С. 23-32.

3. Панов В.И. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография / В.И. Панов, Э.В. Патра-ков. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. - 199 с.

4. Скок Н.С. Показатели проявлений девиантного поведения юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности / Н.С. Скок, Ю.М. Макаров, В.С. Куликов, Н.В. Луткова // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 42-43.

5. Mediascope: интернетом в России пользуются 80% населения старше 12 лет [Электронный ресурс] // Mediascope. - 2022. - Режим доступа: https://mediascope.net/news/1460058/.

References

1. Skok N.S., Makarov Yu.M., Kulikov V.S., Lutkova N.V. Pokazateli proyavleniy deviantnogo povedeniya yunykh sportsmenov v protsesse trenirovochnoy deyatelnosti [Indicators of manifestations of deviant behavior of young athletes in the process of training activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 1. pp. 42-43.

2. Mediascope: internetom v Rossii polzuyutsya 80% naseleniya starshe 12 let [Mediascope: 80% of the population over 12 years old use the Internet in Russia] [Electronic resource]. Mediascope. 2022. Available at: https://mediascope.net/news/1460058/

3. Panov V.I., Patrakov E.V. Tsifrovizatsiya informatsionnoy sredy: riski, pred-stavleniya, vzaimodeystviya [Digitalization of the information environment: risks, ideas, interactions]. Moscow: FGBNU «Psikhologicheskiy institut RAO» publ.; Kursk: «Universitetskaya kniga» publ., 2020. 199 p.

4. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Konovalova E.Yu., Voronina I.R. Tsi-frovyye tekhnologii v obrazovatelnom prostranstve [Digital technologies in the educational space]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2020. No. 2 (31). pp. 53-56.

5. Meshkova L.N. Sovremennaya tsifrovaya sreda kak sredstvo sotsiokul-turnogo stanovleniya lichnosti podrostka [Modern digital environment as a means of socio-cultural formation of a teenager's personality]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. 2021. Vol. 10. No. 4A. pp. 23-32. DOI: 10.34670/AR.2021.62.17.003

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ: КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Жернаков1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Уколов1 'Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск, Красноярский край

УДМ^С 796.011.3

Ключевые слова: физическая подготовленность, динамика, курсанты, пожарно-спасательная академия, контроль и коррекция.

Введение. Физическая подготовка курсантов пожарно-спасательной академии является базовой составляющей подготовки специалистов в вузах данного профиля. В связи с этим проведение мониторинга физической подготовленности курсантов на всех этапах обучения в академии способствует, на наш взгляд, поддержанию на должном уровне и развитию физических качеств будущих специалистов пожарно-спасательной отрасли.

Цель исследования - выявить динамику показателей физической подготовленности курсантов в период обучения в пожарно-спасательной академии и предложить мероприятия по совершенствованию образовательных программ физической подготовки.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 500 курсантов пожарно-спасательной академии (1-5-й курсы), у которых был проведен анализ динамики показателей физической подготовленности за период их обучения в вузе. Для контроля физической подготовленности применялись следующие тесты: бег на 3000 м и 100 м; челночный бег 10х10 м; комплексное силовое упражнение (КСУ) и подтягивание на высокой перекладине.

Результаты исследования и выводы. Выявлено, что показатели физической подготовленности курсантов наблюдаются в беге на 100 и 3000 м, в подтягивании на перекладине. В меньшей степени снижены показатели в челночном беге и КСУ. По завершении обучения в академии у курсантов 5-го

PHYSICAL FITNESS DYNAMICS OF FIRE AND RESCUE ACADEMY CADETS: CONTROL AND CORRECTION

Dr.Hab. , Professor V.V. Ponomarev1 Phd, Associate Professor D.V. Zhernakov1 PhD, Associate Professor A.V. Ukolov1 'Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region

Поступила в редакцию 11.07.2023 г.

курса отмечается снижение показателей физической подготовленности в беге на 100 и 3000 м. Данная динамика, прежде всего, связана с возрастными физиологическими изменениями в организме курсантов, что в свою очередь требует коррекции программного содержания физической подготовки будущих специалистов отрасли.

На основе полученных данных предлагается расширить содержание учебных программ физической подготовки будущих специалистов пожарно-спасательной отрасли за счет включения разнообразных форм круговой тренировки, комплексных силовых и спортивных игр, проведения занятий в форме спортивной тренировки, системного применения контрольных стартов с учетом возрастных физиологических изменений в организме обучающихся, а также рекомендовать курсантам активизировать работу над самостоятельной физической подготовкой.

Использованная литература

1. Пономарев В.В. Контроль и коррекция физического состояния курсантов пожарно-спасательной академии на основе модельных показателей // В.В. Пономарев, А.В. Макаров, Д.В. Жернаков, А.В. Уколов // XXV Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы обеспечения безопасности», 26-24 апреля 2023, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург - С. 111-117.

2. Пономарев В.В. Управление физической подготовкой курсантов пожарно-спасательной академии // В.В. Пономарев, Д.В. Жерна-ков, А.В. Уколов // VII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессиональной подготовки пожарных и спасателей». Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, 29 марта 2023 - С. 81-84.

Информация для связи с автором: vaspon59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.